Каким образом может происходить формирование умений и навыков проектной деятельности кратко

Обновлено: 06.07.2024

В настоящее время акценты образовательных целей смещены в сторону формирования мобильной, активной личности, имеющей свой опыт, свои способности, превращающейся из потенциального исполнителя в самостоятельного хозяина, потенциального работодателя и предпринимателя.

Приоритетным направлением в своей работе я считаю внедрение в образовательный процесс проектной технологии. Почему привлекает именно этот метод, возрожденный не так давно в нашей педагогике?

В проектном обучении, на мой взгляд, воплощается в реальность идея развивающего обучения, так как "ходьбе можно научиться только на собственных ногах, школа должна быть школой действия, она должна учить ребенка мыслить, а не пичкать его знаниями" (Л.С. Выготский).

В педагогической литературе под проектным обучением понимается такая организация образовательного процесса, которая направлена на решение учащимися учебных задач на основе самостоятельного сбора информации, обязательного обоснования и корректировки последующей продуктивной учебной деятельности, ее самооценки и презентации результата. Обучение при этом приобретает большой личностный смысл, что заметно повышает мотивацию учения.

  • Проблематизации (рассмотрение проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задачи, вытекающей из этой проблемы)
  • Целеполаганию и планированию деятельности
  • Самоанализу и рефлексии (самоанализу успешности и результативности решения проблемы проекта)
  • Презентации (самопредъявлению) хода своей деятельности и результатов
  • Умению готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования
  • Поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля
  • Практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях
  • Выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования
  • Проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

Кроме того, под проектной методикой понимается использование широкого спектра проблемных, исследовательских методов, система учебно-познавательных приемов, ориентированных на реальный практический результат, значимый для ученика

Главной педагогической целью проектного обучения я считаю формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации человеком.

  • коммуникативные (происходит обсуждение творческих заданий, консультирование с учителем или защита в общении со сверстниками);
  • личностные (самобытность и гибкость мышления, фантазия, любознательность, здоровые творческие амбиции);
  • социальные (способность к коллективной деятельности, готовность соблюдать самодисциплину, терпимость к мнению других);
  • литературно-лингвистические (описание идеи, импровизация в процессе защиты);
  • технологические (наглядно-образные, память, абстрактно-логическое мышление и др.) (В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых).
  • изучать (уметь извлекать пользу из опыта, организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их, организовать свои собственные приемы обучения, уметь решать проблемы, самостоятельно заниматься своим обучением);
  • искать (запрашивать различные базы данных, опрашивать окружение, консультироваться у эксперта, получать информацию, уметь работать с документами, уметь классифицировать документы);
  • думать (организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий, критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ, уметь противостоять неуверенности и сложности, занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение, видеть важность политического и экономического окружения, в котором происходит обучение и работа, оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой, уметь оценивать произведения искусства и литературы);
  • сотрудничать (уметь работать в группе, принимать решения, улаживать конфликты и разногласия, разрабатывать и выполнять контракты);
  • приниматься за дело (включаться в проект, нести ответственность, войти в группу и коллектив и внести свой вклад, доказать солидарность, уметь организовать свою работу, уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами);
  • адаптироваться (уметь использовать новые технологии информации и коммуникации, доказать гибкость перед лицом быстрых изменений, показать стойкость перед трудностями, уметь находить новые решения).

Рассмотрим, как данные способности и компетенции развиваются через проектное обучение.

Реализация любого проекта делится на 4 этапа:

погружение в проект (определение проблемы, постановка целей и задач);

организация деятельности (планирование, распределение ролей в группе, определение предполагаемых результатов);

осуществление деятельности (работа с информацией, анализ, обобщения, выводы);

презентация (умение лаконично и достаточно полно рассказать о постановке и решении задачи проекта; демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения; анализировать ход поиска решения).

На этапе погружения в проект очень важным представляется постановка проблемы, которая может быть осуществлена учителем, а может быть осуществлена учениками. Когда учитель выступает в роли заказчика, он сам формулирует проблемно-мотивационную задачу и она выливается в план работы над определенной темой. Так, например, к уроку, начинающему изучение деепричастия, группе шестиклассников были даны задания:

Растолкуйте значение слова "деепричастие".

Перефразируйте высказывание В.И. Даля о причастии применительно к деепричастию. (Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного).

Почему деепричастие называют "отглагольным наречием"?

По каким морфемам можно найти деепричастие?

Данные вопросы определили стратегию работы над темой и в то же время стали проблемой мини-исследования учащихся, которое они представляли на уроке.

В роли заказчика могут выступать и сами учащиеся. Например, при обсуждении заданий учебника литературы по сказу Н.С. Лескова "Левша" интересным показалось задание, связанное с народной этимологией. И появилась проблема: в чем смысл таких языковых курьезов? Эта проблема стала предметом исследования ученицы, выполнившей краткосрочный индивидуальный проект и представившей его на уроке. Кстати, обсуждение плана работы над произведением, заданий, предложенных хрестоматией или учителем, позволяет развивать умение планировать свою деятельность с ориентацией на конечный результат.

Поскольку под проектной методикой понимается целый спектр поисковых и исследовательских методов, то важно, чтобы перед презентацией проектов на уроке перед учащимися были поставлены определенные задачи: во-первых, они могут выступать в роли экспертов по оценке представленных проектных заданий (при наличии определенного опыта), а во-вторых, их погружение в тему проекта одноклассника может быть началом собственного творческого (или исследовательского) задания: например, шестиклассники на уроке по деепричастию получили задание написать краткую статью о том, что такое деепричастие, для лингвистического справочника. Очень важно при применении проектной методики на уроке включить в активный познавательный процесс всех учащихся. Поэтому постановка проблемы учителем или самими учениками на уроках необходима. Задания могут быть самого разного характера: составить каталог пословиц по темам, описать алгоритм применения правила, составить словарик терминов по теме и т.п. Задания могут быть обращены как к целому классу, так и к группам учащихся, а также могут быть индивидуальными. Вообще элементы проектной деятельности можно использовать на разных этапах уроков, если в этом есть педагогическая целесообразность. Так, при выполнении упражнений по русскому языку ставим вопросы: с какой целью я выполняю это задание, упражнение? зачем это нужно делать? Таким образом учим целеполаганию.

На этапе постановки проблемы развивается умение учащихся переводить проблему в формат задачи. Например, при выполнении внеклассного проекта "Всех скороговорок не перескороговоришь" пятиклассники не только оценили, как появилась идея (в результате уроков по фольклору и звукописи, чтения стихотворения С. Михалкова, личного опыта общения с маленькими детьми), но и сформулировали проблему сами: как написать скороговорку. А это уже предполагает разработку стратегии выполнения задания.

Одиннадцатиклассники при создании учебного проекта "Блок и Ахматова. Поэтика символизма и акмеизма" сформулировали проблему (Чем отличаются два направления (символизм и акмеизм) русской поэзии Серебряного века?) в ходе самостоятельной работы над темой "Поэзия серебряного века" и определили стратегию поиска ответа на данный вопрос - сопоставление и сравнение конкретных поэтических произведений двух представителей поэзии серебряного века, чтение источников, анализ, выводы.

Таким образом, мы подошли ко второму этапу выполнения проекта - организация деятельности. Этот этап предполагает планирование своей работы. Интересно сравнить, как планируют свою деятельность в процессе выполнения проектов пятиклассники и одиннадцатиклассники.

Проект учащихся 5 класса "Страна Фразеология" Проект учащихся 11 класса "Блок и Ахматова. Поэтика символизма и акмеизма"
Составим рассказ.

Попробуем вставить в него фразеологизмы. Проследим, стал ли от этого рассказ выразительнее.

Проиллюстрируем некоторые фразеологизмы. Почему рисунки получились комичными?

Найдем в литературе сведения о фразеологизмах. Попробуем, объяснить, в чем их особенности.

Поищем значение и происхождение некоторых фразеологизмов. Попробуем составить с ними небольшие тексты. Придают ли фразеологизмы точность и выразительность нашей речи?

Подберем задания для третьеклассников. Проведем викторину. (При этом узнаем особенности младшего школьного возраста и решим, каким должен быть для них рассказ, который мы подготовим).

Прочитать статьи Н. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм" (1913) и О. Мандельштама "Утро акмеизма" (1912). Сравнить их с ранее прочитанными статьями о символизме

Прочитать статьи критиков о поэтической манере поэтов (В. Брюсов, О. Форш, К Чуковский, Ю. Айхенвальд. Б.Эйхенбаум)

Как видно, пятиклассники поставили целью не только разработать теоретические вопросы, но и включили в свой план задания прикладного характера. Не всегда планы учеников полностью соответствуют поставленным задачам, но это их самостоятельный труд, который, кстати, подвергается анализу в ходе рефлексии. Одиннадцатиклассники подошли к планированию с определенным опытом исследовательской работы, поэтому в их плане отражен поиск информации, работа с источниками, мыслительные операции.

На этапе организации деятельности, особенно если это групповой проект, развивается умение включиться в дело, войти в группу, приняв на себя определенную роль - разработчика идеи, оптимиста, скептика, исполнителя и т.п. Для учеников это очень важный социальный опыт.

Организация деятельности обычно проходит в форме круглых столов, мозговых штурмов, дискуссий, ролевых игр.

Важным аспектом развития ключевых компетенций является умение работать с информацией (выделять в информации главное, оценивать логическую структуру материала, систематизировать имеющийся материал, составлять из него в соответствии с поставленной целью различные тексты (письменные и устные); сравнивать, делать выводы, интерпретировать и структурировать полученную информацию). Развитию этого умения служит не только исполнение относительно больших по объему исследований, но и задания соответствующего характера на уроке. Примером работы с информацией может служить комплексный анализ текста, подготовка к работе с текстом части С ЕГЭ. При этом обязательны задания: определи тему текста, его основную мысль, определи смысловые отрывки, выдели ключевые слова и выражения, проследи, как развивается мысль в тексте (микротемы), какие приводятся аргументы в доказательство позиции автора и т.п.

В групповых проектах на этапе исследовательской работы развивается и важное умение обмениваться информацией с другими лицами; высказывать собственное мнение и отношение к фактам, событиям, явлениям, развиваются важнейшие коммуникативные и социальные компетенции (продуктивное общение со сверстниками, техникой, информацией, умение сотрудничать, договариваться, нести ответственность).

  • В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
  • Команды не соревнуются.
  • Все члены команды должны получают удовольствие от общения друг с другом и оттого, что они вместе выполняют проектное задание.
  • Каждый получает удовлетворение, самообучаясь, саморазвиваясь, самореализуясь,
  • Все члены команды вносят свой вклад в общее дело.
  • Ответственность за конечный результат несут все члены команды.

На этапе презентации проекта развиваются продуктивная компетентность - способность к созданию собственного продукта, коммуникативная компетентность - умение представить материал таким образом, чтобы быть понятым. Довольно популярным у учеников стало создание мультимедийных презентаций в качестве продукта проектной деятельности. Часто достаточно включить в электронную версию урока один или несколько слайдов, которые являются продуктами исследовательской деятельности. Для учеников второй ступени обучения интересными кажутся такие продукты проектной деятельности, как материалы для викторин, игр, сценарии праздников, инсценировки, книжки-малышки, стенгазеты и т.п. Такие продукты позволяют реализовать свои творческие способности, свободно воплотить свои идеи. В творческой деятельности находится место всем: и поэтам, и художникам, и ведущим мероприятий, и актерам, и даже певцам. Следует отметить, что у пяти- шестиклассников наиболее востребованными оказываются творческие проекты, которые обычно не имеют детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного результата, но результаты этих проектов оформляются в продуманной завершенной форме. Например, с удовольствием шестиклассники работают над проектом "Сборник диктантов на засыпку". Традиционно они получают задание составить такой текст по завершении большой орфографической темы. А стратегия написания таких текстов была определена творческой группой "разработчиков":

  • Классифицировать слова по тематике.
  • Придумать словосочетания разных видов.
  • Придумать отдельные предложения по темам.
  • Определить тему своего текста (лучше, если это будет текст забавного содержания).
  • Написать текст. Проверить его на соответствие речевым нормам.

Выполнить творческое задание в проекте "Всех скороговорок не перескороговоришь" помогли выводы, которые и стали руководством к действию при создании собственных скороговорок:

Скороговорка - это несложный, наивный по содержанию текст

  • В скороговорках может присутствовать рифма
  • Скороговорка отличается лаконичностью, динамикой
  • Особенно удачной в этом проекте стала скороговорка на местном материале:

Под горой на речке Воря
Жил бобёр по кличке Боря.
Раздвигает Борька тину,
Строит бобр Борис плотину.

  • кратко, достаточно полно и лаконично (укладываясь в 10-12 минут) рассказать о постановке и решении задачи проекта;
  • демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения;
  • анализировать ход поиска решения для аргументации выбора способа решения;
  • демонстрировать найденное решение;
  • анализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом;
  • проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы, адекватности уровня постановки проблемы тем средствам, с помощью которых отыскивалось решение.
  • план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью;
  • у учащегося формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него самого;
  • учащийся приобретает опыт деятельности на всех без исключения этапах выполнения проекта - от зарождения замысла до итоговой рефлексии;
  • формирование у учащихся важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом;
  • у учащихся формируется навык самостоятельной деятельности.

Таким образом, проектное обучение - это целая философия. Философия целеполагания и организации деятельности. Философия результатов деятельности и способов их достижения. Философия, соединяющая основы культуры и процесс социализации. Процесс работы над проектом позволяет как учителю, так и учащемуся осознать, что знания - это не столько самоцель, сколько необходимое средство, обеспечивающее способность человека грамотно выстраивать свои мыслительные и жизненные стратегии, что умения принимать решения, адаптироваться в обществе и самореализоваться - одно из условий жизнедеятельности.

Отмечая положительные характеристики проектного метода обучения, важно учитывать, что он не становится панацеей и не отменяет классно-урочную систему. На современном этапе этот метод выступает дополняющим звеном в организации творческой самостоятельной работы учащихся и является средством развития ключевых компетенций учащихся. Проектная деятельность перспективна и эффективна, так как опирается на возможности ребенка, использует и развивает его познавательные стратегии и, обращаясь к творческим и лидерским способностям, формирует его активную жизненную позицию.

— умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для ре­шения поставленной задачи?

2. Поисковые (исследовательские) умения:

— умение самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобре­тать способ действия, привлекая знания из различных областей;

— умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

— умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);

— умение находить несколько вариантов решения проблемы;

— умение выдвигать гипотезы;

— умение устанавливать причинно-следственные связи.

3. Навыки оценочной самостоятельности.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:

— умения коллективного планирования;

— умение взаимодействовать с любым партнером;

— умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;

— навыки делового партнерского общения;

— умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5. Менеджерские умения и навыки:

— умение проектировать процесс (изделие);

— умение планировать деятельность, время, ресурсы;

— умение принимать решения и прогнозировать их послед­ствия;

— навыки анализа собственной деятельности (ее хода и про­межуточных результатов).

6. Коммуникативные умения:

— умение инициировать учебное взаимодействие со взрослы­ми — вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.;

— умение вести дискуссию;

— умение отстаивать свою точку зрения;

— умение находить компромисс;

— навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.

7. Презентационные умения и навыки:

— навыки монологической речи;

— умение уверенно держать себя во время выступления;

— умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

— умение отвечать на незапланированные вопросы.

Курс рассчитан на 34 учебных часа (4 учебных часа входят в резерв).

Принципы построения курса:

- деятельность (создание условий, способствующих поддержанию интереса учащихся к учебным предметам и стремления к самостоятельной работе над решением проблемы);

- динамичность (постоянное внимание к деятельности учащихся в процессе обучения, готовность перестраиваться на ходу);

Задачи курса:

- уметь добывать и практически использовать знания, извлекать информацию, анализировать, интерпретировать и адекватно использовать ее для решения проблем;

- помочь определить предметность деятельности;

- овладеть технологией индивидуальной и групповой проектной деятельности, научить рефлексировать свою деятельность.

Курс предназначен для учащихся средней школы. Изучение проводится в два этапа: теоретические основы курса и практический. Курс заканчивается защитой персонального или коллективного проекта. Тематика проекта определяется социальной значимостью, связана с углублением предметных курсов, что обеспечивает естественную интеграцию знаний.

2.4 Тематическое планирование курса занятий по формированию

1. Рефлексивные умения:

— умение осмыслить задачу, для решения которой недоста­точно знаний;

— умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для ре­шения поставленной задачи?

2. Поисковые (исследовательские) умения:

— умение самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобре­тать способ действия, привлекая знания из различных областей;

— умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

— умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);

— умение находить несколько вариантов решения проблемы;

— умение выдвигать гипотезы;

— умение устанавливать причинно-следственные связи.

3. Навыки оценочной самостоятельности.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:

— умения коллективного планирования;

— умение взаимодействовать с любым партнером;

— умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;

— навыки делового партнерского общения;

— умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5. Менеджерские умения и навыки:

— умение проектировать процесс (изделие);

— умение планировать деятельность, время, ресурсы;

— умение принимать решения и прогнозировать их послед­ствия;




— навыки анализа собственной деятельности (ее хода и про­межуточных результатов).

6. Коммуникативные умения:

— умение инициировать учебное взаимодействие со взрослы­ми — вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.;

— умение вести дискуссию;

— умение отстаивать свою точку зрения;

— умение находить компромисс;

— навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.

7. Презентационные умения и навыки:

— навыки монологической речи;

— умение уверенно держать себя во время выступления;

— умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

— умение отвечать на незапланированные вопросы.

Курс рассчитан на 34 учебных часа (4 учебных часа входят в резерв).

Принципы построения курса:

- деятельность (создание условий, способствующих поддержанию интереса учащихся к учебным предметам и стремления к самостоятельной работе над решением проблемы);

- динамичность (постоянное внимание к деятельности учащихся в процессе обучения, готовность перестраиваться на ходу);

Задачи курса:

- уметь добывать и практически использовать знания, извлекать информацию, анализировать, интерпретировать и адекватно использовать ее для решения проблем;

- помочь определить предметность деятельности;

- овладеть технологией индивидуальной и групповой проектной деятельности, научить рефлексировать свою деятельность.

Курс предназначен для учащихся средней школы. Изучение проводится в два этапа: теоретические основы курса и практический. Курс заканчивается защитой персонального или коллективного проекта. Тематика проекта определяется социальной значимостью, связана с углублением предметных курсов, что обеспечивает естественную интеграцию знаний.

2.4 Тематическое планирование курса занятий по формированию

В современный педагогический процесс широко внедряются методы и приемы, формирующие у школьников навыки самостоятельного приобретения новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы и делать выводы. К ним относятся проектные технологии, которые учителя-предметники могут использовать как на уроке, так и во внеклассной работе.

ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы.

В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создания проекта.

Цель проектной деятельности - понимание и применение знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов

Задачи проектной деятельности:

  • Обучение планированию;
  • Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов;
  • Умение анализировать;
  • Умение составлять письменный отчет;
  • Формировать позитивное отношение к работе.

В процессе проектной деятельности наиболее эффективно формируются следующие учебные умения:

  • познавательные
  • практические
  • самоконтроля
  • организационные
  • оценочные

Проектная деятельность учащихся относится к технологии развивающего обучения. Она способствует развитию:

  • Критического мышления;
  • Информационной культуры;
  • Творческих и коммуникативных способностей;
  • Умения ставить цели и пути их реализации.

Участвуя в исследовательской деятельности, учащиеся приобретают компетенции:

  • Умение видеть проблему;
  • Самостоятельно ставить задачи;
  • Планировать и оценивать свою работу;
  • Быть коммуникабельным, выступать перед публикой, связно излагать свои мысли, уметь аргументировано говорить, выслушивать других, с достоинством выходить из острых ситуаций.

Проектная деятельность обладает всеми преимуществами совместной деятельности, в процессе ее осуществления учащиеся приобретают богатый опыт совместной деятельности со сверстниками, со взрослыми. В проектной деятельности школьников приобретение знаний, умений и навыков происходит на каждом этапе работы над проектом. Причем, основная цель учебной деятельности выступает перед школьниками в косвенной форме. И необходимость ее достижения усваивается школьниками постепенно, принимая характер самостоятельно найденной и принятой цели. Ученик приобретает и усваивает новые знания не сами по себе, а для достижения целей каждого этапа проектной деятельности. Поэтому процесс усвоения знаний проходит без нажима сверху и обретает личную значимость. Кроме того, проектная деятельность межпредметна. Она позволяет использовать знания в различных сочетаниях, стирая границы между школьными дисциплинами, сближая применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями.

Учащиеся, активно занимающиеся проектной деятельностью, более коммуникабельные, легче осваивают содержание учебных предметов, умеют анализировать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи. Все эти навыки будут востребованы во взрослой жизни и помогут быстрой социализации подростков.

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современные дети – это уже не чистый лист, на который наносятся знания. К ним так много информации поступает отовсюду! Это нельзя не учитывать. Учитель уже не является для учеников единственным источником информации, всезнающим оракулом. Но дети зачастую не умеют превращать информацию в знания. Её обилие не приводит к системности знаний.

Возникает новая для образования проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях её обилия, усваивать её в виде новых знаний. То есть речь идёт о формировании у учащихся информационной компетенции.

Из опыта работы

Фролова Галина Николаевна

учителя начальных классов

высшая квалификационная категория

МБОУ СОШ №5

Обоснование возникновения опыта.

Произошедшие в последние годы изменения в практике российского образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъектности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:

формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;

развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;

были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;

реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью;

Современные дети – это уже не чистый лист, на который наносятся знания. К ним так много информации поступает отовсюду! Это нельзя не учитывать. Учитель уже не является для учеников единственным источником информации, всезнающим оракулом. Но дети зачастую не умеют превращать информацию в знания. Её обилие не приводит к системности знаний.

Возникает новая для образования проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях её обилия, усваивать её в виде новых знаний. То есть речь идёт о формировании у учащихся информационной компетенции.

Так как проблема многоаспектна, решение её шло в нескольких направлениях:

Как организовать обучение через желание? Как активизировать учащегося, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний? Каким методом?

Как изменить отношения между учителем и учеником? Ученики сегодня другие, и роль учителя также должна быть другой. Какой метод позволяет это сделать?

Какие необходимо выработать у учеников умения для формирования коммуникативной компетенции? Ведь компетентность в чём-либо предполагает не только наличие необходимого знания, но и сформированность умения их использования. Посредством какого метода?

Проблема выбора необходимого метода возникла и передо мной. Образованный человек в современном обществе – это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него такой потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применить имеющиеся знания в любой ситуации.

Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Таким образом, ведущей идеей моего опыта стало формирование у учащихся основ проектной деятельности на уроках и во внеурочной деятельности.

Для реализации ведущей идеи необходимо было:

создать учебную и дидактическую базу средств формирования основ проектной деятельности у младших школьников;

включить учащихся в проектную деятельность в соответствии с их возрастными особенностями и возможностями;

реализовать взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности младших школьников на основе проектной деятельности, обеспечив взаимодействие с родителями.

Всё названное – составные части моего педагогического опыта.

Теоретические основы формирования проектной деятельности у младших школьников.

Основоположником педагогического метода проектов считается Джон Дьюи, американский философ, психолог и педагог. Согласно его воззрениям, истинным и ценным является только то, что даёт практический результат и направлено на благо всего общества. Обучение должно проходить как преимущественно трудовая и игровая деятельность, в которой развивается вкус ребёнка к самообучению и самосовершенствованию. Именно Дьюи предложил строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом и личными целями. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные ему, личностно значимые, требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребёнка, для решения которой ему предстоит применить уже полученные знания и умения, а также и новые, которые ещё предстоит приобрести.

Идеи Джона Дьюи достаточно широко реализовались в 1884-1916 годах в различных учебных заведениях его учениками и последователями – американскими педагогами Е. Пархерстом и В. Кильпатриком.

Метод проектов приобрёл известность в различных странах, в том числе и в России. На рубеже 1910-20-х гг. метод проектов входит в практику отечественной школы. Он хорошо был известен С.Т. Шацкому, В.Н. Сороке-Росинскому, А.С. Макаренко и многим другим. Наиболее полно идеи Дж. Дьюи были реализованы в педагогической практике А.С. Макаренко. В 1931 году метод проектов был осуждён. И только в 80-е годы в педагогическую практику нашей страны метод проектов снова пришел из-за рубежа вместе с компьютерными технологиями.

Являясь самостоятельной педагогической технологией, метод проектов обладает рядом важных характеристик. Прежде всего, ему присуща концептуальность, т.е. опора на стройную систему психолого-педагогических взглядов и обоснований. По этому параметру метод уходит своими корнями в основные постулаты гуманистической педагогики, ставящей во главу угла необходимость разностороннего, свободного и творческого развития ребёнка. В центре внимания – ученик. Данный метод черпает своё целеполагающее обоснование, опираясь на принципы педагогики. Кроме того, метод проектов отвечает требованию системности, т.е. представляет собой целостную последовательность дидактических приёмов и операций.

Учебно-проектная деятельность реально способствует формированию нового типа учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной интеллектуальной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделённого опытом самообразования.

Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации учителя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Недаром проектные технологии относят к технологиям 21 века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.

Теоретическую основу опыта составляют:

теоретические положения метода учебного проекта (дидактические возможности, особенности методики, психолого-педагогические факторы) Н.Ю. Пахомовой;

технология современного проектного обучения Г.К. Селевко;

теоретические и практические подходы к организации проектной деятельности учащихся в школе (передовой педагогический опыт российских школ) И.С. Сергеева;

теория формирования универсальных учебных действий Асмолова;

теоретические положения о взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности А.С. Бегуновой и др.;

теоретические положения о формировании исследовательских и творческих умений и навыков детей А.И. Савенкова и др.;

Теоретическая значимость опыта заключается в том, что выявлены возможности метода проектов для младших школьников в урочной и внеурочной деятельности и доказано, что учебный проект – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы, путём решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении её в определённой ситуации.

Практическая значимость опыта заключается в том, что учащимся предоставляется возможность участия в конкурсах проектных работ школьного и городского уровня. Метод проектов является эффективным средством личностного развития школьника.

Технология формирования основ проектной деятельности у младших школьников.

Важной характеристикой метода проектов, позволяющей рассматривать его как самостоятельную образовательную технологию, является его воспроизводимость. Он может найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастных категорий и при изучении материала любой степени сложности, и в этом смысле несёт в себе черты универсальности.

Проектное обучение предоставляет учителю широчайшие возможности для коренного изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя на качественно новый уровень всю систему организации процесса обучения.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Проектно-исследовательская деятельность учащихся как средство реализации ФГОС

Анализируя свою деятельность (в конце 1 класса) я столкнулась с рядом проблем, затрудняющих переход детей на следующую ступень образования:

низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;

неумение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;

разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки;

отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.

Почему именно это направление?

Проектно-исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. Устные экзамены в 9-х и 11-х классах предполагают защиту проекта как один из видов итоговой аттестации. Таким образом, проектно-исследовательская деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно, ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников. А повсеместная компьютеризация позволяет каждому учителю более творчески подходить к разработке своих уроков, а также сделать образовательный процесс более интересным, разнообразным и современным. Реализация ФГОС требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методов и приемов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Проектно-исследовательская деятельность определяется Стандартом как одно из условий реализации основной образовательной программы НОО. В то же время через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте.

Проектно-исследовательская деятельность с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Проектно-исследовательская деятельность с точки зрения учителя – это интегрированное дидактическое средство развития, позволяющее вырабатывать и развивать у учащихся специфические умения и навыки проектирования и исследования (проблематизация, целеполагание и планирование деятельности, самоанализ и рефлексия, представление своих результатов, поиск и отбор нужной информации, практическое применение школьных знаний в различных ситуациях, выбор, освоение и использование подходящей технологии изготовления продукта проекта, проведение исследования).

Какое место занимает проектно-исследовательская деятельность в реализации ФГОС нового поколения.

Основное отличие нового Стандарта заключается в изменение результатов, которые мы должны получить на выходе (планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты);

Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия (программы формирования УУД) ;

Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам, является системно-деятельностный подход ;

Одним из методов (возможно наиболее эффективным) реализации данного подхода является проектно-исследовательская деятельность .

Таким образом, этот вид деятельности учащихся очень логично вписывается в структуру ФГОС второго поколения и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу.

Какие умения мы можем сформировать у учащихся посредством проектно-исследовательской деятельности?

Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо рассмотреть само понятие проектно-исследовательской деятельности школьников, а также определить ее главные цели и задачи.

Проектно-исследовательская деятельность – это специально организованная познавательная творческая деятельность учащихся, характеризующаяся целенаправленностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью. Результатом её является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.

Исследование – бескорыстный поиск истины или неизвестного.

Проектирование – решение определённой, ясно осознаваемой задачи.

Целью проектной деятельности является реализация проектного замысла, а целью исследовательской деятельности – уяснение сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п. Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг друга. Т.е., в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а в случае проведения исследования одним из средств может быть проектирование.

К важным положительным факторам проектно-исследовательской деятельности относятся:

повышение мотивации учащихся при решении учебных задач происходит из-за наличия в проектно-исследовательской деятельности ключевого признака – самостоятельного выбора ;

развитие творческих способностей и смещение акцента от инструментального подхода в решении учебных задач к технологическому происходит благодаря необходимости осмысленного выбора инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результата ;

формирование чувства ответственности происходит подсознательно: учащийся стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор. Следует отметить, что стремление самоутвердиться является главным фактором эффективности проектной деятельности.

создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся. При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества с учителем, так как для обоих задача представляет содержательный интерес и стимулирует стремление к эффективному решению. Особенно ярко это проявляется на тех задачах, которые сумел сформулировать сам учащийся.

Через проектно-исследовательскую деятельность у детей формируются следующие умения.

1. Рефлексивные умения:

умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2. Поисковые (исследовательские) умения:

умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);

умение находить несколько вариантов решения проблемы;

умение выдвигать гипотезы;

умение устанавливать причинно-следственные связи.

3. Навыки оценочной самостоятельности.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:

умение коллективного планирования;

умение взаимодействовать с любым партнером;

умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;

навыки делового партнерского общения;

умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5. Коммуникативные умения:

умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;

умение вести дискуссию;

умение отстаивать свою точку зрения;

умение находить компромисс;

навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.

6. Презентационные умения и навыки:

навыки монологической речи;

умение уверенно держать себя во время выступления;

умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

умение отвечать на незапланированные вопросы.

Какие проекты реализовали за 2 класс?

В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”. И, как показывает опыт работы, метод проектно-исследовательской деятельности наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах. При этом учебный процесс по методу проектно-исследовательской деятельности существенно отличается от традиционного обучения.

Благодаря использованию проектно-исследовательской деятельности:

повышается вероятность творческого развития учащихся;

естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной;

развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности;

укрепляется чувство социальной ответственности, возникают доверительные отношения между взрослым и ребёнком,

дети на занятиях испытывают истинную радость и от самой работы, и от её результатов,

открывается путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью.

Читайте также: