Как оценивает итоги перестройки президент ссср горбачев кратко

Обновлено: 02.07.2024

После смерти в 1985 г. Черненко к власти пришел Михаил Горбачев. К тому времени СССР уже находился на грани глубокого кризиса, как в экономике, так и в социальной сфере. Эффективность общественного производства неуклонно снижалась, тяжким бременем на экономике страны лежала гонка вооружений. Фактически в обновлении нуждались все сферы жизни общества. Сложное положение СССР явилось причиной перестройки, а так же, изменения внешней политики страны. Современные историки выделяют следующие этапы перестройки:

  • 1985 – 1986 гг.
  • 1987 – 1988 гг.
  • 1989 – 1991 гг.

В период начала перестройки с 1985 по 1986 гг. существенных изменений в организации управления страной не было. В регионах власть, по крайней мере, формально, принадлежала Советам, а на высшем уровне – Верховному Совету СССР. Но, в этот период уже слышались заявления о гласности и борьбе с бюрократией. Постепенно начался процесс переосмысления международных отношений. Значительно уменьшилась напряженность в отношениях СССР – США.

Однако наиболее бурным оказался третий период перестройки в СССР. В 1989 г. полностью выводятся из Афганистана советские войска. Фактически СССР перестает поддерживать социалистические режимы на территории других государств. Лагерь социалистических стран рушится. Важнейшим, знаковым, событием того периода является падение Берлинской стены и объединение Германии.

Партия постепенно утрачивает реальную власть и свое единство. Начинается ожесточенная борьба фракций. Критике подвергается не только сложившаяся в СССР ситуация, но и сами основы идеологии марксизма, а так же октябрьская революция 1917 г. Формируется множество оппозиционных партий и движений.

Материальное положение большинства граждан постепенно ухудшается. Так же, происходит обострение межнациональных отношений. Многие культурные и политические деятели начинают говорить о том, что перестройка изжила себя.

Последствия перестройки крайне неоднозначны и многоплановы. Безусловно, получение обществом социальных и политических свобод, гласность и реформирование планово-распределительной экономики являются положительными моментами. Однако, процессы, происходившие в период перестройки в СССР 1985 – 1991 гг., привели к распаду СССР и обострению тлевших долгое время межнациональных конфликтов. Ослаблению власти, как в центре, так и на местах, резкому снижению уровня жизни населения, подрыву научной базы и так деле. Несомненно, итоги перестройки и ее значение еще не раз будут переосмыслены будущими поколениями.


Период истории СССР с марта 1985 года и до декабря 1991 года называется перестройкой. Государство возглавлял Михаил Горбачёв. Он занимал должность генерального секретаря КПСС до 24 августа 1991 года, а с 15 марта 1990 года стал ещё и президентом СССР и находился на этом посту до 25 декабря 1991 года.

Внутренняя политика

Горбачёв стал руководителем СССР после смерти престарелого Константина Черненко.

Михаил Горбачев, 1985 г.

Рис. 1. Михаил Горбачев, 1985 г.

Ситуация в стране к этому времени была трудной, как во внутренней, так и во внешней политике. Из-за падения цен на нефть в начале 1980-х годов замедлился рост экономики, росла смертность населения и уровень пьянства.

20 апреля 1985 года Горбачёв объявил курс на ускорение социально-экономического развития. Целью он видел повышение благосостояния народа в короткие сроки. В 1986–1987 годах наблюдался рост экономики и были достигнуты пиковые за весь период существования СССР показатели ввода жилья. С другой стороны, итогом ускорения стало усиление дефицита, рост необеспеченной денежной массы, износ производственных мощностей.

За курсом на ускорение последовала противоречивая антиалкогольная кампания. Она привела к снижению смертности и росту продолжительности жизни с одной стороны, но уменьшились поступления в бюджет.

  • Введение гласности, то есть снятие цензуры.
  • Увольнение старых партийных работников.
  • Переименование ряда городов. Например, Андропов снова стал называться Рыбинском, а Брежнев — Набережными Челнами.
  • Начало реабилитации жертв политических репрессий.
  • Начало межнациональных конфликтов на Карабахе, в Южной Осетии, Приднестровье и Средней Азии.
  • Празднование 1000-летия крещения Руси и прекращение притеснения церкви.

В 1990 году начался парад суверенитетов. Первой о выходе из состава СССР заявила Литва в марте 1990 года. Далее последовали декларации о независимости не только ССР, но и АССР. Они также породили ряд региональных конфликтов, например, в Абхазии и Чечне.

Противостояние Горбачёва и Ельцина привело к провозглашению суверенитета России 12 июня 1990 года и к избранию Бориса Николаевича президентом РСФСР год спустя. После провала в августе 1991 года в Москве путча ГКЧП, Горбачёв фактически потерял власть, хотя формально он оставался президентом до 25 декабря 1991 года. Сам СССР был распущен фактом подписания 8 декабря 1991 года Беловежских соглашений.

Одним из трагических событий периода перестройки стали не только межнациональные конфликты, но и взрыв на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 года и землетрясение в Спитаке в декабре 1987 года.

Михаил Горбачев, 1991 г.

Рис. 2. Михаил Горбачев, 1991 г.

Внешняя политика

В 1985 году в мире шла Холодная война. СССР поддерживал ряд государств социалистической ориентации, где шли вооруженные конфликты с проамериканскими силами:

  • Никарагуа;
  • Ангола;
  • Мозамбик;
  • Камбоджа;
  • Афганистан;
  • Палестина.

В 1989 году Горбачёв посетил Ватикан, установил с ним дипломатические отношения и улучшил отношения с католической церковью. 1989 год запомнился Европе бархатными революциями во всех соцстранах, кроме Албании и Югославии. В том же году СССР вывел войска из Афганистана.

Кратко плюсы и минусы политики Горбачева можно представить в таблице.

  • Появление рыночных элементов в экономике.
  • Рост рождаемости и продолжительности жизни, снижение смертности в 1986–1988.
  • Повышение уровня свободы слова и свободы творчества в СССР.
  • Прекращение Холодной войны, требовавшей огромных военных расходов
  • Распад СССР.
  • Множество межнациональных конфликтов.
  • Спад экономики и очевидный её кризис в 1990–1991 годах.
  • Непропорциональные внешнеполитические уступки странам НАТО

Итогом горбачёвского внешнеполитического курса стало установление в 1990 году дипломатические отношения с ЮАР, Израилем и Южной Кореей. К концу 1990 года прекратилась поддержка просоветских режимов, что часто приводило к их смене, как в Никарагуа с Эфиопией, или к тяжёлому экономическому кризису, как на Кубе, в Ливии или в КНДР.

Горбачёв. Распад СССР

Рис. 3. Горбачёв. Распад СССР.

Что мы узнали?

Ровно 35 лет назад, 23 апреля 1985 года, состоялось историческое выступление генерального секретаря СССР Михаила Горбачева на пленуме Центрального комитета Компартии — именно на нем был провозглашен курс на перестройку. Само это слово также прозвучало в речи генсека, хоть и не в том значении, в каком мы его знаем сейчас. Горбачев говорил о необходимости ускорения социально-экономического развития страны и повышения благосостояния народа, заявлял, что он знает, что нужно делать дальше.

Едва ли Горбачев понимал тогда, чем закончится перестройка. Хотя и не признавал этого.

Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев во время посещения завода имени А.И. Лихачева.

Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев во время посещения завода имени А.И. Лихачева.. Фото: Владимир Мусаэльян / Эдуард Песов / ТАСС


Анатолий Лукьянов, последний председатель Верховного Совета СССР (март 1990 — сентябрь 1991), был одним из сподвижников Михаила Горбачева, затем стал его оппонентом:

Так называемая перестройка открыла путь к капитализму. Ею занималась не партия, а группа людей вокруг Горбачева. Главной фигурой в этой группе был Александр Яковлев — заведующий отделом пропаганды ЦК, секретарь ЦК, и член Политбюро. Без него Горбачев шагу не делал.

Именно в кругу Яковлева начали говорить, что нам нужен иной социализм. А на самом деле главная цель у них была уйти от социализма совсем. Это были мечты появившейся в СССР мелкой буржуазии и интеллигентиков.

Генеральный секретарь ЦК КПСС Юрий Владимирович Андропов на заседании ЦК КПСС, Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР.

Кроме меня, против всего этого были старые члены Политбюро, это накаляло в нем обстановку и вынуждало Горбачева постоянно маневрировать между двумя группами.

Это было сложное время. Экономика трещала по швам. Горбачева бросало из одной крайности в другую. Стремясь примирить непримиримое, он метался, принимал под воздействием то одной, то другой стороны противоречивые решения, все дальше отступая от программы КПСС. Под влиянием Яковлева в его речах появились слова о приверженности социалистическому выбору при общем движении к свободному рынку. На этом фоне в стране нарастали межнациональные конфликты, но он не знал, что с ними делать. Авторитет Горбачева у населения и в партии в то время начал стремительно падать. Мы вступили в период распада, который закончился крушением не только партии, но и СССР.

29-30 июля 1991 года в закрытом режиме провели встречу в Ново-Огареве Ельцин, Горбачев и Назарбаев. В ходе нее Горбачев согласился с одноканальной системой налогообложения (СССР лишался бюджета, предприятий и банков) и на подписание конфедеративного договора фактически без участия представителей Верховного Совета СССР. Это был развал. Развал вопреки тому, что было решено народом на референдуме 17 марта 1991 года, на котором, напомню, 76,4 процента советских граждан высказались за сохранение СССР, а Верховный Совет СССР вслед за этим принял закон об обязательной силе решения референдума.


Евгений Ясин, заведующий отделом государственной комиссии по экономической реформе при Совете министров СССР в 1989-1991 годах, в настоящее время — научный руководитель Высшей школы экономики:

Когда в 1985 году к власти пришел Горбачев, андроповский эксперимент еще продолжался, но уже было ясно, что необходимо проводить более серьезные преобразования. И в 1987 году меня вместе с Григорием Явлинским привлекли к подготовке материалов для июньского Пленума ЦК КПСС и июльской сессии Верховного Совета СССР, после которых Рыжков объявил о проведении в стране экономической реформы.

Дело в том, что до этого высокие цены на нефть держали на плаву громоздкую и неэффективную советскую экономику. Уже с шестидесятых годов она стала пробуксовывать, начались застойные явления. Думающие люди понимали, что надо что-то делать. Незадолго до отставки Хрущева в обществе бурно обсуждались предложения харьковского экономиста Евсея Либермана по совершенствованию экономической системы. Косыгинская реформа была свернута после ввода войск в Чехословакию в 1968 году, когда советское руководство испугалось, что экономическая либерализация неизбежно повлечет за собой и политическую. Наши вожди всерьез верили в угрозу повторения Пражской весны в СССР.

Перестройка сыграла очень важную роль в истории нашей страны. Причем нельзя сказать, что она определила ее будущее. Но перестройка создала обстановку перемен, подготовила к ним общественное сознание. К сожалению, она так не привела к подлинной демократической революции, как многими ожидалось.

Тем не менее я считаю, что наибольших успехов Горбачев достиг не в экономике (он никогда не считал себя большим ее знатоком), а именно в политической сфере. Гласность, проведение свободных выборов, восстановление многопартийности — все это его заслуга


Николай Рыжков, председатель Совета министров СССР (1985-1991), с 2003 года — член Совета Федерации:

Меня в группу для разработки реформ включил Юрий Владимирович Андропов. Наша команда (Горбачев, Долгих и Рыжков) использовала те документы и идеи, которые накопились. Вот так в апреле 1985 года Михаил Сергеевич Горбачев выложил на стол для выступлений программу действий, над которой мы трудились три года.

После того как он умер, и я эти пять лет прожил и ушел в отставку, появилось время подумать, и я все больше приходил к выводу, что Андропов проводил бы в стране мягкие реформы, а не как Горбачев с Яковлевым.

Андропов был знаком с основами китайского варианта реформ. Если бы он дольше прожил, у нас по сути получился бы Китай


Ю. Афанасьев разговаривает со своими сторонниками в кулуарах II Съезда народных депутатов. На съезде сформировалась парламентская оппозиция, одним из лидеров которой стал ректор Московского историко-архивного института, народный депутат ССС Юрий Афанасьев.

Но здесь надо признать, хотя мы ясно заявили о своей оппозиционности по отношению к КПСС, на самом деле никакой оппозицией мы так никогда и не стали. Мы не были ни организованной фракцией съезда, готовой создать свою партию, ни теневым кабинетом, готовым прийти на смену существующему правительству. Наша заявленная оппозиционность была скорее пустопорожней декларацией, красивым намерением, искренним настроением, нежели фактической политической оппозицией.

Первая причина. Суть и сложность понимания проблемы — в том, что в Советском Союзе в тот промежуток времени не было ни политики, ни политической жизни, ни даже способности политически мыслить хотя бы в какой-то организованной части социума. Не было тогда и права — как устойчивого постоянного института и как устоявшейся общественной ценности. Более того, не было в то время в этих же смыслах ни общественной нравственности, ни морали. Поэтому разговор о перестройке, как и обо всем вообще происходившем в тогдашней реальности, в категориях и понятиях политики и политического, в категориях права, нравственности заведомо не имеет смысла.

Мы пребывали тогда в стране и обществе с дополитической еще, с догосударственной даже культурой. Строго говоря, Россия (СССР) тех времен в плане общего культурогенеза представляла собой не то чтобы докапиталистический, но не вполне даже и дофеодальный тип культуры. Это было нечто вроде патримониально-вотчинного периода, нечто вроде начала перехода от родоплеменного к ранне- или скорее псевдогосударственному состоянию. В плане общекультурного развития в России (СССР) времен перестройки продолжалась, образно говоря, эпоха Андрея Боголюбского, то есть отечественный ХII век.

А содержательное определение второй причины таково:

Вся современная Россия во всей своей феноменологической целостности и социокультурной системности, вместе со всей нашей историей, включая и протоисторию, есть ложь, миф, фальсификация, призрак, фантом

Нет ни одного существенного факта, события, явления, процесса в прошлом России и в ее настоящем, которые не были бы фальсифицированы или не представляли бы собой миф.


Алексей Пригарин, член ЦК КПСС с 1990 года, с марта 1991 года и до запрета компартии возглавлял Центр политического анализа и прогнозирования при ЦК КП РСФСР:

Судите сами. Он охватил прежде всего систему государственного управления: замедление научно-технического прогресса, накопление диспропорций в экономике, расширение масштабов коррупции, нарушение принципа распределения по труду.

Во-вторых, кризис поразил официальную идеологию (консервация ее на уровне 30-х годов, неспособность отвечать на новые явления в обществе); в-третьих, политическую сферу (рост недовольства у интеллигенции, отчуждение от компартии рабочего класса); в-четвертых, межнациональные отношения (рост национализма во всех республиках СССР, прямые столкновения на этой почве как между отдельными республиками, так и внутри них). И, наконец, общественную мораль: распространение лицемерия и цинизма, негласное признание большинством народа приоритета буржуазных нравственных ценностей. Назрела необходимость кардинальных изменений в общественных отношениях. Было необходимо перейти на новую ступень социализма, которая сочетала бы эффективно действующую общественную собственность, социальную справедливость и политическую демократию.


Вначале надо бы сказать, что это такое — перестройка. Разговоров было очень много, но по существу смысл того, что тогда произошло, был исключительно в одном: на высшем уровне было принято решение, что люди могут говорить публично то, что они думают, и их за это не только не уничтожат и не посадят, но даже не уволят с работы. Этого никто не ожидал, ничего подобного не было с октября 1917 года. Появилась свобода слова, и ушел страх. Все. Остальные процессы развивались как следствие.

Поскольку вся политическая система была построена на лжи, элемент правды оказал на эту систему сокрушительное влияние, и она развалилась

Роль Горбачева заключалась в том, что он дал сотням миллионов людей реальную свободу. Возможно, кто-то скажет, что он дал ее слишком быстро… Но все так произошло не потому, что он так задумал: процессы, вызванные к жизни появлением свободы, оказались такими мощными, что тоталитарная коммунистическая система их переварить была не в состоянии. Получив свободу, ею пользуются по-разному. Например, народ Финляндии, получив свободу от России в 1917 году, создал современное высокоразвитое европейское государство, то же сделали все восточноевропейские народы после 1990 года, а уж как полученной от Горбачева свободой распорядились у нас — это ответственность постсоветского правящего класса. Что касается опросов, то они, кстати говоря, сейчас в России ничего, кроме эффективности влияния телепропаганды на людей, не отражают. Изменится вектор пропаганды — изменятся результаты опросов. Это следствие монополии государства на все политически влиятельные СМИ.

Например, предлагалось не устраивать гиперинфляцию и уничтожение сбережений, как это сделал Гайдар, а ликвидировать денежный навес путем предоставления людям возможности покупать мелкие и средние производственные активы за счет личных денег, накопленных за годы советской власти.

Если при всем при этом Россия сохранится как единая страна, то настоящие, глубокие реформы еще впереди.

Перестройка в СССР (1985-1991) предпосылки, причины, основные события, последствия

Перестройка в СССР изменила многие судьбы россиян. Кто-то говорит о событиях этого времени, как о неизбежных. Кто-то считает, что ничего перестраивать не нужно было.

Перестроечные события происходили под руководством М. С. Горбачёва, ставшего Генеральным секретарём ЦК КПСС в 1985 году.

Перестройка в СССР 1985-1991 гг.

Перестройка в СССР (1985-1991) предпосылки, причины, основные события, последствия

Михаил Сергеевич Горбачёв (род. 1931) — последний Генеральный секретарь ЦК КПСС (1985—1991). Последний Председатель Президиума Верховного Совета СССР (1988—1989), затем первый председатель Верховного Совета СССР (1989—1990). Первый и единственный президент СССР (1990—1991).

Период истории, названный перестроечным, характеризовался крупными преобразованиями, изменившими советское общество и приведшими к распаду СССР.

Предпосылки и причины

Перестройка в СССР (1985-1991) предпосылки, причины, основные события, последствия

Предпосылками перестройки явились:

Основной причиной перестройки стало кризисное состояние экономического развития страны, к которому привели множество других факторов. Один из них геронтократия, концентрация власти в руках лидеров преклонного возраста.

Цель перестройки Горбачёва

Целями провозглашения перехода к новой политике были:

  • оздоровление экономики страны,
  • омоложение состава высших органов власти,
  • урегулирование внешней политики.

Перестройка в СССР (1985-1991) предпосылки, причины, основные события, последствия

При этом команда организаторов перестройки не стремилась повернуть страну на капиталистический путь, они добивались совершенствования социализма.

События, происходившие в годы перестройки, представлены в хронологической таблице.

Даты

Перестройка началась с ускорения. Проведение антиалкогольной компании привело к потере финансов. На предприятиях внедрялся хозрасчёт, им предоставлялась возможность решать вопросы самостоятельно. Предпринимались попытки при помощи реформ перестроить управление народным хозяйством. Введённая госприёмка не привела к улучшению качества продукции.

В стране была провозглашена гласность, способствующая критике власти. Печатались труды диссидентов, появилось множество телепередач, критикующих власть и социалистический строй.

Трагедия на Чернобыльской ГЭС в апреле 1986 года привела к ухудшению не только экологической обстановки, но экономической и социальной политики.

Принятые в сфере экономики законы развивали частную инициативу и различного рода предпринимательство.

Внедрение политических реформ вызвало раскол общества, способствовало возникновению напряжённости и неуправляемости процессов, привело к обострению политической обстановки и самоустранению властных структур.

Разрастались межнациональные конфликты. Приоритетом для республиканских властей были местные законы, а не всесоюзные.

С отменой Конституции 1977 г. и учреждением президентского поста начало нарастать политическое противостояние, закончилась монополия со стороны КПСС на властные структуры.

Уделялось большое внимание переходу предприятий на рыночную экономику.

Путч в августе 1991 года закончился полным распадом государства.

Реформы и законы перестройки СССР

К политическим перестроечным реформам относятся:

Перестройка в СССР (1985-1991) предпосылки, причины, основные события, последствия

Известными экономистами Абалкиным, Заславской и Аганбегяном был разработан проект по реализации экономических реформ, требующий новых законов.

Предполагался выход из экономического кризиса в России через принятие:

  • закона о хозяйственной деятельности на государственных предприятиях, предусматривающего наделение их правами, но министерства не давали самостоятельно хозяйствовать,
  • законов о частной деятельности, дававших возможность появления свободных предпринимателей, но частный сектор и кооперативы были обложены большими налогами,
  • постановления, отражающие резкий переход предприятий на рыночную экономику.

Группой учёных, во главе с академиком Шаталиным и заместителем Председателя Совета Министров Явлинским, был разработан проект, позволяющий перейти на рыночную экономику в течение 500 дней. Основное содержание проекта включало:

  • возможность приватизировать государственные промышленные и торговые предприятия,
  • запуск процессов инфляции и появление безработицы,
  • бесконтрольный рост цен.

План не был одобрен Горбачёвым.

Итоги перестройки достижения и ошибки

Перестройка в СССР (1985-1991) предпосылки, причины, основные события, последствия

Если говорить кратко о причинах неудачи перестройки, то нужно отметить следующие факты:

Перестройка в СССР (1985-1991) предпосылки, причины, основные события, последствия

Говоря об историческом значении перестройки, её плюсах и минусах, нужно отметить её отрицательные итоги, характеризующиеся:

  • распадом СССР,
  • межнациональными конфликтами,
  • экономическим кризисом,
  • падением жизненного уровня населения,
  • ростом социальной напряжённости,
  • ослаблением международных позиций страны,
  • снижением обороноспособности.

К положительным итогам можно отнести:

Намерения команды Горбачёва о выведении страны на новый уровень из-за грубых просчётов привели к распаду страны и изменению судеб миллионов граждан России.

Ровно 35 лет назад, 23 апреля 1985 года, состоялось историческое выступление генерального секретаря СССР Михаила Горбачева на пленуме Центрального комитета Компартии — именно на нем был провозглашен курс на перестройку. Само это слово также прозвучало в речи генсека, хоть и не в том значении, в каком мы его знаем сейчас. Горбачев говорил о необходимости ускорения социально-экономического развития страны и повышения благосостояния народа, заявлял, что он знает, что нужно делать дальше.

Едва ли Горбачев понимал тогда, чем закончится перестройка. Хотя и не признавал этого.

Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев во время посещения завода имени А.И. Лихачева.

Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев во время посещения завода имени А.И. Лихачева.. Фото: Владимир Мусаэльян / Эдуард Песов / ТАСС


Анатолий Лукьянов, последний председатель Верховного Совета СССР (март 1990 — сентябрь 1991), был одним из сподвижников Михаила Горбачева, затем стал его оппонентом:

Так называемая перестройка открыла путь к капитализму. Ею занималась не партия, а группа людей вокруг Горбачева. Главной фигурой в этой группе был Александр Яковлев — заведующий отделом пропаганды ЦК, секретарь ЦК, и член Политбюро. Без него Горбачев шагу не делал.

Именно в кругу Яковлева начали говорить, что нам нужен иной социализм. А на самом деле главная цель у них была уйти от социализма совсем. Это были мечты появившейся в СССР мелкой буржуазии и интеллигентиков.

Генеральный секретарь ЦК КПСС Юрий Владимирович Андропов на заседании ЦК КПСС, Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР.

Кроме меня, против всего этого были старые члены Политбюро, это накаляло в нем обстановку и вынуждало Горбачева постоянно маневрировать между двумя группами.

Это было сложное время. Экономика трещала по швам. Горбачева бросало из одной крайности в другую. Стремясь примирить непримиримое, он метался, принимал под воздействием то одной, то другой стороны противоречивые решения, все дальше отступая от программы КПСС. Под влиянием Яковлева в его речах появились слова о приверженности социалистическому выбору при общем движении к свободному рынку. На этом фоне в стране нарастали межнациональные конфликты, но он не знал, что с ними делать. Авторитет Горбачева у населения и в партии в то время начал стремительно падать. Мы вступили в период распада, который закончился крушением не только партии, но и СССР.

29-30 июля 1991 года в закрытом режиме провели встречу в Ново-Огареве Ельцин, Горбачев и Назарбаев. В ходе нее Горбачев согласился с одноканальной системой налогообложения (СССР лишался бюджета, предприятий и банков) и на подписание конфедеративного договора фактически без участия представителей Верховного Совета СССР. Это был развал. Развал вопреки тому, что было решено народом на референдуме 17 марта 1991 года, на котором, напомню, 76,4 процента советских граждан высказались за сохранение СССР, а Верховный Совет СССР вслед за этим принял закон об обязательной силе решения референдума.


Евгений Ясин, заведующий отделом государственной комиссии по экономической реформе при Совете министров СССР в 1989-1991 годах, в настоящее время — научный руководитель Высшей школы экономики:

Когда в 1985 году к власти пришел Горбачев, андроповский эксперимент еще продолжался, но уже было ясно, что необходимо проводить более серьезные преобразования. И в 1987 году меня вместе с Григорием Явлинским привлекли к подготовке материалов для июньского Пленума ЦК КПСС и июльской сессии Верховного Совета СССР, после которых Рыжков объявил о проведении в стране экономической реформы.

Дело в том, что до этого высокие цены на нефть держали на плаву громоздкую и неэффективную советскую экономику. Уже с шестидесятых годов она стала пробуксовывать, начались застойные явления. Думающие люди понимали, что надо что-то делать. Незадолго до отставки Хрущева в обществе бурно обсуждались предложения харьковского экономиста Евсея Либермана по совершенствованию экономической системы. Косыгинская реформа была свернута после ввода войск в Чехословакию в 1968 году, когда советское руководство испугалось, что экономическая либерализация неизбежно повлечет за собой и политическую. Наши вожди всерьез верили в угрозу повторения Пражской весны в СССР.

Перестройка сыграла очень важную роль в истории нашей страны. Причем нельзя сказать, что она определила ее будущее. Но перестройка создала обстановку перемен, подготовила к ним общественное сознание. К сожалению, она так не привела к подлинной демократической революции, как многими ожидалось.

Тем не менее я считаю, что наибольших успехов Горбачев достиг не в экономике (он никогда не считал себя большим ее знатоком), а именно в политической сфере. Гласность, проведение свободных выборов, восстановление многопартийности — все это его заслуга


Николай Рыжков, председатель Совета министров СССР (1985-1991), с 2003 года — член Совета Федерации:

Меня в группу для разработки реформ включил Юрий Владимирович Андропов. Наша команда (Горбачев, Долгих и Рыжков) использовала те документы и идеи, которые накопились. Вот так в апреле 1985 года Михаил Сергеевич Горбачев выложил на стол для выступлений программу действий, над которой мы трудились три года.

После того как он умер, и я эти пять лет прожил и ушел в отставку, появилось время подумать, и я все больше приходил к выводу, что Андропов проводил бы в стране мягкие реформы, а не как Горбачев с Яковлевым.

Андропов был знаком с основами китайского варианта реформ. Если бы он дольше прожил, у нас по сути получился бы Китай


Ю. Афанасьев разговаривает со своими сторонниками в кулуарах II Съезда народных депутатов. На съезде сформировалась парламентская оппозиция, одним из лидеров которой стал ректор Московского историко-архивного института, народный депутат ССС Юрий Афанасьев.

Но здесь надо признать, хотя мы ясно заявили о своей оппозиционности по отношению к КПСС, на самом деле никакой оппозицией мы так никогда и не стали. Мы не были ни организованной фракцией съезда, готовой создать свою партию, ни теневым кабинетом, готовым прийти на смену существующему правительству. Наша заявленная оппозиционность была скорее пустопорожней декларацией, красивым намерением, искренним настроением, нежели фактической политической оппозицией.

Первая причина. Суть и сложность понимания проблемы — в том, что в Советском Союзе в тот промежуток времени не было ни политики, ни политической жизни, ни даже способности политически мыслить хотя бы в какой-то организованной части социума. Не было тогда и права — как устойчивого постоянного института и как устоявшейся общественной ценности. Более того, не было в то время в этих же смыслах ни общественной нравственности, ни морали. Поэтому разговор о перестройке, как и обо всем вообще происходившем в тогдашней реальности, в категориях и понятиях политики и политического, в категориях права, нравственности заведомо не имеет смысла.

Мы пребывали тогда в стране и обществе с дополитической еще, с догосударственной даже культурой. Строго говоря, Россия (СССР) тех времен в плане общего культурогенеза представляла собой не то чтобы докапиталистический, но не вполне даже и дофеодальный тип культуры. Это было нечто вроде патримониально-вотчинного периода, нечто вроде начала перехода от родоплеменного к ранне- или скорее псевдогосударственному состоянию. В плане общекультурного развития в России (СССР) времен перестройки продолжалась, образно говоря, эпоха Андрея Боголюбского, то есть отечественный ХII век.

А содержательное определение второй причины таково:

Вся современная Россия во всей своей феноменологической целостности и социокультурной системности, вместе со всей нашей историей, включая и протоисторию, есть ложь, миф, фальсификация, призрак, фантом

Нет ни одного существенного факта, события, явления, процесса в прошлом России и в ее настоящем, которые не были бы фальсифицированы или не представляли бы собой миф.


Алексей Пригарин, член ЦК КПСС с 1990 года, с марта 1991 года и до запрета компартии возглавлял Центр политического анализа и прогнозирования при ЦК КП РСФСР:

Судите сами. Он охватил прежде всего систему государственного управления: замедление научно-технического прогресса, накопление диспропорций в экономике, расширение масштабов коррупции, нарушение принципа распределения по труду.

Во-вторых, кризис поразил официальную идеологию (консервация ее на уровне 30-х годов, неспособность отвечать на новые явления в обществе); в-третьих, политическую сферу (рост недовольства у интеллигенции, отчуждение от компартии рабочего класса); в-четвертых, межнациональные отношения (рост национализма во всех республиках СССР, прямые столкновения на этой почве как между отдельными республиками, так и внутри них). И, наконец, общественную мораль: распространение лицемерия и цинизма, негласное признание большинством народа приоритета буржуазных нравственных ценностей. Назрела необходимость кардинальных изменений в общественных отношениях. Было необходимо перейти на новую ступень социализма, которая сочетала бы эффективно действующую общественную собственность, социальную справедливость и политическую демократию.


Вначале надо бы сказать, что это такое — перестройка. Разговоров было очень много, но по существу смысл того, что тогда произошло, был исключительно в одном: на высшем уровне было принято решение, что люди могут говорить публично то, что они думают, и их за это не только не уничтожат и не посадят, но даже не уволят с работы. Этого никто не ожидал, ничего подобного не было с октября 1917 года. Появилась свобода слова, и ушел страх. Все. Остальные процессы развивались как следствие.

Поскольку вся политическая система была построена на лжи, элемент правды оказал на эту систему сокрушительное влияние, и она развалилась

Роль Горбачева заключалась в том, что он дал сотням миллионов людей реальную свободу. Возможно, кто-то скажет, что он дал ее слишком быстро… Но все так произошло не потому, что он так задумал: процессы, вызванные к жизни появлением свободы, оказались такими мощными, что тоталитарная коммунистическая система их переварить была не в состоянии. Получив свободу, ею пользуются по-разному. Например, народ Финляндии, получив свободу от России в 1917 году, создал современное высокоразвитое европейское государство, то же сделали все восточноевропейские народы после 1990 года, а уж как полученной от Горбачева свободой распорядились у нас — это ответственность постсоветского правящего класса. Что касается опросов, то они, кстати говоря, сейчас в России ничего, кроме эффективности влияния телепропаганды на людей, не отражают. Изменится вектор пропаганды — изменятся результаты опросов. Это следствие монополии государства на все политически влиятельные СМИ.

Например, предлагалось не устраивать гиперинфляцию и уничтожение сбережений, как это сделал Гайдар, а ликвидировать денежный навес путем предоставления людям возможности покупать мелкие и средние производственные активы за счет личных денег, накопленных за годы советской власти.

Если при всем при этом Россия сохранится как единая страна, то настоящие, глубокие реформы еще впереди.

Читайте также: