Какое состояние природы передано в стихотворении бесы кратко

Обновлено: 18.05.2024

История создания

Александр Сергеевич и не думал надолго задерживаться в имении, так как, во-первых, шла активная подготовка к свадьбе, а во-вторых, наступила осень – любимое, вдохновляющее автора время года. Но страну вновь решила посетить страшная эпидемия холеры… Пушкин воспринял необходимость остаться в родовой усадьбе на неопределённый срок как возможность уединиться и посвятить себя творчеству.

Жанр, направление, размер

По форме данное произведение является балладой, а по содержанию относится к философской лирике.

Баллада – лиро-эпический жанр, излюбленный приверженцами романтизма. Характерной чертой баллады, как жанра, и романтизма, как направления в целом, является уход от реальности, создание своего удивительного, мистического мира, где природа является зеркалом, отражающим чувства лирического героя, или же напротив, она изображается враждебной, бушующей, с которой приходилось сражаться главному персонажу.

Композиция

Такое построение стихотворения позволяет автору акцентировать внимание читателя на более значимых деталях, описаниях, которые важны для верного восприятия, ощущения атмосферы всего произведения, для правильного осознания основной идеи. Также кольцевая композиция создаёт ощущение замкнутости, что повышает уровень напряжения, запутанности.

Все три части начинаются с четырёх одинаковых строк, которые создают таинственную атмосферу и, соответственно, поддерживают её на протяжении всего повествования.

Первая часть – это первые три строфы, из которых первое восьмистишие – вступление, а два последующих – основная часть.

Вступление задаёт направление мысли читателя. В нём автор рассказывает о месте событий, о преобладающих в лирическом герое чувствах.

Основная часть – это завязка. Автор рисует нам картину сильной вьюги, бури.

Затем в произведение добавляются мистические краски.

В следующей строфе они набирают яркость и звучат уже ни как догадка, а как свершившийся факт.

Вторая композиционная часть – это следующие три строфы, которые являются кульминацией произведения. В них конфликт человека и сложившихся обстоятельств достигает своей вершины.

Лирический герой уже не видит ненастной погоды, а видит сверхъестественные силы, которые стоят у него на пути. Грань между реальностью и небывалым стирается, напряжение возрастает, нечистая сила приобретает визуальный образ. Скорость смены картин возрастает.

Образы и символы

Проводя параллель между фактами из жизни Александра Сергеевича и произведением, можно предположить, что бесы – это жизненные проблемы, неприятные непредвиденные обстоятельства, которые не дают двигаться вперёд, дальше по дороге жизни.

Также можно предположить, что нечистая сила – это образное представление безысходности, несправедливости и дефективности устоявшегося социального неравенства. Пушкин был на стороне декабристов и поддерживал их идею об отмене крепостного права, так как осознавал, что это неправильно, что больше так продолжаться не может.

Темы, проблемы, настроение

Основная идея

Средства выразительности

Автор: Кристина Асаулова

Автор: Самый Зелёный · Published 09.04.2020 · Last modified 10.04.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 02.06.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 03.07.2019 · Last modified 10.12.2020

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

История создания

Александр Сергеевич и не думал надолго задерживаться в имении, так как, во-первых, шла активная подготовка к свадьбе, а во-вторых, наступила осень – любимое, вдохновляющее автора время года. Но страну вновь решила посетить страшная эпидемия холеры… Пушкин воспринял необходимость остаться в родовой усадьбе на неопределённый срок как возможность уединиться и посвятить себя творчеству.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Бесы.

История создания – написано стихотворение в один день, 7 сентября 1830 года, в Болдино, том самом пушкинском имении, где было создано так много его знаменитых произведений. Оно стало первым, написанным в знаменитую “Болдинскую осень”.

Тема – сложное положение русского народа. котоому правящая элита закрывает путь к счастливой жизни.

Композиция – симметрично кольцевая, создаваемая повторяющимся четверостишием, которое делит произведение на три части.

Жанр – лирическая баллада.

Стихотворный размер – четырехстопный хорей с перекрестной рифмовкой.

Эпитеты – “снег летучий”, “мутная игра”, “чистое поле”, “неведомые равнины”, “одичалый конь”, “небывалая верста”.

Метафоры – “мутно небо”, “ночь мутна”, “вьюга плачет”.

Жанр, направление, размер

По форме данное произведение является балладой, а по содержанию относится к философской лирике.

Баллада – лиро-эпический жанр, излюбленный приверженцами романтизма. Характерной чертой баллады, как жанра, и романтизма, как направления в целом, является уход от реальности, создание своего удивительного, мистического мира, где природа является зеркалом, отражающим чувства лирического героя, или же напротив, она изображается враждебной, бушующей, с которой приходилось сражаться главному персонажу.

Композиция

Такое построение стихотворения позволяет автору акцентировать внимание читателя на более значимых деталях, описаниях, которые важны для верного восприятия, ощущения атмосферы всего произведения, для правильного осознания основной идеи. Также кольцевая композиция создаёт ощущение замкнутости, что повышает уровень напряжения, запутанности.

Все три части начинаются с четырёх одинаковых строк, которые создают таинственную атмосферу и, соответственно, поддерживают её на протяжении всего повествования.

Первая часть – это первые три строфы, из которых первое восьмистишие – вступление, а два последующих – основная часть.

Вступление задаёт направление мысли читателя. В нём автор рассказывает о месте событий, о преобладающих в лирическом герое чувствах.

Основная часть – это завязка. Автор рисует нам картину сильной вьюги, бури.

Затем в произведение добавляются мистические краски.

В следующей строфе они набирают яркость и звучат уже ни как догадка, а как свершившийся факт.

Вторая композиционная часть – это следующие три строфы, которые являются кульминацией произведения. В них конфликт человека и сложившихся обстоятельств достигает своей вершины.

Лирический герой уже не видит ненастной погоды, а видит сверхъестественные силы, которые стоят у него на пути. Грань между реальностью и небывалым стирается, напряжение возрастает, нечистая сила приобретает визуальный образ. Скорость смены картин возрастает.

Структура и сюжет

Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна.

Образы и символы

Проводя параллель между фактами из жизни Александра Сергеевича и произведением, можно предположить, что бесы – это жизненные проблемы, неприятные непредвиденные обстоятельства, которые не дают двигаться вперёд, дальше по дороге жизни.

Также можно предположить, что нечистая сила – это образное представление безысходности, несправедливости и дефективности устоявшегося социального неравенства. Пушкин был на стороне декабристов и поддерживал их идею об отмене крепостного права, так как осознавал, что это неправильно, что больше так продолжаться не может.

Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна. Еду, еду в чистом поле; Колокольчик дин-дин-дин . Страшно, страшно поневоле Средь неведомых равнин!

Вьюга злится, вьюга плачет, Кони чуткие храпят, Вот уж он далече скачет; Лишь глаза во мгле горят; Кони снова понеслися; Колокольчик дин-дин-дин… Вижу: духи собралися Средь белеющих равнин.

Бесконечны, безобразны, В мутной месяца игре Закружились бесы разны, Будто листья в ноябре… Сколько их? куда их гонят? Что так жалобно поют? Домового ли хоронят, Ведьму ль замуж выдают?

Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна. Мчатся бесы рой за роем В беспредельной вышине, Визгом жалобным и воем Надрывая сердце мне…

В нем автор вновь затрагивает так близкую и понятную для себя тему народного фольклора, описывая путешествие в метель, которое у любого путника того времени вызывало настоящий ужас

Темы, проблемы, настроение

Основная идея

Источник: Гладышев В.В. Краткий справочник по литературе. — М.: ФЛИНТА, 2014

Средства выразительности

Автор: Кристина Асаулова

Структура и сюжет[ | ]

Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна.

Стихотворение “Бесы” – едва ли не самое известное из всего пушкинского наследия. И ничего удивительного в этом нет, если учесть историю его создания и другие факторы. Краткий анализ “Бесы” по плану рассматривает все, что нужно знать об этом произведении. Разбор можно использовать на уроке русской литературы в 9 классе как основной или дополнительный материал для лучшего понимания темы.

История создания

Текст датируется 7 сентября 1830 года.

Тогда еще поэт не знал, что будет вынужден остаться в Болдино на неопределенное время, пока бушует эпидемия холеры.

Однако он ощущал внутреннее раздражение из-за необходимости решать имущественные вопросы (поэт готовился к свадьбе) в самый любимый свой период – осень. Ведь именно в золотую пору года Пушкина посещало особенное вдохновение.

Известие о страшной болезни, окутавшей округу, успокоило и взбодрило писателя. С одной стороны, его захватывало ощущение опасности, находящейся так близко. А с другой – радовала неожиданная возможность отрешиться от всего мира и целиком отдаться творчеству.



С одной стороны, это классическая лирическая баллада, наполненная фольклорными мотивами. С другой, символическое содержание приближает стихотворение к такому жанру, как философская лирика. Таким образом, его можно назвать балладой с философскими элементами.

Такой стихотворный размер, как четырехстопный хорей, использован Пушкиным неслучайно – он достаточно характерен для балладного звучания. Перекрестная рифма в сочетании с восьмистишием делает композиционное деление более явным.

Система образов

В произведении представлена четкая система противопоставления художественных образов.

С одной стороны, это ямщик и его спутник, то есть, образ реального мира, привычный всем. Оба напуганные, растерянные, слегка сбитые с толку мелькающими перед ними странными, ужасающими существами.

С другой стороны, это сами бесы — образ потустороннего мира. Они, как и положено настоящим представителям темной стороны, обманывают, путают и запугивают. То предстают чем-то высоким и страшным, то мелькают едва заметной искрой.

Вся природа как будто помогает силам зла: свет луны мутен, вокруг ходят тяжелые тучи, не видно звезд, и бесконечной пеленой идет снег. Угнетающая, страшная и по-настоящему мистическая картина предстает перед глазами завороженного читателя.

Тут Пушкин проявляет себя как гениальный мастер психологического параллелизма. Страшный пейзаж – одна большая, развернутая метафора несправедливости, происходящей в современном писателю обществе. Пушкин был лично знаком со многими декабристами, отлично понимал остроту поднятой ими проблемы, ощущал, что так дальше продолжаться не может и не должно. Он в ярких художественных образах передал безысходность, сложность и неправильность устоявшегося социального неравенства.

Вариант 1

Стихотворение Бесы – это уникальное произведение, которое было написано Пушкиным в 1830 году. Здесь мысли поэта сплетаются с философскими идеями. Литературоведы относят этот стих к лучшим произведениям философской лирики. Смысл названия и проблематика кроются в событиях, которые стали поводом для появления стихотворения. Дело было в 1830 году, когда Пушкин был помолвлен с Натальей Гончаровой. Их свадьбе постоянно что-то мешало. Она переносилась снова и снова.

Однажды Пушкину пришлось уехать в деревню по делам. Там он смог немного отдохнуть, так как устал от обыденных дел. Они не давали ему писать и творить. Стих Бесы был одним из первых стихов, как только он приехал в деревню. Сначала в нем прослеживается меланхолия, но потом виден подъем. Так поэт постепенно приходит в себя.

Даже эпидемия холеры, которая отсрочила его отъезд, стала для Пушкина подарком с небес. Он с удовольствием продолжил писать. Размер стиха – 4‑стопный хорей с перекрестной рифмовкой. Произведение относится к романтизму. Жанр – лирическая баллада. Композиция кольцевая с четкой симметрией из-за одного четверостишья, которое начинает все части стиха. Если описывать сюжет стихотворения Бесы, то стоит все делать по плану.

В первой части мы видим ямщика, который говорит о жутком ненастье. Это бес, который является гибелью для каждого путника. Бесом здесь выступает сила природы. Наличие такой нечестии напоминает нам фольклорные мотивы. Чтобы усилить эффект, автор использует зловещие эпитеты и звукоподражания.

Сам лирический герой боится. Он не знает, что его подстерегает. Вторая часть стихотворения – это встреча с дьяволом. Она очень эмоциональна, так как Пушкин постарался описать дьявольскую бурю, которая бушует по сторонам. Третья часть – это воодушевление героя. Он не хочет быть частью бесовского мира. Он не хочет идти с бесами. Все внутри него разрывается на части. Страх теперь отходит назад.

Смысл этого стихотворения в том, чтобы показать истинное положение русского народа. Он так хочет получить счастливую жизнь. Но ничего не получается из-за бесов. Бесы – это элита, правящие лица, которые ставят свои интересы выше других. Сердце лирического героя, как и сердце Пушкина, разрывается из-за того, что он хочет спасти всех, но не знает как.

Вариант 2

Читая это произведение, становится страшно и даже жутко. Пушкину удалось с помощью художественный приемов создать такую мрачную картину, что дух захватывает. Вначале ямщик и лирический герой заблудились, ни о каких бесах и речи не было.

Вариант 3

В 1830 году Пушкин прибывает в Болдин, дабы уладить возникнувшие вопросы с его владениями и совместно с этим, он производит подготовку к свадьбе. Но возникнувшая в Москве эпидемия, заставила поэта на пару месяцев остаться в Болдин. За время ожидания автор производит несколько произведений, в них и входило обсуждаемое нами стихотворение род названием ” Бесы “.

В своём стихотворении Пушкин затрагивает народный фольклор, путём описания путешествие, которое может вызвать у любого путника возмущения, так как в то время была метель.

Данное стихотворение, по мнению самого автора, являются основополагающими в развитии культуры русского населения. Также следует отметить, что описанные бесы в стихотворении, выдуманные. Они пытаются сбить с намеренного пути путника. И этому выдуманному явлению, найдётся определённый ответ. Он скрывается в самом конце стихотворения, где автор разделяет гранью бесов и людей. Пушкин указывает и то, что власть находится только у людей.

В тексте писатель приравнивает русский народ к путникам, которые заблудились в снежной равнине и не могут найти свою счастливую и спокойную жизнь. А причина всего этого, заключается в том, что крестьяне являются народом крепостным. Их жизнь принадлежит тем самым бесам, которые подобны кучке людей, готовых и желающих нажиться за счёт других. Они не хотят просто так потерять бесплатную рабочую силу.

Под этой кучкой людей, Пушкин подразумевает людей из управления России. Которые заставляют простой народ прочувствовать на себе страх и неутолимый гнев. Поэтому автор полностью правильно выбрал образ бесов для таких людей, так как именно они, чувствуя власть над всеми, мешали жить тихо и мирно всему народу России. Автор также подчёркивает строками стихотворения то, что даже во время страшной холеры в Москве продолжались яркие балы.

Центральные персонажи

Бесы тоже являются персонажами стихотворения. Нечистые пугают путников, пытаются сбить их с дороги.

С одной стороны, Пушкин использует в стихотворении мистические образы, которые делают его похожим на лирическую балладу: это классическое путешествие в буран, когда путник заплутал потому, что его водят бесы. Выразителем мысли о бесах выступает представитель народа, ямщик, что дополняет историю фольклорным элементом. На самом деле тема стиха несколько иная – поэт иносказательно показывает тяжелое положение русского народа, которого дворяне (“бесы”) водят по кругу, не давая выбраться на свободу.

Лирический герой

Произведение написано от лица некого мужчины, оказавшегося вместе с ямщиком в ночном поле.

Зачем и куда они едут – непонятно, но это и неважно. Читатель получает эмоции именно от персонажа-рассказчика. Значит, он и есть лирический герой, своеобразная проекция автора. Ему страшно, его пугает непредсказуемое поведение разгулявшейся нечисти.

Тропы и фигуры речи

Олицетворение: вьюга злится, вьюга плачет.

Композиция

Композиция – кольцевая, трехчастная. Она хорошо просматривается.

Первая часть описывает ненастье, бушующие силы природы, в которых суеверный ямщик, простой мужик, видит мистических бесов. Лирическому герою передается его страх. Можно назвать эту часть завязкой, в которой особенно ярко проявляются фольклорные черты произведения.

Вторая часть кульминационная. Лирический герой уже сам видит творящуюся вокруг чертовщину, напряжение нарастает и достигает предела.

В третьей наступает развязка. Лирический герой уходит в созерцание собственного внутреннего мира, отстраняясь от нечистой силы. Он перестает наблюдать за бесами и только ощущает, как их вой надрывает ему душу.

Эта часть считается самой символически наполненной. Во-первых, в ней явно проступает параллель между мистическими бесами и реальными господами. Во-вторых, Пушкин показывает, что он отрекается, не хочет быть таким, как большинство представителей высшего света: эгоистичным, жестоким, равнодушным к тяжелому положению крестьян.

Средства выразительности

Для того, чтобы придать стихотворению черты баллады и передать эмоциональный настрой лирического героя, Пушкин использует следующие средства выразительности:

  • Эпитеты – “снег летучий”, “мутная игра”, “чистое поле”, “неведомые равнины”, “одичалый конь”, “небывалая верста”.
  • Метафоры – “мутно небо”, “ночь мутна”, “вьюга плачет”.

Бесовской разгул, надрывающий душу, передается также с помощью звукоподражания (дин-дон) и постоянно нагнетающейся тревожной атмосферы.

Содержание произведения

С первых слов читателю передается волнение автора, который описывает свои ощущения во время ночной поездки в поле. Неизвестно, по какой причине ямщик и лирический герой оказались в дороге ночью. Возможно, не успели добраться в нужное место до заката, или их гнали вперед какие-то важные дела. Зимней ночью не на шутку разыгралась метель. Ничего не видно впереди — небо мутное, луна не освещает небосвод, лишь снег и ветер со всех сторон. Дорогу замело, и путники оказались в незавидном положении.


Среди неведомых равнин ямщику и автору стихотворения становится страшно. Герой просит извозчика поторопить лошадей, стараясь скорее проехать место, которое вызывает чувство тревоги. Но лошади устали, а дорога заметна лишь временами. Путникам кажется, что они ходят по кругу, ведомые бесами, которые кружатся в хороводе и торжествуют в непогоду.

Усиливает картину воображение ямщика. Один бес у него играет, другой — плюет, третий — толкает коня. Четвертый путает мысли — то он стоит рядом с путниками, то, сверкая очами, исчезает в темноте. Сил ехать дальше нет. Кони устали, снежная буря не стихает, дороги не найти. Даже колокольчик перестал звенеть, что усиливает безысходность.

Сквозь ночное мутное небо едва пробивается свет луны. Кони мчатся вперед, подгоняемые неутомимым ямщиком. А бесы так и кружат возле лирического героя, надрывая ему сердце.

Стихотворение “Бесы” – едва ли не самое известное из всего пушкинского наследия. В стихотворении автор описывает путешествие в метель, а заблудившиеся путники символизируют русский народ. Краткий анализ “Бесы” по плану рассматривает всё, что нужно знать об этом произведении. Разбор можно использовать на уроке русской литературы в 9 классе.


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Бесы.

История создания – написано стихотворение в один день, 7 сентября 1830 года, в Болдино, том самом пушкинском имении, где было создано так много его знаменитых произведений. Оно стало первым, написанным в знаменитую Болдинскую осень.

Тема – вера в возможности человека, в его умение противостоять жизненным трудностям.

Композиция – симметрично кольцевая, создаваемая повторяющимся четверостишием, которое делит произведение на три части.

Жанр – лирическая баллада.

Стихотворный размер – четырёхстопный хорей с перекрёстной рифмовкой.

Эпитеты – “снег летучий”, “мутная игра”, “чистое поле”, “неведомые равнины”, “одичалый конь”, “небывалая верста”.

Метафоры – “мчатся бесы рой за роем”, “Визгом жалобным и воем надрывая сердце мне”, “в мутной месяца игре”.

История создания

Пушкин прибыл в своё имение 3 сентября и не планировал пробыть там долго, однако его отъезду помешала холера. Стихотворение “Бесы” написано 7 сентября, когда Пушкин ещё не знал, что ему придётся задержаться. Он был раздражён и встревожён, поскольку упускал своё любимое творческое время – осень. Известие же о холере, которое пришло позже, не испугало, а обрадовало его. Сама атмосфера опасности очень волновала поэта, и он имел предлог для того, чтобы спокойно творить. Впоследствии именно этот период будет назван знаменитой Болдинской осенью.

Сообщив невесте, что ему придётся остаться в Болдино на неопределённый промежуток времени, Пушкин полностью отдается творческому порыву, сделав этот период самым продуктивным в своём творчестве. Но начиналась “Болдинская осень” именно с “Бесов”.

С одной стороны, Пушкин использует в стихотворении мистические образы, которые делают его похожим на лирическую балладу: это классическое путешествие в буран, когда путник заплутал потому, что его водят бесы. Выразителем мысли о бесах выступает представитель народа, ямщик, что дополняет историю фольклорным элементом. На самом деле тема стихотворения несколько иная: поэт иносказательно раскрывает проблему поиска верного пути в жизни, стремления найти выход из трудных ситуаций, не подчиниться обстоятельствам.

Композиция

Композиция стихотворения трехчастная, причём сюжет закольцовывается в конце каждой части с помощью повторяющегося фрагмента.

Первая часть – это описание ненастья, которое. по мнению ямщика, вызвано бесом – он кружит путников, желая свести их с дороги в поле. Мистическая составляющая усиливается и во второй части, где и сам путник как будто видит бесов, кружащих вокруг. Третья часть разъясняет символический смысл произведения: путник не желает иметь ничего общего с бесами, отстраняется от них, точно так же, как и сам лирический герой отстранялся от них, выбирая свой путь в жизни. Это главная мысль произведения, которая выражается через переживания лирического героя.

С одной стороны, это классическая лирическая баллада, наполненная фольклорными мотивами. Интрига, тайна также указывают на принадлежность к жанру баллады. С другой,можно назвать лирическим стихотворением, поскольку в нём отражены сокровенные мысли и чувства лирического героя, его видение проблемы.

Такой стихотворный размер, как четырёхстопный хорей, использован Пушкиным неслучайно – он достаточно характерен для балладного звучания. Перекрёстная рифма в сочетании с восьмистишием делает композиционное деление более явным.

Средства выразительности

Для того чтобы придать стихотворению черты баллады и передать эмоциональный настрой лирического героя, Пушкин использует следующие средства выразительности:

  • Эпитеты – “снег летучий”, “мутная игра”, “чистое поле”, “неведомые равнины”, “одичалый конь”, “небывалая верста”.
  • Метафоры – “мчатся бесы рой за роем”, “Визгом жалобным и воем надрывая сердце мне”, “в мутной месяца игре”.

Бесовской разгул, надрывающий душу, передаётся также с помощью звукоподражания (дин-дон) и постоянно нагнетающейся тревожной атмосферы.

Читайте также: