Какими рекуррентными соотношениями определяются прогрессии кратко
Обновлено: 05.07.2024
Что ж, друзья, если вы читаете этот текст, то внутренний кэп-очевидность подсказывает мне, что вы пока ещё не знаете, что такое арифметическая прогрессия, но очень (нет, вот так: ОООООЧЕНЬ!) хотите узнать. Поэтому не буду мучать вас длинными вступлениями и сразу перейду к делу.
Для начала парочка примеров. Рассмотрим несколько наборов чисел:
- 1; 2; 3; 4; .
- 15; 20; 25; 30; .
- $\sqrt;\ 2\sqrt;\ 3\sqrt;. $
Что общего у всех этих наборов? На первый взгляд — ничего. Но на самом деле кое-что есть. А именно: каждый следующий элемент отличается от предыдущего на одно и то же число.
Судите сами. Первый набор — это просто идущие подряд числа, каждое следующее на единицу больше предыдущего. Во втором случае разница между рядом стоящими числами уже равна пяти, но эта разница всё равно постоянна. В третьем случае вообще корни. Однако $2\sqrt=\sqrt+\sqrt$, а $3\sqrt=2\sqrt+\sqrt$, т.е. и в этом случае каждый следующий элемент просто возрастает на $\sqrt$ (и пусть вас не пугает, что это число — иррациональное).
Так вот: все такие последовательности как раз и называются арифметическими прогрессиями. Дадим строгое определение:
Определение. Последовательность чисел, в которой каждое следующее отличается от предыдущего ровно на одну и ту же величину, называется . Сама величина, на которую отличаются числа, называется и чаще всего обозначается буквой $d$.
Обозначение: $\left( > \right)$ — сама прогрессия, $d$ — её разность.
И сразу парочка важных замечаний. Во-первых, прогрессией считается лишь упорядоченная последовательность чисел: их разрешено читать строго в том порядке, в котором они записаны — и никак иначе. Переставлять и менять местами числа нельзя.
Во-вторых, сама последовательность может являться как конечной, так и бесконечной. К примеру, набор — это, очевидно, конечная арифметическая прогрессия. Но если записать что-нибудь в духе — это уже бесконечная прогрессия. Многоточие после четвёрки как бы намекает, что дальше идёт ещё довольно много чисел. Бесконечно много, например.:)
Ещё хотел бы отметить, что прогрессии бывают возрастающими и убывающими. Возрастающие мы уже видели — тот же набор . А вот примеры убывающих прогрессий:
- 49; 41; 33; 25; 17; .
- 17,5; 12; 6,5; 1; −4,5; −10; .
- $\sqrt;\ \sqrt-1;\ \sqrt-2;\ \sqrt-3;. $
Ладно, ладно: последний пример может показаться чересчур сложным. Но остальные, думаю, вам понятны. Поэтому введём новые определения:
- , если каждый следующий элемент больше предыдущего;
- , если, напротив, каждый последующий элемент меньше предыдущего.
Остаётся лишь один вопрос: как отличить возрастающую прогрессию от убывающей? К счастью, тут всё зависит лишь от того, каков знак числа $d$, т.е. разности прогрессии:
- Если $d \gt 0$, то прогрессия возрастает;
- Если $d \lt 0$, то прогрессия, очевидно, убывает;
- Наконец, есть случай $d=0$ — в этом случае вся прогрессия сводится к стационарной последовательности одинаковых чисел: и т.д.
Попробуем рассчитать разность $d$ для трёх убывающих прогрессий, приведённых выше. Для этого достаточно взять любые два соседних элемента (например, первый и второй) и вычесть из числа, стоящего справа, число, стоящее слева. Выглядеть это будет вот так:
Как видим, во всех трёх случаях разность действительно получилась отрицательной. И теперь, когда мы более-менее разобрались с определениями, пора разобраться с тем, как описываются прогрессии и какие у них свойства.
Члены прогрессии и рекуррентная формула
Поскольку элементы наших последовательностей нельзя менять местами, их можно пронумеровать:
Отдельные элементы этого набора называются членами прогрессии. На них так и указывают с помощью номера: первый член, второй член и т.д.
Кроме того, как мы уже знаем, соседние члены прогрессии связаны формулой:
Короче говоря, чтобы найти $n$-й член прогрессии, нужно знать $n-1$-й член и разность $d$. Такая формула называется , поскольку с её помощью можно найти любое число, лишь зная предыдущее (а по факту — все предыдущие). Это очень неудобно, поэтому существует более хитрая формула, которая сводит любые вычисления к первому члену и разности:
Наверняка вы уже встречались с этой формулой. Её любят давать во всяких справочниках и решебниках. Да и в любом толковом учебнике по математике она идёт одной из первых.
Тем не менее предлагаю немного потренироваться.
Вот и всё! Обратите внимание: наша прогрессия — убывающая.
Конечно, $n=1$ можно было и не подставлять — первый член нам и так известен. Впрочем, подставив единицу, мы убедились, что даже для первого члена наша формула работает. В остальных случаях всё свелось к банальной арифметике.
Обратите внимание на любопытное свойство прогрессии, которое мы обнаружили: если взять $n$-й и $m$-й члены и вычесть их друг из друга, то мы получим разность прогрессии, умноженную на число $n-m$:
Простое, но очень полезное свойство, которое обязательно надо знать — с его помощью можно значительно ускорить решение многих задач по прогрессиям. Вот яркий тому пример:
Вот и всё! Нам не потребовалось составлять какие-то системы уравнений и считать первый член и разность — всё решилось буквально в пару строчек.
Теперь рассмотрим другой вид задач — на поиск отрицательных и положительных членов прогрессии. Не секрет, что если прогрессия возрастает, при этом первый член у неё отрицательный, то рано или поздно в ней появятся положительные члены. И напротив: члены убывающей прогрессии рано или поздно станут отрицательными.
Последняя строчка требует пояснения. Итак, нам известно, что $n \lt 15\frac$. С другой стороны, нас устроят лишь целые значения номера (более того: $n\in \mathbb$), поэтому наибольший допустимый номер — это именно $n=15$, а ни в коем случае не 16.
Обратите внимание: в последнем задании всё свелось к строгому неравенству, поэтому вариант $n=55$ нас не устроит.
Теперь, когда мы научились решать простые задачи, перейдём к более сложным. Но для начала давайте изучим ещё одно очень полезное свойство арифметических прогрессий, которое в будущем сэкономит нам кучу времени и неравных клеток.:)
Среднее арифметическое и равные отступы
Рассмотрим несколько последовательных членов возрастающей арифметической прогрессии $\left( > \right)$. Попробуем отметить их на числовой прямой:
Члены арифметической прогрессии на числовой прямой
А правило очень простое. Давайте вспомним рекуррентную формулу и запишем её для всех отмеченных членов:
Однако эти равенства можно переписать иначе:
Члены прогрессии лежат на одинаковом расстоянии от центра
Что это значит для нас? Это значит, что можно найти $>$, если известны числа-соседи:
Мы вывели великолепное утверждение: всякий член арифметической прогрессии равен среднему арифметическому соседних членов! Более того: мы можем отступить от нашего $>$ влево и вправо не на один шаг, а на $k$ шагов — и всё равно формула будет верна:
Задача №6. Найдите все значения $x$, при которых числа $-6^>$, $x+1$ и $14+4^>$ являются последовательными членами арифметической прогрессии (в указанном порядке).
Решение. Поскольку указанные числа являются членами прогрессии, для них выполняется условие среднего арифметического: центральный элемент $x+1$ можно выразить через соседние элементы:
\[\begin & x+1=\frac<-6^>+14+4^>>; \\ & x+1=\frac<14-2^>>; \\ & x+1=7-^>; \\ & ^>+x-6=0. \\ \end\]
Получилось классическое квадратное уравнение. Его корни: $x=2$ и $x=-3$ — это и есть ответы.
Ответ: −3; 2.
Задача №7. Найдите значения $$, при которых числа $-1;4-3;^>+1$ составляют арифметическую прогрессию (в указанном порядке).
Решение. Опять выразим средний член через среднее арифметическое соседних членов:
\[\begin & 4x-3=\frac
+1>; \\ & 4x-3=\frac<^>+x>;\quad \left| \cdot 2 \right.; \\ & 8x-6=^>+x; \\ & ^>-7x+6=0. \\ \end\] Снова квадратное уравнение. И снова два корня: $x=6$ и$x=1$.
Ответ: 1; 6.
Допустим, в задаче №6 мы получили ответы −3 и 2. Как проверить, что эти ответы верны? Давайте просто подставим их в исходное условие и посмотрим, что получится. Напомню, что у нас есть три числа ($-6^>$, $+1$ и $14+4^>$), которые должны составлять арифметическую прогрессию. Подставим $x=-3$:
Получили числа −54; −2; 50, которые отличаются на 52 — несомненно, это арифметическая прогрессия. То же самое происходит и при $x=2$:
Опять прогрессия, но с разностью 27. Таким образом, задача решена верно. Желающие могут проверить вторую задачу самостоятельно, но сразу скажу: там тоже всё верно.
В целом, решая последние задачи, мы наткнулись на ещё один интересный факт, который тоже необходимо запомнить:
Если три числа таковы, что второе является средним арифметическим первого и последнего, то эти числа образуют арифметическую прогрессию.
Группировка и сумма элементов
Давайте ещё раз вернёмся к числовой оси. Отметим там несколько членов прогрессии, между которыми, возможно. стоит очень много других членов:
На числовой прямой отмечены 6 элементов
А теперь заметим, что равны следующие суммы:
Проще говоря, если мы рассмотрим в качестве старта два элемента прогрессии, которые в сумме равны какому-нибудь числу $S$, а затем начнём шагать от этих элементов в противоположные стороны (навстречу друг другу или наоборот на удаление), то суммы элементов, на которые мы будем натыкаться, тоже будут равны $S$. Наиболее наглядно это можно представить графически:
Одинаковые отступы дают равные суммы
Понимание данного факта позволит нам решать задачи принципиально более высокого уровня сложности, нежели те, что мы рассматривали выше. Например, такие:
Текстовые задачи с прогрессиями
В заключение хотелось бы рассмотреть парочку относительно простых задач. Ну, как простых: для большинства учеников, которые изучают математику в школе и не читали того, что написано выше, эти задачи могут показаться жестью. Тем не менее именно такие задачи попадаются в ОГЭ и ЕГЭ по математике, поэтому рекомендую ознакомиться с ними.
1. Рекуррентное соотношение an = an 1 + 2 вкупе с условием a1 = 1 задает арифметическую прогрессию с первым членом 1 и разностью 2: 1, 3, 5, 7, . Это последовательность нечетных чисел.
2. Рекуррентное соотношение an = 2an 1 совместно с условием a1 = 1 задает геометрическую прогрессию с первым членом 1 и знаменателем 2: 1, 2, 22, 23, . Это последовательность ступеней двойки, начиная с нулевой ступени.
Кстати, время от времени члены последовательности удобно нумеровать с нуля, или вообще избирать иной способ нумерации.
3. Рекуррентное соотношение an = an 1 + an 2 вкупе с условием a0 = 0, a1 = 1 задает последовательность чисел Фибоначчи: 0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, .
Вопрос по математике:
Какими рекуррентными соотношениями определяются прогрессии
Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?
Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок - бесплатно!
- 07.03.2015 14:21
- Математика
- remove_red_eye 10063
- thumb_up 26
Ответы и объяснения 1
1. Рекуррентное соотношение an = an – 1 + 2 вместе с условием a1 = 1 задает арифметическую прогрессию с первым членом 1 и разностью 2: 1, 3, 5, 7, … . Это последовательность нечетных чисел.
2. Рекуррентное соотношение an = 2an – 1 вместе с условием a1 = 1 задает геометрическую прогрессию с первым членом 1 и знаменателем 2: 1, 2, 22, 23, … . Это последовательность степеней двойки, начиная с нулевой степени.
Кстати, иногда члены последовательности удобно нумеровать с нуля, или вообще выбирать другой способ нумерации.
3. Рекуррентное соотношение an = an – 1 + an – 2 вместе с условием a0 = 0, a1 = 1 задает последовательность чисел Фибоначчи: 0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, … .
Знаете ответ? Поделитесь им!
Как написать хороший ответ?
Чтобы добавить хороший ответ необходимо:
- Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
- Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
- Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.
Этого делать не стоит:
Есть сомнения?
Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Математика.
Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи - смело задавайте вопросы!
Математика — наука о структурах, порядке и отношениях, исторически сложившаяся на основе операций подсчёта, измерения и описания формы объектов.
1. Рекуррентное соотношение an = an – 1 + 2 вместе с условием a1 = 1 задает арифметическую прогрессию с первым членом 1 и разностью 2: 1, 3, 5, 7, … . Это последовательность нечетных чисел.
2. Рекуррентное соотношение an = 2an – 1 вместе с условием a1 = 1 задает геометрическую прогрессию с первым членом 1 и знаменателем 2: 1, 2, 22, 23, … . Это последовательность степеней двойки, начиная с нулевой степени.
Кстати, иногда члены последовательности удобно нумеровать с нуля, или вообще выбирать другой способ нумерации.
3. Рекуррентное соотношение an = an – 1 + an – 2 вместе с условием a0 = 0, a1 = 1 задает последовательность чисел Фибоначчи: 0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, … .
где – функция, с помощью которой можно вычислить все члены последовательности с заданными первыми элементами .
Последовательность , получаемая с помощью соотношения (1), называется рекуррентной (recurrere (лат.) – возвращаться).
Примеры. 1) Соотношение определяет арифметическую прогрессию с разностью и с начальным членом a.
2) Соотношение an+1=an×q определяет геометрическую прогрессию со знаменателем q¹0 и с начальным членом a0.
3) Соотношение an+2=an+an+1 с начальными элементами a0=a1=1 задает последовательность Фибоначчи.
Число новорожденных пар равно числу кроликов два месяца назад (an). Чтобы получить число кроликов в этом месяце (an+2), надо к этому числу прибавить число кроликов месяц назад (an+1). Следовательно, последовательность чисел пар кроликов по месяцам определяется соотношением an+2=an+an+1 с начальными элементами a0=1 и a1=1.
Месяц |
Число пар кроликов через месяц |
Тема: рекуррентные соотношения
Основные вопросы, рассматриваемые на лекции:
1. Определение рекуррентного соотношения. Примеры.
2. Общие и частные решения рекуррентных соотношений.
3. Линейные рекуррентные соотношения.
4. Производящие функции.
Краткое содержание лекционного материала
1. Определение рекуррентного соотношения. Примеры. Рекуррентным соотношением (или рекуррентной формулой) называется соотношение вида
где – функция, с помощью которой можно вычислить все члены последовательности с заданными первыми элементами .
Последовательность , получаемая с помощью соотношения (1), называется рекуррентной (recurrere (лат.) – возвращаться).
Примеры. 1) Соотношение определяет арифметическую прогрессию с разностью и с начальным членом a.
2) Соотношение an+1=an×q определяет геометрическую прогрессию со знаменателем q¹0 и с начальным членом a0.
3) Соотношение an+2=an+an+1 с начальными элементами a0=a1=1 задает последовательность Фибоначчи.
Число новорожденных пар равно числу кроликов два месяца назад (an). Чтобы получить число кроликов в этом месяце (an+2), надо к этому числу прибавить число кроликов месяц назад (an+1). Следовательно, последовательность чисел пар кроликов по месяцам определяется соотношением an+2=an+an+1 с начальными элементами a0=1 и a1=1.
Читайте также: