Какие значения слова школа тебе известны обществознание 5 класс кратко

Обновлено: 03.07.2024

Репинская ш. в живописи. Создать свою школу в науке.

Существительное школа заимствовано через польское посредничество из латинского языка, в котором восходит к греческому schole.
В древнерусских памятниках слово школа отмечается с 14 века.
Латинское schola преобразовалось в польском языке в szkola "школа".
В древности, в греческом языке, schole пережило изменение значений:
"досуг, свободное время" >
"занятие чем-либо на досуге" >
"ученая беседа".
Позже произошло развитие значений:
"место учения, бесед" > "школа";
"содержание ученых бесед" > "учение",
"философское направление".

В современном русском языке исторические слова школа и схоластика родственные.
Существительное школа в русском языке имеет также значения:
учебное заведение (начальная школа, средняя школа) ;
специальное учебное заведение (детская спортивная школа; музыкальная школа и др.) ;
названия учебных заведений, их видов (начальная школа; средняя школа; высшая школа) ;
система образования;
выучка, приобретение опыта (школа жизни; филологическая школа) ;
художественное, научное и общественно-политическое направление (Московская лингвистическая школа; натуральная школа, школа современных историков Востока;
питомник, где выращиваются растения.

Слово школа имеет в русском языке ряд простых и сложных производных, некоторые из них многозначные:
школьник, школьница, школка, школьный, школярство, школоведение, школа-интернат.

Слово школка имеет уменьшительное значение "маленькая школа" и разговорно-презрительное значение: не научная школа, а какая-то школка без собственных позиций.

Распространены в русском языке производные школьник, школьница, школьный.
Устарело слово школяр. Это слово пришло в русский язык не из украинского языка, как утверждают некоторые информанты, а в значении "школьник", "ученик" пришло из польского языка (szkolarz) - заимствования из народной латыни (scholaris "ученик"). Слово школяр в украинском и болгарском языках нормативное.

Школа - 1. Учебное заведение, которое осуществляет общее образование и воспитание. // здание, в котором помещается такое заведение. // разг. Коллектив одного такого учебного заведения, его ученики и учителя.
2. Система образования, совокупность учреждений для его получения.
3. Название учебных заведений, имеющих обучающую направленность.
4. Специальное учебное заведение, где даются профессиональные знания, квалификация. // Военное училище, где готовится офицерский и младший командный состав.
5. перен. Приобретение опыта, выучки. // Приобретенный опыт, выучка. // То, что дает такой опыт, такую выучку.
6. Система определенных правил, способов, приемов изучения чего-л. , освоения чего-л. // Воспитание, обучение в духе каких-л. правил, принципов. // Искусство дрессировки коня, связанное с манежной выездкой, выполнением различных упражнений, темпов езды и т. п.
7. Научное, литературно-художественное или общественно-политическое направление, обладающее определенными отличительными свойствами. // Группа учеников, единомышленников, последователей.

Обучение в государственных средних школах (в том числе школах с углублённым изучением предметов) официально является бесплатным. В последние десятилетия существования СССР школы также бесплатно снабжали учеников учебниками, сейчас учебные пособия приобретаются.

В школе - среднее (общее) образование.
В колледже - среднее специальное образование.
В институте, академии, университете - высшее образование.

2. Чем школа, в которой ты учишься, отличается от старой русской школы?

3. Куда могут пойти учиться выпускники школы?

Колледж, академия, институт, университет.

4. Как ты понимаешь пословицу: "Учиться - одно, научиться - другое"?

5. Что сегодня означают слова "остаться неграмотным"?

Не овладеть навыками чтения и письма на родном языке.

1. Какие значения слова "школа" тебе известны? В случае затруднения обратись к словарям или ресурсам Интернета.

1) Учебное заведение, в котором получают общее образование и воспитание.
2) Система образований, совокупность учреждений.
3) Система определенных правил, способов и приемов изучения чего-либо.

2. Недавно в одной из школ твои ровесники-пятиклассники обсуждали вопрос: "Для чего нужна школа сегодня?". И вот к каким выводам они пришли : " Школа нужна, во-первых ,чтобы передать знания от старших к младшим ; во-вторых . чтобы выработать нужные для жизни умения ; в-третьих , чтобы научится какой-то профессии ". А как на этот вопрос ответишь ты?

3. Одна из русских пословиц звучит так: "Мир освящается солнцем, а человек - знанием". Объясни смысл этой пословицы. Подбери другие пословицы, похожие на нее по смыслу.

4. Ольга учится в университете. На какой ступени образования она находится? Выбери единственный правильный ответ из четырех вариантов:

1) среднее полное общее образование;
2) среднее профессиональное образование;
3) высшее образование;
4) основное общее образование.

5*. Выполни проект "Наш класс" (компьютерную презентацию или плакат-постер).

Ищешь, что значит слово школа? Пытаешься разобраться, что такое школа? Вот ответ на твой вопрос:

Школа это:

Шко́ла (от — досуг, учебное занятие, школа) — учебное заведение для получения общего образования. В широком смысле слово может применяться к названию любого образовательного учреждения (музыкальная школа, художественная школа, спортивная школа — ДЮСШ, школа боевых искусств и т.

Школа

1.Учебное заведение, которое осуществляет общее образование и воспитание. отт. Здание, в котором помещается такое заведение. отт. разг. Коллектив одного такого учебного заведения, его ученики и учителя.

2.Система образования, совокупность учреждений для его получения.

3.название учебных заведений, имеющих обучающую направленность.

4.Специальное учебное заведение, где даются профессиональные знания, квалификация. отт. Военное училище, где готовится офицерский и младший командный состав. II ж.

1.Приобретение опыта, выучки.

2.Приобретенный опыт, выучка.

3.То, что дает такой опыт, такую выучку. III ж.

1.Система определенных правил, способов, приемов изучения чего-либо, освоения чего-либо. отт. Воспитание, обучение в духе такой системы правил, принципов. отт. Искусство дрессировки коня, связанное с манежной выездкой, выполнением различных упражнений, темпов езды и т.п.

2.Научное, литературно-художественное или общественно-политическое направление, обладающее определенными отличительными свойствами. отт. Группа учеников, единомышленников, последователей такого направления.

Школа

ж.
1) а) Учебное заведение, которое осуществляет общее образование и воспитание. б) здание, в котором помещается такое заведение. в) разг. Коллектив одного такого учебного заведения, его ученики и учителя.
2) Система образования, совокупность учреждений для его получения.
3) Название учебных заведений, имеющих обучающую направленность.
4) а) Специальное учебное заведение, где даются профессиональные знания, квалификация. б) Военное училище, где готовится офицерский и младший командный состав.
5) а) перен. Приобретение опыта, выучки. б) Приобретенный опыт, выучка. в) То, что дает такой опыт, такую выучку.
6) а) Система определенных правил, способов, приемов изучения чего-л., освоения чего-л. б) Воспитание, обучение в духе каких-л. правил, принципов. в) Искусство дрессировки коня, связанное с манежной выездкой, выполнением различных упражнений, темпов езды и т.п.
7) а) Научное, литературно-художественное или общественно-политическое направление, обладающее определенными отличительными свойствами. б) Группа учеников, единомышленников, последователей.

Школа

жен. , лат. , нем. училище, и б. ч. низшее. | Лесничее рассадник дерев, посевы и присадки разных возрастов, для разводки плодовых или лесных деревьев. | В верховой езде, манежная, берейторская выучка лошади, вся постепенность искуственной езды. | * Всякое положенье человека, где он волей-неволей приобретает находчивость, опытность и знание. Не выучит школа, а выучит охота. Школьное ученье. Школьная езда, манежная. Школьня вор. училище. Школить кого, учить; | держать строго, под присмотром, воспитывать, приучать к порядку, расторопности, держать в руках. | Учить, в знач. посекать или наказывать; -ся , страд. Школенье, действие по глаг. Школьник, -ница , школяр, -рка , ученик, кто ходит в школу. Школьник приходской школы. Бывших кантонистов звали нередко школьниками. Боится школьник лозы — пуще грозы. | Школьник, камч. акипка, молодой тюлень. Школьничий, -нический , к ним относящ. Школярный, ко школенью, к тупому, школьному ученью относящ. Школярная ученость, школярство ср. педантизм; сухое, тупое ученье, неотступно следующее принятым, нередко мелочным и вздорным правилам. | Школярство, школьничество, шалости, баловство, проказы, повесничество шалуна, школьника. Школьничать, школярить, -рничать , забавляться школьничьими шалостями, повесничать. Он все только школьничает да зубоскалит, а пора бы остепениться!

Школа

! выучка, достигнутый в чем-нибудь опыт Пройти хорошую школу в армии. Ш. жизни. школа система обязательных упражнений (в фигурном катании) Откатать школу. школа направление в области науки, искусства Репинская ш. в живописи. Создать свою школу в науке. школа учебно-воспитательное учреждение; здание такого учреждения Общеобразовательная ш. Начальная, средняя ш. Вечерняя ш. Музыкальная, художественная ш. Специальная ш. (со специальным уклоном). Ш.-интернат. Ш.-новостройка. школа выучка, достигнутый в чем-нибудь опыт, а также то, что дает такую выучку, опыт Пройти хорошую школу в армии. Ш. жизни.

Школа

(лат. schola, от греч. schole)..
1) учебно-воспитательное учреждение. Содержится на средства государства или частных лиц и обществ. По характеру сообщаемых знаний делятся на общеобразовательные и профессиональные (специальные); по уровню даваемого образования — на начальные, неполные средние, средние, высшие; по полу учащихся — на мужские, женские, совместного обучения; по отношению к религии — на светские и религиозные (конфессиональные). В современном мире школа играет определяющую роль в осуществлении права личности на образование…
2) Система образования, выучка, приобретенный опыт…
3) Направление в науке, литературе, искусстве и т. п., связанное единством основных взглядов, общностью или преемственностью принципов и методов.

Школа

школа ж.
1) а) Учебное заведение, которое осуществляет общее образование и воспитание. б) здание, в котором помещается такое заведение. в) разг. Коллектив одного такого учебного заведения, его ученики и учителя.
2) Система образования, совокупность учреждений для его получения.
3) Название учебных заведений, имеющих обучающую направленность.
4) а) Специальное учебное заведение, где даются профессиональные знания, квалификация. б) Военное училище, где готовится офицерский и младший командный состав.
5) а) перен. Приобретение опыта, выучки. б) Приобретенный опыт, выучка. в) То, что дает такой опыт, такую выучку.
6) а) Система определенных правил, способов, приемов изучения чего-л., освоения чего-л. б) Воспитание, обучение в духе каких-л. правил, принципов. в) Искусство дрессировки коня, связанное с манежной выездкой, выполнением различных упражнений, темпов езды и т.п.
7) а) Научное, литературно-художественное или общественно-политическое направление, обладающее определенными отличительными свойствами. б) Группа учеников, единомышленников, последователей.

Школа

школы, ж. (греч. schole).

1. Низшее и среднее учебное заведение. Поступить в школу. Здание школы. Строительство школ.

2. Название учебных заведений (низших, средних, высших, специальных). Сельская школа. Начальная школа. Народная школа. Неполная средняя школа. Школа для взрослых. Школа кройки и шитья. Высшая школа живописи, ваяния и зодчества. Школа фабрично-заводского ученичества. Военно-фельдшерская школа. Школа строительных десятников. Школа верховой езды. Высшая школа. (общее обозначение для высших учебных заведений). лишь школой и подспорьем для организации внепарламентской борьбы пролетариата… Сталин. Профессиональные союзы – школа коммунизма.

5. Научное, литературно-художественное или общественно-политическое направление, обладающее теми или иными отличительными свойствами. Гоголь важен не только как гениальный писатель, но вместе с тем и как глава школы, – единственной школы, которою может гордиться русская литература. Чернышевский. Натуральную школу обвиняют в стремлении всё изображать с дурной стороны. Белинский. Фламандская школа в живописи. Новая школа в лингвистике.

6. Питомник, где выращиваются растения (сеянцы или саженцы) до посадки на постоянное место (с.-х.).

Школа

Значение слова Школа по Ефремовой:
Школа - 1. Учебное заведение, которое осуществляет общее образование и воспитание. // здание, в котором помещается такое заведение. // разг. Коллектив одного такого учебного заведения, его ученики и учителя.
2. Система образования, совокупность учреждений для его получения.
3. Название учебных заведений, имеющих обучающую направленность.
4. Специальное учебное заведение, где даются профессиональные знания, квалификация. // Военное училище, где готовится офицерский и младший командный состав.
5. перен. Приобретение опыта, выучки. // Приобретенный опыт, выучка. // То, что дает такой опыт, такую выучку.
6. Система определенных правил, способов, приемов изучения чего-л., освоения чего-л. // Воспитание, обучение в духе каких-л. правил, принципов. // Искусство дрессировки коня, связанное с манежной выездкой, выполнением различных упражнений, темпов езды и т.п.
7. Научное, литературно-художественное или общественно-политическое направление, обладающее определенными отличительными свойствами. // Группа учеников, единомышленников, последователей.

Значение слова Школа по Ожегову:
Школа - Выучка, достигнутый в чем-нибудь опыт Школа Направление в области науки, искусства Школа Система обязательных упражнений (в фигурном катании) Школа То, что дает такую выучку, опыт Школа Учебно-воспитательное учреждение; здание такого учреждения

Значение слова Школа по словарю Ушакова:
ШКОЛА
школы, ж. (греч. schole). 1. Низшее и среднее учебное заведение. Поступить в школу. Здание школы. Строительство школ. 2. Название учебных заведений (низших, средних, высших, специальных). Сельская школа. Начальная школа. Народная школа. Неполная средняя школа. Школа для взрослых. Школа кройки и шитья. Высшая школа живописи, ваяния и зодчества. Школа фабрично-заводского ученичества. Военно-фельдшерская школа. Школа строительных десятников. Школа верховой езды. Высшая школа. (общее обозначение для высших учебных заведений). лишь школой и подспорьем для организации внепарламентской борьбы пролетариата. Сталин. Профессиональные союзы - школа коммунизма. 5. Научное, литературно-художественное или общественно-политическое направление, обладающее теми или иными отличительными свойствами. Гоголь важен не только как гениальный писатель, но вместе с тем и как глава школы, - единственной школы, которою может гордиться русская литература. Чернышевский. Натуральную школу обвиняют в стремлении всё изображать с дурной стороны. Белинский. Фламандская школа в живописи. Новая школа в лингвистике. 6. Питомник, где выращиваются растения (сеянцы или саженцы) до посадки на постоянное место (с.-х.).

Значение слова Школа по словарю Даля:
Школа
ж. лат. немецк. училище, и бол. низшее. | Лесничее рассадник дерев, посевы и присадки разных возрастов, для разводки плодовых или лесных деревьев. | В верховой езде, манежная, берейторская выучка лошади, вся постепенность искуственн

Значение слова Школа по словарю Брокгауза и Ефрона:
Школа — как один из рассадников знания и полезных навыков, является необходимой ступенью в развитии как отдельного человека, так и целого общества. Еще Аристотель указал на взаимодействие между Ш. и обществом: общее благо, как цель совместной жизни людей, достигается только при условии, если отдельные члены общества достаточно подготовлены для понимания этого блага; подготовка же, доступная для общественного контроля, осуществима только при помощи Ш. Как состав современной Ш., так и взгляды на нее во многих отношениях обусловлены тем, что создано древнегреческой культурой. Самое слово Ш., как в русском, так и во многих европейских языках, носит следы греческого происхождения αχολή — досуг, свобода от физических занятий, откуда латинское schola); многие предметы, входящие в программу современной Ш., тоже обязаны своим происхождением древнегреческой культуре и науке. Особенно важны в этом отношении период расцвета афинской государственной жизни и александрийский период образованности. Начальная афинская Ш. состояла из элементов, не успевших еще слиться в цельный организм, но свидетельствующих, во всяком случае, о высоких требованиях от этой Ш.: афинские мальчики грамоте и счету учились у грамматиста, гимнастике — у другого учителя, педотриба, для изучения же музыки должны были ходить к третьему специалисту — кифаристу. Обучение продолжалось 6—8 лет, начиная с семилетнего возраста. В 15—16 лет афинские юноши посещали гимназии, предназначавшиеся прежде всего для гимнастических упражнений и состоявшие в ведении правительства. Гимназии располагали обширными помещениями, которыми стали пользоваться преподаватели разных предметов для чтения своих курсов тем же юношам. Как начальная Ш., так и гимназия в Афинах преследовали исключительно общеобразовательные цели. Тот же характер Ш. сохранили и в александрийский период, но, благодаря развитию отдельных наук, в этот период устанавливается определенный круг знаний, усвоение которых требовалось от всякого свободного человека. Эта так называемая александрийская энциклопедия состояла из семи "свободных искусств": грамматики, риторики, диалектики, арифметики, геометрии, астрономии и музыки. В период александрийской образованности получают особенное развитие средние школы под названием Ш. грамматиков и риторов. Они были предоставлены частному почину, не располагали определенными материальными средствами и обязаны были успехом лишь талантам своих руководителей. Христианство внесло в школы утилитарную окраску, так как первые чисто христианские школы были вызваны потребностями минуты. В течение первых четырех веков христианской эры на Востоке устанавливаются три типа начальной Ш., возникавшие затем повсюду, где появляется христианство: приходские, епископские и монастырские. Все эти Ш. были в руках духовенства, так как только из этого сословия могли они получать достаточно образованных учителей. Программа школ опиралась на александрийскую энциклопедию, но в ней с V в. после Р. Х. стали различать два отдела — тривиум (грамматика, риторика и диалектика) и квадривиум (остальные науки энциклопедии). В течение средних веков особенно посчастливилось тривиуму. Особенное влияние на развитие Ш. в VII— X вв. оказали бенедиктинцы, так как уставом этого ордена предписывалось учреждение Ш. На Западе в это время остаются те же три типа, которые сложились и на христианском Востоке, но под наименованием приходских, монастырских и соборных. Мецский епископ Хродеганг (742—766) особенно известен ревностью к школьному делу: он вменил в обязанность подчиненному ему духовенству учреждать Ш. при всех приходах и является в этом отношении предшественником Карла Великого. Эпоха последнего отмечена в истории просвещения возникновением народной Ш. с принудительным характером для всего населения. При преемниках Карла Великого в школьном деле все возвращается на старые пути, и мысль о народной Ш. снова возникает лишь в XVII в. у Ратихия и Коменского, осуществление же этой мысли принес с собой только XIX в. В Х и XI вв. особенное значение получают монастырские Ш., представлявшие два вида: одни были предназначены для подготовки клира и по месту расположения внутри ограды монастыря назывались внутренними, другие же открывали доступ светскому элементу и, будучи расположены за оградой, носили название внешних. С конца XIII в. заметны попытки освободиться от влияния духовенства в учреждении свободными городами городских латинских Ш. и братьями общей жизни (род монашеского ордена) — собственных Ш. Средним же векам обязана своим возникновением и высшая Ш. (университеты в Болонье, Саламанке, Коимбре, Париже, затем в Праге, Вене, Гейдельберге, Лейпциге и др.), но так как между низшей и высшей Ш. не было промежуточной ступени, то университетам пришлось восполнять этот пробел требованием, чтобы занятия медициной, юриспруденцией или богословием начинались не иначе как по окончании подготовительного, так называемого артистического факультета. Наряду со школами, состоявшими в ведении духовенства или городов, начинают возникать частные Ш. для обучения зачаткам грамоты и школы. Здесь занимались недоучившиеся бурсаки, писцы и т. п. Гуманизм не создал какого-либо нового типа Ш., но, слившись в XVI в. с реформацией, лишь косвенно влиял на образование того типа средней Ш., который и до настоящего времени остается господствующим, а именно гимназии в современном смысле этого слова. Общеобразовательное значение древних языков, на которое указывал гуманизм, стало отличительным признаком того направления в средней Ш., которое носит название гуманистического или классического. В противовес ему под влиянием Коменского и Локка в первой половине XVIII в. возникает реальная Ш., в которой первоначально были слиты общеобразовательные и утилитарные цели. Мало-помалу, однако же, утилитарные элементы отпали, благодаря учреждению разного рода профессиональных школ, особенно в ХIХ в., и реальная Ш. осталась одним из типов средней общеобразовательной Ш. В настоящее время усилия просвещенных стран прежде всего направлены к просвещению народных масс путем введения общедоступного и общеобразовательного обучения в народных Ш. Результатом этих стремлений явилось почти полное отсутствие неграмотных среди новобранцев в Швеции и почти повсюду в Германии. Достигнуто такое положение полным обособлением Ш. от воздействия духовенства и постоянными заботами о народном учителе. Народная Ш. не ограничивается элементарной ступенью обучения, но дает (например, в немецких мещанских Ш.) весьма обстоятельные сведения по закону Божию, родному языку, математике, географии и истории. Много споров вызывает повсюду, не исключая и России, общеобразовательная средняя Ш. Гуманизм, по-видимому, обнаруживает склонность признать общеобразовательное значение и новых языков, реализм же постепенно освобождается от балласта, попавшего в Ш. под влиянием чисто утилитарных взглядов на ее задачи. Профессиональные Ш. представляют много разновидностей, особенно же важны для развития Ш. заведения разных наименований (семинарии, нормальные Ш., педагогиумы), предназначенные для подготовки учителей. В области высшей Ш., рядом с университетами, удержавшими общеобразовательные и профессиональные элементы, возникают политехникумы, специальные академии, институты и т. п. Ср. K. Schmidt, "Geschichte der P ä dagogik" (4 т.; по-русски, M., 1877—81); Raumer, "Ges chichte der Pä dagogik" (4 т., 5 изд., Штутгарт, 1877; по-русски переведены только два тома); K. A. Schmidt, "Geschichte der Erziehung" (5 т., Штутгарт и Б., 1884—1901); Ziegler, "Geschichte der P ä dagogik" (Мюнхен, 1894); Paulsen, "Geschichte des gelehrten Unterrichts auf den deutschen Schulen und Universitä ten" (2 изд., 1896); Модзалевский, "Очерк истории воспитания и обучения" (2 ч., 3 изд., СПб., 1892—99, составлено по Шмидту и Раумеру). Подробный перечень и характеристику русских школ см. в ст. Россия. Я. К.

Читайте также: