Каким образом происходит генезис понятия педагогическая технология кратко

Обновлено: 05.07.2024

Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько).

Технология обучения – это составная процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов).

Педагогическая технология – это набор процедур, обновляющих профессиональную деятельность учителя и гарантирующих конечный планируемый результат (В.М. Монахов).

Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных, и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).

В структуру технологии обучения входят:

содержательная часть (цели, содержание обучения);

процессуальная часть (организация учебного процесса, методы и формы учебной деятельности учащихся, деятельность учителя – управление образовательным процессом, диагностика учебного процесса).

Академик В.П. Беспалько предложил классификацию педагогических систем (технологий) по типу организации и управления познавательной деятельностью учащегося.

Сочетание различных признаков взаимодействия учителя с учеником определяет следующие виды технологий (по В.П. Беспалько – дидактических систем):

классическое лекционное обучение;

обучение с помощью аудиовизуальных технических средств;

обучение с помощью учебной книги,

Ф.Я. Савельев предлагает следующую классификацию технологий обучения:

по направленности действия - технологии обучения учеников, студентов, учителей, преподавателей, работников отрасли, государственных деятелей;

по целям обучения;

по предметной среде, для которой разрабатывается данная технология – для гуманитарных, естественных, технических и других дисциплин;

по применяемым техническим средствам (по технической среде) – аудиовизуальные, видеотехнические, компьютерные и другие технологии;

по организации учебного процесса – индивидуальные, коллективные, смешанные;

по методической задаче – технология одного предмета, технология одного средства, технология одного метода.

Особой разновидностью педагогических систем являются педагогические технологии.

В общем смысле технология(от греч. techne – искусство, мастерство, умение; logos – слово, учение)– это любая целенаправленная деятельность, осуществляемая по определенным операциям, правилам, этапам.

В своем развитии идея педагогической технологии прошла ряд этапов.

Так, в Индианском университете США в 30-е гг. были прочитаны студентам курсы по педагогическим технологиям. В 1946 г. в том же вузе был введен план аудиовизуального образования (автор плана – Л. Ларсон).

Модель программированного обучения Скиннера предлагала учителю линейную технологию пооперационного обучения (тема – шаги – кадры), в которой предусмотрена обратная связь, то есть немедленный контроль правильности реализации каждого задания и возврат к предыдущему агу в случае ошибки.

Массовая разработка и внедрение технологий обучения в практику школы началось в 60–70-е гг. в Европе и США и связано с работами Б. Блума, Дж. Бруннера, Г. Гейса, В. Каскарелли, Дж. Кэролла, Д. Хамблина. В советской педагогике анализ опыта зарубежных авторов обобщен в исследованиях Т.А. Ильиной, М.В. Кларина.

Итог данного этапа: признание педагогической технологии объектом изучения и стремительный рост количества вузов, разрабатывающих собственные программы подготовки специалистов по педагогическим технологиям. В 1980 г. в США 788 факультетов готовили студентов по педагогическим технологиям.

· систематический метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования (Глоссарий ЮНЕСКО);

· специальный набор и компоновка форм, методов, приемов обучения, воспитательных средств; другими словами, организационно-методический инструментарийпедагогического процесса (Б.Т. Лихачев);

· проект определенной педагогической системы, реализуемой на практике (В.П. Беспалько);

· научное обоснование характера педагогического воздействия на ребенка в процессе взаимодействия с ним, научно-педагогическое обоснование системы профессиональных умений педагога, позволяющих осуществить тонкое прикосновение к личности ребенка (Н.Е. Щуркова).

Мы будем придерживаться определения, данного В.А. Сластениным:

Педагогическая технология–система последовательных взаимосвязанных действий педагога и учащихся, направленных на достижение диагностически поставленных педагогических целей.

Кроме того, педагогической технологией называется отрасль педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирую­щая педагогические процессы.

В литературе иногда педагогическая технология употребляется как синоним педагогической системы. Но понятие системы шире технологии, и включает, в отличие от последней, и самих субъектов этой деятельности.

Пятый этап (2000-е годы и по настоящее время) связан с разработкой технологий нового поколения – информационно-коммуникативных технологий (ИКТ). Они синтезируют возможности педагогических технологий с возможностями электронных средств обучения.

В современной педагогике существуют попытки дать некую классификацию известных технологий обучения. Вне классификации трудно сравнивать и оценивать, а значит, и выбирать для использования ту или иную технологию.

В научной литературе можно встретить классификации технологий обучения по разным основаниям:

по признаку новизны: традиционные, инновационные;

по результату обучения: технология полного усвоения, технология развивающего обучения;

по ориентации средств и методов обучения на определенные структуры личности: наглядно-образные технологии, операционные технологии, информационные технологии, действенно-практические технологии, технологии самоуправления учебной деятельностью;

по доминирующей учебной форме: технология урока, технология групповой работы, технология коллективного обучения, игровые технологии обучения;

по характеру педагогического взаимодействия: авторитарные технологии обучения, технологии свободного выбора, интерактивные (диалоговые) технологии.

Все эти классификации имеют существуют в контексте определенных образовательных систем, в рамках различных теоретических концепций в дидактике.

Одной из важнейших характеристик процесса обучения является характер познавательной деятельности учащихся. На основании этого критерия технологии обучения делятся на две обширные группы:

технологии репродуктивной познавательной деятельности;

технологии продуктивной познавательной деятельности.

Технологии первой группы направлены на объяснениезнания, они ставят целью добиться непосредственногопониманияучащимися явлений и процессов, которые изучаются. Все средства этих технологий служат тому, чтобы учениклогически усвоилпредметные понятия,запомнилинформацию и был готов еевоспроизводитьустно и письменно,применятьв адекватных ситуациях.

Технологии продуктивной познавательной деятельности нацелены на то, чтобы ученики от понимания общего для всех смысла того или иного научного факта, взаимосвязей, содержащихся в общепринятых научных определениях, переходили к более высокому уровню понимания – к пониманию как интерпретации,какосмыслению, то есть рождению своего индивидуального смысла. Эти технологии организуют для учащихся собственные пути к новому знанию, переживание открытия знания.

При большом разнообразии педагогических технологий в современной дидактике сложился общий план их анализа. В каждой технологии автор должен видеть:

уровень ее применения;

ведущую концепцию усвоения знаний;

отличительный характер содержания образования;

организационные формы обучения;

В теории и практике работы школ сегодня существует множество вариантов учебно – воспитательного процесса.

Каждый автор и исполнитель привносит в педагогический процесс что – то свое, индивидуальное, в связи с чем говорят, что каждая конкретная технология является авторской.

Однако многие технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют достаточно много сходства и по этим общим признакам могут быть классифицированы в несколько обобщенных групп.

1. По научной концепции усвоения опыта выделяют:

- ассоциативно – рефлекторные технологии;

- развивающие технологии и т.д.

2. По ориентации на личностные структуры:

- информационные технологии (формирование школьных знаний, умений, навыков по предметам);

- операционные технологии (формирование способов умственных действий);

- эмоционально – художественные и эмоционально – нравственные технологии (формирование сферы эстетических и нравственных отношений);

- технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности);

- эвристические технологии (развитие творческих способностей);

- прикладные технологии (формирование действенно – практической сферы).

3. По характеру содержания и структуры выделяют следующие технологии:

- обучающие и воспитывающие;

- светские и религиозные;

- общеобразовательные и профессионально – ориентированные;

- гуманитарные и технократические;

- монотехнологии (весь учебно-воспитательный процесс строится на какой – либо одной приоритетной доминирующей идее, концепции);

- комплексные (политехнологии) (комбинируются из элементов различных монотехнологий);

- проникающие технологии (технологии, элементы которых наиболее часто включаются в другие технологии и играют для них роль катализаторов, активизаторов).

1. По типу организации и управления познавательной деятельностью В.П.Беспалько предложена классификация педагогических систем (технологий).

Взаимодействие учителя с учеником (управление) может быть разомкнутым (неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся); цикличным (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем); рассеянным (фронтальным) или направленным (индивидуальным); ручным (вербальным) или автоматизированным (с помощью учебных средств).

Сочетание этих признаков определяет следующие виды технологий (дидактических систем):

- классическое лекционное обучение (управление разомкнутое, рассеянное, ручное);

- обучение с помощью аудиовизуальных технических средств (разомкнутое, рассеянное, автоматизированное);

- система "консультант" (разомкнутое, направленное, ручное);

- обучение с помощью учебной книги (разомкнутое, направленное, автоматизированное);

- система "малых групп" (цикличное, рассеянное, ручное) – групповые, дифференцированные способы обучения.

- компьютерное обучение (цикличное, рассеянное, автоматизированное);

- система "репетитор" (цикличное, направленное, ручное) – индивидуальное обучение;

- "программное обучение" (цикличное, направленное, автоматизированное), для которого имеется заранее составленная программа.

В практике обычно выступают различные комбинации этих "монодидактических" систем, самыми распространенными из которых являются:

- традиционная классическая классно – урочная система, представляющая комбинацию лекционного способа изложения и самостоятельной работы с книгой (дидахография);

- современное традиционное обучение, использующее дидахографию в сочетании с техническими средствами;

- групповые и дифференцированные способы обучения, когда педагог имеет возможность обмениваться со всей группой, а также уделять внимание отдельным учащимся в качестве репетитора;

- программированное обучение, основывающееся на адаптивном программном управлении с частичным использованием всех остальных видов.

2. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Здесь выделяются несколько типов технологий:

- авторитарные технологии, в которых педагог является единоличным субъектом учебно – воспитаельного процесса, а ученик есть лишь "объект".

- дидактоцентрические технологии отличаются высокой степенью невнимания к личности ребенка, в них господствуют субъект – объектные отношения педагога и учащихся, приоритет обучения над воспитанием, самыми главными факторами формирования личности считаются дидактические средства.

- личностно – ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка приоритетна, она является целью образовательной системы. Они характеризуются антропоценричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.

- гуманно – личностные технологии отличаются своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности.

- технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект – субъектных отношениях педагога и ребенка.

- технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности.

6. Способ, метод, средство обучения определяют названия многих существующих технологий:

- технологии программированного обучения;

- технологии проблемного обучения;

- технологии развивающего обучения;

- технологии саморазвивающего обучения;

7. По категории учащихся наиболее важными являются:

- массовая (традиционная) школьная технология;

- технология продвинутого уровня (углубленного изучения предметов, гимназического, лицейского, специального образования);

- технология компенсирующего обучения (педагогической коррекции, поддержки, выравнивания);

- различные виктимологические технологии (сурдо, орто, тифло, олигофренопедагогика);

- работа с отклоняющимися (трудными и одаренными) детьми в рамках массовой школы.

8. По направлению модернизации традиционной системы можно выделить следующие группы технологий:

- педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений. Это технологии, приоритетом которых являются личностные отношения, индивидуальный подход. Они характеризуются нежестким демократическим управлением и яркой гуманитарной направленностью содержания (к ним относятся педагогика сотрудничества, гуманно – личностная технология Ш.А.Амонашвили, система преподавания литературы как предмета, формирующего человека, Е.Н.Ильина);

- педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, проблемное обучение, технология обучения на основе конспектов опорных сигналов В.Ф.Шаталова, коммуникативное обучение Е.И.Пассова);

- педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала (технология "диалог культур" В.С.Библера и С.Ю.Курганова, система "Экология и диалектика" Л.В.Тарасова);

- природосообразные, использующие методы народной педагогики, опирающиеся на естественные процессы развития ребенка (обучение по Л.Н.Тостому, воспитание грамотности по А.Кушниру и др.);

- альтернативные методы: вальдорфская педагогика Р.Штейнера, технология свободного труда С.Френе и др.);

- многие из действующих систем авторских школ (из наиболее известных "Школа самоопределения" А.Н.Тубельского, "Русская школа" И.Ф.Гончарова, "Школа – парк" М.Балабана и др.).

Основные направления социальной политики: В Конституции Российской Федерации (ст. 7) характеризуется как.

Ограждение места работ сигналами на перегонах и станциях: Приступать к работам разрешается только после того, когда.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ - совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели. Педагогическая технология предполагает соответствующее научное проектирование, при котором эти цели задаются достаточно однозначно и сохраняется возможность объективных поэтапных измерений и итоговой оценки достигнутых результатов.

В 60-70-х гг. понятие "Педагогическая технология" ассоциировалось главным образом с методикой применения технических средств обучения (ТСО). В этом смысле оно до сих пор используется во многих зарубежных публикациях.

Педагогическая технология состоит из предписаний способов деятельности (дидактические процессы), условий, в которых эта деятельность должна воплощаться (организационные формы обучения), и средств осуществления этой деятельности (целенаправленная подготовка учителя и наличие ТСО). С дидактической точки зрения педагогическая технология - это разработка прикладных методик, описывающих реализацию педагогической системы по её отдельным элементам.

В педагогической технологии наиболее сложным является вопрос об описании личностных качеств учащихся. На всех стадиях педагогического процесса может использоваться избранная концепция структуры личности, но сами качества необходимо интерпретировать в так называемых диагностичных понятиях. Методика диагностичного описания опыта личности и её интеллектуальных качеств представлена некоторой совокупностью параметров и связанных с ними критериально-ориентированных тестов для контроля степени достижения учащимися диагностично поставленных целей обучения. Названная совокупность включает параметры, характеризующие содержание обучения и качество его усвоения.

На основе диагностичного целеполагания разрабатываются образовательные стандарты - т.е. фактически содержание обучения, образовательные программы и учебники, а также строятся дидактические процессы, гарантирующие достижение заданных целей.

Технология обучения представляет собой вариативную составляющую педагогической технологии. Выбор технологии обучения определяется особенностями дидактической задачи и подчиняется всем правилам принятия оптимальных решений.

Для выбора способа деятельности в педагогической технологии используются понятия алгоритма функционирования и алгоритма управления. Построение алгоритма функционирования (правил познавательной деятельности учащихся) опирается на психологическую теорию усвоения знаний, принятую в данной педагогической технологии. Для построения управляемого дидактического процесса разработана обобщённая схема алгоритма функционирования. Она охватывает несколько этапов обучения: ориентировки (формирование представления о целях и задачах усвоения предмета; осмысление избранной последовательности содержания предмета и соответствующих приёмов изучения), исполнения (изучение отдельных тем курса, межпредметных связей и пр.), контроля и корректирования.

Алгоритм управления представляет собой систему правил слежения, контроля и коррекции познавательной деятельности учащихся для достижения поставленной цели. Для достижения конкретной цели обучения применяется определённый алгоритм управления.

При выборе способа управления дидактическим процессом решается вопрос и об оптимальных для соответствующих целей ТСО. Особая проблема в педагогической технологии - целенаправленный выбор организационных форм обучения.

Управление образовательными системами разного уровня: сущность и принципы.

В соответствии с Законом "Об образовании" в Российской Федерации создаются и действуют следующие государственные органы управления образованием:

Федеральные (центральные) государственные органы управления образованием (См. также Положение о Министерстве образования Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 г. N 258)

Федеральные ведомственные органы управления образованием;

Государственные органы управления образованием субъектов Российской Федерации. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Государственные органы управления образованием создаются решением соответствующего органа исполнительной власти по согласованию с соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти.

Местные (муниципальные) органы управления образованием могут создаваться по решению соответствующих органов местного самоуправления.
Необходимо отметить, что деятельность органов управления образованием направлена на обеспечение Федеральной программы развития образования, государственных образовательных стандартов и функционирования системы образования на уровне государственных нормативов.
К компетенции государственных органов управления образованием в обязательном порядке относятся:
1) разработка и реализация целевых федеральных и международных программ в области образования;
2) разработка государственных образовательных стандартов и установление эквивалентности документов об образовании;
3) государственная аккредитация образовательных учреждений, содействие их общественной аккредитации;
4) установление порядка аттестации педагогических работников образовательных учреждений различных типов и видов и требований к образовательным цензам данных педагогических работников;
5) формирование структуры системы образования; разработка перечней профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование;
6) прямое финансирование деятельности учрежденных ими образовательных учреждений;
7) создание государственных фондов стабилизации и развития системы образования;
8) разработка государственных нормативов финансирования образовательных учреждений, а также материально-технической обеспеченности и оснащенности образовательного процесса;
9) прогнозирование развития сети образовательных учреждений, подготовка предложений по выделению из федерального бюджета целевых субвенций на нужды развития образования в регионах;
10) контроль исполнения законодательства Российской Федерации в области образования, государственных образовательных стандартов, бюджетной и финансовой дисциплины в системе образования.
Законом определяется, что органам управления образованием подконтрольны подведомственные им образовательные учреждения. В случае нарушения образовательным учреждением законодательства Российской Федерации в области образования и (или) своего устава государственные органы управления образованием вправе своим предписанием приостановить в этой части деятельность образовательного учреждения до решения суда.

Сегодня каждая школа и каждый учитель ищут наиболее эффектив­ные пути совершенствования учебного процесса, повышения заинтересо­ванности учеников и роста успеваемости учащихся. Среди основных побу­дительных причин возникновения и практического исследования новых психолого-педагогических технологий можно выделить следующие:

- необходимость более глубокого учета и использование психофи­зиологических особенностей обучаемых;

- осознание настоятельной необходимости замены малоэффектив­ного вербального способа передачи знаний системно-деятельностным под­ходом;

- возможность проектирования учебного процесса, организацион­ных форм взаимодействия учителя и ученика, обеспечивающих гарантиро­ванные результаты обучения;

- потребность снизить негативные последствия работы малоквали­фицированного учителя.

Много веков назад, при зарождении педагогики, считалось, что необходимо найти какой-то прием или группу приемов, которые позволяли бы добиваться желаемой цели. Так появились различные методики. Время шло, у практиков накапливался опыт, они создавали новые, более эффективные методики. Однако результаты практической работы по создаваемым методикам не всегда отвечали все расширяющимся требованиям. В результате педагогика накопила в своем арсенале значительное число эффективных методик, но проблемы стабильности в обучении, а также достижения каждым учеником высоких результатов остаются и по сей день.

Очевидно, что совершенствование метода надо продолжать, но про­цесс нахождения и эмпирического (основанного на практике) отбора дол­жен быть совмещен с выбором цели и отработанной системы контроля процесса обучения. Этому и призвана помочь технологизация процесса обучения.

Зарождение идеи технологии педагогического процесса связано прежде всего с внедрением достижений научно-технического прогресса в различных областях теоретической и практической деятельности.

Противники идеи технологизации в педагогике считают недопусти­мой возможность рассматривать творческий, сугубо интимный, как они считают, педагогический процесс как технологический. Любая деятель­ность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология - на науке. С искусства все начинается, техноло­гией заканчивается, чтобы заново все началось сначала. Любое планирова­ние, а без него не обойтись в педагогической деятельности, противоречит экспромту, действиям по наитию, по интуиции, т.е. является началом технологии.

Массовое внедрение педагогических технологий исследователи от­носят к началу 60-х годов и связывают его с реформированием вначале американской, а затем и европейской школы. К наиболее известным авто­рам современных педагогических технологий за рубежом относятся Дж. Кэролл, Б. Блум, Д. Брунер, Д. Хамблин, Г. Гейс, В. Коскарелли.




Отечественная теория и практика осуществления технологических подходов к образованию отражены в научных трудах П.Я Гальперина, Н.Ф. Талызиной, А.Г. Ривина, Л.Н. Ланды, Ю.К. Бабанского, П.М. Эрд-ниева, И.П. Раченко, ЛЯ. Зориной, В.П. Беспалько, MB. Кларина и др.

Этому способствовало стремление использовать в учебном процессе технические средства, в частности, визуальную, аудио- и аудио-визуальную аппаратуру. Психологи и педагоги провели исследования по алгоритмизации обучения. Развивается электронная техника с большими возможностями ее ис­пользования в различных областях подачи и переработки информации, в том числе и в учебно-воспитательном процессе.

В 1960-1966 гг. на основе нового закона об образовании в СССР старшие классы (9-11 кл.) общеобразовательной средней школы стали одновременно и профессиональными. В связи с этим на один год было продле­но обучение. Наряду с учителями общеобразовательных дисциплин по про­фессиональному обучению в школе, а также в учебно-производственных мас­терских стали работать инженеры различных профилей: механики, энергети­ки, технологи и др. В первую очередь специалистам этого профиля были видны отсталые, косные способы и приемы учебной работы профессиональных учителей. Эти приемы десятилетиями, а некоторые - веками традиционно существовали в школе. И теоретики, и практики ищут пути ра­ционализации учебного процесса. Так появляется и распространяется вширь программированное обучение в учебных заведениях всех уровней и разных типов (работы В.П. Беспалько, Н.Ф. Талызиной, Т.А. Ильиной, А.Г. Молибога и др.) В программированном обучении можно было широко использовать технические средства для подачи информации и контроля зна­ний учащегося. Развивается и безмашинное программирование, появляют­ся учебники, учебные пособия, составленные по принципу программиро­вания, в том числе - по педагогике (И.Е. Шварц).

Таким образом, историю становления педагогической технологии можно схематически представить так: замысел внедрить инженерный под­ход - техниче­ские средства в учебном процессе - алгоритмизация обучения - програм­мированное обучение - технологический подход - педагогическая техноло­гия (дидактический аспект) - поведенческая технология (аспект воспита­ния). Не все составляющие педагогической технологии к настоящему вре­мени одинаково развиты. Одни из них разработаны подробно, другие - только намечены. Особенно сложна разработка технологии воспитания, хотя и здесь положено начало (И.П. Иванов, Ж.Е. Завадская, З.В. Артеменко и др.).

ТЕМА: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ

Причины и история возникновения педагогической технологии

Сходство и различия промышленных и социальных технологий

Классификация педагогических технологий.

Причины и история возникновения педагогической технологии

Сегодня каждая школа и каждый учитель ищут наиболее эффектив­ные пути совершенствования учебного процесса, повышения заинтересо­ванности учеников и роста успеваемости учащихся. Среди основных побу­дительных причин возникновения и практического исследования новых психолого-педагогических технологий можно выделить следующие:

- необходимость более глубокого учета и использование психофи­зиологических особенностей обучаемых;

- осознание настоятельной необходимости замены малоэффектив­ного вербального способа передачи знаний системно-деятельностным под­ходом;

- возможность проектирования учебного процесса, организацион­ных форм взаимодействия учителя и ученика, обеспечивающих гарантиро­ванные результаты обучения;

- потребность снизить негативные последствия работы малоквали­фицированного учителя.

Много веков назад, при зарождении педагогики, считалось, что необходимо найти какой-то прием или группу приемов, которые позволяли бы добиваться желаемой цели. Так появились различные методики. Время шло, у практиков накапливался опыт, они создавали новые, более эффективные методики. Однако результаты практической работы по создаваемым методикам не всегда отвечали все расширяющимся требованиям. В результате педагогика накопила в своем арсенале значительное число эффективных методик, но проблемы стабильности в обучении, а также достижения каждым учеником высоких результатов остаются и по сей день.

Очевидно, что совершенствование метода надо продолжать, но про­цесс нахождения и эмпирического (основанного на практике) отбора дол­жен быть совмещен с выбором цели и отработанной системы контроля процесса обучения. Этому и призвана помочь технологизация процесса обучения.

Зарождение идеи технологии педагогического процесса связано прежде всего с внедрением достижений научно-технического прогресса в различных областях теоретической и практической деятельности.

Противники идеи технологизации в педагогике считают недопусти­мой возможность рассматривать творческий, сугубо интимный, как они считают, педагогический процесс как технологический. Любая деятель­ность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология - на науке. С искусства все начинается, техноло­гией заканчивается, чтобы заново все началось сначала. Любое планирова­ние, а без него не обойтись в педагогической деятельности, противоречит экспромту, действиям по наитию, по интуиции, т.е. является началом технологии.

Массовое внедрение педагогических технологий исследователи от­носят к началу 60-х годов и связывают его с реформированием вначале американской, а затем и европейской школы. К наиболее известным авто­рам современных педагогических технологий за рубежом относятся Дж. Кэролл, Б. Блум, Д. Брунер, Д. Хамблин, Г. Гейс, В. Коскарелли.

Отечественная теория и практика осуществления технологических подходов к образованию отражены в научных трудах П.Я Гальперина, Н.Ф. Талызиной, А.Г. Ривина, Л.Н. Ланды, Ю.К. Бабанского, П.М. Эрд-ниева, И.П. Раченко, ЛЯ. Зориной, В.П. Беспалько, MB. Кларина и др.

Этому способствовало стремление использовать в учебном процессе технические средства, в частности, визуальную, аудио- и аудио-визуальную аппаратуру. Психологи и педагоги провели исследования по алгоритмизации обучения. Развивается электронная техника с большими возможностями ее ис­пользования в различных областях подачи и переработки информации, в том числе и в учебно-воспитательном процессе.

В 1960-1966 гг. на основе нового закона об образовании в СССР старшие классы (9-11 кл.) общеобразовательной средней школы стали одновременно и профессиональными. В связи с этим на один год было продле­но обучение. Наряду с учителями общеобразовательных дисциплин по про­фессиональному обучению в школе, а также в учебно-производственных мас­терских стали работать инженеры различных профилей: механики, энергети­ки, технологи и др. В первую очередь специалистам этого профиля были видны отсталые, косные способы и приемы учебной работы профессиональных учителей. Эти приемы десятилетиями, а некоторые - веками традиционно существовали в школе. И теоретики, и практики ищут пути ра­ционализации учебного процесса. Так появляется и распространяется вширь программированное обучение в учебных заведениях всех уровней и разных типов (работы В.П. Беспалько, Н.Ф. Талызиной, Т.А. Ильиной, А.Г. Молибога и др.) В программированном обучении можно было широко использовать технические средства для подачи информации и контроля зна­ний учащегося. Развивается и безмашинное программирование, появляют­ся учебники, учебные пособия, составленные по принципу программиро­вания, в том числе - по педагогике (И.Е. Шварц).

Таким образом, историю становления педагогической технологии можно схематически представить так: замысел внедрить инженерный под­ход - техниче­ские средства в учебном процессе - алгоритмизация обучения - програм­мированное обучение - технологический подход - педагогическая техноло­гия (дидактический аспект) - поведенческая технология (аспект воспита­ния). Не все составляющие педагогической технологии к настоящему вре­мени одинаково развиты. Одни из них разработаны подробно, другие - только намечены. Особенно сложна разработка технологии воспитания, хотя и здесь положено начало (И.П. Иванов, Ж.Е. Завадская, З.В. Артеменко и др.).

Читайте также: