Чему учат басни толстого кратко
Обновлено: 04.07.2024
Цель нашей работы: посмотреть, в чем особенность басен Толстого.
- познакомиться с краткой биографией Л.Н. Толстого
- вспомнить особенности басни как жанра
- познакомиться с баснями Толстого.
Гипотеза: у Толстого басни имеют свои особенности.
Вложение | Размер |
---|---|
басни Толстого Л.Н. | 26.94 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ – СОШ с.Липовка
ученица 8 класса
А) Краткая биография Л.Н. Толстого 4 стр.
Б) Что такое басня? 5 стр.
В) Басни, написанные Л.Н.Толстым 6 стр.
3. Заключение 8 стр.
4. Список литературы 8 стр.
Цель нашей работы: посмотреть, в чем особенность басен Толстого.
- познакомиться с краткой биографией Л.Н. Толстого
- вспомнить особенности басни как жанра
- познакомиться с баснями Толстого.
Гипотеза: у Толстого басни имеют свои особенности.
1.Краткая биография Л.Н.Толстого
Басня – краткий рассказ, чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера.
Басня – жанр иносказательный, поэтому за рассказом о вымышленных персонажах (чаще всего о зверях) скрываются нравственные и общественные проблемы.
В 17 веке французский писатель Лафонтен (1621-1695) вновь возродил жанр басни. В основе многих басен Жана де Лафонтена лежит сюжет басен Эзопа. Но в отличие от античных авторов, он размышляет, описывает, осмысливает происходящее в мире, а не строго наставляет читателя. Он сосредоточен, скорее всего, на чувствах своих героев, чем на нравоучении и сатире.
Одной из особенностей басен является аллегория - иносказание: через условные образы показывается определенное социальное явление. Так, за образом Льва часто угадываются черты деспотизма, жестокости, несправедливости. Лиса – синоним хитрости, лжи и коварства.
В конце басни (иногда в начале) автор помещает небольшое изречение, в котором заключена главная мысль, т.е. мораль, обращённая к читателю.
Следует выделить такие особенности басни:
б) аллегорический (иносказательный) смысл;
в) типичность описываемой ситуации;
г) характеры – персонажи;
д) осмеяние человеческих пороков и недостатков.
3. Басни, написанные Л.Н.Толстым
Лев Николаевич Толстой известен не только своими романами и повестями, написанными для взрослых людей, но и баснями, которые он писал для детей. Лев Толстой часто применял всем понятный и так любимый жанр басни, в котором, через аллегории ненавязчиво, осторожно преподносил совершенно разные назидания, замысловатую мораль. Басни Толстого воспитывают в ребёнке трудолюбие, смелость, честность и доброту. Представляя собой своеобразный маленький урок – запоминающийся и яркий, басня учит пониманию народной мудрости, обучению образным языкам, способности в обобщённой форме определять ценность людских поступков.
Львом Николаевичем Толстым написаны такие басни, как:
Мораль: Так то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь – вас всякий легко погубит.
Мораль: Ну, перепел, - сказал охотник, - и так-то не пустил бы тебя, а теперь и подавно. Сверну голову за то, что своих выдаёшь.
Мораль: И осталась собака не при чем.
В этой басне автор высмеивает трусость и безразличие по отношению к близким.
Подведем итог, что высмеивает Л.Н.Толстой в баснях:
Все это роднит басни Толстого с баснями других авторов, таких как Лафонтен, Эзоп, Крылов, ведь основная задача баснописцев – показать пороки человека, чтобы каждый из нас мог работать над собой. Но в баснях Толстого свои особенности :
Художественность изложения (они похожи на маленькие рассказы)
Чётко выраженная педагогическая направленность (заключена она в морали)
Мы познакомились с баснями Л.Н.Толстого. Главное, к чему стремился Толстой, - к красоте, краткости и ясности текста. Именно в этом он видел суть басни.
Басни Толстого живые, поучительные и понятные каждому истории. Они близки, они заставляют что-то в душе откликаться и меняться. А значит, отвечают основным целям автора: обучать читателей. Мораль Толстого всегда понятна детям – и это важно. Ведь кому хочется быть глупым, смешным, неуважительным, трусливым. Порой эти качества так часто встречаются и в нас, современных людях, так что басни Толстого остаются актуальными и в наше время.
Выполняя работу, мы пришли к выводу, что басни Толстого имеют свои особенности: большинство басен имеют стихотворный ритм и размер, у Толстого же это маленькие рассказы. Чаще всего главные действующие лица – это люди. Мораль содержит строгую педагогическую направленность: учит детей правильным поступкам.
Тем самым, мы достигли своей цели: посмотрели, каковы особенности басен Л.Н.Толстого, наша гипотеза о своеобразии басен этого автора подтвердилась. Также мы выполнили и поставленные задачи: познакомились с краткой биографией автора, вспомнили жанр басни, прочитали басни Толстого.
Лев Толстой вошел в историю не только как классик мировой литературы, но и как педагог. В 31 год он открыл свою школу в Ясной Поляне, в которой бесплатно обучал крестьянских детей по своей методике. Принципы его воспитания и образования были новаторскими для XIX века, а что мы скажем о них сегодня?
Не портить воспитанием
Старый дед и внучек
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта.
Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил.
Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке.
Старик только вздохнул и ничего не сказал.
Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает.
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали.
Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.
Не наказывать
История создания
Учить полезному
Толстой критически относился к тому, как был устроен учебный процесс в России XIX века. Он возмущался, что для получения аттестата ученикам приходится зубрить теорию, которую потом невозможно применить в профессии. Латынь, философия, церковные науки казались писателю архаикой. По его мнению, намного важнее знания, которые пригодятся в жизни, а ученики имеют право самостоятельно выбирать, что изучать.
Воспитывать самостоятельность
Сейчас смотрят:
Похожие материалы:
Разрешить недовольства
Развивать воображение
Учить понятно
Быть человечнее
Воспитательный аспект произведений Л. Н. Толстого
. Высказанные в нём гуманистические идеи не остались пустой деклараций, благим пожеланием, но выразились и в его педагогической деятельности, и в художественном творчестве.
Но мы обратимся к тем проблемам героев романа, которые в первую очередь волнуют шестнадцатилетних. Каждый из них, хотя и обуреваем комплексами, тем не менее уверен в собственной уникальности, а порой и превосходстве. Им понятен князь Андрей Болконский, одержимый идеей подвига, стремлением прославиться, желанием сравниться в героизме и народном почитании с Наполеоном, кумиром многих не только в веке XIX, но и в XX, так как подростки сами мечтают о чём-то подобном, пусть и с поправкой на нынешние приоритеты. Толстой, гениальный педагог,
приводит своего читателя к пониманию неприемлемости такого пути реализации личности. Ошибки князя Андрея, как и ошибки современных юношей, неизбежны: через многое нужно пройти человеку, чтобы стать мудрым. Сравним, к примеру, два эпизода, доказывающих нашу мысль.
Все любимые герои писателя пройдут через испытания, через нравственные муки, их жизненный путь не будет гладким, но ведь только выстраданное счастье оценивается высоко и бережно сохраняется человеком.
Женские образы романа… Какой благодатный материал для воспитания! Для современной девушки, жаждущей любви и счастья, Наташа Ростова во многом становится помощницей в выборе образца для подражания, ведь ей, как и героине Толстого, хочется, чтобы её любили, ею восхищались. А княжна Марья, с её некрасивостью, тяжёлой поступью, кажется поначалу жалкой и несчастной. Не сразу разглядев сокровища её души, наши юные современницы, читая роман, постепенно понимают, что без той внутренней духовной работы, которая идёт в героине и должна происходить в каждом, любая девушка превратится в Элен.
Тот круг чтения, которому подросток оказывает предпочтение, имеет огромное значение для формирования личности человека. Произведения Л. Н. Толстого по степени воспитательного влияния превосходят многие другие и практически все сегодняшние книги-однодневки, обладающие занимательностью, но не трогающие душу и забывающиеся сразу, как только перелистывается последняя страница.
– все эти произведения представляют богатейший материал для формирования духовно-нравственной позиции человека. Самостоятельно шестнадцатилетний ученик вряд ли сможет понять всю глубину писательской мысли.
Не нужно обходить и пытаться сгладить идейно-мировоззренческие противоречия Толстого, его нравственно-религиозные искания: знание этой стороны личности писателя будет способствовать развитию интереса к его творчеству. А опасения, что старшеклассники в силу своего возраста не смогут понять их суть, вообще беспочвенны.
, в которой идейно-мировоззренческие и просветительские позиции заявлены очень чётко: власть тьмы может быть побеждена только светом совести.
– одна из самых глубоких и сильных книг Толстого, книга о смысле жизни и личной ответственности за её устройство. Она начата в 1879 г., когда, пережив мучительный идейный и нравственный кризис, писатель пришёл к новому пониманию смысла жизни – своей собственной и каждого человека вообще.
, строящаяся на контрастных сопоставлениях. Рассказывая историю лошади, погубленной людьми, писатель утверждает: естественные сила и красота гибнут от искусственных понятий, выдуманных людьми. Авторскому суду подвергаются все те, кто живёт, нарушая заповеди Христа.
осуждающего своё прошлое и взаимоотношения с людьми.
Главное, чему учит Л. Н. Толстой наших современников в своём творчестве, – прославление жизни и радостное её приятие. Он никогда не был певцом страдания, хотя изобразил сцены страданий во многих своих произведениях. Он всегда учил состраданию как чувству, объединяющему людей. Братство всех народов, любовь, жалость друг к другу он противопоставлял эгоизму – личному, социальному, религиозному, национальному.
По Толстому, человек обязан быть добрым, даже вопреки своей природе, так как только таким путём может осуществиться в жизни идея всеобщего братства.
Соловьёва С., Семёнов Ю.
Здесь Вы можете ознакомиться и скачать О баснях Толстого.
Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!
Кто не знает удивительные истории о лисице и винограде, о волке и ягненке, о вороне и лисице? В баснях звери, птицы и люди разговаривают друг с другом. А тот, кто услышит эти разговоры, становится умнее и добрее. Басня похожа на сказку, но она короче и требует большего внимания.
Многие поэты и писатели переводили и пересказывали Эзопа для маленьких и для взрослых.
В древности были известны пересказы Федра и Бабрия. В XVIII веке во Франции прославился Лафонтен. В XIX веке в России народное признание получил великий баснописец Крылов. Его басни в стихах известны каждому.
Эзоп жил две тысячи пятьсот лет тому назад, в VI веке до нашей эры. Он был рабом. О нем и его хозяине Ксанфе в народе сохранились удивительные предания. Благодаря остроте ума, правде и смелости Эзоп всюду оказывался хозяином положения. А его басни навеки вошли в историю.
Басни Эзопа записаны прозой. Хотя он был настоящим поэтом, но не писал стихов. Толстой и решил познакомить своих учеников с настоящим Эзопом, с самыми первыми, древними баснями, чтобы они почувствовали вечную силу слова и мысли. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Басни в переводах Толстого — это целая книга, живая и поучительная, веселая и грустная, понятная каждому, одинаково близкая и детям и взрослым, как все истинно прекрасное в искусстве.
Толстой не ставил перед собой цели перевести все басни Эзопа. Но его выбор и его переводы отвечают высокой цели воспитывающего обучения родному языку и, кроме того, знакомят ученика с лучшими образцами античной басни.
Это в полной мере относится к замыслу, исполнению, языку и стилю переводов Толстого. И сегодня мы с благодарностью перелистываем страницы яснополянской азбуки, читаем мудрые истории, рассказанные Эзопом, с тем же интересом, какой они неизменно вызывали на протяжении многих веков. Потому что старая басня, если вдуматься, всегда заключает в себе добрый урок.
Каждый, кто читал басни Эзопа, И. А. Крылова, а потом сразу брал в руки томик Л. Н. Толстого, наверное, спрашивал себя, а в чем необычность басен Толстого? Именно на этот вопрос и попытается ответить наша статья.
Направленность басен на определенную возрастную аудиторию
Прежде всего необходимо ответить на вопрос, зачем Лев Николаевич переводил и сочинял басни.
Другими словами, басни Толстого наделены легко опознаваемым нравственным содержанием, к тому же они чрезвычайно близки нашим детям, потому что когда Лев Николаевич переводил басни Эзопа или сочинял свои, он старался сделать их понятными для русского человека.
Нравственное содержание басен
Детей морали можно учить по-разному. Можно выделить каждый день, например 2 часа, и учить уму-разуму, но есть вероятность того, что ребенок вскоре после таких систематических нотаций убежит из дома и возненавидит родителей. А можно читать ребенку басни и вместе с ним разбирать их нравственный смысл, тем самым проверяя, насколько хорошо сын (или дочь) выучил простейшие правила поведения в обществе. Басни – это "инъекции морали с приятным послевкусием", и они, кроме всего прочего, приучают ребенка к чтению.
Произведения Л. Н. Толстого изучаются детьми в общеобразовательных школах. Поэтому на вопрос, в чем необычность басен Толстого, 4 класс (его ученики) уже в состоянии ответить самостоятельно.
Философское содержание басен Л. Н. Толстого
В чем необычность басен Толстого, если в них иносказательность присутствует как необходимая составная часть? Только ли она народного или житейского свойства? Безусловно, нет. Иносказательность басен Толстого подводит не только к народной и житейской мудрости, но и к истинам мировых религий.
Читайте также: