Какими могут быть негативные последствия инновационных процессов в школе

Обновлено: 02.07.2024

Тема инноваций очень актуальна в современной экономике. Проблемы инноваций привлекают внимание исследователей, практиков и вообще широкий круг людей, включенных тем или иным образом в современные преобразования общества. Инновации оказывают влияние не только на поведение их потребителей, но и на организационное поведение сотрудников тех предприятий, которые создают и внедряют эти инновации.

В большинстве своем инновации противоречивы, поскольку, как правило, нет абсолютной уверенности в том, что они окажутся оправданными. Иногда отсроченные негативные последствия инновации вполне перекрывают ее положительный эффект. Поэтому инновация нередко выступает как объект конфликта.

Проблеме оценки сущности данных конфликтов и возможных путей их устранения посвящена данная публикация.

В настоящее время глубокому всестороннему исследованию инновационных процессов в экономической науке уделяется большое внимание. Вопросы степени влияния инноваций на продолжительность инновационных процессов, цикличность возникновения инновационных конфликтов рассматривались в трудах С. Кара-Мурзы, Н. Кондратьева, Г. Менша и др. [1]

Так как в вопросах повышения эффективности деятельности инновации являются неизбежным процессом, чем значительнее при их реализации организационные изменения на предприятиях, тем сильнее заявляют о себе психологические охранные механизмы сотрудников. Эти механизмы запускают процесс, противоположный изменениям – сопротивление, которое является причиной конфликта.

Вероятность конфликта во время введения инновации растет пропорционально масштабности инноваций. Масштабные инновации включают большое количество людей с различными интересами в инновационный процесс, что увеличивает частоту конфликтов. Радикальность инноваций повышает вероятность и остроту конфликтов. Быстрый процесс инноваций, как правило, сопровождается возникновением конфликтогенов.

В процессе инновационного конфликта новаторы рассчитывают на улучшение работы предприятия и личной жизнедеятельности в результате внедрения инновации. Консерваторы опасаются того, что жизнь и работа станут хуже. Позиция каждой из этих сторон может быть достаточно обоснованной. В борьбе новаторов и консерваторов могут быть правы и те, и другие.

Большинство конфликтов между новаторами и консерваторами (66,4%) происходит во время осуществления управленческих инноваций, каждый шестой - педагогических, а каждый десятый - материально-технических инноваций. Чаще всего (65,1%) эти конфликты возникают на стадии внедрения новшеств [2].

Как правило, лишь 25% сотрудников предприятий позитивно принимают инновации с самого начала, 50% занимают выжидательную позицию, а остальные 25% – сопротивляются новому. Чтобы снизить сопротивление, необходимо вовлекать сотрудников в инновации в той или иной роли на ранних этапах процесса.

· стремление любого предприятия к стабильности;

· не спрогнозированное влияние изменений в одной структуре на изменения в другой;

· влияние инноваций не только на формальную структуру предприятия, но и на неформальную, и, как следствие этого, негативный настрой сотрудников по отношению к ним.

Одним из ключевых факторов успеха и неудачи при внедрении инноваций является скорость. Планирование изменений предполагает определение сроков и бюджета, распределение ответственности. Очень часто из-за отсутствия постоянного мониторинга по ключевым показателям, позволяющего понять, как идет процесс внедрения, инновации затягиваются. И чем больше растягивается инновация, тем меньше шансов на то, что она будет успешна.

Основными противоречиями в ходе реализации инноваций являются:

· отсутствие эффективного опыта в области маркетинга и рекламы при наличии множества высокотехнологичных заделов в различных областях;

· относительная неадекватность в налаживании деловых связей между потенциальными инвесторами и потребителями инвестиций;

· наличие высокой степени системного инвестиционного риска.

Выявленные проблемы обуславливают определение приоритетов механизма регулирования инновационного процесса на принципах открытости информации, самостоятельности и компетентности и др. Затянувшиеся при реализации инновации опасны. Необходимо осуществлять регулярный мониторинг того, как идут инновационные процессы, и сохранять высокий темп их внедрения. Одной из проблем, сопровождающих любые изменения, является информационный вакуум, поэтому регулярное информирование сотрудников о ходе преобразований является ключевым фактором успеха инновационных процессов на предприятиях.

1. Кара-Мурза С. Куда идет Россия. Белая книга реформ / С. Кара-Мурза, С. Батиков, С. Глазьев. – М.: Политкнига, 2008. – 448с.

2. Сироткин С.В. Совершенствование методов прогнозирования в инновационной деятельности / С.В. Сироткин // Управление общественными и экономическими системами, 2006. - №2.

Под инновацией понимают что-то новое, какое-то изменение или усовершенствование. Исходя из этого, инновация понимается и как средство, и как процесс. Вне зависимости от того в качестве чего применяется инновация (средство или процесс), основным является то, что вводится что-то новое.

Непосредственно в педагогическом процессе инновация применяется для введения новых целей, методов, средств, приемов и технологий обучения и воспитания, а также с целью совершенствования совместной деятельности педагога и детей.

Основная цель инновационной деятельности в системе обучения – подготовка полноценного члена общества, готового продуктивно существовать в постоянно изменяющихся современных условиях.

Сущность инновационной деятельности в обучении заключается в переориентации обучения, во главу образования ставится потенциал личности и его успешное развитие.

В настоящее время образование должно быть направлено на развитие механизма инновационной деятельности, поиска разнообразных творческих и креативных путей решения практических и жизненных задач (ситуаций).

Таким образом, инновационная деятельность в системе обучения направлена на качественное изменение личности ребенка, в сравнении существующими традиционными системами воспитания и обучения.

Достижение цели становится возможным при внедрении в образовательную деятельность инновационных технологий. Инновации внедряются в дидактические и воспитательные программы, реализуемые в образовательных учреждениях. Они призваны для того, чтобы мотивировать детей на получение образования, развитие самостоятельности, формирование нестандартного мышления, творческого подхода к решению практических задач и жизненных ситуаций, максимальное раскрытие природных способностей и врожденных задатков.

Готовые работы на аналогичную тему

Внедрение инновационной деятельности в систему обучения достигается посредством введения новейших достижений науки и практики в учебную (воспитательную) деятельность.

Значимость инноваций в образовании заключается в том, что благодаря им, можно не только раскрыть потенциал ребенка, но и достичь его нравственного совершенства, способного обеспечить эффективную социализацию и последующую жизнедеятельность в рамках современного социума.

На сегодняшний день инновационная деятельность в системе обучения является одним из приоритетных направлений развития государства и его экономики, науки и техники. Существующий застой в системе образования оказывает негативное влияние на развитие общества и государства в целом.

Проблемы образования накапливаются во всех его сферах – методологии, технологии и стандартизации. Тем самым подготовка современных членов общества осуществляется в рамках морально устаревшей системы образования.

Выделяют следующие актуальные проблемы существующей системы образования:

  1. Образовательные стандарты и учебные программы не всегда полностью соответствуют интереса и способностям учащихся, а также тем запросам к подрастающему поколению, которые предъявляются к нему со стороны общества.
  2. Значительно различие в темпах развития науки и техники, и их процессу внедрения в учебную деятельность.
  3. Конфликт между сторонниками концепции многостороннего развития и узкой специализации.

Таким образом, указанные проблемы требует пересмотра существующей системы образования, внедрения в нее новых, современных и актуальных технологий обучения. В первую очередь это касается совершенствования системы подготовки педагогических кадров.

Проблемы инноваций в образовании

Внедрение инновационной деятельности в систему обучения столкнулось с рядом проблем, буквально на первых этапах разработки и внедрения.

Основные проблемы инновационной деятельности в системе обучения:

  1. Невозможность предсказать эффективности внедряемой инновации.
  2. Недостаточная оснащенность образовательного учреждения необходимыми методическими и техническими средствами для реализации внедряемой технологии.
  3. Недостаточная профессиональная подготовка педагога, отсутствие у него практического опыта работы с инновационной технологией.

Однако, несмотря на существующие проблемы, попытки внедрения инновационной деятельности в обучение проводятся постоянно. В настоящее время инновационную деятельность принято классифицировать и подразделять на несколько видов. Каждая из инноваций имеет свои проблемы.

Классификация видов инновационной деятельности и их актуальные проблемы применения в системе обучения:

  • Аналоговая инновация – основана на изменении оценочной шкалы учащихся (1000 бальная шкала). Проблема введения данной инновации заключается в том, что по итогу обучения учащимся выдают аттестаты, в которых согласно законодательству должны стоят оценки, установленные государственным стандартам по пятибалльной шкале.
  • Комбинированная инновация – объединяет между собой несколько образовательных блоков, которые при объединении выдают совершенно новый подход к обучению. Проблема внедрения заключается в том, что не все общеобразовательные школы имеют необходимую техническую и методическую оснащенность и обеспеченность кадрами, способными данную инновацию реализовать.
  • Ретро инновация – внедрение в процесс образования исторических подходов. Чаще всего организуются на базе лицеев и гимназий, так как они обладают всеми необходимыми ресурсами.
  • Сущностная инновация – внедрение в процесс обучения инноваций, которые ранее не использовались и являются тестовыми. Проблема внедрения такой инновации состоит в том, что невозможность дать гарантированной ответ на то, будет ли она эффективна в обучении.

Таким образом, инновации в образовании должны внедряться во всех четырех перечисленных областях. И чтобы проверить их эффективность важно не бояться риска. В противном случае образование России рискует надолго застрять в устаревших моделях обучения и воспитания, что снизит интерес подрастающего поколения к российским учебным заведениям, а также приведет к нарушению развития, воспитания и степени обученности, современной молодежи.

Внедрение в образование федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) подразумевает определенную реорганизацию процессов обучения и воспитания, включение в них новых элементов и инновационных технологий. Однако на практике реализация нововведений сталкивается с рядом проблем.

Изменения в образовательном процессе

  • информационно-коммуникационные технологии;
  • личностно-ориентированное обучение;
  • проектная и исследовательская деятельность;
  • игровые технологии.

Однако оказывается, что внедрить их не так-то просто по ряду причин. Основные проблемы можно сформулировать следующим образом:

  1. Недостаточная методическая проработка инноваций.
  2. Необходимость переподготовки и мотивации кадров.
  3. Низкая мотивация учащихся и родителей.
  4. Отсутствие нужного материального и технического оснащения образовательных учреждений.

Недостаточная методическая разработанность инноваций

Принятие новых ФГОС поставило перед образовательными учреждениями новые цели и задачи. Их реализация требует новых методических разработок. Поскольку инновационные технологии находятся на начальном этапе внедрения, методическая база разработана на пока что недостаточном уровне. Никто из авторов педагогических пособий не может гарантировать успешность своего проекта. То есть проблема внедрения инновации возникает ещё на этапе её разработки.

Поэтому у многих преподавателей возникает проблема отсутствия методической литературы, соответствующей ФГОС, и чёткого руководства по использованию той или иной технологии. Это приводит и к следующей проблеме – применению устаревших традиционных дидактических технологий.

Необходимость переподготовки и мотивации кадров

Поэтому встаёт вопрос повышения квалификации, переподготовки кадров, обучения их навыками работы с техникой и интернетом. Более того, должна происходить переориентация преподавателей на новые теоретические и практические основы, мотивирование к использованию педагогических инноваций в изменчивых условиях современности. Однако иногда администрация школы в целом остаётся приверженной старой системе или уделяет недостаточно внимания обновлениям.

Низкая мотивация учащихся и родителей

В целом дети открыты к новым методам и приёмам обучения. Однако необходимость самостоятельного целеполагания, поиска информации, проектной деятельности, анализа полученных знаний и опыта вызывают затруднения у школьников. Старшеклассники могут со скепсисом воспринимать нововведения, особенно если предыдущие годы они обучались по классической системе.

Отмечается и неподготовленность родителей к новым методам обучения, отсутствие осознания важности и неизбежности перехода к инновационным технологиям. Это объясняется недостаточной информированностью в образовательной сфере и консервативностью взглядов.

Отсутствие надлежащего материального и технического оснащения образовательных учреждений

Одним из факторов, способствующих успешному осуществлению ФГОС, является высокая оснащенность техническим оборудованием. Помимо компьютеров, мультимедийных досок, программ, коммуникационных каналов, желательно наличие службы поддержки, обеспечивающих их исправное функционирование. На данный момент отмечается, что материальная и техническая база многих школ и лицеев не соответствует ФГОС. Например, согласно санитарно-эпидемиологическим требованиям, каждый ученик должен сидеть за своей партой, которая соответствует его росту. Кроме современной техники, аппаратуры для проведения физических, химических опытов и лабораторных исследований, требуется современная учебная литература. Однако средств, которые выделяются на приобретение оборудования, парт и книг, недостаточно для полноценного обеспечения качественного образовательного процесса.

Несмотря на существующие препятствия, несмотря на то, что ученик в центре образовательного процесса и это правильно, нельзя недооценивать важность личности учителя и его собственное желание развиваться. Именно от него во многом зависит, вырастет ли его ученик с неутолимой жаждой познания и сможет ли найти свой путь в жизни. Поэтому активные и изобретательные учителя взращивают талантливых и целеустремленных детей.

С какими бы проблемами не сталкивался учитель при попытке перестроить урок, важно помнить, что внедрение новшеств в любой сфере так или иначе сталкиваются с рядом проблем на стадии апробации. Главное — не останавливаться, ведь благоприятные перемены происходят уже сегодня в отдельно взятых классах сотен тысяч школ.

Участвуйте в олимпиадах и конкурсах Страны и получайте печатные дипломы, грамоты и ценные призы!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инновации в системе образования: проблемы и тенденции.

Встает вопрос: если инновационные процессы в образовании так положительно сказываются на гуманизации, индивидуализации подрастающего поколения, то почему "прогрессивная часть человечества" в лице педагогов упорно стоит на старых, традиционных опорах обучения?

Я думаю, что инновации в образовании, в первую очередь, должны быть направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей. Под инновациями я понимаю существенные изменения в одном или нескольких пунктах:

1. содержании образования,

2. методах преподавания,

3. формах контроля качества обучения.

Главным вектором инновационного подхода к обучению становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя и ученика. Инновации становятся наиболее оптимальным средством повышения эффективности образования. Сама сущность инноваций в образовании заключается в поиске и удачном применении новых подходов к обучению подрастающего поколения. Любые нововведения должны соответствовать требованиям современного общества и информационных технологий. Качественное образование общешкольное, является основным инструментом развития всего общества. Как добиться качества?

В образовательный процесс необходимо внедрять инновации. Общество развивается стремительно. Это вызывает необходимость такой организации системы образования и самого образовательного процесса, которые могли бы подготовить сегодняшних учеников к жизни в быстро меняющихся условиях.

Инновационные технологии в образовании многообразны: это и организационная работа с детьми, и формирование здоровой личности, и воспитание патриотизма, и проведение олимпиад, и индивидуальный подход в обучении. Традиционный педагог (монополист в передаче необходимых знаний) уходит со сцены. На смену ему приходит педагог-исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов, педагог с инновационным стилем мышления, способный к творческой и профессиональной деятельности, к самоопределению и саморазвитию.

В данном контексте основополагающую роль продолжает играть школьный наставник: учитель, классный руководитель, организатор проекта, В инновационном пространстве повышаются требования к самой личности наставника. Он теперь должен не просто много знать, но и быть информированным в самых последних новостях знания. Не просто компетентен, но профессионал в самом глубоком смысле: интеллектуальные возможности сопряжены со способностью освоить новейшие технологические достижения, в том числе информационные. Истинные инновации - это давно забытые старые истины в иной интерпретации методов и приёмов обучения.

Современную систему школьного образования не ругает только ленивый. В ней есть свои плюсы и, разумеется, минусы (как и в любой другой системе). Определённо, современная система школьного образования нуждается в совершенствовании. Попробуем разобраться. Инновации в обучении предусматривают новые методики преподавания, включая мультимедийные программы и авторские разработки.

Инновационные методы обучения помимо положительных сторон содержат и минусы, видимые, как правило, при их реализации на практике. К несомненным минусам современного образования можно отнести и, собственно, то, что, отойдя от советского образования, оно не слишком приблизилось к образованию, ориентированному на западную систему ценностей Современную систему школьного образования определённо можно назвать переходной. Школы недостаточно финансируются, особенно, сельские. Ещё и ЕНТ. Недовольны и учителя, и ученики. Обучение подменяется дрессировкой и натаскиванием. Тесты ЕНТ недостаточно продуманы. Формы сдачи подходят не всем детям (может, надо разработать альтернативные?). В школьном образовании возможности индивидуального подхода минимальны. В школе не слишком обращают внимания на таланты ребёнка и/или его способности и наклонности. Многие преподаватели позиционируют свой предмет как главный, что мешает ориентации ребёнка. Система оценивания весьма несовершенна. Зачастую и ученик, и учитель работают на оценку и для оценки. Подход усреднённый, ведь надо учить всех. Учитель физически не может опросить каждого и уделить ему достаточно времени. Учащиеся перегружены занятиями, они получают много того, что им никогда не пригодится в будущем. Ошибочно полагать, что инновации в школе – это только принципиально новые и масштабные изменения системы образования такие, как введение ЕНТ, электронный дневник и др. Модификации стандартных педагогических приемов и методов с целью повышения успеваемости учащихся в усвоении определенного материала, также можно назвать инновациями

ИКТ – прекрасная технология в совершенствовании системы образования, но на практике далеко не всегда и не везде она повышает мотивацию к изучению других предметов, скорее наоборот, - ребенок переориентирует себя только, чаще всего, на предметы с применением ИКТ и на те, где они незаменимы. Эффективность труда ИКТ повышают только на первых порах своего внедрения, при заинтересованности учащихся новыми видами деятельности. На данный момент эти некогда инновационные технологии обучения становятся все более привычными и ставятся в один ранг по эффективности с традиционными.

Что же касается системы портфолио в психо-педагогической технологии, то здесь оценка своей деятельности ребенком может стать совсем неточной и не соответствовать действительному качеству работы. К тому же, ведение портфолио занимает время, и из-за этого страдает учебный процесс.

Сумма школьных знаний достаточно многообразна, что даёт выпускнику относительно широкий кругозор. Ребёнок учится работать, выстраивать отношения и общаться в коллективе. Отрабатываются необходимые коммуникационные навыки. Таким образом, происходит его встраивание в социальную систему. В процессе обучения ребёнок учится общаться с людьми своего и другого пола. Выпускники школ имеют возможность продолжать образование и в будущем получить хорошую работу.

Конечно, происходящие сегодня инновационные процессы в образовании имеют свои плюсы. Так, например, информационно-компьютерные технологии призваны облегчить учащимся путь освоения программных технологий для будущей профессии.

Говоря о современных педагогических технологиях, мы должны учитывать, что истинные инновации в области педагогики – это отражение давно забытых, старых педагогических истин в иной интерпретации методов и приёмов обучения. Инновации в образовании – процесс сложный Пути повышения эффективности образования проблема всех педагогов. Одним из важных направлений является разработка и внедрение новых педагогических технологий. Положительные стороны инновационных технологий неоспоримы и их правильная реализация непременно ведет к колоссальным достижениям в системе образования. Внедрение инновационных технологий позволяет повысить качество обучения и уровень подготовки школьников

Рассмотрим некоторые инновационные технологии, методы и формы.
Личностно ориентированные технологии. Сюда относятся технологии дифференциации и индивидуализации. Следовательно, дифференцированный подход в обучении должен осуществляться на индивидуальном уровне, позволяют развиваться личности ребенка, лучше усваивать необходимый материал и развивать творческий потенциал в предметной деятельности.

Воспитательная инновационная деятельность в школе помогает духовно ориентировать личность в направлении созидания согласно гуманистической направленности образования, сформировать патриотическое сознание и развить навыки организации. Реализуется в виде вовлечения учащихся в дополнительные формы развития личности: участие в культурно-массовых мероприятиях

А психолого-педагогические инновационные технологии обучения помогают учащемуся самому научиться оценивать свои силы и качество своей деятельности.

Информационные технологии. К ним относятся компьютерные программы, интернет. Компьютер используется для иллюстрации материала .Также компьютер и интернет помогают участвовать в дистанционных конкурсах, конференциях
Внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой, что ведет к информатизации сознания учащихся и пониманию ими процессов информатизации в современном обществе

Информационные технологии это не только технология, предполагающая внедрение в образование компьютера, но и любой процесс, связанный с обработкой информации.

Применение новых информационных технологий в образовательных учреждениях, это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. В соответствии с программой информатизации, наша школа уделяет особое внимание развитию информационного обеспечения школы. Применение ИКТ на уроках и во внеклассной работе решает многие педагогические задачи: 1. Позволяет представить учебный материал более доступно и понятно, повышает степень наглядности; 2. Делает процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным; 3. Способствует реализации развивающего обучения, формирует навыки исследовательской деятельности обучающихся; 4. Позволяет преподавателю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его корректировать. При этом есть возможность выбора уровня трудности задания для конкретного обучающегося; 5. Позволяет осуществить дифференцированный подход в обучении; 6. Вызывает высокую степень эмоциональности учащих- ся, оживляют учебный процесс; 7. Повышает мотивацию и познавательную активность обучающихся. И как естественное следствие всех этих составляющих имеет место повышение качества знаний обучающихся, их творческой активности.

Конечно, есть и определенные сложности. И они, в первую очередь, касаются готовности учителя работать на современном оборудовании. Мало того, что педагог должен обучиться работе с интерактивной доской, то есть, освоить ее программное обеспечение и возможности, но и потом находить время на подготовку к урокам. Но все это, как говорится, временные трудности. При большом желании научиться работать с интерактивной доской и другим современным оборудованием достаточно легко. Зато потом вы почувствуете все плюсы от использования на уроках всех их технических возможностей. Увеличение умственной нагрузки у детей заставляет педагогов задуматься, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету. И огромную помощь здесь оказывает компьютер. В школе он - своеобразный посредник между учителем и учеником. И главное его преимущество в том, что он позволяет работать с каждым в отдельности. А индивидуализация обучения, как известно, улучшает качество подготовки. Конечно, это не означает, что компьютер нужно использовать повсеместно и забыть о традиционных учебниках и устном объяснении учителя. Применение компьютера целесообразно при диагностическом тестировании усвоения материала, при обучении, при работе с отстающими учениками, при отработке элементов изучаемого материала.

Активное использование в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) одно из ключевых условий образования. Недаром этой проблеме уделяется самое пристальное внимание на государственном уровне. Но существуют факторы, препятствующие внедрению инноваций.

Отсутствие должного финансирования.

Недостаточная компетентность (неинформированность, в частности) представителей вышестоящих органов управления образованием района.

В отличие от крупных городов, родители не имеют возможности приобрести необходимую учебную литературу и "добывание" всех необходимых учебников и рабочих тетрадей ложится на плечи и без того загруженных учителей.

Как это ни странно звучит, со стороны родителей социальный заказ отсутствует как таковой: учите, чему хотите.

Неподготовленность к инновационной деятельности педагогических кадров

Слабая и практически отсутствующая технически-информационная база.

Личностные факторы: свободное время на чтение; волевые; возможно, темперамент, черты характера учителя и т.д.

Экономические: отсутствие реальных рыночных отношений в образовании, следовательно, не стимулирует личность учителя к развитию.

Материальные: нехватка средств в силу индивидуальных причин.

На мой взгляд, современная школа находится сегодня в активном поиске инновационных технологий и путей развития, потому как она одна из первых должна реагировать на изменения, происходящие в мире. На этом пути любое новшество, любое предложение или инициатива должны быть на вес золота. Не исключено, что стоит вспомнить какие-то старые методы и формы работы и взять из них, то позитивное, что они несли. Но, пожалуй, основополагающим в этом вопросе будет соответствие материальной базы образовательных учреждений сегодняшнему дню. Невозможно учить считать на деревянных счетах, когда ребенок в повседневной жизни на каждом шагу сталкивается с электроникой, компьютерами и т.д. Поэтому основная тенденция развития инновационного образования (не умаляя значимости остальных) – это оснащение школ современным компьютерным и мультимедийным оборудованием, повышение квалификации учителей на протяжении всего учебного года, обобщение и распространения опыта педагогов, которые активно внедряют в практику инновации, повышение их заинтересованности в освоении компьютерных программ, Создание методической - информационной базы, доступность и возможность выхода в информационную сеть каждому педагогу учебного учреждения. Таким образом, опыт современной школы располагает широчайшим арсеналом применения педагогических инноваций в процессе обучения. Эффективность их применения зависит от сложившихся традиций в общеобразовательном учреждении, способности педагогического коллектива воспринимать эти инновации, материально-технической базы учреждения. Естественно, что такой путь школы не могут преодолеть в одиночку. Им нужна помощь на государственном уровне.

Читайте также: