Какое место в жизни сашки занимает зина кратко

Обновлено: 05.07.2024

Цели урока: вызвать у детей размышления о прочитанном, переживания, душевный отклик; совершенствовать умение анализировать текст.

Оборудование урока: проектор, можно попросить принести на урок какие-нибудь семейные реликвии времён войны: письма, документы, фотографии, газеты, вещи.

Методические приёмы: анализ текста, беседа.

II. Вступительное слово учителя

III. Беседа c учащимися

IV.

Эпизод с Пашей.

(Эти эпизоды раскрывают личность Сашки с разных сторон, он как бы проходит испытания на выносливость, на человечность, на верность в дружбе, в любви, испытания властью, неограниченной властью над другим человеком.)

VI. Вопросы

1. Почему Сашка не подчиняется приказу? Как расценивать это его поступок?

2. Какова позиция Толика, связного комбата?

3. Какие духовные качества Сашки проявляются в этом эпизоде?

(Деятельная доброта; действенный гуманизм; твёрдость нравственных принципов; отношение к жизни как высшей ценности; страх от неограниченной власти над другим человеком; огромное чувство ответственности за всё, даже за то, за что он не мог отвечать).

Война не убивает в Сашке человеческого, а даже обостряет жажду жить, любить.

1. Какое место в жизни Сашки занимает Зина?

2. Почему Зина всё-таки пошла на вечеринку?

(Приходил лейтенант, уговаривал её, потому что отправляют его на передовую, хотел он проститься с Зиной. Зина Сашке на прогулке сказала, что нравится она лейтенанту, что ухаживает он за ней по-хорошему. И Зине этот лейтенант, судя по всему нравится.)

3. Как отнёсся Сашка к тому, что пошла на танцы?

4. Как вы оцениваете поведение Сашки в финале второй части повести?

( В эпизоде в эвакогоспитале румяный, сытый майор успокаивает возмущенных раненых–дали всего две ложки каши. В сердцах лейтенант запустил в майора тарелкой, и сашка выгораживает друга, которого подведут под трибунал, а ему, рядовому, ничего не будет–дальше передовой не пошлют.

IX. Проблемная ситуация

X. Самостоятельная работа (по группам): отметить особенности повести.

XI. Заключительное слово учителя

— Почему Сашка не подчиняется приказу?

— Как расценивать этот его поступок?

Сашка вызывает уважение к себе своей добротой, гуманностью. Война не искалечила его душу, не обезличила его. Удивительно огромное чувство ответственности за все, даже за то, за что он не мог отвечать. Стыдно ему было перед немцем за никудышную оборону, за ребят, которых не похоронили: он старался вести пленного так, чтоб не видел тот наших убитых и не захороненных бойцов, а когда натыкались на них, стыдно было Сашке, словно он в чем-то виновен.

Можно обсудить этот поступок Сашки в классе, найдутся те, кто считает его неправым — приказы на войне надо выполнять.

— Какова роль эпизодического героя, связного комбата Толика?

— Какое качество героя подчеркивает Кондратьев в эпизоде возвращения раненого Сашки в роту?

I V . Работа с эпизодом о любви Сашки к Зине

— Война не убивает в Сашке человеческого, а даже обостряет жажду жить, любить. Какое место в жизни Сашки занимает Зина?

— Как проявляет себя Сашка во время краткой фронтовой дружбы с лейтенантом Володей?

V . Заключительное слово учителя

2) Легко или трудно иметь такого друга, как Сашка?

3) Что главное в Сашки ном характере?

4) Время и пространство в повести.

Вариант урока 31(92)

Цели урока: вызвать у детей размышления о прочитанном, переживания, душевный отклик; совершенствовать умение анализировать текст.

Оборудование урока: можно попросить принести на урок какие-нибудь семейные реликвии времен войны: письма, документы, фотографии, газеты, вещи.

I . Слово учителя

II. Аналитическая беседа

Авторское определение жанра вторит названию, обещающему именно пасторальный сюжет, чувствительную повесть. Однако тематика повести резко контрастирует и с названием, и с авторским определением жанра. Писатель действительно воспевает чистоту и верность чувств, но на каком фоне? Вместо мирных пасторальных пейзажей — кровавый фронтовой быт. Любовь героев далека от красивой сказки, и конец этой любви трагичен.)

— Где и когда происходит действие повести?

(Ни время, ни место действия прямо в повести не указаны. Это лишь один эпизод войны, подобный мог произойти в любое время и в любом месте военных действий. Отсутствие указания на конкретное время и место придает повествованию обобщающий характер.)

Справка. По мнению исследователей, Астафьев описывает Корсунь-Шевченковскую операцию 1944 года, одну из выдающихся в истории Великой Отечественной войны.

— Каков событийный фон повести?

(В центре повествования — малая войсковая единица, взвод пехоты, которым командует девятнадцатилетний Борис Костяев. Взвод Костяева участвует в ликвидации взятой в тиски большой группировки немецких войск. Фашистское командование отказалось принять ультиматум о безоговорочной капитуляции.)

— Как изображает Астафьев боевые действия и главное — чело века на войне? (Зачитаем и прокомментируем эпизоды.)

Часто писатель изображает картины войны натуралистично, что характерно для его творческого почерка: «На поле, в ложках, в воронках, и особенно густо возле изувеченных деревцев лежали убитые, изрубленные, подавленные немцы. Попадались еще живые, изо рта их шел пар, они хватались за ноги, ползали следом по истолченному снегу, опятнанному комками земли и кровью, взывали о помощи.

Борис из интеллигентной учительской семьи, по матери — потомок декабриста Фонвизина, человек невоенный по своей сути. Но он выполняет на войне свой долг и не теряет при этом лучших человеческих качеств.)

С этой сценой контрастирует другая: «в ближайшей полуразбитой хате военный врач с засученными рукавами бурого халата перевязывал раненых, не спрашивая и не глядя: свой это или чужой.

Здесь встает извечный вопрос: что нужно проявлять к побежденному врагу — месть или милосердие? Месть оправданна, но милосердие выше.

— Как соотносится с военной темой тема любви? Как изображается любовь?

(Любовь возникает прямо в военном аду, вопреки ему. Это великая, единственная любовь, которая дается далеко не каждому. Автору удается совместить возвышенную романтику и даже сентиментальность с грубым реализмом войны.

Эта картина соединяет два символа — символ жестокости войны и символ вечной любви.)

— Каковы особенности астафьевского символа?

И еще раз символические образы пастуха и пастушки, убитых войной, всплывают в угасающем сознании Бориса, когда его раненого везет в тыл санитарный поезд.)

Похожие документы:

Поурочные разработки по русской литературе ХХ века: 11 класс

Егорова Н. В. Поурочные разработки по русской литературе ХХ века: 11 класс, I полугодие. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: . первого полугодия 11 класса и ориентировано, прежде всего, на работу в комплексе с учебниками: • Русская литература ХХ века в .

Учебного курса литературы для 10,11 классов базовый уровень

Рабочая программа педагога Леонтьевой Виктории Альбертовны, первая квалификационная категория предмет: литература класс: 11 на 2013 2014 учебный год

Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования: базовый уровень (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.

. Поурочные разработки. - М.: Просвещение. 3. Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века. 10 класс. 1-е полугодие. - М.: Вако, 2003. 4. Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе .

История с Зиной.
И опять, перебрав всё, что у него с Зиной за тот день и вечер было, припомнив опять разговоры их все и представив её жизнь тут за эти месяцы, пришёл он к тому – неподсудна Зина… Просто война… И нету у него зла на неё.
У Сашки очень сильны нравственные принципы: если он дал слово, то должен его сдержать .Много, очень много видал Сашка смертей за это время – проживи до ста лет, столько не увидишь, – но цена человеческой жизни не умалилась от этого в его сознании.
Сашка вызывает уважение к себе своей добротой, гуманностью. Война не исколечила его душу, не обезлечила его. Удивительно огромное чувство ответственности за всё, даже за то, за что он не мог отвечать. Стыдно ему было перед немцем за никудышную оборону, за ребят, которых не похоронили: он старался вести пленного так, чтоб не видел тот наших убитых и не захороненных бойцов, а когда натыкались на них, стыдно было Сашке, словно он в чём-то виновен.


3 чел. помогло.

САВВУШИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ЗМЕИНОГОРСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Открытый урок по литературе в 11 классе

Учитель: Сорокина Т.А.

с.Саввушка, 2011 г.

Всем воевавшим подо Ржевом –

живым и мёртвым –

посвящена эта повесть.

Цели: Проследить изображение Великой Отечественной войны писателем – фронтовиком; понять характер главного героя, как характер человека, сформированный своим временем и воплотивший лучшие черты этого времени: человечность, совестливость, тонкость чувств; совершенствовать умение анализировать текст; вызвать у детей размышления о прочитанном, переживание, душевный отклик.

^ Методические приёмы: элементы анализа художественного текста, комментарии учителя, чтение наизусть, беседа по вопросам, работа над планом, пересказ.

1. Организационный момент

Цель: мобилизовать познавательную активность детей на уроке.

2. Изучение нового материала

Цель: вооружить учащихся новыми способами выполнения действий и формировать на их основе навыки и умения применять знания на практике, самостоятельно добывать, пополнять и расширять свои знания.

А были они чаще всего молодыми. Или даже совсем молодыми. Так вот: какими они были – эти мальчишки? Разве нам всё равно? Разве не важно для нас, для нашей собственной жизни, представить себе, о чём думали они, чего хотели, к чему стремились?

Чем лучше будем знать, какими они были, тем лучше увидим самих себя и свои возможности. Тем богаче станет наша историческая память, и тем выше наша ответственность за жизнь, какую живём.

Как это, совсем ещё мальчишки, смогли наперекор тяжёлым обстоятельствам, сохранить высокие нравственные качества, что они не утратили своей человечности, совестливости, тонкости чувств. Это понять – цель нашего урока. (слайд №1)

Когда я вижу, как убитый

Сосед мой падает в бою,

Я помню не его обиды,

Я помню про его семью.

Мне представляется невольно

Его обманчивый уют.

… Он мёртв уже. Ему не больно,

А их ещё… письмом убьют!

- Слово учителя

То, что Кондратьев начал писать о войне, было не только литературной задачей, а смыслом и оправданием его нынешней жизни, выполнением долга перед погибшими на Ржевской земле однополчанами. (слайд №2)

- Слово учителя

Автор сразу вводит читателя в повествование без всяких предварительных слов. Он не называет бойца по фамилии, не называет его звание. Герой - просто Сашка.

^ Вопрос классу:

- Какие события выбрал автор из фронтовой Сашкиной жизни и почему?

Эти эпизоды открывают личность Сашки с разных сторон, но он как бы проходит испытание на выносливость, на человечность, на верность в дружбе, в любви, испытание властью над другим человеком.

- Составление плана повести (выделение основных эпизодов)

- Добывание валенок для своего ротного.

- По дороге в штаб.

- В штабе. (Допрос немца) Почему Сашка не подчиняется приказу?

- Роль эпизодического героя, связного комбата Толика.

- Возвращение раненого Сашки в роту, проститься с ребятами и отдать автомат. Какое качество характера проявляется у Сашки?

- Встреча с раненым

- Какое значение в жизни Сашки занимает Зина?

- Краткая фронтовая дружба с лейтенантом Володей.

- Как начинается повествование, и как автор представляет читателю своего героя?

Автор сразу вводит читателя в повествование без всяких предварительных слов. Он не называет бойца по фамилии, не называет его звания, герой – просто Сашка.

- Чем занимается Сашка на фронте?

Добывает валенки для ротного. Сашка проходит испытание на выносливость, на человечность.

- Каким образом Сашке удалось взять немца в плен?

- Почему Сашка не подчиняется приказу комбата? Как расценивать этот его поступок?

Война не искалечила его душу, не обезличила его.

- Какова роль эпизодического героя, связного комбата Толика?

- Какое качество героя подчёркивает Кондратьев в эпизоде возвращения раненного Сашки в роту?

- Война не убивает в Сашке человеческого, а даже обостряет жажду жить, любить. Какое место в жизни Сашки занимает Зина?

- Как проявляет себя Сашка во время краткой фронтовой дружбы с лейтенантом Володей?

3. ^ Итоговый вопрос:

– Так какими они были, те мальчишки страшной войны?

- Заключительное слово учителя

Ты не знаешь, мой сын, что такое война!

Это вовсе не дымное поле сраженья,

Это даже не смерть и отвага. Она

В каждой капле находит своё выраженье.

Это – изо дня в день лишь блиндажный песок

Да слепящие вспышки ночного обстрела;

Это – боль головная, что ломит висок;

Это – юность моя, что в окопах истлела;

Это – грязных, разбитых дорог колеи;

Бесприютные звёзды окопных ночёвок;

Это – кровью омытые письма мои,

Что написаны криво на ложе винтовок;

Это – в жизни короткой последний рассвет

Над разрытой землёй. И лишь как завершенье –

Под разрывы снарядов, под вспышки гранат –

Беззаветная гибель на поле сраженья.

- Звуки метронома.

- Оценка работы учащихся.

^ 4. Домашнее задание

Цель: дать возможность учащимся проверить усвоение материала, данного на уроке, углубить и самостоятельно применить его.

2. Легко или трудно иметь такого друга, как Сашка?

3. Что главное в Сашкином характере?

Использованная литература

Читайте также: