Какое перемещение воздушных масс господствует над территорией нашей страны кратко

Обновлено: 04.07.2024

Воздушные массы переносят тепло и влагу из одних районов планеты в другие.

Над территорией России перемещаются три типа воздушных масс:

  • арктические,
  • умеренные,
  • тропические.

Рисунок 1. Циркуляция воздушных масс над Россией. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Поскольку страна большей своей частью находится в умеренных широтах, то значительное влияние на климат будет оказывать западный перенос воздушных масс.

В летний период господствующими являются западные и северо-западные ветры. В летний период, когда суша хорошо прогревается, давление становится ниже, а над океаном оно высокое, поэтому воздушные массы перемещаются на сушу.

Преобладание западных и северо-западных ветров говорит о том, что Атлантический океан оказывает на климат России большее влияние, по сравнению с Тихим океаном.

Если Атлантический океан влияет на Русскую равнину, то Тихий оказывает свое воздействие на территорию Дальнего Востока страны.

Центральные части страны зимой находятся под влиянием Азиатского максимума – это область повышенного давления. Центр его находится в районах Забайкалья, Тувы, Северной Монголии.

От него области с высоким давлением расходятся – одна идет на северо-восток, к Чукотскому полуострову, вторая через Северный Казахстан и юг Русской равнины на запад.

Арктические воздушные массы, формирование которых происходит надо льдами Северного Ледовитого океана, оказывают свое влияние на северное побережье России и свободно проникает на равнины страны.

Готовые работы на аналогичную тему

Континентальный тропический воздух, формирующийся в Азии и в Африке, поступает в южные районы России в течение всего года. Тропический воздух сухой и теплый.

При перемещении воздушные массы изменяют свои свойства под влиянием подстилающей поверхности, если, например, на европейскую часть России вторгается холодный арктический воздух, то, проходя над поверхностью, он постепенно будет нагреваться. В результате воздух будет трансформирован в умеренный.

Между двумя воздушными массами есть границы, получившие название атмосферных фронтов. Над Россией формируется два фронта – арктический и полярный.

Арктический фронт является границей между арктическими и умеренными воздушными массами. Полярный фронт разделяет воздушные массы умеренных и тропических широт.

По сезонам положение фронтов меняется.

Фронты являются проводниками циклонов и антициклонов. Циклоны приносят дождливую и пасмурную погоду, обильные осадки, а с антициклонами связана ясная, безоблачная погода с суточными колебаниями температур.

На территорию страны циклоны приходят с запада и движутся на восток, что связано с западным переносом воздушных масс. Интенсивная деятельность зимних циклонов наблюдается на северо-западе Русской равнины.

В этом районе морской воздух, формирующийся над Атлантическим океаном, взаимодействует с умеренным континентальным воздухом и арктическими воздушными массами.

Циклональная деятельность на территории России в летний период интенсивно развивается на западе Восточно-Европейской равнины и на Дальнем Востоке.

Антициклональная деятельность в течение года характерна для южной части Восточно-Европейской равнины. В зимний период устойчивые антициклоны типичны для Восточной Сибири.

Свойства воздушных масс

Арктические, умеренные, тропические воздушные массы являются основными над территорией России. Перемещаясь над территорией огромной страны, они трансформируются, приобретая новые свойства.

В непосредственной близости к Северному полюсу, надо льдами Северного ледовитого океана формируются арктические холодные воздушные массы.

Температура этого воздуха находится в пределах от -55 до -35 градусов с минимальным количеством водяного пара. Арктические воздушные массы стабильны и не приводят к формированию осадков даже при определенных для этого условиях.

На материк воздух поступает в тыловых частях циклонов арктического фронта и в восточных частях антициклонов. В антициклонах низкая температура арктического воздуха ещё больше охлаждается, что особенно хорошо проявляется на Северо-Востоке Сибири.

С приходом на материк температура арктического воздуха в день увеличивается на 2-5 градусов и примерно за неделю приобретает свойства континентальности, содержание влаги при этом тоже увеличивается.

Охлаждающий эффект арктических воздушных масс составляет от 4 до 7,5 градусов. Если бы этот эффект не проявлялся таежные леса распространялись бы до берегов арктических морей, зона тундры бы отсутствовала.

Для материковой части России характерными являются воздушные массы умеренного пояса, которые делятся на два подтипа – морские умеренные воздушные массы (МУВ) и континентальные умеренные воздушные массы (КУВ).

Морской умеренный воздух поступает с Атлантического океана и содержит большое количество влаги. С продвижением на восток воздух отдает свое тепло, а в результате конденсации количество влаги в нем сокращается.

Морской умеренный воздух зимой приносит оттепели, снегопады, туманы. Его отепляющее воздействие иногда доходит до Енисея.

Температура воды в летний период в Атлантике ниже и его продвижение на восток охлаждает поверхность.

За счет конвекции при дальнейшем продвижении морской умеренный воздух прогревается по всей своей толще и трансформируется в континентальный.

Морская и континентальная воздушные массы в зимний период на территорию страны приходят из юго-западных и южных циклонов субтропиков.

На европейскую часть России значительное воздействие оказывает морской тропический воздух с Атлантики и Средиземного моря.

Континентальный тропический воздух формируется над Средней Азией.

Юг Дальнего Востока находится под влиянием морского тропического воздуха с западной периферии субтропиков Тихого океана. Зимой этот воздух резко повышает температуру – на юге Восточно-Европейской равнины до +6 градусов, а в центральной её части на до +2 градусов. Снежный покров при такой температуре начинает таять.

В летний период континентальный тропический воздух в низовья Волги, юг Западной Сибири приносит жаркую и сухую погоду. Временами этот воздух доходит даже до Полярного круга.

Местные ветры в России

Погода той или иной территории страны зависит не только от основных типов воздушных масс, но и от местных ветров.

Местный ветер дует против главного ветра, против общей циркуляции атмосферы и прекрасно справляется со своей работой.

Прогноз погоды на местности зависит именно от него. Среди местных ветров хорошо известен баргузин – восточный байкальский ветер.

Его продолжительность несколько часов, а скорость достигает 20 м/с. Особенно сильным баргузин бывает осенью и дует в центральной части озера из Баргузинской долины. Его появление связано со стоком холодного воздуха из Даурских степей. Он предваряет устойчивую солнечную погоду.

Следующий местный ветер – бора, дующий более 40 дней в году в Новороссийской и Геленджикской бухтах.

Кроме того, этот ветер дует на Новой Земле, у берегов Байкала, в городе Певек, на западном склоне Уральских гор. Ветер холодный и порывистый, несет сильное похолодание. На воде поднимает высокие волны, а его брызги намерзают на борт кораблей иногда слоем до 4 м, безусловно, под такой тяжестью корабль может перевернуться.

Рисунок 2. Оледенение судна. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Северо-западный ветер, дующий на нижней Волге, является попутным ветром и носит название погон.

Легкие с небольшой скоростью ветры бризы дуют дважды в сутки, меняя свое направление. Возникают они на берегах водоемов. Днем бризы дуют на побережье, а ночью наоборот.

В России самым мощным местным ветром является сарма. Он назван именем реки Сармы, через долину которой прорывается к озеру Байкал.

Сарма образуется, когда арктический холодный воздух переваливает через горные прибрежные хребты. Частым и свирепым сарма бывает осенью и зимой.

Предвестниками этого ветра являются слоисто-кучевые облака грибовидной формы с резко очерченными границами. С момента появления таких облаков до первого порыва ветра проходит 2-3 часа.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема: Атмосферная циркуляция. Воздушные массы над территорией России.

Цель: Сформировать знание о типах воздушных масс и их размещении на территории России, закономерностях их циркуляции

2.Воспитывающая: показать влияние хозяйственной деятельности человека на климат и его изменения.

3.Развивающая: развивать умения систематизировать, анализировать, сравнивать, делать выводы; способствовать формированию коммуникативной и информационной компетентностей учащихся.

Планируемые результаты обучения:

Личностные: формирование способности к самообразованию на основе мотивации к изучению влияния атмосферной циркуляции на климат России.

Предметные: формирование представлений и знаний о преобладающих типах воздушных масс, влияющих на климат России, атмосферных фронтах, циклонах и антициклонах.

Метапредметные: формирование умений: 1) устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; 2) формулировать обобщения на основе изучаемого материала; 3) создавать схемы; 4) анализировать рисунки.

Оборудование: физическая карта России, атлас, учебник Алексеева , презентация

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: исследовательский, познавательный.

Организационный момент

Проверка домашнего задания

1. Что называется солнечной радиацией

2. На какие виды разделяют солнечную радиацию

3. Почему меняется солнечная радиация по сезонам года

4. Как вы думаете можно ли в летний пасмурный день загореть?

5. Что такое радиационный баланс?

Мотивация и целепологание

Вы уже знаете, что одним из главных климатообразующих факторов является географическая широта, но на одной и той же широте, в одно и то же время, в разных объектах может быть разная температура воздуха. Почему?

Какие климатообразующие факторы вы знаете?

Актуализация опорных знаний

Учитель : Ребята, сегодня у нас необычный урок, мы с вами совершим восхождение на вершину горы. Для этого, в начале, мы проведем разминку. Проверим, как вы усвоили предыдущий материал. На столе у вас лежат карточки, в каждой по два вопроса, ответив на которые, вы сможете подняться на высоту.2000мм

Чтобы подняться на следующие высоты нужно ответить на вопросы:

Учитель: Что такое погода?

Предполагаемые ответы учащихся : Погода-это состояние атмосферы в данном месте в данное время.

Учитель: Назвать элементы погоды.

Предполагаемые ответы учащихся : Факторы погоды:

1. температура воздуха

2. атмосферное давление

3. влажность воздуха

1. Постоянная изменчивость

2. Все факторы погоды между собой взаимосвязаны.

Учитель: Что такое климат? Для чего необходимы знания о климате?

3. Излучение солнцем тепла и света – это …(ответы учащихся)

5. Единица измерения солнечной радиации (ккал∕см2) …(ответы учащихся)

6. Что такое суммарная радиация? …(ответы учащихся)

Учитель: Для того чтобы продолжить дальнейшее путешествие, нам необходимо сделать привал. Погода часто непредсказуема и нам необходимо изучить атмосферные процессы, с которыми мы сможем столкнуться во время своего путешествия (Далее переходим к объяснению нового материала).

О чем мы сегодня будем говорить ?

Предполагаемые ответы учащихся: озвучивают тему урока

Изучение нового материала

Учитель: Откройте свою походную тетрадь, в которую будете записывать новые понятия. Для начала, я вас прошу ответить на вопросы:

Что такое воздушные массы?

Предполагаемые ответы учащихся

Воздушные массы — большие объемы воздуха в нижней части земной атмосферы — тропосфере, имеющие горизонтальные размеры во много сотен или несколько тысяч километров и вертикальные размеры в несколько километров

Учитель: Когда перемещаются воздушные массы над поверхностью земли, что происходит?

Предполагаемые ответы учащихся: Они переносят тепло и влагу

Учитель: Какие воздушные массы оказывают влияние на климат России?

Предполагаемые ответы учащихся: арктические, умеренные, тропические

Учитель: Какие причины вызывают движение воздушных масс? (разность давления, неравномерное нагревание земной поверхности.)

Учитель: По разности свойств воздушных масс выделяют: морские и континентальные.

Какими свойствами обладают эти воздушные массы?

Предполагаемые ответы учащихся

Морские воздушные массы – влажные и приносят осадки. Континентальные воздушны массы – сухие и приносят летом засуху, а зимой ясную и морозную погоду.)

Учитель: Что такое атмосферная циркуляция?

Атмосферная циркуляция - перемещение воздушных масс различного происхождения. (Определение ученики записывают в тетрадь)

Учитель : - Наша страна лежит в умеренных и полярных широтах, причём большая часть

территории России лежит в умеренных широтах. В умеренных широтах господствует западный перенос (западные ветры), Атлантический океан

оказывает на климат значительно большее влияние по сравнению с Тихим океаном.

Давайте откроем атлас и попробуем определить, почему Тихий океан оказывает наименьшее влияние?

Предполагаемые ответы учащихся: - Так как в восточной части нашей страны находятся горы, которые задерживают воздушные массы с Тихого океана.

Учитель: - Зимой основную роль играет обширная область высокого давления, называемая Азиатским максимумом, центр которого располагается в районах Забайкалья и Северной Монголии. От него области повышенного давлениярастекаются на северо-восток до полуострова Чукотка, в Восточную Сибирь, на запад через Казахстан и на юг Русской равнины до 50˚с.ш. Погода летом – ясная, достаточно тёплая, а зимой ясная морозная погода.

Также на формирование климата страны оказывают влияние Исландский и Алеутский минимумы (Рн), Азорский и Арктический максимумы (Рв) ( далее учитель рассказывает об их влиянии на погоду).

Большое влияние на формирование климата оказывает подстилающая поверхность. Например, арктические воздушные массы, проходя через Русскую равнину, так прогреваются, что стоит долго ясная и сухая погода.

Учитель: Что произошло с воздушной массой?

Предполагаемые ответы учащихся: - Она изменила свои свойства

Трансформация – изменение свойств воздушных масс под влияние подстилающей поверхности.

Учитель :- Почему арктические воздушные массы, проникая далеко на юг Русской равнины, весной могут вызвать заморозки, зимой похолодание?

Предполагаемые ответы учащихся - Влияет рельеф.

Учитель : Влияние на формирование климата оказывают атмосферные фронты.

Атмосферный фронт – переходные зоны между воздушными массами.(записываем в тетрадь)

Арктический фронт – возникает между арктическими и умеренными воздушными массами.

Полярный фронт – возникает между умеренными и тропическими воздушными массами.

Ширина фронта обычно достигает несколько десятков километров. В полосе фронта при соприкосновении двух различных воздушных масс происходит быстрое изменение давления, температуры, влажности, дуют сильные ветры, выпадают осадки.

- На формирование климата оказывают влияние атмосферные вихри: циклон и антициклон. Атмосферные фронты

- Воздушные массы- очень подвижные части тропосферы. При столкновении разных по свойствам воздушных масс образуются переходные зоны – атмосферный фронты.

Учащиеся ищут определение в параграфе учебника

Атмосферный фронт – это полоса, разделяющая разные по своим свойствам воздушные массы

Смена погоды часто происходит в результате поступления той или иной воздушной массы. Движутся воздушные массы обычно в виде вихрей самой различной величины — от мелких, наблюдающихся перед грозой, до крупных, занимающих пространства в сотни тысяч и даже миллионы квадратных километров. К огромным воздушным вихрям относятся циклоны и антициклоны

Учащиеся ищут определение циклона и антициклона в параграфе учебника

Циклон - (от греч . kyklon - кружащийся).

Циклон представляет собой огромный воздушный вихрь в диаметре до 2000 км, высотой до 6—8км. В центре такого вихря пониженное атмосферное давление. В циклоне возникает система ветров, и изменение в их направлении происходит в северном полушарии против часовой стрелки, в южном — по часовой стрелке. На направление движения воздуха оказывает влияние отклоняющая сила вращения Земли вокруг оси. В центре этого огромного вихря происходит поднятие воздуха и растекание его на высоте, что приводит к охлаждению воздуха и конденсации водяных паров. Поэтому для циклонов характерна

· ненастная погода: зимой большая облачность, снегопады, метели, некоторое потепление; летом дожди, грозы, понижение температуры и усиление ветра.

Условие образования циклона — встреча двух воздушных масс: теплой и холодной. Разность температур, а значит, и давления вызывает их движение.

Продолжительность жизни циклонов 5—7 дней. Движутся они со скоростью 30—40 км в час, причем зимой быстрее, чем летом.

В умеренном поясе циклоны часто образуются на арктическом фронте и фронте умеренных широт.

Тропические циклоны, образующиеся над западной частью Тихого океана, называют тайфунами. Они иногда заходят в умеренный пояс — на восточное побережье Азии (Япония, Дальний Восток), принося большие опустошения.

Учитель: А что такое антициклон (найдите ответ в учебнике )

Учащиеся ищут определение в параграфе учебника

· Антициклон- (от ·греч. anti - противи kyklos - круг ).

Антициклоны тоже огромные воздушные вихри в нижних слоях атмосферы, но с меньшей скоростью ветра, повышенным давлением в центре, с изменением направления ветров по часовой стрелке в северном полушарии и против часовой — в южном.

Характерная особенность антициклонов состоит в том, что они образуются в нижних (приземных) слоях атмосферы из однородной воздушной массы.

В антициклоне удерживается в течение продолжительного времени устойчивая погода:

· летом ясная, теплая; зимой ясная, морозная.

В центре антициклона наблюдаются нисходящие потоки воздуха. Когда воздух опускается, он нагревается, поэтому нет условий для конденсации водяных паров, нет облаков и осадков.

Размеры антициклонов превышают площади, занимаемые циклонами. Так, над материком Евразия в зимний период образуется из холодного континентального воздуха умеренных широт мощный сибирский антициклон с центром в Монголии. Его отрог распространяется далеко на запад, охватывая центральную часть Восточно-Европейской равнины.

- Что-то наш привал затянулся, пора продолжить путешествие (Далее осуществляется закрепление полученных знаний).

Заполнить таблицу

Предполагаемые ответы учащихся

Учитель задаёт учащимся вопросы

Что нового они узнали на уроке?

Какому новому умению научились?

Пригодится ли в жизни умение анализировать синоптическую карту и предсказывать погоду?

Далее учитель даёт задание – Определить по фото, видеофрагменту и описанию атмосферный фронт, циклон и антициклон.

Какое перемещение воздушных масс господствует над территорией нашей страны?


Над территорией нашей страны перемещаются умеренные, тропические и арктические воздушные массы.

Поскольку большая часть России находится в умеренных широтах, то над нашей территорией господствует западный перенос воздушных масс, особенно летом.

(Западный перенос обусловлен отклонением оси Земли на восток, поэтому от тропических широт в умеренные, перемещение масс происходит в западном направлении, господство западных ветров).

Зимой в умеренных широтах климат формирует Азиатский максимум, область повышенного давления, направляющая в двух направлениях воздушные массы : на северо - восток и на юго - запад.

На севере России влияние оказывают арктические воздушные массы, с Северного Ледовитого океана.

На южные регионы влияют континентальные воздушные массы из Азии и Африки.


Как вы думаете почему именно бальсу используют длю приготовления воздушных змеев и авиамоделей?

Как вы думаете почему именно бальсу используют длю приготовления воздушных змеев и авиамоделей?

С чем связано название этого дерева?

На каком материке находится страна коорая является крупнейшим поставщиком бальсы в мире?


По территории каких стран - участниц олимпиады протекает река Днепр?

По территории каких стран - участниц олимпиады протекает река Днепр.


Практическая работа №3 тему описание климата по климатической карте в данном городе Москва План описание климата 1 В каком климатическом поясе и в какой области расположена территория?

Практическая работа №3 тему описание климата по климатической карте в данном городе Москва План описание климата 1 В каком климатическом поясе и в какой области расположена территория.

2. Средняя температура июля и января.

В каком направлении они изменяются и почему.

3 Господствующие ветра.

4 Годовое количество осадков и их режим.

Чем объяснить различные в количестве осадков.


Площадь территории России составляет 1, 7·10⁷ км², а США - 9, 6 ·10⁶ км²?

Площадь территории России составляет 1, 7·10⁷ км², а США - 9, 6 ·10⁶ км².

Во ск - ко раз территория России больше территории США?


Помогите пожалуйста, очень очень нужно : ( 1?

Помогите пожалуйста, очень очень нужно : ( 1.

Страна ливия и ее столица, 2 физико географическое положен е страны ливия : а) положение страны на матер ке б) площадь территории в) с какими странами и где граничит г) положение страны относител но омывающих ее морей и океанов.


Какие 4 страны лидируют по объемам электроэнергии, производимой на ГЭС?

Какие 4 страны лидируют по объемам электроэнергии, производимой на ГЭС.


Какие территории Южной Америки получают много осадков ?

Какие территории Южной Америки получают много осадков ?


Какие страны посетил Марко Поло?

Какие страны посетил Марко Поло.


Воздушный змей имеет квадратную форму?

Воздушный змей имеет квадратную форму.

Половина воздушного змея выкрашена красной краской.

Площадь закрашеной части 2450см.

Какой длины планка понадобится чтобы прикрепить ее по периметру?


На территории какой из перечисленных стран находится самая большая по площади низменность на земле 1 США 2 Китай 3 Бразилия 4 Канада?

На территории какой из перечисленных стран находится самая большая по площади низменность на земле 1 США 2 Китай 3 Бразилия 4 Канада.

На этой странице находится вопрос Какое перемещение воздушных масс господствует над территорией нашей страны?, относящийся к категории Геометрия. По уровню сложности данный вопрос соответствует знаниям учащихся 10 - 11 классов. Здесь вы найдете правильный ответ, сможете обсудить и сверить свой вариант ответа с мнениями пользователями сайта. С помощью автоматического поиска на этой же странице можно найти похожие вопросы и ответы на них в категории Геометрия. Если ответы вызывают сомнение, сформулируйте вопрос иначе. Для этого нажмите кнопку вверху.


5 вопрос - 1 и 3 - 60, 2 и 4 - 120 6 вопрос - 60.


1)2 + 3 = 5 2)15 / 5 = 3 (одна часть из 5) 3)3 * 2 = 6 см (AC) 4)3 * 3 = 9см (BC).


1)пусть ВС будет Х см, тогда АС будет Х + 3, зная что весь отрезок 15см, составим уравнениеХ + Х + 3 = 152Х = 15 - 32Х = 12Х = 6значит ВС = 6СМ, А АС = 6 + 3 = 9 СМ2) Пусть ВС будет Х см, тогда АС удет 2х, знач что всего 15 см, составим уравнениеХ + ..


Дополнительный луч образует со стороной данного угла угол, равный 180° - 136° = 44° Биссектриса делит угол пополам 136° : 2 = 68° Тогда угол между биссектрисой и доп. Лучом равен 44° + 68° = 112° Ответ : 112°.


1) ΔABC - равнобедренный т. К. AB = AC ; В равнобедренном треугольнике углы при основании равны. ∠ACB = ∠ABC ; Сумма внутренних углов треугольника равна 180°. ∠ABC + ∠ACB + ∠CAB = 180° ; ∠CAB = 180° - 2·∠ABC = 180° - 2·30° = 120° ; AC = 6 т. К. A..


360 - (50 * 2) = 260 260 : 2 = 130 градусов Ответ : 130 градусов Но я не уверен, используй мое решение, если больше ничего не найдешь.


Sтр = (AD + BC) / 2 * h = (17 + 7) / 2 * 4 = 48.


2) 90 - 32 = 58 180 - (58 * 2) = 64 4) а) (180 - 52) : 2 = 64 б) 74 : 2 = 37 в) 180 - (78 * 2) = 26.


Если у четырехугольника две противолежащие стороны равны и параллельны, то он является параллелограммом.

Читайте также: