Хочу я быть ребенком вольным байрон анализ кратко

Обновлено: 05.07.2024

МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
(1814 – 1841)

Уроки литературы в 10 классе[1]


УРОК 14
Компаративный анализ образов лирических героев
в поэзии Дж. Г. Байрона и М. Ю. Лермонтова

Цель:
сопоставляя лирику Байрона и Лермонтова, углубить знания учащихся о романтизме как литературном направлении; раскрыть общность настроений лирических героев Байрона и Лермонтова; определить влияние байронизма на раннее творчество русского поэта; на примере поэтических текстов показать особенности художественных средств, способствующих раскрытию авторского замысла; развивать творческие способности учащихся; эстетически и нравственно воспитывать учащихся.

Оборудование:
портреты Дж. Г. Байрона и М. Ю. Лермонтова, тексты стихотворений, раздаточный материал для работы в парах, группах.

Тип урока:
комбинированный урок; урок — компаративный анализ.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся знают о романтизме как литературном направлении; определяют общность настроений лирических героев Дж. Г. Байрона и М. Ю. Лермонтова, сущность влияния байронизма на раннее творчество русского поэта; на примере поэтических текстов описывают особенности художественных средств, способствующих раскрытию авторского замысла.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. Слушание нескольких творческих работ
(см. домашнее задание предыдущего урока)

— Вера во всемогущество свободного человеческого духа, страстная жажда обновления — главная особенность романтического ощущения жизни.

Заслуги романтиков в развитии мирового искусства трудно переоценить. Они расширили и обновили старые художественные формы, разработали и утвердили жанры исторического романа и фантастической повести, лироэпической поэмы, создали новые формы драмы, достигли небывалого мастерства в лирической поэзии. Романтизм выдвинул блестящую плеяду классиков мировой литературы.

Первые переводы Байрона в России появились в 1815 г., и он сразу стал властителем душ. Но ни для кого из поэтов он не стал тем, кем был для Лермонтова:

У нас одна душа, одни и те же муки.
О, если б одинаков был удел.

IV. Работа над темой урока

1 - й у ч е н и к. В личной судьбе обоих было особенно много сходства. У того и другого отцы, по-видимому, были схожие натуры. Оба жили вдали от сыновей, а когда приезжали, то дети бывали свидетелями страшных скандалов между отцами и воспитывавшими их матерью и бабушкою. Мать Байрона любила сына, но из-за своего экспрессивного характера то баловала его не в меру, то устраивала сцены. То же можно сказать и о воспитывавшей Лермонтова бабушке, заменившей ему рано умершую мать.

Физический недостаток молодой человек пытался восполнить ловкостью и совершенствовал себя во всевозможных телесных упражнениях так же, как и Байрон, искавший славы хорошего ездока, бойца, пловца и пр.

Оба поэта не выносили несправедливого обращения со слабыми. Байрон заступался за обиженных, покровительствовал им. Лермонтов в детстве напускался на бабушку, когда она бранила крепостных, выходил из себя, когда провинившегося вели наказывать, и бросался на отдавших приказ с палкой, с ножом,— что под руку попадало. Оба поэта не в меру рано созрели. Рано сказалась в них субъективная сила и индивидуальное развитие, сделавшие их одинокими. Чем более чувствовал каждый из них себя одиноким, тем более прибегал он к бумаге, поверяя ей все движения зыбкой души.

2. Объяснение учителя с элементами беседы
(Учащиеся составляют тезисы.)

Байронизм — свойство эпохи, и печать его лежит на ранних стихотворениях Лермонтова. Джордж Гордон Ноэль Байрон — воплощение романтизма. Романтизм же — это не только литературное направление, это мироощущение, в основе которого — несоответствие между действительностью и идеалом. Разрыв между ними в творчестве Лермонтова достигает предельного напряжения, в этом он близок к Байрону. Они оба не могли примириться с тупой и косной действительностью, где нет места действию. Уйти от действительности совсем они не могли — это было недостойно для них. Беспощадность отрицания и могучий полёт мечты сближают этих двух поэтов.

Байрон нашёл возможность выразить себя не только в поэзии — он погиб за свободу Греции. Лермонтов тоже воин по своей природе; может быть, это его главное качество. Ему нужно много — весь мир. И прежде всего нужно действие. Не мода заставила Лермонтова обратиться к творчеству Байрона,— он выбрал его в учители сознательно, так же как и Пушкина, и поэтов-декабристов.

Не думай, чтоб я был достоин сожаленья,
Хотя теперь слова мои печальны; — нет,
Нет! Все мои жестокие мученья —
Одно предчувствие гораздо больше бед.

Я молод; но кипят на сердце звуки,
И Байрона достигнуть я б хотел;
У нас одна душа, одни и те же муки,—
О если б одинаков был удел.

Как он, ищу забвенья и свободы,
Как он, в ребячестве пылал уж я душой,
Любил закат в горах, пенящиеся воды,
И бурь земных, и бурь небесных вой.

Как он, ищу спокойствия напрасно,
Гоним повсюду мыслию одной.
Гляжу назад — прошедшее ужасно;
Гляжу вперёд — там нет души родной!

• Какая строка является кажущимся противоречием? Что роднит Лермонтова и Байрона?

• Как поэты понимают спокойствие?

3. Творческая работа:
компаративный анализ стихотворений
Дж. Г. Байрона и М. Ю. Лермонтова (в мини-группах)

4. Презентация творческих работ
представителями групп
(с рецензированием и комментариями учителя)

Задание. Вы заметили схожесть мотивов в лирике Дж. Г. Байрона и М. Ю. Лермонтова. Благодаря каким художественным средствам это достигается?
(Аллегория, ассоциация, художественный параллелизм)

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

1. Постановка и решение проблемного вопроса (работа в парах)

• Почему, говоря о Байроне, мы вспоминаем М. Ю. Лермонтова, а не А. С. Пушкина? Аргументируйте своё мнение.

2. Обобщающее слово учителя

Аналогичную роль играет местный колорит — изображение далёкого от цивилизации Кавказа.

От самых юных лет
Ни в чём с людьми я сердцем не сходился
И не смотрел на землю их очами,
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Мои печали, радости и страсти
Им были непонятны. Я с презреньем
Взирал на жалкий облик человека.
(Перевод И. А. Бунина)

Лермонтов переосмысливает традиционный образ лирического героя, подвергая критике его оторванность от людей, подчёркнутый индивидуализм. Одиночество у Лермонтова становится не столько преимуществом, сколько проклятием, от которого его романтический герой пытается избавиться.

Правда, всё это наиболее отчётливо проявится в последний период творчества Лермонтова. Но характерно уже то, что в 1832 году он, не отвергая своего внутреннего родства с английским поэтом, провозгласил:

Нет, я не Байрон, я другой,
Ещё неведомый избранник,
Как он, гонимый в мире странник,
Но только с русскою душой…

VI. Домашнее задание

1. Творческое задание (по уровням)

1. Источник: Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Галина Фефилова. — М.: Издательство АСТ, 2016. — 445 с. (вернуться)

Как воспринимает поэт окружающий мир? Какие строки вы можете привести в доказательство ваших слов?

Какие художественные приемы ярче всего характеризуют настроения автора?

Текст стихотворения щедро оснащен эпитетами, он изобилует риторическими вопросами и восклицательными предложениями, метафорами и поэтическими сравнениями. Весь текст стихотворения, торжественный и исполненный патетики, характерен для романтического произведения.

В стихотворении почти нет предметов изображения, которые бы не были снабжены яркими эпитетами. Начнем с первой строфы: ребенок вольный,

Обратимся к строфе третьей. В ней эпитеты подчеркивают контраст реальности и мечты, который так мучительно ощущает автор: тень черная, роковой день, сон прекрасный, дивная красота, речь властная.

Даже перечитывая только лишь эпитеты, можно представить себе меру от­чаяния, которое испытывает автор. Вот эпитеты четвертой строфы: край далекий, сердце одинокое, мгновенный бред.

Обратившись к художественным приемам, мы убеждаемся в трагичности мировосприятия автора и в том, что это восприятие построено на контрасте того, что видит человек в мечте, и того, что дает ему реальность.

Какая тема у стихотворения Байрона "хочу я быть ребёнком вольным" и как эта тема раскрывается?


Тутпо названию понятно Я хочуБЫТЬ ребенком ВОЛЬНЫМ ( ключевое слово Вольным ребенком) ТОесть он был все время в загоне ему не хватало воли всевремяс кем то редко 1) Думую этот ответ хороший).


Сочинение на тему"детство это?

Сочинение на тему"детство это.

"помогите очень срочно.


Анализ стихотворения Нет я не Байрон, я другой?

Анализ стихотворения Нет я не Байрон, я другой.


Джорд Гордон Байрон"Хочу, я быть ребенком вольным"О ЧЕМ ЭТО СТИХОТВОРЕНИЕ?

Джорд Гордон Байрон"Хочу, я быть ребенком вольным"

О ЧЕМ ЭТО СТИХОТВОРЕНИЕ.


Помогите найти эпитеты, метафоры , олицетворения, в стихотворении "Нет я не байрон я другой"?

Помогите найти эпитеты, метафоры , олицетворения, в стихотворении "Нет я не байрон я другой"?


Стихотворение на тему : Мой город?

Стихотворение на тему : Мой город.


Сформулируйте тему стихотворения А?

Сформулируйте тему стихотворения А.

С. Пушкина зимнее утро и укажи какими средствоми она раскрывается(тема) ПЛИЗПЛИЗПЛИЗПЛИЗПЛИЗ.


Как раскрывается тема о войне в стихотворениях Ахматовой?

Как раскрывается тема о войне в стихотворениях Ахматовой.


Анализ стихотворения байрона прометей?

Анализ стихотворения байрона прометей.


Срочно?

Анализ стихотворения "К.

Л. " ("Подражание Байрону").


Анализ и тема стихотворений Лермонтова : "нет, я не Байрон, я другой?

Анализ и тема стихотворений Лермонтова : "нет, я не Байрон, я другой.

На этой странице сайта вы найдете ответы на вопрос Помогите очень срочно?, относящийся к категории Литература. Сложность вопроса соответствует базовым знаниям учеников 5 - 9 классов. Для получения дополнительной информации найдите другие вопросы, относящимися к данной тематике, с помощью поисковой системы. Или сформулируйте новый вопрос: нажмите кнопку вверху страницы, и задайте нужный запрос с помощью ключевых слов, отвечающих вашим критериям. Общайтесь с посетителями страницы, обсуждайте тему. Возможно, их ответы помогут найти нужную информацию.


Вообще - то эта поговорка имеет смысл как бы подстегнуть человека, не бояться что - либо сделать, хотя и есть опасности. Например. Одна девочка была очень пугливая и боялась холить одна. А житли она в деревне. Недалеко от их дома паслись гуси и и..


Нравственный, практический опыт народа был для Крылова большей частью выше философских и иных учений. Он стал почвой, на которой, по убеждению баснописца, произрастали и культура, и наука, на которой держался весь социальный порядок. В этом легко у..


Может про нигилиста Нигилист. Циничный, ироничный. Сомневается, критикует, отрицает. Идеологический противник устоев общества. Скептик.


Басня Свинья под дубом И. А. Крылов Свинья под Дубом вековым Наелась желудей досыта, до отвала ; Наевшись, выспалась под ним ; Потом, глаза продравши, встала И рылом подрывать у Дуба корни стала. «Ведь это дереву вредит, — Ей с Дубу ворон говорит, ..


1. Ваш долг есть : сохранять законы, На лица сильных не взирать, Без помощи, без обороны Сирот и вдов не оставлять. Ваш долг : спасать от бед невинных, Несчастливым подать покров ; От сильных защищать бессильных, Исторгнуть бедных из оков. 2. (они ..




Хорей - двухсложный стихотворный размер (метр), стопа которого содержит долгий и следующий за ним краткий или ударный и следующий за ним безударный слоги. Бу - ря мгло - ю не - бо кро - ет, Вих - ри снеж - ные кру - тя. То, как зверь, о - на за - в..


Хорель буря мглою небо кроет вихри снежные крутя пушкин(зимний вечер).


Витя взял жадно кусок хлеба, и начал есть. Прозвенел звонок и Витя пошёл на урок, он никак не мог забыть доброго поступка Володи. Урок закончился, Витя пошёл искать Володю, чтобы сказать ему спасибо, После этого случая они стали лучшими друзьями.

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

Читайте также: