Какими бывают предложения по наличию второстепенных чл предложения 5 класс кратко

Обновлено: 05.07.2024

Расскажите о предложении по плану. Ответы подкрепляйте своими
примерами. В каком стиле речи вы будете строить ответы на предложенные вопросы?

1. Какие бывают предложения по цели высказывания?
2. В чём особенность восклицательных предложений?
3. Какими бывают предложения по наличию второстепенных членов?
4. Какие пунктуационные знаки ставятся в конце предложения?

1) По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные и побудительные. Я вымыл пол. Ты вымыл пол? Вымой пол, пожалуйста.
2) Восклицательные предложения выражают сильные чувства и произносятся с усиленной интонацией. В конце таких предложений ставится восклицательный знак. Как хорошо!
3) По наличию второстепенных членов предложения бывают распространенными и нераспространенными. Настала осень. Настала прохладная осень.
4) В конце предложения ставятся точка, вопросительный или восклицательный знак, в зависимости от интонации. Пойдем сегодня в лес? Прекрасен осенний лес! Мы гуляли в лесу.

Сведения о второстепенных членах предложения на ступени основного общего образования школьники получают в пятом классе (например, в УМК Т. А. Ладыженской, УМК В. В. Бабайцевой, УМК М. М. Разумовской) и совершенствуют умения находить их в тексте; обособлять, если нужно; определять их синтаксическую функцию и вид в старших классах.

Начать изучение данной темы уместно с выполнения задания, целью которого является актуализация знаний о главных и второстепенных членах предложения, об их роли в простом предложении, об их графическом обозначении, полученных в начальной школе.

Так, выполняя репродуктивное задание на с. 146 учебника русского языка для пятого класса УМК М. М. Разумовской, школьники сравнивают два предложения (Бежит под горой быстрая речка. — Бежит речка.); выясняют, за счет чего одно из предложений более информативно; вспоминают, чем отличается распространенное предложение от нераспространенного, словосочетание — от сочетания подлежащего со сказуемым; делают вывод, что в распространенном предложении информация передается более точно, подробно, выразительно.

Учитель может проиллюстрировать данное задание, используя схему, приведенную ниже:


Приведем предложения для анализа.

Затем ученики делают вывод, что нераспространенные предложения состоят только из главных членов (подлежащего и сказуемого), а в состав распространенных входит хотя бы один второстепенный член предложения.

Русский язык. 5–9 кл. Учебник для углубленного изучения

Учебник содержит полный объём теоретических сведений, предусмотренных программой для углублённого изучения русского языка. Теоретические сведения сопровождаются указанием соответствующих норм литературного языка (лексических, орфоэпических, грамматических, стилистических). В учебнике даны исторические комментарии, объясняющие некоторые особенности современного языка. Компонентами данного учебника являются сборники заданий и рабочие тетради, обобщающие и углубляющие теоретический материал.

Получаем новые знания

В этом УМК под определением понимается второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? В качестве определения обычно выступают прилагательные и местоимения, зависящие от членов предложения, выраженных существительными, например:


Дополнение рассматривается как второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей (кого? чего? кому? чему? и др.), выражается существительными и местоимениями и чаще всего зависит от сказуемого:


Обстоятельство в этом учебнике — второстепенный член предложения, обозначающий место, время, причину, образ действия и т.п., отвечающий на вопросы где? когда? почему? как? и др. и выраженное наречиями и существительными с предлогами, зависящими от сказуемого, например:


  1. найти слово, от которого этот второстепенный член зависит;
  2. выяснить, что он обозначает;
  3. узнать, на какой вопрос отвечает;
  4. определить, какой частью речи выражен.

Русский язык. 5 класс. Рабочая тетрадь. Углубленное изучение

Рабочая тетрадь по русскому языку содержит задания и упражнения по фонетике, морфемике, лексикологии, а также по орфографии и пунктуации. Они могут быть использованы учителем для работы в классе и в качестве материала для домашних заданий, а также во внеклассной работе.

Закрепляем на практике

В учебнике по русскому языку для 5 класса УМК В. В. Бабайцевой на с. 76-83, в учебнике по русскому языку для 5 класса М. М. Разумовской на с. 142-149 предложены упражнения, которые закрепляют полученные знания о второстепенных членах предложения. В этом учебнике задания аналитического, конструктивного и аналитико-конструктивного характера представлены широко.

Рассмотрим некоторые из них.

1) В каждой паре словосочетаний найдите части, сходные по значению. Произведите разбор по образцу.

15.10 - vtor chleni zamena1.jpg

В качестве образца авторы учебника приводят следующие примеры:

15.10 - vtor chleni zamena2.jpg

2) Спишите, подбирая к словам с пропущенными буквами проверочные. Подчеркните главные члены предложения и обстоятельства.

15.10 - vtor chleni zamena3.jpg

В качестве упражнений, которые закрепляют полученные знания о второстепенных членах предложения, выступают задания такого характера:

Русский язык. Контрольные и проверочные работы. 5 класс

Тетрадь, созданная в связи с введением в действие ФГОС ООО по русскому языку, содержит разнообразные задания, направленные на проверку теоретических и практических знаний школьников по основным темам курса.



(Изображение взято с официального сайта В. Кирдий.)

4) Ответьте письменно на вопросы так, чтобы получился связный текст. Нужно ли в каждом предложении употреблять местоимение я? Подчеркните грамматическую основу каждого предложения. Подчеркните обстоятельства, отвечающие на вопросы когда? как долго? Отметьте те слова, от которых зависят обстоятельства (прилагаются вопросы: когда ты просыпаешься? в каком часу ты уходишь из дома в школу? как долго ты бываешь в школе? когды ты возвращаешься домой? как долго делаешь уроки? в котором часу ложишься спать?).

5) Составьте со словом земля три предложения так, чтобы в первом оно было подлежащим, во втором — дополнением, а в третьем — обстоятельством.
Вариантом выполнения данного задания являются следующие предложения: Земля была мягкая, словно ковер. Запах влажной земли смешивался с запахом свежего чая. Кот мягко прыгнул на землю.
В учебнике для пятого класса по русскому языку, входящем в УМК М. М. Разумовской, находим упражнения на с. 146-146-153, выполнение которых позволяет развивать, совершенствовать речь пятиклассника, например:



Среди упражнений, направленных на формирование умения подбирать слова, выступающие в качестве второстепенных членов предложения, дифференцировать второстепенные и главные члены предложения, определять вид второстепенных членов предложения, в этом учебнике по русскому языку для пятого класса УМК В. В. Бабайцевой есть следующие задания.

Русский язык. 5 класс. Учебник

Учебник, открывающий завершенную линию учебно-методических комплектов по русскому языку для 5-9 классов, написан по оригинальной авторской методике, реализующей идею синтеза речевого развития школьников со специальной лингвистической подготовкой.


По наличию второстепенных членов предложения бывают распространёнными и нераспространёнными. Распространённые предложения — это такие предложения, в которых кроме главных членов есть второстепенные члены. Главные члены — это подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены — это дополнение, определение, обстоятельство. Если второстепенных членов нет, предложение называется нераспространённым. Например, предложение: Наступило лето — нераспространённое. А предложение: Наступило долгожданное лето — распространённое.


Решить задачку по математике можно двумя способами: простым или посложнее. Так и в русском языке есть простые предложения, а есть сложные. Давайте разберемся, какое предложение называют простым и как его составить.

О чем эта статья:

Понятие предложения

Предложение — это синтаксическая единица, которая выражает законченную мысль. Может быть простым или сложным.

Три типа предложений по цели высказывания:

вопросительное (вопрос, проблема);

Предложение состоит из слов или словосочетаний, которые объединены по смыслу и грамматически. У каждого есть грамматическая основа — подлежащее и/или сказуемое.

Простые предложения — это такие предложения, в которых есть одна грамматическая основа.

Сложные предложения — это такие предложения, у которых есть две или более грамматических основ.

Определение простого предложения

Мы уже знаем, какое предложение является простым — то, у которого всего одна грамматическая основа.

Примеры простых предложений:

Мы ездили на машине (одна грамматическая основа: мы ездили).

Я уехал к другу в другой город (одна грамматическая основа: я уехал).

Он распахнул окно и увидел птицу (одна грамматическая основа с однородными сказуемыми: он распахнул и увидел).

По наличию главного члена — подлежащего или сказуемого — они делятся на:

Двусоставные, то есть в их составе подлежащее и сказуемое.

Односоставные, то есть имеют в составе или подлежащее, или сказуемое.

Односоставные конструкции делятся на:

Определённо-личные предложения — это односоставные предложения с главным членом сказуемым, которое выражено личной формой глагола в форме 1 или 2 лица или глаголом в повелительном наклонении.

Неопределённо-личные предложения — это односоставные предложения с главным членом сказуемым, которое выражено глаголом в форме 3 лица множественного числа в настоящем или будущем времени или в форме множественного числа в прошедшем времени. Если лицо не определено — действие совершается кем-то неопределённым.

Обобщённо-личные предложения — это односоставные предложения с главным членом сказуемым, которое стоит в форме 2 лица единственного числа или 3 лица множественного числа в настоящем или будущем времен либо в форме 2 лица единственного или множественного числа повелительного наклонения.

Безличные предложения — это односоставные предложения с главным членом сказуемым, которое стоит в форме 3 лица единственного числа настоящего или будущего времени или в форме среднего рода прошедшего времени.

Примеры односоставных предложений:

Приходи сегодня в спортзал (определенно-личное).

Его взяли на должность (неопределенно-личное).

Стало моросить (безличное).

Примеры двусоставных предложений:

Я пришла поздно с учебы.

Очень странная история произошла со мной сегодня утром.

Кроме главных членов предложения есть еще второстепенные:

Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет, на который направлено действие или орудие этого действия.

Определение обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой, чей.

Обстоятельство обозначает признак действия или другого признака.

Виды простых предложений по наличию второстепенных членов:

Если в предложении есть хотя бы один второстепенный член, оно называется распространенным.

Если в предложении второстепенных членов нет, а есть только грамматическая основа, оно считается нераспространенным.

По наличию членов, которые влияют на понимание смысла, простые предложения можно разделить на полные и неполные.

Характеристики полных предложений:

Если в предложении есть все необходимые для понимания компоненты.

Если для того, чтобы понять смысл предложения, не нужно обращаться к другим предложениям.

Примеры полных предложений:

Я не боюсь привидений.

Она не хочет в школу.

Характеристики неполных предложений:

Если для понимания предложения не хватает компонентов.

Если, чтобы понять его смысл, нам нужно обратиться к соседним предложениям.

В неполном предложении могут отсутствовать некоторые главные или второстепенные члены.

Примеры неполных предложений:

Я тоже (смысл этого предложения будет скрыт, пока не узнаем контекст его употребления).

Русский язык в онлайн-школе Skysmart — это увлекательные уроки на интерактивной платформе с примерами из современных текстов.

Проверьте себя

Определите вид простых предложений по наличию второстепенных членов и составу грамматической основы. Правильные ответы вы найдете в конце статьи.

Дедушка пошел в магазин.

Вернемся завтра вечером.

Простое предложение с осложненными фразами

Предложения с одной грамматической основой могут быть осложнены. В их составе могут быть:

обособленные определения, дополнения и обстоятельства;

вводные слова и обращения;

Однородные члены отвечают на один и тот же вопрос и связаны с одним словом. Обычно имеют последовательную связь и раскрывают смысл выражения более детально.

Он любит и активные прогулки, и расслабляющий отдых, и ничегонеделание.

Обособленные определения всегда выделены интонационно и пунктуационно, выступают в роли определения. Они поясняют слова, от которых зависят, уточняют место, положение, отношение к чему-либо.

Друг, верящий в мой талант, поддержал меня.

Приложения — это определение, которое выражено существительным, согласованным с определяемым словом в падеже. Они показывают особенности грамматической основы.

Всем любящим цветы известен этот сорт.

Обособленные дополнения и обстоятельства примыкают к сказуемому и подлежащему, помогают выразить мысль более точно.

Дочитав книгу, я пошла готовить ужин.

Мне понравилась музыка этого музыканта, за исключением нескольких песен.

Вводные слова и обращения часто используются в диалогах:

Сегодня, наверное, я лягу спать раньше.

Уточняющие члены предложения делают его яснее.

Будильник прозвенел в пять утра, на рассвете.

Простое предложение с однородными членами

В составе простого предложения могут быть два и более подлежащих, сказуемых или второстепенных членов. Такие члены предложения одного типа являются однородными.

Простые предложения с однородными членами называют осложненными.

В таблице собрали основные типы и примеры предложений.

В сложных предложениях однородные члены могут употребляться как в одном из простых предложений в составе сложного, так и в обоих случаях.

Виды простых предложений с однородными членами

Примеры

Нераспространенные однородные предложения.

(с однородными членами)

Предложения, которые состоят только из грамматической основы.

(подлежащего и сказуемого)

Степа и Виктор вернулись.

Она стояла и слушала.

Мальчики и девочки пели и танцевали.

Распространенные однородные предложения.

(с однородными членами)

Предложения, в которых вместе с грамматической основой, есть второстепенные члены предложения.

(определение, обстоятельство, дополнение)

Однородные члены могут быть в таких предложениях и второстепенными, и главными членами предложения.

Рубашка расшита синими, голубыми и бирюзовыми нитками.

Он подарил маме цветы, открытку и парфюм.

Водитель предложил повернуть не влево, а вправо.

Предложения с однородными членами предложения и обобщающим словом.

Обобщающие слова называют более широкое, родовое понятие, употребляются в том же падеже, являются тем же членом предложения и относятся к тому же слову, что и однородные члены.

В альбоме были фотографии людей: сестер, братьев, племянников.

О мыслях, о чувствах, о переживаниях — обо всем рассказал ей попутчик.

Все напоминало ей о прошлом: распечатанные фотографии, глиняная кружка, кольцо на пальце.

Составление простого предложения

Чтобы составить простое предложение, нужно:

Придумать основу — подлежащее и/или сказуемое.

Подлежащее — предмет или действующее лицо, отвечает на вопрос: кто? что?

Сказуемое — действие или состояние, отвечает на вопросы: что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает? что с ним происходит? каков он? что о нем говорится?

Например, грамматическая основа звучит так:

При желании можно добавить к грамматической основе второстепенные члены. Например:

Ученик 4 класса пришел самостоятельно к школу.

Чтобы найти в тексте простое предложение, нужно проанализировать предложение, подсчитать количество грамматических основ. Если основа одна (одно подлежащее и/или одно сказуемое) — перед вами простое предложение.

Читайте также: