Каким требованиям должна отвечать архитектура кратко

Обновлено: 04.07.2024

  • Что такое архитектура?
  • Что такое целевая архитектура?
  • Что такое архитектурные стандарты и фреймворки и зачем они нужны?
  • Кто заказывает архитектуру, какие у нашего заказчика могут быть желания и потребности, высказанные и невысказанные?
  • Какую архитектуру можно назвать хорошей архитектурой?
  • Зачем нужны архитекторы? Какова их роль? Чего от них ожидать и почему?
  • Когда компании нужно вкладываться в архитектуру? Что будет, если этого не делать?

Что такое архитектура?

  • красота, образ эпохи, эстетическое восприятие;
  • удобство и комфорт использования, соответствие целевому назначению;
  • технологичность, точность проектных чертежей;
  • инфраструктурные /инженерные компоненты (коммуникации, система водо- и электроснабжения);
  • безопасность, устойчивость, надежность;
  • следование отраслевым стандартам качества
  • восприятие человеком;
  • технологический аспект.

Есть такая известная во всех крупных компаниях тема – “целевая архитектура”, мифическая и таинственная, почти как любовь: “Все о ней говорят, но мало кто ее видел” /Ларошфуко/
Стало быть, целевая архитектура должна ответить, прежде всего, на вопрос – зачем мы это делаем. Т.е. она обозначает цель, смысл нашей деятельности. И лишь затем мы задумываемся и решаем — каким образом мы будем этого достигать, за счет каких технологий, на каких платформах.

Все просто! И если этого простого (и вроде бы очевидного, не так ли?) шага не сделать, а броситься бегом строить схемы и кодить, кодить, кодить… то есть большой шанс, что этот труд потом улетит в корзину! И в результате посетит и вас, и вашу команду, и ваших заказчиков великая печаль. Задавайте себе этот вопрос не в конце, а вначале своего “забега”.

Как задавать подобные вопросы? Когда и при каких обстоятельствах?
Сформулируем более строго: в рамках каких процессов, кто и когда ставит подобные вопросы, а также кто обязан найти на них ответы, понятные всем участникам.

Четко напрашивается, по крайней мере, один вывод: этими вопросами необходимо озадачиться до точки старта проекта. И даже до момента его инициации. “Но как же так?” – может возникнуть вопрос: “Мы же уже давно привыкли, что вся деятельность ИТ осуществляется в рамках проектов, а в случае гибких методов – в рамках спринтов”.
Вот тут начинается интересное… Послушаем, что говорят на эту тему “ведущие собаководы” ИТ-отрасли — т.е. организации, создающие и распространяющие разного рода стандарты и референсные практики.

Часто ли так происходит?
Да нет, конечно… В нашу стройную систему вмешивается господин Хаос. Точнее люди, которые сами его создают, осознанно или неосознанно. Однако выбирать не приходится – и нам тоже надо как-то существовать в предлагаемых жизнью обстоятельствах – неопределенности, несогласованности, неразберихи и т.д.
Попробуем разобраться, как все происходит, и что с этим можно сделать.

Есть примеры лучших организационных практик – о том, как выстраивать архитектурные процессы, когда и что выносить на коллегиальные обсуждения на комитетах, как подавать и обрабатывать замечания и т.д. И существуют компании, где подобные процессы воплощены в жизнь. Но даже лучшие референсные практики работать не будут, если у людей нет изначального настроя договориться, а в компании не поддерживается атмосфера взаимного уважения и доверия друг к другу.

Словом, мы приходим к выводам, что архитектурная практика – это фактически часть корпоративной культуры, модель принятия решений, общий стиль существования организации и взаимодействия сотрудников внутри нее.
Иными словами, уровень управления ИТ-архитектурой и стратегией – одна из составляющих уровня зрелости компании в целом, которая показывает ее способность к устойчивости и развитию.

Иными словами, компания может на раннем этапе прийти к достаточно высокому уровню зрелости, что повышает ее шансы быть успешной. А, кроме того, и возможно, даже более важно – повышает уровень удовольствия работать в такой компании.

У каждой компании свой талант, своя тема. Осознанный подход к развитию архитектуры учитывает специфику компании, задачи, проекта, их уникальность.

Архитектурные стандарты и фреймворки

По части ИТ-архитектуры существует несколько детально проработанных стандартов.
Прежде всего, это ISO/IEC 42010: 2007, где можно обнаружить следующее определение:

Архитектура — это фундаментальные концепции или свойства системы, состоящей из элементов, связей между ними и внешним окружением, а также принципы ее разработки и развития.

  1. формальное описание системы или детальный план системы на компонентном уровне как руководство к ее реализации;
  2. структура компонентов, их взаимосвязей, принципы и стандарты, которым следует руководствоваться в процессе проектирования и развития системы.
  • генерализация (обобщение опыта) – с одной стороны;
  • адаптация (локализация референсных практик к конкретной ситуации, проблеме, компании) – с другой стороны.

Итак, ключевой смысл архитектуры и ключевые задачи архитекторов – это определение состава компонентов, их ответственности и взаимосвязи, отталкиваясь от конкретной прикладной задачи, которую мы решаем.
На мой взгляд, это вполне достойная миссия, требующая различных фокусов внимания и разносторонних компетенций – как технологических и системных, так и коммуникативных и организационных.

Завершая тему с определениями, приведу еще одно, от компании Oracle, которое, как мне показалось, очень хорошо отражает суть и глубину предмета:

Архитектура – метод и организующий принцип, которые согласуют функциональные задачи и стратегии бизнеса с ИТ-стратегией и планом исполнения.

Кто наш заказчик и какие у него могут быть желания, высказанные и невысказанные

Архитектура – это про будущее…

Основное требование, предъявляемое к зданию, - функциональная целесообразность, т. е. полное соответствие своему назначению. Этому требованию должно подчиняться как объемно-планировочное решение (состав и размеры помещений, их взаимосвязь) , так и конструктивное решение (конструктивная схема здания, материал основных конструкций, отделочные материалы) . Функциональное назначение здания определяет требования к освещенности, температуре, звукоизоляции, вентиляции, отоплению, водо- и газоснабжению, канализации, лифтам, бытовому оборудованию, теле- и радиофикации, к отделке помещений и благоустройству здания и др.

Другие важные требования: прочность здания, в том числе устойчивость, т. е. сопротивление опрокидыванию и сдвигу, а также жесткость, т. е. неизменяемость его геометрических форм и размеров; долговечность строительных материалов основных конструкций здания (огнестойкость, морозостойкость, влаго- и биостойкость, стойкость против коррозии) .

Установлены три степени долговечности зданий (100 лет, не менее 50 и не менее 20 лет) и пять степеней огнестойкости: I - конструкции из несгораемых материалов (каменные) ; II -внутренние стены из трудносгораемых материалов (каменные) , III-перекрытия из трудносгораемых материалов (каменные) , IV - все несущие конструкции из трудносгораемых материалов (деревянные оштукатуренные) , V - полностью из сгораемых материалов (деревянные неоштукатуренные) .

Эстетические требования к зданию связаны с понятием красоты в архитектуре или архитектурной выразительности, поскольку архитектура создает наряду с утилитарными ценностями художественные образы. Произведения архитектуры существуют в системе (ансамбле) , где архитектура возглавляет другие искусства, определяя их синтез.

Наконец, одним из важнейших требований является экономичность строительства, особенно при его массовом характере. На экономические показатели жилой застройки влияют этажность зданий, планировочная и конструктивная схемы, протяженность здания, площадь квартир, плотность застройки, благоустройство, в том числе инженерные коммуникации, улицы, дороги, транспорт, общегородские подводящие сети, зеленые насаждения.

Архитектура — весьма сложное и многостороннее понятие. Прежде всего — это материальная действительность в виде разного рода зданий, сооружений и их комплексов, предназначенных для удовлетворения материальных потребностей человека. Но архитектура также — особое искусство, способное выражать большие идеи и доставлять эстетическое наслаждение. В связи с этим под архитектурой понимают наличие определенных художественно-композици-онных признаков в зависимости от назначения и градостроительной роли того или иного здания и сооружения.

На каждом этапе истории человеческого общества архитектура развивалась в зависимости от социальных, материальных и климатических условий, а также в прямой связи с национальными особенностями быта и художественными традициями, высоко ценящимися народом.

Материальное содержание и эстетическая форма в архитектуре находятся в тесной взаимосвязи между собой, отражая назначение зданий, их социальную функцию и градостроительную роль в системе застройки. Иными словами, в архитектурных сооружениях должны сочетаться современные для данного периода времени функциональные и художественно-идеологические требования. Функциональная сторона архитектуры (уровень удобств) зависит от практического назначения зданий, экономических возможностей и уровня развития строительной техники. Вместе с тем архитектура, выступающая как искусство, является одной из форм общественного сознания и должна обладать способностью отражать передовые идеи общества. В наших условиях она Должна отражать коммунистическую идеологию, служить средством идейного и художественного воспитания людей. Помимо того, что архитектурная композиция зданий должна содержать в себе определенный идейно-художественный замысел, способный влиять на сознание человека и его воображение, архитектура сильно воздействует на сознание своими крупными объемами, которые почти повсюду окружают жителей. Таким образом, архитектура представляет собой гармоничное едгга-ство материальных благ и искусства большого социального значения.

В процессе проектирования зданий различается несколько фаз или звеньев композиции, а именно:
1) функциональная композиция, обеспечивающая функциональные требования;
2) конструктивная композиция, целью которой является подбор соответствующих строительных конструкций и материалов;
3) художественная композиция, сущность которой заключается в гармоничном сочетании объемно-пространственных элементов здания с целью придания ему требуемой идейно-художественной выразительности, причем это требование относится в равной мере как ко внешнему виду здания в целом (экстерьер), так и к его внутренним помещения А1 (интерьер).

Все фазы композиции находятся во взаимозависимости, причем определяющим моментом во всех случаях должно быть функциональное решение. Так, архитектурно-художественная композиция не может игнорировать конструктивные требования, а конструкция, в свою очередь, должна выбираться с учетом функциональных требований. Одновременно все эти фазы композиции должны исходить из условий целесообразности, экономики и требований индустриализации строительства.

Художественная композиция зданий создается с помощью различных формообразующих средств и художественных приемов. К ним относятся, в частности, тектоника, под которой понимают художественное выражение работы конструкций и материалов здания, ритмические членения, пропорции, масштабность, контрастное или нюансное сочетание объемов, материалов, их цвета и освещенности, лепные украшения, орнаментика и др.

В истории архитектуры особенно большой художественный расцвет, творческий подъем происходил в периоды освободительного движения широких масс, когда борьба принимала общенародный характер. Примером выражения идей борьбы за свою независимость и государственное единство является, в частности, высокохудожественная композиция храма Василия Блаженного в Москве, сооруженного в память об освобождении России от татаро-монгольского ига (1562 г.).

В архитектуре эксплуататорских классов, как правило, выражена их идеология и художественные идеалы и лишь в выдающихся сооружениях, построенных в период восхождения классов,— общенародные идеалы красоты.

Проводимые за рубежом мероприятия по созданию отдельных хорошо благоустроенных кварталов или пригородных районов города носят локальный, ограниченный характер.

С другой стороны, развитие советского градостроительства происходит на основе государственного планирования и огромных материально-технических возможностей социалистической экономики, используемой в интересах всего общества, а не для привилегированных классов и групп.

Преимущества советского строя с его высокой гуманной сущностью, экономической мощью и плановым началом особенно ярко проявились в градостроительстве в период первых довоенных пятилеток и после Великой Отечественной войны. В 1929—1937 гг. наше советское государство смогло рационально разместить и построить всего за 5—8 лет сотни новых городов, спланировав их в комплексе с промышленными гигантами по прогрессивным принципам градостроительства, неизвестным ранее ни капитализму, ни феодальному строю. При этом молодая советская архитектурная школа создала новые приемы зонирования, благоустройства и озеленения городских территорий, взятые у нас на вооружение градостроительной наукой развитых стран капитала. После опустошительной войны с немецким фашизмом, этим заклятым врагом свободы и демократии, наша страна также в кратчайшие сроки, за 5—7 лет, смогла восстановить и реконструировать уже на более высокой градостроительной основе сотни разрушенных городов, в том числе таких крупных, как Волгоград, Минск, Севастополь.

Несмотря на эти достижения советской архитектуры и градостроительства, объективно закономерные в условиях наиболее передового общественно-политического строя, предоставляющего простор творчеству на благо народа, развитие нашей архитектуры не проходило по прямой восходящей линии. Достижения в создании новых типов зданий и в разработке новых градостроительных идей перемежались ошибочными направлениями, уходом от реалистических принципов к формалистическим композициям. Эти недостатки особенно сильно проявившиеся в период расцвета украшательства в начале 1950-х годов и в обеднении художественного облика новых жилых районов, построенных в начале 1960-х годов, одинаково нанесли урон советской архитектуре. Они привели к перерасходу средств на отделку фасадов, крайне нужных для восстановления жилого фонда, а позже снизили уровень удобств в квартирах и обезличили застройку новых районов во многих городах. И в настоящее время, в период развернутого строительства коммунизма, у советской архитектуры и градостроительства много нерешенных творческих проблем. Для того чтобы создать новый архитектурный стиль, созвучный эпохе социалистического общества и его высоким идеалам, необходимо знать и творчески переработать все ценное из мирового архитектурного наследства и современного зарубежного опыта градостроительства. Изучение художественного наследия, прежде всего классического и национального, необходимо не для механического перенесения его в нашу архитектуру, а для того, чтобы глубже уяснить сущность творческих методов, благодаря которым были созданы выдающиеся архитектурные сооружения и их комплексы, нашедшие признание в веках.

Гармоническая закономерность, пропорциональность, ритм, масштаб, симметрия и асимметрия, т. е. все то, что является средствами архитектурной композиции выдающихся памятников зодчества, должно быть известие строителям наших дней как некая общая формула, которая претерпевает неизбежные изменения в связи с новыми условиями.


музей Гоггенхайма

Архитектура — это искусство, задачей которого является формирование окружающей человека среды, создание функциональных строений в соответствии с требованиями, продиктованными понятиями эстетики и красоты. Архитектурные сооружения должны отвечать трем основным требованиям: польза, прочность и красота. Художественные образы, воплощаемые современными архитекторами, играют большую роль в духовной жизни человека, а конструктивные, функциональные и эстетические качества произведений архитектуры тесно связаны между собой.

Каждому историческому периоду присущи определенные типы строений, которые определялись используемыми материалами и технологиями. Поэтому каждая эпоха характеризуется своим собственным стилем, на который помимо материалов и технологий большое влияние оказывали постоянно менявшиеся понятия о красоте и целесообразности.

Пожалуй, первым направлением современной архитектуры можно назвать конструктивизм, или как его чаще называют – функционализм. Приверженцы этого направления считают, что эстетическая сторона сооружения должна полностью подчиняться функциональному назначению. В связи с этим отрицается значение красоты и любых достижений прежних эпох. Функционализм ориентируется не на внутренний мир человека, его индивидуальность, а на усредненные биологические и социальные потребности.

Поэтому архитектурные сооружения этого направления отличаются предельно простыми формами, минимальной обработкой поверхности, ограниченной цветовой гаммой. Правда к плюсам функционализма следует отнести небольшие материальные затраты на возведение зданий, что позволило воплотить принцип: больше жилья за те же деньги. Большую часть архитектурных решений современных городов, с однообразными серыми, невыразительными коробками жилых домов, можно отнести именно к направлению функционализма.

Снаружи музей напоминает раскручивающуюся спираль, хотя некоторые утверждают, что он похож на распускающийся цветок. Дополняет этот эффект облицовка из листов титана. Внутри здание представляет собой лабиринт с выгнутыми стенами, большими окнами и обилием хромированных аксессуаров.

Как видим в современной архитектуре уживается множество разных стилей, направлений и школ, которые ничем не ограничивают творческое воображение архитектора, предоставляя широкие возможности для того чтобы сделать нашу жизнь ярче и выразительнее.

В курсе архитектуры изучаются методы, а также технические и художественные приемы проектирования зданий и сооружений и их комплексов.

В настоящей книге мы будем рассматривать только здания.

Приступая к изучению курса, прежде всего необходимо дать определение предмета архитектуры, включающего в себя весьма сложные и многообразные понятия.

Архитектурой, или зодчеством, в широком смысле называют систему материальных структур (здания и их комплексы), формирующую пространственную среду, искусственно создаваемую для осуществления различных процессов человеческой деятельности (быта, труда, культуры). С другой стороны, под архитектурой понимают также совокупность определенных художественно-композиционных качеств, присущих тому или иному зданию и оказывающих эмоциональное воздействие на сознание людей. Таким образом, архитектура является частью материальной культуры и одновременно искусством.

Неотъемлемым качеством архитектуры здания является соответствие его практическому утилитарному назначению, т. е. соответствие функциональному процессу или характеру той деятельности, которая будет происходить в здании.

Создание наиболее удобной и благоприятной среды для деятельности человека составляет первую и основную функциональную сторону архитектуры.

Как произведение искусства, архитектура здания выражает в художественной форме определенное идейное содержание, отражает характер общественных отношений людей, их идеологию и художественные вкусы. В этом состоит вторая сторона архитектуры — художественная.

Наряду с требованиями функциональной целесообразности и художественной выразительности архитектура зданий должна также удовлетворять требованиям прочности, долговечности и экономики.

Все стороны архитектуры — удобство, прочность, экономичность и красота — должны быть тесно связаны между собой, находиться в органическом единстве, однако практическое назначение архитектуры (польза) должно быть главным.

Рассматривая три стороны архитектуры — функциональную, художественную и инженерно-экономическую, надо иметь в виду, что все они изменяются в процессе исторического развития. На всех этапах развития общества архитектура зависит от уровня производительных сил, от формы производственных отношений и классовой борьбы. Она отражает идеи господствующего класса и особенности культуры данного народа. В архитектуре зданий и населенных мест находят свое отражение также природно-климатические условия, национальные особенности народа и черты, свойственные общественному строю.

В процессе проектирования здания все многочисленные требования, предъявляемые к его архитектуре, необходимо тщательно учитывать, гармонически сочетать для создания единого организма. Достигается это путем использования различных средств архитектурной композиции.


Архитектурной композицией называется такое сочетание частей и форм здания (или комплекса зданий) и соотношение их между собой, которое служит целям создания реалистического архитектурного сооружения, удовлетворяющего как функциональным, так инженерно-техническим и художественным требованиям. В узком смысле под архитектурной композицией понимают весь творческий процесс проектирования архитектурного сооружения.

Проектирование всякого здания имеет конечной целью создание того или иного композиционного решения, т. е. сочетание всех требований и элементов здания в гармонически связанное и законченное единое целое.

В процессе проектирования здания можно различать несколько стадий композиции:

  • 1) архитектурно-функциональную, т. е. такое сочетание объемно-планировочных элементов здания, которое в наилучшей степени удовлетворяло бы утилитарному назначению здания;
  • 2) архитектурно-художественную, которая имеет целью придать нужную архитектурную выразительность внешнему виду здания и его внутренним помещениям;
  • 3) архитектурно-конструктивную, целью которой является подбор строительных материалов и конструкций, конструктивных схем, несущих и ограждающих конструктивных элементов.

Структурные части зданий

Рис. 1. Конструкции многоэтажного жилого дома с кирпичными стенами

Рис. 1. Конструкции многоэтажного жилого дома с кирпичными стенами Каждое здание состоит из отдельных взаимосвязанных структурных частей или элементов, имеющих определенное назначение. К ним относятся фундаменты, стены, отдельные опоры, перекрытия, крыши или покрытия, лестницы, перегородки, окна и двери (рис. 1).

Фундаменты являются нижними частями здания, предназначенными для передачи и распределения нагрузки от здания на грунт. Верхнюю поверхность фундамента, на которую опирается здание, называют обрезом. Кроме того, обрезами называют горизонтальные площадки уступов фундамента.

Плоскость, которой фундамент опирается на грунт, называют подошвой фундамента. Вертикальное расстояние от низшего уровня поверхности земли в период эксплуатации здания до подошвы фундамента называется глубиной заложения фундамента. Если здание имеет подвал, то элементы фундамента, расположенные выше его пола, образуют стены подвала.

Стены ограждают помещения от внешнего пространства (наружные стены) или отделяют их от других помещений (внутренние стены). Стены могут быть несущими, когда они кроме собственного веса воспринимают нагрузку от других частей здания (перекрытий и крыши), самонесущими, если они несут нагрузку только от собственного веса степ всех этажей здания, и ненесущими, когда они воспринимают собственный вес только в пределах одного этажа и передают его поэтажно на другие элементы здания.

Все разновидности стен воспринимают ветровую нагрузку.

Внутренние огнестойкие стены из несгораемых материалов, являющиеся противопожарными преградами и запроектированные в соответствии с требованиями противопожарных норм, называют брандмауэрами. Брандмауэры должны возвышаться не менее чем на 0,3 м над несгораемыми кровлями и на 0,6 м — над сгораемыми.

К отдельным опорам здания относят столбы или колонны (кирпичные, железобетонные, стальные и деревянные), которые воспринимают нагрузку от перекрытий н крыши или поддерживают наружные стены. Под столбы и колонны обычно устраивают отдельные фундаменты.

Перекрытиями называют горизонтальные конструкции, делящие внутреннее пространство здания на этажи и предназначенные для восприятия кроме собственного веса полезной (временной) нагрузки, т. е. веса людей, предметов обстановки и оборудования помещений, и передачи его на стены или отдельные опоры. Перекрытия являются горизонтальными диафрагмами жесткости, которые выполняют важную роль в обеспечении пространственной неизменяемости здания.

В зависимости от их месторасположения в здании перекрытия подразделяют на междуэтажные, располагаемые между двумя смежными этажами, чердачные — между верхним этажом и чердаком, надподвальные — между первым этажом и подвалом и нижние — между первым этажом и подпольем.

Крыша завершает здание и защищает его от атмосферных осадков. Верхнюю водонепроницаемую оболочку крыши называют кровлей. Если здание строят без чердака, то его крыша выполняет одновременно функции крыши и чердачного перекрытия; в этом случае ее называют покрытием. Когда нижняя поверхность пологого покрытия образует потолок помещений верхнего этажа, такое покрытие принято называть совмещенной крышей.

Перегородки представляют собой тонкие ненагруженные ограждении, устанавливаемые на перекрытиях и разделяющие внутреннее пространство здания на отдельные помещения.

Фундаменты, стены, отдельные опоры, перекрытия и крыша, воспринимающие нагрузили от веса находящихся в здании людей, оборудования, от снега и ветра или от других частей здания, на них опирающихся, в совокупности образуют пространственную систему, которую называют несущим остовом здания.

Различают также ограждающие конструкции зданий, которые отделяют помещения от внешней среды или одни помещения от других. К ограждающим конструкциям относят наружные и внутренние стены, перекрытия и полы, перегородки, покрытия и кровли, окна и двери.

Ограждающие конструкции должны обладать стойкостью против атмосферных и других физико-химических воздействий, а также надежными теплоизоляционными и звукоизоляционными свойствами.

Некоторые части зданий выполняют одновременно несущие и ограждающие функции (например, стены, перекрытия и покрытия).

Классификация зданий

Здания в зависимости от их назначения принято подразделять на гражданские, промышленные и сельскохозяйственные.

К гражданским относят здания, предназначенные для обслуживания бытовых и общественных потребностей людей. Эти здания разделяют на жилые и общественные (административные, учебные, детские учреждения, культурно-просветительные, торговые, коммунальные и др.).

Промышленными называют здания, сооруженные для размещения орудий производства и выполнения трудовых процессов, в результате которых получается промышленная продукция (например, заводы, фабрики, электростанции, насосные станции и т. п.).

Сельскохозяйственные здания предназначены для нужд сельского хозяйства (например, здания для содержания скота и птицы, для хранения и ремонта сельскохозяйственных машин, теплицы и т. п.).

Гражданские здания, которые строит в населенном пункте в большом количестве и в основном по типовым проектам, относят к зданиям массового строительства (жилые дома, школы, больницы, ясли, детские сады).

Общественные здания государственного или большого культурного значения, которые возводит в крупных населенных пунктах (например, театры, музеи, здания правительственных учреждений, дворцы культуры и др.), называют уникальными и строят обычно по индивидуальным проектам.

В зависимости от материала, из которого выполнены стены, здания подразделяют на каменные, деревянные и др. По виду и размеру строительных изделий различают здания из мелких штучных элементов и здания из крупноразмерных элементов (крупноблочные и крупнопанельные).

Рис. 2. Конструкции многоэтажного жилого дома с крупноблочными стенами

Рис. 2. Конструкции многоэтажного жилого дома с крупноблочными стенами Строительство зданий, полностью монтируемых из крупных элементов с высокой степенью заводской готовности при комплексной механизации строительного процесса, позволяет сократить сроки возведения домов и снизить трудоемкость, а также стоимость строительства. Особенно большой эффект в этом отношении достигнут домостроительными комбинатами Москвы, которые изготовляют сборные конструкции, монтируют из них дома и сдают в эксплуатацию, неся полную ответственность за качество зданий. Объединение в составе домостроительного комбината работников заводов сборного железобетона, транспортных и строительно-монтажных организаций, ранее организационно и хозяйственно разобщенных, позволило создать единый непрерывный технологический процесс возведения зданий.

Рис. 3. Конструкции многоэтажного жилого дома с крупнопанельными стенами

Рис. 3. Конструкции многоэтажного жилого дома с крупнопанельными стенами Крупнопанельными (рис. 3) называют здания, монтируемые из заранее изготовленных на заводе крупноразмерных плит, называемых панелями, из которых собирают наружные и внутренние стены, перекрытия, перегородки, балконные площадки.

Крупная стеновая панель представляет собой по сравнению с крупным стеновым блоком элемент гораздо большей площади и примерно в 2 раза меньшей толщины. В отличие от крупных стеновых блоков стеновые панели не обладают самостоятельной устойчивостью и поэтому во время монтажа их временно закрепляют специальными приспособлениями, а затем окончательно крепят к поперечным стенам, перекрытиям или элементам каркаса постоянными соединительными стальными креплениями (электросваркой или на болтах).

Особенностями элементов крупнопанельного дома являются их большие размеры и высокая степень заводской готовности. Стеновые панели изготовляют на заводах с полной отделкой наружной поверхности и подготовленной под окраску или оклейку обоями внутренней поверхностью, с установленными в цапель оконными переплетами и дверями. Готовые стеновые панели монтируют при помощи кранов.

Панели перекрытий должны поступать на стройку с отделанной поверхностью потолка и гладкой поверхностью для настилки пола из линолеума или другого материала, панели перегородок — подготовленными под окраску или оклейку обоями, лестничные марши и площадки — тоже полностью отделанными.

По этажности гражданские здания условно подразделяют на малоэтажные (высотой до трех этажей), многоэтажные (от четырех до восьми этажей), здания повышенной этажности (от 9 до 25 этажей) и высотные (более 25 этажей). При определении этажности здания учитывают только надземные этажи, уровень пола которых расположен не ниже отметки отмостки или тротуара.

Этаж, пол которого заглублен ниже отмостки или тротуара, но не более чем на половину высоты помещения, называют цокольным, или полуподвальным. Если заглубление пола превосходит указанный размер, то этаж называют подвальным. Этаж, расположенный в пределах чердака относительно высокой крыши (обычно двускатной), называют мансардой.

Этаж, предназначенный для размещения инженерных сетей и оборудования дома при необходимости зонирования санитарно-технических систем в жилых зданиях высотой 17 этажей и более, называют техническим. Высота его должна быть не менее 1,9 м до низа перекрытия без учета выступающих конструкций.

В зависимости от вида несущего остова различают две основные конструктивные схемы зданий — с несущими стенами и каркасную. В зданиях с несущими стенами (см. рис. 1) нагрузку от перекрытий и крыши воспринимают стены: продольные, поперечные или одновременно те и другие.

Рис. 4. Схема каркасного здания

Рис. 4. Схема каркасного здания В каркасных зданиях все нагрузки передаются на каркас, т. е. на систему связанных между собой вертикальных элементов — колонн и горизонтальных балок (прогонов или ригелей). Если колонны каркаса располагают и по периметру наружных стен, и внутри здания, то такой каркас называется полным (рис. 4, а).

Помимо схем зданий с несущими стенами и каркасной применяется также схема с несущими наружными стенами и внутренним каркасом, колонны и столбы которого заменяют внутренние несущие стены. В этом случае каркас называют неполным (рис. 4, б).

Требования, предъявляемые к зданиям

Здания должны удовлетворять следующим требованиям: соответствовать своему назначению, т. е. создавать наилучшие условия для быта и труда людей; быть прочными, устойчивыми, долговечными; безопасными в пожарном отношении; удовлетворять санитарно-гигиеническим, экономическим и архитектурным требованиям.

Качество зданий определяется степенью их долговечности и огнестойкости, эксплуатационными качествами и характером предъявляемых к ним архитектурных требований.

Долговечность зданий зависит от долговечности конструкций, которая обеспечивается применением материалов, имеющих надлежащую стойкость (морозо-, влаго- и биостойкость, стойкость против коррозии, высокой температуры, циклических температурных колебаний и других разрушающих воздействий окружающей среды), а также специальными конструктивными решениями.

Долговечность ограждающих конструкций определяется сроком их службы без потери требуемых эксплуатационных качеств.

Строительными нормами установлено три степени долговечности ограждающих конструкций:

  • I степень — со сроком службы не менее 100 лет:
  • II степень — со сроком службы не менее 50 лет;
  • III степень — со сроком службы не менее 20 лет.

Пределом огнестойкости конструкции называется время (в часах) от начала Огневого испытания до появлении одного из следующих признаков: сквозных трещин, обрушения, повышения температуры на необогреваемой поверхности более чем на 140° в среднем, или на 180° в любой точке по сравнению с температурой до испытания, или более чем па 220° независимо от температуры до испытания.

Предел огнестойкости кирпичной стены толщиной в 1 кирпич равен 5,5 ч, тогда как незащищенных стальных колонн — всего 0,25 ч.

Здания по степени огнестойкости подразделяют на пять степеней. К зданиям I, II и III степеней огнестойкости относят каменные, к IV степени — деревянные оштукатуренные, к V — деревянные неоштукатуренные.

В зданиях I и II степеней огнестойкости стены, опоры, перекрытия и перегородки предусматривают несгораемые, причем предел огнестойкости этих элементов в зданиях I степени выше, чем во II. В зданиях III степени огнестойкости стены и опоры возводят несгораемые, перекрытия и перегородки трудносгораемые.

Деревянные здания IV и V степени огнестойкости по противопожарным требованиям строят высотой не более 2 этажей.

Эксплуатационные качества гражданских зданий характеризуются составом помещений, нормами их площадей и объемов, качеством наружной и внутренней отделки и уровнем инженерного оборудования. При этом ограждающие конструкции здания, как было указано в § 2, должны быть стойкими против атмосферных и других физико-химических воздействий, а также обладать надежными теплоизоляционными и звукоизоляционными свойствами.

По совокупности показателей долговечности и огнестойкости основных конструктивных элементов и эксплуатационных качеств здания подразделяют на четыре класса. К I классу относят здания, к которым предъявляют повышенные требования, а к IV классу — здании, которые удовлетворяют минимальным требованиям долговечности, огнестойкости и эксплуатации.

Для зданий различного назначения требования, определяющие их класс, устанавливают разные. Эти требования изложены в нормах проектирования соответствующих зданий.

Читайте также: