Какое направление развития современного школьного музыкального образования наиболее актуально

Обновлено: 08.07.2024

Тестовые задания предназначены для самостоятельной проверки студентом степени усвоенности теоретического и практического материала дисциплины, изложенного в содержании данного УМКД.

Весь комплекс тестовых заданий в соответствии со строением курса разбит по семестрам, модулям и разделам. Такое строение позволяет протестироваться по любому разделу или модулю и при необходимости без затруднений обратиться к соответствующей части дисциплины и еще раз проработать ее содержание, восполнить имеющиеся пробелы.

Модуль 1:

1. Методика музыкального воспитания изучает:

А) закономерности музыкального воспитания с целью совершенствования его содержания и методов;

Б) методы и приемы музыкального воспитания;

В) организацию воспитательного процесса школы.

2. Предметом методики музыкального воспитания являются:

А) закономерности музыкального воспитания с целью совершенствования его содержания и методов;

Б) теория и практика музыкального воспитания детей, включающие в себя изучение особенностей, технологии, условий, обеспечивающих интегративный процесс музыкального обучения, развития и воспитания;

В) процесс формирования музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры.

3. Как педагогическая наука методика музыкального воспитания школьников определяется:

А) закономерностями педагогического процесса и отражающими эти закономерностями дидактическими принципами;

Б) идеями выдающихся педагогов-музыкантов;

В) достижениями смежных наук.

4. В чем заключается главная особенность музыки?

А) в ее эмоционально-чувственной природе;

Б) в отражении жизненной реальности;

В) в способности передавать мысли автора.

5. В чем состоит воспитательная сила музыки?

А) в преобразующем влиянии на эмоционально-чувственную сферу человека;

Б) во влиянии на процессы мышления;

В) в непосредственном влиянии на окружающий мир.

6. Чья методика дает наиболее яркое представление о формализме в музыкальном воспитании второй половины 19-го века?

А) С.И. Миропольского;

Б) П.П. Мироносицкого.

7. Кто является организаторами первой в России Бесплатной музыкальной школы (БМШ, Петербург, 1862г.)?

А) М.А. Балакирев и Г.А. Ломакин;

Б) Д.Н. Зарин, А.Л. Маслов;

В) С.И. Танеев и Б.Л. Яворский.

8. Кто был организатором народно-певческих классов в конце 90-х годов в Перми и Екатеринбурге:

9. В каком году С.И. Танеевым в Москве была основана Народная консерватория (МНК)?

10. Кто не является выдающимся деятелем музыкальной педагогики?

Б) Н.Л. Гродзенская;

Г) О.И. Петровская;

11. Какое направление развития современного школьного музыкального образования наиболее актуально?

А) создание новых учебных программ;

Б) разработка новых методик и технологий музыкального образования;

В) расширение количества вузов для профессиональной подготовки учителя;

Г) обеспечение учителей полным комплектом поурочных разработок.

12. Кто сформулировал принципы художественной дидактики?

А) Д.Б. Кабалевский;

В) Л.Г. Арчажникова;

13. С какими подходами, технологиями не связана педагогика искусства?

А) технология развивающего обучения;

Б) личностно-ориентированное обучение;

В) технократический подход;

Г) интегративный подход.

14. Какой тип урока является основным в педагогике искусства?

Г) урок изучения нового материала.

15. Какого характера совместная деятельность учителя и учеников должна осуществляться на уроке музыки с точки зрения педагогики искусства?

Раздел 1.2:

Цель, задачи, принципы и содержание музыкального воспитания

16. В чем состоит ведущая цель современного музыкального образования?

А) в воспитании творческой личности;

Б) в формировании у школьников музыкальных знаний;

В) в формировании музыкальной культуры школьника как части его общей духовной культуры;

Г) в развитии музыкально-исполнительских навыков.

17. Кем сформулирована ведущая цель современного музыкального образования?

А) Э.Б. Абдуллиным;

Б) Н.А. Терентьевой;

В) Д.Б. Кабалевским;

18. Которая из ведущих задач музыкального образования сформулирована не Э.Б. Абдуллиным?

А) развитие творческих художественно-познавательных способностей, осознание себя как личности в процессе общения с музыкой;

Б) формирование деятельно-практического отношения к музыке;

Г) развитие музыкально-эстетического вкуса учащихся.

19. Который из приведенных принципов не относится к основным принципам музыкального образования, сформулированных в рамках педагогики искусства?

Б) единство художественного и технического;

20. Какое определение характеризует принцип целостности?

А) построение музыкального образования во всех его компонентах по законам единства, общности, системности;

Б) ориентация тематического строения обучения в целом, отдельных уроков музыки, работы над конкретным музыкальным произведением на структуру и сущность художественного образа;

В) учет при работе над произведением интонационной природы музыкального искусства, того, что музыка есть искусство интонируемого смысла, который и необходимо помочь постичь ученикам в первую очередь;

Г) опора в обучении на создание у школьника самых разнообразных ассоциативных связей с музыкой целью преодоления отчуждения от серьезного искусства, глубокого проникновения в художественный образ, развития творческого подхода к взаимодействию с музыкой.

21. Какое определение характеризует принцип образности?

А) построение музыкального образования во всех его компонентах по законам единства, общности, системности;

Б) ориентация тематического строения обучения в целом, отдельных уроков музыки, работы над конкретным музыкальным произведением на структуру и сущность художественного образа;

В) учет при работе над произведением интонационной природы музыкального искусства, того, что музыка есть искусство интонируемого смысла, который и необходимо помочь постичь ученикам в первую очередь;

Г) опора в обучении на создание у школьника самых разнообразных ассоциативных связей с музыкой целью преодоления отчуждения от серьезного искусства, глубокого проникновения в художественный образ, развития творческого подхода к взаимодействию с музыкой.

22. Какое определение характеризует принцип интонационности?

А) построение музыкального образования во всех его компонентах по законам единства, общности, системности;

Б) ориентация тематического строения обучения в целом, отдельных уроков музыки, работы над конкретным музыкальным произведением на структуру и сущность художественного образа;

В) учет при работе над произведением интонационной природы музыкального искусства, того, что музыка есть искусство интонируемого смысла, который и необходимо помочь постичь ученикам в первую очередь;

Г) опора в обучении на создание у школьника самых разнообразных ассоциативных связей с музыкой целью преодоления отчуждения от серьезного искусства, глубокого проникновения в художественный образ, развития творческого подхода к взаимодействию с музыкой.

23. Какое определение характеризует принцип ассоциативности?

А) построение музыкального образования во всех его компонентах по законам единства, общности, системности;

Б) ориентация тематического строения обучения в целом, отдельных уроков музыки, работы над конкретным музыкальным произведением на структуру и сущность художественного образа;

В) учет при работе над произведением интонационной природы музыкального искусства, того, что музыка есть искусство интонируемого смысла, который и необходимо помочь постичь ученикам в первую очередь;

Г) опора в обучении на создание у школьника самых разнообразных ассоциативных связей с музыкой целью преодоления отчуждения от серьезного искусства, глубокого проникновения в художественный образ, развития творческого подхода к взаимодействию с музыкой.

24. Какой компонент содержания школьного музыкального образования является ведущим?

А) музыкальные знания;

Б) музыкальные умения;

В) музыкально-исполнительские навыки;

Г) опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к действительности, воплощенный в музыке (музыкальный материал).

25. Что не относится к критериям выбора музыкального материала для уроков музыки?

Б) увлекательность для детей;

В) педагогическая целесообразность;

26. На какие два вида подразделяются музыкальные знания?

27. . На какие два вида подразделяются музыкальные умения?

28. Выберите определение ритма:

А) соотношение длительностей звуков в их последовательности;

Б) равномерное чередование сильных и слабых долей;

В) выражение долей метра определенной длительностью.

29. Выберите определение метра:

А) соотношение длительностей звуков в их последовательности;

Б) равномерное чередование сильных и слабых долей;

В) выражение долей метра определенной длительностью.

30. Выберите определение размера:

А) соотношение длительностей звуков в их последовательности;

Б) равномерное чередование сильных и слабых долей;

В) выражение долей метра определенной длительностью.

31. Выберите определение темпа:

А) скорость движения музыки;

Б) группа звуков, близких по высоте звучания;

В) различная степень громкости звучания музыки.

32. Выберите определение регистра:

А) скорость движения музыки;

Б) группа звуков, близких по высоте звучания;

В) различная степень громкости звучания музыки.

33. Выберите определение динамики:

А) скорость движения музыки;

Б) группа звуков, близких по высоте звучания;

В) различная степень громкости звучания музыки.

34. Выберите определение лада:

А) система взаимоотношений между устойчивыми и неустойчивыми звуками называется ладом;

Б) высота, на которой расположен лад;

В) одновременное сочетание трех или более звуков;

Г) одноголосная последовательность звуков, организованная в ладовом и метро-ритмическом отношении.

35. Выберите определение тональности:

А) система взаимоотношений между устойчивыми и неустойчивыми звуками называется ладом;

Б) высота, на которой расположен лад;

В) одновременное сочетание трех или более звуков;

Г) одноголосная последовательность звуков, организованная в ладовом и метро-ритмическом отношении.

36. Выберите определение аккорда:

А) система взаимоотношений между устойчивыми и неустойчивыми звуками называется ладом;

Б) высота, на которой расположен лад;

В) одновременное сочетание трех или более звуков;

Г) одноголосная последовательность звуков, организованная в ладовом и метро-ритмическом отношении.

37. Выберите определение мелодии:

А) система взаимоотношений между устойчивыми и неустойчивыми звуками называется ладом;

Б) высота, на которой расположен лад;

В) одновременное сочетание трех или более звуков;

Г) одноголосная последовательность звуков, организованная в ладовом и метро-ритмическом отношении.

07 апреля 2016 года, в Амурском областном колледже искусства и культуры проходила областная научно-практическая конференция. На конференцию был предоставлен доклад по теме: "Современные тенденции музыкального образования и воспитания: опыт, проблемы, перспективы"

ВложениеРазмер
sovremennye_tendentsii_muzykalnogo_obrazovaniya_i_vospitaniya_opyt_proble-my_perspektivydoklad_na_oblast_2016.docx 25.4 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:


муниципальное бюджетное учреждение

Доклад на областную научно-практическую конференцию

и музыкально-теоретических дисциплин

«Современные тенденции музыкального образования

Докладчик преподаватель МБУДО «Дипкунская

Современные тенденции музыкального образования и воспитания: опыт, проблемы, перспективы

Одной из ведущих тенденций в области культуры в современном обществе является освоение музыкально-педагогического наследия российских этносов и умелое использование его в воспитании и образовании молодого поколения.
Кроме того, признание музыкального искусства как одного из средств в формировании ценностного мира личности имеет еще другие основания. Во-первых, музыка направляет эмоции, мысли слушателя на определенный объект, оказывая сильное воздействие на настроение и чувства; во-вторых, она владеет неподражаемыми возможностями для познания душевного мира человека, развивает в нем чувства альтруизма и толерантности; в-третьих, музыкальные произведения помогают творческому осмыслению личностных, нравственно-эстетических ценностей микро- и макросоциума , которые являются важной ступенью к приобщению молодого поколения к духовному опыту человечества; в-четвертых, музыка является одним из каналов преемственности духовной культуры, через нее передаются и сохраняются социокультурные, и, в особенности, художественные воззрения, осуществляется связь между поколениями; и, наконец, в-пятых, музыка в настоящее время успешно используется в арт-терапии. [1]

В современном мире музыкальное искусство рассматривается как часть общей мировой культуры. Оно одновременно выступает как составной элемент общего процесса познания мира, как часть общего развития человеческой культуры и в то же время является специфической формой эстетической деятельности. Специфика искусства вообще, в числе других характеристик, имеет и такую немаловажную: по своей природе оно является "многофункциональной подсистемой художественной культуры, синтетично удовлетворяющей многообразие человеческих потребностей и воплощающей многообразие проявлений человеческой жизнедеятельности" музыкальной культуры. 2

Музыка по своей природе полифункциональна и в отношении к человеку является инструментом познания и самопознания, а также источником наслаждения и орудием духовно-практического изменения действительности. В метафорическом плане можно сказать, что "музыка является миниатюрой гармонии всей вселенной, потому что гармония вселенной есть сама жизнь, а человек, будучи миниатюрой вселенной, демонстрирует гармоничные или негармоничные аккорды в своем пульсе, в ударах сердца, в своей вибрации, ритме и тоне". 3

Сегодня много говорится о том, что российская воспитательно-образовательная система находится на переломном этапе своего развития, переживает один из трудных, драматичных эпизодов своей истории. Естественно, всё то, что связано с изменениями в недрах этой системы, её реформированием, борением взглядов, теорий, установок вызывает широкий общественный интерес. Ибо образование – обновлённое, очищенное от идеологических догматов, от ригидности и устоявшихся предрассудков, – именно оно призвано изменить к лучшему ситуацию в российском обществе, поднять духовную жизнь людей на более высокую ступень.

Современная методика обучения и развитие музыкальных способностей основывается на таких принципах обучения, при которых значительное внимание должно быть направлено на художественную сторону воспитания. Согласно этим принципам, надо с первых уроков приобщать ребенка к искусству, приучать внимательно вслушиваться в музыкальную речь, проникать в ее смысл и строение, работать над качеством звучания. Слуховое воспитание ученика должно осуществляться на художественном, доступном и интересном материале .
Еще Р.Шуман и группа передовых музыкантов и педагогов, объединявшихся вокруг него, в 1834 году предъявили к музыкальному преподаванию новые требования. Оно не должно удовлетворяться исключительно технической подготовкой. Техника – лишь средство, а не цель. Идеал исполнителя – не виртуоз, демонстрирующий победу над трудностями, а художник, выражающий в совершенстве прекрасные чувства. Взгляды Шумана были настолько новы и так резко отличались от общепринятых, что в то время еще не всегда воспринимались в полной мере и должным образом.

Основная задача и цель эстетического воспитания (по Л. Выготскому) – приобщение ребенка к эстетическому опыту человечества: подвести вплотную к монументальному искусству и через него включить психику ребенка в ту общую мировую работу, которую проделывало человечество в течение тысячелетий, сублимируя в искусстве свою психику.

Музыкальное воспитание детей – именно то своеобразное явление, которое характеризуется своей особой ролью в развитии личности ребенка. Сегодня речь не может идти о массовом музыкальном воспитании детей. Нельзя также не учитывать и того, что перегрузка детей в общеобразовательной школе стала актуальной проблемой российской педагогики.

В связи с этим необходимо аргументированное обоснование совершенно особой миссии музыкальных школ и школ искусств, которые должны иметь возможность удовлетворять новые требования, предъявляемые государством, обществом, родителями.

Процесс развития общества требует сохранения и передачи накопленных знаний, а также опыта их получения.

В традиционной музыкальной школе от ученика ровным счетом ничего не зависит, кроме одного – он может быть "награжден", если играет по общепринятым правилам и, несмотря на провозглашаемую гуманизацию, остается ведомым, а не ведущим. Работа с детьми обладающими особыми способностями проходит в специализированных школах и образовательных учреждениях. Под специальными способностями понимают такую систему свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности, например: литературной, изобразительной, музыкальной.

Таким образом, каждая деятельность предъявляет определенные требования и к общим, и к специальным способностям детей, которые проявляются не в самих знаниях, умениях и навыках, а в динамике их приобретения. От способностей зависит качество выполнения деятельности, ее успешность и уровень достижений. А вот о бучение искусству должно сочетаться с творчеством ребенка и культурой его художественных восприятий.

Музыкальная педагогика – область включающая в себя преподавание игры на инструменте, истории и теории музыки. Важно, чтобы специфика педагогической деятельности была связана не только прагматичным предметно-ремесленным обучением (научением), овладением информацией и мастерством, а с развитием потенциальных возможностей ребенка, с процессом становления и совершенствования ребенка как субъекта собственного развития.

Проблема индивидуализации методов обучения требует сегодня от педагога музыкальной школы более фундаментальных знаний в области психологии, анатомии и физиологии. Занятия с учеником – это каждый раз новая творческая задача. Ее успешное решение немыслимо без развитого педагогического мышления, опирающегося на достижения современной науки. Поиск путей улучшения эффективности учебного процесса необходимо вести и в направлении преодоления недостатков развитие исполнительского слуха, ритма, музыкальной памяти, инициативы и творческого воображения.

Основным принципом в работе должна стать направленность на становление личностной профессиональной позиции учителя музыки и побуждение его к самообразованию.

Система музыкального образования отражает три важных аспекта модернизации музыкального образования: переход на новые образовательные стандарты, проблему организации внеурочной деятельности, проблему освоения овладения педагогом новых технологий, направленных на формирование личностных результатов. Вся основная работа по внедрению новых стандартов, ложится на плечи учителя, которому надо разобраться во всех новых технологиях и методиках, полностью перестроить структуру своего урока, научиться по-новому оценивать способности и знания детей, путем методов исследования: анализа психолого-педагогической литературы, самонаблюдения, самодиагностики, обобщения педагогического опыта, сравнения, сопоставления, графического анализа, обобщения.

Не смотря на потребности модернизации музыкального образования задачи музыкальных школ остаются неизменными:

  1. Формирование музыкальной культуры, представляющей положительный социальнохудожественный опыт. Воспитание музыкального, художественного и эстетического вкуса на лучших образцах советского, классического русского и зарубежного искусства.
  2. Развитие у учащихся музыкальных способностей, певческого голоса, приобретение ими знаний и умений в области музыкальной (в том числе нотной) грамоты.
  3. Подготавливать наиболее одаренных детей для поступления в соответствующие специальные учебные заведения.

Итак, в решении проблемы развития музыкальных способностей зачастую проявляется потребность в поиске дополнительных средств воздействия на ученика. Одним из таких средств, вероятно, может быть декламация с использование стихов. Данные материалы встречаются в фортепианной литературе, в частности при изучении нотной грамоты. Возникает вопрос о подборе и систематизации имеющихся декламационных материалов по теме, для применения в практике обучения, а также об изучении декламационного метода на предмет полезности их использования в развитии чувства ритма и музыкальной памяти.

Актуальность проблемы поиска новых средств для развития музыкальных способностей начинающего музыканта очевидна и продиктована практикой.

Целью музыкально-педагогической системы обучения должно стать формирование личности, разбор в культурных ориентациях, влиять на преобразование духовной действительности общества, а значит общаться при помощи музыки и слова с аудиторией самого разного уровня статуса и образованности.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Чтобы разобраться и понять, какие же тенденции сейчас присущи музыкальному образованию, нужно ответить на вопрос: а что такое музыкальное образование?

Музыкальное образование — это усвоение знаний, умений и навыков в области музыки, необходимых для профессиональной музыкальной деятельности. В мире написано множество статей на эту тему, а также на тему того, какие же тенденции в современном музыкальном образовании.

Одной из ведущих тенденций в области культуры в современном обществе является освоение музыкально-педагогического наследия российских этносов и умелое использование его в воспитании и образовании молодого поколения.
Кроме того, признание музыкального искусства как одного из средств в формировании ценностного мира личности имеет еще другие основания. Во-первых, музыка направляет эмоции, мысли слушателя на определенный объект, оказывая сильное воздействие на настроение и чувства; во-вторых, она владеет неподражаемыми возможностями для познания душевного мира человека, развивает в нем чувства альтруизма и толерантности; в-третьих, музыкальные произведения помогают творческому осмыслению личностных, нравственно-эстетических ценностей микро- и макросоциума , которые являются важной ступенью к приобщению молодого поколения к духовному опыту человечества; в-четвертых, музыка является одним из каналов преемственности духовной культуры, через нее передаются и сохраняются социокультурные, и, в особенности, художественные воззрения, осуществляется связь между поколениями; и, наконец, в-пятых, музыка в настоящее время успешно используется в арт-терапии. [3]

В современном мире музыкальное искусство рассматривается как часть общей мировой культуры. Оно одновременно выступает как составной элемент общего процесса познания мира, как часть общего развития человеческой культуры и в то же время является специфической формой эстетической деятельности. Специфика искусства вообще, в числе других характеристик, имеет и такую немаловажную: по своей природе оно является "многофункциональной подсистемой художественной культуры, синтетично удовлетворяющей многообразие человеческих потребностей и воплощающей многообразие проявлений человеческой жизнедеятельности" музыкальной культуры.[2]

Сегодня много говорится о том, что российская образовательная система находится на переломном этапе своего развития, переживает один из трудных, драматичных эпизодов своей истории. Естественно, всё то, что связано с изменениями в недрах этой системы, её реформированием, борением взглядов, теорий, установок вызывает широкий общественный интерес. Ибо образование – обновлённое, очищенное от идеологических догматов, от ригидности и устоявшихся предрассудков, – именно оно призвано изменить к лучшему ситуацию в российском обществе, поднять духовную жизнь людей на более высокую ступень.

Современная методика обучения и развитие музыкальных способностей основывается на таких принципах обучения, при которых значительное внимание должно быть направлено на художественную сторону воспитания. Согласно этим принципам, надо с первых уроков приобщать ребенка к искусству, приучать внимательно вслушиваться в музыкальную речь, проникать в ее смысл и строение, работать над качеством звучания. Слуховое воспитание ученика должно осуществляться на художественном, доступном и интересном материале .

Еще Р. Шуман и группа передовых музыкантов и педагогов, объединявшихся вокруг него, в 1834 году предъявили к музыкальному преподаванию новые требования. Оно не должно удовлетворяться исключительно технической подготовкой. Техника – лишь средство, а не цель. Идеал исполнителя – не виртуоз, демонстрирующий победу над трудностями, а художник, выражающий в совершенстве прекрасные чувства. Взгляды Шумана были настолько новы и так резко отличались от общепринятых, что в то время еще не всегда воспринимались в полной мере и должным образом.

Основная задача и цель эстетического воспитания (по Л. Выготскому) – приобщение ребенка к эстетическому опыту человечества: подвести вплотную к монументальному искусству и через него включить психику ребенка в ту общую мировую работу, которую проделывало человечество в течение тысячелетий, сублимируя в искусстве свою психику.

Музыкальное воспитание детей – именно то своеобразное явление, которое характеризуется своей особой ролью в развитии личности ребенка. Сегодня речь не может идти о массовом музыкальном воспитании детей. Нельзя также не учитывать и того, что перегрузка детей в общеобразовательной школе стала актуальной проблемой российской педагогики.

В связи с этим необходимо аргументированное обоснование совершенно особой миссии музыкальных школ и школ искусств, которые должны иметь возможность удовлетворять новые требования, предъявляемые государством, обществом, родителями.

Анализируя современные программы музыкального образования России, несложно заметить сочетание традиций и инноваций. Пересматриваются концептуальные подходы, модернизируются формы, методы, технологии организации музыкального образования, ориентированные сегодня на ученика [4]. В России данностью дня стали личностно-ориентированные, мультимедийные, деятельностно-практические технологии, что потребовало реализации компетентностного, дифференцированного подхода, вариативности музыкального образования.

В традиционной музыкальной школе от ученика ровным счетом ничего не зависит, кроме одного – он может быть "награжден", если играет по общепринятым правилам и, несмотря на провозглашаемую гуманизацию, остается ведомым, а не ведущим. Работа с детьми обладающими особыми способностями проходит в специализированных школах и образовательных учреждениях. Под специальными способностями понимают такую систему свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности, например: литературной, изобразительной, музыкальной.

Таким образом, каждая деятельность предъявляет определенные требования и к общим, и к специальным способностям детей, которые проявляются не в самих знаниях, умениях и навыках, а в динамике их приобретения. От способностей зависит качество выполнения деятельности, ее успешность и уровень достижений. А вот о бучение искусству должно сочетаться с творчеством ребенка и культурой его художественного восприятия.

Музыкальная педагогика – область включающая в себя преподавание игры на инструменте, истории и теории музыки. Важно, чтобы специфика педагогической деятельности была связана не только прагматичным предметно-ремесленным обучением (научением), овладением информацией и мастерством, а с развитием потенциальных возможностей ребенка, с процессом становления и совершенствования ребенка как субъекта собственного развития.

Проблема индивидуализации методов обучения требует сегодня от педагога музыкальной школы более фундаментальных знаний в области психологии, анатомии и физиологии. Занятия с учеником – это каждый раз новая творческая задача. Ее успешное решение немыслимо без развитого педагогического мышления, опирающегося на достижения современной науки. Поиск путей улучшения эффективности учебного процесса необходимо вести и в направлении преодоления недостатков развитие исполнительского слуха, ритма, музыкальной памяти, инициативы и творческого воображения.

Основным принципом в работе должна стать направленность на становление личностной профессиональной позиции учителя музыки и побуждение его к самообразованию.

Система музыкального образования отражает три важных аспекта модернизации музыкального образования: переход на новые образовательные стандарты, проблему организации внеурочной деятельности, проблему освоения овладения педагогом новых технологий, направленных на формирование личностных результатов. Вся основная работа по внедрению новых стандартов, ложится на плечи учителя, которому надо разобраться во всех новых технологиях и методиках, полностью перестроить структуру своего урока, научиться по-новому оценивать способности и знания детей, путем методов исследования: анализа психолого-педагогической литературы, самонаблюдения, самодиагностики, обобщения педагогического опыта, сравнения, сопоставления, графического анализа, обобщения.

Не смотря на потребности модернизации музыкального образования задачи музыкальных школ остаются неизменными:

Формирование музыкальной культуры, представляющей положительный социальнохудожественный опыт. Воспитание музыкального, художественного и эстетического вкуса на лучших образцах советского, классического русского и зарубежного искусства.

Развитие у учащихся музыкальных способностей, певческого голоса, приобретение ими знаний и умений в области музыкальной (в том числе нотной) грамоты.

Подготавливать наиболее одаренных детей для поступления в соответствующие специальные учебные заведения.

Итак, в решении проблемы развития музыкальных способностей зачастую проявляется потребность в поиске дополнительных средств воздействия на ученика. Одним из таких средств, вероятно, может быть декламация с использование стихов. Данные материалы встречаются в фортепианной литературе, в частности при изучении нотной грамоты. Возникает вопрос о подборе и систематизации имеющихся декламационных материалов по теме, для применения в практике обучения, а также об изучении декламационного метода на предмет полезности их использования в развитии чувства ритма и музыкальной памяти.

Актуальность проблемы поиска новых средств для развития музыкальных способностей начинающего музыканта очевидна и продиктована практикой.

– сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;

– сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;

– использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации [7].

В России у учебных учреждений существует возможность выбора образовательной концепции, каждая из которых оснащена комплектом авторских программ, и в частности, по музыке. Более того, требованием сегодняшнего дня стала необходимость разработки учителем музыки собственной рабочей программы на основе одной из рекомендованных Министерством образования и науки РФ.

Помимо новых тенденций в развитии музыкального образования России существуют и трудности реформирования общего музыкального образования. В этой связи, интересно просмотреть данные исследований педагога О.В. Лукьяновой. Так, О.В. Лукьянова, выявляя проблемы современного этапа музыкального образования в России на примере Ярославской области, говорит:

– о необходимости взаимодействия учебно-методического и информационного центра работников культуры и искусства с педагогическим университетом и Институтом развития образования;

– об отсутствии баланса темпов вхождения России в информационную цивилизацию и рыночную экономику и реальных региональных условий страны [8].

По всему вышеизложенному можно сделать небольшой вывод, что целью музыкально-педагогической системы обучения должно стать формирование личности, разбор в культурных ориентациях, влиять на преобразование духовной действительности общества, а значит общаться при помощи музыки и слова с аудиторией самого разного уровня статуса и образованности.


Современный период общественного развития характеризуется рядом особенностей. Одна из них обусловлена сложившимся неблагоприятным социально-экономическим положением людей. Серьёзные трансформации, переживаемые социально-культурной отраслью в условиях развития рыночных отношений, радикальным образом изменили сферу культурного потребления. Это выразилось: в закрытии культурно-образовательных учреждений, где обычно функционировали музыкальные коллективы; в уменьшении роли институциональных форм в структуре культурной деятельности населения и расширении её личностных форм; в свёртывании финансирования; в нарастающем расслоении общества по экономическим возможностям потребления культурных благ; в выделении множества субъектов культурной политики (наряду с государственными учреждениями культуры и образования), форм собственности и источников финансирования учебных программ.

Одной из тенденций современного этапа развития музыкального творчества стало изменение жанрово-видового состава любительских объединений и творческих коллективов. Наиболее распространенными становятся камерные жанры любительского творчества, проявляется тяготение к небольшим исполнительским составам. В музыкальной области падает популярность духовых оркестров, интересы любителей музыки постепенно смещаются в сторону музыкальной этнографии, духовного музыкального наследия, авторского песенного творчества. Появляется немало семейных групп, творческих коллективов, которые в своей деятельности опираются на старинные синкретичные фольклорные жанры (народные действа, обряды), синтезирующие театральное, хореографическое, декоративно-прикладное искусства и вокально-инструментальное исполнительство.

Каждая из этих форм сегодня ищет новые пути активизации творчества масс, приобщения людей к содержательной, возвышенной, духовной жизни и одновременно призвана поддерживать стремление молодёжи к творческому самовыражению и человеческому общению.

Следующей тенденцией современного этапа развития музыкального творчества является падение уровня исполнительского мастерства и качества создаваемых художественных произведений в большинстве творческих коллективов. В музыкальном искусстве просматриваются: низкое качество продуктов художественной деятельности, слабая реализация педагогического потенциала музыкального искусства в школе, некритическое освоение моделей и образцов профессиональной деятельности музыкантов, отход от единых заданных ориентиров, обостряются проблемы экологии художественной среды.

Сложный, во многом противоречивый процесс реформ привёл к девальвации духовных ценностей, составляющих основу общенациональной культуры, определяющих гуманистическую направленность и ориентиры человеческого бытия.

В педагогике музыкального образования сегодня присутствует авторитарный подход, чуждый по своей природе гуманистической педагогике искусства, что делает особо актуальным поиски оптимальных педагогических условий, обеспечивающих реализацию в музыкальном образовании и воспитании личностно-развивающего подхода с характерным для него доминированием эстетического отношения. Признание за личностью права определять собственную траекторию творческого развития является особо важным для современной педагогики музыкального образования, которая рассматривается как принципиальный фактор гуманизации общества. Личностно-развивающая стратегия ориентирована не на усвоение знаний вообще, а на ценности, надолго определяющие качество жизнедеятельности и продуктивной работы в быстро меняющемся социуме. Это позволяет говорить о доминировании духовно-практического отношения, которое наиболее полно реализуется через эстетическое отношение, как особое, целостное отношение к жизни, создающее основу самореализации творческого Я.

Во времена кризисных процессов хоровые (школьные и самодеятельные) коллективы нуждаются в учителях, способных гибко и оперативно реагировать на изменение потребностей и интересов школьников; в учителях нового типа, хорошо знающих специфику кружковой работы и способных вести активную, организаторскую, музыкальную деятельность в новых социально-экономических условиях. Возникает острая потребность в формировании нового типа специалистов с высокой степенью творческого и профессионального потенциала, обладающих более универсальной и полифункциональной подготовкой.

Однако, в практике организации музыкальных кружков проявляются типичные недостатки: отсутствие педагогической целенаправленности в работе; отрыв педагогических задач от музыкальных; опора на авторитарную педагогику в учебно-воспитательной работе, ограничивающую творчество. Намечаются также и позитивные тенденции: разрабатываются перспективные проекты возрождения народной художественной культуры в регионах, внедряются художественно-образовательные программы на основе национально-культурных традиций России, открываются новые специализации по художественной и музыкальной культуре в разных учебных заведениях. Отсюда подготовка в вузах сегодня ориентирована на внедрение в содержание учебного процесса народного музыкального творчества и народной музыкальной культуры, понимаемой как единство музыкально-исполнительской, авторской, слушательской, собирательской, народно-педагогической, обрядовой, праздничной деятельности различных народов, населяющих Россию.

Музыкально-эстетическое воспитание – это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры ребенка, развитие его музыкальных способностей с целью становления творческой личности школьника.

Содержание музыкально-эстетического воспитания в начальной школе отражено в соответствующих учебных программах в виде требований по развитию музыкальных способностей, формированию музыкальных знаний, умений и навыков у школьников, рекомендательного списка репертуара по всем видам музыкальной деятельности в различных классах. Программные требования – это наиболее стабильная часть содержания музыкально-эстетического воспитания, но и они корректируются в связи с новыми подходами в воспитании детей.

Так, например, на основе новых концепций организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе происходит замена учебно-дисциплинарной модели воспитания на личностно-ориентированную, что должно стать определяющей тенденцией и при составлении программных требований по музыкально-эстетическому развитию школьников.

За рубежом интенсивно исследуется проблема филосо­фии музыкально-эстетического воспитания и развития человека, (то есть системы главных убеждений, которые обосновывают музыкально-воспитательную деятельность, цели воспитания, систему музыкальных ценностей и способы приобщения к ним). Современная философия музыкально-эстетического воспитания различает три модели: музыкальный утилитаризм, музыкальный дидактизм, музыкальный эстетизм [3, с.105].

Идеи первой концепции развивают идущую от античности до современности мысль о воспитательном и обще-развивающем воздействии музыки на человека. Музыкальное воспитание в этой философской моде­ли основывается на том, что музыка влияет на эстетическое, нравствен­ное, культурное развитие человека, то есть ценность музыки заключена в воспитании достойного гражданина общества.

Второй тип философии музыкально-эстетического воспитания - музыкальный дидактизм - особенно характерен для музыкальной педагогики Германии, и признает важность музыкального знания самого по се­бе. Избегаются социальные, политические, общественные установки в му­зыкальном воспитании. Музыкальный дидактизм противоположен музы­кальному утилитаризму, так как здесь утверждаются музыкальные при­оритеты.

И третья модель - музыкальный эстетизм. Она сложилась в 60-е го­ды в США. В ее основе - гуманистические идеи великих педагогов про­шлого – Я.А. Коменского и И.Г. Песталоцци, а также теоретиков так называемого прагматизма и инструментализма - Дж. Дьюи и Ч. Пирса, ко­торые признавали значение ценностей музыки как важного средства для развития личности, ведущего к ее саморазвитию, самовоспитанию, к спо­собности ориентироваться в мире эстетических ценностей. Таким обра­зом, здесь цели музыкального образования соединены с задачами эстети­ческого развития индивидуальности на основе ее самоценности.

Как видим, в западноевропейском образовании XX века продолжается идущая от античности традиция соединения эстетического и этического и придается большое значение в этом процессе воздействию му­зыки.

В России сложилась своя система на основе переосмысления мирового опыта эстетического воспитания, обоснован идеал эстетически развитой, культурной личности, восприимчивой и отзывчивой к многообразию мира, включая образ жизни и деятельности людей, историю и будущее, их интерпретацию в культуре. Она опиралась на концепции Ф. Шиллера, П.Е. Георгиевского, А.Ф. Лосева, М.М. Бахтина, Д.С. Лихачева, Л.С. Выготского и П.А. Флоренского; определяла процесс эстетического воспитания и развития на основе принципа бинарности духовного и материального, прекрасного и выразительного в эмоционально-чувственном освоении; оценке личностью эстетических свойств реальности и искусства и была ориентирована на развитие адекватных XX веку эстетического сознания, потребностей, деятельности, отношений личности к эстетически выразительным объектам и явлениям в жизни и искусстве.

Важную роль в процессе эстетического и духовно-нравственного развития на протяжении всей истории играла музыка. XX век ознаменован созданием ряда систем музыкально-эстетического воспитания, и в России, и за рубежом. Это связано с особым свойством музыки - возможностью развития общечеловеческих духовных качеств - и потребностью общества в активизации этого развития. Основные аспекты этих систем:

- использование классической музыки как одного из важнейших средств эстетического развития;

- обращение к возрасту младших школьников как наиболее благоприятному периоду для эстетического развития;

- использование театра как средства наиболее сильного воздействия за счет комплекса выразительных средств (система К.Орфа).

1. Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л. Теория отражения и проблемы эсте­тики. - М.: Искусство, 1983. - 224 с.

2. Тарасова К., Рубан Т. Основа системы музыкального воспитания // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 11. - С.63-72; 2002. - №6. - С.80-86.

3. Тельчарова-Куренкова Р.А. К новой философии музыкального воспитания: от утилитаризма к феноменальности // Вопросы подготовки му­зыкального педагога: Межвуз. сб. ст. - Магнитогорск, 1997. - Вып.2. -С.104-118.

Основные термины (генерируются автоматически): музыкально-эстетическое воспитание, музыкальное искусство, музыкальное образование, музыкальный дидактизм, Россия, музыкальная деятельность, музыкальное творчество, музыкальный эстетизм, начальная школа, эстетическое воспитание.

Похожие статьи

Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников.

В процессе всестороннего развития личности искусству принадлежит ответственейшая роль. Хотя основой всестороннего развития личности является сама жизнь, в которой главную роль играет целеустремлённый творческий труд.

Музыкально-эстетическое развитие подростка в современной.

музыкально-эстетическое воспитание широкого круга подростков, приобщение их к сокровищнице музыкального искусства; подготовку наиболее одаренных учащихся к дальнейшему профессиональному обучению в музыкальных и.

Музыка как средство эстетического воспитания детей.

музыкальное произведение, эстетическое воспитание, ребенок, музыка, эстетическое воспитание дошкольников, музыкальное искусство, дошкольный возраст, виртуальная реальность, высокое искусство.

Музыкальное образование как необходимый аспект развития.

музыка, музыкальное воспитание, ребенок, воздействие музыки, музыкальная школа, музыкальное образование, школа, век, эстетическое воспитание, духовный мир.

Формирование музыкально-эстетической культуры учителя.

музыкально-эстетическая культура, музыкальное искусство, будущий учитель музыки, учитель музыки, Казахстан, поликультурное образование, музыкальная культура, общественная жизнь.

Дополнительное музыкальное образование детей как условие.

В современной действительности наблюдается значительный спад в области культуры, искусства. В связи с этим понижается общий уровень развитости, как взрослого человека, так и личности ребенка.

Некоторые особенности современного музыкального.

Массовое музыкальное воспитание и образование, помимо учреждений общеобразовательного типа (школы, гимназии, лицеи), осуществляется в системе детских школ искусств (ДШИ) и детских музыкальных школ (ДМШ).

Музыкально-эстетическое воспитание детей младшего.

Музыкально-эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста. Автор: Цыпляева Алла Викторовна.

Роль музыки в психическом развитии дошкольника

. музыкальная деятельность, музыкальное произведение, характер, музыкальное

Читайте также: