Каким образом обучение игре в шашки помогает в дальнейшем школьном обучении и детей

Обновлено: 28.05.2024

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Усинск карса муниципальнöй сьöмкуд учреждение.

Методическая разработка на тему

Шахпазова Оксана Гаджибутаевна, воспитатель

I квалификационной категории

г. Усинск, 2018 год

1.1. Актуальность проблемы…………………………….. …………. 4

1.2. Этапы реализации…………………………………. 9

Источники информации и список литературы ……………………………19

"Нет ничего проще, чем выучить, как ходят шашки; и нет ничего сложнее, чем научиться играть в шашки правильно."

Том Уисуэлл

Основная часть

Актуальность проблемы

В современном мире все больше детей увлекается физическими видами спорта и совсем забыли, что шашки тоже вид спорта, только умственный. Обучение игре в шашки с самого раннего возраста помогает расширить круг общения, возможность самовыражения, способствует развитию логики мышления, концентрации внимания, воспитанию воли. Специалисты обращены на обучение игре в шашки детей школьного возраста. Однако проблеме использования шашечных игр в качестве средства развития логического мышления у детей дошкольного возраста уделяется незначительное внимание . Отсутствие методической литературы по данной проблеме снижает эффективность работы дошкольных учреждений в данном направлении. Я заметила, что дети играют в группе шашки, однако правила игры многие дети не знают. И я решила создать в группе программу занятий по шашкам. Программа предусматривает в кратном, описательном и сказочном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.

Правила игры в шашки просты и общедоступны. Поэтому у некоторых людей существует об этой игре ошибочное мнение как о весьма легкой и простой. В действительности же научиться хорошо играть в шашки - дело далеко не легкое и не простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины. Нет необходимости доказывать очевидную полезность игры в шашки. Она помогает воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить. Шашки, как и любой вид человеческой деятельности, находятся в постоянном развитии. Появляются новые идеи, часто опровергаются устоявшиеся Каноны. В шашечную теорию и практику уверенно вошли компьютерные технологии, которые значительно расширяют аналитические возможности и играют большую роль в подготовке спортсменов высокого класса.

На родительском собрании я провела анкетирование (Приложение №1), чтобы выявить сколько семей умеют играть в шашки и уделяют время такому досугу.

В опросе приняло участие 23 семьи (86 %) из 24. При обработке анкет были выявлены следующие данные:

- 60 % опрошенных умеют играть в шашки, но не все играют с детьми;

- 40 % не умеют играть в шашки;

- 25 % опрошенных родителей (законных представителей) воспитанников играют с детьми ;

Цель методической разработки: раскрытие умственного и волевого потенциала личности воспитанников посредством углубленного обучения игре в шашки.

• Раскрытие умственного и волевого потенциала личности обучающихся посредством углубленного обучения игре в шашки.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

• Обучение основам шашечной игры;

• Обучение комбинациям, теории и практике шашечной игры.

Воспитательные:

• Воспитание отношения к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;

• Воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;

• Выработка у учащихся умения применять полученные знания на практике.

Развивающие:

• развитие стремления детей к самостоятельности;

• Развитие умственных способностей учащихся: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образного и аналитического мышления.

Разработанные методические рекомендации и дидактические пособия по обучению детей шашечной игре могут быть использованы родителями, воспитателями, педагогами дополнительного образования, а также в системе повышение квалификации работников в ДОУ.

Дидактические принципы:

развивающей деятельности- игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.

активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны.

вариативности – у детей формируется собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

доступности, последовательности и системности программного материала

творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

Методы проведения игровых встреч

- словесный: рассказ, беседа, объяснение;

- наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске;

- практический: упражнение, тренинг, решение шашечных концовок, задач, этюдов, соревнования, работа над ошибками.

Направления

- методическая деятельность с педагогами

- организованная кружковая деятельность с детьми

- взаимодействие с родителями

Этапы обучения игре в шахматы и шашки

- знакомство с доской

- знакомство с фигурами

- обучение правилам игры

- решение задач и этюдов

- игра в шахматы и шашки.

Формы и методы проведения занятий:

При проведении занятий используется групповая и индивидуальная форма работы. Проводятся теоретически и практические занятия. Теоретическая работа с детьми проводится в форме лекций, диспутов, бесед, анализа сыгранных ребятами партий, разбора партий известных шашкистов. Практические занятия также разнообразны по своей форме – это и сеансы одновременной игры с руководителем, конкурсы по решению задач, этюдов, игровые занятия, турниры.

Используются следующие методы проведения занятий: словесные методы, наглядные методы, практические.

Словесные методы: создают у воспитанников предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели используются: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания.

Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий. Эти методы помогают создать у воспитанников конкретные представления об изучаемых действиях.

1. Метод упражнений;

4.Метод круговой тренировки.

Основная часть

Исследование проводится поэтапно:

1. этап – поисково-теоретический: изучение литературы, анализ и оценка современного состояния проблемы исследования, организация исходно-диагностического этапа эксперимента.

2.этап – опытно – экспериментальный: осуществление формирующего этапа эксперимента.

3.этап – обобщающий: завершение эксперимента, обобщение результатов исследования.

Не для кого не секрет, что шашки помогают воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить. Но часто ли мы задумаемся о том, что обучения детей старшего дошкольного возраста игре в шашки помогает нам не только выявить одаренных детей, в данном конкретном направлении, но и особенности развития личности ребенка в процессе взаимодействия с партнером по игре, в ситуации проигрыша или победы, а также такие черты характера как усидчивость, усердие, повышенную тревожность, панические состояния, способность логически мыслить или трусость, сосредоточенность на отношении детей к собственной персоне.

Ребенок вступает в жизнь, как индивид, обладающий определенными, присущими от природы, свойствами и способностями. Он становится или остается личностью только в качестве субъекта социально-общественных отношений. Как писал А.Н. Леонтьев в своих трудах, личность не является целостностью, обусловленной генотипом: личностью не рождаются, личностью становятся. А значит педагог может способствовать гармоничному становлению личности ребенка через различные виды деятельности, в данном случае через игру в шашки.

Особое место в периоде детства занимает старший дошкольный возраст. К этому периоду можно отнести возраст детей в с 5,5 до 7 лет. Старший дошкольный возраст играет особую роль в личностном развитие ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.

В старшем дошкольном возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности ( потребность в уважении и признании взрослого, в признании сверстников, проявляется интерес к коллективным формам деятельности); возникает новый (опосредованный) тип мотивации — основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе.

Ребенок в старшем дошкольном возрасте начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируется внутренняя социальная позиция, более устойчивая самооценка и соответствующее к ней отношение к успеху и неудаче в деятельности.

Таким образом, можно считать старший возраст наиболее важным этапом развития личности дошкольника, логично отметить значение взрослого в этом становлении.

Какое же отношение имеет игра в шашки к развитию личности ребенка?

Ну во -первых, это игра, а значит - самое прямое!

Мы привыкли к тому, что обучая детей игре в шашки в рамках дошкольного образования, выявляются как правило одаренные дети, т.е дети имеющие способности к данной игре. А способности это не что иное, как составное структуры личности. Таким образом начиная знакомить детей старшего дошкольного возраста с этой незаурядной игрой мы в первую очередь анализируем способности детей. Нашей целью здесь выступает дать возможность одаренным логическим и стратегическим мышлением детям проявить себя на игровой площадке. Но ведь выявляя одаренных детей, мы сталкиваемся и с менее талантливыми, но более целеустремленными; или с детьми талантливыми, но слишком замкнутыми. Мы также можем проследить взаимоотношения в группе, выявить популярных ребят, и стремящихся к их вниманию. В процессе этой работы у нас появляется замечательная возможность провести комплексное наблюдение, как за отдельным ребенком, так и за группой детей в их взаимодействии, выявить личностные проблемы детей, требующие решения.

На начальном этапе обучения любой игре, в том числе и игре в русские шашки, немаловажную роль будет играть уровень развития памяти дошкольников. Память дошкольника в основном носит непроизвольный характер. Это значит, что ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходят независимо от его воли и сознания. Они осуществляются в деятельности и зависят от ее характера. Ребенок запоминает то, на что было обращено его внимание в деятельности, что произвело на него впечатление, что было интересно (Мухина В.С., 2003).

Полученные данные показывают, что в старшем дошкольном возрасте игровые мотивы (в данном случае мотивы соревновательной игры) оказывают положительное действие и повышают эффективность непроизвольного запоминания (Эльконин Д. Б., 1960).

Таким образом активизируя память для освоения игры на начальном этапе обучения, мы стремимся к ее развитию на всех этапах игры в дальнейшем.

Подводя итоги, хотелось бы отметить что правильно и системно-организованное обучение детей старшего дошкольного возраста игре в русские шашки, дает педагогу широкие возможности не только наблюдения за личностным развитием воспитанников, но и коррекции таких важнейших характеристик личности как, воля, мотивация, эмоции и т.д.

1..Леонтьев А.Н. Потребности и мотивы деятельности.- В кн.: Психология.- М., 1956

2..Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. МГУ, 1971

3..Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Мотивация, эмоции, личность.- М.,1985.

Никто из родителей не станет сомневаться в необходимости интеллектуального развития детей, и для этого с их стороны прилагается много усилий. Вместе с тем, шашки — именно та игра, которые поможет ребятам вырабатывать навыки логического мышления, и не только. Научиться играть в них никогда не поздно, и, к тому же, их правила очень просты для усвоения. Поэтому многие дети отлично разбираются в основных принципах данного умственного занятия. Как научить ребенка играть в шашки правильно, и что для этого нужно знать самому взрослому – об этом и пойдет речь в нашей статье.

В чём польза игры в шашки для детей

Игра шашки — это в одно время и спорт, и досуг, и творчество. Она воспитывает в детях немаловажные для будущей жизни качества, позволяя существенно развивать способности мозга мыслить и быстро принимать решения. Не зря эта древняя и мудрая игра получила широкое распространение на всех континентах.

дети играют в шашки

Детей очень полезно учить играть в шашки в силу многих причин, в результате которых у них отлично развивается:

  • объемное мышление;
  • логический анализ;
  • внимание и память;
  • способность быстро концентрироваться;
  • самодисциплина;
  • абстрактное мышление;
  • сообразительность;
  • настойчивость и решительность.

Дети, обучающиеся шашкам, демонстрируют отлично развитое творческое воображение, поскольку в игре нужно уметь предвидеть дальнейшие ходы противника, моделировать ситуации, разрабатывать подходящие стратегии. Ребёнок обучается думать образами и запоминать эти воображаемые картины, предвидя разные варианты выбора. Кроме того, эта игра способствует развитию самокритичности, ведь, проигрывая партию в шашки, ребята учатся адекватно реагировать на поражение.

С какого возраста можно начинать обучение

Существуют программы, направленные на обучение игре в шашки с 3-4 лет. Именно в этот период малыш уже способен ориентироваться на плоскости, умеет отличить горизонтальную плоскость от вертикальной, знает, что такое шашки, и может заучивать большие стихи, а также лепить фигуры из пластилина. Все это строго индивидуально и зависит, в первую очередь, от способностей и желаний самого ребенка.

малыш учится играть в шашки

Но в большинстве случаев есть смысл обучать игре в шашки при достижении детей 7 – 8 лет. Для того, чтобы был максимально положительный эффект, следует тренироваться хотя бы два раза в неделю и стараться каждый месяц участвовать в каких-либо соревнованиях. Года через три можно нацелиться на новые высоты и приступить к изучению международных шашек.

Как заинтересовать ребенка

Чтобы ваше чадо смогло действительно хорошо играть в шашки, главной целью взрослых на начальном этапе является искренняя заинтересованность будущего шашиста. При этом нужно помнить, что учебный процесс проходит не взрослый человек, ребенок. Иными словами, вы будете общаться с еще недостаточно сформированной личностью, и поэтому у юного спортсмена обязательно должен быть определённый интерес к игре. Если ребенок не будет получать удовольствие от игры, то ничего хорошего из этого не выйдет. Не нужно давить на ребёнка из-за того, что не все получается, а в процессе игры сами действуйте не в полную силу. Малышу непременно нужно понять, что он может, и что у него получается хорошо. И только выиграв несколько партий у взрослого, и ощутив вкус победы, он захочет продолжать учиться дальше.

мальчики учатся играть в шашки

Правила игры в шашки

Среди большого разнообразия вариаций этой игры, мы подскажем вам, как правильно научить ребенка играть в шашки с нуля в классическом варианте:

  • поле для игры поделено на 64 клеточки, выкрашенные попеременно в черный и белый цвет;

доска шашек

  • такую же оттенок имеют и сами шашки;
  • партия начинается с расстановки фигурок на темные клетки в три линии;
  • все ходы проводятся только на черных полях;
  • право первого хода при первой игре принадлежит исключительно белым фигурам;
  • шашка ходит всегда вперед, по диагонали, на черный сегмент, не занятый другой фигуркой;
  • если игрок дотронулся к шашке, то он обязательно должен сделать ею ход;
  • соперники ходят по очереди;
  • когда перед шашкой находится фигурка другого игрока, а далее за ней место свободно, то ее можно убрать, проводя ходы в переднем и в заднем направлении;
  • при подходящем положении шашек оппонента за время одного хода допускается уничтожение одновременно нескольких фигурок;
  • шашка, дошедшая до противолежащего поля доски, становится дамкой (ее при этом нужно переворачивать);

большие шашки на земле

  • дамке дается право ходить по диагонали в любом направлении, в том числе, и в заднем;
  • при подходящей расстановке на поле дамку имеет право убрать любая шашка;
  • игра заканчивается после того, как один из противников уничтожил все фигурки своего оппонента на поле.

В процессе игры не допускайте переутомления малыша, постоянно хвалите его, но при этом не старайтесь все время поддаваться ему. Конечно, проигрыши его сильно расстраивают, но, с другой стороны, позволят закалить характер и научат правильно реагировать на собственное поражение.

Методики обучения

Чтобы правильно научить играть в шашки детей, следует учесть прохождение нескольких этапов:

девочка учит играть в шашки

Все эти методы становятся актуальными после полного усвоения начального уровня, и при большом желании ребенка продолжать дальше обучающий процесс. Благодаря этому, ребята будут расти более успешными, умеющими преодолевать трудности и достигать поставленной цели.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическая значимость опыта работы заключается в возможности совершенствования развитии логико-математического ума дошкольников в век технического образования и их подготовки к школе. Так же раннее выявление потенциальных возможностей и индивидуальных способностей ребенка и целенаправленное их развитие и обучение.

Логическое развитие детей в возрасте 6-7 лет……………………………………………………5

Методика обучения по русским шашкам детей дошкольного возраста ------------------------- ----7

Список использованной литературы……………………………………………………………20

Вводная часть.

Игра в шашки развивает логическое мышление, смекалку, сообразительность; вырабатывает умение мыслить абстрактно; воспитывает усидчивость, пространственное воображение; развивает способность действовать в уме; самое главное – развивать память. Шашки – это средство умственного развития детей. Ребенок, обучающийся этой игре, становиться собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Такая деятельность рассчитана на работу в паре и изначально предполагает так же элемент соревновательности, что повышает эффективность развития ребенка.

Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шашек, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам. Обучение дошкольников игре в шашки является весьма актуальным на сегодняшний день. Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шашки позволяют обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяют снизить уровень стресса, благотворно влияет как процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления.

Актуальность . интеллектуальная игра в шашки является одним из наиболее распространенных видов спорта в нашей республике, стране и в мире.. данная игра вырабатывает объективность мышления, очень хорошо помогает развивать логику мышления, тренирует память, воспитывает настойчивость, смекалку, трудолюбие, целеустремленность, точный расчет.
наиболее перспективным путем развития логического мышления у детей дошкольного возраста, на наш взгляд, является использование синкретического вида деятельности, сочетающего элементы спорта, науки и искусства и в виду этого обладающего неисчерпаемым потенциалом развития широкого спектра важных личностных качеств. все это обусловило выбор опыта работы.

Проблематика.
Проблеме использования шашечных игр в качестве средства развития логического мышления у детей дошкольного возраста уделяется незначительное внимание.
отсутствие методической литературы и методики обучения дошкольников по данной проблеме снижает эффективность работы дошкольных учреждений в данном направлении.

проблема воспитания, посредством игры в шашки существует давно, хотя в целом, она до сих пор полностью не исследована.

теоретическим и практическим аспектам обучения детей игре в шашки уделяют внимание Куличихин А. И, Вирный А. Я, Герцензон Б. М, Звирбулис В.А. взгляды выше перечисленных специалистов обращены на обучение игре в шашки детей дошкольного возраста

Практическая значимость опыта работы заключается в возможности совершенствования развитии логико-математического ума дошкольников в век технического образования и их подготовки к школе. Так же раннее выявление потенциальных возможностей и индивидуальных способностей ребенка и целенаправленное их развитие и обучение.

1.1 Из истории.

Пётр 1 поощрял это развлечение и ввёл его в программу увеселительных мероприятий- ассамблей. Петербургский сановник, очередь которого подошла устраивать у себя ассамблею. Должен был помимо всего прочего выделить особую комнату для игры в шашки. Увлекались ими А.В.Суворов, Г.Р.Державин, А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов. В романе №Война и мир Л.Н.Толстой сравнивает стратегию военного искусства со стратегией шашечной игры.

Первый чемпионат по шашкам в Якутии состоялось в Якутске в 1936 г. Рассказывает участник Афанасий Иннокентьевич Потапов. Раньше никто и на задумывался о теории. В первом чемпионате я не добился высоких результатов но многому учился. Если в 40 лет мы узнавали и изучали шашки, а 40 лет заслуживали мастер спорта. Мы очень отставали в плане развития шашки.

1954 -1955 годах в республиканских чемпионатах участники люди в возрасте. Из них Ф.Л. Кондаков, А.И.Потапов, В.И. Михайлов, Г.М. Васильев и другие. Если они в Якутии были чемпионами, то в последующие годы вдруг молодежь стало появляться в чемпионатах. И с этих времен наши старики радовались новым поколеньям шашистов. А мы гордимся нашими предками и учителями.

В наше время из 9-ти призовых мест Чемпионата Европы 3 заняли представители якутской шашечной школы – гроссмейстеры Гаврил Колесов, Николай Стручков и Николай Гуляев. Самую престижную награду турнира – золотую медаль классической программы – завоевал Николай Стручков. Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Игра шашки пришло в наши дни с древних времен. На сегодняшний день это игра стала одним из видов спорта.

1.2 Логическое развитие детей в возрасте 6-7 лет

Дошкольное детство – это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью.

Ребенок учится воспринимать, думать, говорить; он овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определенные правила и начинает управлять собой. Все это предполагает работу памяти. Роль памяти в развитии ребенка огромна. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, приобретение умений и навыков, привычек – все это связано с работой памяти. Особенно большие требования к памяти ребенка предъявляет школьное обучение.

Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить.

Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни.

Овладевая любым способом запоминания, ребенок учится выделять цель и осуществлять для ее реализации определенную работу с материалом. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания.

Обучение детей классификации способствует успешному овладению более сложным способом запоминания – смысловой группировкой, с которой дети встречаются в школе.

Используя возможности развития логического мышления и памяти дошкольников можно более успешно готовить детей к решению тех задач, которые ставит перед нами школьное обучение.

Развитие логического мышления включает в себя использование дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов и вызывает у детей большой интерес. В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество.

Занятия по развитию элементарному логическому мышлению для дошкольников составляются, используя дидактические игры. Ведь для них игра – ведущая деятельность. Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Дидактические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности.

Развитие логического мышления у детей через дидактические игры имеет важное значение для успешности последующего школьного обучения, для правильного формирования личности школьника и в дальнейшем обучении помогут успешно овладеть основами математики и информатики.

На занятиях по развитию логического мышления дети играют в игры, насыщенные логическим содержанием, в них моделируются логические конструкции, а в процессе игры решаются задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления. Эти занятия помогут детям в дальнейшем обучении успешно овладевать основами математики и информатики.

Цель: раннее приобщение дошкольников к интеллектуальным, позиционным играм, развитие логического мышления, развитие интеллекта, творческих способностей детей.

Формирование навыков игры в шашки;

Развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения, логики);

Раннее выявление потенциальных возможностей и индивидуальных способностей ребенка и целенаправленное их развитие, расширение кругозора;

Подготовка детей к последующему обучению по углубленным программам.

Популяризация и пропаганда русских шашек среди детей;

Овладение детьми техники игры в процессе соревнований.

Практическая значимость проекта заключается в возможности распространении передового опыта, совершенствовании технологии подготовки дошкольников к русским шашкам и раннего выявления их индивидуальных способностей.

Участие воспитанников на улусных, республиканских соревнованиях.

Систематические занятия в кружках плодотворно влияют на развитие индивидуальных способностей детей и способствуют их поступлению в политехнические лицеи, гимназии, в классы с обучением по углубленным программам, в спортивную школу.

Перечень учебно-методического обеспечения.

Для реализации данного курса обучения учащиеся и педагог обеспечиваются следующим оборудованием:

мебель для занятий (парты, стулья, классная доска),

комплекты шашек с досками,

демонстрационная доска с магнитными шашками.

Педагог обеспечивается необходимыми методическими и учебными пособиями по каждой из тем теоретической части учебно-тематического плана (смотри список литературы).

Для работы по практической части учебно-тематического плана учащиеся обеспечиваются бланками, протоколами, таблицами, схемами и т.п., а также комплектом картотек практических заданий по всем теоретическим темам учебно-тематического плана, соответствующим годам обучения.

Актуальность исследования. Интеллектуальная игра в шашки является одним из наиболее распространенных видов спорта в нашей республике, стране и в мире. Этим старинным, подлинно народным играм посвящают свой досуг миллионы людей, различных возрастов и профессий. Данная игра вырабатывает объективность мышления, очень хорошо помогает развивать логику мышления, тренирует память, воспитывает настойчивость, смекалку, трудолюбие, целеустремленность, точный расчет. Игра в шашки формирует характер, усидчивость, способность предвидеть и находить нестандартные и самостоятельные способы решения в игре, делать сознательный выбор. Проблема воспитания, посредством игры в шашки существует давно, хотя в целом, она до сих пор полностью не исследована Теоретическим и практическим аспектам обучения детей игре в шашки уделяют внимание Куличихин А. И, Вирный А. Я, Герцензон Б. М, Звирбулис В.А. Взгляды выше перечисленных специалистов обращены на обучение игре в шашки детей школьного возраста. Однако проблеме использования шашечных игр в качестве средства развития логического мышления у детей дошкольного возраста уделяется незначительное внимание. Отсутствие методической литературы по данной проблеме снижает эффективность работы дошкольных учреждений в данном направлении. Наиболее перспективным путем развития логического мышления у детей дошкольного возраста, на наш взгляд, является использование синкретического вида деятельности, сочетающего элементы спорта, науки и искусства и в виду этого обладающего неисчерпаемым потенциалом развития широкого спектра важных личностных качеств. Все это обусловило выбор данного исследования.

К концу обучении должны знать:

Шашечные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, ход, взятие, ничья, пат.

К концу обучения дети должны уметь:

Ориентироваться на шашечной доске;

Играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил.

Правильно располагать доску между партнерами;

Правильно располагать фигуры перед игрой;

Решать простые шашечные задачи.

Тематическое планирование на первый год обучения.

Шашки - удивительная игра.

Шашки в горном улусе.

Наши мастера, и юные шашисты.

Вот и сказка сказывается …

Мир шашек. Познакомить с понятием шашки.

Шашечная доска и шашки. Расстановка шашек. Ознакомление с шашечной доской. Вертикаль (1,2,3,4,5,6,7,8) и горизонталь a, b(бэ), с(цэ),d (дэ), e,f (эф), g (жэ), h(аш).латинский алфавит

Гимнастика стоя: мы когда лежим и спим наши тела горизонталь, а когда стоим мы вертикаль, а когда с горы катимся мы становимся диагональ.

У каждого поля есть Имя и Фамилия имя это буквы, ( вертикали), а фамилия это цифры.(горизонтали)

Диагональ, тройник, Косяк, двойник.

Познакомить с понятиями: Ходы шашек. Тихий ход. Ударный ход. Виды боя (взятие)

Основы шашечной игры: сила флангов

Познакомить с шашечным понятием фланг. Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов.

Познакомить с шашечным понятием центр. Восемь полей: с3, с5, d4, d6, e3, e5, f4, f6 считаются центральными, но собственно центром являются c5, d4, e5, f4 шашки, расположенные на этих полях называются центральными шашками. Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о доске.

Как ходят шашки

Познакомить с правилами: шашка ходит по диагонали только вперед на одно поле, если оно не занято другой шашкой. Ходить назад шашками запрещено! Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижной фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

Правила хорошие должны знать все

Познакомить с основными правилами: если шашка соперника стоит вплотную к Вашей шашке (на соседнем по диагонали поле), а за ней есть свободное место, то Вы обязаны срубить шашку соперника, если Ваш ход. Срубленная шашка убирается с доски после завершения хода. Ходить назад нельзя, а рубить нужно. Практическое закрепление на выполнение ходов пешками.

Упражнение на выполнение ходов дамкой. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

Познакомить с правилами поведения во время игры:

Правило 1: Перед началом игры соперники пожимают друг другу руки – желают хорошей игры и победы. После игры (как бы она не закончилась) вновь пожимаю руки, благодаря друг другу за честную игру, а проигравший еще поздравляет соперника с победой.

Этот спортивный ритуал дисциплинирует участников и настраивает их на серьезную игру!

Правило 2. Взялся – ходи!

Правило 4. Если у Вас возникла одна из ситуаций, описанных в главе 4, и требует помощи судьи или помощника судьи чтобы посчитать количество ходов для признания партии закончившейся вничью, можете поднять руку или просто позвать судью.

Правило 5. Во время игры нельзя разговаривать с соперником или с соседями.

Упражнения решения элементарных комбинаций

Работа с диаграммами. Игра сдавайся. Упражнение на выполнение ходов. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

Работа с диаграммами. Игра сдавайся. Упражнение на выполнение ходов. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

Практическое закрепление материала

Подготовка к улусным соревнованиям между МБДОУ

Практическое закрепление материала

Подведение итогов года. Соревнование между игроками. В детском саду, шашечные встречи, шашечные досуги, шашечные турниры.

Диагностика сформированности умение детей играть в шашки.

(Давыдова Т.Г., Атаян Г.М. обучение детей игре в шашки. Справочник старшего воспитателя №8 август 2011 г.)

Методика проведения диагностики:

Диагностика сформированности умение детей играть в шашки предусматривает вопросы к детям наблюдение за его игрой с педагогом сверстниками а так же беседы с родителями о том как дошкольник играет в шашки дома диагностическая карта сформированности умение старших дошкольников играть в шашки.

Читайте также: