Какое влияние эпоха возрождения оказала на европейское общество кратко

Обновлено: 30.06.2024

Искусство.

При теоцентризме и аскетизме средневековой картины мира искусство в средние века служило прежде всего религии, передавая мир и человека в их отношении к Богу, в условных формах, было сосредоточено в пространстве храма. Ни видимый мир, ни человек не могли быть самоценными предметами искусства. В 13 в. в средневековой культуре наблюдаются новые тенденции (жизнерадостное учение Св. Франциска, творчество Данте, предтечи гуманизма). На вторую половину 13 в. приходится начало переходной эпохи в развитии итальянского искусства – Проторенессанса (длилась до начала 15 в.), подготовившей Ренессанс. Творчество некоторых художников этого времени (Дж. Фабриано, Чимабуэ, С.Мартини и др.), вполне средневековых по иконографии, проникается более жизнерадостным и светским началом, фигуры приобретают относительный объем. В скульптуре преодолевается готическая бесплотность фигур, снижается готическая эмоциональность (Н.Пизано). Впервые отчетливо разрыв со средневековыми традициями проявился в конце 13 – первой трети 14 в. во фресках Джотто ди Бондоне, который ввел в живопись чувство трехмерного пространства, писал фигуры более объемными, больше внимание уделял обстановке и, главное, проявил особенный, чуждый экзальтированной готике, реализм в изображении человеческих переживаний.

Родоначальником Раннего Возрождения считается флорентийский живописец Мазаччо, подхвативший традицию Джотто, добившийся почти скульптурной осязаемости фигур, использовавший принципы линейной перспективы, ушедший от условности изображения обстановки. Дальнейшее развитие живописи в 15 в. шло в школах Флоренции, Умбрии, Падуи, Венеции (Ф.Липпи, Д.Венециано, П. дела Франческо, А.Паллайоло, А.Мантенья, К.Кривели, С.Боттичелли и многие др.). В 15 в. рождается и развивается ренессансная скульптура (Л.Гиберти, Донателло, Я. делла Кверча, Л. делла Роббиа, Верроккьо и др., Донателло впервые создал самостоятельно стоящую, не связанную с архитектурой круглую статую, первым изобразил обнаженное тело с выражением чувственности) и архитектура (Ф.Брунеллески, Л.Б.Альберти и др.). Мастера 15 в. (прежде всего Л.Б.Альберти, П. делла Франческо) создали теорию изобразительных искусств и архитектуры.

Около 1500 в творчестве Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Джорджоне, Тициана итальянская живопись и скульптура достигли своей наивысшей точки, вступив в пору Высокого Возрождения. Созданные ими образы совершенно воплощали человеческое достоинство, силу, мудрость, красоту. В живописи была достигнута небывалая пластичность и пространственность. Архитектура достигла своей вершины в творчестве Д.Браманте, Рафаэля, Микеланджело. Уже в 1520-е в искусстве Центральной Италии, в искусстве Венеции в 1530-е, происходят перемены, означавшие наступление Позднего Возрождения. Классический идеал Высокого Возрождения, связанный с гуманизмом 15 в., быстро утратил свое значение, не отвечая новой исторической обстановке (потеря Италией своей независимости) и духовному климату (итальянский гуманизм стал более трезв, даже трагичен). Творчество Микеланджело, Тициана обретает драматическую напряженность, трагизм, иногда доходящий до отчаянья, сложность формального выражения. К Позднему Возрождению можно отнести П.Веронезе, А.Палладио, Я.Тинторетто и др. Реакцией на кризис Высокого Возрождения было возникновение нового художественного течения – маньеризма, с его обостренной субъективностью, манерностью (часто доходящей до вычурности и жеманности), порывистой религиозной одухотворенностью и холодным аллегоризмом (Понтормо, Бронзино, Челлини, Пармиджанино и др.).

 © DeA Picture Library/A. De Gregorio ТИНТОРЕТТО. САРНЦО ПРИНОСИТ ПОБЕДУ ВЕНЕЦИАНЦАМ НАД АРДЖЕНТОЙ
 IGDA/G. Dagli Orti ПАОЛО ВЕРОНЕЗЕ. БРАК В КАНЕ. 1562–1563. Лувр, Париж
 IGDA/G. Dagli Orti АНЬОЛО БРОНЗИНО. ПОРТРЕТ ИЗАБЕЛЛЫ МЕДИЧИ. 1542. Галерея Уффици, Флоренция. 1562–1563. Лувр, Париж
 IGDA БЕНВЕНУТО ЧЕЛЛИНИ. ПЕРСЕЙ
 Archivio I.G.D.A. ПАРМИДЖАНИНО. РАБЫНЯ-ТУРЧАНКА

 IGDA ИЕРОНИМУС БОСХ. САД ЗЕМНЫХ НАСЛАЖДЕНИЙ. Левая створка триптиха.
 IGDA/G. Dagli Orti ЖАН ФУКЕ. ПЬЕТА ИЗ НУАНА. Левая створка триптиха.

 IGDA АЛЬБРЕХТ ДЮРЕР. ПОРТРЕТ ОТЦА
 IGDA/Bulloz ГАНС ГОЛЬБЕЙН МЛАДШИЙ. АННА КЛЕВСКАЯ
 IGDA/G. Dagli Orti МАТТИАС ГРЮНЕВАЛЬД. Правая створка Изенхеймского алтаря с изображением Воскресения Христа. 1511–1516. Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция.

Наука.

Важнейшим условием масштабности и революционности достижений науки Возрождения было гуманистическое мировоззрение, в котором деятельность по освоению мира понималась как составляющая земного предназначения человека. К этому нужно добавить возрождение античной науки. Немалую роль в развитии сыграли нужды мореплавания, применения артиллерии, создания гидросооружений и т.п. Распространение научных знаний, обмен ими между учеными были бы невозможны без изобретения книгопечатания ок. 1445.

Важнейшим научным событием 16 в. стала коперниковская революция в астрономии. Польский астроном Николай Коперник в трактате Об обращении небесных сфер (1543) отверг господствовавшую геоцентрическую птолемеевско-аристотелевскую картину мира и не только постулировал вращение небесных тел вокруг Солнца, а Земли еще вокруг своей оси, но и впервые подробно показал (геоцентризм как догадка родился еще в Древней Греции), как исходя из такой системы можно объяснить – гораздо лучше, чем ранее – все данные астрономических наблюдений. В 16 в. новая система мира, в целом, не получила поддержки в научном сообществе. Убедительные доказательства истинности теории Коперника привел только Галилей.

Опираясь на опыт, некоторые ученые 16 в (среди них Леонардо, Б.Варки) высказывали сомнение относительно законов аристотелевской механики, безраздельно господствовавшей до того времени, но своего решения проблем не предложили (позже это сделает Галилей). Практика применения артиллерии способствовала постановке и решению новых научных проблем: Тарталья в трактате Новая наука рассмотрел вопросы баллистики. Теорией рычагов и весов занимался Кардано. Леонардо да Винчи стал основоположником гидравлики. Его теоретические изыскания были связаны с устройством им гидросооружений, проведением мелиоративных работ, строительством каналов, усовершенствованием шлюзов. Английский врач У.Гилберт положил начало изучению электромагнитных явлений, опубликовав сочинение О магните (1600), где описал его свойства.

Критическое отношение к авторитетам и опора на опыт ярко проявились в медицине и анатомии. Фламандец А.Везалий в своем знаменитом труде О строении человеческого тела (1543) подробнейше описал тело человека, опираясь при этом на свои многочисленные наблюдения при анатомировании трупов, подвергнув критике Галена и других авторитетов. В начале 16 в. наряду с алхимией возникает ятрохимия – врачебная химия, разрабатывавшая новые лечебные препараты. Одним из ее родоначальников был Ф. фон Гогенгейм (Парацельс). Отвергая достижения предшественников, он, по сути, не ушел далеко от них в теории, но как практик ввел ряд новых лекарственных препаратов.

В 16 в. получили развитие минералогия, ботаника, зоология (Георг Бауэр Агрикола, К. Геснер, Чезальпино, Ронделэ, Белона), которые в эпоху Возрождения были на стадии собирания фактов. Большую роль в развитии этих наук играли отчеты исследователей новых стран, содержавшие описания флоры и фауны.

Наука эпохи Возрождения слабо затронула производительные силы, развивавшиеся по пути постепенного совершенствования традиции. В то же время успехи астрономии, географии, картографии послужили важнейшей предпосылкой Великих географических открытий, приведших к коренным изменениям в мировой торговле, к колониальной экспансии и революции цен в Европе. Достижения науки эпохи Возрождения стали необходимым условием для генезиса классической науки Нового времени.

Вид их был ужасен, вместо волос у них были змеи, в руках они держали бичи и факелы. Богинями чего были Алекто, Тисифона и Мегера?

Из тьмы к свету: истоки Ренессанса

Ренессанс Вазари разделил на три периода. Первый период – XIII-XIV вв. Он связан с именем Джотто, одного из первых итальянских художников, который перешел от стилизованных изображений людей, пейзажей и архитектуры к более натуралистичному. Второй период – XV в. Он включает таких художников, как Донателло, Брунеллески и Мазаччо. Третий период пришелся на время жизни самого Вазари и связан с именами таких гениев, как да Винчи, Рафаэль и Микеланджело.

Смерть перед вторым рождением

Само восприятие мира различалось в эти две эпохи. В Средние века в Европе доминировало христианство. Искусство в этом свете было лишь способом возвеличить Бога, преобладала религиозная тематика. А Ренессанс, напротив, характеризовался гуманизмом, то есть интересом к человеку. В отличие от средневековых ученых и деятелей искусства, люди эпохи Ренессанса помещали человека и его природу в центр вселенной.

Гуманисты, конечно, не отрицали христианство. Они исповедовали синкретизм, предполагающий общность и сопоставимость идей разных философских школ и религиозных систем. Также они верили в возрождение человеческого духа и мудрости. С этим и связан интерес к классическому искусству Греции и Рима.

Как начался Ренессанс

Явление наблюдалось сразу в нескольких европейских странах, поэтому точно назвать место и время появления Ренессанса нельзя. Но итальянское Возрождение началось в городе Флоренция в XIV в.

Одна из ключевых фигур того времени – Франческо Петрарка, родившийся в 1340-м в Тоскане. Он был поэтом, ученым и дипломатом. Также Петрарка интересовался классической философией и считал Римскую империю верхом достижений человека. Период, наступивший после ее падения, он характеризовал как время социального упадка в Европе. Историю он считал последовательностью не исторических эпох, а достижений человека.

Итальянские города-государства

В центральной и северной частях Италии начали формироваться города-государства, сыгравшие роль в становлении Ренессанса. Это были сильные и независимые центры, соперничавшие между собой: Флоренция, Сиена, Пиза, Анкона. Чаще управляли в этих городах могущественные и знатные семьи.

Одним из них было семейство Медичи , правившее Флоренцией в XV-XVIII вв. Когда-то Медичи были крестьянами из Тосканы, затем перебрались во Флоренцию, прельстившись возможностями торговли и наживания богатства.

Медичи были не единственной семьей, которые решили попытать счастья во Флоренции. Однако многие другие семьи обанкротились. В то время в Европе царила экономическая депрессия. Ухудшила ситуацию эпидемия чумы в середине XIV в. Медичи сумели пережить эти бедствия и укрепить свое положение во Флоренции. Самые известные представители – Козимо, Лоренцо и Екатерина.

Покровительство Медичи способствовало появлению новых мастеров, которыми мы восхищаемся сегодня. В их числе был, помимо Рафаэля и Микеланджело, и Леонардо да Винчи. Что касается Рафаэля, то Медичи были изгнаны из Флоренции во времена его жизни. Однако он заручился в Риме поддержкой папы Льва X, который тоже принадлежал династии Медичи.

Из Флоренции Ренессанс распространился по всей Италии: в Венецию, Геную, Милан, Болонью и Рим, включая Ватикан.

Хотя моральный облик римских пап того период удручает, они активно вкладывали средства в искусство и архитектуру Рима, желая повысить престиж Вечного города. В частности, при папе Юлии IIначалась реконструкция собора Святого Петра. При других папах была расписана Сикстинская капелла.

Дальнейшее распространение

Немецкий Ренессанс отличался от французского и итальянского. Он оказался тесно связан с Реформацией в начале XVI в. Тогда же в Германии произошло событие, невероятно повлиявшее на всю историю человечества, – изобретение Иоганном Гутенбергом печатного станка.

Возрождение в Англии совпало с периодом правления Елизаветы I. Оно больше связано с достижениями в литературе, а не живописи. В частности, именно тогда создавал свои произведения Уильям Шекспир.

Концом эпохи Ренессанса стал XVI в., хотя некоторые исследователи утверждают, что это произошло столетием позже. В Италии к его упадку привела экономическая разруха и политическая нестабильность. Однако нельзя заявлять, что Возрождение просто закончилось. Скорее, оно трансформировалось и продолжило существовать в иных проявлениях.

Спасибо за внимание! Можно не подписываться и не лайкать, но если сделаете это, автор поймет, что старается не зря :)

С точки зрения христианства - эпоха возрождения - первый шаг обмирщения (секуляризации) христианства - это восстановление эллинистического языческого мышления, проникновения языческих культов в строгую и аскетическую систему средневекового христианства. В культурном смысле - это купеческий кич итальянской олигархии. Как ни странно, католическая верхушка и папы, борясь формально с "возрождением", приняли его роскошь и развратную сущность золотого тельца.
Естественно, что "возрождние" породило "возражение на возрождение". Породило реформацию, - движение за очищение христианства от результатов "возрождения", которое превратилось в полтора столетия религиозных войн Мартын Лютый выпустил джина из бутылки (по сути своей протестанты - это христианские ваххабиты), папа наносит ответный удар - инквизиция, доминиканцы и иезуиты. Как говорится - "море крови и груды костей". и вот результат: религиозные войны вместе с последующими эпидемиями уничтожили в Европе (в процентном отношении) больше людей, чем обе мировые войны и закончились ничем - резолюцией "кто чем владеет, да владеет".И тут же началась религиозно-националистическоя война на Украине и фронда во Франции.
Еще один результат 1648 года - на базе бранденбургского герцогства возникло маленькое, но очень вредное государство - королевство Пруссия (что в конце-концов привело к мировым войнам 20-го века).
Все это привело также к всеобщему разочарованию христианством, фраанцузским просветителям, атеизму, коммунизму, фашизму, Фрейду и Дарвину, Марксу, Ленину и Сталину, Горбачеву, Путину и Порошенко.

Хокку:
Мне хорошо.
Сижу на "ж".
Ниже не упасть. Летите, голуби. ле-е-етите!

Эпоха Возрождения и ее роль в истории человечества. Реформация

В процессе самостоятельной работы по этой теме вам предстоит изучить следующие вопросы:
Европа на пороге Нового времени. Великие географические открытия и их последствия.
Эпоха Возрождения в поисках новой личности.
Смысл и результаты Реформации в Европе.
Из прошлого материала Вам известно, что закат средневековья начался в 15 веке . Не случайно этот период называют временем великого прорыва. Хотя для многих историков границей, отделяющей одну эпоху от другой, является английская буржуазная революция, во время которой была разрушена старая политическая система и открылся свободный путь для развития капитализма. Тем не менее, именно с 15 века кардинальные изменения охватили все сферы государственной и общественной жизни. Поэтому исторический период, о котором пойдет речь, правильно назвать этапом перехода к Новому времени, или ранним Новым временем, ибо уже тогда закладывались основы современной западноевропейской цивилизации, буржуазного производства. Благодаря техническим нововведениям ускорились темпы экономического развития. Великие географические открытия раздвинули границы западного мира, ускорился процесс формирования национальных рынков, общеевропейского и мирового. Появился новый социальный тип, представленный дельцом, предпринимателем. В религии, литературе и искусстве происходили изменения, разрушавшие систему средневековых ценностей.
Это не означает, что средневековье отступило перед новыми веяниями: в массовом сознании традиционные представления сохранялись. Противостояла новым идеям церковь, используя средневековое средство - инквизицию. Идея свободы человеческой личности продолжала существовать в обществе, разделенном на сословия. Не исчезала до конца феодальная форма зависимости крестьян, а в некоторых странах (Германии, в Центральной Европе) произошел возврат к крепостничеству. Феодальная система проявляла достаточно большую жизнестойкость. Каждая европейская страна изживала ее по-своему и в своих хронологических рамках. Капитализм долгое время существовал как уклад, охватывая лишь часть производства и в городе, и в деревне . Тем не менее патриархальная средневековая медлительность стала отступать в прошлое.
Обратите внимание на следующее высказывание : ". На Западе произошел тот единственный, значимый, существенный для всего мира прорыв, чьи следствия привели к ситуации наших дней и чье окончательное значение все еще не проявилось полностью. " (К. Ясперс. Истоки истории и ее цель, 1948 г.)
Огромную роль в этом прорыве сыграли Великие географические открытия. Назовите главные из них ( В 1456 году португальские корабли достигли Зеленого мыса, а в 1486 г. экспедиция Б. Диаса обогнула Африканский континент с юга, миновав мыс Доброй Надежды. Осваивая побережье Африки, португальцы одновременно посылали корабли в открытый океан, на запад и юго-запад. В результате на картах появились неизвестные раньше Азорские острова и острова Мадейра. В 1492 г. свершилось великое событие - Х. Колумб, итальянец, перебравшийся в Испанию, в поисках пути в Индию пересек Атлантический океан и высадился у Багамских островов, открыв новый континент - Америку. В 1498 г. испанский путешественник Васко да Гама, обогнув Африку, успешно привел свои корабли к берегам Индии. С XVI в. европейцы проникают в Китай и Японию, о которых раньше имели лишь самое смутное представление. С 1510 г. начинается завоевание Америки. В XVII в. была открыта Австралия.)
Изменилось представление о форме земли: кругосветное путешествие португальца Ф. Магеллана (1519-1522) подтвердило догадку о том, что она имеет форму шара. Границы мира как бы раздвинулись. Торговые пути теперь пролегли через океаны, связывая между собой континенты.

Это написано в учебнике по истории за 7 класс.
Эпоха возрождения. мы в эпохе возрождения. мы гуманисты нового времени, т. е. умные люди, мы думаем не только о загробном мире, но и об настоящем.

Эпоха Возрождения и ее роль в истории человечества. Реформация

В процессе самостоятельной работы по этой теме вам предстоит изучить следующие вопросы:
Европа на пороге Нового времени. Великие географические открытия и их последствия.
Эпоха Возрождения в поисках новой личности.
Смысл и результаты Реформации в Европе.
Из прошлого материала Вам известно, что закат средневековья начался в 15 веке . Не случайно этот период называют временем великого прорыва. Хотя для многих историков границей, отделяющей одну эпоху от другой, является английская буржуазная революция, во время которой была разрушена старая политическая система и открылся свободный путь для развития капитализма. Тем не менее, именно с 15 века кардинальные изменения охватили все сферы государственной и общественной жизни. Поэтому исторический период, о котором пойдет речь, правильно назвать этапом перехода к Новому времени, или ранним Новым временем, ибо уже тогда закладывались основы современной западноевропейской цивилизации, буржуазного производства. Благодаря техническим нововведениям ускорились темпы экономического развития. Великие географические открытия раздвинули границы западного мира, ускорился процесс формирования национальных рынков, общеевропейского и мирового. Появился новый социальный тип, представленный дельцом, предпринимателем. В религии, литературе и искусстве происходили изменения, разрушавшие систему средневековых ценностей.
Это не означает, что средневековье отступило перед новыми веяниями: в массовом сознании традиционные представления сохранялись. Противостояла новым идеям церковь, используя средневековое средство - инквизицию. Идея свободы человеческой личности продолжала существовать в обществе, разделенном на сословия. Не исчезала до конца феодальная форма зависимости крестьян, а в некоторых странах (Германии, в Центральной Европе) произошел возврат к крепостничеству. Феодальная система проявляла достаточно большую жизнестойкость. Каждая европейская страна изживала ее по-своему и в своих хронологических рамках. Капитализм долгое время существовал как уклад, охватывая лишь часть производства и в городе, и в деревне . Тем не менее патриархальная средневековая медлительность стала отступать в прошлое.
Обратите внимание на следующее высказывание : ". На Западе произошел тот единственный, значимый, существенный для всего мира прорыв, чьи следствия привели к ситуации наших дней и чье окончательное значение все еще не проявилось полностью. " (К. Ясперс. Истоки истории и ее цель, 1948 г.)
Огромную роль в этом прорыве сыграли Великие географические открытия. Назовите главные из них ( В 1456 году португальские корабли достигли Зеленого мыса, а в 1486 г. экспедиция Б. Диаса обогнула Африканский континент с юга, миновав мыс Доброй Надежды. Осваивая побережье Африки, португальцы одновременно посылали корабли в открытый океан, на запад и юго-запад. В результате на картах появились неизвестные раньше Азорские острова и острова Мадейра. В 1492 г. свершилось великое событие - Х. Колумб, итальянец, перебравшийся в Испанию, в поисках пути в Индию пересек Атлантический океан и высадился у Багамских островов, открыв новый континент - Америку. В 1498 г. испанский путешественник Васко да Гама, обогнув Африку, успешно привел свои корабли к берегам Индии. С XVI в. европейцы проникают в Китай и Японию, о которых раньше имели лишь самое смутное представление. С 1510 г. начинается завоевание Америки. В XVII в. была открыта Австралия.)
Изменилось представление о форме земли: кругосветное путешествие португальца Ф. Магеллана (1519-1522) подтвердило догадку о том, что она имеет форму шара. Границы мира как бы раздвинулись. Торговые пути теперь пролегли через океаны, связывая между собой континенты.

Западноевропейская цивилизация развила искусство, науку, технику и культуру. В Западной Европе пустил корни гуманизм. Европа стала более восприимчива к влиянию других цивилизаций. В результате европейские (западно) символы и идеалы стали доминирующими в мире. Однако последние 100 лет это лидерство разрушается, и без нового Возрождения Европа довольно скоро может уйти на задворки истории.

Две подружки летом в музее смотрят на Аполлона ну такой голый только с Листиком. Одна:
-Ну пошли что ты до нового года смотреть будешь?
-Нет до Осени.

Философия гуманизма

В средние века человек однозначно признавался беспомощным, зависящим от воли Бога существом – такова была философия теоцентризма. Земная жизнь – это наказание за прежние согрешения. Совершенно иной взгляд на существование человека имели философы Возрождения, для которых была неприемлема мысль о бессилии и ничтожности. Теория гуманизма определяет человека и его внутренний мир наивысшей ценностью. Человек может творить свою судьбу сам; он – Творец, потому что может созидать прекрасное; главная ценность человека – сочетание внешней красоты с богатством внутреннего духовного мира. Художники старались изобразить живую личность, наполненную эмоциями, которой подчинялся окружающий мир. Мыслители писали о новом справедливом государстве, сочетавшем христианскую мораль и тягу человека к знаниям, о принципе человечности.

Что возрождалось?

Все началась с того, что один неравнодушный к прекрасному человек среди руин богатого греческого дома отыскал скульптуру, изображающую молодого человека. Очистив ее от грязи, он был удивлен совершенством и красотой, правильностью линий и достоверностью. Человек продал ее за не малые деньги (он, как видимо, был еще неравнодушен и к деньгам). Одной скульптурой дело не ограничилось. И понемногу вся грация и совершенство произведений древнегреческих мастеров предстали перед удивленным взором средневекового общества. Мудрецы стали одержимы новыми мыслями о красоте физической и красоте духовной; художники и скульпторы пытались постичь тайну творчества давно ушедших веков. Иными словами, возрождалась культура античности. Возрождалась красота и свобода, тяга к жизни и совершенству.

Изменения в обществе

Конечно, общество Возрождения сложно назвать полностью освободившимся от предрассудков и заблуждений. Многие философские заключения были ошибочными, многие идеи неуместными, но, тем не менее, в целом общество Европы вышло на новый уровень жизни.

Эпоха возрождения сильно повлияла на Европу .Это время открытий и новых знаний ,именно это и повлияло.Эпоха возрождения поэтому так называется,потому что происходит "возрождение"Европы.

Царский двор.
Окончательное оформление самодержавия в России в XVII веке несколько изменило обычаи, нравы и быт царского двора.

Прежде всего он стал необычайно многолюдным. День и ночь в царских покоях, конюшнях, подсобных помещениях суетились сотни людей — как обслуживавших двор, так и искавших царских милостей. Одна лишь охрана царя обеспечивалась двумя тысячами дворян и стрельцов. Несколько десятков ближайших лиц одевали царя после сна; другие участвовали в его трапезе; третьи отвечали за сохранность его личных вещей; четвертые — за лошадей, псов и соколов для охоты; пятые — за исправность экипажей.

Дворцы, в которых жили первые Романовы, отличались большим великолепием в сравнении с царскими хоромами XVI века. Кроме царской резиденции в Кремле, впервые постоянными стали летние дворцы в Измайлове и Коломенском. Самым крупным царским дворцом стал пятиярусный Теремной дворец в Кремле. Каменные постройки покрывались внутренними росписями, утеплялись деревянными полами, покрытыми войлоком и коврами. Если в XVI веке отдельные части дворцовых помещений отделывались разноцветным сукном, то теперь для этого использовались атлас и кожа.
В окна, как правило вставлялись слюдяные пластины, в отдельных случаях — стекло, которое являлось ещё большой редкостью.
Если в первой половине века главным украшением дворцовых помещений были выложенные разноцветными изразцами печи, то во второй половине, по мере усиления западного влияния на Россию, появились голландские и немецкие картины, гравюры, венецианские зеркала, напольные часы.

Как и прежде, царские дворцы состояли из трех частей: жилых комнат для царя и его семьи, парадных залов, хозяйственных помещений.

Главным развлечением царя и его двора были ловчая (псовая) и соколиная охота. Михаил Федорович и Алексей Михайлович любили и хорошо умели охотиться на медведей, лосей, лис и волков. Выезд царя на охоту был обставлен особым церемониалом, в котором участвовало до трех тысяч человек.

Новым для XVII века развлечением венценосных особ стал первый придворный театр царя Алексея Михайловича.

Дворянский и боярский быт.
Немало нового появилось и в повседневном быту феодалов. По своему укладу дворы бояр и богатых дворян представляли собой подобие царского двора, только в миниатюре. Это был целый комплекс деревянных строений — изб, подклетей, сеней, чердаков, крылечек. Все они соединялись между собой переходами. В богатых домах в окна были вставлены слюдяные пластины, а в домах победнее — паюсные (рыбьи) пузыри. Наличники, балконы, крыльцо были украшены богатыми резными украшениями. Особенностью домов феодалов XVII века стало раскрашивание их в разные цвета.

Более разнообразным стало и внутреннее убранство боярских и дворянских домов. В центре всегда находилась печь, богато украшенная изразцами и росписями, а порой и узорами из камня.
Традиционные предметы мебели (столы, лавки, большие сундуки) богато украшались росписями, резьбой. Обязательным предметом быта стали многочисленные ковры, привозимые из Персии, Турции, Крыма.

Как и в царском дворце, в домах бояр и дворян появилась мода на зеркала и часы, привозимые из-за границы. Дома просвещенных государственных деятелей (Б. И. Морозова, В. В. Голицына) украшали также картины, географические карты. Появились и первые частные библиотеки.

Посуда в богатых домах была преимущественно золотой и серебряной. Однако в XVII веке появилась мода на стеклянную посуду, привозимую из-за границы. Тонкое венецианское стекло ценилось не меньше, чем изделия из драгоценных металлов, и из-за своей хрупкости особо оберегалось. Еще с конца XVI века наряду с лавками в домах феодалов появились красивые, украшенные резьбой, отделанные кожей или парчой кресла.

Одежда оставалась традиционной. Однако заметно расширился выбор тканей, из которых она шилась. К поступавшим с Востока парче и тафте добавились практичные и добротные шерстяные и суконные европейские ткани.
Мало изменений претерпела и пища. Однако по мере развития торговли начали употребляться и новые продукты: восточные приправы и пряности (перец, корица, гвоздика, шафран, базилик), лимоны, изюм, миндаль, рис, сахар. Одной из любимых новинок на столе феодалов стала колбаса, подававшаяся обычно с гречневой кашей.

Новым для феодальной верхушки средством передвижения стали кареты, заменившие традиционные возки (закрытые сани).

Вслед за царем бояре и дворяне проводили время на пирах и охоте, наблюдали за кулачными боями.

Читайте также: