Чем отличается портфолио дошкольника от портфолио ученика школы

Обновлено: 30.06.2024

На самом деле занимаясь оформлением портфолио с 2013 года, я поняла, что и для родителей это нелегкая задача – разобраться в структуре, подобрать фотографии, составить тексты, а затем все это красиво оформить, это отнимает много времени и сил.

Но если разобрать портфолио до мелочей и понять суть его содержания, то можно сделать его совместно со своим школьником. Ребенок может сам подобрать понравившиеся ему фотографии, принять участие в составлении текстов о своей семье, своем городе, своих увлечениях и так далее.

Зачем нужно школьное портфолио

Не все родители согласны с тем, что портфолио необходимо, но современная система образования предъявляет конкретные требования к данной документации и нередко просит ее предъявить при переходе из школы в школу, при поступлении в ВУЗ и во многих других ситуациях.

Но нужно понимать, что нередко портфолио выступает залогом приёма ребенка в хорошую школу — чем аккуратнее и презентабельнее будет оформлен комплект документов, тем выше будет рейтинг ученика.

Кроме того, постоянный сбор материалов для папки с документами, помогает ребенку понять, какие перед ним открываются возможности, и становится для него дополнительной мотивацией к новым достижениям в различных видах деятельности, к развитию своих способностей.

Здесь важно донести до ученика, что его портфолио — это возможность увидеть его собственные изменения и рост в течение всего периода обучения в школе. Задачей портфолио не ставится соревнование с другими детьми, а только с самим собой — он должен стремиться быть лучше сегодня, чем вчера.

Как должно выглядеть портфолио школьника?

Самый удобный способ вести портфолио — купить папку с кольцами и файлами, поместить туда все оформленные листы и в процессе учебы уже под них собирать новую информацию.

Содержание этих листов будет состоять из фотографий, рассказов, грамот и дипломов – всех материалов, отражающих знания ученика, его наклонности, навыки, умения и интересы. В процессе обучения в папку добавляется информация об успеваемости, участии в различных мероприятиях, новых достижениях, фотографии досуга и путешествий, оригиналы и фото творческих работ и многое другое.

Содержание портфолио

На титульном листе чаще всего размещается фотография, указывается фамилия, имя, отчество ребенка, класс, полное наименование школы и название города.

На листе часто размещается общая фотография семьи или коллаж из нескольких фотографий всех членов семьи. По желанию ребенку можно рассказать о своей семье – о ее традициях, совместной деятельности и досуге. Иногда сюда достаточно подобрать подходящее стихотворение или просто перечислить всех членов семьи.

Выше описаны основные листы, чаще всего использующиеся для оформления портфолио школьника согласно ФГОС. Однако листов в школьном портфолио может быть как меньше, так и больше. В каждой школе свои требования. В одной школе важно четко соблюдать определенную структуру портфолио и нельзя сделать и шага в сторону, в другой главным является полнота информации и индивидуальное самовыражение учеников.

И в том, и в другом случае портфолио может быть уникальным, т.к. многое зависит от оформления, наполнения и качества вложенных усилий. Вы можете приобрести один из готовых шаблонов портфолио для школьников и заполнить его самостоятельно. Небольшой мастер класс по созданию портфолио на основе шаблонов здесь.

Причем требуют его начиная с детского сада и вплоть до сохранения трудоспособного возраста. Но что это такое? Где его взять и зачем кому-то показывать?

Портфолио – это папка или портфель (от английского слова portfoliо), в котором содержатся документы, подтверждающие ваш опыт, навык и умения в том или ином виде деятельности.

Портфолио

Это наглядные образцы работ, проектов, демонстрирующих ваш потенциал перед заказчиком или работодателем. Цель этой папки – показать лучшие стороны как профессионала в своем деле.

Виды портфолио

Портфолио бывает трех видов. Можно иметь одно из них или сразу все: все зависит от того, каким образом вы собираетесь его демонстрировать.

    Печатное – бумажные образцы ваших лучших работ. Такое портфолио подойдет тем, кто предпочитает ходить на личные встречи и собеседования. Вам достаточно купить в любом канцелярском магазине красивую папку с файлами и поместить в них информацию, которая выгодно вас представит.

На первом листе размещают личные данные, остальные – для примеров работ. Последние желательно вкладывать структурировано: хронологически или по стилям, жанрам.

Все самое лучшее помещайте вначале, чтобы сразу произвести хорошее впечатление на собеседника. Помимо рабочих образцов, в портфолио также вкладывают сертификаты, лицензии, грамоты, рекомендательные письма, дипломы – любые подтверждения ваших достижений.

Отправлять такое досье кому-либо не рекомендуется, так как не все работодатели являются людьми добросовестными, и ваши проекты могут быть использованы в личных целях. Желательно, чтобы эта информация просматривалась по запросу в вашем присутствии и с вашего электронного носителя.

Вам останется только давать ссылку заказчику, пройдя по которой он увидит и прочтет всю необходимую информацию. Такой тип досье более удобен тем, кто работает с фотографией – художникам, дизайнерам, моделям, фотографам.

Портфолио для детского сада (дошкольника)

Если ранее такая папка нужна была только соискателям работы, то сейчас родители начинают собирать ее для ребенка чуть ли не с первого года его жизни, помещая в нее шедевральные, на их взгляд, каляки-маляки. Авось, будет художником?

Портфолио для детского сада собирается совместно воспитателями и родителями. В нем регистрируются любые достижения ребенка, его успехи и эмоции, результаты творческой деятельность. Все это в дальнейшем поможет определить направленность мышления малыша, его таланты и задатки, а также составить личностную характеристику.

Портфолио для детского сада

Например, если у Васеньки в портфолио содержится множество подтверждений о победах во всевозможных музыкальных конкурсах, то в будущем это может навести его родителей на мысль – отдать ребенка в музыкальное учреждение.

Портфолио для школьника

Если папка к концу обучения получится весомой, а ее содержимое выдающимся, то поступление школьника в высшее учебное учреждение будет более легким и приятным.

ВУЗы с удовольствием принимают к себе одаренных детей, иногда через простое собеседование, минуя сдачу вступительных экзаменов.

Портфолио для начальных классов (и детского сад) можно бесплатно скачать в интернете на специальных порталах:

Либо можно приобрести в любом книжном магазине в готовом виде.

Также вы можете сделать такую папку для своего ребенка самостоятельно – было бы желание, творческие способности и время.

Кому еще требуется портфолио: примеры

Итак, кому еще требуется портфолио:

Резюме

  1. Портфолио фотомодели должно содержать два вида материала:
    1. личные фотографии, сделанные профессиональным фотомастером. Они должны демонстрировать способность человека принимать различные образы и роли, его универсальность;
    2. также пригодятся всевозможные обложки и рекламные ролики с участием модели, как доказательство востребованности и опытности.

    По сути, портфолио – это личное дело специалиста, которое ведется всю жизнь.

    Эта статья относится к рубрикам:

    Комментарии и отзывы (4)

    Портфолио детсадовцам и школьникам младших классов !? С содержимым головы всё ли в порядке.В этом возрасте что автор изучал — стены коридорные, чтобы в зрелом возрасте чужую глупость внедрять шаблонов западных?

    А еще скажу, что портфолио конечно мы вот для дочери собирали, но не пригодилось оно со всем. Решила она после 9-го пойти в колледж и думаете там кто-то о нем спросил? Да конечно же нет. Был интересен только балл и там уже либо ты прошла на бюджет, либо нет и никакое портфолио плюсик этому не делало.

    Согласен, что надо мерить знаниями, а не сомнительными работами. Если знания и умения есть, их без проблем покажешь и без него.

    Сейчас такое веяние времени, чуть не с пелёнок собирать портфолио, с одной стороны это должно мотивировать ребёнка на стремление к саморазвитию, побуждать в нем азарт и дух соперничества, но с другой, всё это слишком формально и может не показывать истинных способностей.

    На людей взрослых же, портфолио наводит ужас, ведь нас никто не учил его делать, а работодатели всё чаще его требуют, в этом смысле, приучать ребенка к составлению портфолио — здравая идея.

    Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

    Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

    Консультация для педагогов

    Подготовила воспитатель Мажуга С.А.

    Понятие портфолио различно. Чаще всего оно применяется как портфолио творческой личности. Однако из всех определений понятия портфолио можно выделить, что это способ фиксации, накопления индивидуальных достижений за какой-то определённый период.

    Причём, портфолио может составляться как на одного человека, так и на группу детского сада, спортивный коллектив, детский музыкальный коллектив. Портфолио может составляться и на педагогический коллектив детского сада, и на конкретную семью.

    Портфолио – это показатель творческих успехов где отражается всё интересное и достойное из того, что происходит в жизни человека.

    1.1. Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения.

    1.3. Портфолио дошкольника – перспективная форма представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного воспитанника.

    1.4. Использование такой формы оценки учебных достижений, как портфолио дошкольника, позволяет воспитателю создать для каждого воспитанника ситуацию переживания успеха.

    Цель портфолио:

    Портфолио дошкольника рассматривается в качестве личных достижений дошкольника в разнообразных видах деятельности, собираемой за время пребывания ребенка в детском саду. Введение портфолио позволит воспитателю целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребенке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей, что особенно важно в дошкольном возрасте, когда развитие ребенка характеризуется неравномерностью, скачкообразностью, индивидуальным темпом созревания психических функций и накопление субъективного опыта.

    1. Портфолио дошкольника – это его любимая книга, которую он сам создавал вместе с родителями или воспитателями. В ней он выразил свои интересы, желания, мечты.

    3. Для ребенка дошкольного возраста особое значение имеет оформление портфолио. Портфолио должен привлекать, заинтересовывать. Вместе с тем страницы должны быть оформлены так, чтобы ребенку, который не умеет читать, было понятно. Этому способствуют рисунки, символы, эмблемы, фотографии картинки.

    Это форма непрерывной оценки, способ совершенствования образовательного процесса.

    Чаще всего портфолио представляет собой папку с файлами, что позволяет легко вносить изменения, пополнять ее новыми материалами.

    Каким будет портфолио?

    Портфолио может иметь несколько видов, на выбор родителей и воспитателей.

    - Электронное портфолио. Это довольно новый вид систематизации информации. Именно он больше всего привлекает старших дошкольников. Портфолио в электронном варианте – это всегда красочное, яркое зрелище, с множеством интересных эффектов.

    - Портфолио-раскраска . это привлекательный вид портфолио для ребёнка, поскольку в ней он сам может раскрашивать странички и наклеивать готовые изображения. Титульный лист рубрики ребёнок может изобразить самостоятельно, раскрасить этот рисунок, но запись рассказа должен сделать взрослый.

    - Портфолио традиционное, в виде папки.

    Условия достижения цели при создании Портфолио.

    1. Одно из главных условий – это добровольность. Если ведение портфолио сделать обязательным, то оно будет зачастую носить формальный характер. Это будет лишь лишняя нагрузка и для педагога и для детей. Создатель портфолио должен быть заинтересован в его создании. Даже отбор материала ребёнок должен делать самостоятельно. И если он не согласен разместить какой-либо материал в папке портфолио, то делать это не нужно. Ведь тогда теряется индивидуальность портфолио.

    2. Необходимо чётко понимать цель сбора информации, цель создания самого портфолио. Она может быть различной:

    для сбора достижений, которые отражают результаты работы по какому-то направлению (например, достижения в изобразительном искусстве, спортивные достижения и т. д.);

    накопительной, когда информация собирается за определённый период. Таким образом, можно увидеть путь развития ребёнка за определенный отрезок времени;

    3. Количество разделов и рубрик, их тематика определяется индивидуально для каждого случая.

    4. Удобство хранения. Весь собранный материал необходимо систематизировать и хранить так, чтобы было удобно его использовать.

    5. Если портфолио дошкольника, то вид, структуру и содержание определяет, либо педагог, либо члены семьи. Нельзя сбор информации пускать на самотёк, но считаться с мнением ребёнка обязательно.

    6. Систематичность в сборе информации. Портфолио подразумевает постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов. Можно заранее определить периодичность работы (например, не реже 1 раза в неделю, 1 раза в месяц, 1 раза в квартал и т. д.).

    2. Использование Портфолио в ДОУ.

    Чаще всего в ДОУ используются:

    2. Печатное портфолио – одно из самых традиционных. Создаётся в виде папок, картотек.

    3. По цели отражения итогового результата, ради которого собирается портфолио в ДОУ уместно использование:

    портфолио-собственностъ (собирается для себя);

    портфолио-отчет (для преподавателя).

    в нем можно использовать следующие рубрики:

    Разделы заполняются постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями ребенка, наиболее полно отражают особенности роста и развития дошкольника. Даже за один год ведения такой папки-портфолио, у детей накопится достаточный материал, отражающий их жизни в детском саду и за его пределами.

    Алгоритм работы над портфолио

    1. Постановка цели: автору должно быть понятно, для чего необходимо создавать портфолио.

    2. Определить вид портфолио.

    3. Определить временной отрезок, во время которого будет собираться информация.

    4. Определить структуру портфолио: количество, название рубрик.

    5. Презентация портфолио.

    Система работы

    Работа с педагогами

    Работа с детьми

    Взаимодействие с родителями

    Ознакомление с теоретическим и практическим материалом по созданию портфолио.

    Индивидуальная работа воспитателя с родителями по ознакомлению с технологией портфолио ребенка.

    Разработка структуры портфолио.

    Консультативная помощь (семинар-практикум по оформлению портфолио, памятки, опросники и т.д.)

    Оформление образца портфолио ребенка педагогами творческой группы дошкольного учреждения.

    Рассматривание образца портфолио.

    Индивидуальная беседа с ребенком о его запросах и желаниях.

    Привлечение родителей к созданию портфолио ребенка, подбор материала

    -Помощь в оформлении, предоставление информации, творческих работ ребенка, фотоматериалов за определенный период пребывания ребенка в ДОУ;

    Привлечение к участию в конкурсах и олимпиадах.

    Совместное оформление портфолио с педагогом и родителями.

    Оформление собственного портфолио ребенка

    Презентация портфолио ребенка для педагогов ДОУ.

    Собственная презентация портфолио ребенка коллективу сверстников.

    Оказание помощи ребенку в организации презентации портфолио.

    Памятка для педагогов ДОУ.

    1.Работа с детьми над портфолио должна проводится с каждым ребенком отдельно в любое удобное время в течении дня.

    2.Дети самостоятельно отбирают и приклеивают материал (фотографии, модели, схемы). Взрослый лишь помогает ребенку, а не делает работу за него.

    4.Рассказ, сказку, стихотворение ребенка записывать дословно, печатными буквами, так, чтобы по мере овладения грамотой ребенок смог сам прочитать свой рассказ.

    5.По возможности каждый материал или группа материалов должны сопровождаться кратким рефлексивным комментарием ребенка.

    6.По желанию самого ребенка можно проводить беседы, в которых он рассказывает другим детям о себе, своей семье, друзьях, достижениях.

    7.При заполнении страничек создавать необходимую атмосферу для того, чтобы ребенок смог вам раскрыться. Детям бывает сложно рассказать о себе другим. Особенно если они испытывают трудности в общении или в речи – в этом прекрасным помощником оказывается портфолио. Он помогает ребенку набраться смелости и раскрыть свой внутренний мир перед другими, что очень эффективно в плане адаптации детей.

    Взаимодействие с родителями

    Немаловажную роль в ведении портфолио играют родители. Они могут быть не только источником информации, реальным помощником и поддержкой ребёнку, но и непосредственным участником, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка.

    Очень важно сделать родителей своими союзниками в непростом деле сбора портфолио. Поэтому первоначально стоит привлекать активных, неравнодушных родителей. Необходима система консультативной помощи: консультации, семинары по оформлению и заполнению страничек портфолио.

    Важно научить родителей наблюдать, замечать все новое и интересное и непременно фиксировать, записывать. С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы.

    Портфолио также может использоваться как дополнительный материал при изучении семьи – уклада ее жизни, интересов, традиций. Наблюдая за детьми и их родителями в процессе создания портфолио, можно отметить, что подобные мероприятия способствуют налаживанию более теплых взаимоотношений в семье.

    Одним из главных результатов работы над портфолио является то, что родители учатся наблюдать и замечать происходящие изменения, систематизировать их. Определенную помощь могут оказать памятки, вопросники, опираясь на которые родители смогут выделить особенно яркие и интересные моменты развития их ребенка.

    Работая над составлением портфолио, родители и ребёнок не только поддерживают постоянный интерес к учебно – познавательной деятельности. Вместе с этим приобретают бесценный опыт работы с портфолио, который, пригодится в начальной школе.

    Оценка родителем ребенка порой отличается от оценки воспитателя: часто она бывает заниженой, завышенной или критичной из-за незнания родителями возрастных особенностей детей. С этой целью с родителями проводятся семинары-практикумы. Беседы, индивидуальные разговоры. Родители лучше узнают психологические особенности детей дошкольного возраста, раскрывают особенности интересов и склонностей своих детей.

    Работа над созданием портфолио позволяет сблизить интересы родителей и специалистов ДОУ, т.к. в данном деле в центре внимания находится ребенок.

    Критерии оценивания

    Трудно подвести итоги работы с портфолио с помощью цифр, т.к. она нацелена на долгосрочный результат, который, возможно, найдет отклик в душе ребенка, когда он станет старше и начнет оценивать себя с позиции успешности и реальных жизненных достижений. Вот тогда, мысленно вернувшись в детство, он поймет, что первые шаги к воспитанию своей уверенности он заложил еще в дошкольном возрасте под руководством близких и любящих взрослых – родителей, педагогов. Тем не менее, оценивая портфолио дошкольника, следует обратить внимание на:

    - творческий подход к оформлению;

    - интерес и желание ребенка;

    - значимость для ребенка, его родителей, педагогов.

    Портфолио дошкольника – это своеобразный маршрут его развития. Это возможность лучше понять ребенка, это способ взаимодействия педагогов между собой, педагогов, родителей. При выпуске из детского сада портфолио вручается ребенку. Это подарок ему и его родителям. Это воспоминания о счастливом детстве.

    Портфолио в ДОУ: сборник /авт.-сост. Н. А. Кочкина - М.: 2012.

    Портфолио ученика, или Портфолио личных достижений: сборник /авт.-сост. Т. И. Тюляева. - М.: Верната-Граф, 2011.

    Юдина И.Г. Портфолио. - Волгоград: Учитель, 2007.

    Я хожу в детский сад. Портфолио дошкольника: Е. В. Меттус, О. С. Турта — Санкт-Петербург, Учитель, 2014 г.

    Онлайн-книги

    Понятие портфолио различно. Чаще всего оно применяется как портфолио творческой личности. Однако из всех определений понятия портфолио можно выделить, что это способ фиксации, накопления индивидуальных достижений за какой-то определённый период.

    Причём, портфолио может составляться как на одного человека, так и на группу детского сада, спортивный коллектив, детский музыкальный коллектив. Портфолио может составляться и на педагогический коллектив детского сада, и на конкретную семью.

    Портфолио – это показатель творческих успехов, где отражается всё интересное и достойное из того, что происходит в жизни человека.

    Портфолио дошкольника-это копилка личных достижений малыша в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность ещё раз пережить приятные моменты своей жизни. Особое значение имеет оформление портфолио, оно должно привлекать и заинтересовывать дошкольника. Странички должны быть оформлены так, чтобы ребенку, который не умеет читать, было всё понятно.

    1.1. Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения.

    1.3. Портфолио дошкольника – перспективная форма представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного воспитанника.

    1.4. Использование такой формы оценки учебных достижений, как портфолио дошкольника, позволяет воспитателю создать для каждого воспитанника ситуацию переживания успеха.

    Цель портфолио:

    Портфолио дошкольника рассматривается в качестве личных достижений дошкольника в разнообразных видах деятельности, собираемой за время пребывания ребенка в детском саду. Введение портфолио позволит воспитателю целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребенке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей, что особенно важно в дошкольном возрасте, когда развитие ребенка характеризуется неравномерностью, скачкообразностью, индивидуальным темпом созревания психических функций и накопление субъективного опыта.

    1. Портфолио дошкольника – это его любимая книга, которую он сам создавал вместе с родителями или воспитателями. В ней он выразил свои интересы, желания, мечты.

    3. Для ребенка дошкольного возраста особое значение имеет оформление портфолио. Портфолио должен привлекать, заинтересовывать. Вместе с тем страницы должны быть оформлены так, чтобы ребенку, который не умеет читать, было понятно. Этому способствуют рисунки, символы, эмблемы, фотографии картинки.

    Это форма непрерывной оценки, способ совершенствования образовательного процесса.

    Чаще всего портфолио представляет собой папку с файлами, что позволяет легко вносить изменения, пополнять ее новыми материалами. А так же можно использовать электронный портфолио и портфолио- раскраску.

    Каким будет портфолио?

    Портфолио может иметь несколько видов, на выбор родителей и воспитателей.

    - Электронное портфолио. Это довольно новый вид систематизации информации. Именно он больше всего привлекает старших дошкольников. Портфолио в электронном варианте – это всегда красочное, яркое зрелище, с множеством интересных эффектов.

    - Портфолио-раскраска. Это привлекательный вид портфолио для ребёнка, поскольку в ней он сам может раскрашивать странички и наклеивать готовые изображения. Титульный лист рубрики ребёнок может изобразить самостоятельно, раскрасить этот рисунок, но запись рассказа должен сделать взрослый.

    - Печатное портфолио -одно из самых традиционных. Создаётся в виде папок, картотек.

    Структура портфолио

    Портфолио имеет свою структуру, состоит из разделов. Ряд авторов предлагают собственные структуру и содержание портфолио ребенка дошкольного возраста.

    Так, И. Руденко предлагает примерное содержание этих разделов, которое заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника.

    В разделе помещаются сочинения родителей о своем малыше.

    В разделе помещаются образцы творчества ребенка (рисунки, рассказы, книги-самоделки).

    В разделе фиксируются грамоты, дипломы (от различных организаций: детского сада, СМИ, проводящих конкурсы).

    В разделе даются рекомендации родителям воспитателем и всеми специалистами, работающими с ребенком.

    В разделе родители формулируют свои вопросы к специалистам ДОУ.

    Л. Орлова предлагает такой вариант портфолио, содержание которого в первую очередь будет интересно родителям, портфолио можно заполнять как в детском саду, так и дома и можно представлять как мини-презентацию на дне рождения ребенка. Автором предлагается следующая структура портфолио. Титульный лист, на котором содержится информация о ребенке (фамилия, имя, отчество, дата рождения), фиксируется дата начала и дата окончания ведения портфолио, изображение ладошки ребенка на момент начала ведения портфолио и изображение ладошки на момент окончания ведения портфолио.

    В. Дмитриева, Е. Егорова также предлагают определенную структуру портфолио:

    Условия достижения цели при создании портфолио

    1. Одно из главных условий – это добровольность. Если ведение портфолио сделать обязательным, то оно будет зачастую носить формальный характер. Это будет лишь лишняя нагрузка и для педагога и для детей. Создатель портфолио должен быть заинтересован в его создании. Даже отбор материала ребёнок должен делать самостоятельно. И если он не согласен разместить какой-либо материал в папке портфолио, то делать это не нужно. Ведь тогда теряется индивидуальность портфолио.

    2. Необходимо чётко понимать цель сбора информации, цель создания самого портфолио. Она может быть различной:

    для сбора достижений, которые отражают результаты работы по какому-то направлению (например, достижения в изобразительном искусстве, спортивные достижения и т. д.);

    накопительной, когда информация собирается за определённый период. Таким образом, можно увидеть путь развития ребёнка за определенный отрезок времени;

    3. Количество разделов и рубрик, их тематика определяется индивидуально для каждого случая.

    4. Удобство хранения. Весь собранный материал необходимо систематизировать и хранить так, чтобы было удобно его использовать.

    5. Если портфолио дошкольника, то вид, структуру и содержание определяет, либо педагог, либо члены семьи. Нельзя сбор информации пускать на самотёк, но считаться с мнением ребёнка обязательно.

    6. Систематичность в сборе информации. Портфолио подразумевает постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов. Можно заранее определить периодичность работы (например, не реже 1 раза в неделю, 1 раза в месяц, 1 раза в квартал и т. д.).

    Разделы заполняются постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями ребенка, наиболее полно отражают особенности роста и развития дошкольника. Даже за один год ведения такой папки-портфолио, у детей накопится достаточный материал, отражающий их жизни в детском саду и за его пределами.

    Взаимодействие с родителями

    Немаловажную роль в ведении портфолио играют родители. Они могут быть не только источником информации, реальным помощником и поддержкой ребёнку, но и непосредственным участником, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка.

    Очень важно сделать родителей своими союзниками в непростом деле сбора портфолио. Поэтому первоначально стоит привлекать активных, неравнодушных родителей. Необходима система консультативной помощи: консультации, семинары по оформлению и заполнению страничек портфолио.

    Важно научить родителей наблюдать, замечать все новое и интересное и непременно фиксировать, записывать. С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы.

    Оценка родителем ребенка порой отличается от оценки воспитателя: часто она бывает заниженой, завышенной или критичной из-за незнания родителями возрастных особенностей детей. С этой целью с родителями проводятся семинары-практикумы. Беседы, индивидуальные разговоры. Родители лучше узнают психологические особенности детей дошкольного возраста, раскрывают особенности интересов и склонностей своих детей.

    Работа над созданием портфолио позволяет сблизить интересы родителей и специалистов ДОУ, т.к. в данном деле в центре внимания находится ребенок.

    При выпуске из детского сада портфолио вручается ребенку. Это подарок ему и его родителям. Это воспоминания о счастливом детстве.

    Современное образование нуждается в новом типе педагога:

    - владеющим современными образовательными технологиями,

    - приемами психолого-педагогической диагностики,

    - способами самостоятельного конструирования педагогической деятельности в условиях конкретной практической деятельности,

    - умением прогнозировать свой конечный результат.

    У каждого педагога должно быть досье успехов, в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога. Таким досье может стать портфолио педагога.

    Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой, социальной, коммуникативной), и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога.

    Для создания комплексного портфолио целесообразно ввести следующие разделы:

    Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального личностного развития педагога (фамилия, имя, отчество, год рождения);

    - образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому);

    - трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном образовательном учреждении;

    - повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц, проблематика курсов);

    - копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней;

    - наиболее значимые правительственные награды, грамоты, благодарственные письма;

    - дипломы различных конкурсов;

    - другие документы по усмотрению педагога.

    Содержание данного раздела формирует представление о динамике результатов деятельности педагога за определенный период. В раздел могут быть включены:

    - материалы с результатами освоения детьми реализуемой программы;

    - материалы, характеризующие уровень развития представлений и умений детей, уровень развития личностных качеств;

    - сравнительный анализ деятельности педагога за три года на основании результатов педагогической диагностики, результатов участия воспитанников в различных конкурсах и олимпиадах;

    - анализ результатов обучения воспитанников в первом классе и др.

    В содержание данного раздела помещаются материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога. Это могут быть:

    - материалы, в которых описываются технологии, используемые педагогом в деятельности с детьми, обосновывается их выбор;

    - материалы, характеризующие работу в методическом объединении, творческой группе;

    - материалы, подтверждающие участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах;

    - в неделях педмастерства;

    - авторские программы, методические разработки;

    - творческие отчеты, рефераты, доклады, статьи и другие документы.

    Содержит информацию об организации развивающей предметно-пространственной среды в группах и кабинетах:

    - планы по организации развивающей предметно-пространственной среды;

    - эскизы, фотографии и т. д.

    Содержит информацию о работе с родителями воспитанников (планы работы; сценарии мероприятий и др.).

    Таким образом, портфолио позволит самому педагогу проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, достижения, обеспечит мониторинг его профессионального роста.

    Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.

    Используемая литература:

    1. Портфолио в ДОУ: сборник /авт.-сост. Н. А. Кочкина - М.: 2012.

    2. Адаменко Л. И. Портфолио дошкольника как инструмент комплексной диагностики. //Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения -М., 2008.-№1.

    3.Портфолио ученика, или Портфолио личных достижений: сборник /авт.-сост. Т. И. Тюляева. - М.: Верната-Граф, 2011.

    4.Юдина И.Г. Портфолио. - Волгоград: Учитель, 20075.

    5. Я хожу в детский сад. Портфолио дошкольника: Е. В. Меттус, О. С. Турта — Санкт-Петербург, Учитель, 2014 г.

    Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

    Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 14100 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

    Читайте также: