Каким должен быть учитель новой школы

Обновлено: 02.07.2024

Существует документ, который определяет, какими профессиональными качествами должен обладать учитель в Российской Федерации — это профессиональный стандарт педагога.

Приказ появился в 2013 году, и в нём указывалось, что документ вступит в силу в 2015. Однако срок неоднократно переносился. Полный переход на новый стандарт должен осуществиться до конца 2020 года.

В документе проводится разделение между учителями дошкольного образования, начального, среднего, высшего и других. Тем не менее есть общие установки, какую работу должен выполнять учитель вне зависимости от уровня.

Согласно документу, государство ожидает от учителей следующие умения:

  • владеть разнообразными формами и методами обучения (в том числе за рамками обычной программы);
  • осваивать, разрабатывать, применять современные технологии;
  • использовать специальные подходы для отдельных категорий учащихся (например, ребят с ОВЗ или не владеющих русским языком в полной мере);
  • владеть компьютерной грамотностью;
  • организовывать при необходимости внеурочную деятельность и другое.

Помимо пояснений, какие качества должны быть у учителя, подчёркивается, что учитель обязан соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, а также требования профессиональной этики. Педагогическая этика имеет равную ценность со знаниями, которыми обладает педагог.

Важно не только чему он научит, но и как он научит, как будет общаться с обучающимися, осуществлять дисциплинарные меры, мотивировать и решать различные проблемы, возникающие на занятиях, а также во внеклассное время.


Какими хотят видеть учителей дети и родители

У каждого человека могут быть своим представления, каким должен быть, современный учитель. Но есть качества, которые выделяет большинство детей и взрослых.

1. Саморазвитие и умение признавать ошибки

Умение признать неправоту — одно из возможных требований, каким должен быть учитель школы. Ведь ошибки — естественная часть человеческой сущности, и никто не ждёт, что педагог будет никогда не допускающим помех роботом. А если преподаватель допускает явную ошибку, но старается скрыть либо выдать за правильный поступок, дети чувствуют обман и теряют доверие.

2. Техническая грамотность

3. Опыт работы

Выбирайте доступные курсы из каталога, применяйте промокод в корзине и занимайтесь бесплатно в течение недели

ВложениеРазмер
esse.doc 28 КБ

Предварительный просмотр:

«Плохой учитель преподносит истину,

Прекрасная пора детства! Ребенок впервые переступает порог школы, попадает в мир человеческих знаний, где ему предстоит открыть много неизвестного. Что чувствует он в этот момент? Чего он ждет от школы, от меня, первой учительницы?

Свою главную педагогическую цель я вижу в том, чтобы сделать тяжёлый процесс обучения для ребёнка радостным. Продуктивность учительского труда невозможна без любви к делу своей жизни, к тем, кого ты учишь. Невозможно хорошо делать то, что ты не любишь. Невозможно увлечь тем, чего ты не любишь. А ведь только увлечение движет человека к познанию.

  • Всесторонне образованным? Обязательно.
  • Постоянно стремящимся к самосовершенству? Естественно.
  • Образцом культуры и поведения? Несомненно.

Какая же черта современного учителя должна быть преобладающей? Как ни банально это звучит, на мой взгляд – это любовь к детям.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Учитель "новой школы" (эссе)

"Учитель должен обладать всем тем, в чем нуждается ученик"
Восточная мудрость

Какими качествами должен обладать настоящий учитель? Конечно же, он должен любить своих подопечных, при этом обладать бесконечным терпение.

Какими принципами должен руководствоваться современный учитель?

Первый и главный принцип учителя: " не навреди ученику ". Из этого вытекает второй принцип: " никогда ничего не делать за ученика ". Учитель может направлять, подсказывать, вдохновлять ученика, но ничего за него не делать. Иначе ученик ничему не научиться.

Многие учителя пренебрегают этим принципом, так как велик соблазн сохранить свое время и время ученика, сделав хоть немного за него, тем самым лишают их возможности совершать открытия в познании наук. А это, я считаю, преступление перед ребёнком. Пример из воспитания: вы не замечали, что многие маленькие дети хотят все сделать сами . Такие ученики очень талантливы, но часто их учителя, родители, воспитатели для экономии своего времени делают все за ребенка. В результате ребенок ничему не учится, не получает удовольствия и теряет веру в себя. Учитель же должен направлять детей, показывайте им, что и как делать, но никогда не делать за них то, что они хотят, а главное, могут сделать сами. Ведь дети, которые сегодня на уроке совершили свои открытия, захотят и завтра повторить этот путь познания наук и будут получать удовольствие от самого процесса обучения . Для меня это является лучшей похвалой и критерием верности построенной системы заданий и технологии обучения.

Я, в ходе анкетирования, попыталась выяснить у своих учеников, какие качества учителя они ценят. Большинство на первое место поставили личные качества — харизматичность, внимательность, творческий подход; на второе: уровень владения предметом и профессиональные навыки — умение обучать, объяснять доходчиво и подробно; на третьем оказались образование (вуз) и опыт работы. Для себя я сделала вывод: есть объективные характеристики — знания и качества, которыми должен обладать идеальный учитель. Высшее профильное образование и высокий уровень владения преподаваемой дисциплиной — это само собой разумеющиеся вещи. Очень важно для преподавателя умение общаться с детьми, выявляя в каждом личность, способную реализоваться в социуме.

Для достижения этой цели образовательный процесс должен быть направлен на действие, ибо знания бессмысленны без практического применения ! Как сказал Мефистофель Фаусту: " Суха теория, мой друг, а древо жизни пышно зеленеет ". Знания нужны, но только через действие формируются их понимание, а также необходимые для человека навыки, умения, автоматизмы, мировоззрение, увеличивается творческий потенциал, которые необходимы для достижения человеком поставленных им целей .

Поэтому современное образование заключается не в заучивании информации, а в системе практических задач, через которые человек усваивает необходимые знания и вырабатывает соответствующие навыки. Учитель должен строит систему задач так, чтобы их разрешение приводило к нужному результату.

Современные дети сильно отличаются от нас в детстве. Хорошо это или плохо — судить сложно. Важно принять тот факт, что они просто другие. А это значит, что пытаться выстраивать с ними отношения по старым шаблонам абсолютно бесполезно.

Какими качествами должен обладать современный педагог?

Уметь меняться

Конечно, гораздо проще изо дня в день повторять заученные действия и реакции — это наша естественная психологическая защита перед лицом мира, уходящего из-под ног. Но новое поколение нуждается в наставнике, который может адаптироваться и постоянно учиться новому. Иначе никак.

Уметь признавать свою неправоту

Признавать свои ошибки не только не стыдно, но и полезно: поверьте, дети не поднимут вас на смех, а, наоборот, зауважают сильнее. А вот упрямый педагог, считающий себя носителем истины в последней инстанции, в лучшем случае будет вызывать недоумение, а в худшем — раздражение и неприязнь всего класса.

Работать над собой

Это раньше, много веков тому назад, один единственный полученный навык или заученный паттерн поведения могли использоваться на протяжении всей жизни. Забудьте от этом: современный учитель (да и человек, в целом) лишён подобной роскоши. Даже если мы будем изо всех сил бежать вперёд, то перегнать настоящее не получится — мы максимум сможем идти в ногу со временем. А вот если просто остановиться, то очень скоро можно обнаружить себя на обочине современности.

Для того, чтобы научить чему-то юные умы, нужно постоянно развиваться самому. Знакомиться с последними трендами образования, читать книги и смотреть фильмы, быть в курсе новостей и событий, понимать, кто является кумиром молодёжи. Можно не любить музыку Билли Айлиш и считать Юрия Дудя бесталанным выскочкой, но знать, кто это такие, нужно обязательно хотя бы для того, чтобы быть с учениками на одной волне.

Почему современные дети другие?

Для того чтобы эффективно обучать таких школьников, учитель должен пересмотреть отношение к детям, обществу и самому себе.

Так какой же он, идеальный учитель для нового поколения?

Он уважает учеников

Мудрые люди говорят, что педагог должен любить детей. Но любовь — понятие очень размытое и крайне субъективное. Для кого-то она выражается в послаблениях и закрывании глаз на проступки, для кого-то — в строгости и наказаниях.

Он толерантен

Мы все в той или иной степени непохожи друг на друга: говорим на разных языках и живём в разных государствах, у нас разный цвет кожи и разный стиль одежды, разные жизненные ценности и разные увлечения.

Позвольте ребятам быть не такими, как все, и поддержите их начинания. Возможно, рано или поздно, именно под вашим чутким руководством вырастет будущий гений.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Выступление на семинаре.docx

Личность современного учителя в Новой школе.


Кияшкина Людмила Витальевна,
заместитель директора по УВР
МКОУ СОШ №17

Профессия педагога – одна из важнейших в современном мире. От его усилий зависит будущее человеческой цивилизации. Профессиональный педагог - это единственный человек, который большую часть своего времени занимается воспитанием и обучением детей. Педагог, учитель – эти слова мы привыкли употреблять как синонимы, часто одно заменяя другим.

Какие задачи, поставленные государством в данном проекте, будут способствовать формированию Нового современного учителя?

слайд 2: учитель традиционной и Новой школы

По мнению вышестоящих чиновников постепенно будет формироваться Новый учитель — творческий, независимый, конкурентоспособный, разносторонний, культурный, нравственно и духовно развитый… человек, любящий свою работу и своих воспитанников… личность, близкая к идеалу. НО, неужели учитель традиционной школы не является творческим, разносторонним, нравственно и духовно развитым, не любит свою профессию? Так, кто же такой Современный учитель? …давайте разберемся.

Мне удалось обнаружить уникальные данные исследований, которые проводились в разные годы по этому вопросу. Ученики 30-х годов, включали в портрет современного, на их взгляд учителя:

1. Знание предмета и владение методикой.

2. Хорошие взаимоотношения с учащимися.

3. Умение правильно оценивать знания учащихся.

4. Создание дисциплины.

Явственно, что ученики 30-х годов в учителе больше ценили знание предмета, общую эрудицию, высокую нравственность.

Среди черт, характеризующих идеального учителя в глазах школьников 60-х годов, описаны следующие:

2. авторитет, сильная воля,

3. знание предмета, умение говорить логично и выразительно,

4. приятная наружность, понимание своих учеников,

5. требовательность самостоятельности, любовь к педагогической работе. Здесь мы уже видим, как постепенно на первые места выходят личностные качества учителя.

В 1992 году на базе московских школ было проведено аналогичное анкетирование. Педагогам и ученикам предложено расположить в порядке значимости 58 качеств учителя. Вот какими качествами наделили Нового учителя современные дети:

талантливый (85 голосов),

интересный в общении (81),

справедливый в требованиях (80),

уважающий своих учеников (53),

обладающий чувством юмора (40),

готовый оказать помощь (35),

красивый, добрый (23).

Учитель в современной школе выполняет ряд функций:
1. Учитель - организатор учебного процесса в школе. Он - источник знаний для учащихся как во время уроков, дополнительных занятий и консультаций, так и вне рамок учебного процесса.
2. Большинство учителей выполняют функцию классных руководителей (т.е. являются организаторами воспитательного процесса).
3. Современный учитель не может не быть социальным психологом, ибо ему необходимо уметь регулировать межличностные отношения учащихся, использовать социально-психологические механизмы детского коллектива. Как член педагогического коллектива учитель участвует в организации жизнедеятельности школьного коллектива, работает в методических объединениях учителей-предметников и классных руководителей, выполняет общественные поручения.
4. Каждый учитель, выступая с лекциями, беседами перед родителями учащихся и общественностью, является пропагандистом педагогических знаний. А чтобы быть носителем всего нового и прогрессивного, учитель сам должен постоянно развиваться и самосовершенствоваться.

Педагог, воспитывающий ученика, должен обладать следующими качествами :

- это свободная личность (высокий уровень самосознания, гражданственности, чувство собственного достоинства, честность, ориентация в духовной жизни, ответственность, самоуважение);

- это гуманная личность (милосердие, доброта, способность к состраданию. Готовность оказать помощь. Терпение, доброжелательность.

- это духовная личность (стремление к внутреннему самосовершенствованию, к поиску смысла жизни);

- это творческая личность (развитие способностей, потребность в знаниях, умениях, развитый интеллект);

Чем же отличается творческий учитель? Прежде всего, тем, что хорошо знает пути достижения цели, постоянно анализирует собственные ошибки и просчеты, стремится на научной основе решать повседневные задачи обучения и воспитания. Его не пугают временные неудачи. Он всегда в поиске. Такой учитель работает с перспективой.

-это практическая личность (трудолюбие, знание экономики, хозяйственность, знание народных и религиозных обычаев, владение языками, компьютером, обеспечение благосостояния семьи, здоровый образ жизни, хорошие манеры.

Значимость личности учителя в современной школе велика. Чтобы идти в ногу со временем учитель должен быть профессионалом своего дела.

Современный учитель – это профессионал, он соединяет в себе любовь к делу и к ученикам. Педагогический профессионализм определяется, прежде всего, через понятие педагогическое мастерство.
Педагогическое мастерство – это владение преподавателем системой психолого-педагогических знаний, навыков, умений и способностей по организации образовательного процесса и его эффективному осуществлению.

– Может ли каждый учитель и воспитатель овладеть педагогическим мастерством?

– Педагогическое мастерство – это врожденное качество или педагогическому мастерству можно обучить каждого желающего подобно тому, как ребенка можно научить читать и писать?

– Что является критериями педагогического мастерства?

К сожалению, до настоящего времени еще не найдены исчерпывающие ответы на большинство поставленных вопросов. Но исследователи, как правило, сходятся во мнении о необходимости рассмотрения в первую очередь вопроса о личности учителя, способного к педагогическому творчеству и обладающего педагогическим мастерством.

Личность педагога становиться ключевым звеном в школьных изменениях. Современное общество предъявляет высокие требования к педагогам школы, исходя из которых, учитель должен строить образовательный процесс так, чтобы не только учитывались способности и возможности учащихся, но и осуществлялось максимальное развитие их личности.

слайды 9 Профессиональный стандарт педагога – документ, в котором определяются основные требования к его квалификации.

В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться.

слайд 10 Зачем нужен профессиональный стандарт педагога

Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.

Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.

Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога.

Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.

Стандарт – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.

слайд 11 Содержание профессионального стандарта педагога

Часть первая: обучение

Иметь высшее образование.

Демонстрировать знание предмета и программы обучения.

Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность.

Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков.

5. Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников

6. Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля.

7. Владеть ИКТ-компетенциями

слайд 12-13 Часть вторая: воспитательная

1. Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности.

2. Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций.

3. Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся.

4. Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды.

5. Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность.

6. Устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии с уставом и правилами поведения в образовательной организации.

7. Оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации ученических органов самоуправления.

8. Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их.

9. Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.

10. Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей учащихся, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка.

11. Уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации

слайд 14 -15 Часть третья: развитие

1. Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку.

2. Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития.

3. Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами.

4. Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.

5. Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.).

6. Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка.

7. Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу.

8. Умение отслеживать динамику развития ребенка.

13. Владение элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся, осуществление совместно с психологом мониторинга личностных характеристик ребенка.

14. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) составить психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности учащегося.

15. Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся.

16. Умение формировать детско-взрослые сообщества, знание их социально-психологических особенностей и закономерностей развития.

17. Знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью

Настоящий педагог должен оценивать свои успехи успехами своих учеников.
Справедливо сказано, что писатель живет в своих
произведениях, хороший художник – в картинах, скульптор – в созданных им скульптурах. А хороший учитель – в мыслях и поступках людей. А чтобы поступки вызывали только чувства восхищения, из своих учеников учителю нужно воспитать достойных граждан общества.

У — уникальный, умный, успешный, универсальный, умеющий профессионально преподносить материал.
Ч — честный, человечный, чуткий, с чувством юмора.
И — искренний, индивидуальность.
Т — тактичный, толерантный, терпеливый.
Е — естественный, единомышленник.
Л — любящий детей, любящий свою работу.
Ь — и очень мягкий как мягкий знак и само слово!
… и эта истина будет неподвластной времени.

Читайте также: