Какими тремя основными принципами руководствовался юстиниан в своей политике кратко

Обновлено: 04.07.2024

ЮСТИНИАН I ВЕЛИКИЙ (482 или 483–565), один из величайших византийских императоров, кодификатор римского права и строитель собора св. Софии. Юстиниан был, вероятно, иллирийцем, родился в Таурезии (провинция Дардания, близ совр. Скопье) в крестьянской семье, но воспитывался в Константинополе. При рождении получил имя Петр Савватий, к чему впоследствии добавились Флавий (как знак принадлежности к императорскму семейству) и Юстиниан (в честь дяди по матери императора Юстина I, правил в 518–527). Юстиниан, любимец не имевшего собственных детей дяди-императора, сделался при нем чрезвычайно влиятельной фигурой и, постепенно восходя по служебной лестнице, поднялся до поста командующего столичным военным гарнизоном (magister equitum et peditum praesentalis). Юстин усыновил его и сделал своим соправителем в последние несколько месяцев царствования, так что когда 1 августа 527 Юстин умер, Юстиниан взошел на трон. Рассмотрим царствование Юстиниана в нескольких аспектах: 1) войны; 2) внутренние дела и частная жизнь; 3) религиозная политика; 4) кодификация права.

Войны.

Завоевание Африки было только прелюдией к завоеванию Италии, в которой теперь господствовали остготы. Их король Теодат убил Амаласунту, дочь великого Теодориха, которой покровительствовал Юстиниан, и этот инцидент послужил предлогом для начала войны. К концу 535 была оккупирована Далмация, Велисарий занял Сицилию. В 536 он овладел Неаполем и Римом. Теодата сместил Витигис, который с марта 537 по март 538 осаждал Велисария в Риме, однако был вынужден ни с чем отступить на север. Затем византийские войска заняли Пицен и Милан. Равенна пала после осады, длившейся с конца 539 по июнь 540, и Италия была объявлена провинцией. Однако в 541 отважный молодой король готов Тотила взял дело отвоевания былых владений в свои руки, и к 548 Юстиниану принадлежали только четыре плацдарма на побережье Италии, а к 551 к готам перешли также Сицилия, Корсика и Сардиния. В 552 в Италию прибыл талантливый византийский командующий евнух Нарсес с хорошо оснащенной и снабженной армией. Стремительно двигаясь от Равенны на юг, он разбил готов при Тагине в центре Апеннин и в последнем решающем сражении у подножия горы Везувий в 553. В 554 и 555 Нарсес очистил Италию от франков и алеманнов и подавил последние очаги сопротивления готов. Территория к северу от По была частично возвращена в 562.

Остготское королевство перестало существовать. Равенна стала центром византийской администрации в Италии. Нарсес правил там как патрикий с 556 по 567, а после него здешний наместник стал называться экзархом. Юстиниан более чем удовлетворил свои честолюбивые замыслы. Ему покорилось также западное побережье Испании и южное побережье Галлии. Однако основные интересы Византийской империи находились все же на Востоке, во Фракии и Малой Азии, так что цена приобретений на Западе, которые не могли быть долговечными, возможно, оказалась чересчур высокой.

Частная жизнь.

Религиозная политика.

Юстиниан интересовался вопросами религии и считал себя теологом. Будучи страстно приверженным православию, он боролся с язычниками и еретиками. В Африке и Италии от него пострадали ариане. К монофизитам, которые отрицали человеческую природу Христа, относились с терпимостью, поскольку их взгляды разделяла Феодора. В связи с монофизитами Юстиниан оказался перед непростым выбором: он хотел мира на Востоке, но не желал ссориться также и с Римом, который для монофизитов ровно ничего не значил. Сначала Юстиниан попытался добиться примирения, но, когда на Константинопольском соборе 536 монофизиты были преданы анафеме, преследования возобновились. Затем Юстиниан начал готовить почву для компромисса: он пытался склонить Рим к тому, чтобы была выработана более мягкая трактовка православия, и принудил находившегося у него в 545–553 папу Вигилия фактически осудить положение символа веры, принятого на 4-м Вселенском соборе в Халкидоне. Эта позиция получила одобрение на 5-м Вселенском соборе, проходившем в Константинополе в 553. К концу царствования позицию, которую занимал Юстиниан, едва ли можно было отличить от позиции монофизитов.

Кодификация права.

Репутация и достижения.

Оценивая личность Юстиниана и его достижения, следует учитывать роль, которую играет в формировании наших представлений о нем его современник и главный историк Прокопий. Прекрасно осведомленный и компетентный ученый, по неизвестным нам причинам Прокопий испытывал к императору стойкую неприязнь, которую не отказал себе в удовольствии излить в Тайной истории (Anecdota), особенно по поводу Феодоры.

История еоценила заслуги Юстиниана как великого кодификатора права, только за одно это деяние Данте отвел ему место в Раю. В религиозной борьбе Юстиниан сыграл противоречивую роль: сначала он пытался примирить соперников и достичь компромисса, затем развязал преследования и закончил тем, что почти полностью отказался от того, что исповедовал вначале. Его нельзя недооценивать как государственного деятеля и стратега. В отношении Персии он проводил традиционную политику, добившись определенных успехов. Юстиниан замыслил грандиозную программу возвращения западных владений Римской империи и почти полностью ее осуществил. Однако этим он нарушил баланс сил в империи, и, возможно, впоследствии Византии крайне не хватало энергии и ресурсов, которые были впустую израсходованы на Западе. Умер Юстиниан в Константинополе 14 ноября 565.

Надлер В.К. Юстиниан и партия цирка в Византии. Харьков, 1876
Диль Ш. Юстиниан и византийская цивилизация в VI веке. СПб, 1908
Дигесты Юстиниана. М., 1984
Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история. М., 1993
Агафий Миринейский. О царствовании Юстиниана. М., 1996

Самой яркой страницей истории VI века для Византийской империи, безусловно, стала правление императора Юстиниана, исключительно долгое и наполненное событиями как внутренней, так и внешней истории.

Юстиниан происходил из фракийских крестьян. Семья его была неблагородной, первым человеком, который стал заметен на политическом небосклоне Византийской империи из этой фамилии был его дядюшка Юстин. Этот престарелый воин, не умевший читать и писать, в 518 году, после смерти императора Анастасия, довольно ловко распорядился выделенными ему средствами и смог занять престол. Понятное дело, что человек, не имевший должного образования и навыков для управления империей, сразу же приближает к себе своего ближайшего родственника. По сути, Юстиниан становится соправителем своего дядюшки.

В 527 году, когда престарелый Юстин умирает, Юстиниан официально вступает на престол Восточной Римской империи в качестве единственного императора и правит очень долго – до 565 года. Этот император был необычайно трудолюбив, въедлив и вместе с тем жесток, завистлив и даже параноидален.

Под стать этому противоречивому правителю была его супруга – Феодора. Происхождение ее было самое незавидное: отец ее был распорядителем звериных травель в константинопольском цирке. После его ранней смерти девушке пришлось выбрать позорное ремесло танцовщицы и куртизанки, для того чтобы пропитать себя. Однако природный ум, обаяние, красота и коварство Феодоры довольно скоро позволили ей забросить это занятие и заняться поисками богатых патронов. Последним в ряду таких покровителей и стал тогда еще наследник престола – Юстиниан.

Брак этих двух незаурядных людей продолжался не очень долго, однако император и императрица истинно правили сообща. Юстиниан всегда опирался на мнение своей супруги, в то время как Феодора почти во всем поддерживала Юстиниана.

Помимо наведения порядка в законодательстве, Юстиниан всячески пытался нормализировать систему управления империей. Боролся с коррупцией, правда, очень неудачно. В дальнейшем эта борьба с ветряными мельницами закончилась безусловным поражением императора. Он даже официально узаконил тарифы на занятие всех высших государственных и церковных должностей, которые стали открыто продаваться.

Юстиниан пытался навести порядок в налоговой сфере. Здесь ему помогал его ближайший сподвижник Иоанн Каппадокиец, долгое время занимавший пост префекта претория Востока. Поначалу Иоанн Каппадокиец снижает налоги, но в дальнейшем огромные траты Юстиниана на его церковную политику, строительные проекты и не в последнюю очередь на его завоевания на западе и войны на востоке приводят к тому, что казне начинает не хватать денег. Налоговый гнет начинает возрастать. В итоге правление Юстиниана становится периодом, когда налоги будут взимать даже в прямом смысле за воздух, об этом напоминает Прокопий Кесарийский.


Учебник по Истории 6 класс Агибалова Донской
of your page -->

Проверьте себя

1. Докажите преимущества географического положения Константинополя. Какие ещё города империи процветали? 2. Какой властью обладал византийский император? 3. Как Юстиниан укреплял единство страны? Что из созданного в годы его правления сохранилось на многие века? 4. Удалась ли попытка Юстиниана восстановить Римскую империю? Почему? 5. Какие народы вторгались на территорию Византии после смерти Юстиниана?

Подумайте

Проверьте себя

Подумайте

1) Географическое положение Восточной Римской империи давало ей так же большое экономическое развитие, т. к. по ее территории проходило большое количество торговых путей. Поэтому она могла содержать большое войско и могла противостоять нападениям варваров. 2) Для того что бы восстановить Римскую империю в прежних границах, пришлось бы затратить огромное количество ресурсов, денег. Так же это занимало продолжительное количество времени, но Юстиниан хотел сделать все быстро, поэтому он не жалел ни людей, ни ресурсы, поэтому людям это не понравилось и начали восставать, что привело к ослаблению государству. 3) Юстиниан был выдающимся правителем, ему практически удалось восстановить Римскую империю в прежних границах. Так же его реформами пользовались многие следующие императоры, и даже правители других стран. 4) Современником Юстиниана был Хосров I Справедливый. Так же провел множество реформ, улучшил экономическое состояние своей страны, способствовал развитию архитектуры. 5) Турция, Грузия, Россия.

Законодательство Юстиниана I: принцип гармонии между Церковью и государством

Впервые определение отношений государства к Церкви на законодательном уровне было предпринято императором Юстинианом I (527–565). Дух и характер данных отношений согласовывались как с общими принципами церковной политики государства прошлых лет, так и с отдельными постановлениями предыдущих императоров, однако новым этапом стали попытки согласования действий духовной и светской власти. При этом политика Юстиниана всё же была неоднозначной, что подчеркивается в работах исследователей истории Римской империи.


Содержание:

Идеальные отношения ― согласие Церкви и государства

В первый раз определение отношений государства к Церкви вообще, путем законодательным, было сделано императором Юстинианом I (527-565). Дух и характер Юстинианова законодательства об отношении Церкви к государству находится в связи с практикой и отдельными постановлениями предыдущих императоров[3].


Для того, чтобы достичь идеального сотрудничества властей нужно было, чтобы каждая из них действовала в тех пределах, которые ей определены Богом


Отсюда становится ясно, что возникает устойчивая система государственной и церковной сфер ответственности. Эта система возникает по принципам, заложенным Христом: кто из вас без греха брось в нее камень (Ин. 8:7).


По своему статусу церковные каноны уже в V в. приблизились к законам государства.


Принцип гармонии в политике императора Юстиниана

Учитывая все вышесказанное, нет возможности говорить о цезарепапизме Юстиниана, поскольку он не составлял законов для Церкви, но, предоставляя ей политическую власть, возводил существовавшие церковные каноны в ранг законов империи. Инициатива Юстиниана в этих вопросах проистекала из принципа гармонии между Церковью и государством ― принципа, опиравшегося на длительную политическую и церковную традицию.

Таким образом, законодательство Юстиниана в отношении Церкви и государства показывает, что государственные законы должны быть издаваемы согласно с церковными правилами, и если законы противоречат канонам, то они не имеют силы.


Будучи христианином, Юстиниан оставался римлянином, и идея автономии религиозной сферы была для него совершенно чужда


Мнение исследователей о политике Юстиниана

За время своего долгого правления Юстиниану приходилось принимать участие в решении многочисленных церковных проблем. Этот интерес императора к жизни Церкви и участие его в церковных делах по-разному объяснялось исследователями[23].


Светская власть, хотя и имела определенное влияние на церковные дела, но в достаточной степени ограниченное ― роль императора определялась несколькими административными функциями


Общественный авторитет и широкие полномочия Константинопольского патриарха могли доставить немало проблем для императоров, когда они нарушали каноническое право. Потому все же не безгранично, хотя и велико было влияние императора на церковные дела. По каноническому праву высший юридический авторитет принадлежал Вселенскому собору, а не императору. Император выступал не в роли руководящей стороны, а в роли надзирающей и координирующей. Он был обязан вместе с патриархом следить за тем, чтобы каноны соблюдались всеми, но издавать или отменять, а также толковать каноны не имел права. Без санкций патриарха он не мог принять прошения от клириков и быть посредником или судьей по церковным вопросам[43].


. как церковная, так и гражданская власть одинаково подчинены высшей богооткровенной христианской истине


То есть светская власть, хотя и имела определенное влияние на церковные дела, но в достаточной степени ограниченное[45]. Роль императора определялась несколькими административными функциями: утверждение кандидатов на патриарший престол, созыв Вселенских соборов, утверждение соборного постановления, подтверждение особыми законами действенности церковных канонов[46], изменение церковно-административной структуры, присвоение рангов епископиям и митрополиям[47]. Если было какое-то спорное дело, которое касалось Церкви, то император мог поручить епископу или государственному чиновнику разобрать его[48].

Если были какие-то особые случаи, императоры могли брать на себя ряд административных функций церковных властей: назначить митрополитов, вызвать митрополитов на патриарший суд, переподчинить монастыри. Император также выступает в роли инстанции, которая защищает интересы Церкви методами принуждения, так как у Церкви нет карательного аппарата[50].

Подробно вопрос о деятельности императора в поддержке Церкви не регламентировался и потому часто носил характер импровизации. Светские законы и церковные каноны ничего не говорят о праве толкования императором христианского вероучения и навязывания этих толкований Церкви. Но на практике, если император вмешивался в богословские споры периода Вселенских соборов, то очень часто это приводило к торжеству еретических догматов[51].

Таким образом, обе власти, как духовная, так и светская, одинаково происходят от Бога и в Нем имеют начало своего бытия. Поставленные в мир, они обязаны охранять и защищать Христово учение или Церковь Божию на земле: церковная власть обязана свято и нерушимо хранить вверенный ей залог Христова учения и всего домостроительства, а гражданская власть, приняв богооткровенную истину в том виде, как она передана ей и содержится Церковью, должна согласовать с этой истиной свои распоряжения о временных благах государства и отнюдь не должна делать и узаконивать ничего такого, что явно противоречит, нарушает и даже иногда разрушает постановления Церкви. В этом отношении как церковная, так и гражданская власть одинаково подчинены высшей богооткровенной христианской истине. Согласие их в образе действий проистекает из общего признания ими единой богооткровенной истины и одинакового понимания ее. Обязанность каждой из них, хранить богооткровенную истину и защищать ее, побуждает одну из них, церковную власть, противостоять незаконным распоряжениям светской власти, а саму светскую власть ― устранять с церковных должностей лиц, изменивших Православию. Вследствие всего этого в византийском законодательстве приняты и развиты, начиная с Константина Великого и сформировавшись уже при Юстиниане I, три главных положения, определяющие отношения государства к Церкви:

1. Признание двух властей: духовной и светской и их равноправное положение в государстве;

2. Их взаимное согласие в области действий на подданных;

3. Признание за церковными канонами, а тем более догматами, не только равнозначной силы с государственными законами, но и превосходства перед ними, в случае столкновения между государством и Церковью[52].

Подводя итог, отметим, что Юстиниан внес ясность в отношения между Церковью и государством, заложив основы гармонического сотрудничества между ними, принципа симфонии, который был выражен в преамбуле к VI новелле.

Согласно Юстиниану, Церковь и государство представляют собой две самодостаточные и самоуправляемые организации, и, поскольку обе они проистекают от одного Божественного источника и имеют одну цель – спасение народа и славу Божию, они не могут и не должны быть несогласными друг с другом. Таким образом, не дух цезарепапизма ― деспотического вмешательства государства в дела Церкви и не дух папоцезаризма ― вмешательства Церкви в мирские государственные дела, а дух сотрудничества и взаимопомощи должен определять отношения между двумя властями. Осуществляя на практике этот теоретический принцип, Юстиниан приказал, чтобы законы Церкви, то есть ее священные каноны, были одновременно признаны и государственными законами.

чтец Сергей Попов

Ключевые слова: император Юстиниан, Церковь, государство, патриарх, принцип гармонии, законодательство, церковные каноны, теократия

[1] Успенский Ф.И. История Византийской империи Т.1. ― М.: Астрель, 2001. ― С. 262.

[2] Цыпин В. История Европы: дохристианской и христианской. Том VI. ― М., 2013. ― С. 648.

[3] Курганов Ф. Отношения между Церковной и гражданской властью в Византийский империи. ― СПб., 2009. ― С. 61.

[4] Величко А.М. Политико-правовые очерки по истории Византийской Империи. — М., 2008. — С. 22.

[5]Corpus Iuris Civilis. Vol. 3: Novellae. CIX. / Ed. R. Schoell, G. Kroll. – B., 1963. (Далее: Nov)

[6]Максимович К.А. Церковные новеллы Юстиниана в современном русском переводе // Вестник ПСТГУ. Сер. I. 2007. Вып. 1 (17). ― С. 30-31.

[8] Бердников И.С. Основные начала церковного права православной церкви. ― Казань. Типо-литография императорского университета, 1902. ― С. 106-107.

[11]Nov. CIX. Preface.

[13] Величко А.М. Политико-правовые очерки по истории Византийской Империи. — М., 2008. — С. 22.

[14]Nov. CXXXVIl. Preface.

[17]Corpus Iuris Civilis. Vol. 2: Codex Iustinianus. I 2. 12. / Ed. P. Krueger. – B., 1963. (Далее: CJ)

Правила святых апостолов и святых отец с толкованиями. ― М., 2000.

[18]Nov. J. 6.1.8, 131. 1.

[21] Геростергиос А. Юстиниан Великий император и святой. ― М.: Сретенский монастырь, 2010. ― С. 141.

[22] Скабалланович Н.А. Византийское государство и церковь в XI веке. ― СПб.: Олега Абышко, 2004. ― С. 74-75.

[23] Геростергиос А. Юстиниан Великий император и святой. ―М.: Сретенский монастырь, 2010. ― С. 142.

[24] Диль Ш. Юстиниан и Византийская цивилизация в IV в. ― СПб., 1908. ― С. 360.

[27] Острогорский Г. История Византийского государства. ― М., 2011. ― С. 122.

[28] Кулаковский Ю. А. История Византии. Т. 1: 395-518 годы. ― СПб., 2003. ― С. 145.

[29] Рансимен С. Восточная схизма. Византийская теократия. ― М., 1998.

[31] Величко А.М. Политико-правовые очерки по истории Византийской Империи. — М., 2008. — С. 24-25.

[32]Костогрызова Л. Ю. Эволюция церковно-государственных отношений в Византии в законодательстве императоров IV – начала X вв. ― Екатеринбург, 2007. ― С. 46.

[33] Максимович К. А. Право и Церковь // Православная энциклопедия. Т. VIII. ― М., 2004. ― С. 187. Остроумов М. Введение в православное церковное право. T. 1. ― Харьков, 1893. ― С. 462-463; Медведев И.П. Правовая культура Византийской империи. СПб., 2001. ― С. 75-79.

[34] Beck H.-G. Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich. ― München, 1959. ― P. 37.

[36] Hussey J. M. The Orthodox Church in the Byzantine Empire. ― Oxford, 1986. ― P. 300.

[37] Мейендорф И., прот. История церкви и восточно-христианская мистика. ― М.: Институт ДИДИК, 2000. ― 576 c.

[38] Курганов Ф. Отношения между Церковной и гражданской властью в Византийский империи. ― СПб., 2009. ― С. 75.

[39] Геростергиос А. Юстиниан Великий император и святой. ― М.: Сретенский монастырь, 2010. ― С. 143.

[40] Фирсов С. Л. Основные этапы в истории церковно-государственных отношений в России // ЦиВр 42. ― М., 2008. № 1 (42). ― С. 176.

[41] Курганов Ф. Отношения между Церковной и гражданской властью в Византийский империи. ― СПб., 2009. ― С. 92.

[42] Поснов М. Э. История Христианской Церкви. ― Киев: Издательство имени святителя Льва, папы Римского, 2007. ― С. 270.

[43]Правила святых апостолов и святых отец с толкованиями. ― М., 2000.

[44]Сюзюмов М. Я. Некоторые проблемы исторического развития Византии и Запада // Византийский временник. Т.35. ― М., 1973. ― С. 11.

[45] Болотов В.В. Лекции по Истории Древней Церкви.Т. 4. ― СПб, 2006. ― С. 108.; Nov. 79. 1, 83. 1, 123. 21. 2; Максимович К.А. Новелла CXXIII св. императора Юстиниана I // Вестник ПСТГУ. Сер. I. Вып. 3. ― М., 2007. ― С. 22-54; Медведев И. П. Развитие правовой науки // Культура Византии, 2-я пол. VII–XII в. ― М., 1989. ― С. 236.

[47] CJ. I. 2.6; Правила святых апостолов и святых отец с толкованиями. ― М., 2000.

[48]Правила святых апостолов и святых отец с толкованиями. ― М., 2000. Nov. J. 123.8.

[49] Величко A.M. Церковь и император в византийской и русской истории. ― СПб.,2004. ― С. 10.

[50] Медведев И.П. Правовая культура Византийской империи. СПб., 2001. ― C. 75.

[51] Максимович К.А. Право и Церковь // Православная энциклопедия. Т. VIII. ― М., 2004. ― С. 187.

[52] Курганов Ф. Отношения между Церковной и гражданской властью в Византийский империи. ― СПб., 2009. ― С. 89-90.

Читайте также: