Какими были знания о прошлом у первобытных людей кратко

Обновлено: 05.07.2024

Первым в 1901 году Нобелевскую премию получил ныне полностью забытый французский поэт Сюлли-Прюдом. Следующим, в 1902 году – один из столпов исторической мысли, немец Теодор Моммзен, трезвый слог которого похож на допрос беспристрастного следователя. Через год Моммзен уйдёт в мир иной, а вместе с ним и историческая наука, в том виде, который он представлял. На смену ему придут историки, которые будут исходить из собственного жизненного опыта. Например, Арнольд Тойнби – истый христианин, и Христос для него – альфа и омега человеческой цивилизации – и не важно, рассматривает ли Тойнби Южно-американский ареал, Поднебесную или древний Восток. Или наш Лев Гумилёв – трактует историю исходя из своего чудовищного лагерного опыта. История для него одна большая зона, откуда могут бежать только яростно агрессивные пассионарии. Пассионарность для него – это и походы Чингисхана, и объединение Московского княжества и расширение Римской империи. Но ни Тойнби, ни Гумилёв не грешат против фактов, то есть соблюдают принцип интеллектуальной честности. Постарается соблюсти принцип интеллектуальной честности и автор этого цикла. Вторым немаловажным принципом является принцип историзма – не будем упрекать героев за то, что они не знали, казалось бы, очевидных принципов и явлений, они жили и работали в контексте конкретных знаний и представлений.


Для начала определимся с границами и периодизацией истории первобытного мира (с этого важного момента будет начинаться значительная часть заметок об истории естествознания). История первобытной эры охватывает период от появления рода Homo (примерно 2 млн лет назад) до становления первых государств.

По своей продолжительности первобытная эпоха охватывает более 99% всей истории человечества. В истории первобытной эры в конце XX века было принято выделять три периода:

Становление первобытного общества: эпоха праобщины или первобытного человеческого стада (свыше 2 млн лет назад до 50 – 40 тыс. лет назад).

Зрелость первобытного общества: эпоха первобытной общины (ок. 50 – 40 тыс. лет назад до 10-ого тысячелетия до н.э.)

Разложение первобытного общества: эпоха классообразования (с 10-ого тысячелетия до 5-ого тысячелетия до н.э).





Итак, по интересному стечению обстоятельств, о врачевании в первобытную эпоху человеческой истории мы знаем значительное больше, чем о естественно-научном знании.

Достоверные научные знания базируются на данных археологии, палеопатологии, данных посменных источников (хотя, первобытная эпоха является бесписьменным периодом в истории человечества и не оставила нам посменных источников, в силу неравномерности исторического развития, так как переход к классовому обществу происходил неравномерно и растянулся более чем на 5 тысяч лет. Это позволило народам, раньше создавшим цивилизации и овладевшим письменностью, оставить многочисленные письменные памятники о своих первобытных соседях) и данных этнографии – данные этнографических исследований о первобытных обществах весьма фрагментарны и базируются, в основном, на основании археологических исследований. В то же время исследования более поздних первобытных сообществ (апополитейные) письменной эры, развивающихся синхронно с классовыми обществами (синполитейных) даёт обширный этнографический материал и позволяет экстраполировать полученные данные на первобытные сообщества далёкого прошлого. И если данные палеопатологии являются просто констатацией фактов о том, чем и как часто болели наши предки, а данные анализа письменных источников и этнографических материалов позволяют лишь с некоторой долей достоверности реконструировать знания далёких предков человека о врачевании, то самым надёжным источником будут являться археологические данные. Таким образом, большая часть из приведённых материалов будет базироваться на археологических, палеоантропологических исследованиях.

Человек не успел окончательно выделиться из животного мира, а уже начал накапливать и, в каком-то смысле, систематизировать знания об окружающем мире. Археологические исследования показывают, что уже ближайшие предки рода Homo – австралопитеки, наряду с собирательством, занимались охотой на мелких и крупных животных, т.е. были всеядными, следовательно, тысячелетний эмпирический опыт и трудовая практика древнейших людей позволяла им познавать целебные и токсичные свойства не только растений, но и частей животных, и всей окружающей их живой и неживой природы (минералов, вод и солнца) и использовать их для лечения своих недугов. Действительно, широко известен факт, что дикие животные в естественной среде обитания используют окружающие их растения и минеральное сырьё для лечения болезней. Знания об этом передаются путём научения из поколения в поколение.

Не отсюда ли начинает свою историю медицина? Практически от лишённых человеческого разума существ к вершинам современного знания – через живую передачу от учителя к ученику.

В одной из теорий о происхождения бипедальности (двуногости - прямохождения) человека значилась такая версия, что обезьяноподобные предки человека встали на две ноги, чтобы заботиться, в том числе о заболевших и раненых соплеменниках – укрыть их от хищников, принести воды, пищи или лекарственных растений. Кто знает, может быть, зачаточная, полуинстинктивная, врачебная деятельность сыграла значительную роль в становлении человека как вида.

Первыми свидетельствами о заботе о соплеменниках стали более частые находки скелетов тяжелобольных и пожилых особей, которые могли выжить, только находясь под защитой коллектива сородичей и получая достаточное количество пищи, которую сами уже не моли добыть. Одним из самых ранних таких примеров являются останки Homo erectus georgicus - вернее, череп Дманиси 3444 возрастом 1,85 – 1,77 млн лет.

Череп Дманиси 3444 — одно из древнейших свидетельств заботы о беспомощных соплеменниках

Череп Дманиси 3444 — одно из древнейших свидетельств заботы о беспомощных соплеменниках

Примечательным в этом черепе является зарастание всех швов на черепе, выпадение практически всех зубов с зарастанием альвеол, т.е. задолго до смерти. Дикие животные, утратившие все зубы, никогда не выживают, так как соплеменники не склонны заботиться о них. Соответственно, обитателям стоянки из Дманиси была присуща забота о беспомощном ближнем. Казалось бы, беспомощный старик является не более чем обузой для первобытных людей.

Что же заставляло проявлять такую длительную заботу?

Забота об искалеченных соплеменниках – относительно распространённое явление для людей первобытной эры. Обитатели северного Ирака (около 50 тыс. лет назад) не один год заботились об индивиде Шанидар I – он перенёс травму лба и, вероятно, был глух. У него не было правой руки по локоть, вероятно, левого глаза, он хромал на правую ногу в результате перелома стопы, тем не менее он дожил до примерно 45 лет – весьма солидный по тем временам возраст – и погиб при обвале свода пещеры.

Череп и кости верхней конечности индивида Шанидар I.

Череп и кости верхней конечности индивида Шанидар I.

Еще старше шестидесятилетний мужчина Шанидар V, весьма нездоровый индивид, в довершение получивший травму лба и страдавший от артрита. Помимо него, есть ещё один известный инеандерталец из Ла Шапелль-о-Сен, который лишился за свою жизнь практически всех зубов.

Трехмерная реконструкция позвоночного столба неандертальца Ла Шапелль-о-Сен с признаками спондилита. Прекрасно видны следы болезни, которые приносили страдания данному индивиду.

Трехмерная реконструкция позвоночного столба неандертальца Ла Шапелль-о-Сен с признаками спондилита. Прекрасно видны следы болезни, которые приносили страдания данному индивиду.

Его рот едва открывался, позвонки поражены столь выраженным спондилитом (спондилёз инфекционной природы), что позвоночный столб практически потерял возможность сгибаться, причём часть из позвонков вследствие патологии, а не почтенного возраста – позднее это состояние было обозначено как болезнь Баструпа, которая возникает при значительных нагрузках на позвоночник во взрослом возрасте.

То же можно сказать о крупных суставах конечностей. Добавляли сложности и зажившие переломы рёбер, а костные разрастания вокруг наружного слухового прохода говорят о том, что, возможно, он тоже был глух. Именно этот набор патологий и породил представление о неандертальцах как о согбенных троглодитах.

Слепок черепа неандертальца из Ла Шаппель-о-Сен.

Слепок черепа неандертальца из Ла Шаппель-о-Сен.

Были и другие подобные. Вообще продолжать этот список можно ещё долго: Крапина 180, Кеббара 2, Шанидар 3, Киик-Коба 1 – но это говорит скорее о хорошем здоровье первобытных людей и тяжёлой первобытной жизни, чем о врачебных знаниях первобытных людей.

Реплика реконструкции черепа неандертальца из Ла Шаппель-о-Сен выполненная Kesh Corvus, мастером команды Фанерозой.

Реплика реконструкции черепа неандертальца из Ла Шаппель-о-Сен выполненная Kesh Corvus, мастером команды Фанерозой.

Кстати существует т.н. называемый палеопатологический парадокс: чем больше на костных останках следов заживших травм и прижизненных деформаций, тем более здоровым был человек при жизни: ведь, чтобы болезнь оставила видимые изменения, нужен большой отрезок времени. А если на скелете нет никаких следов, вероятнее всего, человек не обладал богатырским здоровьем – погиб от заболевания практически без сопротивления.

Тем не менее у учёных есть вполне достоверные знания о первобытном этапе медицинских знаний.

Как ни странно, одно из самых древних свидетельств о применении лекарственных средств относится не к предкам человека разумного, а человека неандертальского. Останки носят наименование Шанидар IV. Скелет принадлежал мужчине возрастом примерно 30 – 40 лет. Останки носят на себе следы бурной жизни, но последнюю точку поставила травма, полученная им скорее всего во время охоты. Неандертальский мужчина получил перелом одного из нижних рёбер (VII или VIII справа). По ребрам видно, что травма заживала, но что-то пошло не так, и первобытный охотник скончался. Вероятнее всего причиной этому послужила нагноившаяся гематома или, возможно, травма почки.

Останки индивида Шанидар IV и грот, где они были обнаружены.

Останки индивида Шанидар IV и грот, где они были обнаружены.

Но самое интересное – это не то, от чего погиб неандерталец, а что было обнаружено в погребении. При микроскопическом исследовании проб грунта в нём было обнаружено 28 видов растений, в основном пыльцы. Причём эта пыльца образовывала скопления – так, как будто в могилу были положены пучки трав. Казалось бы, ну, и что в этом удивительного?

У неандертальцев был крайне примитивный погребальный обряд, тем не менее они могли положить в погребение букеты цветов. Но при палиопалинологическом (споро-пыльцевом анализе) было установлено, что непосредственно цветы принадлежали всего к семи видам: тысячелистнику, жёлтому солнечному васильку, крестовнику, гадючьему луку, алтею и эфедре. Все эти растения являются лекарственными и применяются примерно в одних и тех же случаях. Все они используются для снятии отёка, остановки кровотечения и обезболивания, в основном при заболеваниях почек. Современные курды, обитатели севера Ирака, и сейчас используют эти растения при заболеваниях почек.

Следующий интересный случай применения медицинских знаний относится уже к предкам человека разумного современного типа – возрастом приблизительно 14 тыс. лет.

В 1988 году в итальянском гроте Рипаро Виллабруна обнаружен скелет мужчины возрастом примерно 25 лет. Жизнь явно не баловала этого индивида: диффузный пороз теменных и затылочных костей, и многочисленные отверстия в верхней стенке глазницы явно свидетельствуют о перенесённой в раннем возрасте анемии, вероятнее всего, из-за инфекционного или паразитарного заболевания.

Поясничные позвонка изношены и несут на себе признаки наличия грыж Шморля, поясничный гиперлордоз (изгиб вперёд) говорит о высоких нагрузках на позвоночник.

Зуб человека из Рипаро Виллабруна со следами стоматологической операции.

Зуб человека из Рипаро Виллабруна со следами стоматологической операции.

Однако, эмпирические знания первобытного человека, полученные в результате практического опыта, были весьма ограничены. Первобытный человек не понимал связи многих явлений окружающей его природы. Его бессилие перед природой порождало иррациональные представления об окружающем мире. На этой почве в период ранней родовой общины началось зарождение первых религиозных представлений, которые неизбежно отражались на природе врачевания.

Среди таких представлений можно выделить основные формы:

Тотемный столб индейцев Тлинкитов

Тотемный столб индейцев Тлинкитов

Алэл — кетская кукла-фетиш

Алэл — кетская кукла-фетиш

Бубен Большого шамана.

Бубен Большого шамана.

Особое значение в таком понимании болезни приобрело применение различного рода слабительных и рвотных средств, а также кровопускание. Но особое место в ряду практик изгнания духов приобрела трепанация черепа. Несомненные доказательства подобной процедуры существуют начиная с неолитических времён. Свидетельством этому служат многочисленные черепа, собранные в разных местах Старого Света и носящие следы прижизненного хирургического вмешательства. Трепанация неолитического периода впервые была реконструирована в 1773 – 1774 гг, когда в Лионе доктор Прюньер демонстрировал несколько черепов из дольменов Ложери со следами прижизненной трепанации. Удивительно, что в большинстве случаев (более 70%!) трепанация заканчивалась успешно, о чём свидетельствует образование костной мозоли по периметру трепанационного отверстия.

Черепа со следами трепанации и последующего заживления. Среди методик трепанации можно выделить три основных: высверливание, выскабливание и пропиливание костей черепа. В зависимости от используемой методики будут зависеть форма и размеры отверстия. Это очень интересно, так как уровень развития человечества, уже на тот момент времени, показывал то, что человек умел лечить определённого рода болезни связанные с головой.

Черепа со следами трепанации и последующего заживления. Среди методик трепанации можно выделить три основных: высверливание, выскабливание и пропиливание костей черепа. В зависимости от используемой методики будут зависеть форма и размеры отверстия. Это очень интересно, так как уровень развития человечества, уже на тот момент времени, показывал то, что человек умел лечить определённого рода болезни связанные с головой.

Врачевание в эту эпоху продолжало оставаться коллективным. Накопление эмпирических знаний отражало коллективный опыт племени. В то же время превратное миросозерцание и фантастические верования становились основой лечебной магии и культовых ритуалов врачевания. В период разложения первобытного общества становление классового неравенства вело к внутриплеменному расслоению, усилению племенной организации и, следовательно, укреплению культа племенных покровителей и религиозных представлений.

Со временем это привело к появлению профессиональных служителей культа. Сфера их деятельности включала сохранение и передачу положительных знаний, толкование обычаев и религиозные функции: врачевание, судопроизводство и прочее.

Окончательно разложение родоплеменного строя завершилось при переходе от присваивающего хозяйства – к производящему, то есть от перехода от охоты-собирательства к ведению сельского хозяйства, одомашниванию животных и сельскохозяйственных культур. Это потребовало организации постоянных поселений и ведения учёта и, как следствие, появления письменности.

Самым древним поселением постоянного типа – подобием города – считается Иерихон на территории современного Израиля. Возраст древнейшего поселения определяется как 12 – 10 тыс. лет до н.э. В ходе формирования общества скотоводов, межклассовые противоречия всё нарастали, что в конечном итоге привело к переходу от первобытнообщинного строя к рабовладельческому. Древнейшие цивилизации подобного типа сформировались в области плодородного полумесяца на территории передней Азии (долина Тигра и Евфрата), в долине Инда, Ганга, Янцзы и Хуанхэ. О них и будет следующий рассказ.

Список использованной литературы

4. Дробышевский С.В. «Достающее звено. Книга вторая. Люди. Изд-ва АСТ М. 2017

Познание природы развивало наблюдательность древнего человека. Это позволило ему сделать множество замечательных открытий. Люди постепенно научились разбираться в окружающем их растительном мире.

Они научились отличать полезные растения от тех, которые могут причинить вред. Многие растения они стали употреблять в пищу, узнали лечебные свойства некоторых из них. Из лекарственных растений изготавливали настои, мази, отвары. Яды употребляли для усыпления рыбы, но в основном ими покрывали наконечники стрел.

Уже в столь отдаленном прошлом люди умели определять некоторые болезни и применять соответствующие способы лечения. В случае необходимости останавливали кровь, проводили даже хирургические операции, такие, например, как вскрытие нарыва, удаление больного зуба. В исключительных случаях могли ампутировать больные конечности.

Занятие охотой позволило узнать многое о жизни диких зверей. Люди прекрасно разбирались в повадках животных, по их следам могли определить пути их передвижения. Охотясь или занимаясь собирательством, человек ориентировался на местности. Этому он научился, наблюдая за положением Солнца и звезд на небе.

Человек умел измерять расстояния. Большие расстояния исчисляли днями пути. При этом днем считали период с восхода до захода солнца. Меньшие расстояния измеряли полетом стрелы или копья. Совсем небольшие - с помощью различных частей человеческого тела: ступни, локтя, пальца, ногтя.

Представления об окружающем мире

Древний человек ощущал себя частью природы. Он был убежден в существовании своей связи с животным и растительным миром. Поэтому возникло поклонение отдельным видам животных и растений. Животное, считавшееся покровителем рода, запрещалось убивать и употреблять в пищу, ему нельзя было причинять какой- либо вред. Изображение покровителя рода наносили на оружие, предметы быта, им украшали жилище.

Гроза, смена дня и ночи, восход и заход солнца и луны, другие явления природы рассматривались первобытными людьми как деятельность духов. Духи в их представлении часто имели человекоподобный облик.

ф Вспомните народные сказки, в которых вещи, орудия труда, растения наделены человеческими качествами.



Бизон. Резьба по кости. 13-е тысячелетие Стоунхендж. Англия до н. э. Ла Мадлен. Франция

Первобытные люди верили в могучую силу магии. Считалось, что определенные действия и слова обладают волшебной силой, а магическое действие можно усилить при помощи амулета. Амулет, или оберег, — это предмет, охраняющий человека от беды. Чтобы охота была успешной, совершался магический обряд. При этом в своих заклинаниях они обращались за помощью к добрым духам.

Только шаманы или колдуны племени владели таинственными, магическими приемами. Это бьыи, как правило, пожилые люди. Они имели больший жизненный опыт, чем сородичи. Они умели наблюдать за природой, знали приметы, использовали лечебные свойства растений.

Колдуны, совершая магические действия, давали охотникам практические советы, могли оказать помощь в случае болезни. В родовой общине, племени к колдунам относились с большим уважением. Сородичи думали, что колдуны наделены особым даром, позволяющим им общаться с духами и влиять на них. Шаманам доверяли воспитание молодежи.

Первобытные люди не имели письменности, поэтому свое понимание окружающей природы передавали из поколения в поколения в виде устных рассказов. Так появились мифы — сказания о героях, богах, явлениях природы. Например, в одном из них рассказывалось, что солнце — это человек, имеющий два дома: на земле и на небе. Он совершает ежедневное путешествие из одного дома в другой.

В другом мифе говорилось об огромной птице с гигантскими крьшьями. Когда она летит по небу, от взмаха крыльев раздается страшный гром, а когда мигает — вспыхивают молнии. Через фантастические объяснения явлений природы первобытный человек стремился постичь окружающий его мир, понять свое место в нем.

Чтобы как-то реконструировать первобытные верования и восстановить их мировоззрения ученые используют материал, накопленные при наблюдении за так называемыми традиционными обществами – племенами, которые до сих пор живут в отдаленных уголках планеты родо-племенным строем. Однако не ясно, находились ли эти племена с самого начала на столь примитивной стадии развития, или они постепенно деградировали, оказавшись в относительной или полной изоляции.

Считается, что люди каменного века жили в полной гармонии с природой. Они являлись часть экологической системы, которую составляла кормовая территория племени. Человек на прямую зависел от природных условий и количества пище в регионе, где он жил, и поневоле вынужден был подчиняться биологическим законам. Так, племя регулировало рождаемость, убивая часть младенцев в голодные годы.

То, что первобытный человек не выделял себя из окружающей среды, определяло его восприятие окружающего мира и особенности мышления. Древние люди не обладали логикой в современном понимании этого слова, им было чудно понятие четкого анализа причин и следствий каких-либо явлений, а их мировоззрение было проникнуто эмоциями, которые затмевали разум. В результате первобытное сознание порождало мифы, которые должны были объяснить происходившее вокруг. Люди переносили на окружающий мир свои свойства и чувства, т.е. очеловечивали его. Природные стихии, предки, болезни принимали облик зверей или людей, наделенных сверхъестесвенными качествами. Впрочем, в создании первобытного человека границы между естественным и сверхъестественным не существовало, его мозг не воспринимал очевидные противоречия, ему были чужды сложные абстрактные понятия, поскольку любое явление в его понимании имело конкретные человеческие качества и свойства. Сам мир представал как набор символом, где реальность и вымысел переплетались настолько, что всякая грань между ними просто растворялась в бушующем мире эмоций.

Первобытные люди обладали совершенно особым восприятием времени. В их сознании оно было разделено на две части – мифологическое и настоящее. Мифологическое время не было прошлым в нашем понимании этого слова. Оно вообще не было временем, поскольку происходившие в нем событии не закончились и вообще не могли закончиться – они длились вечно, постоянно повторялись и имитировались в ритуалах племени. Все происшедшее моментально превращалось в миф, который существовал параллельно с обычной жизнью и не был отделен от нее.

Жизнь первобытного общества была строго регламентирована традициями и не принимала каких-либо серьезных новшеств. Люди должны были во всем следовать примерам, который были даны им предками. Именно многократное повторение одних и тех же образцов поведения считались добродетелью. Существовали строгие ограничения, называемые табу - священные запреты на определенные действия, подкрепленные мифами и авторитетом традиции.

Первыми знаниями, накапливалилюди еще во времена каменного века, были знания об окружающем мире. Именно онидавали возможность человеку выживать. Обрабатывая различные породы камня, человекузнавала об их свойствах. Поэтому уже в энеолите первоначальные ремесленники зналиспособы обработки большинства минералов, руд и метеоритного железа. В среднемпалеолите люди научились изготавливать из природных материалов краски.

Накапливали медицинские знания. Захоронениенеандертальцев в Ля Феррас во Франции и в Шанидар в Иране дают основанияутверждать, что уже тогда люди лечили переломы, раны, использовалилечебные свойства трав. Во времена мезолита первоначальные медики, роль которыхвыполняли шаманы и колдуны, умели делать ампутацию конечностей.

Первобытный человек прекрасно зналаповедение диких зверей и птиц. Со временем расширялись знания об анатомииживотных. Об этом свидетельствуют наскальные росписи в пещерах, изображающихживотных в так называемом рентгеновском стиле. Первобытные художники рисовали теложивотные с внутренними органами и скелетом. Знания о животном и растительноммир способствовали возникновению и развитию земледелия и скотоводства.

Математические знания начали формироваться впалеолите. Тогда первобытный человек считала, нанося соответствующие отметки (насечки,точки, крестики) на специальные кости. Свидетельством возможных арифметическихрасчетов в палеолите являются, например, копье с 20 насечками, сгруппированнымипо 5 насечек, найденный в Дольни Вестонице (Чехия). Математике применяли вдележе добычи. Очевидно, именно в связи с этим первобытные люди научилисьвыполнять простейшие арифметические действия - Сложение и вычитание. На стенахпалеолитических пещер они рисовали геометрические фигуры, украшали ими разныеизделия. Позже, в неолите и энеолите, первобытный человек строила жилье правильнойгеометрической формы.

Удивительные знания астрономии имелапервобытный человек еще со времен палеолита. Наблюдая за движением Солнца, Луны иразглядывая звездное небо, люди смогли составить первые простейшие календаре.Именно таким календарем считают ученые браслеты с геометрическим орнаментом,найдены в Мизине (Украина). А на пластине из Мальты (Россия) нанесено 244 ямки вцентре и по 122 по сторонам. Если добавить центральную и левую или правую часть,получим 366 - число, количества дней в високосном году. Календари определялидаты проведения ритуалов, связанных с хозяйством первобытных людей,религиозных праздников.

В энеолите впечатляющих размеров приобрелостроительство гробниц, храмов, астрономических обсерваторий. В III тыс. до н.э. в Европе строиликультовые сооружения - кромлехи(Круги из вертикально вкопанных камней) и менгиры(Длинные ряды вертикальных камней).

Интереснознать

Наиболее удивительной древнейдостопримечательностью является Стоунхендж в Великобритании. Здесь сочетаются три сооружения различноговремени. Древнейшая из них - образовано валом и рвом кругдиаметром 115 метров. Посредине круга -кольцо из 56 ям. Позже посерединекольца были построены два круга из вертикально поставленных камней (38 пар). Третью сооружение было возведено в эпоху бронзы, около 3,5 тыс.лет назад. Это закопаны в землю обтесанные камни высотой около 8,5 м и массой около 26 т. На них также лежат камни. СооруженияСтоунхенджа служили древним жителям этих мест для определения времени равноденствия,изменений сезонов, лет, предсказания солнечных затмений. Древние обсерватории, кромеВеликобритании, найдены во многих уголках мира.

2. Первобытныеформы религии

Накоплением практических знаний омир и невозможность объяснить большое количество явлений обусловило появление религиозныхпредставлений. Религия вера человека в сверхъестественные силы исуществование богов. Посредством их человек пытался объяснить то загадочное инепонятное, а возможно и пугающе, существовавшего в природе. Первые религиозныеверования появились в среднем палеолите (150-35 тыс. лет назад) внеандертальцев. К первобытным формам религии относятся: тотемизм, фетишизм, магия,анимизм.

Тотемизм (От индейцев. ототем – его род) - вера в происхождение рода от общего предка - животные, растенияили и птицы. Пращура считали защитником рода, просили у него помощи вохоте. Животное - тотемнельзя было убивать. ей поклонялись, изображали на стенах пещер, вырезалииз камня и кости.

Фетишизм (От португ. feitigo -талисман) - наделение неодушевленных предметов сверхъестественными свойствами. Людиверили, что фетиш мог защитить от злых сил, подарить удачу. Фетишем моглабыть любой - Всякая вещь. ееносили с собой, держали в квартире, клали в захоронение. Поклонение предметамсохранилось и доныне.В храмах можно увидеть иконы, скульптуры богов, которых современный человек наделяетсверхъестественными свойствами.

Магия (От греч. mageia – колдовство)- Вера в возможность влиять на окружающий мир с помощью гадания,заклинаний, заговоров. По мнению первобытного человека, магические действия могли вызватьдождь, помочь в охоте или нанести ущерб врагам.

Возникновение анимизма (От лат.anima - душа) было связано с попыткой понять, почему человек, недавнодвигалась, разговаривала, вдруг становилась неподвижной и холодной. Первобытный человекобъясняла это тем, что из тела ушла душа. Считалось, что, потеряв тело, душаискала нового убежища. Не найдя его, она вынуждена была скитаться вечно,пугая родственников или оказывая им обиды. С этим верованием связан обычайхоронить покойников. А поскольку первоначальная человек считал, что в загробноммире дух живет так же, как и на земле, то покойника обеспечивали едой,орудиями труда и т.д. Если умерший при жизни был вождем, то после смерти онимел особое уважение. Таким образом анимизм - Это наделение живых существ инеодушевленных предметов душой, которая живет самостоятельно.

Не каждый человек знал, как говорить сдухами, задобрить или изгнать их. Со временем появились шаманы, колдуны, жрецы,которые знали заговоры, заклинания. их звали, когда болел человек или умиралскот. От имени рода, племени они общались с душами и духамипредков. Все эти формы религии тесно переплелись между собой, что в конечном итоге привелодо появления культа богов. Культ - Способ поклонения богам.

3. Искусство

Познание окружающего мира идуховное достояние отражены в уникальном, иногда непостижимомискусстве первобытного человека.

Палеолитическое искусство состоит издвух основных групп произведений: малые форты - Мелкая скульптура, резьба,роспись на предметах хозяйственного назначения, на кости, роговые, каменныхплитах и т.п.; монументальное искусство - Наскальные, чащепещерные, росписи, графика, рельеф.

Земледельческое население неолитаоставило после себя большое количество каменных и глиняных скульптур, украшавшихжилья и места поклонения богам. Последнее свидетельствует, что статуэтки имели и магическоеназначения. Найдены многочисленные женские изображения, украшенные разнообразнымиорнаментами и росписью. Позже, в энеолите, больше выявлено фигурокмужчин. Часто встречаются скульптурные изображения быков, леопардов, коз.

В среднем палеолите человекнаучилась изготавливать краски из природных материалов: красную, желтую, коричневую -с охры, темно-бурую - из окиси марганца, черную - из древесного угля.Разводили краски водой или животным жиром в морских ракушках и костяныхящиках. Чаще рисовали одним цветом. Но рисунки пещер Л а ско и Фон де Гом (Франция)выполнено двумя цветами, в Альтамире - тремя.

1

2

Фотография из пещеры Ласко

Фотография из пещеры Альтамира

Интереснознать

Открылпещерные фрески Альтамиры (Испания) Марселино деСаутуола в 1875 г. В 1880 г. он выступил с заявлением, что это -палеолитические изображения. Саутуолы обвинили в подделке, ученые не предполагали,что люди палеолита были такие талантливые. Но последующие открытия подтвердилидавность фресок.

Первобытный человек, в отличие отсовременных художников, не всегда уделяла внимание размеру и внешнему сходствуизображаемых предметов или животных. Поэтому для нас эти образы не всегда понятны.

Известен изображения бизона, убитойчеловека и птицы, которое было найдено в пещере Ласко. Этот почти детскийфотография исполненный трагизма. Наверное, на нем изображен неудачное охотычеловека, во время которого умирают и охотник, и его добычу. Интересно, что впалеолитического искусства почти нет неподвижных фигур. Движение изображали положениемног, наклоном тела или головы. Первобытные мастера умели передать быстрые движенияживотных.

Накопленные в каменном и засуток меди и бронзы знания и опыт, а также достижения первобытных художников сталиосновой для дальнейшего движения человечества к цивилизации.

4. Религиозные представления и развитиеискусства в древнюю сутки на территории Украины

Свидетельством распространения религиозныхпредставлений на территории Украины стали находки человеческих захоронений, найдены в пещере Киик-Коба,и других местах в Крыму. Умерших хоронили в специальных ямах, в сокращенномвиде, на боку. Это свидетельствует о появлении в неандертальцев простейшихпредставлений о существовании у человека души и жизни в потустороннем мире, присущихпочти всем древнем человечеству. Захоронение устраивали в пределах жильясвидетельствовало об отсутствии в тогдашней человека ужаса к умершему (по древнимпредставлениями считали, что они заснули) и веру в сохранение кровных связейпоследних с живыми.

В среднем палеолите появились первыеобразцы первобытного искусства на наших землях. Древнейшими произведениями искусствачеловека является изображение на костях животных. На днестровской стоянке вс. Молодово найдено лопатку мамонта с композицией, в центре которойстилизованная фигура оленя в окружении волнистых линий, треугольников и следовмногих ударов. Некоторые ученые считают, что эта находка связана с давнимиритуалами охотничьей магии.

Высокого уровня духовного развитиядостиг в период позднего палеолита (35-11 тыс. лет назад) кроманьонец.Первобытное искусство тогда было тесно связано с магическими обрядами, которыеосуществлялись в специальных местах. Остатки такого сооружения открыто на стоянкеМизин. Здесь были найдены фигурки и "шумный" браслет из костей мамонта,одевался во время магических церемоний. Среди находок также есть набор расписныхмамонтовых костей и молоток из рога северного оленя, используемых в качествеударные музыкальные инструменты. Современные ученые попытались воссоздать магическоезвучания этих первобытных музыкальных инструментов и записали их на грампластинку.Раскрашенный череп и ударные молотки найдены также на стоянкеМеждуречье.

Одним из самых известных святилищ натерритории Украины, где в течение длительного времени (от позднего палеолита до эпохибронзы) происходили магические обряды, есть гроты Каменной Могилы возле Мелитополя.

Вера в существование у человека души и еежизнь в загробном мире развивалось и в мезолите. Среди захоронений людей этойсуток встречаются завалены сверху камнями. Вероятно, это было сделаносоплеменниками с целью недопущения возвращения души умерших. В найденных наДнепропетровской могильниках скелеты посыпанные охрой - естественной краснойкраской. Этот обряд, считают ученые, олицетворял веру человека в очистительную силу огня.В гротах Каменной Могилы найдены каменные гальки и плитки, покрытые геометрическимиузорами со следами сплошного окрашивания охрой. Это были так называемые чуринги,которые имели важное мистическое предназначение и считались вместилищем души человека.

Нашли отражение в духовном миречеловека изменения, происходившие за неолита. Среди земледельческо-скотоводческих племенполучил распространение культ матери-земли, о чем свидетельствуют многочисленные находки вещей,необходимых в загробной жизни, теперь вместо оружия преподавали глиняную посуду иорудия труда. В религиозных представлениях охотников главное место, по-прежнему занималкульт животных, которые были объектами охоты. При захоронений осуществлялисьтризны, сопровождавшиеся избиениями глиняных сосудов, наполненных жертвеннойблюдом. Об осложнении религиозных представлений населения Поднепровья свидетельствуютнаходки захоронений, где в одной яме находилось около 40 черепов умерших, авсе остальные кости были прикопанные во второй яме рядом. Во многих могильникахнайдено скелеты, которые свидетельствуют, что умерших перед погребением было прочносвязано. Возможно, живые чувствовали так перед умершими и таким образомпытались их обезвредить.

Проявлениями вкусов человеканеолита являются находки разнообразных украшений. Одежду, пояса и головные уборыукрашали нашивными пластинками, вырезанными из клыков кабана и покрытымиорнаментом. Украшением женщин были бусы из полированной кости, ракушек иполудрагоценных камней. Широкое распространение за неолита приобрел обычай украшатьКстати орнаментом. Им покрывали не только каменные изделия и керамику, но,вероятно, вещи из дерева и кожи, которые не сохранились до наших времен.

Вопросы изадачи

1. Что способствовалонакоплению практических знаний первоначальной ной человеком?

2. Почему первобытныйчеловек наделяла неодушевленные предметы над естественными свойствами?

3. Каковы причины появления религии?

4. Охарактеризуйте первые формырелигиозных верований. Что из верований первобытных людейдошло до нашего времени?

5. Изображавшихпервобытные люди на своих рисунках?

6. Какразвивалось духовное и религиозное жизни первобытных людей на территории Украины?

Обобщениепо теме

Первоначальными мы называемвремена, когда человечество преодолело путь от появления первых людей до формированияцивилизации.

Первоначальная история человечестваделится на периоды: палеолит, мезолит, неолит, энеолит, эпоха меди ибронзы, ранний железный век.

Первобытные людиотличались от других животных прямохождением, сложными движениями рук, развитымголовным мозгом.

В первобытные времена возниклипервые объединения людей - семья, род, община, племя.

В эпоху меди и бронзывозникли первые государства в мире.

Наиболее значительными открытиямипервобытного человека были овладения огня, приручение диких животных и ихиспользования в хозяйстве, изобретение лука и стрел, гончарного круга,ткачества, колеса.

По первобытных времен возникобмен, который стал основой для зарождения торговли.

В первобытности зародилисьнаучные знания и религиозные верования.



Возникновение человека и его расселения по Земле. Первобытные земледельцы и скотоводы



Фотография из пещеры Ласко



Фотография из пещеры Альтамира



Реконструкция кроманьонца, осуществленная М. Герасимовым



Женская головка из бивня мамонта. Грот Брассемплуи, Франция

Читайте также: