Что такое тон в искусстве кратко

Обновлено: 05.07.2024

Физическая характеристика цвета, принадлежащего к простым или основным цветам, определяется его местом в солнечном спектре, степенью его чистоты (т. е. примесью к нему белого света, большей или меньшей силы, или же полным отсутствием всякой примеси) и степенью его светлоты. Большинство красок, употребляемых в живописи, очень различаются цветом от спектральных, и только некоторые краски приблизительно подходят к цветам спектра. Тем не менее можно почти все краски разделить на группы, которых наименования одинаковы с названиями спектральных. Так, напр., крапплак, киноварь и жженая светлая охра — могут быть названы красными, при всем резком различии одной от другой. Ближе одна к другой — киноварь горная и киноварь китайская, но и между ними есть различие, которое и называют тоном: обе эти киновари разного тона. Подобно тому, краски темный кобальт (употребляя торговые названия) и средней светлоты ультрамарин принадлежат к группе синих, но характеризуются каждая своим Т. Рассматривая те и другие через призму, можно видеть, что цвет, напр., киновари содержит в себе, кроме соответственного спектрального красного, еще слабые оптические примеси других, близко к красному лежащих в спектре цветов, что и обусловливает Т. киновари. Также и Т. зеленых и синих красок происходят от состава оптической примеси к их основному цвету еще оранжевых, фиолетовых и других цветов. Очень сложные Т. (напр., коричневые) иногда совсем не могут быть отнесены по общему впечатлению к какой-либо части спектра. В картине может господствовать тот или другой Т., а все частные Т. должны гармонировать между собою. Смотря по впечатляю от Т., ему дают, кроме общих красочных названий, и множество других: золотистый, серебристый, спокойный, кричащий, глухой и т. п. Издавна Т. разделяются художниками на холодные и теплые. К первым относятся все фиолетовые, синие, голубые и зелено-голубые, ко вторым — красные, оранжевые, желтые и зелено-желтые; есть зеленые и пурпуровые Т., не причисляемые ни к теплым, ни к холодным. Так разделяются и спектральные цвета. Они могут быть изменяемы в отношении силы света, и когда крайности освещения велики, то и каждый спектральный цвет безо всякой примеси изменяется несколько в Т.: стоит сравнить очень яркий спектр с очень темным. Вообще Т., как характеристика цвета, обусловливается степенью сложности цвета и его световою силою.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890—1907 .

Полезное

Смотреть что такое "Тон в живописи" в других словарях:

ТОН — (лат., от греч. teino растягивать, усиливаться). 1) производимый человеческим голосом или инструментом музыкальный звук определенной высоты. 2) звучность инструментов, 3) в живописи: цвет красок. 4) в общежитии: обращение человека с людьми, его… … Словарь иностранных слов русского языка

Тон — цветовой, одна из основных характеристик цвета (наряду с его светонасыщенностью), определяющая его оттенок по отношению к основному цвету спектра и выражающаяся словами голубой, лиловый, коричневый и т. д.; различия в названиях красок… … Художественная энциклопедия

Живописи, скульптуры и архитектуры институт — имени И. Е. Репина (Университетская набережная, 17), старейшее в стране художественное высшее учебное заведение. Основано в 1757 как классы Академии художеств; в 1894 1918 Высшее художественное училище при АХ. С 1918, после упразднения… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

Тон — (в живоп.). Физическая характеристика цвета, принадлежащего кпростым или основным цветам, определяется его местом в солнечномспектре, степенью его чистоты (т. е. примесью к нему белого света,большей или меньшей силы, или же полным отсутствием… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Тон — I Константин Андреевич [26.10(6.11).1794, Петербург, 25.1(6.2).1881, там же], русский архитектор. Учился в Петербургской АХ (1803 15) у А. Н. Воронихина, был командирован в Италию (1819 28). Академик (1830), профессор (1833), ректор по… … Большая советская энциклопедия

Тон — 1) звук той или иной высоты, 2) в живописи цвет и степень яркости красок, 3) оттенок речи … Популярный политический словарь

Краски употребляемые для живописи — Пигменты, употребляемые для живописи, большей частью минерального происхождения, и лишь небольшое число их органические соединения. Первоначально служили для этой цели почти исключительно вещества, находимые в природе готовыми земли, но в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Что такое тон и почему он так важен в живописи? Часть 1.

Многим кажется, что тон – это сам цвет или его оттенок. На самом деле, все проще: тон определяет то, насколько цвет темный или светлый. Художники нередко пренебрегают внимательным отношением к тону, поскольку чрезмерно увлечены Его Величеством Цветом.

Количество и диапазон тоновых переходов также варьируется в зависимости от случая. Светлые оттенки (например, желтые) имеют меньше тонов, чем темные.


Научиться видеть и понимать тон помогает специальное упражнение – тоновая растяжка. Начертите на листе две параллельные горизонтальные линии и разделите их вертикальными так, чтобы получился ряд маленьких квадратов. Возьмите любую краску (например, черную) и белила, и закрашивайте квадратики, начиная с неразбавленной краски и для каждого квадрата добавляя немного белил (или наоборот – начните с чистого белого и понемногу добавляйте цвет). В результате вы получите тоновую градацию. Чем больше вы будете упражняться, тем равномернее будут ваши тоновые переходы.

В следующий раз мы продолжим наш рассказ о тоне. А пока - удачи в живописи!

Тон определяет, насколько предмет тёмный или светлый. У каждого объекта есть собственный (локальный) тон, он меняется под влиянием освещения. Тон для восприятия работы гораздо важнее цвета.

На эти головы наложили один и тот же цвет. Разницу в восприятии обеспечил тон (соотношение светлый/тёмный), а не цвета

Собственный тон предмета мы можем наблюдать только при нейтральном рассеянном свете. В остальных случаях предмет кажется нам светлее или темнее, чем он есть на самом деле. Этот факт хорошо известен не только художникам, но и фотографам.

Поэтому важно помнить, что тон объекта неразрывно связан с окружающей средой. Чёрная кошка, расположившаяся под лучами яркого солнца, может выглядеть светлее, чем лист бумаги, оставленный в полной темноте.

  • серые и чёрные тона на белом;
  • чёрный, белый и тёмно-серый на светло-сером;
  • чёрный, белый и светло-серый на тёмно-сером;
  • серые и белые тона на чёрном.

Чем проще (тоновая) композиция, тем лучше выйдет картина.

Этой практики придерживаются многие известные художники. Композиции Майка Миньолы строятся на использовании двух противоположных тоновых значений — чёрного и белого.

Здесь группировка по тону основана на разграничении света и тени: теневая часть залита сплошным чёрным цветом, а свет остается белым Майк Миньола

Не нравятся заливки? Можно разбивать тон на простые группы, которые при отдалении от работы будут читаться как единые пятна. Картина Густава Доре разбита на несколько планов, которые читаются благодаря группировке основных масс по тону.

Как уже понятно, тон напрямую связан с освещением, поэтому продумывать количество света в работе очень важно. Это ещё одно направление, которое одинаково важно для фотографов, киношников и художников (особенно иллюстраторов).

Обратимся к лекции Катерины Горелко. Чаще всего в кино, живописи и геймдеве используют полный спектр тонов. За основу берут летний день, в кадре сохраняют как светлые, так и тёмные акценты.

Упомянутое на слайде правило 70/30 говорит о выразительном соотношении. Его можно применить не только к оттенкам серого, но и к форме, линии или цветам. В этой работе Lori Putnam больше 70% выполнены в светлом тоновом диапазоне, и до 30% — в тёмном.

Вернёмся к ключам. Высокий тоновой ключ используют, чтобы передать светлые эмоции, сны или воспоминания или подчеркнуть характер персонажа — нежный и непорочный. Для этого ключа почти не нужны тёмно-серые и чёрные значения.

Низкий тоновой ключ используют, чтобы показать страх, мистику или заговор (например, персонаж замышляет что-то недоброе у себя в кабинете). Его часто можно встретить в ужастиках. Светлые тона здесь встречаются по-минимуму и чаще всего выполняют роль акцентов.

Есть два основных варианта.

  • Начать рисовать с двух цветов — чёрного и белого.
  • Периодически переводить картинку в оттенки серого в процессе работы, чтобы проверить, все ли в порядке с тоном. Этот приём очень рекомендуют известные художники и преподаватели Сэм Нильсен (Sam Nielson), Сэмюэл Михлэп (Samual Michlap), Марко Буччи (Marco Bucci) и многие, многие другие (включая преподавателей Smirnov School).

Начните с двух тонов, как Майк Миньола. Разбейте работу на свет и тень, далее постепенно добавляйте средние тона.

Пример такого пайплайна от Сэмюэля Михлэпа. Он начал с зарисовки снизу слева, потом постепенно добавлял в работу тоновые соотношения и лишь потом перешёл к цвету

Концепт-художник Игорь Артеменко ака Haryarti (The Banner Saga, Riot Games) работает по похожему пайплайну.

Наш стрим с Игорем" data-image-src="https://leonardo.osnova.io/7cc17ae2-8d34-a21a-b6d0-cb2acdfe4578/">

Внутри заданных тоновых пятен не должно быть сильных контрастов в деталях: отдельные незначительные элементы не должны вырываться на передний план, иначе вы потеряете целостность композиции. Убедившись, что тоновая композиция читается, переходите к покраске.

Возникли проблемы на этапе покраски? Отслеживать тоновые соотношения в цвете бывает не просто. Поэтому во время работы лучше переключаться в ч/б, чтобы проверить себя.

Рисуете в Procreate? В iOS есть настройка, которая позволяет переводить планшет или телефон в ч/б, трижды нажав на кнопку Home.

Помните, что такой способ перехода в ч/б режим меняет только отображение цветности на вашем экране, но для самой системы все остается цветным. Поэтому если вы возьмете пипеткой какой-то оттенок серого и начнете рисовать, а потом отключите ч/б режим, окажется, что вы рисовали именно цветом.

Иногда недостаточно просто перевести работу в оттенки серого, чтобы заметить проблему — особенно если глаз сильно замылился.

Возьмем для примера работу самого Сэма.

Переводим её в оттенки серого и двигаем уровни. В центре внимания по-прежнему остается носорог. При неудачной комбинации тонов на этом этапе он бы уже слился с фоном и стал нечитаемым — и вы бы нашли ошибку.

Анализируйте работы других художников, кадры из фильмов и мультфильмов. Делайте копии выбранных изображений, используя ограниченную тоновую палитру: 2, 3 или 4 тона. На этом упражнении тренируются и новички, и профи.

Не пользуйтесь мягкими кистями и смешиванием. Чтобы разбить работу на четкие плоские пятна, используйте лассо. У вас должны получиться жёсткие, чёткие и выразительные силуэты. Лассо поможет вам легче контролировать края формы.

Каждую копию старайтесь выполнять быстро, не зацикливаясь на деталях. Сосредоточьтесь на изображении в целом. Если вам сложно сгруппировать работу по тону, попробуйте прищурить глаза и поискать большие тоновые группы, которые выделяются на фоне окружения.

Вдумчивый анализ работ других авторов учит создавать собственные визуально интересные композиции.

Что такое тон, как научиться его понимать и искать ошибки в работах (En).

Наш стрим с Евгенией Кацубо из Larian Games о тоне в иллюстрации (Ru).

Полная лекция по тону от Екатерины Горелко.

О том, как покрасить тоновой подмалевок, мы расскажем позже.

Автор: Сефери специально для Smirnov School, онлайн-школы, где готовят концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Для читателей DTF у нас есть специальные скидки.

Спасибо.
Хорошая статья, как текст так и структуризация .
Благодарю!

Да. Именно что отлично структурировано, помимо того что все по делу. Удобно воспринимать материал.

Статей про тон никогда не бывает мало)

При работе с тоном, однако, нередко нужно учитывать также последующую работу с цветом, т.к. некоторые цвета, даже находясь в одной тоновой категории, дают хорошую контрастность:

Сам фотограф, почитал с интересом 👍

Вот такого, побольше, пожалуйста.

Отличная тема затрагивающая множество творческих профессий. Сенкс

Супер. Отличный материал, хотя и перлопатил по этому поводу огромное количество курсов и книг. Все по делу. Спасибо большое, делайте пожалуйста еще.

DICE показала обновлённую таблицу результатов Battlefield 2042 — она появится в игре 8 марта Статьи редакции

Спустя три месяца после релиза шутера.

Привет. Я почти ничего не посчу, у меня просто не хватает времени на это. Но я постараюсь. Оказалось, что мои социальные связи безумно полезная вещь во время вой. тоесть, спецоперации.

Небольшое пояснение: мне тут начали предъявлять за что-то, что я ранее писал, поэтому вот вам пост:

Онлайн-магазин французского издательства в РФ уже недоступен.

К украинским политикам и СМИ можно относиться по разному, но чего у них не отнять - так это того, что ты смотришь на них и видишь живых людей. Со своими достоинствами и недостатками, эмоциями, верой, заблуждениями, ошибками. Где-то может они не правы, ну а где-то правы. Где-то могут передумать, где-то поменять точку зрения. Они живут, они движутся.

Смотришь на российских прокремлёвских политиков и СМИ - там ничего человеческого, это какая-то престарелая накрахмаленная нежить в костюмах дороже, чем моя квартира. Многие из них уже 2-3 десятка лет сидят в телевизоре, а те, кто помоложе, ничем не отличаются от предшественников (разве что более/менее наглый). У них нет никаких ценностей, кроме как и дальше оставаться в телевизоре. Из их рта доносятся либо канцеляриты, либо симулякры откуда-то из 60-ых полные шизофрении и презрения к самой человеческой сути. Они принципиально не позволяют себе ни слова правды, только ежедневную ложь, даже если она разрушится на следующий день или более того уже была разрушена ещё вчера. Постоянно противоречат сами себе. И вся страна застыла вместе с ними в "стабильности".

Тоже хочу себе живого президента, даже если он будет не прав и наделает кучу ошибок. Тоже хочу чувствовать ответственность за свою страну, даже если мне за себя потом будет стыдно. Хочу жить. Впрочем, как и мои сограждане, наверное поэтому они не лезут в политику.

Тон - это насыщенность цвета. Это светлота или темнота любого цвета. Например, у вас может быт красный светлого тона или красный темного тона. Тон регулируют добавлением большего или меньшего количества белил. Цвета также можно сделать более темными по тону путем добавления темного цвета, например, добавление коричневого к желтому сделает его темнее. Попытайтесь написать этот цветочный горшок. Различные тона коричневого использованы для того, чтобы он выглядел круглым и пустым.

тон

1. Пользуясь маленькой мягкой кистью и разбавленным раствором жженой умбры, нарисуйте очертания горшка.

тон

2. Пользуясь только жженой умброй и небольшим количеством разбавителя, напишите темным внутреннюю часть, боковую сторону и ободок горшка.

тон

4. Наконец, добавьте в вашу коричневую смесь большое количество белил и напишите светлую сторону горшка. Помните, что краска должна быть мягкой, но не жидкой, тогда у вас не будет трудностей с плавными переходами.

Пейзаж одним цветом

У монохромной живописи долгая история, ее расцвет приходится на XIX век, когда очень популярны стали наброски сепией. Будучи удобным способом получения тона, они и сами по себе являются очень эффектными картинами. В приведенном ниже упражнении, где использован один цвет и белила, показано, как с увеличением расстояния тон цветов становится светлее.

пейзаж

1. Пользуясь маленькой мягкой кистью, наметьте картину разбавленным раствором красного. Я использовала ализарин малиновый.

пейзаж

2. Большой кистью с круглым концом из свиной щетины напишите небо — сначала задний план, затем тени на облаках. Теперь добавьте самые освещенные облака, используя густые белила. Плоской кистью из свиной щетины составьте два тона для земли, более бледный — для дальнего плана.

пейзаж

Читайте также: