Что такое изобразительность в музыке 3 класс кратко

Обновлено: 05.07.2024

Рим Хасанов Башкирский композитор, заслуженный деятель искусств Башкортостана, член Союза композиторов СССР с 1973 года.

С целым миром спорить я готов, Я готов поклясться головою В том, что есть глаза у всех цветов, И они глядят на нас с тобою… Расул Гамзатов. Цветы

МИНИАТЮРА – I. Небольшой рисунок в красках в старинной рукописи, книге. 2. Небольшая картина тщательной и изящной отделки, с тонким наложением красок. Миниатюры на бумаге, на фарфоре, на кости. Акварельные миниатюры. 3. Драматическое или музыкальное произведение малой формы (напр. интермедия, скетч, реприза).

полевые ; лесные; садовые ; водные . Живые цветы

Для чего нужны цветы? Для красоты, любоваться. Какую пользу приносят цветы? Цветы могут быть кормом для животных, из цветов получают лекарства…

Некоторые цветы занесены в Красную книгу.

Фиалка надрезанная. Жёлтая кувшинка. Лилия саранка (царские кудри). Колокольчик доломитовый. Ирис жёлтый (водяной, болотный) . Подснежники (галантусы)…

Цветочки Наши алые цветочки ( Ладони соединить лодочкой перед собой.) Распускают лепесточки, (По очереди, начиная с большого, развести пальцы в стороны. Запястья оставить соединенными.) Ветерок чуть дышит, ( Подуть на руки "цветки.) Лепестки колышет. ( Подвигать пальцами вперед-назад.) Наши алые цветочки Закрывают лепесточки. ( По очереди сложить пальцы, соединив ладони лодочкой.) Головой качают, ( Покачать ладонями вправо-влево.) Тихо засыпают. ( Положить голову на сложенные ладони.)

Читаем вместе. Ни дня без музыки, Ни дня без песен, И жить, друзья, На свете станет интересней!

Предварительный просмотр:

Урок музыки в третьем классе с использованием ИКТ. На уроке был использован музыкальный материал из регионального компанента РБ.

( Разработка урока в 3 классе )

Повираева Светлана Евгеньевна ,

МОБУ СОШ с. Тирлянский

Белорецкий район Республики Башкортостан

Цель : - ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всём богатстве её форм и жанров, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры, повысить эстетические потребности учащихся.

  • учить осмысленно и осознанно слушать музыку, раскрывать её красоту и глубину содержания;
  • расширить представление детей о природе;
  • развивать у детей фантазию и образное восприятие музыки;
  • формировать чувство прекрасного, создания зрительных образов на основе интонационного анализа музыкального произведения;
  • развивать у учащихся музыкальную память, тембровый и музыкальный слух, творческое воображение, мышление, образную речь учащихся;
  • развивать эмоциональный отклик на музыкальные произведения;
  • развивать вокальные навыки при исполнении песен;
  • учить эмоционально и самостоятельно исполнять песни, передавая характер произведения.
  • воспитать любовь и интерес к музыкальному искусству;
  • воспитать музыкальный вкус и культуру учащихся;
  • воспитать бережное отношение к природе;
  • воспитывать эстетический кругозор средствами искусства.

Музыкальное приветствие учителя и учеников.

2. Вводное слово учителя.

У. – Сегодня наш урок будет необычным. Вы узнаете много нового и интересного о музыке, сможете проявить свою творческую фантазию. Я приглашаю Вас, ребята, побывать сегодня в сокровищнице Волшебницы Музыки! Самое главное на нашем уроке – улыбка и хорошее настроение! Итак, мы отправляемся в путешествие

3. Основная часть урока.

У. - Сегодня на уроке мы будем говорить об изобразительности и выразительности музыки в творчестве композитора Рима Хасанова.

Показ слайда №1 ( Тема урока

Красивое звукосочетание Рим Хасанов. Давайте повторим неторопливо три раза - Рим Хасанов.

Показ слайда №2 (фото Р.Хасанова)

Имя заслуженного деятеля искусств Башкортостана композитора Рима Хасанова известно во всей Республике. Это композитор, который сочинял необыкновенно красивую и удивительную музыку. Много лет звучит его музыка для людей, которые умеют слушать и понимать великое искусство.

В творчестве Рима Хасанова проявляется его яркий мелодический талант, национальный башкирский песенный стиль находит свое развитие в классическом стиле с элементами советской эстрады и джаза. Творения Рима Хасанова стали неотъемлемой частью современного башкирского музыкального искусства.

Им написано огромное количество произведений. Мы сегодня познакомимся с одним из них.

У. – что вы можете сказать о музыке, какая она по характеру? (ответы)

У.- какие ещё средства выразительности использовал Хасанов? (ответы)

Темп не быстрый, Регистр – средний и высокий, Мелодия – плавная…

У.- а что вы представили? (ответы)

У.- попробуйте отгадать, о чем пойдет речь?

Показ слайда № 3 (Стих-фрагмент)

С целым миром спорить я готов,

Я готов поклясться головою

В том, что есть глаза у всех цветов,

И они глядят на нас с тобою…

У.- вот какие слова сказал замечательный поэт Р.Гамзатов.

У. – о чем этот фрагмент стихотворения? ( О цветах).

У. – они какие? (живые).

Показ слайда № 4 (Миниатюра)

У.- что такое миниатюра?

I. Небольшой рисунок в красках в старинной рукописи, книге.

2. Небольшая картина тщательной и изящной отделки, с тонким наложением красок. Миниатюры на бумаге, на фарфоре, на кости. Акварельные миниатюры.

3. Драматическое или музыкальное произведение малой формы

(напр. интермедия, скетч, реприза).

Показ слайда № 5 (Живые цветы)

У. - Ребята, а где растут цветы?( в поле, в саду, в лесу, на воде).

У. - Совершенно верно.

А что значит для вас цвет? (краски, оттенки…)

Показ слайда № 6 (В русском языке)

У.- а в какие цвета наряжаются цветы? (перечисление)

У. - Итак, действительно, цветки бывают всех цветов и оттенков.

Показ слайда № 7

У. – Ребята, для чего нужны цветы? (для красоты).

У.- Какую пользу приносят цветы? (ответы).

У.- какие вы, молодцы!

У.- правильно, там записаны редкие и находящиеся под угрозой исчезновения животные, растения и грибы. Красные книги бывают различного уровня — международные, национальные и региональные.

Показ слайда № 8.

Показ слайда № 9.

У. – какой мы с вами сделаем вывод, что нужно беречь и любить все что нас окружает, бережно относиться ко всему.

Показ слайда № 10 (физкультминутка)

Показ слайда № 11

Наши алые цветочки

(Ладони соединить лодочкой перед собой.)

(По очереди, начиная с большого, развести пальцы в стороны. Запястья оставить соединенными.)

Ветерок чуть дышит,

( Подуть на руки "цветки.)

( Подвигать пальцами вперед-назад.)

Наши алые цветочки

( По очереди сложить пальцы, соединив ладони лодочкой.)

( Покачать ладонями вправо-влево.)

( Положить голову на сложенные ладони.) Я считаю до десяти в это время представьте свои любимые цветы и на счет десять открываем глаза.

У.- перед вами лежат чистые листы бумаги и карандаши. Нарисуйте ваши любимые цветы.

У.- Как красиво и уютно стало у нас, хочется поскорее дождаться лета, и увидеть всю эту красоту наяву. Молодцы, ребята. А сейчас мы отправляемся в страну Песен. Как вы думаете, о чем мы будем петь? Правильно, про цветы. Но цветок этот будет необычный, а волшебный.

Учитель наигрывает фрагмент песни – Чичкова Ю.

У. – О чем эта песня? – О мечте.

У. – Верно! Вот куда привела нас песня. А о чем вы мечтаете? (ответы).

Учащиеся разучивают исполняют песню Ю. Чичкова

Пока звучит фонограмма песни, детям раздается текст.

Слова: Пляцковский М.

Музыка: Чичков Ю.

Есть на свете цветок алый-алый,

Яркий, пламенный, будто заря,

Самый солнечный и небывалый,

Он мечтою зовётся не зря.

Может там, за крутым перевалом,

Вспыхнет свежий, как ветра глоток,

Самый сказочный и небывалый,

Самый волшебный цветок.

Самый сказочный и небывалый,

Самый волшебный цветок.

Вспоминая о радостном чуде,

Вдаль шагая по звонкой росе,

Тот цветок ищут многие люди,

Но, конечно, находят не все.

Может там, за крутым перевалом,

Вспыхнет свежий, как ветра глоток,

Самый сказочный и небывалый,

Самый волшебный цветок.

Самый сказочный и небывалый,

Самый волшебный цветок.

Есть на свете цветок алый-алый,

Яркий, пламенный, будто заря,

Самый солнечный и небывалый,

Он мечтою зовётся не зря.

Может там, за крутым перевалом,

Вспыхнет свежий, как ветра глоток,

Самый сказочный и небывалый,

Самый волшебный цветок.

Самый сказочный и небывалый,

Самый волшебный цветок.

Может там, за крутым перевалом,

Вспыхнет свежий, как ветра глоток,

Самый сказочный и небывалый,

Самый волшебный цветок.

Самый сказочный и небывалый,

Самый волшебный цветок.

У. – Молодцы! Исполнили в характере, эмоционально - выразительно.

У. - Сколько удивительного нам подарили сегодня мир музыки и мир природы. И к тому и к другому мы должны относиться бережно, чтобы и дальше нам приносили радость и звуки музыки, и звуки природы.

Нас ждёт карусель. Сели ровно и мы отправляемся с песней.

Показ слайда № 12 ( Текст песни - 1 куплет )

  • Понравилось вам путешествие ? А чем оно вам понравилось?
  • С каким композитором вы сегодня познакомились?
  • С каким жанром вы познакомились?
  • Как она называется?
  • Какие цветы изобразил композитор?

Я хочу поблагодарить вас за активную работу на уроке. Все вы молодцы.

Я думаю, что наш сегодняшний урок надолго останется в вашей памяти.

Показ слайда № 13 ( стихотворные строчки )

А теперь, ребята, давайте вместе, хором, прочитаем эти строки…

Ни дня без музыки, ни дня без песен,
И жить, друзья, на свете станет интересней!

У. - Поэтому мы, никогда не прощаемся с музыкой. Мы ей поем…

До свиданья музыка прозвенел звонок.

Всем спасибо скажем, окончен наш урок!

Выход учащихся из класса.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Урок изобразительного искусства по теме "Транспорт на улицах города" 3 класс

Урок изобразительного искусства в 3 классе по теме "Транспорт на улицах города". По программе Неменского.К уроку прилагается кроссворд,картинки,презентация, что помогает детям наглядно увидеть .

Обучение выразительному чтению произведений на уроках литературного чтения

Одним из важнейших качеств чтения является выразительность. Выразительное чтение способствует точному пониманию замысла писателя. Все средства речевой выразительности взаимосвязаны и дополняют друг др.

Работа над выразительным чтением учащихся на уроках литературного чтения через разработку критериев оценки.

Особенности работы над критериями выразительного чтения учащихся в начальной школе.

Презентация к уроку "Выразительные возможности восковых мелков" для 2 класса

Презентация к уроку "Выразительные возможности восковых мелков" для 2 класса.


Цель деятельности учителя: формирование представлений о декоративном натюрморте; формирование умения учащихся рисовать декоративный натюрморт.Планируемые результаты: Предметные.


Средства выразительности устной речи на уроках литературного чтения.

Когда слушаешь хорошего чтеца, как будто видишь все, о чем он рассказывает, по-новому понимаешь, казалось бы, уже знакомые произведения, проникаешься настроением исполнителя. В глубоком воздействии чт.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыке.

Педагогическая цель

формировать представления о выразительных и изобразительных возможностях музыки в отображении картин природы

Решение учебной задачи

Планируемые
результаты
(предметные)

Воспитывать любовь к природе, интерес к музыке.

Развитие умения воплощать в звучании инструмента образы природы и окружающей жизни, демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, эмоционально откликликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление.

Личностные
результаты

узнавать на слух основную часть музыкальных произведений;

передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении; умение понятно, точно, корректно излагать свои мысли;

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определяют наиболее эффективный способ достижения результата; Познавательные: пользуются справочными источниками для нахождения необходимой, дополнительной информации;

Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения; дают оценку действий.

Основное содержание темы

выразительность и изобразительность в музыке.

Образовательные
ресурсы

Технологическая карта

I. Организационный момент

Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству.

Фронтальная, словесный метод

1. Эмоциональный настрой на урок;

Вновь в Музыкальный мир

Нам предстоит войти.

Волшебные силы музыки

Мы испытаем в пути.

К новой вершине Творчества

Нас поведут музыканты.

Будем стремиться к успеху,

Раскроем свои таланты!

Я приглашаю Вас, ребята, побывать сегодня в сокровищнице Волшебницы Музыки! Самое главное в нашем путешествии – улыбка и хорошее настроение!

Приветствует учащихся, эмоциональный настрой на урок.

2. Проверка готовности рабочего места .

- Проверим готовность к уроку: у вас на столах должны лежать учебники музыки, тетрадь, ручка и цветные карандаши.

Проверяет готовность уч-ся.

Проверяют рабочие места.

Регулятивные: организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

II . Актуализация

опорных знаний

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей уроков; актуализация субъективного опыта учащихся .

Фронтальная, индивидуальная. Словесный, наглядный и практический методы.

- У Волшебницы Музыки есть много чудесных сокровищ.

- Ее музыкальные часы переносят людей в разное время суток, а музыкальный календарь – в любое время года. На музыкальной машине времени можно побывать в прошлом. Скрипичный Ключ откроет нам тайны музыкальной грамоты и ваши таланты. Итак, вперед!

- Кого может изображать музыка? (природу, жизнь и быт людей)

- Какие чувства выражает музыка ? (может выражать радость и грусть, восторг, гнев, разочарование)

Осуществляет проверку уже изученного материала.

Отвечают на вопросы учителя.

Регулятивные - адекватно использовать речевые средства для решения различных задач; извлекать информацию.

Познавательные – извлекать информацию , представленную в стихотворении.

- вступать в диалог

III . Усвоение новых знаний и способов действий

Цель: обеспечить восприятие осмысление и первичное усвоения учащимися изучаемого материала; содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу; создать содержательные и организационные условия учащимися методики воспроизведения изучаемого материала.

Фронтальная, индивидуальная. Словесный, наглядный и практический методы.

- Молодцы! Сегодня мы поговорим о том, как музыка изображает природу.

- И сейчас на музыкальной машине времени мы отправимся в Норвегию.

- Возле скалистых берегов холодного Северного моря находится страна Норвегия. Смелые и мужественные люди живут в Норвегии, ведь им приходится бороться с бурями, ветрами, штормами на море. Замечательно о своей стране с помощью музыки рассказал великий норвежский композитор Эдвард Григ.

- Э́двард Григ - норвежский композитор , музыкальный деятель, пианист , дирижёр . Творчество Грига формировалось под воздействием норвежской народной культуры. Основное внимание Григ уделял песням и романсам .

- Э.Григ русский композитор или норвежский? (норвежский)

- Чему данный композитор уделял основное внимание ? (песням и романсам)

- Чем наделена тематика пьес Грига? ( наделена жанровой характерностью, содержит много неожиданного и увлекательного)

Осуществляет рассказ о композиторе.

Познавательные: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Коммуникативные:- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

Фронтальная, индивидуальная. Словесный, наглядный и практический методы.

- Ребята, вы знаете как нужно вести себя при прослушивании музыкальных произведений ? (нужно слушать внимательно, не отвлекаться и не шуметь)

- А почему нужно сидеть тихо и слушать музыкальное произведение? ( внимание слушателей является уважением к выступающим или труду композитора; если внимательно слушать, то не пропустишь важных и интересных моментов в музыке)

-А теперь сядьте как слушатели, руки можно положить на колени и откинуться на спинки стульев, кому удобно можно закрыть глаза.

- После прослушивания произведения я задам вам вопросы, поэтому внимательно слушайте и попробуйте угадать, какое время дня изображает музыка! (прослушивание музыкального произведения)

- Как вы думаете: что изображает музыка в этом произведении? (пение птиц, пробуждение природы, восход солнца)

- Почему вы решили, что это музыка изображала утро? ( потому что музыка постепенно усиливалась, как будто пробуждалось солнце)

- Какая была по характеру музыка? (Нежная, мелодичная, напевная, плавная , спокойная, одухотворённая, лирический, ласковый, песенная).

- Что вы представили, слушая это произведение? (природа, лес, поле, пробуждаются птицы, начинают летать бабочки)

- Скажите, подходят ли сюда такие строки:

И небо светлеет.

- Какие музыкальные инструменты вы услышали в этом произведении? ( флейта, скрипка, кларнет)

- С одинаковой силой звучала музыка? (нет не с одинаковой , она менялась)

- Почему менялась сила звучания музыки? (сначала музыка была тихой, а затем повышалось, что говорило о пробуждении солнца и всего живого)

- Что хотел изобразить композитор таким способом ?(хотел показать, что все пробуждается постепенно и с нарастающей силой)

- Чтобы узнать, как называется сила звучания музыки, вам необходимо собрать цифры по порядку, которые лежат у вас на парте, в слово. Подсказкой будут цифры над буквами от 1 до 8. Ребята собирают слово ДИНАМИКА.

- Динамика – совокупность понятий и нотных обозначений, связанных с оттенками громкости звучания. Существует два базовых обозначения громкости в музыке: форте – громко ( ) и пиано – тихо ( )

- Это задание было из сокровищницы Волшебницы Музыки от Скрипичного Ключа. Молодцы, что вы меня не подвели и выполнили все правильно!

Но теперь ваша задача состоит в том, чтобы передать силу звучания музыки и плавность мелодии движениями (пластическое интонирование).

Для лучшего восприятия образов предлагаю посмотреть видеозапись.

Слушают музыкальное произведение, активно ведут диалог и отвечают на вопросы учителя.

Коммуникативные:- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

Познавательные: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Фронтальная, индивидуальная. Словесный, наглядный и практический методы.

- А теперь скорее садимся в музыкальную машину времени и возвращаемся в Россию во времена Петра Ильича Чайковского, одного из величайших композиторов в истории музыки.

- Ребята, вы знакомы с творчеством Чайковского?

- Кто сможет рассказать о нем? ( Пётр Ильи́ч - русский композитор , дирижёр , педагог , музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист. Считается одним из величайших композиторов в истории музыки. Он внес чрезвычайно ценный вклад в мировую музыкальную культуру.)

- Какая была по характеру музыка? ( спокойная, душевная, монотонная)

- Какие музыкальные инструменты вы услышали в этом произведении? ( фортепиано)

- С одинаковой силой звучала музыка? (да)

- Что такое молитва? (обращение «человека к Богу, богам, святым)

- Каждый день нужно делать зарядку – чтобы почувствовать себя бодрым, здоровым, чтобы тело проснулось ото сна. А душа? Ведь ей тоже нужно пробудиться, настроиться на предстоящий день… Каким ты хочешь, чтобы был новый день? Полным добрых дел, добрых слов, добрых людей. Попросить помощи у Всевышнего – это укрепить свои добрые намерения, обрести внутреннюю гармонию на целый день.

Слушают музыкальное произведение, активно ведут диалог и отвечают на вопросы учителя.

Познавательные: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Коммуникативные:- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

IV. Закрепление знаний и способов
действий.

Цель: обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

Словесный, наглядный и практический методы.

1. Характеристика музыкального произведения.

- Какое впечатление сложилось у вас по каждой из этих пьес?

- Давайте каждому музыкальному произведению дадим характеристику

- Какой регистр этого произведение? (умеренная)

- Динамика? (форте- громко)

- Какой регистр этого произведения? (низкая)

- Молодцы, ребята, вы очень хорошо умеете характеризовать музыку.

- А теперь мы с вами споем очень веселую песню, которую вы все очень хорошо знаете.

Объясняет выполнение задания.

Дают характеристику музыкальному произведению.

Коммуникативные – учиться работать в паре, выработать умение договариваться и слушать собеседника.

V. Итог урока

Цель: обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся.

Фронтальная, Индивидуальная. Словесный.

- Где мы сегодня побывали на уроке?

- С какими композиторами мы сегодня познакомились?

Проводит обобщающую беседу по всему пройденному материалу.

Отвечают на вопросы, тем самым закрепляют знания, полученные на уроке.

Коммуникативные:

- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

V I . Рефлексия.

Цель: обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.

Словесный, наглядный методы.

1.Оценка своих знаний

- Тем, кому урок понравился и все получилось, хлопните один раз в ладоши, те которые затруднялись в выполнении какого – либо задания хлопните в ладоши два раза.

- Ребята за хорошую и активную работу вам Волшебница Музыки дарит Скрипичные Ключи, которые откроют вам тайны музыкальной грамоты и ваши таланты.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Конспект урока музыки

Выполнила студентка 24 группы

Методист: Мацкевич Т.А.

Цель урока: создание условий для формирования представлений о том, что говорит музыка, продолжать прививать любовь к музыке, познакомить с изобразительностью, напомнить детям, что такое выразительность.

Образовательные: закрепить и расширить знания обучающихся о музыке, формировать устойчивый интерес к музыкальному искусству; закрепить понятия: музыка изображает, музыка выражает.

Воспитательные: воспитывать интерес и любовь к музыке, музыкальный и эстетический вкус, воспитывать в детях чувство прекрасного.

Развивающие: развивать мышление, воображение, память, творческие способности детей, учиться передавать художественный и музыкальный образ песни.

Оборудование: презентация, аудиозаписи произведений, мультимедиа

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Николаевна, и сегодня урок музыки проведу у вас я. Давайте улыбнемся друг другу, ведь когда улыбкой день освещается, чудесным образом все получается. Садитесь!

Актуализация знаний.

1)Что такое выразительность? ( Выразительность – это мелодия которая выражает мысли чувства и переживания человека и она является главной.

2)Что может выражать музыка? ( музыка может выражать эмоции, переживания, чувства, т.е. внутренний мир человека.)

3)Какие средства выразительности вы узнали на прошлом уроке? (Мелодия, ритм, темп, лад, динамика, тембр)

Основная часть.

Как вы уже знаете, интонации бывают выразительные и изобразительные. Сегодня на уроке мы подробно поговорим о изобразительности. Какой океан звуков окружает нас! Пение птиц, шелест леса, шум ветра и шорох дождя, раскаты грома, рокот волн… Все эти звуки природы музыка может изобразить, а мы, слушатели, представить. Изобразительность – это то что придает музыке большую яркость ,глубину, которая хотел выразить композитор. Изобразительность, отражение в музыке явлений природы, звуков машин, работы механизмов. Как вы думаете выразительность может жить без изобразительности?(да)А изобразительность без выразительности?(нет) Музыка изображает все предметы, которые находятся в движении, а также животных, шумы природы, шаги и бег человека. Один из самых излюбленных приемов изобразительности в музыке - подражание голосам птиц и животных. Другой прием существует для изображения не звуков природы, а движений птиц и зверей. Основными изобразительными средствами стали тембры инструментов, ритм и темп. Ведь движения любого живого существа происходят в определенном ритме и темпе, и они очень точно могут быть отражены в музыке. Кроме того, характер движений бывает различен: плавные, летящие, скользящие или, наоборот, резкие, неуклюжие.

Тембр – окраска звука; одна из специфических характеристик музыкального звука (наряду с его высотой, громкостью и длительностью).

Ритм – организация музыки во времени. Ритмическую структуру музыкального сочинения образует последовательность длительностей — звуков и пауз.

Дар изображать в музыке движения животных и птиц, явления природы дается не каждому композитору.

Камиль Сен-Санс, французский композитор, пианист, дирижер, с раннего детства любил вслушиваться во все шумы, звуки природы. Такие наблюдения помогли создать остроумный и изобразительный “Карнавал животных”.

Сейчас предлагаю послушать несколько миниатюр и постараться узнать, кто изображен в музыке.

Сейчас мы с вами прослушаем несколько музыкальных произведений и попробуем сказать, кого пытался изобразить композитор.

1)Персонаж с длинными ушами.

Речь идет об осле- его крики переданы взвизгиваниями и тянущимися звуками скрипок.

2)Куры и петухи.

В быстром и торопливом повторении одного и того же звука композитор остроумно изобразил кудахтанье кур, который прерываются вдруг мелодией кукареканья петуха. На один из таких особенно призывных кличей куры бросаются к нему с суматошным кудахтаньем.(назойливые птичья крики)

Изображение рыб- красивые, условные переливы звучаний челесты, фисгармонии, флейты, высоких нот струнных и пассажей фортепьяно, создающие впечатление колышущейся воды.

Является одним из популярных сочинений композитора. Здесь присутствует звуко -изобразительный элемент, передающий колебания волн. В этой пьесе мы видим величественную и гордую птицу, которая скользит по воде благородно, плавно и красиво.

Музыка может изобразить очень многое. Она изображает человека – его шаги, бег, прыжки, танцевальные движения. Она изображает разнообразные шумы окружающей среды, которые окружают человека повсюду. Шумы и все живое в природе. Изобразительность делает музыку яркой, доступной и понятной для человека. Изобразительность помогает человеку четко представлять животных, погоду, предметы и многое другое.

Ребята, встаньте пожалуйста. Давайте немного подвигаемся и разомнемся. Смотрите на меня и повторяйте за мной. (музыкальная физминутка)

Молодцы ребята! Мы хорошо подвигались и готовы продолжать работать дальше!

Вокально-хоровая работа.

Понравился ли вам наш сегодняшний урок? Давайте вспомним, что сегодня нового мы узнали на уроке? Какие произведения мы прослушали на уроке? Какие вам понравились больше всего? Почему?

Оборудование: карта-схема города Интонация, мультимедиапроэктор, слайд-фильм, проигрыватель, грамзаписи, CD-записи.

I. Оргмомент

Со звонком дети входят в класс под музыку. На экране проектора приветствие (слайд №1) “Доброе утро, юные любители музыки!” Учитель исполняет музыкальное приветствие без выразительности.

II. Актуализация знаний


Учитель: Чего не хватает в нашем приветствии?

Дети: Выразительности (исполнить приветствие с выразительной интонацией).

Учитель: Обратим внимание на ребус и попробуем его расшифровать (слайд №2).


– Что такое интонация?

Дети: Интонация – это выразительность, а еще это название города.

На доске появляется карта-схема города Интонация.

Учитель: На каких улицах города мы с вами были на прошлом уроке?

Дети: На улице Музыкальных и речевых интонаций и на улице Правил выразительной интонации.

Учитель: Отчего зависит выразительность интонации?

Дети: От соблюдения знаков препинания и правил выразительной интонации.

Учитель: Давайте заглянем на улицу Музыкальных и речевых интонаций и вспомним в чем их сходство и различие (слайд № 3).


Дети: Сходство этих интонаций в том, что они должны быть выразительными, а различия в том, что музыкальную интонацию можно записать точно по высоте и она не изменится по истечении времени, а речевая интонация может изменяться.

Далее идет работа со слайдами № 3, № 4, № 5.



Учитель: Обратите внимание, на этой улице появился игровой салон “Интонационка”, где нас встречает конферансье. Попробуйте произнести его фразу соответствующей интонацией. Игра в этом салоне заключается в следующем: нужно произнести фразу соответствующей интонацией (речевой или музыкальной), подходящей для данного персонажа или иллюстрации.

Работа со слайдом № 6.

Ребята произносят последнюю фразу “Кто дежурные?”, представленную в игровом салоне.

Учитель: Знакома ли нам эта фраза? Откуда она?

Дети: Эта фраза из попевки Д.Б. Кабалевского “Кто дежурные?”.


Слушание попевки Д.Б. Кабалевского, разучивание 2, 3 куплетов и затем выразительное исполнение попевки по группам.

Учитель: Какие интонации услышали в попевке? Как движется интонация?

Дети: В попевке слышны вопросительные и утвердительные интонации, а также слышна горделивая интонация – “самые дежурные”, “лучшие дежурные”. Ребята гордятся тем, что сами делают свой класс чистым и красивым. Интонация движется вверх и вниз.

III. Изучение нового материала

Учитель: Сегодня мы заглянем еще на одну улицу (Выразительных и изобразительных интонаций) нашего необыкновенного города (работа со слайдом № 7). Интонация, как и музыка, может быть изобразительной (“рисует”) и выразительной (чувства человека). Какие интонации были в попевке “Кто дежурные?”.


Дети: Интонация была выразительной, т.к. выражала чувство гордости за класс.

Учитель: Вспомните героев сказки “Петя и Волк”, которую написал С.С. Прокофьев. Почему она называется еще и симфоническая?

Дети: Симфоническая сказка потому, что голоса героев заменили звучанием симфонических инструментов. А героями этой сказки являются – Петя, кошка, птичка, утка, волк, охотники, дедушка.

Учитель: А с помощью чего музыка рисовала портреты героев в этой сказке?

Дети: Музыка рисовала портреты героев с помощью характера и различных интонаций.

  • Кошка – вкрадчивые, мягкие интонации
  • Утка – неуклюжие, басовитые интонации
  • Дедушка – ворчливые интонации
  • Петя – безмятежные, озорные интонации

Учитель: Если музыка “рисовала” образ, можем мы определить какие это интонации выразительные или изобразительные?

Дети: Интонации были изобразительными.

Учитель: Во втором классе к нам в гости приходили три подружки, которые, оказывается, проживают на этой улице в доме № 5 (работа со слайдом № 8). Вспомните как их зовут и с помощью эмоций передайте их настроение.


Дети: Их зовут – Плакса, Резвушка, Злюка (далее игра “Эмоции”).

Слушание музыки Д.Б. Кабалевского “Три подружки”.

  • Обратить внимание, какие интонации прозвучат для выражения характера девочек?
  • Какие инструменты использовал композитор, чтобы лучше передать образ подружек?
  • Это интонации выразительные или изобразительные и почему?)
    • Резвушка – веселые, игривые интонации (фортепиано)
    • Злюка– резкие, недружелюбные интонации (медная труба)
    • Плакса – плачущие, горюющие, обижающиеся, несчастные интонации (скрипка)

    IV. Физминутка “Движения”

    С помощью эмоций выразить характер девочек, и изобразить их движения.

    Учитель: Нам пора двигаться дальше. Послушайте фрагмент музыкального произведения (музыка для релаксации неизвестного автора “Утро в лесу”), я не скажу вам его названия, назовите сами, так, как подскажут вам музыкальные интонации.

    Дети: Этот фрагмент можно назвать “Сказка”, “Заход солнца”, “Спящий лес”, “Утро в лесу”, “Волшебный лес” и т. д.

    Учитель: По-вашему, это картины природы? Расскажите подробнее, что изображено на этой музыкальной картине? Какие интонации помогли вам их представить?

    Дети: В музыке слышны мягкие, нежные, добрые, лирические интонации. Кроме того, эти интонации изобразительные, потому что рисуют картину природы.

    Учитель: Обратите внимание, что на улице находиться “Галерея музыкальных картин” (работа со слайдом № 9). Выберите, какая из картин великих художников (“Над вечным покоем” и “Золотая осень”) сочетается своими интонации с прослушанным музыкальным фрагментом. Объясните свой выбор.


    Учитель: Давайте пройдемся по галерее и насладимся миром прекрасного и посмотрим как художники и фотохудожники изображают природу (работа со слайдом № 10).


    Звучит музыка для релаксации неизвестного автора “Утро в лесу”, на слайде поочередно появляются изображения картин.

    Учитель: Выберите, какой живописный фрагмент не вливается в общую картину и почему?

    V. Итог урока

    Учитель: Много нового и интересного мы узнали, побывав на этой улице. Встретили старых друзей. Вспомните все, что встречалось нам на пути, и назовите жителей улицы.

    Дети:

    – На улице выразительных и изобразительных интонаций в доме № 5 проживают три подружки – “Злюка”, “Плакса”, “Резвушка” (выразительные интонации).

    – Есть школа, в которой находиться “замечательный класс” (выразительные интонации).

    – Находится на этой улице замечательная музыкальная картинная галерея (изобразительные интонации).

    – Мы встретились со своими старыми знакомыми, героями сказки “Петя и волк” (изобразительные интонации).

    Учитель: А еще на этой улице находиться замечательный бассейн, где все от радости визжат, и где плещется только веселье. Давайте и мы с вами туда отправимся (слайд № 11).


    Исполнение песни А. Журбина “Веселый лягушатник”. Слайд № 12 – “В добрый путь, юные любители музыки!”. Учащиеся выходят из класса под музыку.

    Читайте также: