Что относят к объективному критерию прогресса почему ответ кратко

Обновлено: 05.07.2024

Изменения в процессе развития сложны и многообразны. Двумя противоположными по своим характеристикам, разнонаправленными и вместе с тем неотделимыми друг от друга тенденциями развития выступают прогресс и регресс.

Идея прогресса возникла в период подъема капитализма. Под прогрессом понималось развитие человеческого общества по восходящей линии от низших, менее совершенных форм к высшим, более совершенным. Идея прогресса заключала в себе попытку взглянуть на человеческую историю в целом, оценить достигнутые исторические результаты, понять основные тенденции истории, перспективы будущего общественного развития.

Идея прогресса долгое время носила ценностный характер, воплощая в себе высокие цели, идеалы равенства, справедливости, свободы, человеческого достоинства. Такие ценностные моменты актуальны и сегодня, они вряд ли утратят свое значение и в будущем. Однако важно осмыслить объективные черты прогресса. [/ Прогресс — это переход от низших, менее совершенных форм к более высоким и совершенным. Прогресс связан с повышением уровня организации системы. Если в процессе развития возрастает число элементов и подсистем, усложняются объединяющие их структуры, увеличивается число связей и взаимодействий, а также расширяются функции, выполняемые этими элементами и подсистемами, обеспечивая тем самым большую устойчивость, сохранность, приспособленность, жизнеспособность и возможность дальнейшего развития, то такой процесс называют прогрессом. У Если же в результате процесса развития уменьшается объем полезных для системы функций, распадаются существовавшие ранее структуры, сокращается число подсистем, элементов и связей, обеспечивающих существование, устойчивость и жизнедеятельность данной системы, то такой процесс называют регрессом.

Долгое время развитие, как отмечалось, приравнивалось к прогрессу. В реальных процессах развития природы и общества проявляется многонаправленностъ процессов, включающая в себя не только прогресс, но и регресс. Представления об однонаправленном развитии малообоснованны: никакого обязательного прогресса не обнаруживается ни в одном реальном процессе.

Итак, в реальном развитии линии прогресса и регресса сложным образом переплетены, представляют собой единое целое. Что следует считать прогрессом, нужно рассматривать в каждом конкретном случае.

К концу XX — началу XXI в. понятие прогресса стало включать в себя, прежде всего, идею об освобождении людей от всех видов угнетения, порабощения и насилия. Современные представления о прогрессе предполагают также союз людей с живой и неживой природой, высокие достижения науки и техники, освобождение человечества на этой основе от пагубных физических недостатков, болезней, высокой смертности и т.д.

В отношениях между людьми основополагающим остается устранение из человеческой жизни всех видов отчуждения, враждебности и агрессивности. Предусматривается также освоение всем человечеством подлинных достижений культуры, развитие творческих способностей людей, создание новых, высших культурных ценностей.

В целом развитие человечества идет по линии нарастания прогрессивных социальных изменений. В историческом масштабе общая совокупность социальных изменений от первобытного общества к современному может быть охарактеризована как прогрессивное развитие. Однако социальный прогресс имеет противоречивый характер. К некоторым областям социальной жизни прогресс неприменим. Сюда относится область искусства как социального института. Искусство не стоит на месте, оно постоянно подвержено изменениям. Вместе с тем понятие прогресса неприменимо, когда рассматривается художественная, эстетическая сторона эволюции, развития искусства. Здесь можно говорить лишь об определенном прогрессе технических средств создания, сохранения и распространения произведений искусства.

Аналогичным образом следует оценивать и эволюцию некоторых других социальных институтов и явлений, например религии. То же можно сказать и о фундаментальных философских системах: их эволюция имеет место, но понятие прогресса здесь неприменимо.

Принципиальная особенность нашей эпохи — развитие самосознания человечества как единого целого. Восприятие планеты Земля как общего дома для всех людей, понимание общности судьбы, будущего, перспектив социального и экономического развития становятся определяющими и в представлениях о социальном прогрессе.

История человечества неопровержимо свидетельствует о ее поступательном прогрессивном развитии, о ее движении от низшего к высшему. Несомненным является прогресс техники: от каменных орудий — к железным, от простых ручных орудий — к машинам, колоссально увеличивающим производительность человеческого труда.

Однако существуют теории, которые либо отрицают прогресс, либо признают его с серьезными оговорками. Действительно, технический прогресс приводит во многих случаях к разрушению природы и подрыву естественных основ существования общества. Наука не только способствует созиданию, но и порождает разрушительные силы. Особенно это касается военной техники, оружия массового поражения. Да и в обыденной жизни внедрение новинок науки и техники не только обеспечивает комфорт, но и влечет за собой массу отрицательных последствий. Излучение телеэкранов и компьютерных мониторов плохо влияет на зрение, чрезмерное увлечение Интернетом убивает живое общение людей.

Оценить прогрессивную или регрессивную направленность явлений сложно еще и потому, что разные люди по-разному понимают сущность изменений. То, что в глазах одних выступает прогрессом, для других — проявления регресса. Так, народ может враждебно встретить реформы, проведение которых правительство считает необходимым.

Для более правильной оценки развития общества необходимо выделить объективный критерий прогресса. Бесспорно, объективным показателем прогресса является уровень развития орудий труда, материальные возможности влияния на окружающую среду и способность изменять ее. В этом отношении рабовладение и феодализм прогрессивнее первобытно-общинного строя, а капитализм прогрессивнее феодализма. Современный этап развития человечества более прогрессивен, чем период рубежа XIX—XX вв. С этой же точки зрения развитие народов России, США, стран Европы более прогрессивно, чем развитие реликтовых племен, живущих в Африке, Австралии и Южной Америке. Таким образом, высшим и всеобщим объективным критерием общественного прогресса служит развитие производительных сил (орудий труда), развитие самого человека.

Процесс развития человечества от его возникновения до современности включает в себя прошлое и настоящее, которые органически связаны между собой. Настоящее — это итог всей предшествовавшей всемирной истории и в то же время основа для будущего. Будущее человечества уже объективно содержится в его настоящем как в материальном, так и в духовном отношении. Оно будет результатом творческой, практической деятельности людей. Созидать будущее можно лишь используя то, что уже создано в настоящем на основе опыта и знаний, накопленных в прошлом.

Будущее человечества, несомненно, связано с дальнейшим восхождением общества на новые ступени своего развития в ходе реального исторического процесса. Это поступательное движение не может быть ни простым продолжением настоящего, ни повторением прошлого. Этот процесс означает становление совершенно нового, беспрецедентного в истории гуманного и демократического общества, которое призвано воплотить в себе вековые социальные идеалы человечества.

Вглядываясь в прошлое, оценивая настоящее, мы можем сделать вывод, что одной из основных закономерностей развития общества выступает необратимость социального прогресса в масштабе всемирной истории. Нельзя отрицать, что на протяжении всей истории человечества неоднократно имели место длительные застойные периоды в развитии, различные общества в результате стихийных бедствий и социальных катастроф иногда оказывались отброшенными далеко назад в экономическом, политическом и культурном отношении. Но при всей сложности, неравномерности и противоречивости процесса развития происходило неуклонное восхождение человечества от низших форм социальной организации к высшим. Хотя в каждом конкретном случае исход столкновения противостоящих друг другу сил прогресса и регресса заранее не предрешен, тем не менее победа прогрессивных сил, как правило, оказывается безусловной, тогда как победа регрессивных сил — временной и преходящей. Это обстоятельство и придает необратимость социальному прогрессу, пока существует человечество.

В каждом последующем периоде развития появляется все больше новых открытий и изобретений, которые человечество использует в повседневной жизни. Основную часть времени своего существования человечество занималось ручным трудом. Машинное производство появилось два века назад, электричество стали использовать чуть более ста лет назад. Авиация и автомобилестроение стали интенсивно развиваться в первой трети XX в. Телевидение стало доступно широким массам населения с 1960-х гг., а компьютеры — с 1980—1990-х гг.

Однако нельзя сказать, что человечество идет единой дорогой социального прогресса. Примеры истории и современности показывают, что различные народы развиваются с неодинаковой скоростью. Одни из них достигли уровня, который позволяет отнести их к числу развитых стран, другие находятся еще на стадии первобытно-общинного строя. В истории неоднократно происходило взаимодействие народов, находящихся на разных ступенях общественного развития. Различные исторические примеры доказывают, что большее влияние оказывает более развитый народ на менее развитый. При этом менее развитый народ заимствует не только положительные результаты эволюции более развитого народа, но и массу негативных проявлений развития. Например, внедрение европейской культуры в иных странах приводило к деградации коренного населения, распространению среди аборигенов алкоголизма и неизвестных им ранее заболеваний.

Тем не менее нет оснований опасаться замедления социального прогресса в развитии человечества. Интеллектуальный прогресс состоит в том, что все больший объем знаний человечество способно вмещать в искусственную память благодаря изобретению письменности, книгопечатания, видеозаписи и компьютеров.

Мозг отдельного среднего человека обладает колоссальной информационной емкостью. Ученые считают, что человеческая память способна содержать до 10 млрд бит информации. Это означает, что человек будущего при правильном воспитании и образовании, если он разумно распорядится своей памятью, может обладать общеобразовательными знаниями в объеме десятков энциклопедий по самым разным областям науки.

Объективная логика всемирной истории указывает на поступательное развитие человечества. Но во всеобщем прогрессивном развитии нельзя не учитывать многообразных особенностей эволюции конкретных народов, в истории которых встречаются неравномерность развития, зигзаги, регрессивные черты. Периоды взлета духовной культуры не всегда совпадали с экономическим подъемом и наоборот. Тем не менее нельзя отрицать общей прогрессивной тенденции развития человечества как в историческом прошлом, так и в настоящем.

Вопросы и задания

1. Дайте развернутое определение прогресса и регресса. В чем проявляется их взаимосвязь?

2. В чем состоит проблема понимания развития явлений с точки зрения прогресса и регресса?

3. Какой смысл вкладывается в понятие прогресса в наше время?

4. В чем проявляется противоречивость социального прогресса?

5. Что относят к объективному критерию прогресса? Почему?

6. Приводя примеры из истории, докажите тезис о необратимости социального прогресса.

8. Какую роль в развитии играют пределы экстенсивного роста?

9. Почему народы Земли развиваются с неодинаковой скоростью? Как отношения между народами влияют на процесс их развития?

10. Какие прогрессивные и регрессивные черты проявляются в развитии современного человечества? Каким путем пойдет человечество в XXI в.? Свой ответ обоснуйте.

Объективный критерий и типы cоциального прогресса. Объективный критерий прогресса. Марксизм: развитие общества - закономерный процесс, чем более широкими материальными возможностями обладает человек в своей деятельности, тем выше уровень развития общества. Поэтому имеено в развитии производительных сил следует искать объективный критерий общественного прогресса. Итак, высши м ивсеобщим объективным критерием общественного прогресса является развитие производительных сил, включая развитие самого человека. Типы общественного прогресса: антогонистический (капитализм) и неантогонистический (социализм). Неантогонистический тип общественного прогресса - это более высокий и более сложный по своей организации, по сравнению со стихийным тип развития, требующий от общества постоянных и сознательных усилий.
Движущие cилы и cубъекты иcторичеcкого процесса. Интересы как побудительная сила к действию. Этот вопрос обсуждался задолго до марксизма. Уже Аристотель справедливо указывал, что человека побуждает к действию интерес. Эта проблема играла огромную роль в размышленях философов XVII-XIX вв. Любой человек живет не сам по себе, он связан с другими людьми, поэтому он как частица класса, общественной группы он связан с другими людьми одинаковыми условиями существования, сходным образом жизни и общностью интересов. В этом и поисходит сведение интересов индивида к интересам общества. Гегель: "Интересы" двигают жизнью народов". Интерес существует объективно, независиво от того, осознан он или нет. Без учета всех интересов общества оно не смогло бы понять путей своего развития. Проблема субъекта исторического процесса. Субъект-личность, действующая сознательно и ответственная за свои действия. Группа тоже может быть субъектом, если у нее имеются общие интересы, цели действия, то есть если она представляет собой некоторую целостность. Т.е. в данном случае группу можно рассматривать как социальный субъект, в качестве которого могут выступать та или иная соц. группа, народ, человечество. Основные соц. субъектами исторического процесса явл. общественные классы. Борьба классов- была движущей силой общественного развития на определенной его стадии. Роль соц. субъекта могут играть также и такие исторические общности, как народности и нации, когда они обретают самосознание и сплачиваются во имя определенной цели, но нации всегда возглавляются классами, которые и в этом случае остаются основными движущими силами и субъектами исторического процесса. В современном мире проблема субъекта исторического творчества преобретает новые смысловые грани. В наше время правомерно ставить вопрос о превращении всего человечества, всего мирового сообщества в субъекта исторического процесса.

Законы развития общества - это объективные, существенные, необходимые, побторяющиеся связи явлений общественной жизни, характеризующие основную направленность соц.развития от низшего к высшему. Развитие : с увеличением материальных и духовных благ возрастают и потребности
человека. Специфика общественных законов: 1)они возникли вместе свозникновением общества ипотому невечны. 2)законы природы происходят, а законы развития общества делаются и проявляются в совокупной сознательной деятельности людей. 3)носят более сложный характер 4)так же как и в природе в обществе закономерное (общее) действует через единичное, индивидуальное, случайное, в органическом единстве с ним. На каждом этапе развития действуют и общие законы, характеризующие устойчивое в истории, и специфические, проявляющиеся только в ограниченном историческом времени или пространстве.НТР и альтернативы будущего. В ходе НТП выделяют особо крупные вехи,связанные с качественным преобразованием производительных сил. 1-м этапом стал этап механизации,освободивший человека от изнурительного физ.труда. Главное направление современной НТР (2-й этап) ­­­автоматизация, связанная с развитием электроники и вычислительной техники. Основная черта современной НТР - превращение науки в ведущую силу производства. НТР ведет также к изменениям в соц.сфере, выводит человечество на решение глобальных проблем.
Концепции будущего развития: 1)"постиндустриального" общества(Д.Белл) - обществом станут управлять организаторы науки и техники (менеджеры), а определяющим фактором развития ­­­научные центры.
Суть: Всеобщая технизация жизниспособна решить все соц.проблемы.
Ошибочность: Абсолютизация роли науки и техники (Они не могут решать сложные политические проблемы). 2)технофобии - то есть страха перед всепроникающей силой техники. НТП принимает такие масштабы, что грозит выйти из-под контроля общества и стать грозной разрушительной силой цивилизации, способной нанести непоправимый вред природе и самому человеку.
Мировое развитие являет собой заклномерный поступательный процесс, противоречия которого представляют собой источник, движ силу общ прогресса.Всемирная история постоянно выдвигала пробл противоречий общ прогресса, и каждая ее эпоха свидетельствовала о катаклизмах, прерворотах и вместе с тем она являет собой необходимый процесс движ человечества от одних форм своей соц организации к другим, более совершенным.Критерий прогресса - общественно историческая практика, в кот выделяются два ее основных вида: производственная и социально-преобразующая. Ядром этой практики выступает развитие производ сил как высшего критерия общ прогресса. Главное в произв силах - это человек Этим объясняется то, что в данном критерии воплощаются и достижения науки, принципы управления, и социально-полит состояние общества, и уровень образования, и образ жизни вплоть до мировоззрения, кот опосредовано влияют на эффективность производства. Вот почему “развитие производ сил человечества означает прежде всего развитие богатства чел природы как самоцель”. Действительным ядром общ прогресса выступают способ производства.Для определения подлинно прогрессивного есть критерий, выработанный самой историей человечества. Критерий этот, выраженный словом гуманизм, обозначает как специф свойства чел природы так и оценку этих свойств как высшего начала общ жизни. Прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма.




Объективный критерий и типы cоциального прогресса. Объективный критерий прогресса. Марксизм: развитие общества - закономерный процесс, чем более широкими материальными возможностями обладает человек в своей деятельности, тем выше уровень развития общества. Поэтому имеено в развитии производительных сил следует искать объективный критерий общественного прогресса. Итак, высши м ивсеобщим объективным критерием общественного прогресса является развитие производительных сил, включая развитие самого человека. Типы общественного прогресса: антогонистический (капитализм) и неантогонистический (социализм). Неантогонистический тип общественного прогресса - это более высокий и более сложный по своей организации, по сравнению со стихийным тип развития, требующий от общества постоянных и сознательных усилий.
Движущие cилы и cубъекты иcторичеcкого процесса. Интересы как побудительная сила к действию. Этот вопрос обсуждался задолго до марксизма. Уже Аристотель справедливо указывал, что человека побуждает к действию интерес. Эта проблема играла огромную роль в размышленях философов XVII-XIX вв. Любой человек живет не сам по себе, он связан с другими людьми, поэтому он как частица класса, общественной группы он связан с другими людьми одинаковыми условиями существования, сходным образом жизни и общностью интересов. В этом и поисходит сведение интересов индивида к интересам общества. Гегель: "Интересы" двигают жизнью народов". Интерес существует объективно, независиво от того, осознан он или нет. Без учета всех интересов общества оно не смогло бы понять путей своего развития. Проблема субъекта исторического процесса. Субъект-личность, действующая сознательно и ответственная за свои действия. Группа тоже может быть субъектом, если у нее имеются общие интересы, цели действия, то есть если она представляет собой некоторую целостность. Т.е. в данном случае группу можно рассматривать как социальный субъект, в качестве которого могут выступать та или иная соц. группа, народ, человечество. Основные соц. субъектами исторического процесса явл. общественные классы. Борьба классов- была движущей силой общественного развития на определенной его стадии. Роль соц. субъекта могут играть также и такие исторические общности, как народности и нации, когда они обретают самосознание и сплачиваются во имя определенной цели, но нации всегда возглавляются классами, которые и в этом случае остаются основными движущими силами и субъектами исторического процесса. В современном мире проблема субъекта исторического творчества преобретает новые смысловые грани. В наше время правомерно ставить вопрос о превращении всего человечества, всего мирового сообщества в субъекта исторического процесса.

Законы развития общества - это объективные, существенные, необходимые, побторяющиеся связи явлений общественной жизни, характеризующие основную направленность соц.развития от низшего к высшему. Развитие : с увеличением материальных и духовных благ возрастают и потребности
человека. Специфика общественных законов: 1)они возникли вместе свозникновением общества ипотому невечны. 2)законы природы происходят, а законы развития общества делаются и проявляются в совокупной сознательной деятельности людей. 3)носят более сложный характер 4)так же как и в природе в обществе закономерное (общее) действует через единичное, индивидуальное, случайное, в органическом единстве с ним. На каждом этапе развития действуют и общие законы, характеризующие устойчивое в истории, и специфические, проявляющиеся только в ограниченном историческом времени или пространстве.НТР и альтернативы будущего. В ходе НТП выделяют особо крупные вехи,связанные с качественным преобразованием производительных сил. 1-м этапом стал этап механизации,освободивший человека от изнурительного физ.труда. Главное направление современной НТР (2-й этап) ­­­автоматизация, связанная с развитием электроники и вычислительной техники. Основная черта современной НТР - превращение науки в ведущую силу производства. НТР ведет также к изменениям в соц.сфере, выводит человечество на решение глобальных проблем.
Концепции будущего развития: 1)"постиндустриального" общества(Д.Белл) - обществом станут управлять организаторы науки и техники (менеджеры), а определяющим фактором развития ­­­научные центры.
Суть: Всеобщая технизация жизниспособна решить все соц.проблемы.
Ошибочность: Абсолютизация роли науки и техники (Они не могут решать сложные политические проблемы). 2)технофобии - то есть страха перед всепроникающей силой техники. НТП принимает такие масштабы, что грозит выйти из-под контроля общества и стать грозной разрушительной силой цивилизации, способной нанести непоправимый вред природе и самому человеку.
Мировое развитие являет собой заклномерный поступательный процесс, противоречия которого представляют собой источник, движ силу общ прогресса.Всемирная история постоянно выдвигала пробл противоречий общ прогресса, и каждая ее эпоха свидетельствовала о катаклизмах, прерворотах и вместе с тем она являет собой необходимый процесс движ человечества от одних форм своей соц организации к другим, более совершенным.Критерий прогресса - общественно историческая практика, в кот выделяются два ее основных вида: производственная и социально-преобразующая. Ядром этой практики выступает развитие производ сил как высшего критерия общ прогресса. Главное в произв силах - это человек Этим объясняется то, что в данном критерии воплощаются и достижения науки, принципы управления, и социально-полит состояние общества, и уровень образования, и образ жизни вплоть до мировоззрения, кот опосредовано влияют на эффективность производства. Вот почему “развитие производ сил человечества означает прежде всего развитие богатства чел природы как самоцель”. Действительным ядром общ прогресса выступают способ производства.Для определения подлинно прогрессивного есть критерий, выработанный самой историей человечества. Критерий этот, выраженный словом гуманизм, обозначает как специф свойства чел природы так и оценку этих свойств как высшего начала общ жизни. Прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма.

В качестве наиболее сложной проблемы теории прогресса выступает определение основного объективного критерия. И правда: существуют ли точные измерители уровня общественного прогресса? Что выступает в качестве показателей, обобщенно отражающих главные источники общественного прогресса?

В ситуации определения основного критерия общественного прогресса происходит учет интересов нескольких классов, имеющих значительные различия. В каждом общественном классе существуют собственные критерии обоснования, отвечающие за сохранение и учет интересов этого класса.

Так, некоторые современные зарубежные социологи и философы являются противниками попыток объективизации критериев общественного прогресса. Они пытаются доказать, что разрешение вопросов прогресса в общественной истории является исключительно субъективным, так как полностью опосредуется выбором критериев общественного прогресса.

В свою очередь, выбор конкретного критерия происходит за счет учета шкалы ценностей, избранной теми, кто склонен браться за изучение прогресса. При этом, человек делает это в соответствии с личными взглядами и установками, а также идеалами и симпатиями.

Имея в наличии один критерий, становится возможным признание наличия прогресса в историческом контексте, при появлении новых критериев данный факт может опровергаться. В данном случае любые точки зрения являются равноправными, так как являются в равной степени субъективными.

Специфика критериев общественного прогресса

В материализме отвергается субъективистская и релятивистская позиция социологов и философов об общественном прогрессе. Согласно проводимым исследованиям, наличие в обществе прогресса является объективной закономерностью, которая может быть доступна исключительно строгим научным исследованиям.

В контексте этого, основным критерием общественного прогресса должен быть объективный конструкт. На основании данного конструкта, определяющими причинами постепенного развития всей человеческой истории является производительная сила, которая также выступает в качестве объективного показателя характера и способов разрешения противоречий, которые возникают между природой и обществом.

Исходя из вышеописанного, в качестве основного объективного критерия общественного прогресса выступает непосредственное развития производительной силы. За счет нее образуется основа связи и единства мировой истории, что отражается непрерывной линией подъема, проходящей через любой общественный процесс.

За счет изменения производительной силы оформляются все виды деятельности людей, несмотря на социальную сферу, в которой она осуществляет свою работу. Данный фактор имеет общесоциологическую (общеисторическую) природу и имеет распространение на все общественные группы, которые когда-либо существовали и функционировали в историческом ракурсе. Благодаря ему становится возможным определение для каждой социальной формации ее исторического места в поступательных движениях человечества.

Согласно результатам исследований, вопросы об объективности критериев общественного прогресса сводятся к выявлению первопричин постепенного развития общества, либо определению первичного элемента изменений.

В действительности, объективные критерии, глядя на которые можно определять уровень прогрессивности или реакционности определенного явления, а также степень данных процессов, имеют сильную зависимость от уровня и характера развития производительных сил. От характера производительных сил зависит все общество в целом.

Стоит учитывать также и то что общественно-экономические формации в историческом контексте располагаются в зависимости от уровня и характера производительной силы.

Основываясь на этом, наиболее прогрессивной общественной системой (либо социально-экономическим строем, политикой, идеологии, морали) будет считаться та, которая в максимальной степени будет способствовать стимуляции развития производительных сил и создания для них наибольшего простора.

Так, все процессы, действия и явления, которые в контексте производственных отношений, взглядов и идей сопутствуют продолжению развития производительной силы, работают для содействия прогрессу. И наоборот: все факторы, тормозящие данное развитие будут связаны с упадком и регрессом. Однако в этом смысле не существует автоматических зависимостей.

Прогресс в производственной сфере не всегда может прямолинейно сказываться на прогрессе духовной жизни общества, и сферах искусства и морали. Корреляция между развитием потребностей производственной силы с одной стороны, и явлений духовной жизни общества с другой опосредуется сложностью и многообразием общественных отношений, а установление данной связи является весьма сложным процессом.

В истории существования различных эксплуататорских формаций известно множество фактов того, что прогресс производительной силы обеспечивался за счет жестоких насильственных методов, которые были связаны с нарушением этических норм.

Современными зарубежными социологами достаточно часто абсолютизируется роль техники, и, в особенности, компьютера и его значимости в общественном развитии. Некоторые считают технику причиной и критерием непосредственного прогресса. Вместе с тем, данное утверждение не является верным.

Техника и компьютеры, а также целостные объекты и производственные средства выступают одним из элементов создания духовных и материальных благ. В качестве другого элемента выступают люди, которые заняты непосредственным созданием и производством духовных и материальных благ.

При этом, трудящаяся масса выступает важнейшим элементом в совокупности производительной силы общества. Исходя из этого, в качестве важнейшего показателя прогрессивности общественно-экономических систем выступает наличие возможностей, которые создаются для комплексного развития творческой активности и способностей трудящихся, совместно с затратами на удовлетворение их духовных и материальных потребностей.

Исходя из вышеописанного, для определения первенства определенной общественной системы необходимо проведение сравнения в первую очередь возможностей, которые предоставляются ей для развития производительной силы.

Данные возможности как правило принято реализовывать в повышенном темпе развития общественных производств, совместно с массовым распространением культуры в массах трудящихся, а также повсеместным их привлечением к управлению общественными делами.

Несмотря на всю сложность развития общества, его важнейшей траекторией выступают постепенные движения, вместе с тем, процессы развития от низшего уровня к высшему не только безостановочно продолжаются, но также и ускоряются от одной формации к другой.

Данный факт заметен уже исходя из времени существования различных формаций: период первообщинного строя занимал 40-50 тысяч лет, тогда как вся написанная история – ненамного превышает 5 тысяч лет, из которых период рабства длился 3-3,5 тысяч лет; период феодализма – 1,5 тысячи лет; период капитализма – несколько столетий; период социализма – несколько десятилетий.

В качестве наиболее обобщенного показателя развития производительной силы, либо объективного критерия общественного прогресса выступает темп роста производительности труда. Производительность труда сама по себе может свидетельствовать только об уровне развития производительной силы общества.

В то же время, показатели роста производительности труда отражают также и особенности производительной силы, то есть специфику и характер отношений непосредственного производителя со средствами производства. Любой новой общественной формации присущи большие темпы роста производительности труда, в сравнении с предшествующими.

При капитализме, производительность труда развивается в 20-40 тысяч раз быстрее, чем в условиях первобытнообщинного строя; в 100-150 раз быстрее, чем при рабовладельческом строе; в 50-60 раз быстрее, чем в период феодализма.

Необходимо учитывать, что в данном случае нельзя учитывать только простое сравнение уровня производственного развития, которое было достигнуто к текущему моменту странами с разными социальными строями.

Поскольку большому количеству стран, в которых утвержден демократический строй большое количество времени приходилось затрачивать на преодоление унаследованной от прошлых эпох технико-экономической отсталости, совместно со сложностями, которые вызываются в результате сопротивления реакционных сил, возникших в результате войн и иных событий.

Исходя из этого, необходимо конкретное время, чтобы стало возможным догонять сраны, которые в более ранние сроки прошли этап индустриализации и перешли к компьютеризации. Так как прогресс является совокупным результатом восходящих вех развития всех сторон жизни общества.

Он измеряется целой совокупностью различных критериев, в каждом из которых имеются собственное место и назначение в контексте определения уровня постепенного общественного развития. В данной системе существует определенная соподчиненность и иерархия, а также основные и не основные критерии, которые являются обусловленными и определяющими.

В условиях иерархии критериев прогресса общества, развитию производственных сил уделяется приоритетное значение. Иные критерии, которые действуют в области науки, морали, философии и иных сфер могут отражать только явления, возникающие на основе определенных особенностей и уровня производительной силы.

Критерий морального прогресса – это увеличение личностной свободы. Критерием научного прогресса может выступать процесс преобразования науки в непосредственные производительные силы. Критерий прогресса в области философии – это установление в обществе демократического мировоззрения.

Прогресс общества является многогранным явлением, который подразумевает поступательные факты развития во всех сферах социальной жизни. Ступени прогрессивно развивающихся форм человеческой истории в своей сути имеет соответствие с определенными общественно-экономическими формациями.

В условиях сохранения качественных состояний, формация, аналогично живому, развивающемуся организму проходит стадии зарождения, развития и распада. Разделение между восходящими и нисходящими стадиями формации образуется благодаря нарушению соответствия сторон общественных производств, совместно с его воздействие на все системы общественных отношений.

Вместе с тем, исторически, развитие общества является непрерывным процессом. В ядре старых общественно-экономических формаций начинают рождаться предпосылки других, более высоких формаций (предстающих в форме новой производительной силы, перемен социально-экономических структур).

Полное раскрытие этих предпосылок может тормозиться из-за препятствия в виде старого социального строя. Скачки в поступательном общественном развитии характеризуют революционные переходы к новым, высшим формам общественно-экономических формаций.

Любая новая формация проходит процесс зарождения, формирования и приходу на замену старой исключительно на основе предыдущей, а также ее достижений.

В процессе, когда определенная формация развивается по восходящей траектории, все факторы, способствующие ее укреплению являются прогрессивными. В случае, когда формация проходит период загнивания и застоя, прогрессивным начинает становиться то, что способствует надлому этих устоев, в то время как способы торможения данного процесса также будут являться регрессивными.

Прогрессивные особенности развития общества нельзя трактовать в упрощенной схеме. История развития человеческого общества является сложной и противоречивой. Социальный прогресс является ее генеральной линией и общей направленностью.

Вместе с тем, в условиях исторического прогресса наблюдались и реставрационные периоды, и трагические катастрофы, которые иногда приводили к полной гибели целой цивилизации, а также большие и глубинные заблуждения человеческих мыслей.

А сегодня поговорим, что такое прогресс в нашей жизни, в общественном развитии, в эволюции биосферы нашей планеты (что это?).

Прогресс

Прогресс – это …

Начну с примеров. Человек, обучаясь в школе, в профессиональном учебном заведении, в ВУЗе, получает новые знания, новые навыки, т.е. прогрессирует в своем развитии, это личностный прогресс.

Совершаются открытия в науке, совершенствуются старые и появляются новые производственные технологии – это научно-технический прогресс.

Вывод: прогресс – это процесс развития какой-либо системы в направлении от низшего → к высшему, от простого → к сложному.

    (как социальная общность людей); , техника, технологии;
  1. взгляды, мировосприятие.

Критерии прогресса

Существуют определенные признаки (критерии), которые свидетельствуют о том, что в какой-либо системе наметился или уже начался прогресс:

  1. в данной системе появились подсистемы (т.е. усложнилась структура системы);
  2. увеличилось количество связей между подсистемами внутри системы;
  3. возрос функционал каждой из подсистем.

Перечисленные критерии актуальны для всех сфер: начиная от эволюционных изменений в природе, заканчивая социальными процессами в обществе.

Возьмем для примера производственную сферу. В конце 19 века для увеличения производительности труда вместо ручного труда активно стали использоваться станки и механизмы (т.е. в системе появились подсистемы).

Это дало толчок научным изысканиям для совершенствования используемой техники (увеличилась связь между подсистемами). Появляется техника не только для производства материальных благ, но и для научных экспериментов (возрос функционал каждой из подсистем).

Противоречивость прогресса

Сущность прогресса не однозначна. В чем заключается противоречивость:

  1. прогресс в одной сфере может инициировать регресс в другой;
  2. прогрессивные изменения могут иметь для человечества как положительные последствия, так и отрицательные;
  3. прогресс не есть прямолинейный процесс, он характеризуется подъемами и спадами.

Противоречивость

Примеры противоречивости прогресса:

  1. прогресс в научно-технической сфере позволяет человеку получать все больше материальных благ, уменьшая его зависимость от природы → постепенно увеличивается ущерб, наносимый природе, истребляются ее невозобновляемые ресурсы (прогресс науки и техники инициировал активное уничтожение природных ресурсов);
  2. прогресс науки позволил человеку получить контроль над ядерной энергией → человек создал ядерное оружие, способное уничтожить все живое на нашей планете (положительные и отрицательные последствия научного открытия);
  3. развитие человечества:

Научно-технический прогресс

Научно-технический прогресс (НТП) – это развитие науки и техники, обеспеченное интенсивным познанием человеком сил природы, ее законов и применением их на практике.

Проявляется в повышении производительности труда за счет применения новых технологий, в освоении новых сфер, ранее недоступных человеку. Благодаря НТП изменяется жизнь общества и, как следствие – жизнь каждого человека.

Научно-технический

НТП – это тесная связь между наукой, техникой и технологиями. Качественное улучшение одной из составляющих вызывает рост уровня двух других.

Если прогрессивные изменения в науке и технике происходят вследствие постепенного количественного накопления научной базы и развития техники и технологий, то говорят об эволюционном НТП.

Если же описанные изменения происходят в очень короткий период времени (взрывообразно) за счет качественного скачка науки, то такой НТП называют научно-технической революцией.

Наука

НТП на современном этапе имеет свои отличительные особенности:

    Наука становится производительной силой, так как оказывает огромное влияние на совершенствование производства. И, в свою очередь, наука в своем развитии опирается на производственные достижения.

Например, ученые изобрели уникальный способ обработки стекла, что позволило создать микроскоп с огромной степенью увеличения. Это дало ученым возможность совершить новые открытия, которые стали основой для очередного усовершенствования производства;

Присущ ли прогресс развитию природы

С тех пор как человек стал интенсивно пользоваться природными ресурсами, природе наносится очевидный ущерб: истощаются запасы полезных ископаемых, загрязняется атмосфера (это что?) и океаны, вымирают некоторые виды флоры и фауны.

Эволюция – это, прежде всего – развитие. А развитие может носить как поступательный (прогресс), так возвратный (регресс) характер. И эти два вектора развития взаимно дополняют друг друга.

Природа

Возможно, что люди, как биологический вид, перестанут существовать (например, после тотальной ядерной войны). При этом исчезнут большинство видов животных и растений. Очевидно, что это регресс природы.

Но эволюция будет продолжаться: останутся некоторые экземпляры флоры и фауны, они видоизменятся и породят новые виды. Возможно, что появится и замена человеку, но это будет уже новый вид, потому что кардинально изменится среда, в которой будут жить эти разумные существа.

Процесс видоизменения и возрождения природы прогрессивен по своей сути.

Вместо заключения

Прогресс (как и регресс) – это направление развития. Следовательно, весь материальный и нематериальный мир, который нас окружает, развивается по этим векторам.

И, коль человечество как вид до сих пор существует, значит, прогресс в его развитии преобладает.

Виды

Примеры противоречивости общественного прогресса показывают, что нельзя однозначно воспринимать происходящие в обществе изменения, даже если они прогрессивны.

Робот

Читайте наш блог, это один из источников прогресса в вашем самообразовании!

Автор статьи: Елена Копейкина

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Технологии, которые не вредят природе — это просто следующий этап прогресса. Главное, чтоб именно эти разработки стали приоритетными.

Научно-технический прогресс медленно, но верно уничтожает нашу планету. Безусловно, появление новых технологий улучшает качество жизни, но в некоторых сферах давно появились излишества.

Поскольку жизненный цикл всегда развивается по спирали вполне возможны какие-то катаклизмы, которые отбросят человечество на несколько веков назад, если передовые умы не примут меры для обеспечения баланса.

Читайте также: