Какое отношение народа к пугачеву передают исторические песни кратко

Обновлено: 30.06.2024

Когда Емельян Пугачев задумывается о восстании, особых сопротивлений со стороны крестьян не было. Мысли Пугачева были близки народу, представители крестьянства осознавали, что Пугачев, который хочет бороться за справедливость, прав.

Народное отношение к Пугачеву выражается через слова и поступки Хлопуши. Читатель узнает о том, что Хлопуша, находившийся на каторге, получил от губернатора свободу, чтобы тот убил Пугачева, поднявшего бунт. Однако Хлопуша, наоборот, встал на сторону Емельяна Пугачева. Это показывает, что представители русского народа охотно переходили на сторону пугачевцев.

Однако С.А. Есенин показывает, что положительное отношение к Емельяну Пугачеву сохраняется у представителей народа до тех пор, пока восставшим не пришлось столкнуться с поражениями. Понимая, что участие в бунте может привести к смерти, участники восстания начали думать о том, как избежать наказание. Тогда Творогов предложит поймать Пугачева и отдать его властям. Соглашаясь с Твороговым, который говорил, что это единственный путь спасти свои жизни, бывшие соратники Пугачева встают на путь предательства.

Таким образом, в поэме С.А. Есенина показано сменяющееся отношение народа к Емельяну Пугачеву. Когда Пугачев поднимает крестьянский бунт, народ ценит его и уважает, встает на его сторону; когда восставшие сталкиваются с трудностями, представители народа, не желая прощаться с собственными жизнями, меняют свое отношение на противоположное и предают Пугачева.

Емельян Пугачев оказывается одним из любимых народных героев, причем любимых в самом прямом смысле, что и отражено во многих исторических песнях.

Пугачева в песнях называют и "добрым молодцем", и "удалым атаманом" или "удалым казаком", ласково кличут "Емельянушкой" и всячески выражают ему свое сочувствие. Очень мало песен в которых Пугачев осуждается и называется "бунтовщиком".

Любовное отношение к Пугачеву прослеживается в словах, которыми песни передают его действия - он не просто ходит, он "похаживает", житье у него "свободное", а походы "удалые". Даже чей-то милый не просто работает на литейном заводе, а выливает медные трубы и помогает Емельяну.

Поэтому можно сделать вывод, что идеи Пугачева были близки и понятны простому народу и вызывали в его сердцах горячее сочувствие и поддержку.

XkzzMW9kd2BdRRA942RfyDR4TigRki3m.jpg

В шестнадцатом веке появился новый эпический жанр: историческая песня. В этих песнях рассказывается о деяниях таких исторических персонажей, как Иван Грозный, Борис Годунов, Гришка Отрепьев, Петр Великий и мятежники-полубандиты Степан Разин и Емельян Пугачев.

Основной акцент в этих песнях - действия персонажей, исторические детали в них описываются по большей части очень субъективно и подчас не имеют реальной исторической подоплеки. Чего нельзя сказать о чувствах, чаяниях и эмоциях.

Русский народ, особенно крестьяне, казачество, городские низы смотрели на Пугачева как на человека, который, не стал молчать. У него хватило решимости биться за своих братьев. Поэтому и отношение к нему было соответствующее: теплое, с элементами сочувствия. Он не только единственная надежда, он - гораздо больше. Даже неудачное восстание, подавленное и разгромленное, все же согревало душу: кто-то встал и заявил, кто-то отдал свою жизнь за других. Русский народ всегда ценил жертвенность и сострадание. Поэтому Пучачев - не только частый герой исторических песен, но и добрый молодец, и батюшка, и заступник.

Пугачев в романе "Капитанская дочка" показан как человек великих устремлений. Он мечтает идти на Москвы и стать новым царем. Он верит, что у него может получиться то, что когда-то удалось другому самозванцу - Гришке Отрепьеву, которого Пугачев не раз вспоминает в своих беседах с Гриневым.

В мятежной слободе между Гриневым и Пугачевым вновь начинается старый разговор о планах Пугачева и Гринев прямо спрашивает его, управится ли тот с генералами и намерен ли идти на Москву.

И тут Пугачев внезапно становится грустен.

Тогда-то он и говорит эти слова, в которых выражает свою озабоченность тем, что ему приходится опираться на воров. Ему мало воли, потому что он вынужден идти на поводу желания своей армии, а той важен только грабеж и нажива. Это совсем не то,о чем мечтает Пугачев, но он связан по рукам и ногам. В его войске нет дисциплины и народ признает его вождем, пока он действует как атаман разбойников.

И Пугачев понимает, что случись что, отвернись от него удача и на его соратников надежды мало - они:

7zDCAcLHvddavLdXx7wM8kLU7usBdhLH.jpg

Если речь идет о учебнике для 8 класса по литературе, в котором перед текстом повести Пушкина "Капитанская дочка" помещена статья не столько о Пугачеве, сколько об истории работы Пушкина над своим произведением, то можно ответить следующее:

Из этой статьи мы узнаем о том, какой огромный труд проделал Пушкин собирая исторические материалы для своей повести. Он не удовлетворился только чтением литературных исторических источников, он лично отправился на четыре месяца на южный Урал, чтобы осмотреть места, в которых будет происходить действие его повести, ознакомиться с показаниями людей, которые еще помнили события тех далеких времен.

По этим рассказам Пушкин составил свое собственное мнение о Пугачеве, не только как о вожде мятежников, но и как о человеке. И именно поэтому образ Пугачева в повести получился столь ярким и разносторонним, не лишенным трагичности и некоего величия.

Всегда интересно перед прочтением какого-либо произведения узнать больше о реальных исторических персонажах, которые в нем будут описаны. Это позволит лучше понять замысел автора, лучше представлять последовательность событий, а значит и восприятие повести оказывается более полным.

Так Пугачев и не нападал. Просто была пугачевщина. Некоторые считали Пугачева царем, а обитатели и командиры Белогорской крепости - нет. Кругом ходили слухи и пересуды. Урядники допрашивали особо выступавших за Пугачева.

Образ Пугачева в поэме Есенина несомненно наделен определенными романтическими чертами и прежде всего это его внутренняя борьба с самим собой, внутренние противоречия, которые с одной стороны вынуждают Пугачева возглавить мятеж и назваться императором Петром, с другой стороны его постоянная тоска по простой жизни и обращение к красотам природы.

Романтической чертой можно назвать веру Пугачева в некий скрытый подтекст всех событий, в мистицизм, черта характерная именно для романтического героя. вспомним, как он придя в Яик слышит от сторожа странные слова и воспринимает их как глас свыше, настолько они совпадают с его собственными думами:

bkEKr2l4kjusHLkqFTKvcep8lxGIEGP.jpg

Еще одна черта романтического героя - одинокость, ведь Пугачева в поэме не принимают всерьез, он словно оторван от общества, он сам по себе. Его не понимают и когда удача оставляет пугачева над ним откровенно смеются:

srzQYuRuWNiAXA6BO4zZh0m5tmJbIl3.jpg

Да и сам Пугачев полон внутренних терзаний признаваясь, что тяжело ему быть одновременно и простым казаком Емельяном и грозным императором Петром.

D6oBjd3UMusSzT9haMaQ1NOureZriM5V.jpg

Подытожим сказанное. Итак, основными чертами романтического героя в образе Пуачева будут:

Таинственность и мистицизм образа

Внутренняя противоречивость и внутренние терзания

А. С. Пушкин показывает пугачёвское восстание глазами Петра Гринёва, потому что это иначе не имело бы смысла писать роман. "Капитанская дочка" - именно роман, хоть и очень тонкий. В литературоведении нет чёткого определения, что такое "повесть", да и термин этот существует лишь в русской литературе.

Весь смысл данного произведения в том, что великое, значительное, историческое врывается в частную жизнь обычного человека и перемалывает её так, что собирание остатков в единое целое превращается в большую проблему. Описанием таких ситуаций европейская литература занималась уже несколько веков, именно в жанре романа, а русской литературе лишь предстояло приступить к решению этой творческой задачи.

В 30-е гг. XIX в России стали активно переводить произведения признанного мастера исторического романа - Вальтера Скотта, что открыло его творчество и для тех, кто не знал английского языка (дворянство свободно владело французским). Там, где читающая публика требует "ещё такого же", для писателя естественно возникает вопрос: можно ли создавать книги в таком же жанре, но на отечественном материале. М. Н. Загоскин был первым русским писателем, давшим на него положительный ответ романом

zlGkZvtBg4D6CIRYtrL2ATRTJ9agXAsw.jpg

Пушкин не спешил, "Капитанская дочка" вышла 7 лет спустя - в 1836 г., и, как это бывает с сочинениями, написанными не под влиянием момента, а с некоторой отстранённостью от моды, навсегда осталось в золотом фонде нашей литературы. Пушкин несомненно испытал влияние и Скотта, и Загоскина, но он не подражал им, а делал то. что вообще всегда делал - переосмысливал литературную традицию и украдкой смеялся над модой.

Петр Гринёв - типичный романный герой, который выходит из родительского гнезда в большой мир, чтобы столкнуться, стать участником и свидетелем событий невероятных, даже эпохальных. О делах монархов и генералов мы узнаём из сочинений историков. Литература противопоставляет официозу частный случай человека, которого не разглядеть в движении армий и народных толп. Она сосредотачивается на его мыслях, чувствах и том, как большое отражается в малом.

Простоватость Гринёва, его юношеская неопытность и наивность тоже типичны для романного героя, поэтому ему дано встретить на жизненном пути и реального Пугачёва, и придуманного Швабрина, а вот написать роман от имени любого из этих двоих было бы неблагодарным делом. Проблема не только в цензуре, которая не допустила бы выхода книги, в которой бунт показан глазами его зачинщика, а в том, что у обоих героев нет свежести восприятия происходящего, они слишком хорошо знают жизнь, чтобы удивляться ей. Савельич - старый крепостной, до желания осмыслить историю с позиции дряхлого раба в первой половине XIX века не дошла ни мировая литература, ни наш гений. Первым русским писателем, который выведет бывшего раба в круг главных героев и покажет мир с его позиции, будет А. П. Чехов ("Вишнёвый сад"), но произойдёт это почти семьдесят лет спустя, и не в романе, а в пьесе.

Показать пугачёвское восстание глазами Маши Мироновой было бы занятием неблагодарным. Как и положено девицам того времени, она в наименьшей степени была человеком самостоятельным, способным где-то бывать и что-то видеть, постоянно завися от решений и милостей других людей. Её поездка в Петербург ради аудиенции с императрицей - акт неслыханного отчаяния и смелости, именно он спас жизнь оклеветанному Петру, и в этой части романа Маша - основное действующее лицо, это её "сольная партия".

Какое отношение народа к Пугачеву передают исторические песни? Чего в их больше - почтения, жалости, соболезнования, осуждения? Какие литературные приемы подсобляют народным певцам сказать эти чувства, слушателям?

  • Ksenija Uljanenok
  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
  • 2019-10-31 00:17:48
  • 77
  • 1

Люд в исторических песнях относится к Емельяну Пугачёву как к родному батюшке, к требовательному и правосудному королю, с любовью. В песнях люд жалеет Пугачёва, сочувствует ему, сострадает его тяжёлой доле. Сопоставления, метафоры и эпитеты, употребляемые в песнях, подсобляют ощутить отношение народа к Пугачёву. Образцом могут служить такие строчки: Емельян, ты, наш родный батюшка! либо Красное солнышко закатилось.

Песни о Емельяне Пугачеве передают уважительное отно­шение народа к своему герою. Народ сочувствует Пугачеву, со­жалеет о его судьбе.

Так в песне “Пугачев в темнице” использован прием парал­лелизма:

-высоко восходит звездочка – в темнице (низко) сидит Емельян Пугачев;

-постоянный эпитет “добрый молодец” передает отноше­ние к герою;

-повторы (“кандалы… кандалики”, “тяжелые”) усиливают описание тягот, пережитых Пугачевым в темнице;

-обращения (“наш родной батюшка”) прямо характеризу­ют отношение народа – как к отцу. Люди назвали Пугаче­ва “народным заступником”, а себя после его казни – “си­ротами”.

Вывод: люди жалели о гибели Емельяна Пугачева, с уваже­нием, благодарностью вспоминали о нем.

Читайте также: