Какое событие описано в сцене ночь келья в чудовом монастыре кратко

Обновлено: 05.07.2024

Слушая монолог Пимена о беде, настигшей несчастного царевича Димитрия, о кровавом злодеянии Бориса Годунова, Григорий Отрепьев приходит неожиданно к мысли выдать себя за царевича. Летописец указал, что Григорий имеет столько же лет, сколько имел бы Димитрий, если бы смог выжить.

Что же движет Григорием в намерении отнять трон у царя? Возможно, в какой-то мере это мнение Пимена о том, что Борис Годунов – это зло для России. Но, скорее всего, это честолюбие. Григорий хоть и был выходцем из рода бояр, все же не мог претендовать на хорошее положение в обществе. Он стал иноком, постригшись даже неведомо где. Однако смиренный способ жизни был далек для этого молодого человека. Дух авантюризма – вот что было ему присуще намного больше. К решению бежать с монастыря и осуществлять дерзкий план по завоеванию трона Григория подталкивает и сон, который снится ему трижды. В этом сне юноша видит, как он подымается вверх по огромной лестнице на башню. И с ее верхушки смотрит вниз на всю Москву. Но потом внезапно падает вниз. Однако не падение запоминается юноше, а ощущение безграничной власти над всем.

Юноша выведывает подробности о царевиче у Пимена и убегает с монастыря. С этого момента начинается его история как Самозванца. Вначале он руководствуется только личным честолюбием, но в дальнейшем сойти с намеченной цели ему не позволяют другие люди. Заручившись поддержкой у влиятельных поляков, Григорий попадает под их контроль. Так же влияет на юношу и его любимая девушка Марина Мнишек, мечтающая о статусе московской царицы.

Пимен рассказывает Григорию о своем насыщенном прошлом. Он брал участие во многих сражениях, видел, как вершится история на его глазах, был даже в Угличе, когда свершилось страшное с царевичем. Но сейчас он достиг понимания, что ему нужно смирение и духовное блаженство. Пимен находит то, что искал в монастыре. Однако он не сожалеет о прошлых событиях, так как многое повидав, он может это записать как послание для потомков. Пимен чувствует важность своей летописи, и поэтому старается описывать события детально и правдиво.

Беседуя с молодым иноком, Пимен советует ему смирять свою гордыню молитвами и постом. Но для юного человека этот совет не имеет большого значения. Григорий завидует тому, что Пимен многое повидал. Он хочет ратных подвигов, которые приносят славу. Но больше всего на свете он жаждет получить царскую власть.

В пьесе всего 23 сцены, одна из наиболее значимых – пятая. Именно здесь появляется образ летописца, устами которого говорит сам Пушкин, и здесь зарождается мечта Григория Отрепьева стать следующим царем.

Пушкин писал, что в характере лето­писца Пимена он собрал черты, которыми дышат древние летописи: простодушие, умилительная кротость, нечто младенче­ское и вместе с тем мудрое, усердие, от­сутствие суетности, пристрастия.

Летописец Пимен сознательно ограни­чил свою жизнь кельей: выключившись из мирской суеты, он видит то, что неве­домо большинству, ибо судит, согласуясь с совестью, с нравственными законами. Его цель как летописца — поведать по­томкам правду о событиях, произошед­ших на родной земле.

Когда-нибудь монах трудолюбивый Найдет мой труд усердный, безымянный…

Правдивые сказанья перепишет, —

Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу,

Своих царей великих поминают За их труды, за славу, за добро…

Как воспринимает Григорий своего настав­ника, его духовный облик и летописный труд? Прав ли он, что Пимен Спокойно зрит на правых и виновных, Добру и злу внимая равнодушно, Не ведая ни жалости, ни гнева?

Григорий уважает Пимена за трудолю­бие, спокойствие, смиренность и величавость. Он говорит о том, что ни одна дума не отражается на его челе, и делает оши­бочный вывод, что старец равнодушен к тому, что описывает в своих трудах. Ведь Пимен первым скажет о тяжком грехе на­рода русского, способствовавшего воцаре­нию Бориса. В его образе проявляется со­вестливость, обостренное чувство личной ответственности за происходящее.

Властителей должны помнить за труды, за славу, за добро — считает Пимен. Стремление царя Иоанна (Ивана IV Гроз­ного) искать успокоения в вере, монаше­ских трудах, его обращение к Господу свидетельствует о его раскаянии, об осо­знании своих грехов, о том, что бремя власти становилось слитком тяжким для него.

Бесстрастность покидает Пимена, рас­сказывающего о кровавом преступлении, его рассказ эмоционален, насыщен оце­ночными комментариями: злое дело, в отчаянье, беспамятстве, свиреп, от злости бледен, злодей; образными гла­голами — волочат, затрепетал, заво­пил. Стиль его повествования становится разговорным.

Мирская жизнь содержит много иску­шений для человека. Они будоражат кровь и заставляют совершать грешные поступки. Монастырская жизнь смиряет дух и плоть, дарует внутреннюю гармонию и спокойствие. Человек, твердый в вере, постигает вечное, не держится за сиюми­нутное. Испытав много в своей жизни, Пимен удалился от мирской суеты в мо­настырь, где обрел блаженство и в трудах и благочестии проводит свои дни.

Перечитайте заключительную реплику Григо­рия. В чем смысл его пророчества? Кому, по-вашему, оно принадлежит в большей степени — Гри­горию или автору трагедии?

И не уйдешь ты от суда мирского,

Как не уйдешь от Божьего суда.

Власть, данная ценой преступления, приведет правителя к гибели — такова мысль Пушкина, выраженная в словах Григория.

А. С. Пушкин. Борис Годунов. Перечитайте заключительную реплику Григо­рия. В чем смысл его пророчества?

Ночь. В келье Чудова монастыря отец Пимен готовится завершить
летопись "последним сказанием".
Пробуждается молодой инок Григорий, спавший тут же, в келье
Пимена. Он сетует на монашескую жизнь, которую ему
приходится вести с отроческих лет, и завидует веселой
"младости" Пимена: "Ты рать Литвы при Шуйском отражал,
Ты видел двор и роскошь Иоанна! Счастлив! "
Увещевая молодого монаха: Я долго жил и многим насладился;
Но с той поры лишь ведаю блаженство,
Как в монастырь Господь меня привел"
Пимен приводит в пример царей Иоанна и Феодора, искавших
успокоение "в подобии монашеских трудов" .
Григорий расспрашивает Пимена о смерти Димитрия-царевича,
ровесника молодого инока, в то время Пимен был на послушании
в Угличе, где Бог его и привел видеть "злое дело","кровавый грех".
Как "страшное, невиданное горе" воспринимает старик
избрание цареубийцы на престол.
"Сей повестью печальной" он собирается завершить свою
летопись и передать дальнейшее её ведение Григорию.

Григорий бежит из монастыря, объявив, что будет "царем на Москве" .
Об этом докладывает игумен Чудова монастыря патриарху.
Патриарх отдает приказ поймать беглеца и сослать его в
Соловецкий монастырь на вечное поселение.

Ночь. В келье Чудова монастыря отец Пимен готовится завершить
летопись "последним сказанием".
Пробуждается молодой инок Григорий, спавший тут же, в келье
Пимена. Он сетует на монашескую жизнь, которую ему
приходится вести с отроческих лет, и завидует веселой
"младости" Пимена: "Ты рать Литвы при Шуйском отражал,
Ты видел двор и роскошь Иоанна! Счастлив! "
Увещевая молодого монаха: Я долго жил и многим насладился;
Но с той поры лишь ведаю блаженство,
Как в монастырь Господь меня привел"
Пимен приводит в пример царей Иоанна и Феодора, искавших
успокоение "в подобии монашеских трудов" .
Григорий расспрашивает Пимена о смерти Димитрия-царевича,
ровесника молодого инока, в то время Пимен был на послушании
в Угличе, где Бог его и привел видеть "злое дело","кровавый грех".
Как "страшное, невиданное горе" воспринимает старик
избрание цареубийцы на престол.
"Сей повестью печальной" он собирается завершить свою
летопись и передать дальнейшее её ведение Григорию.

Григорий бежит из монастыря, объявив, что будет "царем на Москве" .
Об этом докладывает игумен Чудова монастыря патриарху.
Патриарх отдает приказ поймать беглеца и сослать его в
Соловецкий монастырь на вечное поселение.


Окт 24, 2018 | 1 комментарий

Ночь Келья в Чудовом монастыре — это пятая сцена знаменитого произведения Пушкина Борис Годунов, написанного в 1825 году. Это историческая трагедия, в которой Пушкин затронул тему искушения властью и раскрывает как внешние конфликты, конфликты между сословиями и внутренние конфликты героев. Сегодня, перечитав пятую часть Ночь. Келья в Чудовом монастыре, сделаем ее краткое изложение и анализ.

Сцена пятая: Ночь Келья в Чудовом монастыре

Ночь Келья в Чудовом монастыре это пятая часть исторической драмы Борис Годунов, которая стала первым завершенным драматическим произведением Пушкина. В ней мы видим отца Пимена, который работает над летописью. Остались последние штрихи и его работа будет завершена. Старец трудился над ней всю ночь, пока Григорий спал. В третий раз снится Григорию один и тот же сон, и он снова просыпается под его впечатлением. Взглянув на Пимена, он невольно восхищается его спокойствием и сосредоточенностью. По виду старца сложно понять, о чем он пишет, то ли о нашествиях и войнах, то ли о славе.

Когда Пимен увидел, что Григорий проснулся, он его благословляет, а тот начинает рассказывать свой сон. По лестнице Григорий взбирается на башню, и когда стоит наверху, перед ним раскрыта вся столица. Внизу стоит множество людей и насмехается над Григорием. Это приводит к тому, что он начинает падать вниз, поле чего, всегда просыпается.

Пимен нарекает на молодую кровь и советует смирять себя с помощью молитвы. Григорий же размышляет о том, как было весело Пимену в молодости, ведь повидал тот на своем веку многое, в то время как сам Гриша с отрочества стал иноком и скитается по кельям. В ответ Пимен начинает свой монолог о том, что нечего сетовать на судьбу, а нужно радоваться, что грешный мир он полностью не видел. Сложно устоять перед искушением славой и роскошью. А истинное блаженство Пимен познал лишь тогда, когда оказался в монастыре. По просьбе Григория Отрепьева Пимен рассказал о своей бурной молодости, о Казанских походах, о войне, на которой был с Иваном Грозным, об опричниках. Отвечая на вопрос о царевиче Дмитрии, Пимен рассказывает, как в юные годы убили царевича в Угличе, а возраст его сейчас совпадал бы с возрастом Григория.

Ночь Келья в Чудовом монастыре

У Григория возникает план бежать из монастыря и стать лжецаревичем Дмитрием. На этом сцена пятая завершается.

Краткий анализ

В сцене пятой Ночь Келья в Чудовом монастыре, задействованы два героя. Один из них Пимен. Его мы встречаем в первый и последний раз. Изучив краткое содержание главы, становится понятно, что его роль в драме огромна. Ведь именно после его речи Григорий решается перевоплотиться в царевича Дмитрия, и выдавая себя за законного наследника, забрать власть у Бориса Годунова. Жаль только, что Григорий в рассказе старца слышал лишь то, что хотел услышать.

Каким мы видим Пимена? Это был умный человек, который много увидел в своей жизни. Он был участником многих сражений, наблюдал за историческим прошлым и был даже свидетелем убийства царевича. Теперь все события он решает записать в летописи, так как понимает, насколько важно сохранить эти факты. Он беспристрастен, поэтому на его лице полное спокойствие, а речи значимые, ведь его устами говорил сам Пушкин.

Юный Отрепьев был полной противоположностью Пимену. В нем закипала молодая кровь, ему хотелось подвигов, он мечтал о славе. Но Григорий служит иноком, а это положение требует смирения. Но возможно ли смирение, когда в душе молодца дух авантюризма? Конечно же, нет. А здесь еще и рассказ старца об убийстве царевича Дмитрия, да и сон, который был похож на пророчество. Поэтому решение было принято. Григорий решается на авантюру дабы быстрее напомнить Годунову о смерти невинного младенца.

Читайте также: