Как взаимосвязаны познающий человек и изучаемый предмет в процессе познания кратко
Обновлено: 04.07.2024
В структуре познания два элемента:
Методы познания.
Методы познания обобщают по двум уровням: эмпирический уровень познания и теоретический уровень.
Эмпирические методы:
- Наблюдение (изучение объекта без вмешательства).
- Эксперимент (изучение происходит в контролируемой среде).
- Измерение (измерение степени величины объекта, или веса, скорости, продолжительности и т.д.).
- Сравнение (сопоставление сходств и различий объектов).
- Анализ. Мысленный или практический (ручной) процесс разделения предмета или явления на составляющие, разборка и осмотр компонентов.
- Синтез. Обратный процесс – объединение компонентов в целое, выявление связей между ними.
- Классификация. Разложение предметов или явлений в группы по определенным признакам.
- Сравнение. Обнаружение различий и сходств в сравниваемых элементах.
- Обобщение. Менее детальный синтез – объединение по общим признакам без выявления связей. Этот процесс не всегда отделяют от синтеза.
- Конкретизация. Процесс извлечения частного из общего, уточнение для лучшего понимания.
- Абстрагирование. Рассмотрение только одной какой-то стороны предмета или явления, так как остальные не представляют интереса.
- Аналогия (выявление подобных явлений, сходств), более расширенный метод познания, чем сравнение, так как включает поиски похожих явлений во временном периоде.
- Дедукция (движение от общего к частному, метод познания, в котором логический вывод выходит из целой цепочки умозаключений), - в жизни эта разновидность логики стала популярна благодаря Артуру Конану Дойлу.
- Индукция – движение от фактов к общему.
- Идеализация – создание понятий для явлений и объектов, которых нет в реальности, но есть подобия (например, идеальная жидкость в гидродинамике).
- Моделирование – создание, а затем изучение модели чего-либо (например, компьютерная модель солнечной системы).
- Формализация – изображение объекта в виде знаков, символов (химические формулы).
Формы познания.
Формы познания (некоторые психологические школы называют просто видами познания) бывают следующие:
- Научное познание. Вид познания, основанный на логике, научном подходе, выводах; также называют рациональным познанием.
- Творческое или художественное познание. (Оно же – искусство). Этот вид познания отражает окружающий мир с помощью художественных образов и символов.
- Философское познание. Оно заключается в стремлении объяснить окружающую действительность, место, которое в ней занимает человек, и то, каким оно должно быть.
- Религиозное познание. Религиозное познание часто относят к разновидности самопознания. Объектом изучения является Бог и его связь с человеком, влияние Бога на человека, а также моральные устои, характерные данной религии. Интересный парадокс религиозного познания: субъект (человек) изучает объект (Бог), который выступает в роли субъекта (Бог), создавшего объект (человека и весь мир вообще).
- Мифологическое познание. Познание, свойственное первобытным культурам. Способ познания у людей, еще не начавших отделять себя от окружающего мира, отождествлявших сложные явления и понятия с богами, высшими силами.
- Самопознание. Познание собственных психических и физических свойств, самоосмысление. Основные способы – самоанализ, самонаблюдение, формирование собственной личности, сравнение себя с другими людьми.
Подведем итог: познание – это способность человека умственно воспринимать внешнюю информацию, ее перерабатывать и делать из нее выводы. Основная цель познания заключается как в овладении природой, так и в совершенствовании самого человека. Кроме того, многие авторы видят цель познания в стремлении человека к истине.
от человека зависит, от его желания познавать.
для одного познающего примерно по формуле : чем дальше в лес - тем больше дров. (чем глубже ныряешь в предмет, тем больше знаний получаешь)
а для другого по формуле: чем дальше в лес - тем толще партизаны)))
Познание можно определить как процесс деятельности человека, основным содержанием которой является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире. Ученые выделяют следующие виды познания: обыденное, научное, философское, художественное, социальное. Ни один из этих видов познавательной деятельности не является изолированным от остальных, все они тесно взаимосвязаны.
В процессе познания всегда присутствуют две стороны: субъект познания и объект познания. В узком смысле под субъектом познания обычно подразумевают познающего человека, наделенного волей и сознанием, в широком — все общество. Объектом познания соответственно являются либо познаваемый предмет, либо — в широком смысле — весь окружающий мир в тех границах, в которых с ним взаимодействуют отдельные люди и общество в целом.
Существуют две ступени познавательной деятельности. На первой, которая называется чувственным (сенситивным) познанием (от нем. sensitw — воспринимаемый чувствами) , человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств. Тремя основными формами чувственного познания являются:
а) ощущение, представляющее собой отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств;
б) восприятие, в процессе которого у субъекта познания формируется целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы и их свойства;
в) представление — такая форма познания, при которой чувственное отражение (чувственный образ) предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить его мысленно даже в том случае, если он отсутствует и не воздействует на органы чувств.
Второй ступенью познавательной деятельности является рациональное познание (от лат. ratio — разум) . На этом этапе, опираясь на данные, полученные в результате непосредственного взаимодействия человека с окружающим мирсм, с помощью мышления осуществляется их упорядочение и предпринимается попытка постичь сущность познаваемых предметов и явлений.
Рациональное познание осуществляется в формах понятия, суждения и умозаключения.
Понятие представляет собой форму (вид) мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов или явлений.
Суждение есть форма мысли, в которой устанавливается связь между отдельными понятиями и с помощью этой связи утверждается или отрицается что-либо.
Умозаключением называется получение новых суждений на основе уже имеющихся с помощью использования законов логического мышления.
Рациональное познание тесно связано с отображаемой действительностью, т. е. с чувственным познанием, которое служит для него основой. Однако, в отличие от чувственного познания, существующего в форме образов, результаты рационального познания закрепляются в форме знаков или в языке. Таким образом, человеческое мышление, опираясь на чувственный опыт, путем сравнения, уподобления, обобщения, абстрагирования преобразует чувственный образ, а результаты преобразования фиксирует в знаковой форме.
Познание — это совокупность процессов, методов и процедур по получению знаний об окружающем нас мире. К его главной цели относят выявление закономерностей, регулирующих процессы и явления происходящие в мире, социуме и внутри отдельных людей. Все сведения, получаемые людьми посредством органов чувств, систематизируются головным мозгом и сохраняются в сознании, что помогает человеку значительно упростить собственное существование на Земле.
Основной задачей познания является достижение объективной истины. Усваивая информацию об окружающей реальности, человек приобретает необходимый ему багаж знаний и начинает лучше понимать суть происходящего вокруг него. Впоследствии приобретенные знания используются людьми на практике для преобразования окружающей действительности и удовлетворения собственных потребностей. Следовательно, получение знаний и их дальнейшее практическое применения для преобразования человеком социума и природы представляет собой единое целое, а познавательная деятельность неотрывно связана с практическим применением накопленных знаний, без которого она теряет смысл.
Различия между знанием и познанием минимальны, они отличаются друг от друга лишь как процесс и его итоговый результат или некая фиксация полученного результата, готового к практическому использованию. Субъектом деятельности по сбору знаний признается познающий окружающий мир индивид либо группа индивидов, объектом является предмет или явление окружающего мира. Если смотреть на приобретение и накопление знаний максимально широко, то его объектом является вся окружающая нас действительность.
Одной из важнейших характеристик познание, которое помогает лучше понять всю специфику этого процесса, является наличие 2-х уровней познания: чувственного и рационального. Рассмотрим каждый из уровней познания более подробно.
Уровни (ступени) познания
Итак, специалисты выделяют два основных уровня познания — чувственное (с помощью органов чувств) и рациональное (осмысление и переработка полученного знания). Это 2 ступени, которые имеют принципиальные отличия, но при этом они тесно связаны друг с другом. Остановимся более подробно на каждой из форм.
Чувственное познание
Чувственное познание основано на восприятии человеком информации с помощью органов чувств, иными словами – при помощи зрения, слуха, обоняния. Эта разновидность познавательного процесса достигается посредством:
- Ощущения, т.е. отражения определенных свойств предметов материального мира и его явлений путем их воздействия на органы чувств. Данное воздействие позволяет людям ощущать различные свойства вещей, в частности, их форму, цвет, запах и т.д.
- Восприятия, создающего на основе чувств целостные образы вещей, явлений и процессов. Восприятие помогает сформировать представление.
- Представления — т.е. получаемый при помощи органов чувств обобщенный и наглядно сформированный образ определенной вещи, процесса либо явления, впоследствии сохраненный в человеческом сознании и воспроизводимый им уже без участия органов чувств.
Более подробно о чувственном познании читайте в этой статье.
Рациональное познание
Рациональное познание относят к достаточно сложным способам отражения реальности, оно осуществляется с помощью разума и им наделены исключительно люди. К его главным механизмам относят сравнения, обобщения, отвлечения и уподобления. Формами указанной разновидности познавательной деятельности являются:
- Понятия, т.е. мысли, утверждающие общие и существенные характеристики вещей.
- Суждения – мысли, утверждающие либо отрицающие что-либо о предмете.
- Умозаключения, под которыми подразумеваются мысленные связи между несколькими суждениями с выведением из них уже принципиально нового суждения. Выводы бывают индуктивными (их получают методом развития частных суждений к общим), дедуктивными (здесь развитие мысли наоборот, идет от общего к частному) и полученными по аналогии.
Более подробно о рациональном познании читайте в этой статье.
Формы познания
Познание разделяют на научное и ненаучное, при этом в состав ненаучной познавательной деятельности входят обыденная, художественная, мифологическая и религиозная формы. Кратко опишем каждую из них, а затем более подробно рассмотрим научное познание.
- Научным познанием называют научно обоснованное получение объективных знаний, отражающих законы, по которым развивается и функционирует окружающая реальность. Данная форма объединяет в себе описание, объяснение и предсказание различных процессов, наблюдаемых и отмечаемых исследователями по мере накопления знаний.
- Суть обыденной формы сводится к получению знаний посредством наблюдения за каким-либо явлением. Получаемая информация представляет собой совокупность различных данных, не сводимых в единую систему. Целью подобной познавательной деятельности является применение полученных знаний на практике.
- Художественным (или творческим) познанием называют способ отражения действительности с помощью художественной символики и образов.
- Философская форма познавательной деятельности формируется вокруг стремления ученых найти разумные и логичные объяснения явлениям, происходящим в нашем мире, одновременно определив место человека в окружающей действительности.
- Религиозную форму познания относят к самопознанию, с ее помощью индивид изучает религиозные моральные основы, а также познает Бога.
- Мифологическое познание было характерно для первобытного общества, с его помощью люди могли объяснить непонятные им явления вмешательством высших сил.
- Самопознанием называю процесс узнавания человеком самого себя, своих личных качеств, свойств и особенностей. К основным методам самопознания относят самоанализ, сравнительный анализ, проводимый индивидом при сравнении себя с окружающими, наблюдение человека за собой и собственным поведением и др.
Научное познание
Итак, научное познание — это одна из разновидностей познавательной деятельности, направленная на выявление сути вещей и явлений окружающей действительности, на открытие связей между ними а так же законов, определяющих их развитие. Итогом указанного вида деятельности становится сформированная система знаний о природе, людях и социуме, с возможностью описания, пояснения и предсказания дальнейшего развития событий. Предметом подобного исследования может стать любой предмет либо явление, к примеру, общество, государство, отдельный природный процесс, экономическая деятельность человека, закономерности функционирования психики людей и т.д. К его ключевым признакам относят:
- истинность и объективность полученных знаний;
- получение информации сопровождается применением специальных методов, характерных для научной деятельности;
- у исследователя есть возможности проверить добытые им знания;
- исследование характеризуется высокой степенью теоретической обобщенности.
Уровни научного познания
Специалисты выделяют эмпирический и теоретический уровни научного познания.
Эмпирическим (или опытным) уровнем обеспечивается работа исследователей по выявлению объективных фактов и присущих им скрытых связей и взаимоотношений между явлениями и вещами в окружающей действительности. Субъект на данном уровне получает правильное описание интересующих его процессов и явлений. К методам эмпирической познавательной деятельности относят научные наблюдения и эксперименты.
Более подробно об эмпирическом познании читайте в этой статье.
На теоретическом (или рациональном) уровне научно-познавательной деятельности происходит раскрытие внутренних связей, сложившихся между различными предметами и явлениями. Именно на этом уровне учеными выдвигаются гипотезы и теории, к основным методам рационального уровня относят идеализацию, абстрагирование, аналогию, анализ и синтез, дедукцию и индукцию. На практике оба описанных выше уровня тесно связаны между собой, они постоянно дополняют друг друга.
Формы научно-познавательного процесса
Основными формами научного познания являются:
Методы научного познания
К основным методам научно-познавательной деятельности относят:
- Научные наблюдения, т.е. организованную и целенаправленную работу по восприятию исследователем вещей и явлений с получением объективных сведений о них;
- Эксперименты представляют собой исследования определенных явлений в специализированных, искусственно созданных для этого условиях. Они производятся для проверки уже выдвинутых гипотез и теорий либо для сбора данных, необходимых для начала научного поиска;
- Анализ способствует мысленному либо реальному разложению конкретной вещи на образующие ее элементы для их детального изучения;
- Синтез противоположен анализу, с его помощью ученые объединяют различные составные элементы определенного предмета для выявления связей между ними в составе целостной вещи;
- Моделирование призвано воспроизвести характеристики конкретного предмета с помощью другого предмета, создаваемого специально для этой цели;
- Метод аналогии заключается в выдвижении исследователем предположения о сходстве двух внешне разных вещей по причине сходства некоторых свойств и признаков данных вещей;
- Абстрагирование основано на мысленном отвлечении от перечня свойств предмета для понимания сути одного, важнейшего для исследования свойства указанного предмета;
- Формализация отображает результаты познавательного процесса с помощью формул, понятий и утверждений;
- Идеализация призвана помочь исследователю мысленно создать не существующий в реальности, но необходимый для исследования абстрактный объект;
- Математизация помогает выразить свойства изучаемого объекта числовым способом посредством использования разнообразных измерительных методов;
- Дедукция позволяет ученым делать выводы, двигаясь от общего к частному;
- Индукция, наоборот, основывается на выводах, сделанных от частного к общему.
Функции познания
Познанию отведены две важнейшие для общества и каждого отдельного человека функции. Первая из них заключается в формировании у индивида с помощью познавательной деятельности собственного мировоззрения, а также стратегии и принципов по взаимодействию с другими людьми и миром. Благодаря этому люди смогли не только адаптироваться к условиям окружающей их среды, но и начали преобразовывать ее.
Вторая ключевая функция познания заключается в формировании у человека в процессе познавательной деятельности критического подхода к собственной личности, что со временем становится главнейшим условием для саморазвития индивида, его становления и самосовершенствования. А движение вперед отдельных людей постепенно приводит в движение все общество.
Заключение
Таким образом, под познавательной деятельностью понимают способность отдельной личности воспринимать своим разумом исходящую извне информацию, а затем – анализировать и обрабатывать ее, делая логические выводы на основе полученных фактов. Главной целью познавательного процесса является не только изменение человеком окружающей среды, но и изменение отдельно взятой личности с помощью получения и применения ею новых знаний.
Отражение - воздействие одного явления на другое, при котором черты одного предмета воспроизводятся в другом, когда предмет сохраняет информацию о другом предмете. Рассмотрим три формы отражения.
Физико-химическая форма отражения в неорганической природе: механические, химические формы отражения.
Биологическая форма отражения (в органической природе): раздражимость и чувствительность у микроорганизмов и растений + психика высших животных.
Социальная форма отражения - сознание как высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности .
Характеристики сознания: активность, способность к самонаблюдению, внутренний диалогизм, направленность на предмет познания (интенциональность), ценностный характер, знаково-символическая форма.
Сознание бывает общественным и индивидуальным. Общественное сознание имеет социокультурный характер, исторически формируется благодаря деятельности многих поколений людей.
Индивидуальное сознание зависит от общественного, формируется благодаря его воздействию. Только в общении с другими людьми и благодаря социализации, т.е. усвоению социальных норм, правил, опыта, человек становится социальным существом. Очень важное свойство сознания человека как члена общества - самосознание как способность к самонаблюдению, самооценке, рефлексии.
Сам процесс познавательной деятельности называют мышлением. Мышление - процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.
- наглядно-действенное - это наиболее ранняя форма развития мышления: с наглядно-действенного мышления развиваются его другие виды. Здесь проявляется связь умственной и предметно-практической деятельности (решение познавательной задачи связано с конкретной деятельностью);
- наглядно-образное - человек мысленно совершает операции с предметами, использует образы, представления (пример - изобразительное искусство; черчение, когда в трех плоскостях изображают не только внешние контуры, но внутреннее строение предмета);
- абстрактное (логическое или рациональное) мышление дает возможность проникнуть в суть явлений, открыть законы природы и общества. Здесь используются понятия, которые не имеют непосредственного чувственного основания.
В основе абстрактного мышления лежат различные логические (мыслительные) операции. Логические методы (мыслительные операции): сравнение - выделение сходных и различных признаков; анализ - мысленное расчленение предмета; синтез - мыслительное объединение отдельных частей; обобщение - углубление синтеза с использованием слов и понятий; классификация - объединение предметов в группы; абстрагирование; индукция; дедукция.
По решаемым задачам мышление бывает теоретическим и практическим.
По новизне различают творческое (продуктивное) и воспроизводящее (репродуктивное) мышление.
Индивидуальные особенности мышления: самостоятельность, критичность, гибкость, глубина, последовательность, скорость запоминания.
Итак, познание - это приобретение и накопление знаний. Познавательная деятельность - высшая форма духовного отношения человека к действительности и ее отражения, ориентированная на получение достоверных, истинных знаний. Предметом познания выступают явления природы, социальный мир, человек.
Познавательная деятельность зарождается на ранних этапах становления человеческого общества в процессе практического преобразования действительности. Первоначально она была образной, фантастической: существовала в мифологической, а затем в религиозной форме. Позднее, по мере накопления знаний, из образно-мифологической выделяется научно-теоретическая познавательная деятельность.
Таким образом, выделяют различные формы познания: мифологическое, религиозное, философское, научное, художественное, обыденное (житейское). Научное познание включает естественные науки (которые изучают природу) и социально-гуманитарные науки (изучают человеческие отношения, историю, культуру, человеческое бытие). , В философии возник целый раздел теория познания (иные ее названия: гносеология (от греч. gnosis) или эпистемология (от лат. episteme). Теория познания изучает вопросы об объекте и субъекте познания; познаваем ли мир; как соотносятся чувственное и рациональное в познании; что такое истина и каковы ее критерии?
Компоненты познавательной деятельности: 1) субъект познания (это может быть отдельный человек, а может - все общество с миром культуры как общественный субъект познания); 2) объект познания (часть объективной реальности, которая находится во взаимодействии с субъектом, которая выделена в практической деятельности).
Структура познавательного процесса - это единство чувственных и рациональных компонентов. Чувственный и рациональный уровни познания взаимосвязаны и находятся в единстве друг с другом. Познавательная деятельность начинается с ощущений и восприятия. Возникают звуковые, пространственные, вкусовые, тактильные и иные образы. Значит познание опосредовано чувствами. Первый уровень познания - чувственный. Формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представления.
Ощущение - форма чувственного познания, в которой отражаются отдельные свойства предметов, возникающая в результате непосредственного контакта с органами чувств.
Восприятие - форма чувственного познания, отражающая предмет в целом, объединяющая показания разных органов чувств, относящихся к этому предмету, тоже возникает в результате непосредственного контакта с органами чувств.
Представление - чувственный образ предмета как целостной совокупности свойств, возникающий благодаря припоминанию и фантазии без непосредственного воздействия предмета на органы чувств.
Познание развивается от чувственного восприятия к абстрактному, рациональному осмыслению мира. Второй уровень познания - рациональный, связанный с мышлением.
Формы рационального (логического) познания: понятие, суждение, умозаключение.
Понятие - важнейшая форма мышления, в нем отражаются знания о главных, существенных свойствах предмета. Понятия формируются на основе абстракций. Понятие - форма познания сути предметов, обобщение их существенных признаков.
Суждение - высказывание, выражающее мысль, которая является истинной или ложной. Суждение показывает наличие или отсутствие признака.
Умозаключение - мысленный вывод из нескольких суждений; выводится новое суждение путем логических методов, например, индукции или дедукции. Умозаключение - это логический вывод.
Таким образом, двумя уровнями для любой формы познания являются чувственный и рациональный (логический). В научном же познании выделяют эмпирический и теоретический уровни.
Эмпирические (т.е. опытные) знания ориентированы на сбор фактов. Методы, которые здесь используются: наблюдение, измерение, эксперимент, опыт.
На основе рационального познания мы формируем теорию как систему научных знаний, объединяющую и объясняющую факты. Теория может быть проверена на практике.
Цель эмпирического уровня исследования - установить факты. Эмпирия - наблюдение, опыт, измерение, эксперимент. Цель теоретического уровня - объединить в систему различные факты, объяснить их. Теория - система научных знаний. В научном познании большая роль принадлежит гипотезам - научным предположениям, которые носят вероятностный характер. Гипотеза должна быть доказана в процессе исследований или опровергнута.
Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете
Читайте также:
- Какие продукты необходимо иметь чтобы испечь мучное изделие кратко
- Легенда пестунь план канспект урока 5 класс
- Почему многие военнослужащие были недовольны формой введенной павлом 1 кратко
- Неопятидесятники кто это кратко
- Объясните в чем выражается влияние малоподвижного образа жизни на организацию моллюсков кратко