Какое настроение вызвала у вас это стихотворение фета объясните почему кратко

Обновлено: 05.07.2024

История создания

Изучая лирику поэта, мы можем наблюдать, как поэт развивался как автор. Взрослел, мысли становились более глубокими, обдуманными и серьезными. Но, единственное, что оставалось в поэзии Фета неизменным – это её легкость и многозвучие. В данном произведении мы видим некую пейзажную зарисовку, которая таит внутри себя очень много интересного.

В данный период времени формируется большое количество различных литературных течений. Но Афанасий Афанасьевич не причисляет свое творчество к какому-то определенному течению. Он творит в своем собственном направлении, не сковывая и не ограничивая себя рамками и канонами. Его поэзия сплошь пронизана свободомыслием и неординарностью. Именно это и делает её особенной и неповторимой.

В своем творчестве автор использует сразу несколько направлений, умело переплетая их черты и идеи. Анализируемое стихотворение является тому ярким примером. В нем мы можем увидеть как пейзажную лирику, так и философскую. Автор соединил в одном своем стихотворении две основные темы. Так же, в тексте проглядывается и часть религиозной тематики.

Жанр, размер

Жанром данного стихотворения является пейзажно-философская лирика. Во всем тексте видно отражение личных чувств поэта, а так же передается его настроение. Здесь Фет передает свои эмоции, которые возникли у него в то время, когда он созерцал окружающую природу, придаваясь размышлениям.

Написано стихотворение пятистопным ямбом, как и многие другие произведения русской поэзии. Многие поэты использовали его в своем творчестве. Это станет заметно, если немного углубиться в анализ русской поэзии.

Рифмовку автор использует перекрестную, рифма встречается как мужская, так и женская.

Композиция

В данном стихотворении используется линейная композиция. Состоит при этом произведение из трех строф.

В первой строфе автор знакомит читателя с зимним лесом. Он рассказывает о том, как замерзают деревья при суровой стуже. Но они не сдаются, оставаясь такими же стойкими. Они ждут того момента, когда закончатся их мучения и холод.

Учись у них — у дуба, у березы.

Кругом зима. Жестокая пора!

Напрасные на них застыли слезы,

И треснула, сжимаяся, кора.

Во второй строфе идет рассказ о той самой зимней катастрофе, которая обрушилась на бедные деревья. Здесь читатель уже наблюдает движение. Появляется порыв ветра, но деревья по-прежнему стойко стоят на своем месте.

Все злей метель и с каждою минутой

Сердито рвет последние листы,

И за сердце хватает холод лютый;

Они стоят, молчат; молчи и ты!

Третья строфа рассказывает читателю, что все эти мучения деревьев были не напрасны. Наконец-то появляется намек на скорый приход весны, который подарит тепло и радость. На этом примере автор показывает то, что даже в самый сложный момент жизни, не стоит забывать о том, что скоро это все закончится и наступят радостные и теплые дни.

Но верь весне. Ее промчится гений,

Опять теплом и жизнию дыша.

Для ясных дней, для новых откровений

Переболит скорбящая душа.

Образы и символы

Основными образами лирического произведения можно назвать образ природы, дуба и березы. Автор показывает их четко, поэтому нет необходимости что-то додумывать. В образе деревьев автор заключает людей. Дуб – является отображением мужчин, а береза – женщин. Стоит восхититься их стойкостью, силой и выдержкой. Благодаря этим качествам они стойко переносят сильные морозы. Таким образом, поэт показывает, что и человек способен преодолеть все те трудные времена, которые порой наступают в его жизни. Поэтому не нужно никогда сдаваться, а стоит многому поучиться у деревьев. Поэт показывает, что деревья так же плачут, у них лопается и трещит кора, но они, молча вынося все трудности. Непогода срывает оставшиеся листья, унося их далеко вдаль. Это как воспоминания о былых, лучших временах.

Они стоят благодаря своей вере. Вере в лучшее время и скорейший приход весны. Когда закончится ужасный холод, а теплое солнышко согреет их. Так и человек должен верить, что рано или поздно все наладится, появится новая радость и счастье. Просто нужно пережить этот тяжелый момент.

Чем сильнее дождь, тем светлей будет солнце. Об этом стоит всегда помнить, потому что не бывает все всегда плохо. Необходимо набраться сил, стойкости и мужества, дожидаясь счастливой поря. А она обязательно настанет!

Темы, проблемы

Главной темой произведения является т незримая связь человека с природой, что их объединяет. Второй темой стихотворения можно выделить тему веры и стойкости, благодаря которой человек справляется со всеми тяжелыми испытаниями, которые выпадают на его пути.

Настроение стихотворения воодушевленное, вселяющее веру и надежду. Пессимизма здесь нет, хотя и используется некоторые достаточно грустные выражения и слова. Поэт искренне верит в то, что хорошее время обязательно настанет, необходимо просто его дождаться. Именно эту мысль он и доносит до читателя.

Средства выразительности

В анализируемом стихотворении можно встретить большое количество различных троп. Больше всего автор прибегает к помощи олицетворений, благодаря которым передает основную мысль произведения.

Так же в тексте встречается большое количество эпитетов, с помощью которых автор добавляет красочности и контрастности.

Основная мысль

Главным смыслом анализируемого стихотворения является то, что нам, обычным людям, было бы неплохо поучиться многому у природы. На примере деревьев поэт показывает невероятную силу и стойкость, которой порой так не хватает в нашей жизни. Люди должны не терять веры ни в себя, ни в происходящее. Надежда – это то, главное, что должно навсегда поселиться внутри человека. Мы должны верить в светлое будущее, которое обязательно наступит.

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.


Поэт проводит параллель человеческой жизни и жизни деревьев, в которых случаются холода и метели, наносящие глубокие раны. Но деревья мужественно переносят суровые невзгоды и несчастья. Поэт советует людям также стойко переносить несчастья, чтобы потом встретить ясные дни.

2. Почему зима представляется поэту жестокой? Какая картина зимы нарисована поэтом? Какие эпитеты, олицетворения помогают представить жестокость зимы, мужество деревьев (дуба, берёзы) и кратковременные радости ясных весенних дней?

Зима — олицетворение трудностей на жизненном пути. Зима очень жестоко обходится с деревьями, испытывает их на прочность.

Эпитеты: жестокая пора, напрасные слёзы, злей метель, последние листы, холод лютый, ясных дней, новых откровений, скорбящая душа.

Олицетворения: автор олицетворяет метель, холод, деревья:

“Всё злей метель и с каждою минутой

Сердито рвёт последние листы,

И за сердце хватает холод лютый;

Они стоят, молчат; молчи и ты!”

3. Подумайте, только ли о зиме и весне, о дубе и берёзе идёт речь в стихотворении. К чему призывает Фет в своём стихотворении?

В стихотворении речь идет не только о зиме и весне, о дубе и берёзе, в нем идет речь о жизни людей, которые сталкиваются с ужасными испытаниями (зимами) и радостными днями (веснами). Поэт призывает мужественно переносить суровые невзгоды и несчастья, потому что только переболевшей скорбями душе открываются ясные дни и “новые откровения”.

Фонохрестоматия

Актриса передает эмоциональное содержание силой голоса, темпом речи, интонацией.

Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):

Афанасий Фет (6 класс, Коровина, 1 часть, стр. 202-204, 206-209)

Заказ сочинений

Проверьте себя

1. Вы прочитали небольшой очерк о поэзии Фета. Что в нём для вас оказалось новым, неожиданным?

Я был поражен детством поэта. Ведь Фет стыдился своей фамилии, винил во всех бедах не только отца, но и мать. Несмотря на эти факты, он отучился в пансионе и смог поступить в университет. И также его стихи понравились Гоголю.

2. Какие стихотворения поэта вам известны? Прочитайте их вслух, когда будете пересказывать статью о Фете.

“Ель рукавом мне тропинку завесила”, “Ласточки пропали”.

Фет познаёт бытие через тонкие намёки, едва видимые приметы в природе или человеческой душе.

Размышляем о прочитанном

2. Какие художественные приёмы помогают поэту передать эмоциональное состояние одинокого путника в лесу? Какую мелодию создаёт чередование длинных и коротких строк (стихов) в стихотворении?

Фет использует такие приемы:

звукопись (аллитерация и ассонанс) (звуки "с","ш","м"."н","е","о"),

эпитеты(“мертвые листья”, “медный глашатый”),

метафоры (“ель тропинку завесила”, “все гудит”),

инверсия (“обратный порядок слов”).

Чередование строк добавляет стихотворению определенную ритмику.

Творческое задание

Я считаю, что это стихотворение об одиноком путнике, который верит в то, что сможет найти выход из леса. Он искренне рад звукам рога. Порой надежда творит чудеса и не дает опустить руки в трудную минуту. Только сильный духом человек поверит в свое спасение. Он будет рад любой детали, которая поможет выбраться.

Фонохрестоматия

1. Какое впечатление произвело на вас стихотворение в исполнении актрисы?

Мне понравилось прочтение. Актриса передала всю гамму чувств, которые испытал путник.

2. Какие чувства, ощущения преобладают в первой части стихотворения (до звучания музыки)?

Ощущение одиночества, страха и тревоги.

Да, мне знакомо это состояние. Например, когда я ухожу гулять, а уроки не сделал. Мне весело от того, что я могу провести время с друзьями, но я понимаю, что дома будет серьезный разговор. В такой момент я испытываю перечисленную гамму чувств.

4. Как вы думаете, почему такое смятение чувств переживает лирический герой стихотворения?

Потому что он знает, найдет ли он выход и есть ли он вообще.

Чувство свободы. Он кажется сладостным, потому что путник понимает, что среди пугающей природы он не один.

6. Подготовьте выразительное чтение стихотворения. Постарайтесь в своём чтении не только раскрыть сложную гамму переживаний лирического героя, но и передать мелодию, создаваемую чередованием длинных и коротких строк стихотворения.

Размышляем о прочитанном

Автор восхищается, что наконец ушло царство льда и пришел май. Он рад соловьиному пению, звездному небу, убранству берез.

Такое повторение начала строк называется анафорой. Она используется Фетом для усиления эффекта его радости. Он восклицает о том, какая же ночь наступила! Мне кажется, что в этом стихотворении больше восторга.

Строки, передающие грустное настроение автора: “Разносится тревога и любовь”,

“Так деве новобрачной

И радостен и чужд её убор”.

“Невольной — и последней, может быть”.

Фонохрестоматия

Актер читает стихотворение с восхищением, которое подчеркивает интонацией. Соблюдает определенную ритмику.

2. Почему последняя строка стихотворения как будто замирает в устах актёра?

Потому что эта строка - кульминация стихотворения. В ней и заключен весь смысл произведения.

3. Подготовьте выразительное чтение стихотворения, сохранив атмосферу неги и восторга, сохранив плавность стиха.

Размышляем о прочитанном

Потому что природа в некоторых ситуациях сильнее человека. И такой выдержке стоит поучиться.

2. Почему зима представляется поэту жестокой? Какая картина зимы нарисована поэтом? Какие эпитеты, олицетворения помогают представить жестокость зимы, мужество деревьев (дуба, берёзы) и кратковременные радости ясных весенних дней?

Зима в этом стихотворении - собирательный отрицательный образ. Она выражает все проблемы человека. Жестокость зимы показана с помощью таких эпитетов: “Жестокая пора!”, “застыли слёзы”, “злей метель”, “холод лютый”.

Мужество деревьев выражено с помощью метафоры “Они стоят, молчат”.

Радость весенних дней тоже отображена метафорой: “теплом и жизнию дыша”.

3. Подумайте, только ли о зиме и весне, о дубе и берёзе идёт речь в стихотворении. К чему призывает Фет в своём стихотворении?

Речь идет не только об этом, а о все природе в целом. Фет показал, какие трудности могут пережить деревья для своего счастья. Стихотворение учит человека быть стойким, неприхотливым и верить в светлое будущее.

Фонохрестоматия

Актриса удалось передать содержание этих строф ритмичностью чтения, тембром, создающим атмосферу вечной мерзлоты и действительно страшной атмосферы.

2. Какие мысли, чувства поэт утверждает в последней строфе? Какова эмоциональная окраска последних строк?

Последняя строфа содержит такой смысл: никогда не унывай, какой бы безвыходной ситуация не казалась, выход всегда есть.

Последние строки стихотворения дарят ощущения умиротворения, надежности и спокойствия.

3. Подготовьте выразительное чтение стихотворения, передавая динамику, движение, развитие эмоционального содержания стихотворения.

Стихотворение ”Учись у них – у дуба, у берёзы” было написано Афанасием Фетом уже на склоне лет и получилось необычайно проникновенным. Краткий анализ “Учись у них – у дуба, у берёзы” по плану поможет ученикам 6 класса понять, почему оно было так тепло встречено читателями. Этот разбор можно использовать на уроке литературы, чтобы объяснить материал.


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Учись у них — у дуба, у березы.

История создания – произведение написано в 1883 году в Москве, при этом опубликовано оно было только два года спустя, в 1885-м.

Тема стихотворения – человек и природа, их взаимодействие.

Композиция – линейная одночастная.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – пятистопный ямб с перекрестной рифмовкой.

Олицетворения – “метель рвет листы”, “метель всё злей”, “холод хватает за сердце”, “душа переболит”.

Эпитеты – “жестокая пора”, “лютый холод”, “ясные дни”, “новые откровения”, “скорбящая душа”.

Метафоры – “застыли слезы”, “верь весне”, “гений промчится, дыша теплом и жизнью”.

История создания

В конце 1883 года Афанасий Фет находился в Москве. Это был период, когда он много писал – и одним из стихотворений стало “Учись у них – у дуба, у березы”, написанное в последний день уходящего года. Это произведение, как отмечают биографы”, было буквально вырвано из сердца 64-летнего поэта. Неудивительно, что публика приняла его очень тепло. При этом в печать стихотворение попало только в 1885 году.

Афанасий Афанасьевич львиную долю своего творчества посвятил теме человека и природы, и “Учись у них – у дуба, у берёзы” также рассматривает именно её. Сквозь призму природных явлений автор показывает жизнь человека, в которой есть место для тягот и невзгод. Переносить их, по его мнению, следует так, как деревья переносят зимний холод: стойко и молча.

Фет не зря выбрал в качестве примера берёзу и дуб: он хочет сказать, что испытания могут настигнуть и слабых, и сильных. И вынести их также придётся и тем, и другим.

Композиция

Первая строфа показывает читателю зимний лес. Стоящие в нём деревья терпят невыносимую муку от зимней стужи, но всё же продолжают стоять, ожидая момента, когда эта мука закончится.

Вторая строфа демонстрирует зимнюю катастрофу в движении: к холоду прибавляется ветер, но деревья продолжают проявлять чудеса стойкости.

И не зря – в третьей строфе у них появляется надежда, ведь приходит весна с её оживляющим теплом. Фет старается показать, что в какой-то момент боль от всех потерь излечится и в жизнь снова придёт радость.

Написано стихотворение пятистопным ямбом, при этом Фет использует перекрестную рифмовку с мужской и женской рифмой.

Это произведение написано в жанре лирического стихотворения. В нём читатель видит мысли и переживания лирического героя.

Средства выразительности

Несмотря на достаточно скромный объём произведения, в нём использовано действительно много художественных средств, помогающих раскрытию философской мысли, которая в него вложена. Это:

  • Олицетворения – “метель рвёт листы”, “метель все злей”, “холод хватает за сердце”, “душа переболит”.
  • Эпитеты – “жестокая пора”, “лютый холод”, “ясные дни”, “новые откровения”, “скорбящая душа”.
  • Метафоры – “застыли слёзы”, “верь весне”, “гений промчится, дыша теплом и жизнью” .

Все эти приемы характерны для лирики Фета, они помогают человеку понять существующую между ним и окружающим миром крепкую связь.

Читайте также: