Какие походы против еретиков организовывала католическая церковь 6 класс кратко

Обновлено: 30.06.2024

Руководство католической церкви не ограничилось крестовыми походами против еретиков.

В XIII в. был основан специальный церковный суд — инквизиция (от латинского слова inquisitio — розыск, расследование) для поиска и осуждения отступников.

Подозреваемых задерживали по любому доносу, при следствии применялись жестокие пытки.

Обвиняемые не выдерживали мучений и признавались даже в том, чего не совершали. Приговор часто предусматривал сожжение на костре. Казнь проводилась публично. Для этого устраивалась специальная церемония, получив- Доминиканцы сжигают шая название аутодафе. Её от- еретические книги крывала процессия духовенства. Миниатюра. XV в. Осуждённых, облачённых в позорную одежду, проводили или провозили по городу к месту казни, находившемуся обычно на одной из центральных площадей.

За время существования инквизиции (в отдельных странах вплоть до XIX в.) по её приговорам были уничтожены десятки тысяч человек. На кострах сжигались также книги, неугодные церковникам. Неудивительно, что в течение столетий одно только упоминание об инквизиции наводило страх на жителей многих европейских стран. 2.

Одно из самых значительных социальных движений Средневековья развернулось в XV в. в чешских землях. Его возникновение и название связаны с деятельностью Яна Гуса (1371— 1415).

Ян Гус родился в крестьянской семье на юге Чехии. Он учился в Карловом университете в Праге, получил степень магистра, а потом стал преподавать в университете. Как священник проповедовал в Вифлеемской часовне в Праге. Он говорил о том, что волновало людей, и скоро стал популярным среди прихожан.

В своих проповедях и сочинениях Гус критиковал церковь за отступление от идеалов раннего христианства, стремление к обогащению, торговлю индульгенциями (отпущение грехов за деньги).

Вифлеемская часовня в Праге — место, где проповедовал Я. Гус (восстановлена, современный вид)

Вифлеемская часовня в Праге —

место, где проповедовал Я. Гус (восстановлена, современный вид)

Началом Гуситского движения считаются события 1419 г. в Праге, когда ремесленники и городская беднота ворвались в ратушу Нового города и расправились с представителями власти, выбросив их из окон на пики и мечи.

В следующем году группы обездоленных людей собрались в Южной Чехии и основали поселение Табор. Здесь они создали общину, в которой попытались утвердить равенство, коллективное владение имуществом и др. Табориты были наиболее решительно настроены против существовавших порядков.

Идеи Гуса получили поддержку также со стороны широких слоёв горожан и чешских дворян. Эти участники Гуситского движения, которых историки назвали умеренными, выступали за то, чтобы лишить церковь её земельных владений и богатств. Они требовали уравнять мирян с церковнослужителями во время причастия (то есть причащать всех и хлебом, и вином). Горожане добивались самоуправления, представительства в сейме. Гуситы выступали также против немецкого влияния, власти немецких феодалов (вспомним, что в то время чешские земли входили в состав Священной Римской империи).

Император Священной Римской империи и папа римский в 1420 г.

направили против гуситов крестовый поход. Но войско рыцарей, осадившее Прагу, было разбито отрядами таборитов во главе с гетманом Яном Жижкой. Последующие четыре крестовых похода также закончились безуспешно.

В сражениях гуситы успешно применяли собственную тактику. Рыцарской коннице они противопоставили боевые укреплённые возы. Выстроив из таких возов круг, они создавали оборонительный лагерь. А в момент атаки гуситская пехота поражала из-за возов конницу противника.

Тем временем гуситы перенесли военные действия за пределы Чехии, на территории Силезии, Австрии и других германских земель. Они осаждали замки и города, расправлялись с феодалами и католическими священниками, разоряли монастыри и селения. Неудивительно, что их появление наводило страх на большинство жителей. Однако после десятилетия практически непрерывных войн движение пошло на убыль.

В 1434 г. противоречия в Гуситском движении привели к сражению между войсками умеренных гуситов и таборитов у деревни Липаны близ Праги. Табориты потерпели сокрушительное поражение. В 1436 г. руководители умеренных гуситов подписали соглашение с императором Священной Римской империи Сигизмундом и католической церковью — так называемые Базельские компактаты. В условия соглашения входило,

Боевые возы гуситов. Средневековая гравюра

Боевые возы гуситов. Средневековая гравюра

Выступления различных групп населения в средневековой Европе были направлены против существовавших порядков, диктата католической церкви, социального неравенства и угнетения. В одних случаях люди искали выход из своего тяжёлого положения в религиозных идеях, в других поднимались на вооружённую борьбу, отвечая насилием на насилие господ. Выступления жестоко подавлялись. Но память о них служила предупреждением для правителей, заставляла несколько ограничить произвол.

Вопросы и задания 1.

Объясните, каковы были причины крестьянских и городских восстаний в XIV в. 2.

Какие методы борьбы использовали участники Жакерии? Чем это можно объяснить? 3.

Расскажите о еретических движениях в средневековой Европе. Почему они возникали? 4.

Как средневековая церковь боролась против еретиков? 5.

Составьте характеристику Гуситского движения по следующему плану: 1) участники движения; 2) их цели; 3) формы борьбы; 4) итоги и значение движения. 6.

Чем вы объясните то, что некоторые историки называли Жакерию крестьянской войной? 7.

*Сравните цели организованных церковью крестовых походов на Восток и против альбигойцев. В чём заключались различия? Было ли что-то общее? 8.

Охарактеризуйте значение личности и деятельности Яна Гуса для чешской истории XV в.

Католицизм – это одно из основных направлений христианства, оформившееся в Западной Европе.

Духовенство – это общее название всех служителей церкви, составлявших привилегированное первое сословие средневекового общества.

Индульгенция – это полное или частично отпущение грехов; грамота об отпущении грехов, выдаваемая за деньги католической церковью от имени папы римского, также называлась индульгенцией.

Папа римский – это глава христианской церкви на большинстве территорий Западной Римской империи в раннем средневековье, после раскола христианской церкви в 1054 году – глава католической церкви. Также епископ города Рима. Избирался пожизненно собранием кардиналов.

Кардинал – это второй по значимости ранг в иерархии западнохристианской церкви после папы римского.

Епископ – это священнослужитель высокого ранга.

Диакон – это первая ступень священного сана.

Аббат – это монах, настоятель католического монастыря (аббатства).

Основная и дополнительная литература по теме урока

Теоретический материал для самостоятельного изучения

За первое тысячелетие христианство распространилось почти по всей Европе. Постепенно церковь приобрела большое политическое значение и стала играть значимую роль в жизни общества. Почему христианская церковь приобрела такое могущество? Попробуем понять, как она формировала мировоззрение средневековых европейцев и влияла на политическую жизнь Европы.

Средневековое общество жило в ожидании Страшного суда, поэтому вопросы благочестия, регламентации жизни и исполнения заповедей были важной частью сознания Европейцев. Это давало возможность духовенству активно влиять на повседневную и политическую жизнь. Их трёх сословий: молящиеся, воюющие и трудящиеся, на которые делилось средневековое общество, главным считалось духовенство. В X в. монастырь аббатства Клюни во Франции начал реформу, добиваясь освобождения монастырей от власти сеньоров. В результате католическая церковь достигла большого могущества и приобрела огромные богатства. Римские первосвященники участвовали во всех делах государств и пытались влиять на императора и королей.

Наряду с аббатствами большую роль играли объединения монастырей – ордена, имеющие разную специализацию. Были ордена крестоносцев, просветительские, нищенствующие, проповедующие бедность и аскетизм. Крайние формы религиозных движений превращались в ереси – учения, противостоящие официальной идеологии католицизма. Папская власть вела борьбу с еретиками путём отлучения от церкви, военных походов и суда инквизиции.

Период с XI по XIII века время Крестовых походов – массового движения рыцарей и простолюдинов в Палестину с целью отвоевания Гроба Господня и изгнания мусульман из Святой земли. Кроме религиозной причины этого явления были в стремлении получить новую землю и богатство, открыть торговые пути, приобрести новые владения. В ходе Крестовых походов сложились новые феодальные государства и произошло столкновение с Византийской империей, закончившееся разорением в 1204 году Константинополя.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Заполните пропуск в тексте. Для этого наберите пропущенное слово или словосочетание на клавиатуре компьютера.

_____________________ – большие группы людей с одинаковыми правами и обязанностями, передающимися по наследству.

Правильный вариант:

Сословия – большие группы людей с одинаковыми правами и обязанностями, передающимися по наследству.

Задание 2. Установите соответствие между понятиями и соответствующими им определениями.

На данном уроке мы поговорим о том, как в Средние века католическая церковь боролась с еретиками.

Во времена Средневековья католическая церковь занимала доминирующую позицию в жизни общества. Воля папы римского была священна - ей подчинялись представители всех сословий: начиная с королей и заканчивая крестьянами. Церковь обладала неограниченной властью и богатством, была одним из крупнейших землевладельцев.

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/enc_detvs/07_clip_image004_0001.jpg

Еще в раннем Средневековье на церковных соборах (съездах высшего духовенства) были выработаны и утверждены главные догматы (непреложные истины) христианской веры – учение о Троице, о непорочном Христовом зачатии и так далее. Церковь выступала посредником между Богом и людьми. Некоторые обряды перешли в христианство из язычества (к примеру, поминание усопшего). В католичестве существовало такое понятие, как чистилище (специальное место между раем и адом), где грешник мог покаяться, пройти очищение, и в этом случае его душа попадала в рай.

И усмотрев в этих действиях угрозу церкви, католическое духовенство сразу же отреагировало на такие религиозные бунтарства - суровыми гонениями на еретиков, которые несколько веков потрясали всю Европу

Страшным наказанием считалось отлучение от церкви – человек ставился вне закона, при этом остальные верующие не имели права оказывать ему помощь, давать приют, общаться семьями и так далее. Отлучить от церкви могли не только отдельного человека, но и целую область или даже страну. На этих территориях запрещалось исполнение обрядов и проведение богослужений (интердикт), а, значит, людей не крестили, не отпевали и т.д. А священнослужители проповедовали что, таким образом эти люди обрекли себя на муки в аду.

http://img.rg.ru/i/gallery/1375e95d/531ec91e.jpg

http://zhurnal.lib.ru/img/s/simonenkow_w_i/sofia99/pegas4.jpg

http://www.calend.ru/img/content_events/i5/5212.jpg

Жертвами инквизиционных процессов стали также научные деятели, первые астрономы, химики, физики, взгляды которых не совпадали с учением церкви. Так, знаменитый астроном Галилео Галилей смог избежать смерти на костре только после публичного отречения от учения польского астронома и математика Николая Коперника, который утверждал, что Земля вращается вокруг Солнца. Но за свои взгляды был сожжен на костре итальянский философ и ученый Джордано Бруно, осужден философ-утопист Томмазо Кампанелла и многие другие.

Cогласно подсчетам ученых-историков, огонь святой инквизиции унес жизни более 12 миллионов жителей Европы, из которых 98% были невиновны.

Итак, на территории Западной Европы в Средневековье появились люди, которые стали сомневаться в правильности учения католической церкви. Церковь жестоко расправлялась с инакомыслящими, создав для этого в 1215 году специальный суд - инквизицию.

Допросы, суд, костры на площадях. Пытки ученых, признания невинных девушек в ведьмовстве. На протяжении столетий так создавался образ инквизиции. В мировой культуре борьба с ересью выглядит мрачно и жестоко. Более достоверную картину показали исследования архивов в конце XX века.

История возникновения

Ранней христианской церкви не требовалась сила для борьбы с вероотступниками. Главным оружием в теологических раздорах было слово. До XI века к еретикам не применялись жесткие меры наказания. Заблудшие души на путь истинный направлял епископский суд.

В XII веке на юге Франции распространилась альбигойская ересь. Альбигойцы считались христианами, но их вероучение сильно отличалось от доктрины католицизма. В 1209 г. папа Иннокентий III после увещеваний объявил против них крестовый поход.

Но даже война не искоренила все тайные еретические общины. Они активно проповедовали от Рейна до Пиренеев. В это время церкви угрожали не ведьмы, а опасность гораздо серьезней – ересь и фальшивое почитание христианской веры. Появилась потребность в особом церковном органе.

В 1215 г. IV Латеранский собор учредил суд католической церкви – святую инквизицию. Ее миссией стало разоблачение еретиков, прячущихся среди добрых католиков. Инквизиторы проводили следствие и хорошо разбирались в христианском учении.

В истории инквизиции можно выделить 2 периода:

  • епископальный – с IV по XIII век, когда дела еретиков в судах рассматривали епископы;
  • монашеский – с XIV по XIX век, когда монахи доминиканского и францисканского орденов руководили инквизиторскими трибуналами.

Цели инквизиции

Цель инквизиции – розыск и наказание еретиков. Всех сомневающихся, оспаривающих догматы церкви ждал Святой трибунал. Но возмездие за вероотступничество было не главной задачей. Преобладало стремление вернуть заблудших в лоно церкви.

С XV века инквизиторы открыли охоту на ведьм и колдунов. Причиной этого стало распространение мистицизма и протестантизма. Святая инквизиция беспощадно преследовала науки, если они не соответствовали религиозным канонам.

Методы работы

Инквизиторы действовали по судебному регламенту. Буква закона строго соблюдалась.

Следствие начиналось с доноса. Вызывали свидетелей, собирали улики. Эксперты, помощники инквизитора, определяли обоснованность подозрения в ереси. Обвиняемого отправляли в каземат, имущество его описывали. Все показания на допросах документировал секретарь.

Обвиняемому назначался адвокат. Но тот больше убеждал подзащитного признаться, чем старался оправдать его. Трибунал мог заподозрить защитника в симпатии еретику.

Человек, уличенный в ереси, мог признать вину и раскаяться. Тогда на него накладывали епитимью. Наказания для грешников были разные:

  • многократное чтение молитв;
  • паломничество к святым местам;
  • тюремный срок;
  • удары бичем;
  • конфискация имущества или штраф;
  • ношение позорной одежды.

Подсудимый мог упорствовать в своих убеждениях. В таких случаях его подвергали пыткам. Набор для допроса с пристрастием в основном включал огонь, воду, плети, дыбу. Церковники сами не касались несчастного. Приглашали городского палача.

Если не получалось получить от обвиненного в ереси признания, то инквизиторы отлучали жертву от церкви и передавали ее светскому суду. Обычно это означало смерть на костре.

Миллионы казненных. Кому выгодно

Книги о средних веках рассказывают о фантастическом количестве казненных инквизицией. Называются 10–12 миллионов жертв.

Открытые архивы показали истинную картину. Все судебные процессы протоколировались. Например, инквизиция в Испании за 150 лет вела почти 50 тысяч дел. На костер отправили только 775 человек.

Массовая культура рисует Святую инквизицию черными красками. Впервые инквизицию стали критиковать в эпоху Просвещения. Сказать о христианстве доброе слово в образованной среде было неприлично. Тогда начал формироваться образ жестокого орудия церкви.

Протестанты ненавидели католическую церковь. Они тратили крупные средства для уменьшения ее роли и возвышения себя. В английских научных трудах отражена старая вражда католиков и протестантов.

Франция XIX века была полем сражения либералов и консерваторов. Последние пользовались поддержкой католической церкви. Либеральная пресса публиковала научные работы, направленные на дискредитацию церкви.

Инквизиция оказалась удобной организацией. На нее повесили тяжелые обвинения в мракобесии, стяжательстве и жестокости.

Инквизиция сегодня

Сегодня Конгрегация доктрины веры управляется кардиналом. Занимается вопросами веры и морали внутри церкви.

Читайте также: