Легенда пестунь план канспект урока 5 класс

Обновлено: 06.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ 1 урок Лит.Бур..doc

Знакомство со своеобразием литературного творчества Бурятии;

Приобщение учащихся к самобытности и культуре народов Байкальского региона;

Формирование потребности изучать литературу родного края;

Формирование общей культуры учащихся.

I Организационный момент.

II Актуализация знаний. Целеполагание.

- Что такое легенда?

- Как она связана с мифом и сказкой?

- Почему современный человек должен знать легенды?

Легенда – поэтическое предание о каком-либо событии. Жанр фольклора.

Сформулируйте цель урока.

III Изучение нового материала.

Мы сегодня прочитаем легенду о Байкале и Ангаре, и проанализируем ее, ответив на вопросы.

- Чтение легенды по ролям (Приложение, тексты на столе)

1 О чём рассказывается в этой легенде?

2 Что удивило вас?

3 Что объясняется в этой легенде?

4 Каким изображен в этой легенде Байкал, Ангара?

5 Перед каким выбором ставится Ангара, почему она поступает именно так?

6 Как вы считаете, правильно ли Ангара поступила?

7 Почему Байкал простил свою дочь?

8 Какие новые открытия вы сделали для себя?

IV Самостоятельная работа

Работа в парах/группах

2 Что удивило вас?

3 Кто такие: Баргузин, Култук, Сарма?

4 Какими изображены в этой легенде Байкал, духи ветра?

5 Каким волшебным свойством обладала омулевая бочка?

6 Почему Култук и Баргузин оказались в ссоре?

7 Как вы считаете, правильно ли поступил Байкал?

8 Почему Байкал никому не дает свою бочку?

-Представление группами учащихся своих вопросов, ответы одноклассников.

Вспомните, какую цель мы поставили перед собой в начале урока.

Как вы думаете, достигли ли мы этой цели?

Что нового вы узнали?

Рефлексия. (Вопросы на слайде, на доске или на партах)

А сейчас я попрошу вас оценить, насколько продуктивно прошёл наш урок.

Я научился (чему?)

Д/з Подготовить иллюстрации к легендам.

Выбранный для просмотра документ Легенда о Байкале и Ангаре Омулевая бочка.doc

Легенда о Байкале и Ангаре

- Стой! Остановись, неразумная!

- Нет, отец, я так решила! - отозвалась Ангара.

- Не оставляй меня, я умру от горя! - загрохотал Байкал.

- Прощай, отец! - донеслось уже издалека.

Зарычал от ярости Байкал, заскрежетал зубами. Вспенил волны до самых небес. Схватил обезумевший отец первую под руку попавшую глыбу, из тех, что Ангара раскрошила, и метнул вслед беглянке. Но было поздно.

Бушевал и свирепствовал Байкал, но ничего изменить не смог. Прибежала Ангара к своему суженому, стала ему верной женой. Вместе побежали они по широким раздольям, не отводя глаз друг от друга. В мире и согласии понесли свои воды, даря жизнь людям вокруг. А скоро и отец простил непокорную дочь, смирившись с её выбором. Но, как памятный знак, высится теперь у истока Ангары величавый Шаман-камень - та самая скала, что метнул когда-то Байкал в убегающую
Ангару.

Туг и сказке конец, а кто слушал - молодец!

Буряты знают: есть на Байкале много духов. Это духи воды, духи облаков, дождя и тумана. Могучи на Байкале духи ветров. Из них известны великаны: Култук, Баргузин и Сарма - богатырша. Силы у них непомерные. Буйные и шальные духи, норова вольного, неспокойного.

Подарил как-то Байкал игрушку волшебную Култуку и Баргузину - омулёвую бочку. Бочка как бочка, духмяная только. Однако за бочкой той серебряный омуль идет несчётными косяками. Так и лезет в бочку, толкается. И становится от этого рыбы в море больше и больше. Вот какая силища у бочки той!

Как пойдут по морю ветры бочкой играть - света белого не увидишь! Вспенится тёмное море, забурлит, закипит, над лохматыми волнами летит свирепый Култук с бочкой в руках. Как метнёт бочку, загудит всё, даже в небесах заколышется. И тихо. След простыл от Култука. Ласково плещет прозрачная волна о берег. Солнце на лазоревую гладь не налюбуется.

Пока не появится Баргузин-великан с бочкой в руках. Пошалит, пошумит, бочку швырнёт - опять тишь да гладь, да божья благодать.

Схлестнулись два друга не на шутку. Яростно, остервенело бьются, ревут, пеной брызжут. Заколыхались скалы, смешались небо и море. Замутились свет лые воды Байкала. Поднялся тут сам Байкал-батюшка. Нахмурился, насупился, белой бородой - пеной все море покрыл. Отнял он у драчунов бочку, забрал об ратно волшебный свой дар.

С тех пор, говорят, не видал никто бочку чудесную на волнах. И рыбы с той поры сильно поубавилось. Но надеются люди, что отходчив и добр старик Байкал. Забу дет он о случившемся и вернёт бочку на радость людям. А может, и вернул давно, да только берегут её духи и никому не показывают. Кто знает.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Легенды и предания. О граде Китеже. Атаман Кудеяр. Легенда о Кургане. Герои старинных преданий и их подвиги во имя мира на родной земле.

Цели урока : -формировать у учащихся активную читательскую позицию, собственное суждение и высказывание по теме,

-создавать условия для развития речи, творческого мышления через анализ художественного произведения;

- определить основные отличительные особенности жанра легенда.

-воспитывать интерес к народному преданию;

Оборудование: тексты легенд, преданий, презентация.

1.Орг.момент ( проверка готовности, порядка наличие тетради, литературы; фиксация отсутствующих и вопросы по самочувствию)

2.Проверка Д/З

-прочитает запись с тетради –Ишемгулова Карина; Нарбулатов Динар.

-Какие сложности выполнения Д/З Вы испытали, давайте сейчас разберем о понятиях.

3Актуализация знаний.

Перечислите жанры фольклорных произведений?

Расположите их в хронологическом порядке возникновения?

Докажите свою точку зрения?

4Формулировка темы урока, постановка учебной задачи

Прочтите название произведения, с которым мы сегодня познакомимся.

Все ли слова в названии произведения вам знакомы? ( незнакомо слово – легенда)

Это слово стоит в начале заголовка. Как вы думаете, почему? ( это жанр)

В чем нам предстоит разобраться на сегодняшнем уроке?

Что для этого надо сделать?

Сформулируйте учебную цель для работы на уроке.

5.Словарная работа. Вспомним определения:

Предание- жанр фольклорной несказочной прозы, разрабатывающий историческую тематику в её народной трактовке. Его передают из поколения в поколение.

Отличия легенды от иных жанров:

Отличие В отличие от легенд, которые объясненяют происхождение природных и культурных явлений и их моральную оценку, сюжеты преданий связаны с историей, историческими личностями, локальной топонимикой

Онома́стика (от др.-греч. ὀνομαστική — искусство давать имена) — раздел языкознания, изучающий любые собственные имена [1] , историю их возникновения и трансформации в результате длительного употребления в языке-источнике или в связи с заимствованием из других языков. В более узком значении ономастика — это собственные имена различных типов, совокупность ономастических слов, — ономастическая (онимическая) лексика.

5 Основная часть урока. Совместное исследование и решение проблемы.

1 Презенация о Граде Кутяже

Составление короткого плана:

1) в северной части Нижегородской области около села Владимирского на берегах озера Светлояр у реки Люнда находился город Китеж

2)основатель Князь Юрий Всеволодович Владимирский

3) легенда о рождении полуконь-получеловек Китоврас ( имя города)

4) культа Ярилы; после крещения Руси Китеж был превращен в центр православной веры.

5) 1237 году на территорию Руси вторглись монголо-татары.

А) Придатель Гришка Кутерьма

6) святой ключ Кибелек

7) Кутеж не сломлен…он стоит по сей день…

2 Чтение об атомане Кудеяре

3 Составление образа Кудеяра.

Рисунок по любой теме (в начале урока –Индивид.задание Ивницкая Настя_______(оц) + по-желанию__________________________________________(оц)

Словарная работа языковое исследование Ершова Арина_________,

Д/З Самостоятельная работа Легенда о кугане: составление плана по боразцу презентации


"Олимпийские игры в Древней Греции" (Слайд 1).

Автор: учитель истории и обществознания ГКОУ

школы-интерната Костромской области для детей с ТНР и ОДА

Морозова Ю.Ю.

Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр в древности и показать их значение в жизни Древней Греции.

Способствовать развитию умений и навыков учащихся работы с текстом, используя логическое мышление и изученный материал; работы с картой; формировать навыки самостоятельной подготовки;

Расширять кругозор учащихся, подчеркнуть миротворческую роль Олимпийских игр.

1.История возникновения Олимпийских игр.

2.Пять незабываемых дней.

Технология проведения урока: элементы технологии проблемного обучения, развития критического мышления, формирования ключевых компетенций, элементы здоровьесберегающей технологии.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная и индивидуальная работа.

Оборудование урока и использованная литература:

Учебник "История Древнего мира" Вигасина, Свенцицкой, Годера, Москва, 2012, п. 32;

Энциклопедия "История. Древний мир". Издательство "Олма-Пресс", 2010 г.

Карта "Древняя Греция".

Раздаточный материал (тесты, карточки с заданиями).

Цифровые образовательные ресурсы:

Ожидаемые результаты:

В ходе проведения урока учащиеся смогут:
- рассказать, как проходили Олимпийские игры в Древней Греции, кому они были посвящены;
- объяснить значение Олимпийских игр в жизни эллинов;
- назвать виды спорта в Древней Греции;

Формирование следующих универсальных учебных действий:

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Познавательные

1. Владеть смысловым чтением (вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию).

2. Выявлять причинно-следственные связи.

3. Делать выводы.

4. Самостоятельно работать с информацией, находить её, осмысливать и использовать.

5. Доказывать.

6. Сравнивать.

7. Анализировать – выделять главное.

8. Представлять информацию в разных формах (текст).

1.Оценивать свои и чужие поступки.

2.Оценить значение спорта для формирования здорового образа жизни.

Коммуникативные

1. Излагать своё мнение, аргументируя его.

2. Создавать устные и письменные тексты.

1. Организационный момент (УУД: умение организовываться к работе, планировать деятельность в учебной ситуации).

2. Вступительная беседа.

Слова учителя:

Актуализация темы урока (УУД – умение формулировать тему и цели урока)

Тема нашего урока связана с событием, которое состоялось в феврале 2014 года в России в городе Сочи. Это грандиозное событие, к которому уже не один год шла подготовка: строились спортивные сооружения, тренировались спортсмены всей планеты, чтобы доказать всему миру, что они лучшие – они олимпийские чемпионы. Олимпийские игры в Сочи признаны самыми лучшими играми за последние десятилетия. Это были игры, история которых уходит глубоко вглубь веков.

Самое мирное –
Сраженье спортивное.
Все громче аккорды
Высоких рекордов.
Честно и молодо
Спортивное золото.
Плывут над планетой
Фонфары победы…это фанфары победы на Олимпийских играх.

Тема нашего урока "Олимпийские игры в древности". Запишите тему урока в свои тетради. (Слайд 2.)

Прежде чем начнем изучение новой темы, мы с вами вспомним ранее изученный материал. В ходе нескольких уроков мы с вами познакомились с историей Древнего государства – Древней Греции. Географическое положение древнего государства, население, знаменитые греки, мифы Древней Греции. Итак, начнём разминку – отвечать только с поднятой рукой, не выкрикивая, и не перебивая друг друга.

РАЗМИНКА: (Слайд 3).

8) На фронтоне Парфенона
Необычная картина:
В спор вступила с Посейдоном
Богиня мудрости . ( Афина)

9) Белолика и стройна,
Из пены родилась она.
Полна любви и не сердита
Богиня эта . (Афродита)
10) Своей наружностью пугает всех невест
от горы его огонь пылает до небес.
Троны, щит для героя и много чудес
Кует в своей кузнице умелец . (Гефест )

11) Он собьет с пути
Или на путь наставит,
От усталости глаза сомкнуть заставит.
Весть как молнию,
Доставит всем с небес,
И зовут его . (Зевс)

Задание ученикам: Что мы должны узнать на сегодняшнем уроке? На какие вопросы мы должны получить в конце урока.

Мы должны узнать (Слайд 4).:

Где проводились первые олимпийские игры;

Когда были проведены первые Олимпийские игры;

Кто принимал участие в первых Олимпийских играх.

Изучение нового материала.

Прежде чем мы начнем нашу работу, я бы хотела обратить ваше внимание на вопросы, ответы на который вы дадите в конце урока. Эти вопросы есть в рабочих листах к заданию №1 (Приложение 1.) В течение урока вы можете записывать правильные ответы, чтобы лучше запомнить новый материал.

1. В каком году и где прошли первые Олимпийские игры?

2. В честь какого бога они организованы?

3. Почему они называются Олимпийскими?

4. Кто мог принять участие в олимпийских играх?

5. Сколько дней проходили Олимпийские игры?

6. Какие виды спорта были представлены на олимпийских играх в Древней Греции?

Сегодня мы с вами совершим путешествие в Древнюю Грецию и посетим первые Олимпийские игры, узнаем, как проводились игры в далёкой древности.

Однако в вопросе о том, кто основал игры, имеются расхождения. В истории Греции существует несколько мифов об основании Олимпийских игр. По дошедшим до нас произведениям древнегреческих историков, философов и поэтов, мы узнаем, что Древние Олимпийские игры связывают с именами народного героя Геракла, легендарного царя Пелопса, спартанского законодателя Ликурга и эллинского царя Ифита.

Миф о возникновении Олимпийских игр.

Эта легенда гласит, что Олимпийские игры придумал и организовал сын Зевса – Геракл, который совершил двенадцать легендарных подвигов. В честь одного из этих подвигов и начали проводить Олимпийские игры.

Учитель: Итак, узнав миф об основании Греции, мы отправляемся с вами в Олимпию, где проходили первые олимпийские игры.

Рассказ учителя и демонстрация презентации:

Спортсмены которые могли принять участие в играх называли атлеты (Работа с понятийным аппаратом: УУД – овладение понятийным аппаратом, развитие речи). (Слайд 9). Выпишите новое слово себе в тетради.

(Слайд 10). Пять незабываемых дней.

Олимпийские игры проводились один раз в четре года. Проводлись игры в течение 5 дней.

1 день. Наступает первый день Олимпиады. Еще до зари все и участники и зрители собираются у храма Зевса Олимпийского, чтобы принести жертвоприношения богам. Каждый молит богов о победе своего родного города на этих аренах, где собрались все греческие народы. У храма устанавливали жертвенный котёл. Каждый, кто подходил к нему, отпускал в него подарок богам и просил о чём-то. Судьи давали клятву судить справедливо, спортсмены обещают богам приложить все усилия для достижения победы, зрители просили богов помочь спортсменам из своего города.

2 день. На второй день начинаются состязания в пятиборье. (прочитайте определение Пятиборье - это главное состязание Олимпийских игр, которое состояло из соревнований по пяти видам спорта (Работа с понятийным аппаратом: УУД – овладение понятийным аппаратом, развитие речи). (Слайд 11). В эти состязания входили три испытания: бег, бег с оружием, борьба. В простом беге участвует 20 человек. Бег проводится на стадионе. Это название произошло от слова "стадия", что значит "стопа". Тот, кто побеждает в беге, получает титул главного олимпионика (победителя). Его именем называется вся олимпиада. Однажды блестящую победу одержал бегун Фаил, который опередил даже зайца.

Кроме простого бега, проводился бег двойной, еще более длительный. Бегуны должны были обежать стадион 2, 6, а то и 12 раз. Однажды спартанец Ладос, победив, упал на землю мёртвым. Есть ещё бег с оружием: щитом, копьем, в шлеме и набедренниках.

После бега начиналась борьба. Простейшим видом борьбы был выход противников друг против друга с голыми руками. Победителем считался тот, кто трижды повалит своего соперника на землю. В кулачном бою борцы надевали на себя бронзовый колпак, а кулаки обматывают кожаными ремнями с металлическими шишками. Это был очень жестокий вид спорта.

3 день. На третий день проходили соревнования по метанию диска, копья и прыжки. Состязающиеся в прыжках поднимались на особую насыпь, в руках они держали гири. Они ими размахивают, чтобы увеличить длину прыжка. (Слайд 12).

Друг за другом выстраивались для соревнований метатели дисков - дискоболы. Они брали в руки тяжелый бронзовый диск, несколько раз вращали его в воздухе, наклоняли верхнюю часть туловища впер1д и опирались левой рукой о правое колено. В момент броска тело атлета распрямлялось, и диск со свистом летели, рассекая воздух.

А копьё метали не просто как можно дальше, а в определённую цель.

4 день. Наступал четвёртый день игр. Он был посвящён состязаниям на ипподроме. Самым старинным и излюбленным видом спорта был заезд колесниц, запряженных четвёркой лошадей. Надо было 12 раз обогнуть столб у старта. Это состязание требовало большой силы и ловкости. Тысячи зрителей, затаив дыхание не раз, видели, как на повороте одна из колесниц вырывается вперёд. Наездник умело правит лошадьми. Другие колесницы пытаются его нагнать, но безуспешно. Скачки верхом имеют одну особенность: перед финишем наездник должен соскочить с лошади и бежать рядом с ней, держа поводья в руке. В этот день состязания заканчиваются. (Слайд 13).

. Хорошим спортсменам для соревнований требуется тренировка, приглашаем и вас немного размяться и принять участие в физкультминутке. (Слайд 14).

Физкультминутка (УУД- формирование ответственного отношения к здоровью).

Ребята, но в Древней Греции перед тем как начать состязания атлеты проводили разминку, давайте встанем и разомнемся.

Чтобы сильным стать и ловким,
Приступаем к тренировке (шагаем на месте)

Круг почета пробежать (бег на месте),

Или тяжести поднять (сгибание и разгибание рук)

Сделать выдох, сделать вдох (вдох-выдох)

Будь атлет всегда готов!

5 день. Пятый день - день награждения победителей. Это происходило у храма Зевса. Судьи торжественно возлагали на головы победителей венки из дикой оливы, перевитые белыми лентами. Эта простая награда ценилась дороже золота. Она давала ее обладателю вечную славу и почет. Торжественное шествие победителей под звуки флейт и пение приближается к вновь к котлу жертвоприношений. Здесь спортсмены совершали благодарственные приношения, а потом отправились на пир, устроенный в их честь. Каждый победитель мог воздвигнуть в Олимпии свою статую, но портретное сходство она будет иметь только после трёх побед. Возвращение спортсмена на Родину сопровождалось величайшим торжеством: победитель в пурпурной одежде со свитой друзей въезжал на четвёрке лошадей в свой родной город. Во многих городах в честь победы земляка выбивались монеты. В Афинах победителю давали премию, в Аргосе - бронзовый щит. Поэту заказывали оду (хвалебный стих) в честь победителя, в ней прославляли не только его, но и его семью, предков, родной город. (Слайд 15).

Во всех районах Древней Греции были свои герои.

Рассказ о сильнейших олимпийских чемпионах древности. Среди античных атлетов наибольших успехов добились Леонидас из Родоса, знаменитый бегун, обладатель 12 побед на четырёх Олимпиадах подряд. Знаменитый бегун и кулачный борец Феаген уже в детстве был не по годам силен. Возвращаясь из школы, он унёс с рыночной площади, понравившуюся ему бронзовую статую. Мальчика наказали, заставив отнести тяжеленную статую на прежнее место, а молва об этом поступке распространилась по всей Греции. (Слайд 16).

Самым знаменитым – и единственным за всю историю древних Олимпийских игр атлетом, побеждавшим на 6 Олимпиадах это борец Милон.

Рассказ ученика о сильнейшем борце Милоне (УУД - формирование умения добывать знания из различных источников, анализировать, делать выводы, умение публичного выступления).

В каком году и где прошли первые Олимпийские игры?

2. В честь какого бога они основаны?

3. Почему они называются Олимпийскими?

4. Кто мог принять участие в Олимпийских играх

4. Сколько дней проходили Олимпийские игры?

5. Какие виды спорта были представлены на олимпийских играх в Древней Греции?

Древний писатель рассказывал, что незадолго до начала Олимпийских игр спартанцы осадили враждебный им город. Весть об этом разнеслась по всей Элладе, и спартанцам запретили целых 20 лет участвовать в играх. Какой обычай нарушили спартанцы? (Ответы обучающихся)

Выполнение заданий по индивидуальным заданиям (Приложение1).

Как вариант можно предложить тест.

1. Олимпийские игры проводились в течение 4 дней. Нет

2.В играх могли участвовать только мужчины. да

3. Главным храмом Олимпии был храм Геракла Олимпийского. нет

4. Олимпийские игры на городе Олимпии. да

5. Олимпийские игры были посвящены богине Афине. нет

6. Победителя Олимпийских игр награждали оливковым венком, перевитым белой лентой. да

7. Олимпийские игры проводились в марте. нет

8. Первые Олимпийские игры прошли в 776 году до н.э. да

9. Во время Олимпийских игр разрешались военные действия. нет

10. Любимым состязанием на ипподроме были гонки колесниц. да

Проверка выполнения тестов. (Слайд 19).

Подведение итогов урока и выставление оценок

Учитель: Я благодарю вас за активную работу на уроке, умение слушать, рассуждать, делать предположения, выводы. Особенно хотелось бы отметь работу …, которые получают оценки хорошо и отлично. Всем остальным я желаю не отчаиваться, ваши отличные оценки ещё впереди.

И в заключении я хочу вас призвать к тому, чтобы вы стремились к здоровому образу жизни, любили спорт, так как он развивает точность, быстроту реакции, силу, выносливость и массу других качеств.

Я надеюсь, что кто-то из вас станет участником Олимпийских игр и в очередной раз прославит нашу страну.

6. Домашнее задание. (Слайд 20).

1. Прочитайте и перескажите параграф 32 "Олимпийские игры", оставьте рассказ "Как я побывал на Олимпийских играх" 1 вариант от лица зрителя, 2 вариант – от лица спортсмена, участника Олимпийских игр.

2. Разгадайте кроссворд.

Рефлексия (УУД – умение соотносить результаты деятельности с целью).

Учитель: Попробуйте оценить свою работу на уроке.

Для этого продолжите любую из предложенных на слайде фраз:

сегодня я узнал… было интересно…

было трудно… я понял, что… меня удивило…

- Надеюсь, вы будете стремиться заниматься спортом, и даже если не станете участником Олимпийских игр, то улучшите свое здоровье.


Задачи:

Ход урока.

Проверка домашнего задания.

1. Проверка знания учащимися определений основных тропов: эпитета, сравнения, метафоры; приведение примеров.

2. Беседа по вопросам и заданиям 1-4 (с. 7).

3. Понятие о мифе и мифологии

1. Слово учителя.

Мифы - это произведения, созданные фантазией народа, в ко­торых передаются представления древних людей о происхождении мира, о явлениях природы. Древний человек наделял окружающий мир - явления природы, животных, предметы - свойствами, кото­рыми обладали сами люди. В его представлениях живым было все существующее: растения и камни, вода и небо. Он ощущал тесную взаимосвязь с природой и отражал свои представления в мифах. Человеку всегда было важно определить свое место в мире. Мифы помогали ему в этом.

Тематика мифов разнообразна, как разнообразен сам мир. Древние объясняли для себя происхождение мира, загадки жизни и смерти, постоянные изменения явлений природы, поведение животных, сохраняли для потомков сказания о подвигах героев.

Конспект урока по литературе Мифы

Совокупность мифов называется мифологией. Так же име­нуется наука, изучающая мифы, их происхождение, влияние на жизнь древнего человека. Своя мифология, так же как и своя история, есть у любого народа — это разветвленная система бо­гов, отвечающих за природные явления, это свои герои, память о которых древние считали необходимым передать потомкам. Существуют греческие, арабские, индийские, славянские и дру­гие мифы.

Мир существовал по тем же основным иконам, что действуют и теперь, только законы эти еще никем не были открыты. Вся ог­ромная работа познания мира человечеству только еще предстояла. И первые гипотезы о происхождении мира и человека, о законах жизни оказались настолько интересными, прекрасными, поэтичны­ми, правдоподобными, что мы до сих пор с удивлением и радостью обращаемся к наивности и мудрости древних людей, создавших эти гипотезы, впоследствии отвергнутые наукой, но ставшие бесконеч­ным, неиссякаемым источником искусства и литературы.

2. Беседа и комментарии учителя.

Какие вопросы, волновавшие древних, волнуют и нас, со­временных людей? (Ответы.)

Вопросы происхождения мира, человека, вопрос о сущности мира, вопросы добра и зла, вопросы границ возможностей челове­ка. Поэтому и интересны нам мифы древних народов. Эти мифы рассказывают нам, как жили, во что верили наши далекие предки, как объясняли и понимали мир.

- Можно ли назвать мифы сказками? Как вы думаете, что общего между мифом и сказкой? А чем они различаются? (Ответы.)

Сказка, как и миф, - произведение устного народного твор­чества. И сказка, и миф созданы фантазией народа. Мифы соз­давались как правдивые рассказы о том, что действительно было, с точки зрения древнего человека. Сказка же создавалась с уста­новкой на вымысел, сказка сознательно создавала новую, фанта­стическую, выдуманную реальность.

Мифологические образы и представления так прочно вошли в нашу жизнь, наш язык, что чаще всего мы не замечаем, что пользуемся этими образами. Например, имена римских богов носят Сатурн, а греческих богов - Уран и Плутон. Имя древнейшей бо­гини, родоначальницы почти всех греческих богов-олимпийцев, матери Земли Геи, является составной частью названий наук о Земле: географии, геологии, геометрии, геофизики и т. д. В на­званиях календарных месяцев — январь, март, май, июнь - скры­ваются боги римской мифологии Янус, Марс, Майя, Юнона.

3. Понятие о календарных мифах.

Кстати, среди разнообразных по содержанию мифов (о тво­рении Вселенной, о создании человека, о происхождении вещей и природных объектов, о богах и героях) существуют так называе­мые календарные мифы.

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Урок 2. Мифы и мифология

Проверка домашнего задания

1.Проверка знания учащимися определений основных тропов: эпитета, сравнения, метафоры; приведение примеров.

2.Беседа по вопросам и заданиям 1-4 (с. 7).

3.Понятие о мифе и мифологии

1. Слово учителя.

Мифы - это произведения, созданные фантазией народа, в ко­торых передаются представления древних людей о происхождении мира, о явлениях природы. Древний человек наделял окружающий мир - явления природы, животных, предметы - свойствами, кото­рыми обладали сами люди. В его представлениях живым было все существующее: растения и камни, вода и небо. Он ощущал тесную взаимосвязь с природой и отражал свои представления в мифах. Человеку всегда было важно определить свое место в мире. Мифы помогали ему в этом.

Тематика мифов разнообразна, как разнообразен сам мир. Древние объясняли для себя происхождение мира, загадки жизни и смерти, постоянные изменения явлений природы, поведение животных, сохраняли для потомков сказания о подвигах героев.

Совокупность мифов называется мифологией. Так же име­нуется наука, изучающая мифы, их происхождение, влияние на жизнь древнего человека. Своя мифология, так же как и своя история, есть у любого народа — это разветвленная система бо­гов, отвечающих за природные явления, это свои герои, память о которых древние считали необходимым передать потомкам. Существуют греческие, арабские, индийские, славянские и дру­гие мифы.

Мир существовал по тем же основным иконам, что действуют и теперь, только законы эти еще никем не были открыты. Вся ог­ромная работа познания мира человечеству только еще предстояла. И первые гипотезы о происхождении мира и человека, о законах жизни оказались настолько интересными, прекрасными, поэтичны­ми, правдоподобными, что мы до сих пор с удивлением и радостью обращаемся к наивности и мудрости древних людей, создавших эти гипотезы, впоследствии отвергнутые наукой, но ставшие бесконеч­ным, неиссякаемым источником искусства и литературы.

2. Беседа и комментарии учителя.

Какие вопросы, волновавшие древних, волнуют и нас, со­временных людей? (Ответы.)

Вопросы происхождения мира, человека, вопрос о сущности мира, вопросы добра и зла, вопросы границ возможностей челове­ка. Поэтому и интересны нам мифы древних народов. Эти мифы рассказывают нам, как жили, во что верили наши далекие предки, как объясняли и понимали мир.

-Можно ли назвать мифы сказками? Как вы думаете, что общего между мифом и сказкой? А чем они различаются? (Ответы.)

Сказка, как и миф, - произведение устного народного твор­чества. И сказка, и миф созданы фантазией народа. Мифы соз­давались как правдивые рассказы о том, что действительно было, с точки зрения древнего человека. Сказка же создавалась с уста­новкой на вымысел, сказка сознательно создавала новую, фанта­стическую, выдуманную реальность.

Мифологические образы и представления так прочно вошли в нашу жизнь, наш язык, что чаще всего мы не замечаем, что пользуемся этими образами. Например, имена римских богов носят Сатурн, а греческих богов - Уран и Плутон. Имя древнейшей бо­гини, родоначальницы почти всех греческих богов-олимпийцев, матери Земли Геи, является составной частью названий наук о Земле: географии, геологии, геометрии, геофизики и т. д. В на­званиях календарных месяцев — январь, март, май, июнь - скры­ваются боги римской мифологии Янус, Марс, Майя, Юнона.

III. Понятие о календарных мифах

Кстати, среди разнообразных по содержанию мифов (о тво­рении Вселенной, о создании человека, о происхождении вещей и природных объектов, о богах и героях) существуют так называе­мые календарные мифы.

По названию понятно, что эти мифы связаны с календарем, т. е. с периодическими изменениями в природе.

— Как вы думаете, какие периодические, повторяющиеся изме­нения природы наблюдал древний человек и наблюдаем мы с вами? С какими явлениями связываются эти изменения?

Человек наблюдал и наблюдает смену дня и ночи, сезонов (времен года), связанную с движением Солнца. Можно наблюдать и такие редкие явления природы, как затмения Солнца и затмения Луны. Конечно, для древнего человека затмения не предвещали ничего хорошего, их связывали с приближающимися несчастья­ми, а то и с концом света.

VI. Рефлексия

Что нового узнал?

Что хочу узнать еще?

Домашнее задание

Ответить на вопросы и выполнить задания 1, 2 (с. 13).


-75%

Облако слов можно применить на уроке при обобщении изученного по теме: Лексика". Дать задание учащимся - назовите термины, дайте им определения (базовый уровень). На основе облака слов составить лингвистическую сказку (повышенный уровень) Также облако слов можно использовать на этапе Рефлексия. Рассказать по схеме: Что узнал - чему научился - что запомнил. выразить своё настроение к уроку с помощью смайлика.


Выполнено в онлайн -сервисе Брашечка

Интересный сервис, который можно использовать для создания рисунков к произведениям, а также для развития фантазии и воображения деетй

Содержание презентации соответствует материалу учебника под ред. А.Д. Шмелёва "Русский язык" 5 класс.

Читайте также: