Какое влияние оказали идеи ульмской школы на европейский дизайн

Обновлено: 02.07.2024

Ульмская высшая школа художественного конструирования. 1953—55. Архитектор М. Билль.Ульмская школа была новой передовой школой для дизайнеров, которая заменила Баухауз после второй мировой войны. Основана в 1951 году. Ее первым директором стал Макс Билл, получивший дизайнерское образование в Баухаузе. Он придерживался концепции чистого, функционального дизайна на протяжении тех пяти лет, пока он был директором в Ульме.

В течение второй половины 50-х эта идея получила теоретическое обоснование. К этому времени директором Ульмской школы стал аргентинец Томас Мальдонадо (р. в 1922 году). Более четверти своего времени в Ульме студенты тратили на изучение эргономики, социологии, экономики и психологии, чтобы затем в профессиональной деятельности уметь применять системный подход к процессу проектирования.

Ульмские профессора сетовали на то, что богатство западных стран увеличилось настолько, что дизайн стал удовлетворять желания заказчика лучше, чем это действительно необходимо. Эта критика капиталистической системы, которой занимались Мальдонадо и его коллеги, бывшие ульмские студенты, Гуи Бонсип и Клод Шнейдт, и упорные разнообразные дебаты привели к закрытию школы в 18 году.

Ульмская высшая школа художественного конструирования. 1953—55. Архитектор М. Билль.Ульмская школа была новой передовой школой для дизайнеров, которая заменила Баухауз после второй мировой войны. Основана в 1951 году. Ее первым директором стал Макс Билл, получивший дизайнерское образование в Баухаузе. Он придерживался концепции чистого, функционального дизайна на протяжении тех пяти лет, пока он был директором в Ульме.

В течение второй половины 50-х эта идея получила теоретическое обоснование. К этому времени директором Ульмской школы стал аргентинец Томас Мальдонадо (р. в 1922 году). Более четверти своего времени в Ульме студенты тратили на изучение эргономики, социологии, экономики и психологии, чтобы затем в профессиональной деятельности уметь применять системный подход к процессу проектирования.




Ульмские профессора сетовали на то, что богатство западных стран увеличилось настолько, что дизайн стал удовлетворять желания заказчика лучше, чем это действительно необходимо. Эта критика капиталистической системы, которой занимались Мальдонадо и его коллеги, бывшие ульмские студенты, Гуи Бонсип и Клод Шнейдт, и упорные разнообразные дебаты привели к закрытию школы в 18 году.

Семестр/модуль 5
072500.62 Дизайн. Профиль Дизайн среды
ИСТД, кафедра Дизайна
Доцент Иванова Ольга Гениевна
История дизайна, науки и техники
Тема 13
Дизайн стран Западной Европы во второй половине
ХХ века.
Дизайн Германии. Ульмская школа дизайна.

2. Ключевые понятия

3. Германия – страна функционализма (традиции немецкого дизайна). Традиции функционализма

4. Германия – страна функционализма (традиции немецкого дизайна). Автомобильный дизайн

6. Германия – страна функционализма (традиции немецкого дизайна). Современный автомобильный дизайн

7. Германия – страна функционализма (традиции немецкого дизайна). Немецкий дизайн 1945-1960 гг.

8. Ульмская школа. Открытие Ульмской школы

9. Ульмская школа. Факультеты школы

В Ульмской школе существовали четыре факультета:
Факультет дизайна промышленных изделий выпускал
специалистов по изделиям, используемым в быту, на производстве,
в научно-исследовательских и медицинских учреждениях, а также в
учебных заведениях.
Факультет строительства был призван готовить архитекторов для
проектирования объектов, воздвигаемых индустриальными
методами
Факультет визуальных коммуникаций готовил специалистов в
области полиграфии, графики, фотографии, оформления выставок и
дизайна упаковки.
Факультет информации был создан для подготовки журналистов
широкого профиля.
9

10. Ульмская школа. Макс Билл –первый руководитель Ульмской школы.

11. Ульмская школа. Макс Билл. Лента Мёбиуса

13. Ульмская школа. Макс Билл. Массовое производство

14. Ульмская школа. Ганс Гугелот

Ганс Гугелот (1920-1965), один из
создателей Ульмской школы.
Г. Гугелоту принадлежит самая
непосредственная и активная роль
в разработке методики
дизайнерского проектирования с
разбивкой его на общепринятые
сегодня этапы - сбор информации,
предпроектный анализ, этапы
собственно проектирования и т.д.
Эта методика определила
своеобразие педагогической
деятельности Ульма.
14

15. Ульмская школа. Томас Мальдонадо

Томас Мальдонадо (род. в 1922)итальянский теоретик, педагог,
живописец и организатор дизайна
С 1954 по 1967 год он преподаватель ( отделение
визуальных коммуникаций), а
затем руководитель Высшей
школы формообразования в
Ульме. В 1965 году преподавал в
британском королевском колледже
искусств, в 1966 году - в
Принстонском университете,
позднее (1968 -70 гг.) возглавлял
кафедру Архитектурной школы
при университете. В 1967-1969
годах был президентом ИКСИД.
15

16. Ульмская школа. Работы студентов

17. Ульмская школа. Историческая заслуга

Основатель "Баухауза" Вальтер
Гропиус (Walter Gropius) называл
это "эффективностью формы".
Минимализм - вот главная черта
немецкого дизайна. Ничего
лишнего - но при этом высокое
техническое качество. Немецкий
дизайн функционален и
бесстрастен. Кстати, идеи
немецких дизайнеров заимствуют
и сегодня.
Apple, например, в последние
годы очень успешно использует
стиль фирмы "Браун" 50-х-60-х
годов в области развлекательной
электроники.
27
Продукция компании Браун,
1970-1990 гг.

В конце XX века требовалась другая графика написания логотипа.
Его модернизацию выполнил Александр Искин, бывший сотрудник Харьковского
филиала ВНИИТЭ, ныне живущий и работающий в Германии. За 6 месяцев им был
создан уточненный вариант логотипа
30

31. Творчество немецких дизайнеров и дизайнерских студий. Штефан Веверка

32. Творчество немецких дизайнеров и дизайнерских студий. Гугелот-дизайн

33. Творчество немецких дизайнеров и дизайнерских студий. Гугелот-дизайн. Работы

Г. Гугелот. Поворотный
слайд-проектор
"Карусель S для Kodak,
1963
33
Г. Гугелот.
Электробритва для
Braun AG, 1961
Ханс Гугелота и Гугелота Design
GmbH. Дверная ручка, 1964

34. Творчество немецких дизайнеров и дизайнерских студий. Отл Айхер.

Отл Айхер (1922-1991) – один из
выдающихся графических
дизайнеров Германии ХХ века.
Отл Айхер является создателем
концепции корпоративной
идентичности. Причем его теория
касалась как фирменного стиля
компании, так и ее философии.
Сотрудничество с ним отразилось
не только на графическом
отображении работавших с ним
компаний, но и на становлении их
бренда как такового.
О. Айхер. Логотип компании
Люфтганза
34

35. Творчество немецких дизайнеров и дизайнерских студий. Отл Айхер. Дизайн к Олимпийским играм 1972

Однако более всего О. Айхер
прославился как ведущий
дизайнер Олимпийских игр 1972
года в Мюнхене.
В истории мирового дизайна
разработка графического стиля
мюнхенской Олимпиады 1976 года
бюро Отла Айхера считается
образцовой.
35
О. Айхер. Логотип игр и схема
пиктограмм для мюнхенской
Олимпиады, 1972

36. Творчество немецких дизайнеров и дизайнерских студий. Отто Фрай

Отто Фрай (1925 ) –закончил
технический университет Берлина,
в 1950 году с дипломом
архитектора. В конце учебы он
получил грант на полугодовую
поездку в США, где Отто
познакомился с ведущими
архитекторами того времени:
Райтом, Нойтра, Мис ван дер Роэ,
Мендельсоном. В 1954 году он
защитил докторскую диссертацию
на тему "Подвесные тентовые
перекрытия".
36

37. Творчество немецких дизайнеров и дизайнерских студий. Отто Фрай. Подвесные конструкции нового типа

38. Творчество немецких дизайнеров и дизайнерских студий. Хартмуд Эсслингер

39. Творчество немецких дизайнеров и дизайнерских студий. Хартмуд Эсслингер. Форма следует эмоции

40. Творчество немецких дизайнеров и дизайнерских студий. Луиджи Колани. Нет прямым линиям

42. Творчество немецких дизайнеров и дизайнерских студий. Луиджи Колани. Т90

43. Творчество немецких дизайнеров и дизайнерских студий. Луиджи Колани. Кавасаки 1500

44. Творчество немецких дизайнеров и дизайнерских студий. Луиджи Колани. Работы

45. Творчество немецких дизайнеров и дизайнерских студий. Луиджи Колани. Биодизайн

46. Творчество немецких дизайнеров и дизайнерских студий. Луиджи Колани. Биодизайн Колани

47. Творчество немецких дизайнеров и дизайнерских студий. Инго Мауэр

48. Творчество немецких дизайнеров и дизайнерских студий. Инго Мауэр. Работы

Алюминиевые трубки, сталь, пластик
В конструкции использованы 10 бутылок
Campari Soda, пластик, металл
48
Инго Маурер награжден множеством
премий в области дизайна. Ему
присвоена академическая степень
профессора Королевского
колледжа искусств в Лондоне. Он
— дизайнер, играющий со светом,
вызывающий эмоциональное
потрясение своими фееричными
инсталляциями.

Их по сей день любят рисовать на сумках для спортивного снаряжения. А в 70-80-е годы это был почти канон стиля для молодых и активных. К сожалению, не многие знают, что за лаконичными фигурками из кружочков и палочек стоит имя человека с драматичной судьбой и одного из самых признанных авторитетов в мире дизайна - Отля Айхера.

Кажется, дизайн на олимпийских играх присутствовал всегда. Но это не так. Лишь на олимпиаде 1964 года в Токио впервые была разработана графическая концепция соревнований - двадцать пиктограмм обозначающих различные виды спорта Её, кстати, эксплуатируют в Японии и сегодня. Но в этом скорее приверженность национальным ценностям, чем духу времени. По настоящему универсальные образы были созданы именно немецким дизайнером к олимпиаде 1972 года в Мюнхене.

Тогда Отл Айхер не просто выполнял заказ, он должен был стать антагонистом. Вытравить всё, с чем ассоциировалась Германия середины 20 столетия (нацизм, холокост, расизм) - задача непосильная. Но показать, что в обществе созрел новый демократичный дух и мировоззрение - было вполне по силам художнику такого уровня и класса. Вряд ли пост главного дизайнера олимпиады ему достался по каким-то другим причинам. Но если честно, они тоже были.

Айхер родился в 1922 году в Ульме и с детства был близким другом Вернера Шолля, семья которого не изменяла либеральным взглядам даже с приходом к власти Гитлера. Впоследствии он женился на его сестре Инге. А другая сестра, Софи, известная как активист антинацистского Сопротивления и лидер подпольной группы "Белая Роза", вместе с братом Гансом была казнена за распространение антифашистской литературы в 1943 году. Айхер тоже не стоял в стороне. В 1937 году его арестовали за отказ вступать в гитлерюгенд. А после того, как началась война, им было предпринято несколько попыток уклониться от призыва. В 1945 году он дезертировал с фронта и укрывался в доме Штоллей до самого краха гитлеровского режима.

Лишь в мирное время он смог полноценно заняться тем, к чему стремился - закончил отделение скульптуры в Академии изящных искусств Мюнхена и вскоре открыл собственную студию в Ульме. В 1953 году вместе с женой Ингой и швейцарским дизайнером Максом Биллом Айхер создаёт Ульмскую школу дизайна.

Сегодня это такой же брэнд как Баухаус. Есть лишь одно существенное отличие. Баухаус экспериментировал, а эта группа создавала новую методологию, основанную на науке, исследованиях и определённых принципах.

Суть этой методологии сегодня понятна каждому, кто слышал про

корпоративный стиль. Заслуга лично Айхера в том, что он довел его до совершенства. Раньше графические дизайнеры делали упаковку и рекламу собирая их из разрозненных изображений, шрифтов и декоративных элементов.

ЧИТАЙТЕ НА "АРХИСТОРИИ":

Работы Айхера создавали новую эстетику, которая была одинаково уместна на кроссовках, коробках для транспортировки вещей, стадионах и автобусных остановках.

Ну и конечно он блестяще продемонстрировал всё это, работая с такими компаниями как Braun, Lufhansa, Railroad Hamburg. Для национального авиаперевозчика Айхер буквально вылепил образ и стиль, по сей день узнаваемый миллионами людей.

Это подразумевало не только проработку логотипа, но и выбор цвета (знаменитый дынно-желтый), шрифта, формы для стюардесс.

Не удивительно, что подряд на дизайнерскую концепцию олимпиады в Мюнхене тоже достался группе художников под его руководством.

ЧИТАЙТЕ НА "АРХИСТОРИИ":

Никто не знал, как это будет выглядеть. Но все понимали, что символам берлинской олимпиады, проходившей в 1936 году, с её имперским высокомерием и спесью, здесь точно не должно быть места. Лишь один пример того, как это делалось.

К мюнхенской олимпиаде впервые решили разработать официальный талисман. Инструкцией, которую утвердил Айхер, категорически запрещалось использовать при его создании черный и красный цвета, они ассоциировались с национал-социализмом. В облике очаровательной таксы Вальди их действительно нет, как и в другой символике соревнований.

В общем, Айхер со своими единомышленниками всё придумал как надо.

Граффити с пиктограммами Айхера до сих пор сохранились на одном из сооружений олимпийской деревни Мюнхена

Граффити с пиктограммами Айхера до сих пор сохранились на одном из сооружений олимпийской деревни Мюнхена

Не смотря на то, что поначалу его человечки вызывали много нареканий, впоследствии именно эти пиктограммы пошли в тираж в качестве принтов на одежду, сумки, информационные табло. А главная заслуга Отля Айхера в том, что благодаря им люди в любой точке мира научились не только различать виды спорта, но и безошибочно находить эскалатор, остановку автобуса, аэропорт, общественный туалет.


Ульм школа дизайна ( немецкий : Hochschule für Gestaltung Ульм ) был колледж дизайна , основанного в Ульме , Германия . Он был основан в 1953 году Инге Айхер-Шолль , Отл Айхером и Максом Биллом , последний был первым ректором школы и бывшим учеником Баухауса . HfG быстро завоевал международное признание, сделав упор на целостный, междисциплинарный контекст дизайна, выходящий за рамки подхода Баухауса, объединяющего искусство, ремесло и технологии. Предметы социологии, психологии, политики, экономики, философии и системного мышления были интегрированы с эстетикой и технологиями. Во время работы HfG с 1953 по 1968 годы прогрессивные подходы к процессу проектирования были реализованы в отделах продуктового дизайна, визуальных коммуникаций, промышленного строительства, информации и кинопроизводства.

Здание HfG было спроектировано Максом Биллом и остается нетронутым сегодня как исторически важное и функциональное здание под эгидой Foundation Ulm. HfG был самым прогрессивным учебным заведением в области дизайна в 1950-х и 1960-х годах и пионером в изучении семиотики . Он считается одной из самых значительных школ дизайна в мире, не уступающей по влиянию Баухаусу.

СОДЕРЖАНИЕ

История


Предпосылки и ранняя политическая история

Послевоенные годы, с 1945 по 1952 год, в Западной Германии характеризовались серьезными планами реструктуризации и финансирования, такими как план Маршалла .

В 1946 году Инге Шолль вместе с Отл Айхером и группой молодых интеллектуалов подумывали о создании учебно-исследовательского учреждения, чтобы способствовать идеалу гуманистического образования и связать творческую деятельность с повседневной жизнью. Они будут стремиться к этой цели в контексте культурной реконструкции немецкого общества, морально разрушенного нацизмом и Второй мировой войной. Проект финансировался за счет притока миллиона марок Джоном МакКлоем из американского верховного командования Германии в послевоенную структуру управления.

Благодаря контактам с Максом Биллом и Вальтером Гропиусом Фонд также получил финансовую поддержку от Федерального финансового управления Германии и Европейской помощи Европе, а также частные взносы и финансирование отрасли.


HfG открыла новый колледж в 1953 году под ректором Макса Билла, бывшего студента Баухауза. 3 августа того же года были начаты операции в помещениях Ульмской Volkshochschule (учебного заведения для взрослых) с преподавателями, состоящими из Йозефа Альберса , Йоханнеса Иттена и Вальтера Петерханса (бывшие инструкторы Баухауза) и Хелен Нонне-Шмидт (выпускница Баухауза). ). Позже в состав преподавателей HfG войдут Ханс Гугелот , Отл Айхер , Томас Мальдонадо , Фридрих Фордемберг-Гильдеварт и Вальтер Цайшегг. Выдающиеся лекторы были приглашены из различных дисциплин, в том числе: Мис ван дер Роэ , Вальтер Гропиус , Чарльз и Рэй Имз , Герберт Байер , Йозеф Мюллер-Брокманн , Рейнер Банхам , Бакминстер Фуллер , Хьюго Херинг , Конрад Ваксманн , Норберт Винер , Ральф. Эллисон и Миа Сигер.

Обучение основывалось на учебной программе, рассчитанной на четыре года. Первый учебный год был посвящен базовому курсу, а затем студенты выбрали специальность из продуктового дизайна, визуальной коммуникации, промышленного строительства, информации (которая длилась до 1962 года) и кинопроизводства, которая до 1961 года принадлежала отделу визуальных коммуникаций с 1962 года и стала независимой. .

В 1953 году было начато строительство нового здания, спроектированного Максом Биллом, и открытие состоялось 2 октября 1955 года. Комплекс зданий HfG был одним из первых в Германии, построенных в виде железобетонных конструкций с просторными мастерскими, общежитиями и кафетерием. Интерьеры и обстановка были рассчитаны на гибкое использование, а открытые террасы часто использовались для лекций.

Внутренние конфликты


Скамейка разработана Максом Биллом. Эта универсальная мебель функционального дизайна использовалась для различных целей в мастерских HFG Ulm.



Чашка как часть штабелируемой посуды для отелей, разработанная Гансом Ником Рерихтом для дипломной работы в 1958 и 1959 годах.

Следствием этой дискуссии стала большая выставка работ, созданных в классах HfG и продемонстрировавшая успешное сочетание искусства и науки. Первоначально выставка проходила в Ульме и Штутгарте в 1963 году, позже - в Neue Sammlung в Мюнхене и в Stedelijk Museum Amsterdam. В дополнение к фундаментальным дебатам по учебной программе, были внесены изменения в конституцию и повторное введение единственного ректора вместо Совета управляющих.

Закрытие HfG

После прекращения грантов Фонд школы оказался в долгах. В 1968 году некоторые учителя были уволены из-за тяжелого материального положения, а количество классов сократилось. В ноябре региональный парламент проголосовал за прекращение финансирования, поэтому школа была закрыта из-за протестов позже в том же году.

Учебный план


Автомобиль, разработанный Клаусом Криппендорфом для заключительного дипломного проекта Product Design.

Учебная программа длилась 4 года. Первый год был посвящен базовому курсу дизайна ( Воркурс ), призванному восполнить дефицит начального и среднего образования в плане творческой проектной деятельности.

Второй и третий год были посвящены факультативной специализации: дизайн продукции , промышленное строительство , визуальная коммуникация и информация , с добавлением кинопроизводства позже.

Последний год обучения был предназначен для защиты диссертации. План был предметом исследований, которые были проведены относительно новых подходов к проектированию и которые затем были внедрены на каждом факультете специальностей.

Базовый курс

Студенты всех программ прошли один и тот же базовый курс дизайна, который длился год. Этот курс был обязательным перед переходом к одной из пяти программ специализации, предлагаемых учреждением. Содержание курса было:

  • Визуальные эксперименты: двух- и трехмерные исследования, основанные на представлениях и учениях о симметрии и топологии.
  • Мастерские: дерево, металл, пластмасса, фотография и др.
  • Презентация: конструктивный рисунок, письмо, язык, от руки и т. Д.
  • Методология: введение в логику, математику, комбинаторику и топологию.

Отдел дизайна продукции



Отдел промышленного дизайна был тем, кто добился большего, и это радикально изменило представление о промышленном дизайне . Развитие новых методов массового производства во время Второй мировой войны побудило дизайнера перестать сосредотачиваться в первую очередь на художественной точке зрения профессии. Поэтому при обучении HfG уделяется повышенное внимание научным и технологическим соображениям, в большей степени отвечающим требованиям времени, а также процессам промышленного производства, которые определяют качество конечного продукта и влияют на эстетический вид продукта.

  • Обучение изготовлению: конструкция изделия, организация эксплуатации, процессы, процедуры, расчеты.
  • Технологии: Черные металлы, цветные металлы, дерево, пластмассы и технологии формовки.
  • Строительная техника.
  • Математический анализ операций: теория групп, статистика, стандартизация.
  • Научные теории.
  • Эргономика: человеко-машинные системы .
  • Теории восприятия, особенно социальные
  • Механика: кинематическая, динамическая и статическая.
  • Авторское право и прочее.

Отдел визуальной коммуникации

Учебная программа включала разработку и внедрение визуальных репортажей, новостных систем и средств передачи информации. Акцент был сделан на области планирования и анализа современных средств коммуникации, с четким акцентом на иллюстративное искусство. Мальдонадо также ввел изучение семиотики. Этот отдел тесно сотрудничал с Департаментом информации. Хотя HfG дистанцировался от рекламной индустрии в СМИ .

HfG работала в первую очередь в области убедительной коммуникации в таких областях, как системы дорожных знаков для транспортных средств и пешеходов, планы технического оборудования, визуальный перевод научного содержания для легкого понимания и единство коммуникационных материалов компании.

Подход к обучению


Схематическое обучение HFG Ulm. Дизайн школы характеризовался формулированием схемы обучения в области искусства и науки.

Сотрудничество с Braun

Наследие

Здания Ульмской школы дизайна, спроектированные Максом Биллом, и окружающие зеленые насаждения содержатся в хорошем состоянии, используются различными организациями и считаются важным наследием.

Экспонаты

С сентября 2011 года по апрель 2012 года в Disseny Hub Barcelona проходила выставка, посвященная Ульмской школе дизайна. Это было названо системным дизайном. Ульмская школа

Читайте также: