Каким должен быть современный школьный учебник 10 предложений

Обновлено: 06.07.2024

  • Илья
  • Русский язык
  • 2019-09-18 18:53:58
  • 36
  • 1

Современный школьный учебник-это учебник для компетентностно- нацеленного обучения. Он обязан быть направлен, прежде всего, на ребенка: учитывать, с одной стороны, его возрастные способности, с иной требования современности. Учебник обязан стать книгой, созданной самим учеником в процессе открытия и получения познаний: это значит, что пустые странички в учебнике воспитанник будет наполнять своими своими открытиями. Для личного развития школьник должен быть постоянно включен в исследовательскую деятельность. В связи с этим нужно улучшать дидактическую систему учебника, в ней обязаны быть отражены интерактивные способы обучения. Необходимо изменить вид заданий: отрешиться от системы репродуктивных упражнений, базу содержания учебника должно сочинять решение практических задач и актуальных ситуаций, развивающие личностный опыт ученика.

Учебник, бесспорно, обязан иметь контрольно-измерительные материалы, которые могут быть представлены в виде электрического носителя как прибавленье к учебнику. В таком случае каждый воспитанник получит возможность выявить, на каком уровне он находится, проконтролировать себя и оценить образовательные способности по предмету.

Современный учебник должен:

1. Развивать


2. Учить задавать вопросы и отвечать на них

Раньше многие учебники были безликими. Они содержали информацию, которую ребёнок должен был просто усвоить, поднять руку и воспроизвести.

Для того чтобы придать обучению диалогический характер, в нашем учебнике есть игровые персонажи, которые вместе с детьми переходят из класса в класс. Например, робот Сам Самыч, его обучают сами дети, и он придает всему обучению рефлексивный характер: повторить какое-то правило или систематизировать их, ещё раз уложить в собственной голове.

3. Не повторять задания

У нас практически нет повторяющихся заданий и вопросов. Не все их обязательно выполнять и не на все нужно отвечать. Педагогу можно выбрать те, которые соответствуют возможностям детской аудитории.

4. Обучать взаимодействию

Очень важно учить детей взаимодействовать друг с другом, особенно сегодня, когда существует очевидный дефицит реального общения. Дети учатся что-то делать вместе, слышать друг друга, получать коллективный результат. Для этого у нас в учебниках есть специальные упражнения под знаком групповой работы.

5. Учить ребенка делать собственные выводы и открытия

Всё, что мы с детьми делаем, в конце концов приводит их к собственным выводам, позволяет им сделать свои собственные открытия.

Учебник даёт возможность ребёнку прогнозировать его следующий шаг, самостоятельно прокладывать логику изучения языка.

6. Прививать интерес к предмету

Мы постарались сделать наши учебники такими, чтобы они соответствовали всем критериям.

Какие учебники русского языка являются эффективными и используются в программах развивающего обучения?
Что читать детям и почему произведения современной российской литературы читать необходимо?

Эти и другие вопросы вы сможете задать авторам учебных пособий, писателям, экспертам в области полилингвального образования на семинарах, которые будут проходить в сентябре в Болгарии, Венгрии, Германии.

Это уникальная возможность поучаствовать в интерактивных лекциях, мастерских по использованию учебной литературы на уроках, авторских тренингах, экспозиции и презентации книг и учебных пособий от российских издательств, познакомиться с российскими образовательными технологиями, методами обучения и воспитания, а также пообщаться с писателями, книги которых читают ваши дети.

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!


Мари Умняшка

Лучший ответ:


Энджелл




Вы можете из нескольких рисунков создать анимацию (или целый мультфильм!). Для этого нарисуйте несколько последовательных кадров и нажмите кнопку Просмотр анимации.

При всем своем кажущемся многообразии современные учебники чаще всего не вызывают интереса у школьников: они скучны, путаны по содержанию и не привлекательно оформлены. Но есть исключения. Специалисты Мастерской российского дизайнера Димы Барбанеля создают учебники, в которых стараются избежать привычных недостатков учебных книг. Татьяна Волошко побеседовала с сотрудниками Мастерской, разработчиками учебников по русскому языку — кандидатом филологических наук Сергеем Монаховым и арт-директором Мастерской, методистом Димой Барбанелем.



За что ругают современные учебники, что с ними не так?

Сергей Монахов

Если говорить только об учебниках по русскому языку, то они и структурированы, и в дизайнерском отношении оформлены консервативно — то есть скучно. Наверное, это в первую очередь следствие доставшейся нам педагогической традиции. Эта традиция во главу угла всегда ставила языковую компетенцию — знание структуры языка и умение писать в соответствии с литературными нормами. Согласитесь, при таком подходе сложно изыскать какие-то ресурсы для красочных дизайнерских решений. Таблицы и таблицы, слова с пропусками и слова с пропусками. Особо фантазии не разгуляться. Совсем другая история начинается, когда мы понимаем, что учебник должен быть прежде всего нацелен на формирование коммуникативной компетенции — навыков общения в разных формах и сферах деятельности.

Дима Барбанель

Учиться в любой среднестатистической неспециализированной школе довольно уныло, думаю, класса со второго. Почему так? Потому что там все безжизненное и едва держится на отдельных, очень редких увлеченных профессионалах, любящих детей и свое дело. А не на хорошо спроектированной методике. В основном преподавательский состав школ очень слабый, особенно вдали от Москвы и Петербурга. В этой непростой ситуации учебник получает дополнительную функцию к своему интерфейсу: быть собеседником, вовлекающим в новое, чаще всего абстрактное явление знания. Учебник должен говорить на языке образов, которым можно сопереживать, причем в разном возрасте и в разной культурной и этнографической среде этот язык различен. С учебником должно хотеться быть, он должен быть спроектирован как нелинейная система, только тогда он будет адекватен, и ребенок будет доверять ему.

Как меняется оформление учебника со временем, и на что должен претендовать современный учебник?

Дима Барбанель

Кажется, что российский учебник остался в 80-х. Вероятно потому что те, кто сейчас занят оформлением учебников — редакторы, дизайнеры и иллюстраторы — катастрофически далеки от детей и контекста. Можно сказать, что учебник написан и визуально спроектирован на другом языке, оставшемся в прошлом. Условно, ну какой может быть Незнайка, если все знают Angry Birds? Может быть, и то, и другое — я не против Незнайки. Но не может быть только что-то одно и не быть другого, даже если кому-то персонально это не нравится. И я говорю не о допущении культурной интервенции, что довольно опасная штука из-за повально короткой памяти и системы ценностей вообще, а о том, что в учебнике, учитывая то, что его неизбежно будут читать школьники, нужно стараться показывать более целостную картину контекста.

Дети очень сильно поменялись: у них фантастическая скорость мышления, они во многих случаях лишены способности интерпретации абстрактных образов, либо эти механизмы очень отличаются от понятных нам, что, скорее всего, и есть. Они быстро устают от валящейся на них, как правило, избыточной информации, психоза родителей, не могут долго удерживать внимание на чем-то одном, но тем не менее они все — необыкновенные дети и пришли нас тупых, невнимательных и неталантливых наконец чему-то научить.

В других странах учебники такие же скучные?

Дима Барбанель

Я видел довольно много английских, итальянских, финских и немецких учебников и скажу, что это чаще всего круто. Учебники спроектированы людьми, которым как минимум не безразличны другие люди.

Если российские современные учебники оформлены плохо, не значит ли это, что на хорошее оформление просто нет спроса?

Сергей Монахов

Нет, совсем не значит. То же самое, что спросить: раз все хрущевки так плохо выглядят, возможно, у русских людей просто нет спроса на комфортное жилье? История тут в другом — делать хорошо всегда сложнее, чем делать плохо. А делать красивые учебники по русскому языку — очень и очень сложно. Нужно выдумывать столько всего разнообразного, что даже страшно представить. Мы потратили на макет учебника для 10-11 классов два года — и то в нем, как сейчас понимаем, кучу всего надо менять.


Обложка учебника русского языка для 10-11 классов, разработанного в мастерской Димы Барбанеля / Фото: masterskaya.pro


Разворот учебника русского языка для 10-11 классов, разработанного в мастерской Димы Барбанеля / Фото: masterskaya.pro

Может ли плохое оформление помешать учебнику выполнить его главную задачу — передать заложенное в него знание?

Дима Барбанель

Это вопрос качества и точности интерфейса учебника, который обеспечивает проницаемость в сферу знания. Но не дает само по себе знание, потому что оно — продукт взаимодействия ученика и учителя, ученика и другого ученика, ученика и заинтересованного неленивого родителя и, наконец, ученика и учебника. Знание как таковое действительно не может уместиться в учебнике или iPad, оно может себя проявлять, указывая путь пытливому молодому уму.

Хорошо оформленный учебник способен достучаться до школьников? Вдруг это важно только для дизайнеров?

Дима Барбанель

Учебниками пользуются в любом случае, это не книга и не журнал, где внимание читателя ценится высоко и зарабатывается долго. Школьники пока вынуждены мириться как минимум с пятью килограммами макулатуры в портфеле. Эта предопределенность — великое благо для издателей и дизайнеров: они могут действительно постараться и сделать хорошую штуку, которая будет нравиться, которую будут беречь. Главное, не лениться. Хороший дизайнер отличается от профнепригодного (которых 80% на рынке) тем, что делает продукт не для себя, но радеет о нем так, будто бы для себя.

На горизонте единый учебник. Не помешает ли он успешному существованию таких учебников, как ваши?

Сергей Монахов

С единым учебником еще, к счастью, ничего не ясно. Идея с единым учебником по истории с треском провалилась — авось провалится и эта. Это не имеет ничего общего с образованием, а лишь корыстные государственные поползновения к монополизации рынка.

А почему выбран формат именно бумажного учебника, а не приложения для планшета или электронной книги?

Дима Барбанель

Дети, если вы замечали, равно как и взрослые, уже не общаются иначе, чем посредством смартфона. Дело в нашей усиливающейся закрытости и эгоцентричности. На перемене, посмотрите, кто дерется и носится? Тот, у которого нет пока телефона: так что можно не волноваться, это ненадолго. Наши дети и так уже внутри информационной среды, где искреннее переживание чего-либо практически сведено на нет.

В силу этого книга — живой предмет, с которым школьник вынужден пока считаться, становится крайне важным с точки зрения донесения образа через переживание. До кого-то еще можно достучаться, а до кого-то уже нет. Но в любом случае учебник должен обладать такими физическими параметрами, чтобы гармонизировать читателя. Как это устроить? Дело в модульно-пропорциональной системе Fibonacci, на которой в случае, например, наших книг построено буквально все: формат, шрифты и их размерности, изображения, вес. Качество бумаги, типы отделки, колористика изображений — все это через тактильные каналы дополняет картину. Общение с такой книгой действительно гармонизирует, читатель часто не может ответить на вопрос, чем именно ему нравится книга, но все без исключения отмечают, что им с ней комфортно.

Как можно дополнить учебник мобильным приложением? Есть ли такой опыт?

Дима Барбанель



Будет ли продолжаться ваш проект?

Дима Барбанель

Каким должен быть современный учебник

Учебник — издание, где систематически излагаются знания в определенной области с учетом возраста и уровня подготовки аудитории и которое используется в образовательных целях.

Учебник составляется с целью максимально доступно, просто, эффективно и объективно донести до его читателей пласт знаний из той или иной научной области. Поскольку учебник является важным инструментом образования, то составляется он под контролем со стороны профильных государственных служб (министерства и департаментов образования).

История учебника как некоего текста, используемого для обучения, насчитывает не одно тысячелетие. Изобретение письменности подвело человечество к рациональной идее концентрации информации в одном источнике с целью ее передачи возможно большему количеству потомков. Глиняные таблички сменились свитками, на смену свиткам пришли рукописные тома, их, в свою очередь, сменили тома печатные, а суть и назначение учебника все те же.

В наши дни еще живо не одно поколение людей, учившихся по советским учебникам. Причем по одним и тем же учебникам математики, физики, биологии, русского языка, которые не менялись десятилетиями. До сих пор многие считают, что советская система образования была одной из лучших в мире: она давала фундаментальные основы знаний по всем предметам. В действительности она действительно была эффективной, но для своего времени и применительно к советской системе, с трудом воспринимавшей перемены. Какими бы замечательными ни казались советские учебники, нужно понимать, что они – всего лишь предмет ностальгии: слишком многое изменилось с тех пор.

Современный мир — это мир информации, инноваций и новых технологий. Разумеется, самое ценное в этом мире – образование, знания. Однако требования к ним категорически иные. Главное свойство и проблема современного образования в том, что объем знаний человечества об окружающем мире очень быстро увеличивается. Человек учится в школе 11 лет. За это время вряд ли принципиально изменятся математика или русский язык. А вот биология, химия, география, астрономия могут измениться существенно. А значит, бессмысленно пытаться усвоить максимальный объем знаний. Необходимо научиться новые знания воспринимать и добывать самостоятельно, чтобы быть готовым обучаться непрерывно, что, собственно, и составляет компетентностный подход в образовании. Знания и компетенции обеспечивают конкурентоспособность и конкретному человеку, и государству в целом.

Отечественная дидактика традиционно считает учебник основным средством обучения и источником информации для ученика, следовательно, на него возлагаются следующие функции:

- информационная: отобранное в соответствии с учебной программой и подлежащее усвоению содержание излагается последовательно, четко и доступно для учащихся;

- систематизирующая: представленная в учебнике информация структурирована таким образом, чтобы не только учитель, но и ученик понимал, какие компоненты наиболее существенны и должны быть прочно усвоены, а какие носят вспомогательный характер и должны быть просто приняты к сведению;

- обучающая и контролирующая: усвоение и систематизация информации требуют от ученика владения определенными умениями и навыками, то есть, учебник не только содержит систематизированную информацию, но и обучает воспринимать ее, усваивать и применять.

- воспитательная и развивающая: содержание учебника должно формировать и совершенствовать личность ученика, способствовать развитию его умственных, речевых и других способностей.

Современные учебники имеют значительные преимущества перед уважаемыми советскими учебными изданиями: они более современны, удобны, технологичны, хотя вряд ли намного информативнее. Но это лучшие из них, каковыми являются далеко не все. По-прежнему актуален вопрос: каким должен быть современный учебник, чтобы по нему хотелось учить и учиться, чтобы он был полезен и удобен и для учителя, и для ученика, чтобы соответствовал стандартам и был интересен?

Для решения этой проблемы необходимо осознать, что вместе с окружающим миром физиологически и психологически изменился и человек и что изменения эти необратимы. Существует расхожее мнение, что большинство нынешних школьников глупее прежних, все им неинтересно, учиться не желают, ничего не знают и знать не хотят и оканчивают школу полными нулями. Отчасти это верно, но не снижение умственных способностей тому виной. Нынешние дети не хуже – они другие. А значит, обучать их нужно по-другому.

Современный ученик с трудом концентрирует внимание на чем-то одном, поэтому ему сложнее что-то выучить и надолго запомнить. Но он сопоставляет разнородные элементы, анализирует и делает выводы в разы быстрее, чем это делали его ровесники еще несколько десятилетий назад. Доступность любых сведений в любой момент времени избавила учеников от необходимости запоминать большой объем учебного материала. В современном мире, пронизанном информацией, учебник уже не является основным ее источником.

Поскольку учитель составляет программу обучения и выбирает учебник для работы, то его мнение о современном учебнике приоритетно.

Хороший учебник должен отвечать следующим требованиям:

  • Максимальная реализация обучающей и развивающей функций. Аппарат усвоения знаний должен быть представлен в учебниках богатым дидактическим материалом: тестами, проверочными работами, практическими опытами, системой интересных вопросов и заданий с современной тематикой, с помощью которых активизируются умственные и эмоциональные усилия школьника, приобретаются навыки логического и творческого мышления в процессе усвоения знаний.
  • Комплектность. К учебнику должны прилагаться методическое пособие, планирование уроков, рабочая тетрадь.
  • Соответствие учебной программе как по содержанию, так и по количеству часов.
  • Логическая связь с другими предметами соответствующей предметной области. Соответствие принципу преемственности.
  • Доступность в изложении учебного материала. Недопущение излишней наукообразности языка и стиля учебника, перегруженности терминами и громоздкими формулировками.
  • Наличие удобной структуры для учителя и грамотно разработанного аппарата ориентировки для учеников. Выводы и вопросы после каждой статьи, разделы для любознательных, разделы справочной информации, выделение заголовков и основных идей, сигналы-символы, разнообразные условные знаки, плашки, различные шрифты, числовая и цветовая нумерация страниц и т.д.– все эти средства удобны для учителя и позволяют ученику приобрести общеучебные навыки работы с книгой, стать активным субъектом обучения. Это особенно важно, поскольку новый образовательный стандарт предполагает получение не только предметных результатов.
  • Хорошее оформление. Любой текст может сопровождаться фотографиями, предметными рисунками, рисунками-инструкциями, иллюстрациями, схемами, таблицами, картами, планами. Иллюстрации очень важны для учебника. Они помогают активизировать мыслительную деятельность школьников, развивают эстетические чувства.
  • Реализация дифференцированного подхода, то есть наличие заданий для детей с разным уровнем подготовки.
  • Оптимальное соответствие по объему, весу и возрастным особенностям учащихся. Каким бы ярким, красочным и интересным ни было изложение информации, перенасыщенность ею становится серьезным препятствием в ее усвоении. Излишний объем учебников приводит к переутомлению детей, снижению у них интереса к предмету, падению успеваемости.

Судя по тому, что в марте 2018 года были проведены парламентские слушания, посвященные качеству учебников, до идеального учебника еще далеко. Кроме того, о чем говорилось выше, выступавшие парламентарии обсуждали в целом проблемы учебного книгоиздания. В частности, было отмечено:

  • наличие в федеральном перечне учебников слишком большого количества учебных пособий, рекомендуемых к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы, а количество в данном случае вовсе не гарантирует качество учебников;
  • наличие претензий к оформлению, содержанию, дидактическому наполнению учебников;
  • проблемы с экспертизой и многое другое.

В настоящее время происходит формирование механизмов обеспечения качества образования. Это связано с глобальными изменениями в науке и технологиях образования, реформированием экономики и управления данным процессом. Совершенствование образования предполагает целый ряд шагов, включающих разработку и внедрение стандартов образования для всех уровней, совершенствование учебных программ и учебных планов. В связи с этим и в содержательном плане учебника необходим стандарт, за который отвечает государство, так как именно оно заинтересовано в образованном и воспитанном гражданине.

Издатели и авторы учебной литературы обязаны учитывать изменения и следить за соответствием учебников новым программам и учебным планам. Учебные книги должны регулярно обновляться. Необходимо сократить количество параллельных учебных пособий в пользу их качества: доступности и понятности для обучающихся, лаконичности изложения основ наук, соответствия современному развитию науки, гармоничного сочетания содержания и формы. Учебник должен ориентироваться на индивидуальную образовательную траекторию, но одновременно должен быть универсальным, с полным набором базовых фактов и понятий.

Разумеется, педагог должен иметь возможность выбирать методику и учебные издания. Без широкого выбора пособий учитель может потерять перспективу развития. Но когда вариантов слишком много, учителя тратят драгоценное время на их изучение в ущерб образовательному процессу.

В трети российских учебников эксперты обнаружили фактические ошибки, устаревшую и даже неверную информацию. То есть вместо того, чтобы спокойно работать с учебником, учитель должен его вычитать, откорректировать, отредактировать и принести извинения детям за несовершенства, допущенные авторами и полиграфистами.

Так будет ли российский учебник таким, каким должен быть современный учебник: доступным, ярким, интересным, функциональным? Или мы будем с сожалением оглядываться назад и продолжать вспоминать советскую классику?

Проблема выходит за рамки учебников. Решить ее отдельно от всех прочих проблем образования невозможно. Образовательный стандарт – это совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня. Но чему и как именно следует обучать, чтобы удовлетворить эти требования, – вопрос содержания образования. Стандарт должен определять минимальный объём знаний. И этому минимальному объему должны соответствовать учебники. Поэтому в настоящее время взят курс на единое образовательное пространство. Оно предполагает единство предметных концепций по всем учебным дисциплинам. А значит, будут обновлены и образовательные программы, и учебные пособия.

Для того чтобы выстроить четкую связь необходимы: единые предметные концепции – стандарты – учебники.

Законодательное закрепление соответствия учебника требованиям ФГОС не должно означать приведения содержания всех учебников к единообразию, а тем более возвращения к единому учебнику. Наоборот, желательно, чтобы по каждому из предметов было несколько (2-4) наименований учебников, адаптированных к разным ученикам, в том числе – с индивидуальными особенностями развития.

Выбирать максимально эффективный учебник для себя и учеников должен учитель, современный, грамотный, включенный в педагогические практики, которые соответствуют новому миру, а не просто ознакомленный с новыми методиками. Хороший учитель может и сам создать современный и нужный учебник. Подобная практика существует в Канаде. Учитель, используя все доступные ему ресурсы, отбирает учебный материал, распечатывает и раздает детям, которые собирают его в папки. Таким образом, у каждого учителя не только своя программа, но и свой учебник.

Периодически обсуждается в обществе еще один вопрос: быть учебнику электронным или печатным изданием?

Электронный учебник – это, безусловно, удобно. Но современные дети все больше общаются посредством смартфона. Они, как и взрослые, уже внутри информационной среды, где искреннее переживание чего-либо практически сведено на нет.

Изменение ведущего источника восприятия информации в сторону объединения аудиального и визуального типов не оставляет места кинестетическому. Перекрывается канал чувственного, эмоционального восприятия мира.

Книга – живой предмет, очень важный с точки зрения донесения образа через переживание. Поэтому так важно оформление учебника. Он должен обладать такими физическими параметрами, чтобы гармонизировать читателя. А значит, и в этом направлении нужна кропотливая и профессиональная работа.

Одним словом, школьный учебник – дело непростое. Пусть он сегодня не является единственным источником информации, но он должен быть неким стержнем базовых знаний, точкой входа в предмет. А если добавить яркость, насыщенность материалом, а главное — нацеленность на определенный образовательный результат, ориентацию на повышенную продуктивность, то должно получиться интересное и полезное школьнику учебное издание, создание которого – задача государственной важности.

Читайте также: