Атмосфера и ее составные части 7 класс план урока

Обновлено: 04.07.2024

Методическая разработка урока географии на тему "Атмосфера. Состав воздуха. Слои атмосферы" для учащихся 7 класса предназначена для использования учителями-предметниками при планировании уроков географии по обновлённому содержанию образования. В плане урока определены цели урока, дифференцированы по уровню сложности. Имеются ссылки на интернет-ресурсы. Описаны все этапы урока.

Содержимое разработки

Раздел долгосрочного плана:

3.2. Атмосфера

ФИО учителя: Обухова Н.В.

3.2 Атмосфера и её составные части

Учебные цели для достижения на этом уроке (ссылка на учебную программу)

7.3.2.1 - характеризует состав атмосферы

7.3.2.2 - графически представляет и объясняет строение и особенности слоев атмосферы

Все учащиеся характеризуют состав атмосферы, графически представляют и объясняют строение и особенности слоев атмосферы , используя текст учебника;

Большинство учащихся характеризуют состав атмосферы, графически представляют и объясняют строение и особенности слоев атмосферы , используя текст учебника и раздаточный материал;

Некоторые учащиеся характеризуют состав атмосферы, графически представляют и объясняют строение и особенности слоев атмосферы , используя дополнительный раздаточный материал по теме урока и дополнительные ресурсы.

1. Описывает состав атмосферы.

2. Описывает строение и особенности слоев атмосферы

3. В графической форме отображает строение и особенности слоёв атмосферы.

Лексика: читают текст учебника, материал по теме урока из дополнительных источников.

Письмо: Выполняют письменные задания по теме урока.

Слушание: Слушают выступления одноклассников, комментарии к своей деятельности.

1. укреплению дружеских отношений и развитию коммуникационных навыков при работе в парах и творческих группах;

2. налаживанию конструктивной обратной связи при оценивании учащимися друг друга;

3.ф ормированию умения слушать и анализировать ответы одноклассников;

4. воспитанию толерантного отношения к друг - другу.

Математика, информатика , физика, естествознание, биология

Предшествующие знания по теме

Запланированные этапы урока

Запланированные действия по обучению

І. Начало урока

Организационный момент (6мин).

1. Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку .

Учащиеся становятся в круг, по часовой стрелке, обращаясь к друг-другу, улыбаясь, говорят пожелания.

Распределение ролей учащихся внутри группы: таймкиппер, спикер, художник, редактор, генератор идей.

4. О пределение цели урока вместе с учащимися.

Задание: по названию групп, слайдам презентации PowerPoint, видеофрагментам определить тему урока.

После обсуждения каждая группа на стикере записывает свои предположения о цели урока.

Выбирается общая цель.

Формативное оценивание:

Молодцы. Все группы справились с заданием.

Цветные жетоны, стикеры, воздушные шары синего, красного, зелёного и жёлтого цветов, таблички с названием творческих групп, бейджики участников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Называет состав и особенности слоев атмосферы по рисункам и графикам. Может графический изобразить и объяснить строение атмосферы.

Краткосрочный план урока № -19-20

Тема урока:

Атмосфера и ее составные части

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Цели обучения на данном уроке:

7.3.2.1 - характеризует состав атмосферы

7.3.2.2 - графически представляет и объясняет строение и особенности слоев атмосферы

характеризовать состав атмосферы

графически представить и объяснять строение, особенности слоев атмосферы

Межпредметные связи

Физика, математика, информатика

Форма урока

Индивидуальная, работа в парах и группах по 4 человека

Языковые цели:

Характеризует состав и особенности слоев атмосферы по рисункам и графикам.

Привитие ценностей

Воспитывать у учащихся умение работать в паре, группах, умения выслушивать ответы одноклассников, анализировать и оценивать их.

Воспитание толерантного отношения к ответам одноклассников.

Критерий оценивания

Называет состав и особенности слоев атмосферы по рисункам и графикам. Может графический изобразить и объяснить строение атмосферы.

Предметная лексика и терминология

Атмосфера, азот, инертные газы, углекислый газ, тропосфера, стратосфера, мезосфера, верхние слои атмосферы, озоновый слой

Для составления диалога/

письменных работ

Состав атмосферы . Особенности строения атмосферы ….

Нижний слой атмосферы . Озоновый слой .

Предыдущее знание

Знания учащихся по данной теме в 5-6 классах

Атлас , 6-7 класс/2015-2016 гг/,

Учебник, 7 класс

Планируемое время

Запланированные действия по обучению

І. Организационный момент.Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.Объединение учащихся по группам: тропосфера, стратосфера, мезосфера, термосфера, экзосфера

( возможно на водород, кислород, азот, углекислый газ, озон и т.д.

Роли учащихся внутри группы- Лидер, таймкиппер, спикер, художник-редактор)

Название групп сегодня необычны. На какую же мысль они навели?

-сегодня урок будет о чем?

- итак какую же тему будем изучать?

презентация PowerPoint Активити мозговой штурм

ІІ. Тема урока и обсуждение критерия оценивания. Лексика и терминология урока.

Ученые считают, что современная атмосфера появилась около 1 млрд. лет назад.

Воздух в атмосфере бесцветен. Цвет же неба изменяется в зависимости от интенсивности рассеивания солнечных лучей, которые в свою очередь определяются, как известно, длиной волны. В первую очередь рассеиваются коротковолновые лучи – фиолетовые, синие, голубые, в последнюю очередь – красные. Поэтому на больших высотах цвет неба фиолетовый, а в нижней части – голубой.

Границы атмосферы

Нижнюю границу атмосферы трудно установить, потому что воздух проникает в горные породы земной коры. Принято считать, что мы с вами живем на дне воздушного океана. Но особенно трудно определить верхнюю границу атмосферы, так как на большой высоте до 3000км – воздух настолько разряжен, что обнаружены только его следы.

Состав воздуха

Из чего состоит воздух?

Газовый состав атмосферы был изучен уже давно. В 1974 году французский ученый Антуан Лавуазье изучал основные составные части воздуха и установил присутствие кислорода и азота. Впоследствии обнаружили, что кроме этих газов в ней находятся и другие газы.

Запись в тетради состава воздуха: Азот – 78%; кислород – 21%; углекислый газ – 0,03%

Атмосфера не является однородной оболочкой.

Строение атмосферы

Нижний слой-тропосфера. Он нагревается от Земли, которая нагревается в свою очередь от Солнца. Наиболее прогретые слои тропосферы прилегают к Земле. С высотой нагрев уменьшается, и это понижает температуру воздуха от + 14 0 С на уровне Мирового океана до -55 0 С на верхней границе тропосферы ( температура понижается на 0,6 0 С на каждые 100м)

Толщина тропосферы различается над экватором – до 18 км; на полюсах – 8 км. Только в тропосфере происходят такие явления как образование облаков, осадков, грозы и другие явления погоды.

Над тропосферой находится озоновый экран. Озоновый экран находится на высоте 10-50 км. Максимальная концентрация – 20-25 км. Это слой предохраняет живые организмы на Земле от влияния ультрафиолетовой радиации Солнца. Озоновая дыра была впервые обнаружена английским исследователем Дж.Фарманом.

Следующий слой – стратосфера ( до 50-55 км) Температура с высотой возрастает на 1-2 0 С на каждый км. Это вызвано, по видимому, тем, что слой озона поглощает и рассеивает солнечное излечение, мешая пройти ему на поверхность Земли.

Выше стратосферы находятся несколько слоев атмосферы, но мы их обобщим и будем называть верхние слои атмосферы. Именно в этих слоях и происходят полярное сияние и магнитные бури. Это связано с тем, что воздух разряжен, а температуры очень высокие. Из-за сложных химических реакций и образуются такие интересные явления

Нажмите, чтобы узнать подробности

показать взаимосвязь атмосферы с земной корой и гидросферой.

Межпредметные связи

Литература, физика, химия, математика, информатика, естествознание

Форма урока

Индивидуальная, работа в парах

Языковые цели:

Характеризует состав и особенности слоев атмосферы по рисункам и графикам.

Привитие ценностей

Воспитывать у учащихся умение работать в паре, группах, умения выслушивать ответы одноклассников, анализировать и оценивать их.

Воспитание толерантного отношения к ответам одноклассников.

Критерий оценивания

Называет состав и особенности слоев атмосферы по рисункам и графикам. Может графический изобразить и объяснить строение атмосферы.

Предметная лексика и терминология

Атмосфера, азот, инертные газы, углекислый газ, тропосфера, стратосфера, мезосфера, верхние слои атмосферы, озоновый слой

Для составления диалога/

письменных работ

Состав атмосферы . Особенности строения атмосферы ….

Нижний слой атмосферы . Озоновый слой .

Предыдущее знание

Знания учащихся по данной теме в 5-6 классах

Учебник 7 класс

Планируемое время

Запланированные действия по обучению

І. Организационный момент.Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.

Мотивационно – целевой этап

На доске записаны координаты географических объектов. Работая в парах по атласу (Физическая карта мира), определите их. Вспомните интересные сведения об этих объектах.

1) 49° с.ш. 86° в.ш 3) 42° с. ш. 80° в.д.

2) 33°ю.ш. 70°з.д. 4) 4°ю.ш. 37°в.д.

Ответы: 1) вершина Белуха горы Алтай

3) вершина Хан-Тенгри

4) влк. Килиманджаро

К какой земной оболочке эти объекты относятся? Дайте определение этим оболочкам.

ІІ. Тема урока и обсуждение критерия оценивания. Лексика и терминология урока.

1) Почему замерзал тролль?

2) В какой земной оболочке он строил дом?

Вы сегодня сможете узнать, на какой высоте нужно строить дом, чтобы температура не опускалась ниже нуля градусов.

На уроке мы познакомимся с второй земной оболочкой – атмосферой.

Что вы о ней знаете?(ответы учащихся)

Читаем в окошечке , что узнаем об этой оболочке. Это цели нашего урока.

ІІІ. Групповая работа. Составление мини текста на основе графического изображения состава атмосферы. Выслушать ответы всех групп учащихся.

Например: состав атмосферы сложный, он состоит из смеси газов(называют состав).

Посмотрите на экран. Так видят космонавты нашу атмосферу(4 слайда) . Что вы заметили?

Если атмосфера воздушная оболочка, то из чего она состоит? Воздух- это смесь газов.

Посмотрите на диаграмму. Что на ней обозначено?(газовый состав).

Перечислите газовый состав атмосферы и его процентное соотношение.

Что вы знаете об азоте?(безжизненный газ, не поддерживает дыхание и горение. А-отрицание, азот- жизнь)

Кислород – поддерживает дыхание и горение. Необходим для живых организмов. Чистым кислородом нельзя дышать, происходит отравление. Находится в атмосфере в двух состояниях- кислород и озон.

Аргон – малоактивный газ, такие называют инертными. Его применяют в светящихся рекламных вывесках. У него холодное синее свечение (трубка, эл.разряд, свечение)

Углекислый газ- необходим для фотосинтеза растений.

Что еще, кроме газов может находиться в атмосфере?(пыль, пепел, пыльца, морская соль, водяной пар).

Только ли на Земле есть атмосфера?(при затруднении в ответе показать в сравнительную таблицу по планетам Солнечной системы) Почему жизнь существует только на Земле?

Какое значение для жизни на Земле имеет атмосфера?

Мы разобрали первую цель нашего урока - газовый состав атмосферы.

Какие же функции выполняют эти газы? Для чего нужен например углекислый газ?

для дыхания живых организмов

для горения

для окисления

входит в состав белков

участвует в питании растений

необходим для развития растений

поглощает ультрафиолетовые лучи

Групповая работа.

Переходим к изучению строения атмосферы.

Самостоятельно в учебнике рассмотрите схему строения. О каких слоях вы узнали?

Тропосфера- от греч. перемена.

стратосфера- слой . настил.

Посмотрите на слайд( в эл. Приложении -бегунок. Изменение температуры ).

Что вы заметили? Почему температура с высотой понижается?( нагревается атмосфера от земной поверхности).

У вас на столах таблицы. Название слоев располагается с низу в верх, как на ваших рисунках. Посмотрите на колонку слои атмосферы. Можно ли по названию слоя сделать вывод о его свойствах?

Сейчас , используя учебник и полученные знания, заполните таблицу, которая является Бортовым журналом. Работаем по вариантам: 1 вариант – о тропосфере, 2 вариант – о стратосфере. На каком виде транспорта будете изучать тропосферу(на самолете), стратосферу (на воздушном шаре)?

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Раздел долгосрочного плана:

Дата :

ФИО учителя:

отсутствующих: присутствующих:

Атмосфера и ее составные части.

Учебные цели для достижения на этом уроке (ссылка на учебную программу)

7.3.2.1-характеризует состав атмосферы

7.3.2.2-графически представляет и объясняет строение и состав атмосферы

Все учащиеся характеризуют состав атмосферы и работают с источниками географической информации.

Многие объясняют расположение слоев атмосферы, аргументируя свою точку зрения.

Некоторые вычисляют процентное соотношение состава воздуха.

Уровень мыслительных

Языковые цели

Чтение- работают по тексту учебника.

Говорение при обсуждении в паре и в группе , отвечают на вопросы.

Слушание- слушают презентацию и друг друга..

Ключевые слова- атмосфера, тропосфера , стратосфера.

Критерии успеха

Умеют характеризовать состав атмосферы

Составляют графики диаграммы, объясняют строение и состав атмосферы

Знают значение озонного слоя .

Привитие ценностей

Формирование познавательного интереса к предмету, толерантности, бережного отношения к окружающей среде .

Межпредметные связи

Естествознания, Физика (состав газов, давление слоев, температура, ) Астрономия (значение озонного слоя)

Предварительные знания

Знает состав, слои атмосферы, различает атмосферные явления, знает озоновый слой

Виды упражнений, запланированных на урок:

Начало урока

Актуализация знаний:

Постановка целей

Изучение новой темы

Середина урока

Создание позитивного настроя.

– Я вам шлю приветствие, а вы в ответ машете мне рукой.

– Желаю доброго дня девочкам… мальчикам… тем, кто любит конфеты…

-Тем, кто любит читать книги…

-Доброго дня тем, кто дошкольник…., и школьник…., всем кто хочет много знать…

Деление класса на группы. (по выбранным карточкам)

Что вы знаете о атмосфере? (К)

ФО : Похвала учителя.( Молодец, подумай)

Атмосфера похожа на “слоеный пирог”. Условно высоту атмосферы считают 3000 км. Каждый слой воздуха имеет не только свое название, распространяется до определенной высоты, но и имеет свои характеристики. Сейчас мы и познакомимся со слоями атмосферы.

Какие знания мы должны приобрести? (ответы учащихся)

Мы должны знать строение и состав атмосферы.

Используя сведения из видео урока и текста учебника выполнить задания:

1 группа- графически изобразить слои атмосферы.

Дескрипторы:

Дескрипторы:

-Определяют особенности термосферы

-Определяют особенности стратосферы

-Определяют особенности мезосферы

Определяют особенности термосфера

Постройте круговую диаграмму и запишите состав воздуха.

hello_html_38d24ecf.jpg

-определяет процентное содержание газов

Работы на ватманах вывешиваются на доске. Учащиеся их смотрят, изучают и прикрепляют свой стикер с отзывом.

В атмосферу мы пришли

Разные слои нашли

И теперь мы отдохнём

- Сегодня нам поможет в этом воздух.

-Наберите в грудь побольше воздуха и задуем воображаемую свечу (на счёт 1, 2, 3, 4, 5), не погасла, попробуем опять (6, 7).

-. Надулись, как мячи и выпустили воздух со звуком –ссссссссс.

Карточки с терминами: Кислород, азот, углекислый газ.

Ватман с таблицей

Ватман с таблицей

Задания . (И)

2 1%- кислород, 78%-азот, 1%-другие газы и смеси

2 . Закончите предложения:

Специфическая функция кислорода это …

Роль углекислого газа в атмосфере заключается …

Озон оказывает влияние на.

-характеризует функцию кислорода;

-определяет роль углекислого газа;

-характеризует влияние озона на атмосферные процессы.

Как изменяется температура в слоях атмосферы?

Обучающийся

-определяет особенности тропосферы;

-определяет строение стратосферы;

-определяет границы мезосферы;

- определяет границы и температуру термосферы;

ФО: Смайлики (много ошибок, есть ошибки, нет ошибок)

Раздаточный материал с заданиями.

Рекомендованое домашнее задание.

hello_html_7a67fc11.jpg

Зеленый - было все понятно.

Желтый – было не все понятно.

Красный – ничего не понял.

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности

Учащимся с высокой мотивацией классифицируют материал и анализируют связь между слоями атмосферы и процессами, происходящими на планете.

Учащимся с повышенной мотивацией так же предлагаются задания проанализировать изученный материал, они смогут

самостоятельно работать с источниками и выделять необходимую информацию.

Учащимся со слабой мотивацией предлагается наиболее легкие задание: они знакомятся со строением атмосферы , описывают состав слоёв, смогут отвечать на наводящие вопросы .

Критериальное оценивание через выполнение задания на уроке;

Коммуникативные навыки через работу в группе;

Формативное оценивание деятельности через самостоятельное осмысление..

Формативное оценивание после каждого выполненного задания -

ФИЗМИНУТКА :

Чередование различных видов деятельности и форм работы для профилактики утомляемости

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 30 человек из 19 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 612 656 материалов в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 29.10.2017 3105
  • DOCX 105.2 кбайт
  • 74 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Свиридова Галина Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

ГИА для школьников, находящихся за рубежом, может стать дистанционным

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


Охарактеризовать состав и слой атмосферы, построить круговую диаграмму и решение географической задачи.

Все ученики: 1.Научаться строит круговую диаграмму.

Большинство учеников: 2.Заполнять таблицу по характеристике слоев атмосферы.

Некоторые ученики.3. Сумеют решать географические задачи.

1.Строит круговую диаграмму по газовому составу, описывают состав атмосферы.

3. Характеризовать влияние озона на атмосферные процессы и решение задачи.

Учащиеся употребляют в своей речи термины атмосфера, озон, тропосфера, стратосфера.

Полезные фразы: Атмосфера нам воздух дает, Человек без нее не живет.

Озон защищает от ультрафиолетовых лучей.

Вдыхаем кислород , выдыхаем углекислый газ.

Казахстанский патриотизм и гражданская ответственность.

Бережное отношение к окружающей среде.

Связь c естествознанием, физикой, математика, литература.

Предшествующие знания по теме.

Знают оболочки Земли, с жизненным опытом учеников

Знают термины: Атмосфера, состав газов, слой атмосферы, значение атмосферы.

Уровень мыслительных навыков

Стадия вызова (Начало урока)

Психологический настрой.

- Вы уже знаете, что Земля обладает уникальными особенностями — её поверхность опоясывают, взаимодействуя между собой, несколько оболочек, иногда их называют сферами. Давайте вспомним их название

Мозговой штурм. Определение темы.

– Тему сегодняшнего урока вы назовете сами, если отгадаете загадку:

Есть ли, дети, одеяло,
Чтоб всю Землю укрывало?
Чтоб его на всех хватило,
Да притом не видно было?
Ни сложить, ни развернуть,
Ни пощупать, ни взглянуть?
Пропускало б дождь и свет,
Есть, а вроде бы и нет?

Да, есть такое воздушное одеяло – атмосфера.

Запись новую тему на доске и в тетради.

Внимательно прослушайте стихотворение, и определить, какое значение для планеты играет наличие атмосферы.

Но значительна роль атмосферы.
Для Земли и для жизни людей,
Ведь такая воздушная сфера
Защищает от многих вещей:
От мороза ли темною ночью,
От перегрева в солнечный день,
От паденья на Землю. Защищает от многих вещей:
От мороза ли темною ночью,
От перегрева в солнечный день,
От паденья на Землю кучи
Самых разных космических тел.
Много вредных космических лучиков
Атмосфера не пустит без ключика.
Для непрошеных злобных лучей
Не должно быть открытых дверей.
Наш воздушный большой океан,
Омывающий множество стран,
Наш защитник, обидчик, помощник,

Без которого жить невозможно.
Выполняя защитную функцию,
Атмосфера нам воздух дает.
Значит, вывод верный:
Человек без неё не живет!

Дыхательн гимнастика.

-Давайте проведём дыхательную гимнастику.

Дескрипторы.

Читайте также: