Какое количество детей проходят курс коррекции в условиях школьного логопункта

Обновлено: 05.07.2024

Настоящее инструктивное письмо определяет порядок организации деятельности логопедического пункта как структурного подразделения государственного, муниципального общеобразовательного учреждения.

Логопедический пункт создается в общеобразовательном учреждении в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ (особенно по родному языку). Основными задачами логопедического пункта являются:

- коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;

- своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;

- разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся. Логопедический пункт создается в общеобразовательном учреждении, находящемся в городской местности, при наличии пяти-десяти классов I ступени начального общего образования и трех-восьми классов I ступени начального общего образования в общеобразовательном учреждении, находящемся в сельской местности.

В логопедический пункт зачисляются обучающиеся общеобразовательного учреждения, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке (общее недоразвитие речи разной степени выраженности; фонетико-фонематическое недоразвитие речи; фонематическое недоразвитие речи; заикание; недостатки произношения - - фонетический дефект; дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия); нарушения чтения и письма, обусловленные общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи).

В первую очередь в логопедический пункт зачисляются обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ (дети с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи).

Предельная наполняемость логопедического пункта городского общеобразовательного учреждения не более 25 человек, сельского общеобразовательного учреждения не более 20 человек.

На каждого обучающегося, зачисленного в логопедический пункт, учитель-логопед заполняет речевую карту по форме согласно приложению 2.

Выпуск обучающихся из логопедического пункта производится в течение всего учебного года после устранения у них нарушений в развитии устной и письменной речи.

Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и в группе. Основной формой являются групповые занятия. Предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от характера нарушения в развитии устной и письменной речи обучающегося и местонахождения общеобразовательного учреждения.

Занятия с обучающимися в логопедическом пункте, как правило, проводятся во внеурочное время с учетом режима работы общеобразовательного учреждения. Коррекция произношения у обучающихся первых классов с фонетическими дефектами, не влияющими на успеваемость, в виде исключения может осуществляться во время уроков (кроме уроков русского языка и математики). Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития. Групповые занятия проводятся:

- с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи, не менее трех раз в неделю;

- с обучающимися, имеющими фонетико-фонематическое или фонематическое недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием речи, не менее двух-трех раз в неделю;

- с обучающимися, имеющими фонетический дефект, не менее одного-двух раз в неделю;

- с заикающимися обучающимися не менее трех раз в неделю.

Индивидуальные занятия проводятся не менее трех раз в неделю с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи второго уровня по Р.Е. Левиной, дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия). По мере формирования произносительных навыков у этих обучающихся занятия с ними проводятся в группе. При этом занятия с указанными обучающимися не могут проводиться в одной группе с заикающимися обучающимися и обучающимися с недостатками произношения отдельных звуков.

Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, продолжительность индивидуального занятия - 20 минут.

Темы групповых и индивидуальных занятий с обучающимися и учет их посещаемости отражаются в журнале факультативных и логопедических занятий.

В случае необходимости уточнения диагноза обучающиеся с нарушениями речи с согласия родителей (законных представителей) направляются учителем-логопедом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачами-специалистами (невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или в психолого-медико-педагогическую комиссию.

Ответственность за обязательное посещение обучающимися занятий в логопедическом пункте несут учитель-логопед, классный руководитель и руководитель общеобразовательного учреждения.

Учитель-логопед оказывает консультативную помощь учителям общеобразовательного учреждения и родителям (законным представителям) обучающихся в определении причин неуспеваемости и дает рекомендации по их преодолению. Учитель-логопед несет ответственность за организацию и своевременное выявление обучающихся с первичной речевой патологией, комплектование групп.

а) проводит занятия с обучающимися по исправлению различных нарушений устной и письменной речи. В ходе занятий осуществляется работа по предупреждению и преодолению неуспеваемости по родному языку, обусловленной первичным речевым нарушением;

б) осуществляет взаимодействие с учителями по вопросам освоения обучающимися общеобразовательных программ (особенно по родному языку);

в) поддерживает связь с дошкольными образовательными учреждениями, со специальными (коррекционными) образовательными учреждениями для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, логопедами и врачами-специалистами детских поликлиник и психолого-медико-педагогических комиссий;

г) участвует в работе методических объединений учителей-логопедов;

д) представляет руководителю общеобразовательного учреждения ежегодный отчет о количестве обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, в общеобразовательном учреждении и результатах обучения в логопедическом пункте по форме.

Для логопедического пункта выделяется кабинет площадью, отвечающей санитарно-гигиеническим нормам. Логопедический пункт обеспечивается специальным оборудованием.

Не торопитесь уходить!

Помните, что лучшим стимулом для развития сайта, является ваша активность на нем.

Проведите на ресурсе больше времени, попробуйте найти для себя еще что-то интересное в разных каталогах, дайте ссылку на сайт знакомым, напишите на форуме в разделе замечания и предложения что бы вы хотели увидеть нового и необходимые Вам материалы будут добавлены быстрее.

Сайты партнеры:

Для быстрого поиска по странице используйте комбинацию клавиш Ctrl+F и в появившемся окне напечатайте слово запроса (или первые буквы)

Введение в логопедическую специальность

В каком году была открыта первая речевая школа в России?
в 1954

В каком году в России были организованы обязательные логопедические курсы для воспитателей и врачей?
в 1918

В каком году в России были созданы впервые логопедические курсы?
в 1915

В каком отделении школы для детей с тяжелыми нарушениями речи обучаются дети с заиканием?
во втором

В чем заключается когнитивный аспект речевой деятельности, на котором основываются задачи нормализации речевого развития ребенка:
Формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи

В чем заключается принцип развития по Р.Е. Левиной?
В анализе процесса возникновения дефекта

В чем заключается принцип системного подхода по Р.Е. Левиной?
В своевременном выявлении осложнений в формировании всех сторон речи: звуковой и смысловой

В чем заключается структурный аспект речевой деятельности, на котором основываются задачи нормализации речевого развития ребенка:
Формирование фонетической, лексической и грамматической системы языка

Выделяют несколько видов монологической речи, среди них:
описание
повествование
рассуждение

Деонтология — это:
система взаимодействия специалиста (логопеда) с лицом, имеющим речевое расстройство, его родственниками и коллегами по работе

Индикативная функция означает, что речь является:
средством указания на предмет

Какие нарушения речи встречаются только в клинико-педагогической классификации? (можно выбрать несколько вариантов):
Дизартрия
Дислалия
Нарушения чтения и письма

Какие периоды являются критическими для развития речи:
1-2 года
3 года
6-7 лет

Какие формы воздействия чаще всего используются в дошкольной логопедии?
воспитание, обучение, коррекция

Какими методы используют для осуществления логопедического воздействия?
наглядные, словесные, практические
продуктивные, репродуктивные, творческие

Какое количество детей проходят курс коррекции в условиях школьного логопункта?
25

Какое нарушение речи встречается как в психолого-педагогической, так и в клинико-педагогической классификации?
заикание

Какой вид речи усваивается ребенком быстрее?
диалогическая

Какой пол более предрасположен к речевой патологии?
мужской

Какой резус-фактор у матери может угрожать здоровью ребенка?
отрицательный

Когда возникают наиболее грубые дефекты развития во внутриутробном периоде?
в период от 4 недель до 4 месяцев

Кто является создателем клинико-педагогической классификации речевых нарушений?
М.Е. Хватцев, Ф.А. Рау и др.

Кто является создателем психолого-педагогической классификации речевых нарушений?
Р.Е. Левина

Логопедия — это:
Наука о нарушениях развития речи, их преодолении и предупреждении посредством специального коррекционного обучения и воспитания

Может ли логопед иметь дефект речи?
это недопустимо

На базе какой школы открывались первые классы для детей с тяжелыми нарушениями речи?
в школе для слабовидящих

Натальный период переводится означает:
родовой

Неблагоприятные внешние факторы называют:
экзогенными

Неблагоприятные внутренние факторы называют:
эндогенными

Пренатальный период переводится означает:
дородовой

Продуктивные виды речевой деятельности:
произношение, письмо

Работая в каком учреждении, логопед обследует ежегодно всех детей, включая тех, кто успешно прошел курс коррекции?
во вспомогательной школе

Рецептивные виды речевой деятельности:
аудирование, чтение

Сигнификативная функция означает, что речь является:
средством обобщения

Сколько видов речевой деятельности выделяют в психолингвистике?
4

Что такое нарушение речи?
Собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в языковой среде, которое частично или полностью препятствует речевому общению. ограничивает возможности познавательного развития и социокультурной адаптации

Что является предметом логопедии?
Изучение закономерностей обучения и воспитания лиц с нарушениями речи и связанных с ними отклонений в психическом развитии

Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи — это школа:
V вида

Предельная наполняемость групп обучающихся,
имеющих нарушения в развитии устной
и письменной речи

(Заполняется учителем-логопедом после обследования обучающихся)

Группы обучающихся

Предельная наполняемость, чел.

расположенное в городе

Образовательное учреждение, расположенное в сельской местности

Минимальная наполняемость группы — 3 обучающихся.

Примечание: Данное письмо определяет порядок организации деятельности логопункта в рамках школы. Согласно этому документу предельная наполняемость логопункта составляет 25 человек. Это количество детей возможно охватить лишь при групповых формах работы, на что и ориентированы школьные логопункты.

Так как аналогичного документа, распространяющегося на дошкольные логопункты, не существует, логопеды, планируя свою работу, могут руководствоваться настоящим инструктивным письмом. На дошкольный логопункт также может быть зачислено до 25 детей с диагнозами: дислалия, сложная дислалия, дизартрия. Но с детьми дошкольного возраста в основном ведется индивидуальная и подгрупповая работа. Поэтому оптимальная наполняемость группы зависит от речевых диагнозов детей.

В чем заключается принцип системного подхода по Р.Е. Левиной?

?) В раскрытии связей между речевыми нарушениями и другими сторонами психической деятельности

?) В своевременном выявлении осложнений в формировании всех сторон речи: звуковой и смысловой

Какими методы используют для осуществления логопедического воздействия?

Какие формы воздействия чаще всего используются в дошкольной логопедии?

?) Недостаточная степень сформированности речевой функции у детей, препятствующее их личностному и психическому развитию

?) Повторяющиеся и стойкие ошибки в устной и письменной речи

?) Собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в языковой среде, которое частично или полностью препятствует речевому общению. ограничивает возможности познавательного развития и социокультурной адаптации

Читайте также: