Как взаимосвязаны познающий человек и изучаемый предмет в процессе познания кратко

Обновлено: 04.07.2024

В структуре познания два элемента:

Методы познания.

Методы познания обобщают по двум уровням: эмпирический уровень познания и теоретический уровень.

Эмпирические методы:

  1. Наблюдение (изучение объекта без вмешательства).
  2. Эксперимент (изучение происходит в контролируемой среде).
  3. Измерение (измерение степени величины объекта, или веса, скорости, продолжительности и т.д.).
  4. Сравнение (сопоставление сходств и различий объектов).
  1. Анализ. Мысленный или практический (ручной) процесс разделения предмета или явления на составляющие, разборка и осмотр компонентов.
  2. Синтез. Обратный процесс – объединение компонентов в целое, выявление связей между ними.
  3. Классификация. Разложение предметов или явлений в группы по определенным признакам.
  4. Сравнение. Обнаружение различий и сходств в сравниваемых элементах.
  5. Обобщение. Менее детальный синтез – объединение по общим признакам без выявления связей. Этот процесс не всегда отделяют от синтеза.
  6. Конкретизация. Процесс извлечения частного из общего, уточнение для лучшего понимания.
  7. Абстрагирование. Рассмотрение только одной какой-то стороны предмета или явления, так как остальные не представляют интереса.
  8. Аналогия (выявление подобных явлений, сходств), более расширенный метод познания, чем сравнение, так как включает поиски похожих явлений во временном периоде.
  9. Дедукция (движение от общего к частному, метод познания, в котором логический вывод выходит из целой цепочки умозаключений), - в жизни эта разновидность логики стала популярна благодаря Артуру Конану Дойлу.
  10. Индукция – движение от фактов к общему.
  11. Идеализация – создание понятий для явлений и объектов, которых нет в реальности, но есть подобия (например, идеальная жидкость в гидродинамике).
  12. Моделирование – создание, а затем изучение модели чего-либо (например, компьютерная модель солнечной системы).
  13. Формализация – изображение объекта в виде знаков, символов (химические формулы).

Формы познания.

Формы познания (некоторые психологические школы называют просто видами познания) бывают следующие:

  1. Научное познание. Вид познания, основанный на логике, научном подходе, выводах; также называют рациональным познанием.
  2. Творческое или художественное познание. (Оно же – искусство). Этот вид познания отражает окружающий мир с помощью художественных образов и символов.
  3. Философское познание. Оно заключается в стремлении объяснить окружающую действительность, место, которое в ней занимает человек, и то, каким оно должно быть.
  4. Религиозное познание. Религиозное познание часто относят к разновидности самопознания. Объектом изучения является Бог и его связь с человеком, влияние Бога на человека, а также моральные устои, характерные данной религии. Интересный парадокс религиозного познания: субъект (человек) изучает объект (Бог), который выступает в роли субъекта (Бог), создавшего объект (человека и весь мир вообще).
  5. Мифологическое познание. Познание, свойственное первобытным культурам. Способ познания у людей, еще не начавших отделять себя от окружающего мира, отождествлявших сложные явления и понятия с богами, высшими силами.
  6. Самопознание. Познание собственных психических и физических свойств, самоосмысление. Основные способы – самоанализ, самонаблюдение, формирование собственной личности, сравнение себя с другими людьми.

Подведем итог: познание – это способность человека умственно воспринимать внешнюю информацию, ее перерабатывать и делать из нее выводы. Основная цель познания заключается как в овладении природой, так и в совершенствовании самого человека. Кроме того, многие авторы видят цель познания в стремлении человека к истине.

от человека зависит, от его желания познавать.
для одного познающего примерно по формуле : чем дальше в лес - тем больше дров. (чем глубже ныряешь в предмет, тем больше знаний получаешь)
а для другого по формуле: чем дальше в лес - тем толще партизаны)))

Познание можно определить как процесс деятельности человека, основным содержанием которой является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире. Ученые выделяют следующие виды познания: обыденное, научное, философское, художественное, социальное. Ни один из этих видов познавательной деятельности не является изолированным от остальных, все они тесно взаимосвязаны.

В процессе познания всегда присутствуют две стороны: субъект познания и объект познания. В узком смысле под субъектом познания обычно подразумевают познающего человека, наделенного волей и сознанием, в широком — все общество. Объектом познания соответственно являются либо познаваемый предмет, либо — в широком смысле — весь окружающий мир в тех границах, в которых с ним взаимодействуют отдельные люди и общество в целом.

Существуют две ступени познавательной деятельности. На первой, которая называется чувственным (сенситивным) познанием (от нем. sensitw — воспринимаемый чувствами) , человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств. Тремя основными формами чувственного познания являются:

а) ощущение, представляющее собой отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств;

б) восприятие, в процессе которого у субъекта познания формируется целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы и их свойства;

в) представление — такая форма познания, при которой чувственное отражение (чувственный образ) предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить его мысленно даже в том случае, если он отсутствует и не воздействует на органы чувств.

Второй ступенью познавательной деятельности является рациональное познание (от лат. ratio — разум) . На этом этапе, опираясь на данные, полученные в результате непосредственного взаимодействия человека с окружающим мирсм, с помощью мышления осуществляется их упорядочение и предпринимается попытка постичь сущность познаваемых предметов и явлений.

Рациональное познание осуществляется в формах понятия, суждения и умозаключения.

Понятие представляет собой форму (вид) мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов или явлений.

Суждение есть форма мысли, в которой устанавливается связь между отдельными понятиями и с помощью этой связи утверждается или отрицается что-либо.

Умозаключением называется получение новых суждений на основе уже имеющихся с помощью использования законов логического мышления.

Рациональное познание тесно связано с отображаемой действительностью, т. е. с чувственным познанием, которое служит для него основой. Однако, в отличие от чувственного познания, существующего в форме образов, результаты рационального познания закрепляются в форме знаков или в языке. Таким образом, человеческое мышление, опираясь на чувственный опыт, путем сравнения, уподобления, обобщения, абстрагирования преобразует чувственный образ, а результаты преобразования фиксирует в знаковой форме.

Ученый с микроскопом

Познание — это совокупность процессов, методов и процедур по получению знаний об окружающем нас мире. К его главной цели относят выявление закономерностей, регулирующих процессы и явления происходящие в мире, социуме и внутри отдельных людей. Все сведения, получаемые людьми посредством органов чувств, систематизируются головным мозгом и сохраняются в сознании, что помогает человеку значительно упростить собственное существование на Земле.

Основной задачей познания является достижение объективной истины. Усваивая информацию об окружающей реальности, человек приобретает необходимый ему багаж знаний и начинает лучше понимать суть происходящего вокруг него. Впоследствии приобретенные знания используются людьми на практике для преобразования окружающей действительности и удовлетворения собственных потребностей. Следовательно, получение знаний и их дальнейшее практическое применения для преобразования человеком социума и природы представляет собой единое целое, а познавательная деятельность неотрывно связана с практическим применением накопленных знаний, без которого она теряет смысл.

Различия между знанием и познанием минимальны, они отличаются друг от друга лишь как процесс и его итоговый результат или некая фиксация полученного результата, готового к практическому использованию. Субъектом деятельности по сбору знаний признается познающий окружающий мир индивид либо группа индивидов, объектом является предмет или явление окружающего мира. Если смотреть на приобретение и накопление знаний максимально широко, то его объектом является вся окружающая нас действительность.

Одной из важнейших характеристик познание, которое помогает лучше понять всю специфику этого процесса, является наличие 2-х уровней познания: чувственного и рационального. Рассмотрим каждый из уровней познания более подробно.

Уровни (ступени) познания

Итак, специалисты выделяют два основных уровня познания — чувственное (с помощью органов чувств) и рациональное (осмысление и переработка полученного знания). Это 2 ступени, которые имеют принципиальные отличия, но при этом они тесно связаны друг с другом. Остановимся более подробно на каждой из форм.

Чувственное познание

Чувственное познание основано на восприятии человеком информации с помощью органов чувств, иными словами – при помощи зрения, слуха, обоняния. Эта разновидность познавательного процесса достигается посредством:

  • Ощущения, т.е. отражения определенных свойств предметов материального мира и его явлений путем их воздействия на органы чувств. Данное воздействие позволяет людям ощущать различные свойства вещей, в частности, их форму, цвет, запах и т.д.
  • Восприятия, создающего на основе чувств целостные образы вещей, явлений и процессов. Восприятие помогает сформировать представление.
  • Представления — т.е. получаемый при помощи органов чувств обобщенный и наглядно сформированный образ определенной вещи, процесса либо явления, впоследствии сохраненный в человеческом сознании и воспроизводимый им уже без участия органов чувств.

Более подробно о чувственном познании читайте в этой статье.

Рациональное познание

Рациональное познание относят к достаточно сложным способам отражения реальности, оно осуществляется с помощью разума и им наделены исключительно люди. К его главным механизмам относят сравнения, обобщения, отвлечения и уподобления. Формами указанной разновидности познавательной деятельности являются:

  • Понятия, т.е. мысли, утверждающие общие и существенные характеристики вещей.
  • Суждения – мысли, утверждающие либо отрицающие что-либо о предмете.
  • Умозаключения, под которыми подразумеваются мысленные связи между несколькими суждениями с выведением из них уже принципиально нового суждения. Выводы бывают индуктивными (их получают методом развития частных суждений к общим), дедуктивными (здесь развитие мысли наоборот, идет от общего к частному) и полученными по аналогии.

Более подробно о рациональном познании читайте в этой статье.

Формы познания

Познание разделяют на научное и ненаучное, при этом в состав ненаучной познавательной деятельности входят обыденная, художественная, мифологическая и религиозная формы. Кратко опишем каждую из них, а затем более подробно рассмотрим научное познание.

  • Научным познанием называют научно обоснованное получение объективных знаний, отражающих законы, по которым развивается и функционирует окружающая реальность. Данная форма объединяет в себе описание, объяснение и предсказание различных процессов, наблюдаемых и отмечаемых исследователями по мере накопления знаний.
  • Суть обыденной формы сводится к получению знаний посредством наблюдения за каким-либо явлением. Получаемая информация представляет собой совокупность различных данных, не сводимых в единую систему. Целью подобной познавательной деятельности является применение полученных знаний на практике.
  • Художественным (или творческим) познанием называют способ отражения действительности с помощью художественной символики и образов.
  • Философская форма познавательной деятельности формируется вокруг стремления ученых найти разумные и логичные объяснения явлениям, происходящим в нашем мире, одновременно определив место человека в окружающей действительности.
  • Религиозную форму познания относят к самопознанию, с ее помощью индивид изучает религиозные моральные основы, а также познает Бога.
  • Мифологическое познание было характерно для первобытного общества, с его помощью люди могли объяснить непонятные им явления вмешательством высших сил.
  • Самопознанием называю процесс узнавания человеком самого себя, своих личных качеств, свойств и особенностей. К основным методам самопознания относят самоанализ, сравнительный анализ, проводимый индивидом при сравнении себя с окружающими, наблюдение человека за собой и собственным поведением и др.

Научное познание

Итак, научное познание — это одна из разновидностей познавательной деятельности, направленная на выявление сути вещей и явлений окружающей действительности, на открытие связей между ними а так же законов, определяющих их развитие. Итогом указанного вида деятельности становится сформированная система знаний о природе, людях и социуме, с возможностью описания, пояснения и предсказания дальнейшего развития событий. Предметом подобного исследования может стать любой предмет либо явление, к примеру, общество, государство, отдельный природный процесс, экономическая деятельность человека, закономерности функционирования психики людей и т.д. К его ключевым признакам относят:

  • истинность и объективность полученных знаний;
  • получение информации сопровождается применением специальных методов, характерных для научной деятельности;
  • у исследователя есть возможности проверить добытые им знания;
  • исследование характеризуется высокой степенью теоретической обобщенности.

Уровни научного познания

Специалисты выделяют эмпирический и теоретический уровни научного познания.

Эмпирическим (или опытным) уровнем обеспечивается работа исследователей по выявлению объективных фактов и присущих им скрытых связей и взаимоотношений между явлениями и вещами в окружающей действительности. Субъект на данном уровне получает правильное описание интересующих его процессов и явлений. К методам эмпирической познавательной деятельности относят научные наблюдения и эксперименты.

Более подробно об эмпирическом познании читайте в этой статье.

На теоретическом (или рациональном) уровне научно-познавательной деятельности происходит раскрытие внутренних связей, сложившихся между различными предметами и явлениями. Именно на этом уровне учеными выдвигаются гипотезы и теории, к основным методам рационального уровня относят идеализацию, абстрагирование, аналогию, анализ и синтез, дедукцию и индукцию. На практике оба описанных выше уровня тесно связаны между собой, они постоянно дополняют друг друга.

Формы научно-познавательного процесса

Основными формами научного познания являются:

Методы научного познания

К основным методам научно-познавательной деятельности относят:

  • Научные наблюдения, т.е. организованную и целенаправленную работу по восприятию исследователем вещей и явлений с получением объективных сведений о них;
  • Эксперименты представляют собой исследования определенных явлений в специализированных, искусственно созданных для этого условиях. Они производятся для проверки уже выдвинутых гипотез и теорий либо для сбора данных, необходимых для начала научного поиска;
  • Анализ способствует мысленному либо реальному разложению конкретной вещи на образующие ее элементы для их детального изучения;
  • Синтез противоположен анализу, с его помощью ученые объединяют различные составные элементы определенного предмета для выявления связей между ними в составе целостной вещи;
  • Моделирование призвано воспроизвести характеристики конкретного предмета с помощью другого предмета, создаваемого специально для этой цели;
  • Метод аналогии заключается в выдвижении исследователем предположения о сходстве двух внешне разных вещей по причине сходства некоторых свойств и признаков данных вещей;
  • Абстрагирование основано на мысленном отвлечении от перечня свойств предмета для понимания сути одного, важнейшего для исследования свойства указанного предмета;
  • Формализация отображает результаты познавательного процесса с помощью формул, понятий и утверждений;
  • Идеализация призвана помочь исследователю мысленно создать не существующий в реальности, но необходимый для исследования абстрактный объект;
  • Математизация помогает выразить свойства изучаемого объекта числовым способом посредством использования разнообразных измерительных методов;
  • Дедукция позволяет ученым делать выводы, двигаясь от общего к частному;
  • Индукция, наоборот, основывается на выводах, сделанных от частного к общему.

Функции познания

Познанию отведены две важнейшие для общества и каждого отдельного человека функции. Первая из них заключается в формировании у индивида с помощью познавательной деятельности собственного мировоззрения, а также стратегии и принципов по взаимодействию с другими людьми и миром. Благодаря этому люди смогли не только адаптироваться к условиям окружающей их среды, но и начали преобразовывать ее.

Вторая ключевая функция познания заключается в формировании у человека в процессе познавательной деятельности критического подхода к собственной личности, что со временем становится главнейшим условием для саморазвития индивида, его становления и самосовершенствования. А движение вперед отдельных людей постепенно приводит в движение все общество.

Заключение

Таким образом, под познавательной деятельностью понимают способность отдельной личности воспринимать своим разумом исходящую извне информацию, а затем – анализировать и обрабатывать ее, делая логические выводы на основе полученных фактов. Главной целью познавательного процесса является не только изменение человеком окружающей среды, но и изменение отдельно взятой личности с помощью получения и применения ею новых знаний.

Отражение - воздействие одного явления на другое, при котором черты одного предмета воспроизводятся в другом, когда предмет сохраняет информацию о другом предмете. Рассмотрим три формы отражения.

Физико-химическая форма отражения в неорганической природе: механические, химические формы отражения.
Биологическая форма отражения (в органической природе): раздражимость и чувствительность у микроорганизмов и растений + психика высших животных.
Социальная форма отражения - сознание как высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности .

Характеристики сознания: активность, способность к самонаблюдению, внутренний диалогизм, направленность на предмет познания (интенциональность), ценностный характер, знаково-символическая форма.

Сознание бывает общественным и индивидуальным. Общественное сознание имеет социокультурный характер, исторически формируется благодаря деятельности многих поколений людей.

Индивидуальное сознание зависит от общественного, формируется благодаря его воздействию. Только в общении с другими людьми и благодаря социализации, т.е. усвоению социальных норм, правил, опыта, человек становится социальным существом. Очень важное свойство сознания человека как члена общества - самосознание как способность к самонаблюдению, самооценке, рефлексии.

Сам процесс познавательной деятельности называют мышлением. Мышление - процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

- наглядно-действенное - это наиболее ранняя форма развития мышления: с наглядно-действенного мышления развиваются его другие виды. Здесь проявляется связь умственной и предметно-практической деятельности (решение познавательной задачи связано с конкретной деятельностью);

- наглядно-образное - человек мысленно совершает операции с предметами, использует образы, представления (пример - изобразительное искусство; черчение, когда в трех плоскостях изображают не только внешние контуры, но внутреннее строение предмета);

- абстрактное (логическое или рациональное) мышление дает возможность проникнуть в суть явлений, открыть законы природы и общества. Здесь используются понятия, которые не имеют непосредственного чувственного основания.

В основе абстрактного мышления лежат различные логические (мыслительные) операции. Логические методы (мыслительные операции): сравнение - выделение сходных и различных признаков; анализ - мысленное расчленение предмета; синтез - мыслительное объединение отдельных частей; обобщение - углубление синтеза с использованием слов и понятий; классификация - объединение предметов в группы; абстрагирование; индукция; дедукция.

По решаемым задачам мышление бывает теоретическим и практическим.

По новизне различают творческое (продуктивное) и воспроизводящее (репродуктивное) мышление.

Индивидуальные особенности мышления: самостоятельность, критичность, гибкость, глубина, последовательность, скорость запоминания.

Итак, познание - это приобретение и накопление знаний. Познавательная деятельность - высшая форма духовного отношения человека к действительности и ее отражения, ориентированная на получение достоверных, истинных знаний. Предметом познания выступают явления природы, социальный мир, человек.

Познавательная деятельность зарождается на ранних этапах становления человеческого общества в процессе практического преобразования действительности. Первоначально она была образной, фантастической: существовала в мифологической, а затем в религиозной форме. Позднее, по мере накопления знаний, из образно-мифологической выделяется научно-теоретическая познавательная деятельность.

Таким образом, выделяют различные формы познания: мифологическое, религиозное, философское, научное, художественное, обыденное (житейское). Научное познание включает естественные науки (которые изучают природу) и социально-гуманитарные науки (изучают человеческие отношения, историю, культуру, человеческое бытие). , В философии возник целый раздел теория познания (иные ее названия: гносеология (от греч. gnosis) или эпистемология (от лат. episteme). Теория познания изучает вопросы об объекте и субъекте познания; познаваем ли мир; как соотносятся чувственное и рациональное в познании; что такое истина и каковы ее критерии?

Компоненты познавательной деятельности: 1) субъект познания (это может быть отдельный человек, а может - все общество с миром культуры как общественный субъект познания); 2) объект познания (часть объективной реальности, которая находится во взаимодействии с субъектом, которая выделена в практической деятельности).

Структура познавательного процесса - это единство чувственных и рациональных компонентов. Чувственный и рациональный уровни познания взаимосвязаны и находятся в единстве друг с другом. Познавательная деятельность начинается с ощущений и восприятия. Возникают звуковые, пространственные, вкусовые, тактильные и иные образы. Значит познание опосредовано чувствами. Первый уровень познания - чувственный. Формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представления.

Ощущение - форма чувственного познания, в которой отражаются отдельные свойства предметов, возникающая в результате непосредственного контакта с органами чувств.

Восприятие - форма чувственного познания, отражающая предмет в целом, объединяющая показания разных органов чувств, относящихся к этому предмету, тоже возникает в результате непосредственного контакта с органами чувств.

Представление - чувственный образ предмета как целостной совокупности свойств, возникающий благодаря припоминанию и фантазии без непосредственного воздействия предмета на органы чувств.

Познание развивается от чувственного восприятия к абстрактному, рациональному осмыслению мира. Второй уровень познания - рациональный, связанный с мышлением.

Формы рационального (логического) познания: понятие, суждение, умозаключение.

Понятие - важнейшая форма мышления, в нем отражаются знания о главных, существенных свойствах предмета. Понятия формируются на основе абстракций. Понятие - форма познания сути предметов, обобщение их существенных признаков.

Суждение - высказывание, выражающее мысль, которая является истинной или ложной. Суждение показывает наличие или отсутствие признака.

Умозаключение - мысленный вывод из нескольких суждений; выводится новое суждение путем логических методов, например, индукции или дедукции. Умозаключение - это логический вывод.

Таким образом, двумя уровнями для любой формы познания являются чувственный и рациональный (логический). В научном же познании выделяют эмпирический и теоретический уровни.

Эмпирические (т.е. опытные) знания ориентированы на сбор фактов. Методы, которые здесь используются: наблюдение, измерение, эксперимент, опыт.

На основе рационального познания мы формируем теорию как систему научных знаний, объединяющую и объясняющую факты. Теория может быть проверена на практике.

Цель эмпирического уровня исследования - установить факты. Эмпирия - наблюдение, опыт, измерение, эксперимент. Цель теоретического уровня - объединить в систему различные факты, объяснить их. Теория - система научных знаний. В научном познании большая роль принадлежит гипотезам - научным предположениям, которые носят вероятностный характер. Гипотеза должна быть доказана в процессе исследований или опровергнута.

Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Читайте также: