Какое оборудование должно быть в школе для детей с овз

Обновлено: 07.07.2024

Она направлена на развитие инклюзивного образования, основная идея которого заключается в исключении любой дискриминации учеников и создании специальных условий для детей, имеющих особые образовательные потребности. Все дети, независимо от степени их совершенства и отличительных особенностей, достойны уважения и могут учиться.

В связи с тем, что социализация и образование детей с ограниченными возможностями здоровья является одним из важнейших факторов государственной политики в сфере охраны здоровья и образования, особое внимание сосредоточено на создании условий для полноценного включения этой категории детей в образовательное пространство.

Работа по созданию комфортных условий обучения детей-инвалидов проводится для того, чтобы дети могли посещать обычные школы, а не специализированные коррекционные образовательные учреждения.

Паспорт доступности 2021 Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575797 Директор/Заведующий Леонова Ольга Юрьевна Дата подписания документа 04.03.2021 14:12:06 (скачать) (посмотреть)

Специально оборудованные учебные кабинеты

В учебных классах ребенку-инвалиду необходимо дополнительное пространство для свободного перемещения. Минимальный размер зоны ученического места для ребенка на коляске (с учетом разворота инвалидной коляски) - 1,5 х 1,5 м.

Детям-инвалидам с нарушениями опорно-двигательного аппарата около парты следует предусмотреть дополнительное пространство для хранения инвалидной коляски (если ребенок пересаживается с нее на стул), костылей, тростей и т.д. Ширина прохода между рядами столов в классе должна быть не менее 90 см. Такая же ширина должна быть у входной двери без порога. Также желательно оставить свободным проход около доски, чтобы ребенок на коляске или на костылях смог спокойно перемещаться там. Если занятия проходят в классе, где доска или какое-либо оборудование находится на возвышении, это возвышение необходимо оборудовать съездом.

Детям-инвалидам по зрению нужно оборудовать одноместные ученические места, выделенные из общей площади помещения рельефной фактурой или ковровым покрытием поверхности пола. Необходимо уделить внимание освещению рабочего стола, за которым сидит ребенок с плохим зрением и помнить, что написанное на доске нужно озвучивать для того, чтобы он смог получить информацию. Парта ребенка со слабым зрением должна находиться в первых рядах от учительского стола и рядом с окном. Когда используется лекционная форма занятий, учащемуся с плохим зрением или незрячему следует разрешить пользоваться диктофоном - это его способ конспектировать. Пособия, которые используются на разных уроках, должны быть не только наглядными, но и рельефными, чтобы незрячий ученик смог их потрогать.

Детям-инвалидам по слуху необходимо оборудовать ученические места электроакустическими приборами и индивидуальными наушниками. Для того чтобы слабослышащие дети лучше ориентировались, в классе следует установить сигнальные лампочки, оповещающие о начале и конце уроков.

Реестр доступности Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575797 Директор/Заведующий Леонова Ольга Юрьевна Дата подписания документа 04.03.2021 14:12:08 (скачать)

Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Сенсорная комната – это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые призваны воздействовать на различные человеческие органы.

Мозг активизируется через стимуляцию базовых чувств — зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярных и других рецепторов, и развивается саморегулирование процессов возбуждения и торможения.

Мягкая среда обеспечивает уют, комфорт и безопасность. Главной целью её использования является создание условий для релаксации и спокойного состояния.

Зрительная и звуковая среда - спокойная музыка и медленно меняющиеся расплывчатые световые эффекты действуют на человека успокаивающе и расслабляюще. Яркие и светооптические эффекты привлекают и поддерживают внимание, используются для зрительной и слуховой стимуляции, стимуляции двигательной активности и исследовательского интереса.

Тактильная среда позволяет освоить новые ощущения и развить тактильную чувствительность, учит различать различные свойства предметов и улучшает зрительно-моторную координацию.

Воздушная среда (среда запахов) - в основе ароматерапии лежит принцип воздействия на организм человека натуральных эфирных масел, которые применялись для лечения и профилактики заболеваний с древнейших времён. Практически все натуральные эфирные масла обладают ярко выраженными бактерицидными, антисептическими, антивирусными и противовоспалительными свойствами, положительно действуют на нервную систему, психоэмоциональное состояние, стимулируют процессы саморегуляции и иммунитета, улучшают работу всех систем организма.

Спокойная цветовая гамма обстановки, мягкий свет, приятные ароматы, тихая нежная музыка - всё это создаёт ощущение покоя, умиротворённости. Созданные условия не только дают приятные ощущения, но и применяются для терапии.

Пребывание в сенсорной комнате способствует:

- улучшению эмоционального состояния;

- снижению беспокойства и агрессивности;

- снятию нервного возбуждения и тревожности;

- активизации мозговой деятельности;

- ускорению восстановительных процессов после заболеваний.

Сенсорные комнаты используются в работе как со взрослыми, так и с детьми. То есть могут приходить взрослые, заботящиеся о своём психоэмоциональном состоянии, родители с детьми любого возраста, будущие мамы, и все, кому необходим отдых. Она благотворно воздействует на человека.

В такой комнате специалисты проводят направленные занятия, способствующие гармонизации личности, оптимизации функционального состояния, оздоровления. Она может быть использована и просто для отдыха и релаксации после рабочего дня.

Доказано, что развитие психических функций ребенка, эмоциональной и интеллектуальной сферы напрямую зависит от сенсорного развития ребенка, то есть от развития восприятия. Мы воспринимаем окружающий мир и события, происходящие внутри нас при помощи органов чувств (глаз, ушей, кожных покровов, вкусовых рецепторов). Каждый из них реагирует на влияние окружающей среды и передает соответствующую информацию в центральную нервную систему (ЦНС). Сенсорный поток, поставляя информацию в ЦНС, является основным фактором, обеспечивающим созревание мозга ребенка, и предопределяет развитие его поведения и психики. Темная сенсорная комната, оснащенная стимуляторами различного типа, позволяет получить дополнительную стимуляцию органов чувств.

Сенсорная комната является мощным инструментом для сенсорного развития, развития познавательной сферы, расширения мировоззрения ребенка. Главное назначение сенсорной комнаты – восполнить всю полноту восприятия, что, в свою очередь, определяет развитие высших психических функций ребенка (памяти, мышления, внимания, речи) и гармоничное развитие личности ребенка и его эмоциональной сферы.

Показаниями к занятиям в темной сенсорной комнате являются различные психоневрологические проблемы:

- задержки психомоторного и речевого развития;

- резидуально-органические поражения ЦНС с явлениями заикания, энуреза, энкопреза, тиков и т.п.;

- аутизм (легкие формы);

- даптационные расстройства (при поступлении в детский сад, школу, смене места жительства и т.п.);

- школьные проблемы (неуспеваемость, отсутствие познавательного интереса, учебной мотивации);

- явления нарушенного поведения (агрессивность, СДВГ (синдром гиперактивности и дефицита внимания, неусидчивость, импульсивность);

- нарушения эмоциональной сферы (страхи, замкнутость, застенчивость);

- различные психологические проблемы: состояние психоэмоционального напряжения, стрессы, депрессивные состояния.

Противопоказаниями к занятиям в сенсорной комнате являются инфекционные заболевания. Ограничивает использование интерактивного оборудования сенсорной комнаты эпилептический синдром или готовность к эпилепсии, умеренная и тяжелая умственная отсталость, психоневрологические заболевание, лечение которых проходит с помощью психотропных препаратов, синдром гиперактивности.

При наличии вышеизложенных явлений, занятия проходят в рамках специально разработанной психологом программы, учитывающей потребности и особенности ребенка. Состав группы (подгруппы) также регулируется в зависимости от заболевания, особенностей ребенка. Предусмотрена возможность индивидуального подхода во время занятий (занятия с одним ребенком).

Занятия в сенсорной комнате показаны для всех возрастных категорий детей и подростков. Содержание развивающих занятий зависит от актуальных психических и психологических потребностей ребенка, подростка, обусловленных возрастным периодом.

Форма проведения занятий

Занятия в сенсорной комнате проводятся по следующим направлениям:

- Развивающие занятия, направленные на развитие эмоциональной сферы и высших психических функций (мышления, памяти, внимания, восприятия, воображения), а также на достижение психоэмоциональной разгрузки, восстановлению/поддержанию психологического здоровья.

- Психотерапия широкого спектра психологических проблем.

- Психокоррекция нарушенного поведения, эмоциональной сферы.

- Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

- Агрессивное поведение, вспыльчивость.

- Замкнутость, неуверенность в себе, пассивность, страхи.

Занятия проводятся в подгруппах (2-3 человека), индивидуальной форме.

Продолжительность занятий составляет 30 минут (развивающие занятия), 50-60 минут (психотерапия, психокоррекция). Количество занятий определяется индивидуально и зависит от динамики изменений и развития.

Реестр доступности Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575797 Директор/Заведующий Леонова Ольга Юрьевна Дата подписания документа 04.03.2021 14:12:08 (скачать)

Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В читальном зале школьной библиотеки часть кафедры выдачи книг необходимо понизить до уровня не выше 70 см. Несколько столов также нужно сделать на такой высоте.

Книги, находящиеся в открытом доступе, и картотеку рекомендуется располагать в пределах зоны досягаемости (вытянутой руки) человека на коляске, т.е. не выше 1,2 м при ширине прохода у стеллажей или у картотеки не менее 1,1 м.

Реестр доступности Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575797 Директор/Заведующий Леонова Ольга Юрьевна Дата подписания документа 04.03.2021 14:12:08 (скачать)

Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Раздевалку, душевую и туалет при спортивном зале для детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата также необходимо оборудовать широкими проходами и дверными проемами, ширина которых должна быть не менее 90 см. Инвалидная коляска должна входить в душевую кабину целиком.

Реестр доступности Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575797 Директор/Заведующий Леонова Ольга Юрьевна Дата подписания документа 04.03.2021 14:12:08 (скачать)

Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Реестр доступности Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575797 Директор/Заведующий Леонова Ольга Юрьевна Дата подписания документа 04.03.2021 14:12:09 (скачать)

Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации

Для детей-инвалидов по зрению крайние ступени лестницы при входе в школу необходимо покрасить в контрастные цвета. Лестницы в обязательном порядке должны быть оборудованы перилами. Дверь тоже необходимо сделать яркой контрастной окраски. На стеклянных дверях яркой краской должны быть помечены открывающиеся части.

Внутреннее пространство школы

Коридоры по всему периметру школы необходимо оснастить поручнями. Ширина дверных проемов должна быть не менее 80 - 85 см, иначе человек на инвалидной коляске через нее не пройдет. Для того чтобы человек на коляске смог подняться на верхние этажи, в школьном здании должен быть предусмотрен хотя бы один лифт (возможно, понадобится ограничить доступ в него остальных учащихся), а также подъемники на лестницах. Если в школе есть телефон-автомат, его надо повесить на более низкую высоту, чтобы ребенок, на инвалидной коляске смог им воспользоваться.

Для детей-инвалидов по зрению необходимо предусмотреть разнообразное рельефное покрытие полов: при смене направления меняется и рельеф пола. Это может быть и напольная плитка и просто ковровые дорожки. Крайние ступени внутри школы, как и при входе, нужно покрасть в яркие контрастные цвета и оборудовать перилами. Названия классных кабинетов должны быть написаны на табличках крупным шрифтом контрастных цветов. Необходимо дублировать названия шрифтом Брайля.

Детям-инвалидам нужно выделить зону в стороне от проходов и оборудовать ее поручнями, скамьями, полками и крючками для сумок и одежды и т.д. Также можно для этих целей выделить отдельную небольшую комнату.

Перечень Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575797 Директор/Заведующий Леонова Ольга Юрьевна Дата подписания документа 04.03.2021 14:12:06 (скачать) (посмотреть)

Реестр доступности Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575797 Директор/Заведующий Леонова Ольга Юрьевна Дата подписания документа 04.03.2021 14:12:09 (скачать)

Специальные условия питания

В столовой следует предусмотреть непроходную зону для учащихся-инвалидов. Ширину прохода между столами для свободного передвижения на инвалидной коляске рекомендуется увеличить до 1,1 м. Желательно, чтобы эти столы находились в непосредственной близости от буфетной стойки в столовой. В то же время нежелательно детей-инвалидов сажать в столовой отдельно от остальных одноклассников.

Перечень Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575797 Директор/Заведующий Леонова Ольга Юрьевна Дата подписания документа 04.03.2021 14:12:06 (скачать) (посмотреть)

Реестр доступности Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575797 Директор/Заведующий Леонова Ольга Юрьевна Дата подписания документа 04.03.2021 14:12:09 (скачать)

Специальные условия охраны здоровья

Перечень Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575797 Директор/Заведующий Леонова Ольга Юрьевна Дата подписания документа 04.03.2021 14:12:07 (скачать) (посмотреть)

Реестр доступности Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575797 Директор/Заведующий Леонова Ольга Юрьевна Дата подписания документа 04.03.2021 14:12:10 (скачать)

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Реестр доступности Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575797 Директор/Заведующий Леонова Ольга Юрьевна Дата подписания документа 04.03.2021 14:12:10 (скачать)

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Реестр доступности Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575797 Директор/Заведующий Леонова Ольга Юрьевна Дата подписания документа 04.03.2021 14:12:11 (скачать)

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

Реестр доступности Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575797 Директор/Заведующий Леонова Ольга Юрьевна Дата подписания документа 04.03.2021 14:12:11 (скачать)

Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат

Реестр доступности Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575797 Директор/Заведующий Леонова Ольга Юрьевна Дата подписания документа 04.03.2021 14:12:11 (скачать)

Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Реестр доступности Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575797 Директор/Заведующий Леонова Ольга Юрьевна Дата подписания документа 04.03.2021 14:12:11 (скачать)

Составляющие инклюзивной среды

Необходимо отталкиваться от составляющих инклюзивной среды. Внимание к ним педагога также важно, как и внимание тьютора.

Объектная среда (освещение, мебель, организация пространства).

Субъектная среда (специалисты, детский коллектив).

Информационная среда (методические материалы, пособия, адаптированная программа, индивидуальный учебный план).

Нормативная среда (Закон об образовании и др.).

Элементы объектной среды

Навигация по школе: разметка, указатели (карточки-пиктограммы — на стенах и индивидуальные), таблички-тексты. Экскурсия по новой школе нужна каждому ребенку. Ребенок с ОВЗ часто не понимает стандартные схемы, у него могут возникнуть сложности с запоминанием объектов, c перемещением по зданию. Задача тьютора понять, как ребенок воспринимает и запоминает информацию, сделать на этом акцент, проложить специальный маршрут, научить по нему двигаться. Главное потом — развить в ребенке самостоятельность и представить социум как ресурс.

Сенсорная среда: освещение, звуки (звонок, голос учителя), запахи, специальные сенсорные личные принадлежности. У детей с ОВЗ бывает нарушено развитие сенсорных систем — гиперразвито или наоборот. Такого ученика могут пугать совершенно неожиданные вещи, поэтому тьютору необходимо постоянно сканировать и анализировать среду, чтобы выявить источники раздражения.

Мебель, организация пространства (специальные помещения), место парты в классе. Некоторым детям с ОВЗ требуется взаимодействие с учителем — в этом случае лучше посадить ребенка за первую парту, успокаивать его и стимулировать, кладя руку на плечо. Других детей с ОВЗ, напротив, луче сажать рядом с выходом из класса, чтобы тьютор мог вывести при необходимости ребенка в коридор.

Учебные материалы — бумажные (в том числе карточки), электронные материалы. В работе с детьми с ОВЗ важна каждая мелочь, ученик может очень бурно реагировать на какой-то предмет (например, рвать бумагу). Всегда можно найти альтернативный вариант учебных материалов, которые помогут ребенку следовать образовательной программе.

Элементы субъектной среды и информационной среды

Что требует от специалиста как части субъектной среды :

Ориентация на улучшение качества жизни.

Акцент не на результат, а на процесс.

Понимание целей инклюзии.

Самая важная книга для родителей

Составляющие работы специалиста со здоровыми учениками как с частью субъектной среды :

Привлечение к помощи сверстников с ОВЗ.

Привлечение родителей обычных детей как дополнительного ресурса.

Организация мероприятий, в которых ребенок с ОВЗ мог бы проявить себя (субботники, помощь в классе и пр.).

Читайте ещё:

Необходимо донести до детей, что если ты сильный и здоровый, то можешь проявить себя, помогая другим. С родителями здоровых детей тоже нужно провести работу — объяснить, что инклюзивное образование проводит учеников через гуманизацию. Тьютор должен быть постоянно включен в процессы общения и регулировать субъектную среду следующим образом:

Наблюдать, понимать, что происходит и кто первым должен среагировать.

Пробовать инициировать правильную активность того, кто должен среагировать.

Если что-то пошло не так — сделать самому.

Ненавязчиво объяснять всем участникам процесса — зачем и как это сделано, чтобы в следующий раз они сделали сами.

Методические материалы, пособия (в том числе карточки, аудио- и видеофайлы и другие электронные материалы, ресурс МЭШ и т.п).

Адаптированная программа (проекты ЦЛП Псков, учебно-методический комплекс).

Индивидуальный учебный план.

Ресурсы тьютора при создании комфортной образовательной среды для ребенка с ОВЗ

Тьютор в своей непростой работе по созданию комфортной среды для ребенка с ОВЗ может пользоваться ресурсами, которые сторонние люди часто не берут в расчет:

Ресурсы ребенка (его интересы, стремления, способности).

Ресурсы семьи (статусы членов семьи, полномочия, психологический климат в доме).

Ресурсы среды (местожительство, инфраструктура, транспорт).

Образование (дополнительное, индивидуальное).

Финансовое обеспечение семьи.

На основе этих ресурсов тьютор постоянно генерирует идеи. Системное мышление — один из важнейших ресурсов самого тьютора. Специалист понимает, что любая ситуация включает средовой фактор и поведение людей, в том числе их субъективные оценки. Разрешить ситуацию можно изменяя (удаляя, вводя) элементы или оценку. Учитывая все составляющие инклюзивной среды и максимально пользуясь ресурсами, тьютор помогает школе сформировать подходящие условия для обучения и общения детей с ОВЗ.

Читайте также: