Основные направления деятельности воспитателя детского сада
Обновлено: 04.07.2024
Содержание образовательного процесса в муниципальном дошкольном образовательном учреждении выстроено в соответствии с программами:
Образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении проводится с учётом принципа интеграции образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. В основу организации образовательного процесса определён комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью. Решение программных задач осуществляется в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников в разных формах совместной деятельности воспитателя с детьми, самостоятельной деятельности детей в процессе режимных моментов.
Основная направленность образовательной программы:
Квалифицированная коррекция недостатков в физическом и психическом развитии детей с нарушениями в развитии речи
Основными приоритетными направлениями в деятельности образовательного учреждения являются:
- охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;
-обеспечение, социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития детей;
- воспитание с учетом возрастных категории детей гражданственности, уважение к правам, свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье
-осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей;
- взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития детей;
- оказание консультативной и методической помощи родителям по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
Приоритетное направление деятельности ДОУ по реализации программыдля групп комбинированной направленности – коррекция нарушений в речевом развитии детей.
Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.
Основные задачи программы:
- охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;
- обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;
- воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
- осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;
- взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;
- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
При реализации Программы учитываются региональные особенности климата, вносятся коррективы в образовательный процесс Учреждения.
Качественный состав педагогических кадров
(по состоянию на 01.09.15 г.)
Педагогический состав: 31 человек
Старший воспитатель – 1
Педагог – психолог – 1
Музыкальный руководитель – 1
Инструктор по физической культуре - 2
Воспитатели по обучению детей родному языку – 2.
Образовательный ценз педагогических работников
Образование | 2015-2016 | % |
Среднее | - | - |
Среднее профессиональное | 25,8 | |
Высшее | 67,7 | |
Н\з высшее | 6,4 | |
Всего: |
Квалификационный уровень педагогов:
Квалификационная категория | 2015-2016 | % |
Высшая категория | 6,4 | |
I категория | 67,7 | |
СЗД | 3,2 | |
Без категории | 22,5 |
2. Научно-методическое и кадровое обеспечение
Сведения о кадрах
№ | Ф.И.О. | Должность | Образование | Пед. стаж | Категория |
1. | Ахметшина Лейсан Флеровна | воспитатель | Высшее | - | |
2. | Габидуллина Фания Гумаровна | воспитатель | Ср. спец | ||
3. | Гусева Гульнара Завдатовна | воспитатель | Высшее | ||
4. | Гусева Наталья Евгеньевна | воспитатель | Высшее | ||
5. | Гущина Нурия Халиловна | воспитатель | Высшее | ||
6. | Дьяконова Татьяна Святославовна | воспитатель | Высшее | - | |
7. | Кадерлеева Ригина Рашитовна | воспитатель | Высшее | ||
8. | Красильникова Ольга Александровна | воспитатель | Высшее | - | |
9. | Кузнецова Надежда Николаевна | воспитатель | Незак высшее | СЗД | |
10. | Латипова Ильгиза Ринадовна | воспитатель | Высшее | ||
11. | Марданова Оксана Вячеславовна | воспитатель | Высшее | - | |
12. | Нечкина Екатерина Владимировна | воспитатель | Высшее | ||
13. | Никифорова Елена Михайловна | воспитатель | Ср. спец. | - | |
14. | Никишина Ирина Викторовна | воспитатель | Ср. спец. | ||
15. | Парамонова Вера Михайловна | воспитатель | Высшее | Высшая | |
16. | Ситдикова Людмила Юрьевна | воспитатель | Ср. спец. | ||
17. | Соболева Алсу Дамировна | воспитатель | Высшее | ||
18. | Суслова Гульнара Хамитовна | воспитатель | Высшее | - | |
19. | Танаева Ольга Николаевна | воспитатель | Ср. спец | ||
20. | Трофимова Айгуль Ринатовна | воспитатель | Не зак. высшее | ||
21. | Шабанова Любовь Александровна | воспитатель | Высшее | ||
22. | Шайхутдинова Чулпан Салиховна | воспитатель | Высшее | ||
23. | Юсупова Зубайда Сагдатзяновна | воспитатель | Ср. спец | ||
24. | Абакаева Светлана Тагировна | ст. воспитатель | Высшее | ||
25. | Гилязова Эльвира Наилевна | муз. руководитель | Высшее | ||
26. | Хасанова Рина Фаниловна | учитель-логопед | Высшее | Высшая | |
27. | Кашафутдинова Наиля Габдулхаевна | инструктор по ф/к | Ср. спец | ||
28. | Шеронова Елена Робертовна | инструктор по ф/к | Высшее | - | |
29. | Яппарова Нурания Миннахматовна | воспитатель по обуч. тат. языку | Высшее | ||
Сахабутдинова Эльвира Разифовна | воспитатель по обуч. тат. языку | Высшее | |||
Чувашова Анастасия Александровна | педагог-психолог | Высшее |
2.1. Перспективный план аттестации и повышения квалификации педагогических кадров
2.2. Сведения о самообразовании педагогов. Распространение и внедрение передового педагогического опыта
Основные направление деятельности воспитателя ДОУ
В дошкольной деятельности выделяют умственное, нравственное, трудовое, физическое и художественно-эстетическое воспитание, но в последние годы все больше внимания уделяется экологическому и правовому воспитанию. Это связано с тем, что социально-экономическая и политическая ситуация в стране и во всем мире стремительно меняется, и современные дети в этих направлениях развиты намного лучше своих сверстников прошлых лет. К тому же требования к развитию полноценной личности предусматривают всестороннее развитие ребенка, поэтому игнорирование вопросов современного времени не принесет ничего хорошего. Педагогам ДОУ приходится использовать намного больше знаний и умений, чем в предыдущие годы, так как этого требует окружающая обстановка и изменившиеся правила оценки деятельности воспитателя, требований к ней.
В основные направления педагогической деятельности воспитателя входят следующие разделы:
- Самообразование.
- Организация проблемно-поисковой работы детского коллектива.
- Расширение навыков и умений воспитанников путем внедрения в деятельность новых информационных технологий.
- Расширение образовательного пространства воспитанников.
- Использование специальных занятий по подготовке воспитанников к школе с использованием ИКТ.
- Расширение собственного кругозора и образовательного пространства педагога с применением новейших информационных технологий.
Работа преподавателей и воспитателей ДОУ ведется в разных направлениях, но, по сути, направлена на одну важнейшую цель – формирование ребенка как цельной творческой личности. Поэтому одной из самых важных задач любого воспитателя является гармоничное объединение всех направлений своей деятельности для достижения своей цели.
В педагогической литературе часто встречаются 5 основных направлений деятельности воспитателя в ДОУ. Эти понятия перекликаются с должностными обязанностями воспитателя, но не копируют, а дополняют их.
Можно найти много различных определений основных направлений работы воспитателя, но все они, по сути своей, сводятся к следующим кратким и емким формулировкам:
4. Организация учебной работы.
5. Проведение учебной работы.
Расшифровать это можно следующим образом:
- Попечение представляет собой заботу, покровительство и оказание помощи воспитаннику. Оно касается как обучения и воспитания, так и чисто человеческих чувств, а также здоровья ребенка. Воспитатель создает психологически здоровую атмосферу в детском образовательном учреждении, благодаря чему ребенок чувствует себя спокойно, уверенно, в безопасности.
- Воспитание – широкое понятие, включающее в себя как привитие общечеловеческих норм, так и формирование свободной, полноценно и разносторонне развитой личности.
- Надзор предусматривает контроль не только поведение и успеваемости, но и выявление разнообразных нарушений с целью последующего их исправления, коррекции.
- Организация учебной работы – это планирование и подготовка всего процесса обучения в ДОУ. Она включает в себя многочисленные этапы – от самообразования до изготовления необходимого наглядного материала.
- Проведение учебной работы – собственно процесс обучения, в котором задействованы все знания и умения, накопленные воспитателем.
Также направления работы воспитателя можно сформулировать следующим образом:
- Спортивно-оздоровительное.
- Духовно-просветительское.
- Общекультурное.
- Общеинтеллектуальное.
- Социальное.
Основные направления деятельности старшего воспитателя ДОУ
Методист, или старший воспитатель, выступает в роли связующего звена между государственной системой образования, педагогической и психологической наукой, передовым профессиональным опытом и практической деятельностью педагогического и воспитательного коллектива детского образовательного учреждения. В результате основными направлениями методической работы воспитателя-методиста становится способствование становлению, развитию и реализации профессионального творческого потенциала педагогического коллектива ДОУ.
Согласно требованиям современного законодательства и профессионального педагогического стандарта, основными направлениями деятельности старшего воспитателя и всей методической службы являются следующие:
- Воспитание и обучение дошкольников в детском саду в соответствии с требованиями современными стандартами педагогики и психологии.
- Формирование образовательного стандарта ДОУ на базе общечеловеческих ценностей, свободного развития ребенка как полноценной личности, с соблюдением приоритетов здоровья и благополучия воспитанников. В работе ДОУ придерживаться принципов уважения к правам и свободам человека, любви к родной стране, природе и окружающей среде, формирования основ здорового образа жизни, отсутствия вредных привычек. Также требуется формирование принципов гражданственности, трудолюбия и социальной ответственности с учетом возраста воспитанников.
- Адаптация деятельности детского сада к особенностям физиологии и психологии дошкольников, а также к социальному заказу.
- Обеспечение светскости образовательного процесса.
В своей деятельности старший воспитатель детского дошкольного учреждения проводит методическую и учебно-воспитательную работу с целью выполнения следующих показателей:
- Внесение предложений и изменений в план работы ДОУ.
- Повышение квалификации педагогов и воспитателей.
- Поддержка и помощь педагогическому коллективу в самообразовании и совершенствовании профессиональных знаний.
- Составление сетки проведения занятий с учетом возрастных групп воспитанников.
- Оказание методической помощи воспитателям, в первую очередь, молодым специалистам и новичкам в работе конкретного ДОУ.
- Обмен опытом сотрудников.
- Работа с родителями.
- Комплектование групп необходимыми пособиями, книгами и игрушками.
- Анализ состояния учебной, воспитательной и методической работы в ДОУ и принятие мер по ее улучшению и совершенствованию.
- Аттестация воспитателей и педагогов детского образовательного учреждения.
Обеспечить выполнение всех этих сложных и многогранных задач возможно только при слаженной коллективной работе всех представителей образовательного и воспитательного процесса.
Воспитательно-образовательная работа строится по четырем основным направлениям развития дошкольника, - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.
Учитываются контингент воспитанников, их индивидуальные и возрастные особенности, социальный заказ родителей.
- Цели: охрана здоровья детей; формирование основы культуры здоровья.
- Задачи: сохранение и укрепление физического здоровья детей; воспитание культурно-гигиенических навыков; формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
- Цели: формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой; гармоничное физическое развитие.
- Задачи: развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости, координации); накопление и обогащение двигательного опыта детей; формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
- Цели: освоение первоначальных представлений социального характера; включение детей в систему социальных отношений.
- Задачи: развитие игровой деятельности детей; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, воспитание чувства принадлежности к мировому сообществу.
- Цели: формирование положительного отношения к труду.
- Задачи: развитие трудовой деятельности; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
- Цели: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности; формирование предпосылок экологического сознания.
- Задачи: формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения; передача детям знаний о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
- Цели: развитие у детей познавательных интересов; интеллектуальное развитие детей.
- Задачи: сенсорное развитие; развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; формирование элементарных математических представлений; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
- Цели: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия.
- Задачи: развитие свободного общения с взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Цели: формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг.
Задачи: формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; развитие литературной речи; приобщение к словестному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
- Цели: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.
- Задачи: развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд); развитие детского творчества; приобщение к изобразительному искусству.
- Цели: развитие музыкальности детей; развитие способности эмоционально воспринимать музыку.
- Задачи: развитие музыкально-художественной деятельности; приобщение к музыкальному искусству.
Немаловажно, что поставленные цели и задачи решаются, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале. У дошкольников имеются многочисленные возможности для практики, экспериментирования и развития основных навыков.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Управление образования администрации г. Тулы
Портал государственных и муниципальных услуг в сфере образования Тульской области
Российское образование. Федеральный портал
Министерство образования Тульской области
Портал "Регионы России"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА-ДЕТСКИЙ САД №5 "МИР ДЕТСТВА"-ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Юридический адрес: 300053, г. Тула, ул. Бондаренко, 17
Основные направление деятельности воспитателя ДОУ
В дошкольной деятельности выделяют умственное, нравственное, трудовое, физическое и художественно-эстетическое воспитание, но в последние годы все больше внимания уделяется экологическому и правовому воспитанию. Это связано с тем, что социально-экономическая и политическая ситуация в стране и во всем мире стремительно меняется, и современные дети в этих направлениях развиты намного лучше своих сверстников прошлых лет. К тому же требования к развитию полноценной личности предусматривают всестороннее развитие ребенка, поэтому игнорирование вопросов современного времени не принесет ничего хорошего. Педагогам ДОУ приходится использовать намного больше знаний и умений, чем в предыдущие годы, так как этого требует окружающая обстановка и изменившиеся правила оценки деятельности воспитателя, требований к ней.
В основные направления педагогической деятельности воспитателя входят следующие разделы:
- Самообразование.
- Организация проблемно-поисковой работы детского коллектива.
- Расширение навыков и умений воспитанников путем внедрения в деятельность новых информационных технологий.
- Расширение образовательного пространства воспитанников.
- Использование специальных занятий по подготовке воспитанников к школе с использованием ИКТ.
- Расширение собственного кругозора и образовательного пространства педагога с применением новейших информационных технологий.
Работа преподавателей и воспитателей ДОУ ведется в разных направлениях, но, по сути, направлена на одну важнейшую цель – формирование ребенка как цельной творческой личности. Поэтому одной из самых важных задач любого воспитателя является гармоничное объединение всех направлений своей деятельности для достижения своей цели.
В педагогической литературе часто встречаются 5 основных направлений деятельности воспитателя в ДОУ. Эти понятия перекликаются с должностными обязанностями воспитателя, но не копируют, а дополняют их.
Можно найти много различных определений основных направлений работы воспитателя, но все они, по сути своей, сводятся к следующим кратким и емким формулировкам:
4. Организация учебной работы.
5. Проведение учебной работы.
Расшифровать это можно следующим образом:
- Попечение представляет собой заботу, покровительство и оказание помощи воспитаннику. Оно касается как обучения и воспитания, так и чисто человеческих чувств, а также здоровья ребенка. Воспитатель создает психологически здоровую атмосферу в детском образовательном учреждении, благодаря чему ребенок чувствует себя спокойно, уверенно, в безопасности.
- Воспитание – широкое понятие, включающее в себя как привитие общечеловеческих норм, так и формирование свободной, полноценно и разносторонне развитой личности.
- Надзор предусматривает контроль не только поведение и успеваемости, но и выявление разнообразных нарушений с целью последующего их исправления, коррекции.
- Организация учебной работы – это планирование и подготовка всего процесса обучения в ДОУ. Она включает в себя многочисленные этапы – от самообразования до изготовления необходимого наглядного материала.
- Проведение учебной работы – собственно процесс обучения, в котором задействованы все знания и умения, накопленные воспитателем.
Также направления работы воспитателя можно сформулировать следующим образом:
- Спортивно-оздоровительное.
- Духовно-просветительское.
- Общекультурное.
- Общеинтеллектуальное.
- Социальное.
Основные направления деятельности старшего воспитателя ДОУ
Методист, или старший воспитатель, выступает в роли связующего звена между государственной системой образования, педагогической и психологической наукой, передовым профессиональным опытом и практической деятельностью педагогического и воспитательного коллектива детского образовательного учреждения. В результате основными направлениями методической работы воспитателя-методиста становится способствование становлению, развитию и реализации профессионального творческого потенциала педагогического коллектива ДОУ.
Согласно требованиям современного законодательства и профессионального педагогического стандарта, основными направлениями деятельности старшего воспитателя и всей методической службы являются следующие:
- Воспитание и обучение дошкольников в детском саду в соответствии с требованиями современными стандартами педагогики и психологии.
- Формирование образовательного стандарта ДОУ на базе общечеловеческих ценностей, свободного развития ребенка как полноценной личности, с соблюдением приоритетов здоровья и благополучия воспитанников. В работе ДОУ придерживаться принципов уважения к правам и свободам человека, любви к родной стране, природе и окружающей среде, формирования основ здорового образа жизни, отсутствия вредных привычек. Также требуется формирование принципов гражданственности, трудолюбия и социальной ответственности с учетом возраста воспитанников.
- Адаптация деятельности детского сада к особенностям физиологии и психологии дошкольников, а также к социальному заказу.
- Обеспечение светскости образовательного процесса.
В своей деятельности старший воспитатель детского дошкольного учреждения проводит методическую и учебно-воспитательную работу с целью выполнения следующих показателей:
- Внесение предложений и изменений в план работы ДОУ.
- Повышение квалификации педагогов и воспитателей.
- Поддержка и помощь педагогическому коллективу в самообразовании и совершенствовании профессиональных знаний.
- Составление сетки проведения занятий с учетом возрастных групп воспитанников.
- Оказание методической помощи воспитателям, в первую очередь, молодым специалистам и новичкам в работе конкретного ДОУ.
- Обмен опытом сотрудников.
- Работа с родителями.
- Комплектование групп необходимыми пособиями, книгами и игрушками.
- Анализ состояния учебной, воспитательной и методической работы в ДОУ и принятие мер по ее улучшению и совершенствованию.
- Аттестация воспитателей и педагогов детского образовательного учреждения.
Обеспечить выполнение всех этих сложных и многогранных задач возможно только при слаженной коллективной работе всех представителей образовательного и воспитательного процесса.
Формирование личности начинается еще в детстве, поэтому труд воспитателя — это весьма значимо, очень важно и почетно. О том, каким должен быть воспитатель детского сада, какими знаниями и умениями он должен обладать, как обучиться профессии и какие существуют карьерные перспективы в этой специальности, мы и поговорим в данном обзоре.
Особенности профессии
В нашей стране профессия воспитателя ДОУ появилась в середине XIX века, когда в Москве, Санкт-Петербурге, Хельсинки и некоторых других городах начали открываться самые первые дошкольные заведения. В те годы учреждения были платными, потому позволить себе записать в них ребенка могли только состоятельные люди.
Во времена СССР дошкольное образование было совершенно бесплатным, родители только вносили небольшие суммы на оплату питания. В 1959 году возникли ясли, куда малышей принимали с двухмесячного возраста. Сегодня же число детсадов в нашей стране превышает отметку в 40-50 тысяч, и ежегодно строятся и открываются новые дошкольные учреждения.
Воспитатель детского сада присматривает за детьми, пока их родители на работе, но на этом перечень функций этого специалиста не заканчивается: он проводит обучающие занятия, преподает основы чтения, математики, обучает лепке, аппликации, рисованию, музыке и танцу, а также занимается физкультурой. Педагог-воспитатель дает ребенку первые представления об окружающем мире, принципах взаимоотношений между людьми, помогает адаптироваться и социализироваться, учит отличать хорошее от плохого, объясняет правила поведения в обществе.
Чаще всего в детский сад попадают малыши в возрасте от 3 до 7 лет — это дошкольный период, который условно разделяют на три этапа:
- младший — 3-4 года;
- средний — 4-5 лет;
- старший — 5-7 лет.
Профстандарт воспитателя налагает обязанность знать поведенческие особенности детей в этих группах и уметь использовать для них соответствующие возрасту педагогические методики.
Чаще всего в садах педагогика осуществляется через дидактическую игру, чтобы ребенок мог, сам того не подозревая, получать интересные навыки и овладевал необходимыми знаниями.
Читайте также: