Каким образом этикет помогает человеку удерживаться от неблаговидных и недостойных поступков кратко

Обновлено: 04.07.2024

Во время беседы не рекомендуется:
- спорить о политике или религии, повышать голос, горячиться;
- раздражаться, начисто отвергать точку зрения собеседника.

Хорошая и очень поучительная статья на тему этики и такта, придерживаясь ей было бы меньше неудобных ситуаций и недоразумений. С уважением.

Большое спасибо, уважаемый Александр!
Вы правы, этика у нас самый большой
дефицит, но большим спросом не пользуется.
По немного это зависит от каждого изнас.
Будем работать!
С уважением

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Все мы прекрасно знаем, что такое этикет. Нас чуть ли не с пеленок учат вести себя этично, одеваться прилично, не грубить страшим, ну и так, по мелочи – громко не сморкаться здороваться, прощаться и обязательно благодарить за все на свете.

Кажется, что этикеты придуманы на все случаи жизни – светский, деловой, брачный и даже гендерный.
Но сегодня мы поговорим о не самом популярном этикете, который даже не всегда выделяют в отдельный вид. Это, так называемый, этикет недовольства.

Правила хорошего тона запрещают критиковать подарок или отказываться от него, но очень часто мы получаем презенты, которые больше напоминают манипуляцию, чем желание нас порадовать. Например, подчиненный, стремясь польстить вам, преподносит неоправданно дорогой подарок к юбилею, явно на что-то надеясь…

Этим он ставит вас в неловкое положение, ведь, принимая презент, вы чувствуете, будто берете на себя некие обязательства. Подарок-манипуляцию этикет позволяет отвергнуть, сославшись на слишком дорогую стоимость или предложив пожертвовать ценную вещь в благотворительную организацию. Пожертвования, как мы знаем, это святое – и никто не вправе обижаться, что от его имени совершится доброе дело.

Иногда подарок является самым настоящим проявлением бестактности. Например, намекает на проблемы со внешностью, особенно это касается средств для мытья тела и волос, ухода за кожей. Нам очень любят их дарить по поводу и без, хотя еще несколько десятков лет назад презентовать предметы гигиены считалось верхом неприличия. От подобного подарка всегда можно отказаться под предлогом аллергии или несоответствия вашему типу кожи.

Европейцы продвинулись в культуре дарения немного дальше нас, они вручают презент вместе с чеком, чтобы именинник мог сдать его назад в магазин и распорядиться вырученной суммой по своему усмотрению. Медленно, но верно подобная практичная традиция входит и в нашу жизнь. Она позволяет расстаться с ненужной вещью, никого не обидев, а главное – действительно порадовать себя в праздник.

Лучший способ продемонстрировать неодобрение – сделать комплимент

Как обычно человек выражает крайнюю степень недовольства. Посылает оппонента в далекое пешее путешествие, из которого тот явно не возвратится довольный и с магнитиками. Этикет недовольства позволяет высказать свою претензию не просто культурно, а очень тонко и с эстетством. Наиболее приемлемая форма высказывания неудовольствия – это похвала со скрытым подтекстом.

На лабутенах и в …. штанах

С одной стороны, вы дали понять, что привлекать к себе излишнее внимание на подобных мероприятиях – дурной тон, во-вторых, толсто намекнули на свое отношение к ее выбору гардероба, в-третьих, формально вы не сказали ничего обидного, напротив, сделали комплимент ее яркой внешности.

Хороший хозяин знает, как тактично выпроводить надоевшего гостя

Намекнуть засидевшемуся гостю, что пора бы и честь знать, можно и даже нужно. Ведь, задерживаясь дольше положенного, он прямо демонстрирует отсутствие уважения и хороших манер. Итак, если гость не собирается уходить, изображать скуку, зевать и выразительно смотреть на часы категорически нельзя. Можно и нужно подать кофе к столу. Это традиционный и всем понятный знак, что ужин подходит к концу. Универсальным международным сигналом к окончанию вечера также является выключение фоновой музыки.

Если гость тонких намеков не понимает, можно начать потихоньку убирать посуду со стола или проверить почту, давая понять, что у вас остались неотложные дела. Вполне оправданно предложить прогуляться или проводить гостя до автостоянки, сославшись на головную боль или нехватку свежего воздуха. Во избежание подобных неловких ситуаций, приглашая гостей, следует заранее указывать, до которого часа запланировано мероприятие.

Повара обидеть может каждый, но лучше это сделать культурно

Если вас не устраивает качество еды, поданной в ресторане, ее температура, степень прожарки, вы находите в своей тарелке посторонние предметы, разумеется, имеете полное право попросить заменить блюдо и не должны платить за еду ненадлежащего качества.

Лечим подобное подобным, или как отвадить непрошенных советчиков

Раздавать советы — дело не только неблагодарное, но и бестактное. Очень часто нас ставят в неловкое положение, навязывая свою точку зрения непрошенными рекомендациями. С помощью советов посторонний человек осознанно или неосознанно ставит себя на ступень выше. И если полезными рекомендациями от компетентного специалиста стоит непременно с благодарностью воспользоваться, то пыл доморощенных знатоков следует вежливо умерить…

Самый приемлемый и эффективный способ — это сделать — сослаться на мнение признанного эксперта в данном вопросе. Так, если вам дают советы по благоустройству дома, спокойно отвечайте, что вы уже работаете со специалистом в этой сфере и он советовал вам прямо противоположное.

Критикуют выбор гардероба – говорите, что следовали рекомендациям эксперта моды Эвелины Хромченко, и она особо подчеркнула, что сочетать это платье иначе – старомодно и неактуально. Не забывайте улыбаться и сохранять любезный тон. Ведь вежливость – это неотъемлемая часть любого этикета, которая неизменно предупреждает возникновение конфликтов на ровном месте.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ества. От знания этикета, выполнения его правил часто зависела не только карьера, но и жизнь человека. Так было в Древнем Египте, Китае, Риме, Золотой Орде. Нарушение этикета приводило к вражде между племенами, народами и даже к войнам.

Деловой этикет, его особенности и роль в общении

Деловой этикет - это установленный порядок поведения в деловом обществе. Он помогает избегать промахов или сгладить их доступными, общепринятыми способами. Сформированные этикетом правила поведения в обществе способствуют взаимопониманию людей в процессе общения. Свободный от крайностей и устаревших формальностей этикет упрощает и делает приятнее повседневную жизнь. Его правила основаны на таких нравственных понятиях и категориях, как вежливость и доброжелательность, тактичность и корректность, порядочность и правдивость, благородство и доброта. Усвоение правил этикета способствует развитию чувства такта - умения говорить и действовать с учетом индивидуальных психологических особенностей и настроений других людей, приучает сохранять собственное достоинство и уважать окружающих даже в сложных и конфликтных ситуациях.

Неотъемлемой составляющей этикета является порядочность и благородство. Этикет помогает человеку удерживаться от неблаговидных и недостойных поступков, например, ото лжи, жульничества, мошенничества, обмана или воровства. Наоборот, владение правилами этикета облегчает общение с партнерами и компаньонами, устраняет скованность, позволяет не нанести оскорбление или обиду деловому партнеру неловкими действиями или словами и вместе с тем не уронить собственное достоинство и не подорвать престиж представляемого вами предприятия, организации или фирмы. Этикет также устраняет сложности во взаимоотношениях, возникающие вследствие различия культур и воспитания.

Деловой этикет занимает особое место в искусстве поведения. Если, нарушая те или иные нормы поведения, в быту и в обществе вы рискуете главным образом своей репутацией воспитанного человека, то в бизнесе такие ошибки могут стоить больших денег и карьеры. Великий мастер и учитель в сфере деловых отношений Дейл Карнеги утверждал, что успех человека в финансовых делах на пятнадцать процентов зависит от его профессиональных знаний и на восемьдесят пять - от его умения общаться с людьми. В самом деле, любой бизнес - это скоординированные действия множества людей, и эффективность этих действий прямо зависит от их способности налаживать отношения друг с другом.

Таким образом, умение вести себя должным образом, т.е. соблюдение этикета, стало ныне одним из важнейших условий и способов вырваться вперед и сохранить лидерство в бизнесе. Иными словами, соблюдение делового этикета - один из элементов профессиональной стратегии.

Мало просто быть вежливым и воспитанным человеком. Нужны конкретные знания тонкостей этой области человеческих взаимоотношений. А их великое множество: как и когда, сказать нужное слово или промолчать, сделать соответствующий событию подарок, как составить полезный для дела круг общения, умение организовать деловую трапезу и вести себя на ней и т.д., и т.п. - и все с тем прицелом, чтобы эти контакты и поступки благоприятно отражались на делах фирмы и ваших собственных.

Правила этикета могут разниться в отдельных фирмах и отраслях производства. Необходимо знать эти особенности в каждом конкретном случае. Кроме того, глобальность экономических связей обязывает людей знать правила хорошего тона других стран. Нарушение этих правил приводит к разрыву деловых связей и оборачивается потерей рынков сбыта.

В современном бизнесе лицу фирмы отводится немалая роль. Для делового человека этикет должен стать вторым я и все его правила должны исполняться легко и непринужденно.

Дефицит хороших манер отрицательно сказывается на морально-психологическом климате в организации, когда возникает дискомфорт в общении, нервозность, повышается конфликтность. Трудно сказать, сколько денег теряется ежегодно, сколько рушится карьер и не заключается сделок по причине неправильного поведения или попросту невоспитанности. Понимая это, в Японии, например, тратят на обучение хорошим манерам и консультации по вопросам этикета 700 млн.долл. в год (Ягер, 1994). Владение деловым этикетом все чаще становится все более важным фактором в профессиональной деятельности человека. Конечно же, знание этикета не гарантирует успеха в том случае, если у человека нет профессиональной подготовки и необходимых деловых качеств. Разумеется, никто не возьмет его на работу только за то, что он умеет правильно одеваться или писать благодарственные записки.

Однако исполнение предписаний этикета повышает шансы человека на успех!

Правила и принципы делового этикета

В основе правил делового этикета лежат общие предпосылки и основные принципы. Первые представляют собой следующие постулаты:

- к любому человеку, с которым имеешь дело в бизнесе, следует относиться с одинаковой учтивостью и уважением;

- правила этикетного поведения одинаковы для мужчин и для женщин.

Следующими составными частями рассматриваемой сферы являются три основных правила:

- золотое правило: относитесь к другим, ко всем без исключения, так, как вы бы хотели, чтобы относились к вам;

- пять волшебных слов: пожалуйста, благодарю Вас, отлично сделано;

- не смешивайте спиртное и наркотики с бизнесом.

В деловом этикете общие принципы правильного поведения приобретают специфическую окраску, что выражается в следующих его основных принципах:

Делайте все вовремя.

Не болтайте лишнего.

Думайте не только о себе, но и о других.

Одевайтесь как положено.

Говорите и пишите хорошим языком.

Рассмотрим подробнее эти положения.

Мало того, что опоздания мешают работе, - они есть признак того, что на человека нельзя положиться. Вполне очевидно, что наличие такого отрицательного качества, как несвоевременность выполнения обязательств влияет на служебное продвижение. Требование все делать вовремя касается и всей иной профессиональной и служебной деятельности. Все дела должны делаться в срок! Поэтому важным является умение рассчитать необходимое для выполнения время.

Закон Мерфи. "Если какая-нибудь неприятность может случиться, она случается".

1. Всякая работа требует больше времени, чем вы думаете.

2. Если четыре причины возможных неприятностей заранее устранены, то всегда найдется пятая.

3. Предоставленные сами себе, события имеют тенденцию развиваться от плохого к худшему.

4. Как только вы принимаетесь делать какую-то работу, всегда находится другая, которую надо сделать раньше.

Кроме того, полезно держать в уме и второй закон Чизхолма: "Когда дела идут хорошо, что-то должно случиться в самом ближайшем будущем".

Так что время на выполнение заданий надо выделять с запасом, учитывая те возможные проблемы, которые трудно прогнозировать.

Суть этого принципа в том, что человек обязан хранить секреты своей организации. Причем речь идет о всех делах фирмы или учреждении, где он работает, - от технологических до кадровых. То же можно сказать и о тех подробностях своей личной жизни, о которых могут поведать друг другу сослуживцы.

В этом принципе самое главное - необходимость вписаться в окружение на службе, а внутри этого окружения - в контингент работников вашего уровня. Ваша одежда должна быть выбрана со вкусом - соответствовать моде по фасону и цветовой гамме. То же касается обуви и прочих аксессуаров. Если сразу после работы вам предстоит деловой ужин, то не одевайтесь в вечерний туалет, иначе люди подумают, что у вас к ним личный, а не профессиональный интерес.

Необходимо запретить самому себе использовать бранные и нецензурные выражения - даже чужие, которые вы пересказываете.

Внешний вид и манеры поведения делового человека

Никогда не стоит пренебрегать своим внешним видом - он как визитная карточка, и обязан соответствовать времени и месту. Одежда должна быть отличного качества и в хорошем вкусе. Важно быть опрятным и хорошо ухоженным. Главным же является отношение человека к себе, к окружающим, к своей работе.

Для деловых переговоров подходят однотонные костюмы - серые, темно-серые, темно-синие, черные. Близкими по тону должны быть и цвета галстуков: соответственно серо-жемчужные, сине-красные, темно-бордовые; при этом на галстуке должен доминировать цвет костюма и желателен рисунок. Такое сочетание цветов не будет отвлекать и раздражать ваших партнеров, а ваш внешний вид подчеркнет ваше уважение к ним. Известно, что яркий галстук с вычурным рисунком оказывает некоторое эмоциональное давление на собеседников.

В официальной обстановке пиджак должен быть застегнут. Это касается как переговоров, так и совещаний: в застегнутом пиджаке заходят в кабинет на заседание, сидят в президиуме, выступают с докладом. В таком же виде входят в зрительный зал театра и ресторан. При этом нижнюю пуговицу пиджака никогда не застегивают. Сидя в кресле, а также за столом во время еды, пиджак можно расстегнуть.

Этикет деловых приемов всех видов требует надевать белые рубашки. В остальных случаях цвет рубашки должен гармонировать с цветом костюма. Оптимальная длина галстука - до пояса брюк, он должен быть аккуратно завязан.

К костюмам строгих цветов подходят полуботинки или ботинки черного либо темно-коричневого цветов. Черная обувь подходит к костюмам любых цветов.

Днем и в летнее время предпочтительнее светлые костюмы и платья, вечером и зимой - более темных тонов. К светлому костюму следует надевать светлую обувь.

Головной убор по цвету и фасону должен соответствовать остальной одежде. Фетровую шляпу надевают с хорошим пальто, кожаная или матерчатая шляпа, а также головной убор с небольшими полями сочетаются с плащом и курткой спортивного типа.

Перчатки, шарф и платок по цвету и рисунку должны гармонировать с остальными частями туалета. В верхние наружные карманы пиджаков и жакетов нельзя класть ручку, карандаш, расческу и прочие предметы так, чтобы они торчали наружу.

Такой же принцип в одежде справедлив и для женщин: цветовая гамма туалета, платья и прочих деталей должны дополнять друг друга, фасон одежды - соответствовать специфике фигуры, хотя, несомненно, женская мода более подвержена изменениям, чем мужская.

Костюм деловой женщины, ведущей переговоры с представителями других фирм, должен быть функционален, т.е. соответствовать целям такого мероприятия, чтобы способствовать успеху. Нежелательны платья с глубокими вырезами и очень короткие юбки - одежда не должна отвлекать партнера от серьезного разговора. В ней не должно быть ярких цветов, множества сверкающих нитей. Основу деловой одежды женщины составляет костюм или платье-костюм. Брючные костюмы и вязаные вещи подходят далеко не всегда. Важный элемент - украшения. Во-первых, их не должно быть много, а во-вторых, они должны быть высокого качества, от престижных фирм.

Теперь о жестах и движениях делового человека.

Манера держаться - это такой же способ проявить уважение к окружающим людям, как опрятная одежда, вежливое обращение в разговоре и тактичность.

Главное для делового человека быть естественным, привычки играют большую роль, они могут подчёркивать как достоинства человека, так и недостатки.

Жесты и движения - это часть имиджа, они не должны быть резкими и быстрыми.

Не опускайте надолго глаз при разговоре и не сидите в расслабленной позе. Расслабиться можно в часы досуга, но не в рабочее время. Вялая или слишком размашистая походка не лучший вариант. Беспроигрышны - размеренные движения и прямая осанка.

Сидя на стуле, не раскачивайтесь и не ерзайте на нем, не садитесь на край, не раскачивайте ногами. Это не только раздражает окружающих, но и может быть воспринято, как нежелание продолжить разговор. Присаживаться и подниматься нужно, не производя шума, для этого стул не двигают по полу, а мягко переставляют, взявшись за спинку.

Беседуя, сидеть лучше всего прямо, не наклоняясь и не откидываясь назад, не облокачиваясь на стол. Подпирать голову рукой при разговоре некрасиво и означает скуку или усталость.

Скрещивание рук на груди, в общем, допустимо, но этот жест из разряда отрицательных, выражает не столько собранность собеседника, сколько недовольство или желание прекратить разговор.

Поднятые плечи или втянутая голова производят впечатление замкнутости. Для расположения собеседника нужно склонить набок голову - это создаст впечатление, что Вы внимательно слушаете.

Не стоит закуривать сигареты, протирать стекла очков, передвигать канцелярские предметы и другие мелочи на столе - это может быть воспринято как затягивание времени в разговоре и выглядит попыткой уйти от ответа.

Основные правила беседы

В деловых отношениях очень многое зависит от личных встреч, бесед, совещаний. Преимущество беседы неоспоримо, так как деловые связи, начатые в письме или по телефону, развиваются в личных контактах. Во время личных встреч партнеры используют все богатство человеческого общения: речь, жесты, мимику, движения и личностное воздействие.

Большое значение имеет правильный выбор места для проведения беседы, при этом необходимо помнить, что в помещении не должны находиться посторонние лица, а интерьер помещения должен способствовать улучшению эмоционального состояния и снятию утомления и напряженности партнеров.

О беседе договариваются, как правило, за два-три дня. Это позволяет заранее предусмотреть возможное ее течение, продумать основные детали. Если приглашенный на беседу не является сотрудником вашей организации, то необходимо объяснить ему, как лучше доехать до места встречи и, если нужно, заранее выписать пропуск. Секретарь должен быть предупрежден о встрече, знать имя приглашенного и первым приветствовать его.

Деловая беседа состоит из нескольких этапов;

• передача информации (изложение своей позиции) и аргументирование;

• выслушивание доводов собеседника и реакция на них;

Начало беседы влияет на весь ее дальнейший ход; задачами начального этапа являются установление контакта с партнером, создание благоприятной атмосферы взаимного доверия и уважения, а также привлечение внимания и пробуждение интереса к проблеме.

К собеседнику лучше обращаться по имени-отчеству и в ходе дальнейшего разговора повторить это несколько раз. Американский специалист в области человеческих отношений Дейл Карнеги (1888—1955) утверждал, что имя человека — это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.

Чтобы познакомить людей, их надо представить друг другу. При этом: младшего по возрасту представляют старшему, занимающего невысокое положение - более высокопоставленному, новоприбывшего - уже собравшимся, мужчину - женщине (кроме случаев, когда мужчина является официальным главой государства, членом королевской семьи или церковным иерархом), холостого мужчину представляют женатому. В сугубо деловых отношениях главную роль играет должность знакомящихся (а не возраст или пол). Для рукопожатия первым протягивает руку тот, кому представляют нового знакомого (это правило распространяется и на уже знакомых людей): женщина - мужчине (при знакомстве с этим мужчиной), начальник - подчиненному, старший по возрасту - младшему. Женщина может не протягивать мужчине руку, но если он сделал это первым - она обязана ответить тем же.

Если это ваша первая встреча с собеседником (собеседниками), то уместнее всего начать разговор с взаимного представления, представления своих делегаций, взаимного рассказа о своих организациях. Далее можно перейти к делу. Если вы уже знакомы с собеседником и речь идет о продолжении диалога, то хорошим началом может быть краткий обзор событий со времени вашей прошедшей встречи. Хорошей темой для начала деловой беседы может стать обмен мнениями об общей профессиональной теме - скажем, о состоянии финансового рынка или о новых тенденциях и технологиях издательского дела. Важно построить разговор так, чтобы эта общая тема была близка к теме намечаемого основного разговора и позволяла вскоре перейти к нему.

Разговор с деловым партнером, коллегой или подчиненным исключает проявление любой бестактности: пренебрежительного тона, обрывание собеседника на полуслове, демонстрации своего превосходства.

На завершающем этапе деловой беседы принимается окончательное решение, которое должно излагаться ясно, четко, убедительно. Финал беседы должен стимулировать реализацию принятых решений и заложить основу для дальнейших встреч. Необходимо поблагодарить партнера за беседу и выразить уверенность в успешности будущего сотрудничества.

Деловая этика и этикет, культура деловых отношений имеют большое значение для успеха всех начинаний в деловой сфере: будь то управление, бизнес, политика, образование или искусство.

Сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительного по времени процесса становления взаимоотношений между людьми. Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные отношения, ибо нельзя существовать, не уважая друг друга, не налагая на себя определенных ограничений.

Правила этикета выработаны столетиями и направлены в частности на предотвращение конфликтов и улучшение отношений между людьми. Деловой человек, действующий по правилам этикета, производит наилучшее впечатление на окружающих, не прикладывая к этому дополнительных усилий и сохраняя при этом собственное достоинство.

1. Максимовский М.В. Этикет делового человека М., 2004.

2. Сутырин Ф.Д. Этикет и дипломатический протокол для всех СПб., 2001.

3. Венедиктова В.И. О деловой этике и этикете. М., 2006.

4. Алехина И.В. Имидж и этикет делового человека. – М.: Дело, 2001.

5. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений. - М.: Финансы и статистика, 2001.

6. Психология и этика делового общения / Под ред. В.Н.Лавриненко. — М., 2007.

В последние годы, в связи с формированием рыночных отношений, а значит, и появлением снова класса богатых, становятся актуальными светские манеры, знание элементарных основ этикета, тонкости ведения беседы, сервировки, правильного размещения за обеденным столом и в автомобилях и т. д. Но не только в этом дело.

Этикет свободный от крайностей и устаревших формальностей, не усложняет, а упрощает и делает приятнее повседневную жизнь. Его правила основаны на таких нравственных категориях как вежливость, тактичность, корректность, порядочность. Таким образом, усвоение правил этикета способствует развитию чувства такта (умения говорить и действовать с учетом индивидуальных психологических особенностей и настроения других людей), приучает сохранять собственное достоинство и уважать окружающих даже в сложных, конфликтных ситуациях.

Неотъемлемой составляющей этикета является порядочность. Этикет помогает человеку удерживаться от неблаговидных поступков - таких как мелкое жульничество или воровство, клевета, кляузничество.

Владение правилами этикета устраняет скованность, позволяет не обидеть делового партнера неловким словом или действием, и вместе с тем не уронить собственное достоинство и престиж фирмы. Усвоение стереотипов поведения, предлагаемых этикетом, дает возможность установить благоприятный психологический климат делового общения, что делает бизнес и успешным, и приятным.

В современном обществе владение деловым этикетом в большинстве случаев положительно сказывается на успешности предпринимателя, а соблюдение этики только сильнее подчеркивает имидж профессионала в глазах партнеров по бизнесу. При общении с зарубежными партнерами, вы просто обязаны знать правила этикета и их стран, иначе неверный шаг в разговоре или при встрече может обернуться значительными потерями в бизнесе.

1. Визит в гости

Это правило - не пустая формальность. Ведь хозяева наверняка заняты какими-то своими, заранее запланированными делами или отдыхают в уединении. Если кого-то не пригласили в гости, значит, либо не могут или не желают в данное время принимать гостей вообще, либо просто не хотят видеть этого человека в своем доме.

Ситуация выглядит иначе, когда речь идет о близких друзьях. В таких случаях о своем визите в гости можно и не предупреждать.

2. Как встречать гостей?

При встрече гостей - дверь открывает хозяин или хозяйка. Предлагать при­шедшим тапочки не рекомендуется. Это не значит, что гости должны ходить без обуви - пусть они ее не снимают. В тапочках (тем более чужих) люди не могут танцевать, они чувству­ют себя старше, а праздничное настроение уступает место домашнее - будничному. Когда-то приличные люди носили в ненастную погоду калоши, а придя в гости, снимали их и ходили по коврам и паркету в чистеньких лакированных туфлях. Времена калош миновали. Но, идя в гости, вполне можно захватить сменную обувь, что делают далеко не все приглашенные. И все же лучше лишний раз вымыть пол, чем обувать гостей в тапочки.

Первых гостей встречают хозяева вдвоем, затем хозяйка занимает их, а хозяин или кто-нибудь из домашних встречает остальных.

Представляя гостей на дружеской вечеринке не следует называть их должности и звания.

Опаздывающих ждут 15-20 минут. Даже если собрались не все гости, подавать первое блюдо на стол нужно максимум через 30 минут после назначенного времени.

3. Этикет в гостях


Оказывая уважение гостю, следует представить ему членов своей семьи, в том числе жену и дочерей (хотя, как правило, мужчин представляют женщинам) согласно этикету в гостях. Исключением является знакомство с матерью и отцом хозяина. Выражая особое уважение к родителям, следует представлять гостя им, а не наоборот.

Знакомить гостей друг с другом по этикету - обязанность хозяина (хозяйки). Это можно сделать, указывая жестом руки и называя каждого из гостей. Если же вы пришли с кем-то, кого хозяин может не знать, вам следует самому представить своего знакомого присутствующим.

В гостях мужчина должен первый представляться подошедшей к нему женщине.
Не принято представлять кого-то людям, ведущим оживленную беседу, а также нового гостя тем, кто собирается уходить.

После того, как вас представили
Мужчина по этикету в гостях обязан слегка поклониться, женщина - кивнуть головой - неторопливо, с достоинством, но без надменности, глядя в глаза тому, с кем вас знакомят. Мужчина при этом встает; женщина может сидеть, кроме тех случаев, когда ее представляют женщине, старшей по возрасту или положению, либо когда она хочет выразить особое расположение тому, с кем ее знакомят. Для рукопожатия первым протягивает руку тот, кому представили нового знакомого: женщина при знакомстве с мужчиной первой протягивает руку, начальник - подчиненному, старший по возрасту - младшему (это правило распространяется и на давно знакомых людей).

Женщина может не протягивать мужчине руку, но если он сделал это первым, обязана ответить тем же.

4. Этикет приветствия

На улице.
Согласно этикета приветствия - здороваясь со знакомыми, необходимо сделать легкий поклон (наклон головы, но не всего торса), обязательно вынуть сигарету изо рта и руки из карманов.

Снимать перчатку при рукопожатии не обязательно, но если ваш знакомый сделал это, вы должны последовать его примеру. Женщина может снять перчатку только в знак большого уважения (например, здороваясь с пожилыми людьми).

Первым здоровается младший по возрасту или социальному положению, мужчина - с женщиной, а также со своим знакомым, если рядом с ним находится женщина или пожилой мужчина (при этом поклониться нужно и знакомому, и тем, кто рядом с ним). Женщина первой приветствует не только женщину, старшую по возрасту, но также идущую без сопровождения, если сама она находится в обществе мужчины.

Если ваш спутник поздоровался с людьми, которых вы не знаете, лучше присоединиться к его приветствию, при необходимости происходит представление.


В помещении
Этикет приветствия гласит, кто бы вы ни были - директор, академик, пожилая женщина или школьник, - входя в помещение, здоровайтесь первым. Если там, куда вы пришли, много людей, достаточно ограни­читься общим поклоном. Поздоровайтесь и обменяйтесь руко­пожатиями лишь с теми, к кому пришли.

Когда в рабочий кабинет мужчины входит посетительница, он непременно встает, выходит из-за стола, приветствует ее и усаживает.

Приветствуя женщину, мужчина может поцеловать ей руку. Это знак особого внимания, уважения, восхищения, благодарности. К такой форме приветствия в разных странах относятся по-разному. В США, например, оно может вызвать бурное негодование женщины и даже считаться оскорблением, в Польше, это, наоборот, - традиция. На всякий случай при знакомстве лучше воздержаться от такого приветствия, если только женщина не является знаменитостью. Но если вы отважились рискнуть, не забудьте, что целовать нужно в тыльную часть пальцев, низко склонившись для этого, а не поднимая руку женщины к своим губам. Такое приветствие уместно только в помещении.

Придя в гости, мужчина по этикету должен прежде всего приветствовать хозяйку, даже если рядом находятся немыслимо очаровательные де­вушки или строгий директор фирмы, в которой работает визитер.

Как отвечать на приветствие?
Женщина, отвечая на приветствие мужчины, согласно этикета приветствия обычно не поднимается с места. Но хозяйка, приветствуя гостя, встает - к этому обязывают законы гостеприимства. Если гость-мужчина пришел позже остальных, хозяйка может не подниматься. Дети хозяев должны вставать всякий раз, когда приходит кто- либо из взрослых и не садиться, пока гость не сядет.

Мужчина всегда встает, когда в помещение входит женщина, и стоит, пока она не сядет или не отойдет в дальнюю часть комнаты. В общественных местах - в театре, ресторане, кафе мужчине не нужно этого делать, но если женщина заговорит с ним, то необходимо встать и говорить с нею стоя.

Если в ресторане женщина здоровается со знакомым, проходя мимо его столика, мужчине достаточно лишь привстать и ответить кивком головы. Если же он находится в обществе дамы, этого делать не нужно.

5. Этикет прощания


Каждое знакомство, каждая встреча неизбежно завершают­ся прощанием. Вот как рекомендует покидать помещение Эмилия Поуст, основательница Института этикета Эмилии Поуст в США.

Этикет прощания гласит - покидая людей незнакомых, даже если вы были им представлены, достаточно просто кивнуть, улыбнуться и уйти. Не нужно стараться, чтобы каждый из присутствующих заметил, что вы прощаетесь. А уходя с многолюдной вечеринки раньше времени, вы просто обязаны сделать это незаметно, не привлекая внимания остальных гостей. Попрощайтесь только с хозяйкой. Дело в том, что ваш уход может подтолкнуть и других гостей уйти раньше времени.

Читайте также: