Какое направление противостояло школе махасангхика

Обновлено: 02.07.2024

Локоттаравада

Экавьявахарика

Гокулика = Куккутика = Куккулака

Васильев В.П. Буддизм, его догматы, история и литература. СПб, 1857–1869
Харматта Я. К интерпретации надписей на керамике из Кара-тепе. – В кн.: Буддийские пещеры Кара-тепе в Старом Термезе. М., 1969
Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. М., 1985
Вертоградова В.В. Индийская эпиграфика из Кара-тепе в Старом Термезе. М., 1995
Андросов В.П. Словарь индо-тибетского и российского буддизма. М., 2000

Другой пункт внутренних расхождений был связан с классификацией дхарм. Всего было принято насчитывать 75 обусловленных дхарм – санскрита. Буддисты же оставляли место и для нескольких необусловленных дхарм (асанскрита): сарвастивадины, тхеравадины и, вероятно, дхармагуптаки признавали таковой только нирвану. Некоторые другие школы к асанскрита относили также пространство, путь к освобождению (марга) и некоторые другие реалии.

Наконец, буддисты расходились и в трактовке самого познавательного процесса. Так, школа махасангхика уподобляла познание светильнику, освещающему не только предметы, но и самого себя, и утверждала, что одновременно могут возникнать разные виды чувственного познания (например, зрительное и тактильное). Taktilis, это латинское слово и означает осязательный, а тактильное ощущение – это ощущение посредством прикосновения.

Это деление, хотя и имеет историческую основу, все же скрывает истинную пружину развития философии – борьбу материализма с идеализмом. А она в древнеиндийской философии имела последовательный и целенаправленный характер. Так,:

В учениях буддистских и ортодоксальных школ осуждаются, прежде всего, материалистические школы;

Шанкара, самый выдающийся философ веданты, яростно нападает и на материалистические идеи санкхья, и на эмпиризм ньяи и вайшешика;

В лоне буддизма идеалистические школы мадхьямиков и йогачаров вели борьбу против материалистических учений тхеравадинов и сарвастивадинов.




системы: Джайнизм, Буддизм, Чарвака – Локаята

Другой пункт внутренних расхождений был связан с классификацией дхарм. Всего было принято насчитывать 75 обусловленных дхарм – санскрита. Буддисты же оставляли место и для нескольких необусловленных дхарм (асанскрита): сарвастивадины, тхеравадины и, вероятно, дхармагуптаки признавали таковой только нирвану. Некоторые другие школы к асанскрита относили также пространство, путь к освобождению (марга) и некоторые другие реалии.

Наконец, буддисты расходились и в трактовке самого познавательного процесса. Так, школа махасангхика уподобляла познание светильнику, освещающему не только предметы, но и самого себя, и утверждала, что одновременно могут возникнать разные виды чувственного познания (например, зрительное и тактильное). Taktilis, это латинское слово и означает осязательный, а тактильное ощущение – это ощущение посредством прикосновения.

Это деление, хотя и имеет историческую основу, все же скрывает истинную пружину развития философии – борьбу материализма с идеализмом. А она в древнеиндийской философии имела последовательный и целенаправленный характер. Так,:

В учениях буддистских и ортодоксальных школ осуждаются, прежде всего, материалистические школы;

Шанкара, самый выдающийся философ веданты, яростно нападает и на материалистические идеи санкхья, и на эмпиризм ньяи и вайшешика;

В лоне буддизма идеалистические школы мадхьямиков и йогачаров вели борьбу против материалистических учений тхеравадинов и сарвастивадинов.

После смерти Будды его учение было подхвачено множеством поклонников, особенно в северной и центральной частях Индии, и какое-то время передавалось в устной традиции. Позднее были созваны соборы: в 480 году до н. э. – в Радшагрихе и 380 году до н. э. – в Вайшали, на которых учение канонизировалось и был разработан текст так называемого послания Будды. Нельзя не заметить, что уже на втором соборе обнаружились различия в понимании того, чему на самом деле учил Будда. Впоследствии этот факт очень сильно повлиял на судьбу мирового буддизма в целом.

В течение последующих 300-400 лет после канонизации в рамках буддизма появилось около 20 школ (обычно говорят о 18), представлявших две основных группы — стхавиравадинов (палийский вариант тхеравадинов) и махасангхиков; на рубеже нашей эры они инициировали появление главных школ буддизма, существующих и по сей день: Хинаяны (Тхеравады) и Махаяны.

Некоторые из восемнадцати школ отличались друг от друга несущественно, например, пониманием вопросов дисциплинарного кодекса монахов (Винайи), а между некоторыми расхождения были весьма значительными.

Будда завещал свободу философской дискуссии, но при условии неукоснительного следования догматике. Школы возникали в буддизме не в результате привнесения каких-либо новых положений в религиозную доктрину. Они первично различались между собой только в отношении истолкования свода дисциплинарных правил для монахов — членов буддийской общины (сангхи), своих общественных установок и того, каким образом осмыслялась в этих школьных субтрадициях фигура Будды Шакьямуни.

Стхавиравадины и махасангхики

На базе этих первых школ сформировались 2 основных направлений буддизма — Хинаяна и Махаяна.

Самые важные направления и философские школы буддизма

Буддизм распался на различные философские школы скорее под влиянием логики, а не по установленной схеме. Обычно выделяют три основные философские школы буддизма, сформировавшиеся в разные периоды существования учения:

Хинаяна. Основным идеалом направления считается монах – только он может избавиться от перевоплощений. Нет пантеона святых, которые могли бы заступиться за человека, отсутствуют обряды, понятие ада и рая, культовые скульптуры, иконы. Все, что происходит с человеком – результат его действий, мыслей и образа жизни.
Теравадская ветвь распространилась на юге — в Цейлоне, Бирме, Камбодже и Таиланде. В основе ее учения лежат писания Типитака, к-рые призывают к монашескому образу жизни: буддизму надо посвятить свою жизнь целиком. Нирвана — цель существования. Главная добродетель — мудрость. Теравадская школа избегает ритуалов и поощряет медитацию. Понятие Бога, как реального лица, полностью отсутствует.

Махаяна. Даже мирянин (конечно, если он благочестив), наравне с монахом может достичь спасения. Появляется институт бодхисатв, являющихся святыми, которые помогают людям на пути их спасения. Также появляется понятие рая, пантеон святых, изображения будд и бодхисатв.
Махаянская ветвь распространилась на севере: в Китае, Японии, Корее, Тибете, Индонезии и Вьетнаме. В ней подчеркивается культовая сторона буддизма: возжжения фимиама, магические процедуры и оккультные ритуалы; статуям Будды воздаются божеские почести и почитается множество божеств. Тибетская форма махаянского буддизма — самая оккультная из всех. Здесь существует правящий класс “священников,” лам, к-рые изучают и толкуют философскую сторону буддизма. Поощряется вдумчивый образ жизни, спокойные темпы, умиротворение. Человек призывается войти в гармонию с природой.

Ваджраяна. Представляет собой тантрическое учение, опирающееся на принципах контроля самосознания и медитации.

В рамках этих основных групп также существуют известные и знаменитые буддийские направления:

Ламаизм — одно из основных направлений буддизма. Сложился в VII—XIV вв. в Тибете на основе махаяны и тантризма, воспринявших элементы другой религии тибетцев бон-по (разновидность шаманства). Является до настоящего времени основной религией тибетцев, разделяясь на ряд сект и школ. Каноническую основу ламаизма составляют сборники св. текстов — Ганджур (108 томов) и Данджур (225 томов). Для ламаизма характерны пышные богослужения и театрализованные мистерии, проводимые в дацанах (монастырских учебных заведениях), множество бытовых обрядов, магических приемов и заклинаний, направленных против гнева богов и козней злых духов.

Ранние школы буддизма (никая)

—Тхеравада (около 240 до н.э.), считается продолжением Стхавиравады и Вибхаджьявады

—Вайбхашики из восточной Индии

—Вайбхашики из центральной Индии

—Мадхьядешика

Влияние ранних школ на поздние:

Тхеравада (хинаяна)

Различные школы Тхеравады связаны с комментаторскими традициями на палийский канон или со специфической практикой. Возможна существенная разница в интерпретации правил винайи.

—Сангхарадж-никая

—Махастхабир-никая

—Тхудхамма-никая

—Шведжин-никая

—Чатубхуммика Махасатипаттхана Нгеттвин никая

—Дхамманудхамма Махадвая никая

—Вейлувун никая

—Дхаммавинаянулома Муладвая никая

—Дхаммаютика-никая Махайин

—Ганавимут Гадо

—Анаукчаунг Двая

—Сиам-никай

—Амарапур-никай

—Рамання-никай

—Маха-никай

—Тхаммают-никай

—Тайская лесная традиция (камматтхана) (лесные монахи есть в обеих никаях)

—Санти Асоке

—Суан Моккх

—Маха-никай

—Тхаммают-никай

—Моха-никай

—Тхаммают-никай

—Маха Бодхи

—Далитское буддийское движение , Наваяна (Тхеравада с элементами Махаяны и Ваджраяны) (см. Амбедкар, Бхимрао Рамджи)

—Джетавана-вихара (Kỳ Viên Tự)

Махаяна

Мадхъямака

—Мадхьямака-рангтонг (свабхавашунья, нихсвабхававада)

—Прасангака (воззрения Гэлуг, Дрикунг Кагью, большинства сакьяпинских и части кармапинских лам)

—Мадхьямака-жентонг (парабхава-шунья) (Маха-Мадхьямака, Парамартха-Читтаматра) (воззрение Ньингма, части сакьяпинских и большинства кармапинских лам, Другпа Кагью, Шангпа Кагью, Джонанг, Римэ)

—Тантрический женьтонг (опирается на Калачакра-тантру, объединён Долпопа Шераб Гьялценом из школы Джонанг с сутрическим)

—Детонг

—Санрон -сю:— японский вариант (поглощена школой Тэндай)

—Самнон (кор.)-чонъ — корейский вариант

Йогачара (Виджнянавада, Читтаматра)

Чань / Дзэн / Сон / Тхиен (дхьяна)

—Винитаручи (Тинидалыути) — вьетнамская школа, основанная учеником третьего патриарха Сэнцаня

—Хиянсан (кор.) — корейская школа, основанная учеником четвёртого патриарха Даосиня Помнаном, влилась в школу Чоге

—Нютоу-цзун (яп. Годзу) (гошринга) — школа, основанная учеником четвёртого патриарха Даосиня, придерживалась воззрения Мадхьямаки

Школы, основанные учениками пятого патриарха Хунжэня:

—Школа Чжишэня, придерживалась взглядов Виджнянавады

—Школа Лаоланя, придерживалась взглядов Виджнянавады

—Школа Сюаньши, придерживалась взглядов Виджнянавады

—Северная школа (Дуншань фа мэнь , Бэй-цзун (яп. Хоку-сю:)) — основана Шэньсю, придерживалась взглядов Виджнянавады

—Южная школа (Нань-цзун) — основана Хуэйнэном, придерживалась взглядов Экаяны

Баотан -цзун (сычуаньский чань)
Цаоси-бэй-цзун, Хэцзэ-цзун -цзун
Цаоси-нань-цзун

Буддизм Чистой Земли (амидаизм, амитоизм)

Син-буддизм

Нитирэнизм

Другие школы и течения

—Фудо:-сю: — японская школа

—Критический буддизм (хихан буккё) — японско-китайское течение

—Чань сюэ (‘учение о созерцании’) — направление в китайском буддизме III—V в., делавшее акцент на практике сидячей медитации. Повлияло в дальнейшем на школы Тяньтай и Чань

—Божо сюэ (‘учение о мудрости’) — направление в китайском буддизме III—VI в., делавшее акцент на изучении и толковании сутр Праджняпарамиты, оказало влияние на школу Саньлунь: Лю цзя ци цзун :

—Саньцзе-цзун (фр.)— китайская школа

—Фатзяо Хоахао — вьетнамская синкретическая школа

—Бинь сюен — вьетнамская синкретическая секта

—Помун-чонъ — корейский женский орден

—Лэнце-цзун (ланкаватара) — школа Ланкаватара-сутры, предшественница Чань

—Синсэй Буккё: Кё:дан (яп.) — японская новая религия

—Томун-чонъ — корейская школа

Ваджраяна

Тибето-монгольский буддизм

—Ньингма-па

—Международная Дзогчен-община, созданная Намкхаем Норбу Ринпоче (Санти Маха Сангха)

—Балагатское движение → необуддизм Б. Д. Дандарона

Шесть материнских монастырей
—Дорчжэ Драг
—Миндролинг
—Палри
—Катхог
—Пельюль
—Дзогчен
—Шечен

Известные циклы тэрма
—Лонгчхэнь Ньингтхиг
—Чоклинг Терсар
—Намчхой
—Дуджом Терсар
—Джангтер (нем.)
—Кхордонг Тер

Сарма-па

—Сакья-па

—Древняя Кадам-па → Гэлуг-па (Новая Кадам-па)

—Кагью(д)-па

—Ка-Ньинг (Кагью + Ньингма)

—Бон

—Рипа
Аскетическая йогическая традиция в Кагью и Ньингма.

—Джонанг-па
Школу иногда рассматривают как подшколу Сакья, однако Джонанг развивалась как самостоятельная школа и сами её представители не считают себя частью Сакья.

—Дугэл Шиджед и Чод
Не существует как отдельная линия, но учения практикуются во всех школах

Обычно говорят, что в Тибете присутствуют четыре духовные традиции: ньингма, кагью, сакья и гелуг, причем гелуг является наследницей более ранней традиции кадам, появившись в результате ее реформирования последней. Однако когда в декабре 1988 года Его Святейшество Далай-лама созвал в индийском городе Сарнатхе конференцию тулку (лам-перерожденцев) разных традиций, он подчеркнул, что важно включать в число тибетских традиций и добуддийскую традицию бон, говоря, таким образом, о пяти тибетских традициях.

Первой в Тибете появилась традиция Ньингма, что означает "древняя", или "Старая". Она стала результатом работы Гуру Падмасамбхавы, принесшего буддизм в Тибет, царя Трисонга Дэцена и Бодхисаттвы Шантаракшиты.

Традицию Гелуг основал ученый Цонгкапа Лобзанг Драгпа. Это самая молодая из главных четырех школ тибетского буддизма. Главную роль здесь играет соблюдение монашеских правил Винайи и "постепенный путь" к Просветлению, унаследованный от Атиши. Эту линию сейчас возглавляет Далай-лама, сознательно перерождающийся лама.

Данные археологии свидетельствуют, что к I в. до Р. Х. М. имела собственные монастыри-вихары, в кушанскую эпоху (I-III вв.) она активно конкурировала в Сев. Индии с тхеравадой и сарвастивадой, это соперничество документируется данными эпиграфики (в Матхуре, Вардаке и т. д.), свидетельствующими о воздвижении ими статуй бодхисаттв. Еще более популярны они были в Декане и на крайнем юге в правление Сатаваханов (II в. до Р. Х.- II в. по Р. Х.) и Икшваков (III в. по Р. Х.), что документируется надписями из Карли, Насика, Амаравати, Нагарджуниконды, Дхарникоты. О присутствии М. в Ср. Азии в кушанскую эпоху свидетельствуют надписи в Кара-Тепе и Фаяз-Тепе (близ Термеза, Узбекистан), сообщающие также об остром соперничестве их с сарвастивадинами. После этого успеха М. вступает в стадию кризиса, наиболее значительные сведения о М. обнаруживаются до VII в. в Индонезии (Суматра и Ява).

Читайте также: