Какое участие принимали женщины в полевых работах кбр кратко

Обновлено: 30.06.2024

Цель: познакомить детей с происхождением древних жителей Северного Кавказа – кабардинцами и балкарцами; со спецификой их жизни и быта.

Задачи: формирование патриотизма, любви к своему краю: развитие познавательной активности.

1. Экскурс в историю

– Великие хранители памяти человеческой – наше старшее поколение, сохранили для itotomkob богатейшие образцы устного народного творчества, а также воспоминания об имевших место в реальности событиях времени жизни их отцов и дедов, представляющие ценную и порою единственную историко-культурную информацию о социально-экономической жизни народа и его соседей в отдаленном прошлом, о генетических корнях тех или иных обычаев, порядках и традициях, мировоззрении народа на разных этапах его истории, о взаимоотношениях,
– О нашем крае можно рассказывать очень долго, а сегодня мы лишь затронем малую часть Сегодня мы узнаем, как жил наш народ в древности: что ел. как одевался, где жил и как трудился.

Ученик 1:

Гостящий под нашим кровом
Пусть тебя не коснется беда
Будь свободным ты и здоровым
Всегда!!

2. Каково их происхождение

Ученик 2: Древнейшими жителями Северного Кавказа являются кабардинцы и балкарцы.
Одним из предков современных кабардинцев являются древнеадыгские племена синды (меоты. керкеты), которые жили в пятом веке до нашей эры. В десятом веке нашей эры образовалась адыгейская народность . Основная их часть переселилась из Прикубанья и поселилась на территории современной Кабардино-Балкарии и уже в 12 веке они стали называться кабардинцами. Кабардинцы и адыгейцы составляли один народ, называемый касоги.

Ученик 3: Балкарский народ сформировался в 12 веке в результате смешения тюркоязычных болгар и кипчаков и ираноязычных алан, их также называли асами или дахсасы.

3. Чем занимались наши предки

Ученик 4: Основным занятием наших предков кабардинцев в 13-15 веках, как и сейчас, является скотоводство (т.е.. разведение скота). Разводили овец, коров, коз, лошадей (раньше особенно славилась кабардинская порода лошадей). Занимались наши предки птицеводством . Земледелию, в то время, уделяли мало внимания.

Ученик 5: Основным занятием предков балкарцев, извечно живущих в горах, является тоже скотоводство, но прежде всего овцеводство (шерсть овец очень ценилась за хорошее качество). Земледелие имело для них большое значение, но также было слабо развито. Урожаи всегда были небольшими.

Ученик 6: Как в Кабарде. так и в Балкарии были развиты различные ремесла; гончарное и кузнечное дело, ткачество и другие. Одним из их занятий была охота. Охотились на диких свиней, касуль. туров. Так же они занимались рыболовством и пчеловодством.

4. Князья, ханы и простой народ

5. Как и где жили наши предки

Ученик 8: Населенные пункты кабардинцев называти къуажэ, жылэ, хъэблэ. Кабардинские аулы ( къуажэ) располагались без особого плана и назывались по имени владельца . Главным двором считался тот, в котором находился жилой дом ( унэшхуэ) хозяина . Рабы его жили во дворе. Так же во дворе хозяина происходили суды, различные совещания князей, веселья и праздники. Во дворе строился также дом для приема гостей кунацкая (хъэщвэщ). Главный дом обычно состоял из нескольких комнат.

Ученик 9: В главной комнате (унэщхуэ) жил глава семьи с женой и детьми. Она была больше других, в ней находился большой очаг, в котором готовилась пища для всей семьи. Балкарские селения называли эль, которые представляли собой родовые поселки. Центром, где собирался народ, служило место, где собирались старейшины селения.
Балкарские поселения имели вид горских а улов (т.к. располагались на склоне гор). Жилища лепились тесно друг к другу.

6. Чем питались наши предки

Ученик 11: Большую роль в питании кабардинцев играло просо. Из пшена готовили суп (хъэнтхъупс) и пасту (крутую пасту – без соли), которая заменяла хлеб. А также сладкое кушанье (хъэшыуэ) халва, приготовленное из меда и поджаренной муки с орехами. Она очень долго сохраняет свои питательные и вкусовые качества. В основном их пища состояла из молочных продуктов, а также из мяса.

Ученик 12: У балкарцев основным хлебным злаком был ячмень. Из ячменной муки в золе очага пекли пресные лепешки – гыржын. Употребляли и молочные продукты: кислое молоко, айран, копченный и соленый сыр.
Мясные блюда приготовляли из баранины, говядины, конины и птицы. Большое распространение имело балкарское блюдо тузлукъ – вареное мясо с чесночным соусом.
У кабардинцев мясной бульон ляж или шурпа, или известное кабардинское блюдо гедлибже (вареная курятина поджаренная в сметанном соусе).

Ученик 13: Вообще кабардинцы и балкарцы отличались умеренностью в еде. Большое употребление пищи считалось в народе одним из серьезных пороков, над людьми, которые много ели, смеялись.
По обычаю еду сначала подавали главе дома – старшему мужчине, его обслуживали молодые мужчины. Затем ели остальные мужчины. Потом женщины и молодежь. Дети ели отдельно.

7. Как одевались наши предки

Ученик14: Одежда кабардинцев и балкарцев, как женщин, так и мужчин, всегда отличалась и славилась своим изяществом, легкостью, умелым подбором цветов и тонов.
Основным элементом мужской одежды была бурка. Она защищала всадника от непогоды дождя, снега холода от ветра а также служила одеялом во время ночевок в пути. Одежда – черкеска (ниже колен) с вырезом на труди, с длинными, широкими рукавами. Характерной деталью черкески являются газырницы – нашитые, по обеим сторонам груди. карманы Газырницы – это деревянные трубочки с заготовленными в них зарядами для стрельбы.


Ученик 15: На голове они носили меховые шапки. Мужская обувь – чарыки. чабуры, ноговицы шились из сыромятной кожи. Женщины носили длинные до пят одежды из шелковой или простой ткани с длинными рукавами. Платья – босцей. жийрикъ фаша – шились из бархата. Богатые расшивали их золотом и серебром. Платье дополнялось изящным поясом.





Ученик 16: Головные уборы . Узоры на них также были расшиты золотыми и серебряными нитками. Сверху одевали легкий платок.
Женскую обувь шили из тонкой кожи и сафьяна При выходе надевали своеобразную обувь – в виде скамеечки, высотой 20 см., оббитую серебром и жестью.
Оружие кабардинцев и балкарцев состояло из лука со стрелами, шашки и кинжала. Защитой воинов служили шит, шлем и кольчуга.

8. Дети наших предков

– Воспитание детей лежало на обязанности женщин. Девочек учили шить и вышивать, в них воспитывали строгое знание законов и обычаев, скромность, терпение, послушание и покорность к старшим в семье.
С того времени как мальчик мог сидеть в седле на лошади, его воспитанием начинал заниматься мужчина. Его учили ездить верхом, владеть оружием.
У крестьян детей приучали к хозяйству. Мальчик умел готовить пищу (печь лепешки, варить и жарить мясо, делать масло и сыр).
– А что могут делать современные дети кабардинцев и балкарцев мы сейчас вам покажем. (Дети показывают сценки приема гостей на кабардинском и балкарском языке).

КБР готова к весенне-полевым работам

Экономика

КБР готова к весенне-полевым работам

О ходе подготовки и проведении весенне-полевых работ в республике в 2021 году говорили на расширенном заседании Комитета Парламента КБР по аграрным вопросам, природопользованию, экологии и охране окружающей среды, сообщила пресс-служба Парламента КБР.

По традиции, перед началом полевого сезона этот вопрос выносится профильным комитетом на обсуждение законодателей.

В работе заседания приняли участие заместитель Председателя Парламента КБР Салим Жанатаев, представитель Главы и Правительства КБР в Парламенте КБР и судебных органах Мадина Дышекова, депутаты Парламента КБР, представители профильных министерств и ведомств, органов местного самоуправления муниципальных образований.

Открывая заседание, председатель Комитета Парламента КБР по аграрным вопросам, природопользованию, экологии и охране окружающей среды Артур Текушев подчеркнул актуальность рассматриваемой темы, отметив, что комитет всегда держит на контроле вопросы, связанные с подготовкой к посевной кампании, и выразил уверенность, что весенние полевые работы в текущем году будут проведены своевременно и в полном объёме.

Подробную информацию представил министр сельского хозяйства КБР Хасан Сижажев.

Также начался сев яровых культур – посеяно 5 тыс. гаранних яровых, среди которых яровой ячмень, ранний картофель, кормовые культуры.

Обеспеченность семенами составляет 100%. Весь семенной материал кондиционный и соответствует требованиям ГОСТа, причём основная часть используемых семян – российской селекции.

Закладка многолетних насаждений – ещё одно важное направление весенней полевой кампании.

В 2020 году в республике осуществлена закладка по интенсивной и суперинтенсивной технологиям на площади 1380 га, что составляет 110% к показателю, предусмотренному республиканской госпрограммой развития сельского хозяйства.

По данным Министерства сельского хозяйства РФ, КБР входит в тройку регионов-лидеров, где наиболее активно и качественно идёт закладка многолетних насаждений.

Говоря о техническом потенциале, Х.Сижажев рассказал, что в 2021 году аграриями республики приобретено 19 тракторов и семь единиц прочей сельхозтехники и оборудования. На март 2021 года в республике насчитывается 4195 тракторов, 548 зерноуборочных комбайнов, 151 кормоуборочный комбайн всех видов.

Энергообеспеченность сельского хозяйства Кабардино-Балкарии оценивается в 194 лошадиные силы на 100 га.

Исследуя заявленную тему, особо следует остановиться на проблемах социального и семейного положения женщин Северного Кавказа. В центральной России на правовое и общественное положение женщин в большей степени влияло Российское законодательство и только среди крестьянского населения семейноправовые и коммуналистические отношения обусловливались главным образом обычным правом. Северный Кавказ - уникальный регион России, в котором переплелись обычаи, традиции, религии, мировоззрение и миропонимание многих народов. Здесь необходимо рассмотреть правовое пространство, влияющее на положение женщин в кавказских обществах (кавказских народов) и в обществах русскоязычного населения (крестьян и казаков). При чем, в городах северокавказского региона к началу XX в. все большее влияние оказывает Российское законодательство, в селах, станицах и аулах остается доминирование обычного права и шариата.

В историографии довольно распространено мнение, что былое относительно свободное положение горянки, резко ухудшилось с распространением ислама и укоренением шариата. Однако, с этим мнением можно не вполне согласиться

По словам Я. Смирновой, субъектами правовых отношений являлись лица мужского пола, достигшие совершеннолетнего возраста которым разрешалось заключать разного рода сделки, вступать в определенные договорные обязательства. При этом, дееспособным мог быть только тот, кто отошел от отцовской власти, не находился под опекой, вел самостоятельное хозяйство. Опека и попечительство устанавливались над детьми, потерявшими обоих родителей; над детьми, потерявшими только отца; над вдовой. При этом опеку над вдовой осуществляли наследники, обязанные содержать её до смерти или до выхода в новое замужество. В последнем случае опекуны получали калым от жениха, так же как и в случае выхода в замужество дочери умершего.

В случае обращения женщины в горский словесный суд, после разбирательства дела суд выносил решения относительно развода и имущественных выплат сторонам. Здесь следует оговорить, что женщина могла обратиться в суд только через поверенного, чаще наиболее уважаемого представителя рода. Это было еще одним пунктом дискриминации женщины.

Ставропольские кочевники, ногайцы и туркмены в изучаемый период исповедовали ислам. Поэтому положение женщин в этих семьях было схожим с горскими с некоторыми отличиями, определявшимися собственными традициями. По утверждению дореволюционного исследователя ногайцев и туркменов С. Фарфаровского, бракоразводные дела, раздел наследства судились по шариату. Дела эти должны были представляться закавказскому муфтию на заключение. Таким образом, брачно-семейные отношения кочевников регулировались шариатом, в повседневной жизни использовался синтез шариата и обычного права. Брачный возраст невесты у кочевников считался с 12-13 летнего возраста, жениха 15 лет. В больших случаях, чем у горцев у них встречалось многоженство. Указанный автор связывает это с высоким уровнем смертности среди женщин. Некоторые разночтения можно встретить и относительно калыма и имущественного состояния женщин в сравниваемых обществах. Так за невесту, как и у горцев у них платили калым. Однако если невеста была сиротой, и жила у опекунов, калым поступал в ее распоряжение и она, как правило, на свое усмотрение выделяла какую-то часть опекунам. Остальную часть она отдавала мужу. Эта часть составляла её собственность, а по смерти мужа она может взять ее с собой при выходе замуж за другого. Когда умирала бездетная женщина, имеющая хорошее состояние, то мужу оставалась половина её имущества, если оставались дети, то имущество делилось следующим образом: 1/6 часть доставалась мужу, остальное - её детям. Несколько иным было положение женщины в повседневном быту. В отличие от горских семей, где вместе жили несколько поколений, у ногайцев и туркмен чаще были семьи большие за счет нескольких жен и их детей. Трудовые роли распределялись по старшинству. Большим уважением пользовались старшие жены, которые мало работали и в основном распоряжались по дому и принимали гостей. Муж советовался с ней по хозяйственным вопросам и при выдаче дочерей замуж. Старшая жена иногда поддерживала разговор с гостями и заменяла хозяина в доме. Младшие жены все время работали и подчинялись мужу и старшей жене.

По отношению к обществу, женщина в ногайских и туркменских семьях была в равнозначном положении с другими представительницами северокавказских народов, то есть она не имела права присутствовать на сельских сходах, мужчина был представителем семьи в обществе.

Итак, применительно к положению кавказской мусульманки шариат играл двойственную, но, по видимому в большей степени положительную чем отрицательную роль. В отличие от адатов, шариат формально не требовал изогамии (браков между людьми одного социального статуса), так как согласно Корану все равны перед Богом. Зато мусульманское право запрещало браки мусульман с иноверцами, к чему адаты относились нейтрально. Вопреки адатам, шариат требовал формального согласия на брак, как жениха, так и невесты.

Шариат сыграл положительную роль в регламентации брачного выкупа: выкуп должен был платиться не семье невесты, а ей самой как ее обеспечение на случай вдовства или развода по инициативе мужа. Однако, здесь шариатская норма вошла в противоречие с обычноправовым предписанием. В результате почти у всех кавказских мусульман возник компромисс: часть выкупа (калым) выплачивался семье, другая (кебин) - самой невесте.

Шариат освятил право женщины и на личную собственность (мужчинам - доля из того, что они приобрели, женщинам - доля из того, что они приобрели) и предоставил ей, хотя и ущемленное, право на общесемейную собственность, в том числе и земельную. Шариат допускает разные толкования, но в общих чертах он рассматривает женщину как наследницу в половинной доли, хотя на практике адаты решали не в пользу женщин. В результате чего, женщины из высших сословий нередко возбуждали судебные иски в разделе наследства не по адатш, а по шариату или по законам Российской империи. В результате администрация стала повсеместно предлагать, чтобы сами наследники выбирали тот или другой принцип наследования. Переплетение адатов, шариата и российских законов расширило практику такой компромиссной формы, как маслагат – миролюбивой сделки, соглашения между сторонами

У части народов региона шариат несколько улучшил положение женщины при разводе. Там, где прежде бракоразводная инициатива женщины вообще не допускалась (например, ингуши), теперь она была юридически разрешена. Упорядочение и расширение имущественных прав женщины почти повсеместно ограничивало бракоразводный произвол мужчины. Муж, отпуская жену без серьезных на то причин, должен был вернуть ей кабин и приданное, что не всегда было для него легко. Кроме того, шариатом был установлен определенный срок (от полугода до года), по истечении которого развод считался окончательным. Это давало инициатору расторжения брака время одуматься под влиянием родни и общины, в принципе осуждавшей распад семьи. Словом, и здесь шариат, не ставя мужчину и женщину в равное положение, до некоторой степени нивелировал неравенство полов

Женская половина дома была также недоступна мужчинам, как мужская женщинам, выйти на улицу с наступлением темноты можно было только с разрешения старших и в сопровождении кого-нибудь из родственников, не поощрялось и совместное пребывание мужчин и женщин. Покрывала в крестьянском быту были не в ходу, но под влиянием шариата женщина при старших или при посторонних мужчинах теперь чаще прикрывала концом головного убора нижнюю часть лица.

С полным вхождением Кавказа в состав Российской империи регион попадал под имперскую юрисдикцию. Мусульманскому населению предоставлялась возможность руководствоваться шариатом, но не во всех сферах правовой жизни. Уголовные нормы шариата (отсечение руки за воровство, побиение камнями женщин за прелюбодеяние и т.д.) были заменены российским законодательством. Однако гражданские и брачно-семейные нормы сохранились. Постепенно обычное право вытеснялось шариатом и российскими правовыми нормами, долгое время гражданское судопроизводство велось, совмещая шариат, адаты и российское законодательство.

Вообще в больших семьях руководила хозяйством и распоряжалась средствами старшая супружеская пара. Своих денег ни у сыновей, ни у снох не было. Заработанные с помощью найма деньги и холостые, и женатые сыновья отдавали отцу (исключение составляли девушки, зарабатывавшие себе на приданое). Женитьба сына незначительно изменяла его положение в большой семье, никакой экономической самостоятельности сын не получал. Зачастую в наиболее деспотичных семьях невестки были полностью бесправны в имущественном отношении (за исключением вопросов касающихся приданого). Даже одежду или обувь, купленную мужем из сторонних заработков, свекровь могла отобрать у снохи и отдать своим дочерям.

Приниженное положение женщины в крестьянской семье сказывалось и в порядке наследования. При смерти мужа жена не наследовала ни движимого, ни недвижимого имущества, наследниками считались дети как мужского так и женского пола, а мать просто назначалась сельским обществом опекуном своих детей до совершеннолетия. Причем в качестве опекуна она должна была отчитываться перед обществом о произведенных в хозяйстве расходах.

Все приведенные факты касаемо быта казачек, соответствуют периоду Кавказской войны. По её окончании (1864 г.), внутренний семейный быт постепенно несколько изменился. Но предыдущая эпоха оставила отпечаток на внутрисемейных взаимоотношениях, которые где-то даже в положительном смысле отразились на положении женщины в казачьих семьях.

Казачий семейный быт и положение в нем женщины определялся, как и в крестьянских семьях, количеством членов семьи. Для 60-90 -х гг. XIX в. характерно преобладание больших семей, в которых жило по несколько поколений людей. Положение женщины в казачьих обществах зависело от того, в какой она семье жила (большой или малой) и какую социальную роль выполняла (свекровь, дочь, сноха). Как и в крестьянских и горских семьях, в казачьих в самом неблагоприятном положении оказывалась младшая в семье сноха. Старшая сноха помогала свекрови по дому и была её заместительницей.

В имущественном отношении казачка в большой семье оказывалась в равнозначном положении с крестьянкой. Её имущество состояло из приданого и личных даров, в отличие от горянок, у которых, по шариату в собственности иногда имелась еще и часть калыма (кебин). Все обычно-правовые нормы казаков были взяты от русских староверов (Терские), потомками которых большая часть казаков и была. Влияние Запорожской Сечи наблюдалось у Кубанских казаков. По свидетельству краеведа Г. Малявкина, у гребенцов, если девушка уходила в более бедную семью, ей приданое отдавали не все. Часть его оставляли в роду отца девушки, как своего рода гарантию для нее и её детей на материальное обеспечение в будущем, если брак окажется экономически неудачным. Вероятно, здесь есть горское влияние, так как подобная практика встречается у горских народов.

По обычно-правовым нормам в наследственном праве после смерти мужа вдове выделяли её имущество и 1/7 часть пая земли, после чего она могла вторично выйти замуж. Малолетним детям умершего назначался опекун, часто опекуном назначали отчима, в отличие от крестьян, где опекуном назначалась мать, до совершеннолетия сыновей и выдачи дочери замуж. По мнению Акоевой Н.Б., женщина, ставшая вдовой могла вернуться в дом отца, могла остаться в семье мужа или выделиться в свое хозяйство. При этом надо было спросить разрешения у свекра, как старшего в семье. Если согласия получено не было, вдова все равно уходила из семьи и обращалась в станичный суд с просьбой вернуть её имущество. В случае согласия свекра, он отдавал невестке её приданное, часть имущества, иногда покупал хату. Утверждение о том, что вдова могла выделиться в отдельное хозяйство, представляется весьма спорным, поскольку ведение хозяйства было довольно сложным делом, не зря наиболее богатые семьи, были, как правило, большими. Другое дело, что как уже было сказано вдове казака кроме её приданого полагалась 1/7 часть земли и она могла на нее претендовать, но это совсем не значило, что казачка на этом клочке земли могла бы вести самостоятельное хозяйство. Она могла выйти вновь замуж и прибавить к хозяйству нового супруга свой надел, могла перейти с ним в хозяйство своих родителей, могла остаться в семье мужа, если были дети или сложились хорошие отношения с семьей умершего мужа.

Итак, несмотря на распространение российского законодательства на всех жителей, проживавших на территории Северного Кавказа в 60-е гг. XIX в. для 2-ой пол. XIX в. было характерно сосуществование двух тенденций проявлявшихся в действии обычного права и официального российского законодательства. В результате население Северного Кавказа, формально подчиняясь общегражданскому законодательству, в своем микросоциуме сохраняло свои прежние правовые институты.

Итак, анализ источников и литературы позволяет сделать следующие выводы. Под влиянием общественно-демократического движения в пореформенной России сформировалось женское движение. Его возникновение и развитие было вызвано рядом факторов социального характера.

Первоначально деятельность женского движения была направлена на то, чтобы добиться разрешения от правительства получения женщинами образования и возможности его реализации через профессиональную деятельность. Реформы в области образования способствовали созданию целостной системы женского образования в России в досоветский период. Женское образование в изучаемый период развивалось по трем основным направлениям - среднее, специальное и высшее.

Женское начальное образование не получило должного развития. В низших (начальных) учебных заведениях обучались в основном дети обоего пола, родителей низших сословий. Начальные школы находились в ведомстве Министерства народного просвещения, или духовном ведомстве и содержались за счет местных обществ и земств.

Женские средние учебные заведения (гимназии, прогимназии, Мариинские училища и институты) находились в ведомстве Императрицы Марии или Министерства народного просвещения. Епархиальные женские училища также относились к средним учебным заведениям и подчинялись Духовному ведомству. Женские средние учебные заведения существовали в основном на средства Ведомства императрицы Марии, городов, благотворительных обществ, в том числе и женских, на пожертвования частных благотворителей. Только в конце XIX - начале XX в. когда изменилась концепция женского образования, было объявлено о сближении программ курса мужских и женских учебных заведений правительство все больше стало заботиться о финансировании наряду с мужскими, женских средних учебных заведений.

Женское профессиональное образование получило возможность для своего развития только в конце XIX - начале XX в., благодаря активной деятельности многих общественных организаций, ставивших цель - развитие женского профессионального образования (Общество содействия развитию женского сельскохозяйственного образования, Лига равноправия женщин и др.)

Высшее образование в России стало доступно женщинам в 1870-е гг., во многом благодаря активной деятельности женщин - участниц российского женского движения. Однако, первые высшие женские учебные заведения основывались исключительно по частной инициативе и содержались за счет средств частных пожертвований, благотворительных обществ, высокой оплаты за право учения и филантропической деятельности многих преподавателей высших мужских учебных заведений, безвозмездно читавших лекции первым русским женщинам - студенткам. Высшее женское образование так и не стало обязанностью государства, в количественном отношении женские учебные заведения явно уступали мужским.

Развитие женского образования шло медленными темпами, и стало возможным во многом благодаря российскому женскому движению и созданным в его рамках женским обществам, которые брали на себя устройство и финансирование женских учебных заведений, устраивали бесплатные занятия для женщины низших сословий и др. Они многое сделали для того, чтобы подготовить общество к тому, чтобы оно научилось воспринимать женщину как социально значимую личность, как рядового члена российского общества.

Кроме того, всеобщая правовая безграмотность, сопряженная с низким уровнем грамотности большинства жителей Российской Империи не благоприятствовала эмансипации женщин непривилегированных сословий и не способствовала изменению гендерного традиционализма в казачьих, крестьянских, горских, кочевых народов обществах.

В силу ряда факторов социально-политического характера традиции женского движения слабо трансформировались в социальное поведение всего женского населения. Этому процессу препятствовали консервативно-патриархальный тип государственной политики по женскому вопросу; отсутствие демократических прав и свобод; низкий правовой статус женщин; неграмотность, политическая пассивность основной части женщин низших сословий; сложившиеся гендерные стереотипы в российском обществе; отсутствие действенного механизма взаимодействия различных общественных движений.

В целом же Российское женское движение, зародившееся в рамках общественно-демократического движения 50-х - 60-х гг. XIX в. имело большой резонанс в обществе и способствовало самоорганизации женщин всех слоев общества к активной и полезной деятельности направленной на стремление улучшить свое социально-правовое положение в условия традиционного патриархального российского общества.

В годы Великой Отечественной войны жители Кабардино-Балкарии воевали на фронтах и в тылу, защищали свою землю от врага, пережили почти шесть месяцев оккупации, восстанавливали республику от захватчиков, которые нанесли огромный урон народному хозяйству.

В первые дни войны добровольцы из Кабардино-Балкарии сотнями уходили на фронт. Более 100 уроженцев КБАССР приняли первый бой с захватчиками в Брестской крепости. За все четыре года войны было мобилизовано около 70 тысяч сыновей и дочерей республики. Не вернулись в родные дома более 40 тыс. жителей Кабардино-Балкарии.

Многие семьи потеряли по нескольку своих сыновей. Из восьми сыновей семьи Куважуковых из селе Каменномостское ни один не вернулся с фронта. Погибли, защищая Родину, шестеро сыновей из семьи Бачиевых из Белой Речки, шестеро родных братьев Кавдиновых из села Нижний Курп, пятеро сыновей из семей Тепеевых и Хучинаевых.

Из жителей республики были сформированы 175-я и 337-я стрелковые дивизии, а также 115-я Кабардино-Балкарская кавалерийская дивизия. Её полностью вооружили и экипировали силами республики. Бойцы этой дивизии показали себя бесстрашными защитниками Кавказа, воюя с превосходящими силами танковых и моторизированных подразделений захватчика в июле — августе 1942 года. Помимо этого, на территории Кабардино-Балкарии действовали несколько частей специального назначения и два военных училища.

Внутри республики готовились резервы для армии — конные отряды ополченцев в Баксанском, Кубинском, Эльбрусском районах, стрелковое подразделение — в Урванском районе. Сотни телеграфистов и телефонистов, радистов подготовили клубы Осоавиахима, 700 летчиков и парашютистов выпустили Нальчикский и Прохладненский аэроклубы. Более 7,5 тыс. бойцов, были направлены в действующую армию в первые месяцы 1942 года, большое число из них в 175-ю и 337-ю стрелковые дивизии.

На трудовом фронте

Артели и фабрики поставляли армии кожаную обувь, полушубки, кавказские бурки и башлыки, белье, предметы альпинистского снаряжения, сбрую и седла. Кондитерская фабрика наладила выпуск пищевых концентратов, продукция Докшукинского спиртзавода шла для военно-технических целей.

Самоотверженно трудились колхозы, направив за годы войны государству 278 тыс. тонн хлеба, 47 тыс. тонн подсолнечника, 55 тыс. тонн картофеля, 97 тыс. центнеров мяса, 1,641 тыс. центнеров молока, 9 тыс. центнеров шерсти. Фронту было отправлено 27 тыс. лошадей кабардинской породы.

Фронтовики получали не только вооружение, но и теплые вещи, собранные жителями республики. Всего за годы войны было передано фронту более 71 тысячи полушубков, меховых жилетов, валенок, шапок-ушанок, бурок.

Эвакогоспитали и эвакуация населения

На территории Кабардино-Балкарии в годы войны были развернуты 14 эвакогоспиталей на 13 тысяч койко-мест. Их разместили в санаториях Долинска и лучших зданиях города Нальчика и районных центров. Первые раненые стали поступать туда уже в первые дни войны. С июля 1941 года по октябрь 1942 года на излечении в эвакогоспиталях находились в общей сложности 60 тыс. раненых, которые после выздоровления снова уходили на фронт.

Из различных регионов Советского Союза в Кабардино-Балкарию прибывали эвакуированные. Их общее число в первые месяцы войны превысило 16,5 тыс. человек. Прибывшим из Москвы, Ленинграда и из разных районов оккупированных республик Украины, Белоруссии, Молдавии и Прибалтики предоставляли жилье, работу, места для детей в детских садах и школах, помогали материально.

В августе перед наступлением немцев из Кабардино-Балкарию в срочном порядке пришлось эвакуировать в тыл, в Закавказье, местных жителей, в первую очередь в Грузию переправлялись семьи политработников и представителей органов власти, правоохранительных органов. Эвакуировалось также оборудование заводов и фабрик, продовольствие, скот.

Всего было переправлено через снежно-ледовой перевал Бечо высотой 3375 метров над уровнем моря около 1500 человек, в том числе из числа сотрудников Тырныаузского вольфрамо-молибденового комбината и членов их семей, через перевал Донгуз-Орун-Баши — вывели 70 тыс. голов скота. Из 66 самых важных предприятий республики было эвакуировано 15. Общее число эвакуированных из Кабардино-Балкарии жителей составило 7647 человек, в том числе из Нальчика — 5800, Прохладненского района — 825 жителей, из других районов — 1022 человек. Были эвакуированы также почти 8 тыс. раненых, находившихся на лечении в госпиталях.

Бои за республику

Летом 1942 года фашистские войска начали наступление на Северный Кавказ. 10 августа был захвачен город Пятигорск. Две танковые дивизии противника, большое количество пехотных, военно-воздушных и других специализированных частей были брошены на прорыв оборонительных рубежей по рекам Малка, Баксан и Терек.

21 августа 1942 года немецкие альпинисты из 99-го альпийского полка 1-й горнострелковой дивизии под командованием капитана Грота поднялись на Эльбрус и установили на высочайшей вершине Европы фашистские флаги и вымпелы.

Немцы решили, что на этом Кавказ и его народы покорены, альпинистов считали в Германии национальными героями, наградив орденом Железного креста, а капитан Грот был награжден Рыцарским крестом.

С августа 1942 года по январь 1943 года продолжались ожесточенные бои за Кабардино-Балкарию. Особенно жестокими они были в районах горы Хара-Кора, селений Заюково и Кызбурун-I, Верхний Курп, а также города Нальчика и на горных перевалах.

Город беспрерывно бомбили с воздуха 70 вражеских самолетов, рвались в столицу 270 танков и несколько тысяч солдат. Удержать Нальчик не удалось, 28 октября Красная армия отступила.

Когда стало понятно, что враг может ступить на землю Кабардино-Балкарии, в республике в начале августа 1942 года стало развиваться партизанское движение. Было создано, по разным данным, от восьми до 11 партизанских отрядов, общая численность которых на декабрь 1942 года составляла 500 человек. Они были связаны с командованием 9-й и 37-й армий, принимали участие в боях с захватчиками, доставляли важные сведения для армии, проникая в тыл врага, боролись со шпионами и диверсантами.

Только во время одной совместной операции с участием солдат 2-й гвардейской стрелковой дивизии и партизан Кабардино-Балкарии и Кисловодска 21 сентября 1942 года в селе Каменномостском были уничтожены до 100 румынских солдат и офицеров, две автомашины и два пулемета.

В ноябре 1942 года объединенный партизанский отряд Баксанского, Прохладненского и Нагорно-Зольского районов совершил налет на вражеский гарнизон в селе Хабаз и уничтожил 80 солдат и офицеров, три станковых пулемета и миномет.

За период боевых действий с 20 августа 1942 года по 5 января 1943 года партизаны объединенного отряда уничтожили 700 вражеских солдат и офицеров, взяли в плен 31 фашиста, захватили 29 единиц боевой техники, отбили у немцев 68 тысяч голов скота и лошадей.

Оккупация в Кабардино-Балкарии в разных районах республики продлилась от двух до шести месяцев — с 12 августа 1942 года по 11 января 1943 года. Городу Нальчику и всем остальным районам немецко-румынские войска нанесли невосполнимый урон. Во время наступления гитлеровцы превратили в руины Нальчик, пожары пылали в целых кварталах. Были взорваны 117 крупных зданий, в том числе база Тырныаузского комбината, гидротурбинный завод, швейная фабрика, железнодорожная станция, обувная фабрика, элеватор, здание городского Совета, девять школ, больница, поликлиника, драматический театр.

Были сожжены библиотека имени Н. Крупской вместе с книгами, педагогическое училище, две гостиницы, Дом правительства, взорваны санатории.

Немцы и полицаи из числа местных жителей убили 2053 военнопленных и 2188 мирных граждан. Зверству оккупантов подвергались целые населенные пункты. Так, в одном из балкарских сел было сожжено 52 из 125 домов, расстреляно 512 жителей и замучено зверски 63 человека.

На подступах к городу Нальчику в противотанковом рве были расстреляны более 600 человек, большей частью женщин, стариков и детей.

Освобождение Кабардино-Балкарии от немецко-фашистских захватчиков

Уже в ноябре, когда войска вермахта были остановлены под Орджоникидзе (так называлась в те годы столица Северной Осетии, нынешний Владикавказ), а под Сталинградом началось контрнаступление наших войск, создалась благоприятная обстановка для наступления на Северный Кавказ и возврата занятых врагом территорий.

Наступление началось 1 января 1943 года. Освобождали Кабардино-Балкарию от фашистов красноармейцы 37-й армии под командованием генерал-майора П. М. Козлова и 9-й армии, которой командовал генерал-майор К. А. Коротеев.

К исходу 3 января уже была отбита территория мясокомбината в Нальчике и велись уличные бои на северной окраине и базарной площади города. К утру 4 января 395-й гвардейский стрелковый полк полностью очистил город от врага.

5 января был освобожден город Прохладный, 6 января — Баксан и другие населенные пункты. 11 января 1943 года войска Красной Армии завершили освобождение всей Кабардино-Балкарии. Советские альпинисты, поднявшись на вершину Эльбруса, сбросили оттуда фашистские флаги и водрузили флаг СССР.

Враг был повержен. 9 мая наступила долгожданная победа, за которую боролись 1418 дней и ночей все жители Советского Союза, в том числе и Кабардино-Балкарии. 24 июня 1945 года в Москве на Красной площади состоялся Парад Победы. В нём участвовали вместе с четырьмя тысячами героев-победителей уроженцы Кабардино-Балкарии Михаил Яхогоев, Абдулкерим Бариков, Дмитрий Линьков, Огид Канчукоев.

За проявленный героизм в годы Великой Отечественной войны более 12 тыс. жителей Кабардино-Балкарии были награждены государственными наградами, шестеро уроженцев Кабардино-Балкарии стали полными кавалерами ордена Славы.

33 уроженца республики удостоены звания Героя Советского Союза, в том числе командир танкового взвода Кобард Карданов — связист миномётной батареи 360-го стрелкового полка, участник боёв на Курско-Орловской дуге Михаил Яхогоев, танкист Аслангери Масаев, лично уничтоживший 11 артиллерийских орудий, десять бронетранспортёров, десять автомашин, 85 повозок, около батальона солдат и офицеров противника и взявший в плен 750 немецких солдат и офицеров, Сергей Стеблинский — командир батареи, отличившийся во время битвы за Днепр, отразив 12 атак фашистов.

Город Нальчик в 1985 году за проявленные его жителями мужество и стойкость в годы Великой Отечественной войны и за успехи, достигнутые в хозяйственном и культурном строительстве, награжден орденом Отечественной войны I степени.

Читайте также: