Какое творческое наследие оставил шуберт кратко

Обновлено: 02.07.2024


Франц Петер Шуберт — австрийский композитор, основоположник романтизма, творения Шуберта вошли в число известнейших музыкальных произведений.

Детство и юношество

Родиной великого композитора стала Австрия. Он родился недалеко от Вены, в её пригороде, зимой 1797 года, в самой обычной, небогатой, но дружной семье. Его родители Франц Теодор и Элизабет родили в браке 14 детей, но выжили только четверо, двое из них Франц и Фердинанд впоследствии посвятили себя музыке.

Элизабет работала поварихой, а Франц Теодор, отец будущего композитора, работал преподавателем приходской школы Лихтенталя, а всё свободное время семья посвящала музыке. Отец был непрофессиональным музыкантом-любителем. Он стал первым учителем музыки юного Франца, давая уроки игры на скрипке. Игнат, старший брат Франца обучил его игре на фортепиано. Вечерами они устраивали музыкальные вечера, собирая своих друзей. Знакомые Шубертов любили бывать у них дома, наслаждаясь исполнением произведений этой музыкальной семьи.

Франц Петер Шуберт

В шесть лет мальчик пошел в школу, в которой преподавал его отец. В семилетнем возрасте родители стали замечать у ребёнка особую тягу к творчеству и музыкальные способности. Отец отдаёт его на обучение к капельмейстеру Лихтентальской церкви, для обучения игры на органе, немного позднее Франц стал заниматься вокалом с регентом церкви Хольцером.

А уже в 1810 году он начинает сочинять свою собственную музыку. За три последующие года он сочинил симфонию и оперу, несколько фортепианных песен и пьес. Точные науки и латынь давались юному гению непросто, к тому же у ребёнка стал ломаться голос. В связи с этим событием ему пришлось покинуть хор, а затем и саму школу. Франц возвращается домой и по наставлению своего родителя, который хотел, чтобы и он стал учителем, поступает в учительскую семинарию. В 1814 году Шуберт успешно её заканчивает и устраивается на работу в школу, в которой и преподаёт его отец.

Музыка

Франц Шуберт предпринимает попытку укрепиться в качестве композитора. Он пытается напечатать свои произведения, но издательства раз за разом отказывали ему в публикации. А в 1816 году он претендовал на должность капельмейстера в Лайбахе, но также получил отказ. Встреча с известным поэтом Францем фон Шобером приносит ему знакомство с исполнителем и обладателем баритона Иоганном Фоглем. Исполнение песен Фогелем на музыку Шуберта стали очень популярны. Музыка Франца Шуберта звучала практически в каждом салоне Вены. Франц аккомпанировал знаменитому певцу, но он не был виртуозным пианистом, и его игра на пианино не привлекала к себе должного внимания.

Франц Петер Шуберт

Франц Петер Шуберт

Но удача всё же улыбнулась ему, в 1828 году 26 марта он даёт свой единственный авторский концерт. Это был триумф. Его произведения имели грандиозный успех, зрители рукоплескали молодому композитору. За своё выступление Шуберт получил 800 гульденов, и приобрёл себе рояль.

Франц Шуберт / Franz Schubert

Доверчивый, откровенный, неспособный на предательство, общительный, разговорчивый в радостном настроении — кто знал его другим?
Из воспоминаний друзей

Гений Шуберта вырос на почве давних музыкальных традиций Вены. Классическая школа (Гайдн, Моцарт, Бетховен), многонациональный фольклор, в котором на австро-немецкую основу накладывались влияния венгров, славян, итальянцев, наконец, особое пристрастие венцев к танцу, домашнему музицированию — все это определяло облик творчества Шуберта.

Успех первого (и единственного) авторского концерта, организованного за несколько месяцев до смерти, привлек наконец внимание музыкальной общественности. Его музыка, прежде всего песни, начинает быстро распространяться по всей Европе, находя кратчайший путь к сердцам слушателей. Она оказывает огромное влияние на композиторов-романтиков следующих поколений. Без открытий, сделанных Шубертом, невозможно представить Шумана, Брамса, Чайковского, Рахманинова, Малера. Он наполнил музыку теплотой и непосредственностью песенной лирики, раскрыл неисчерпаемый душевный мир человека.

Франц Шуберт / Franz Schubert

Творческая жизнь Шуберта исчисляется всего семнадцатью годами. Тем не менее перечислить все написанное им еще труднее, чем перечислить произведения Моцарта, творческий путь которого был более продолжительным. Так же, как Моцарт, Шуберт не обошел ни одной области музыкального искусства. Кое-что из его наследия (преимущественно оперные и духовные произведения) само время отодвинуло в сторону. Зато в песне или симфонии, в фортепианной миниатюре или камерном ансамбле нашли выражение лучшие стороны шубертовского гения, чудесная непосредственность и пылкость романтического воображения, лирическая теплота и искания мыслящего человека XIX века.

В этих сферах музыкального творчества новаторство Шуберта проявилось с наибольшей смелостью и размахом. Он родоначальник лирической инструментальной миниатюры, романтической симфонии — лирико-драматической и эпической. Шуберт вкорне изменяет образное содержание в крупных формах камерной музыки: в фортепианных сонатах, струнных квартетах. Наконец, истинное детище Шуберта — песня, создание которой просто неотделимо от самого его имени.

Музыка Шуберта формировалась на венской почве, оплодотворенной гением Гайдна, Моцарта, Глюка, Бетховена. Но Вена — это не только классика, представленная ее корифеями, но и насыщенная жизнь музыки быта. Музыкальная культура столицы многонациональной империи издавна подвергалась ощутимому воздействию ее разноплеменного и разноязычного населения. Скрещение и взаимопроникновение австрийского, венгерского, немецкого, славянского фольклора с веками неубывающим притоком итальянского мелоса приводили к образованию специфически венского музыкального колорита. Лирическая простота и легкость, доходчивость и изящество, веселый темперамент и динамика оживленной уличной жизни, беззлобный юмор и непринужденность танцевального движения наложили характерный отпечаток на бытовую музыку Вены.

Естественно поэтому, что хотя уже начало композиторского пути Шуберта было отмечено необычайным размахом творческих замыслов, побуждавших к пробам во всех областях музыкального искусства, прежде всего он нашел себя в песне. Именно в ней, опережая все остальное, заблистали чудесной игрой грани его лирического дарования.

Шубертовская лирика претерпела некоторую эволюцию. С годами наивная юношеская доверчивость, идиллическое восприятие жизни и природы отступали перед потребностью зрелого художника отразить подлинные противоречия окружающего мира. Подобная эволюция вела к росту психологических черт в музыке Шуберта, к усилению драматизма и трагической выразительности.

Франц Шуберт / Franz Schubert

Шуберт и Бетховен. Шуберт — первый венский романтик

Но уже одно это сопоставление позволяет заметить, что речь идет о произведениях разных музыкальных стилей. В отличие от Бетховена, Шуберт выдвинулся как художник не в годы револю­ционных восстаний, а в то переломное время, когда на смену пришла эпоха общественно-политической реакции. Грандиозности и мощи бетховенской музыки, ее революционному пафосу и философской глубине Шуберт противопоставил лирические миниатюры, картинки демократического быта — домашние, интимные, во многом напо­минающие записанную импровизацию или страничку поэтического дневника. Совпадающее по времени бетховенское и шубертовское творчество отличаются одно от другого так, как и должны были отличаться передовые идейные направления двух различных эпох — эпохи Французской революции и периода Венского кон­гресса. Бетховен завершил вековое развитие музыкального классицизма. Шуберт был первым венским композитором-романтиком.

Вместе с тем всю пору своей творческой зрелости Шуберт провел в меттерниховской Вене. И это обстоятельство в огромной степени определило характер его искусства.

И тем не менее Шуберт выступает как продолжатель бетховенских демократических традиций в новой исторической обстановке. Раскрыв в музыке богатство сердечных, чувств во всем многообра­зии поэтических оттенков, Шуберт ответил на идейные запросы пе­редовых людей своего поколения. Как лирик он достиг идейной глубины и художественной силы, достойных бетховенского искус­ства. Шубертом начинается лирико-романтическая эпоха в музыке.

Судьба шубертовского наследия

После смерти Шуберта началась интенсивная публикация его песен. Они проникали во все уголки культурного мира. Харак­терно, что и в России песни Шуберта получили широкое распростра­нение в среде русской демократической интеллигенции еще задол­го до того, как приезжие гастролеры, выступая с виртуозными ин­струментальными транскрипциями, сделали их модой дня. Имена первых ценителей Шуберта — самые блестящие в культуре России 30 — 40-х годов. Среди них А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. В. Станкевич, А. В. Кольцов, В. Ф. Одоевский, М. Ю. Лермон­тов и другие.

По странной случайности большинство инструментальных про­изведений Шуберта, созданных на заре романтизма, на широкой концертной эстраде зазвучало только со второй половины XIX века.

Франц Пе́тер Шу́берт; 31 января 1797 — 19 ноября 1828, Вена— австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке, автор приблизительно 600 вокальных композиций (на слова Шиллера, Гёте, Гейне и других), девяти симфоний, а также большого количества камерных и сольных фортепианных произведений.

Произведения Шуберта входят в число самых известных образцов музыки периода романтизма.

Шуберт-биография-1024x576 (700x393, 36Kb)

Детство
Франц очень рано проявил музыкальные способности. Первыми его наставниками стали члены семьи: отец учил его играть на скрипке, а старший брат Игнац — на фортепиано. С шести лет он учился в приходской школе Лихтенталя, где работал его отец. С семи лет он брал уроки игры на органе у капельмейстера Лихтентальской церкви и уроки пения у регента приходской церкви М. Хольцера.

Экспромт №3 оп.№90



Музыкальный момент №3



Музыкальный момент №2



Экспромт си - бемоль мажор соч.142 №3



Творчество
Творческое наследие Шуберта охватывает разные жанры. При жизни и достаточно длительное время после смерти композитора его ценили главным образом как автора песен. Лишь с XIX века исследователи стали постепенно осмысливать его достижения в других областях творчества. Благодаря Шуберту песня впервые стала равной по значению другим жанрам. Его поэтические образы отражают чуть ли не всю историю австрийской и немецкой поэзии, включая и некоторых зарубежных авторов.
Музыкальный дар Шуберта открыл новые пути фортепианной музыки. Его Фантазии до мажор и фа минор, экспромты, музыкальные моменты, сонаты являются доказательством богатейшего воображения и большой гармонической смелости.

Квинтет "Форель" оп.№114



История жизни и творчества Франца Шуберта.

Австрийский композитор XIX века Франц Шуберт, один из основоположников романтизма в музыке, по полной аналогии с его знаменитым соплеменником и предшественником В.А.Моцартом прожил недолго, немногим более 30 лет.
Он так и не успел насладиться славой при жизни, но он оставил огромное творческое наследие.

Франц Петер Шуберт / Franz Peter Schubert родился 31 января 1797 г. в пригороде красивейшей столицы Вены в семье скромного школьного учителя Франца Теодора Шуберта из крестьян и поварихи Элизабет Фиц, дочери силезского рабочего. Вместе с Францем в семье было только пятеро детей, выживших из 14 родившихся. При этом родитель Франц-старший, кроме преподавания в школе, увлекался игрой на скрипке и виолончели на любительском уровне, а старшие братья Фердинанд и Игнац отлично владели клавиром и фортепьяно.

Выросший в таком музыкальном окружении Франц, естественно, с малолетства с упоением играл в составе семейного оркестра на регулярных музыкальных вечерах. К 7 годам Франц играл на клавишах уже без нот, был определен в церковную школу, где быстро освоил орган, а позднее в 11 лет был принят в придворную венскую капеллу, обладая красивым дискантом.

Он был зачислен в шуолу-пансион Конвикт, преподаватели в которой вскоре высказали общее мнение – Франца уже нечему учить, его господь Бог наградил талантом.

И Франц сам подтвердил их мнение, в 13 лет написав первое музыкальное творение, а через 2 года юный Франц попал под опеку знаменитого композитора А.Сальери, который в знак признания его особого таланта обучал Франца основам композиции бесплатно. Но после ломки звонкого детского дисканта Франц покинул пансион, и уступив воле отца, отучился в учительской семинарии и стал учителем азбуки в начальных классах. Но учительство не увлекало Франца, при первой возможности он сочинял свои произведения, изучая труды Моцарта, Бетховена и Глюка.

В 17 лет Франц написал первую шуточную оперу и мессу, а к его 20-летию он стал автором уже 5 симфоний, 7 сонат и 300 песен. Часто музыка приходила к нему в голову во сне, и он вставал и немедленно записывал её в нотную тетрадь. В свободные вечера Франц устраивал домашние концерты и часто импровизировал для родственников и друзей. Попытка возглавить хоровую капеллу Вены была неудачной, зато он познакомился и начал сотрудничать с известным баритоном И.Фогелем, вместе с которым они часто выступали в самых престижных салонах австрийской столицы.

Франц продолжал сочетать учительство и сочинение музыки, написал ряд интересных композиций на стихи его любимого поэта Гёте, и наконец, его творения были изданы в 1818 г. Благодаря выступлениям в салонах Вены Франц приобрел массу полезных знакомств и начал прилично зарабатывать. А когда оперившийся в 21 год Франц решил бросить преподавание в школе, отец в знак протеста лишил его крова и материальной помощи. Тогда Францу пришлось перебиваться как-то у друзей и жильем и деньгами.

Ведь в самом начале 1828 г. Франц стал членом венского музыкального общества, а 26 марта того года у 31-летнего Шуберта состоялся первый авторский концерт. Концерт был триумфальным, публика приняла его с восторгом, а Франц в первый и последний раз узнал, что такое настоящий успех. На заработанные деньги этим концертом Франц купил свой первый в жизни концертный рояль.

Но успех у Франца Шуберта был впереди, к сожалению, посмертный, к моменту ухода из жизни в его багаже композитора-сочинителя романтической музыки было более 600 песен и 2 упомянутых песенных цикла, около 70 песен на стихи любимого Гёте, 50 песен на стихи Шиллера и Гейне, 9 симфоний и 22 квартета. Со всем этим наследием к музыкальному гению Франца Шуберту пришло, наконец, признание прежде всего на родине, а потом и за её пределами. После кончины Франца были обнаружены многочисленные никогда неизданные его рукописи, долгое время его авторство этих произведений на бумаге не было установлено.

История жизни и творчества Франца Шуберта.

Через 60 лет после смерти Ф.Шуберта его прах, как и прах Бетховена, были перезахоронены на центральном кладбище Вены, а обе их могилы образовали памятный островок захоронений композиторов и музыкантов.

В личной жизни робкого и застенчивого Франца была одна большая любовь к русоволосой Терезе Горб, далеко не красавице, со следами перенесенной оспы на лице. Но Тереза привлекала Франца её увлечением той музыкой, которую он писал и исполнял. А когда она слушала музыку с упоением, её лицо преображалось и светилось счастьем. Но крайне бедственное материальное положения Франца практически до самого ухода стало препятствием их супружескому союзу. По настоянию одинокой матери Тереза все же вышла замуж за состоятельного венского кондитера.

Читайте также: