Какие явления российской жизни подвергнуты осмеянию в истории одного города кратко

Обновлено: 06.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Цели урока: дать общую характеристику произведения, определить его жанр, проблематику, рассмотреть содержание отдельных глав.

Задачи урока:

Образовательная: открыть важный человеческий смысл произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина, раскрыть суть моральных категорий на примере биографии писателя, поступков героев произведения; рассмотреть способы сатирического изображения народа и власти.
Развивающая: продолжать формирование навыков участия в дискуссии, анализирования противоречивой информации, аргументации и сравнения; продолжать развивать навыки работы с текстом (анализ текста, работа над характеристикой героев, словотворчество);
Воспитательная: формировать нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное отношение к жизни, воспитывать потребность осознанно определять своё место в обществе, формировать чувство ответственности за свои поступки, нравственные качества личности.

лекция, беседа, чтение текста, дискуссия.

1.Лекция учителя с элементами беседы.

Оценка романа современниками.

Чем же объяснилась разноголосица мнений по поводу новой сатиры Щедрина? Прежде всего различием в идейных позициях её читателей. Но немаловажное значение имело и то обстоятельство, что по своей художественной структуре книга была необычной, сложной. Не случайно И.С.Тургенев в своей рецензии назвал её странной и замечательной. Это и в самом деле одно из самых своеобразных произведений русской сатирической литературы.

2. Беседа по содержанию произведения.

а) Город Глупов – город – гротеск. Необычен и жанр, и герои, необычен сам объект изображения, избранный сатириком. Давно известно, что предметом сатиры должна быть современность, а тут вдруг – история. К тому же история какого-то города Глупова.

- Что же за город привлёк внимание писателя? Где был заложен он? Каково место расположения?

- Каковы границы города Глупова?

- Кто населял город Глупов?

( Город Глупов населяли странные люди, похожие на горожан, встречаем мы здесь и купечество, и интеллигенцию, и даже глуповский бомонд. А потом вдруг оказывается, что жители этого города …пашут, сеют, пасут скот и живут в избах).

- Как понимать эти противоречия? Как недосмотр автора?

( Это город условный, иносказательный. Город – гротеск, в котором нашли воплощение негативные стороны всей страны, всего государства. В этом обобщённом образе совмещены деревни, сёла, уездные и губернские города, столицы Российской империи).

( Один город следует соотнести с исконным смыслом корня gard – ограждённая территория, область человеческого существования, значит, это изображение любого человеческого общества).

- Как же возник этот город?

- Из легенды мы узнаём, что основали город Глупов головотяпы. Почему их так называли?

- С чего же начали головотяпы наведение порядка?

Но невозможно такими нелепыми действиями добиться порядка, и они обращаются к князю.

(Народ и самовластие).

- Сторонники самодержавия заявили, что, пригласив князей, народ проявил мудрость. А как считает автор?

- Что же принесло головотяпам самовластие?

3.Градоначальники.

- Чем знаменательны градоначальники?

Образы градоначальников необычны, фантастичны.

Конечно, объяснение это носит ироничный характер, но вместе с тем оно в своеобразной форме выражает ту мысль, что обращение к фантастике было не случайным, а диктовалось серьёзными творческими задачами, несло важную идейную нагрузку, т.е. сколько бы прихотливым и безграничным ни был полёт фантазии, он всегда связан с реальной действительностью. Например, говоря о гротесковой характеристике Никодима Осиповича Иванова, который настолько «мал ростом, что не в состоянии был вмещать пространных законов, мы должны знать, что эта фантастическая подробность появилась у Щедрина не случайно, что он опирался на материалы реальной действительности.

С середины 18 века по 1825 год в России были изданы десятки тысяч разных законов. Собранные вместе, они заняли 45 томов (Полное собрание законов Российской империи. 1830). Законы, изданные при Николае Первом и Александре Втором (до 1870 года), составили ещё 45 томов. Характерной чертой многих из них были не только пространность, но и крайняя запутанность, противоречивость. Вот куда метит сатирик, заявляя, что градоначальник Иванов умер от «натуги, усиливаясь постичь некоторый сенатский указ.

В фигурах некоторых градоначальников можно отыскать черты подлинных самодержцев (так, например, в образе Негодяева есть нечто от Павла Первого, в фигуре Микаладзе и Грустилова – от Александра Первого, в Перехват Залихватском – от Николая Первого).

- Так что же, это сатирический портрет исторической личности?

(Нет. Это образы обобщённые)

- Что общего у всех градоначальников? Чем они похожи?

Вывод: Многообразие градоначальников оборачивается на самом деле их поразительным однообразием. И термин ГРАДОНАЧАЛЬНИК в данной книге употребляется не в официальном своём значении, а в чисто условном. Градоначальник – это начальник города Глупова, а поскольку Глупов – город обобщённый, то и градоначальник – понятие собирательное, обозначающее самовластного правителя. И в следующих главах эти разнообразные фигуры как бы приведены к общему знаменателю. Этим знаменателем оказывается Дементий Варламович Брудастый – градоначальник без головы.

- Чем же он знаменателен? Расскажите о нём.

( В этом образе перед читателем предстаёт сущность градоначальничества, очищенного от всего второстепенного).

- Что является второстепенным, ненужным?

(Всё человеческое, в том числе голова, ум. Для управления достаточно двух мелодий: «Разорю! Не потерплю!

Так правил Глуповым человек, у которого на плечах пустой сосуд, то есть человек без головы отдавал распоряжения, которые глуповцы беспрекословно выполняли, человек без головы распекал чиновников и т.д. Причём Щедрин объясняет правомерность выбранного приёма объяснением смотрителя народных училищ.

- Какие главы ещё подчёркивают идею градоначальнического однообразия?

Оказывается однообразие это далеко не случайно, оно закономерно, необходимо. С этого начинается трактат Василиска Бородавкина).

- Какова цель единомыслия и единовластия?

- О чём гласит трактат «О благовидной всех градоначальников наружности?

(Все градоначальники должны быть унифицированы).

- Что должно быть главным в их облике?

- Прочитайте портретную характеристику, данную писателем этому герою. Почему герой изображается на фоне пейзажа, в котором вместо неба нависла серая солдатская шинель?

( Шинель – символ, который должен создать иллюзию безгрешности тирана.

Этот приём с простой солдатской шинелью не раз использовался русскими деспотами всех мастей: чем жестче режим, тем больше заботился тираноб аскетизме своего облика и быта).

- Как вы думаете, почему именно Угрюм – Бурчеев завершает вереницу градоначальников?

(Он всех превзошёл своим безграничным идиотизмом, неиссякаемой энергией, ограниченностью, непреклонностью, уравниловкой, наличием казарменных идеалов. Его идеалы: прямая линия, отсутствие пестроты, простота, доведённая до наготы, равниловка).

(Тем, что у власти идиот. В его голове созрел целый систематический бред. Кроме

Вывод: Таким образом, природа, ставшая для писателя олицетворением нормальной, новой жизни – вот главное и, к сожалению, единственной, до конца последовательный противник бесчеловечной, мертвенной идеи государства. Вспомним Органчика. В чём причина его поломки? То ли под влиянием прекрасного весеннего дня (естество!) он улыбнулся, и машина государственности вдруг заработала в несвойственном для неё режиме – режим естественности, человечности и сломалась. Вот эта – то несовместимость идеи государственности и идеи человечности доводится Угрюм – Бурчеевым до предела.

Одним из прототипов этого градоначальника был Аракчеев (военный министр в последние годы царствования Александра Второго).

- Как вы думаете, можно ли свести образ Угрюм – Бурчеева к сатире только на Аракчеева?

Градоначальникам, олицетворяющим собой самодержавие, противопоставлены в книге щедрина глуповцы.

-Что представляют из себя глуповцы? Как ведут себя под игом самовластия?

( Основное их качество: неиссякаемое терпение и сильная вера в начальство.

На эти качества указывают даже звукоизобразительные характеристики. Звукоизобразительные характеристики градоначальников и глуповцев резко отличаются.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Салтыков-Щедрин, родившийся в помещичьей семье, впитавший в себя патриархальный быт глубинки, тем не менее, выступал с обвинениями в адрес близкой ему среды. Только смелый, образованный и патриотично настроенный человек мог показать самодержавному строю соринку в государственном оке. Он очень умно и ловко это проделывал, даже самые высокопоставленные чиновники не могли уличить писателя в критике власти. Что же помогало произведениям Салтыкова-Щедрина пройти жестокую цензуру? Прежде всего, это стиль его письма. Надо обладать большим талантом, чтобы писать эзоповым языком, придающим многозначность произведению, герою, ситуации.

Писатель ставит себе цель сопоставить различные эпохи (Киевская Русь,XVIII век, начало XIX века, 60-е годы XIX века), чтобы определить, что общего между всеми этими эпохами. Сатирик приходит к выводу, что во все времена со стороны властей преобладает деспотизм, а со стороны народа - рабство. Это две характерные черты, которые есть в любой эпохе. Салтыков-Щедрин сближает эпохи парадоксально и делает выводы о современности.

Само путешествие Фердыщенко отражает реальную действительность не прямо, а сатирически деформированно. Самодержавные правители все года путешествовали со свитами, причём многочисленными. Фердыщенко тоже путешествовал не один: вся его свита состоит из денщика и двух солдат инвалидной команды. Самодержавных правителей встречали ликующие толпы народа, с пушечными залпами, торжественной музыкой. Толпа, встречающая Фердыщенко, насчитывает четыре человека, а вместо торжественной музыки раздаётся звон тазов и бубна.

Самым обобщённым выражением сущности самодержавия является образ Угрюм-Бурчеева. Это не просто Павел I, Николай I, Аракчеев, хотя черты их вошли в тип Угрюм-Бурчеева. Это символ самодержавия, символ всякого угнетения и произвола. Он сконцентрировал в себе многие конкретные черты антинародных правителей России и Западной Европы, тем самым став нарицательным образом правителя эксплуататорского строя вообще.

Угрюм-Бурчеев целиком разрушил город Глупов, построил на его месте казармы, а из глуповцев создал роты и батальоны. Он даже задумал прекратить течение реки-жизни, но она не покорилась ему.

Идиот, оказавшись у власти в самодержавном государстве, может натворить столько бед, что размер их невозможно будет даже измерить, так как он полновластный, единодержавный правитель.

Образ народа рисуется сатириком сочувственно. Он говорит о двух понятиях, связанных с понятием народа – народ исторический и народ, воплощающий в себе идею демократизма. Салтыков-Щедрин говорит о негативной стороне, неразвитости народа, его исторической недееспособности. Сатирик пытается объяснить причины покорности, начальстволюбия, равнодушия к своей судьбе. На сознание народа многие века действовали жестокости правителей, а потому о действительно хороших свойствах не может быть и речи.

М.Е. Салтыков-Щедрин сатирически описывает всех градоначальников. Некоторым градоначальникам посвящены целые главы, в некоторых из них раскрываются особенности характера отдельного градоначальника, его образ жизни и его градоначальническая деятельность. Все отличительные черты градоначальников подвергаются авторскому осмеянию. Даже те мысли и идеи, которые на самом деле имеют справедливый характер, становятся в действиях градоначальников чем-то неправильным, способствующим несправедливости.

Символичными становятся градоначальник Брудастый, у которого вместо головы органчик, и градоначальник Прыщ, у которого фаршированная голова. Автор-сатирик показывает, что городом Глуповым может управлять кто угодно, даже человек без головы.

Сатирически описывая каждого градоначальника и давая им отличительные характеристики, М.Е. Салтыков-Щедрин все равно приводит читателя к выводу о том, что все градоначальники похожи друг на друга благодаря единым целям и методам действия. Все градоначальники считали, что их главной обязанностью было подчинение народа. В обязанности градоначальников, как они думали, входит сбор недоимок и ограничение глуповцев, чтобы они не могли бунтовать и высказывать противоположные мнения.

Уже в самом начале, когда были еще головотяпы, подчеркивается глупость народа. М.Е. Салтыков-Щедрин, общаясь к существующей норманской теории о призвании варяжских князей, показывает, что будущие глуповцы действительно поступили глупо, когда решили поставить в начальники не своего человека, а чужого князя. Писатель сатирически переосмысливает существующую точку зрения о возникновении народа. Сатирик показывает, к чему приводит будущих глуповцев их желание: к законному грабежу, воплощенном в собирании дани и недоимок, к невозможности высказывать собственное мнение, полностью подчиняясь законам и распоряжениям градоначальников, к полному повиновению и подчинению. М.Е. Салтыков-Щедрин с помощью сатиры судит народное долготерпение, покорность и смирение, которые выступают в отрицательном ключе.


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением История одного города.
Год написания –1870 г.

История создания – Писатель давно вынашивал идею написать роман о самодержавии. Работа над произведением велась с перерывами, поскольку Салтыков-Щедрин одновременно писал сразу несколько книг.

Тема – Обличение пороков социальной и политической сферы в жизни России, а также раскрытие особенностей взаимоотношения народа и власти при самодержавии.

Жанр – Роман.

Направление – Реализм.

История создания

Замысел романа Салтыков-Щедрин вынашивал довольно долго. Образ вымышленного города Глупова как воплощение самодержавно-помещичьего строя в России впервые возник в очерках писателя в начале 60-х, когда на просторах российской империи переживала свой подъем освободительная борьба простого народа.

После публикации романа на писателя обрушилась волна негодующей критики. Салтыков-Щедрин был обвинен в искажении отечественной истории и оскорблении всего русского народа, интерес к его творчеству заметно пошел на спад. Отображение реалий жизни русского народа и давно назревших проблем в обществе, практически ничем не прикрытая критика самодержавия откровенно пугала, и далеко не все были готовы принять правду в ее истинном свете.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Название

В своем романе он затронул довольно острую тему – обличение несовершенств политического устройства российского государства, при котором угнетенный народ смиренно принимает свое рабское положение и считает это единственно правильным и возможным.

На примере вымышленного города Глупова Салтыков-Щедрин хотел показать, что русский народ попросту не может существовать без жесткого и, порой, откровенного жестокого правителя. В противном же случае он сразу оказывается во власти анархии.

Основная мысль произведения заключается в том, что бессознательное поклонение народа самодержавной власти и нежелание брать на себя ответственность за происходящее в стране являются нерушимой преградой на пути к благосостоянию державы.

Константин Когут


Исследованию сущности утопии посвящено множество работ. Назовем только некоторые из них:

  • Батракова С.
    Искусство и утопия: Из истории западной живописи. М., 1990;
  • Морсон Г.
    Границы жанра // Утопия и утопическое мышление: антология зарубежной литературы. М.: Прогресс, 1991. С. 233—251;
  • Фрейденберг О. М.
    Утопия // Вопросы философии. 1990. № 5;
  • Шацкий Е.
    Утопия и традиция. М., 1990;
  • Шестаков В. П.
    Эсхатология и утопия. М., 1995;
  • Штекли А. Э.
    Утопия и социализм. М., 1993.

Утопические фантазии зачастую граничат с фантастикой. Вопрос об их различии довольно непростой. Считается, что фантастика является частью утопической литературы, а точнее, одним из ее направлений, у первоистока которого стоят фантастические произведения Уэллса.

Еще сложнее соотнести утопию, антиутопию и сатиру. Если утопия конструирует желанный образ будущего мира, то сатира, пользуясь гротеском, пародией и другими приемами, вызывает у читателя смех, который развенчивает этот образ мира, тем самым сближаясь по своей идейной направленности с антиутопией. Говорить об этих различиях сложно еще и потому, что сатира является также самостоятельной художественной системой, глубоко укорененной в творчестве Рабле, Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Свифта и др. Как тут быть? Например, романы К. Воннегута можно определить одновременно и как антиутопические, и как сатирические.

Наконец, нам трудно отделить утопию от сказки. Достаточно вспомнить сказочные миры Дж. Толкиена. Утопия и сказка схожи потаенной мечтой о справедливом мироустройстве. Для понимания сущности этой взаимосвязи важно замечание Д. Медриша:

Медриш Д. Н.

Путешествие в Лукоморье. Сказки Пушкина и народная культура. Волгоград, 1992. С. 14.

Если в городской утопии в центре внимания находится общественно-государственный, технико-цивилизаторский аспекты жизни, то утопия-сад отводит это место непринужденной семейной жизни в кругу близких и исконной близости человека к природе.

Сад, в свою очередь, близок идиллии.


Мы уже сказали о том, что утопия — это местоположение без реального места. Но как быть, если мы имеем дело с реальным пространством без реального места? Представить такое довольно сложно.

Сборник ПроектInternational. 2008. № 19. С. 175



М. Фуко приводит примеры пространств, которые являются гетеротопиями. Например, кинотеатр: на двумерном экране показываются трехмерные пространства.


М. Фуко утверждает, что кладбище является не только гетеротопией пространства, но также гетеротопией времени: это место являет собой смерть в ее длительности (здесь тела людей разрушаются и уничтожаются с течением времени). Есть и чистые гетеротопии времени. Например, музеи, библиотеки, архивы, которые накапливают время, сохраняют его.

Эта короткая заметка, разумеется, в силу своего формата, не претендует на полноту изложения. Мы обозначили лишь самые общие контуры серьезной научной проблемы. Такое изложение должно родить у читателя большое количество вопросов, над которыми важно задуматься. Если так и случилось, то вы сделали еще один шаг к осмысленному чтению литературных произведений.

Композиция

Роман начинается со слов самого Салтыкова-Щедина, которому якобы случайно попалась историческая летопись о вымышленном городе Глупове и его жителях.

После небольшого вступления начинается рассказ от лица вымышленного летописца о происхождении глуповцев. Читатель знакомится с историей возникновения государственного строя в Глупове. Племенная вражда, поиск правителя и дальнейшее порабощение граждан занимают в романе целое столетие.

В последующих главах дается описание наиболее выдающихся градоначальников – правителей Глупова: Великанова, Баклана, Брудастого, Двоекурова, Негодяева, Грустилова и других.

Читайте также: