Школа и педагогическая мысль в западной европе в средние века и эпоху

Обновлено: 05.07.2024

3. Реформация и ее политика в области образования и воспитания.

4. Иезуитская система воспитания в период контрреформации.

1. Гуманистическая мысль, школа и педагогика эпохи позднего средневековья и начала нового времени / Под ред. К.Салимовой, Б.Безрогова. – М., 1990.

2. Культура Возрождения и Средние века. / Под ред. Л.Чиколини и др. – М., 1992.

3. Средневековый быт: Сб.ст. /Под ред. О.Добиане – Рождественской. – Л., 1925 (обр.вним.на статью Б.Бахтина. Школьная жизнь в Париже в XII векае).

4. Карсавин Л. Монашество в средние века. М., 1992.

5. Фридолин П. Педагогические идеи итальянского Возрождения. – Баку, 1929.

6. Струков Б. Университеты Германии как центры образования и культуры в средние века. М., 1980.

1) Начало западноевропейского средневековья связано с разложением Римской империи . Гибель Римской империи сопровождалась распадом структуры рабовладельческого общества, общеэкономическим кризисом, утратой прежних ценностных ориентиров. С конца V века на смену изжившему себя рабовладельческому обществу приходит новый жизненный уклад, связанный с зарождением феодальных отношений, оплотом которого становится христианство. Его деятели отвергали античную культуру как языческую и греховную, отрицая при этом и античный идеал воспитания.

Педагогическую мысль, школу этого периода нам и предстоит рассмотреть.

Возникновение и становление средневекового образования связывают обычно с развитием церковное культуры. Связано это было с тем, что знания требовались, во-первых, для проповедования церковной догматики, усвоение которой было необходимо каждому человеку для принятия крещения, а, во-вторых, для борьбы с еретиками.

Впервые вопрос о необходимости разработки программы церковного обучения в целях осознания народом христианства был поставлен философом и богословом поздней античности Аврелием Августином (Блаженным). Он один из первых выступил против присутствия языческих начал знания в христианском воспитании.

В раннесредневековой школе имели место различные уровни обучения:

Элементарный уровень включал:

– письмо срок обучения 5 лет

Средний уровень включал тривиум:

Повышенный курс включал изучение свободных искусств и к тривиуму добавлялся квадривиум:

Основной книгой для обучения грамоте служил Псалтырь. Обучение начиналось с механического заучивания наизусть на латинском языке молитв и всех 150 псалмов, после чего переходили к изучению латинской азбуки, чтению и письму.

Позже появились специально разработанные для школ учебные пособия (грамматические руководства, латинские разговорники, словари, хрестоматии). А составленные Северином Боэцием учебники логики, арифметики и музыки служили школе в качестве основных вплоть до 13 века.

Средоточием образования и воспитания на всей территории Западной Европы считались монастырские школы. И поэтому идеал воспитания предлагали именно они.

Аскетический идеал требовал от монаха тяжелой борьбы с самим собой и с миром, особенно с его соблазнами.

Пик развития монастырских школ пришелся на период правления короля Карла Великого в начале IX в., указами которого повелевалось открывать школы при каждой церкви.

Следует заметить, что на протяжении всего средневековья школа обеспечивала возможность социального продвижения для людей даже с низким общественным положением. Вместе с тем образование служило и средством совершенствования человека, средством укрепления государственного и церковного порядка.

В связи с огромным ростом школ схоластической направленности появляется определенная прослойка общества, занимающаяся педагогическим трудом. Учителя и ученики объединяются в корпорации, называемые университетами. Появление университетов было признаком возрастающей специализации и дифференциации внутри средневекового образования. Обычно университеты состояли из 4-х факультетов – младшего (артистического), где изучались искусства и 3-х старших – юридического, медицинского, богословского.

Центрами образования и культуры оставались города. Их рост и усиление торговли породили новое сословие – бюргерство, из которого выделилась буржуазия. Для удовлетворения торгово–ремесленного городского населения появляется ряд городских школ – магистратских, цеховых, гильдейских. Это были независимые от церкви учебные заведения, где изучался счет, латинский язык, родной язык. Первые такие школы появились в Италии.

Помимо городских школ средневековье выработало и такую форму образования как ученичество. К этой категории относилось воспитание детей купцов и ремесленников. В ремесленной и купеческой среде такой вид образования осуществлялся следующим образом. Мастер брал к себе в обучение 1-2 учеников за определенную плату. Об умении мастера осуществлять обучение судили представители ремесленного и гильдейского цеха. Выучка у мастера давала возможность ученику по прохождению полного курса (от 2 до 6 лет) работать подмастерьем до тех пор, пока он не найдет себе средств для открытия собственного дела.

Девочки знатных семей воспитывались преимущественно дома или в монастырях. Их учили грамоте, языкам, рукоделию, пению, музыке, чтению религиозных книг.

Таким образом, несмотря на религиозную направленность средневековое образование обогатило античное знание, расширило представление о гармонии души и тела человека.

Наследие древних рассматривалось не как образец для подражания, а как источник идей культурного развития, на который можно опереться в создании собственного мировоззрения и собственной культуры. Со стремлением установить преемственность с античностью путем возрождения классической древности и связано название эпохи – Возрождение.

Реализацию гражданского долга гуманисты взяли в трудовой деятельности, которая становится неотъемлемой частью понятия целостной личности.

Близкой по гуманистическому духу была частная школа в Ферраре. Преподавал там Гуарино из Вероны. В отличие от Витторино он ставил перед собой цель – подготовить своих питомцев к будущей профессии. Поэтому в программе этой школы были широко представлены предметы естественного цикла. Через 20 лет эта школа получила статус университета.

Активно развивается в этот период педагогическая мысль.

Вершиной педагогической мысли гуманизации стала концепция испанского философа, психолога и педагога Хуана Луиса Вивеса. Он считал, что процесс обучения невозможен без проникновения в закономерности процесса познания, а воспитание немыслимо без понимания и учета психологических закономерностей роста ребенка.

Однако к началу 15 в. стало ясно, что гуманистический идеал становится иллюзией. На смену социально-активной, духовно-нравственной, творческой личности приходит деловой человек _ нарождающийся буржуа, для которого идеал, созданный Возрождением, представляется абсолютно ненужным в достижении их целей.

3) На рубеже 15 – 16 вв. гуманистическая мысль становится ведущей идеологией эпохи. И именно в этот период она вступает в непримиримые противоречия с набирающим силу реформационным движением, борющимся с католицизмом. Реформация выступала против идеологии и институтов феодализма. Философия Эразма Роттердамского была отвергнута Реформацией (призыв Эразма к земной гармонии). Движение Реформации связано с именами немецкого деятеля Мартина Лютера, французского реформатора Жана Кальвина, швейцарца Ульриха Цвингли. Рычагом движения выступала Германия. Реформация, направленная против католической церкви, требовала перестройки религиозного сознания масс в духе христианского вероучения. Ее идеологи выступали за упразднение церковной обрядности, за изучение и осмысление Библии без посредничества церкви и священнослужителей. Внутри реформационного движения наметились два направления – бюргерское, выражающее интересы буржуазии и возглавлявшееся М.Лютером, и крестьянское, возглавляемое Томасом Мюнцером, которое под знаменем религиозных требований выдвигало идею уничтожения эксплуатации и частной собственности. В целях распространения своего учения деятели Реформации широко развернули организацию учебных заведений, выдвинув лозунг всеобщего образования детей всех сословий. Обучение осуществлялось на родном языке. Обязательным было начальное образование. Уровень образования, однако, там был очень низким, т.к. основная доля учебного времени уделялась религиозному воспитанию. Таким образом, начальная школа ранее свободная от церкви попала в прямую зависимость от церкви. Средняя школа должна была готовить кадры интеллигенции и квалифицированного чиновничества. Эти школы формально представляли собой светские учебные заведения, ибо официально не были связаны с церковью. Таким образом, главная цель преобразований эпохи Реформации в области образования состояла в разработке рационального содержания знаний, предусматривающего преемственную связь между средней школой, дающей общее развитие ученикам, и высшей, в функцию, которой входила профессиональная подготовка. Эталоном европейской школы этого периода стала гимназия, основанная Иоганном Штурмом. Она базировалась на 3-х принципах: благочестии, красноречии и знании. Система обучения и воспитания в этой гимназии вобрала в себя многие черты гуманистической педагогики. Несмотря на все нововведения (формы организации, методы преподавания, учебные программы, учебные пособия), в школах этого периода доминировала религиозно – политическая направленность, а это делало ее очень ограниченной. Там, где лютеранство, – писал Эразм Роттердамский, – там гибель науки и цивилизации.

4) Католическая церковь выступала против гуманистической культуры и реформационных процессов в области образования и воспитания. Основатель ордена иезуитов Игнатий Лойола считал, что для достижения успехов в образовании и воспитании достаточно просветительской деятельности. С этой целью создается сеть бесплатных начальных школ, развиваются несколько в ином русле средняя и высшая школа.

Преподавание в иезуитских школах держалось на таких методах, как соревнование, конкурсы, театрализованное представление, школьное самоуправление. Но все это сочеталось у иезуитов с изощренной системой слежки и игрой на человеческих страстях, авторитаризмом и формализмом. Развивая фанатическую преданность католической религии, иезуитская система была реакционной, ибо уводила человека от идеала саморазвивающейся творческой личности. В основе их учения лежал идеал общины, подчиняющий себе личность. Кроме того, если гуманисты стремились путем воспитания властвовать над умами людей, то здесь предпринимались попытки властвовать через воспитание над самими людьми.

Таким образом, только Возрождение стало уникальнейшей из эпох, поднявшей человека на небывалую высоту.

Начало западноевропейского средневековья связано с распадом Римской империи. В этот период, начавшийся с конца V в., на смену изжившему себя рабовладельческому обществу приходит новый жизненный уклад, связанный с зарождением феодальных отношений, оплотом которого стало христианство.

Культурное наследие средних веков в истории человечества чрезвычайно богато. Известны великолепные образцы иконопи­си этого периода, появление готического и романского стилей в архитектуре, непревзойденные шедевры живописи Леонардо да Винчи, Микеланджело и других художников, поэзия Петрарки и Данте. Именно в средние века появляется категория погло­щенных знаниями людей — профессиональных ученых.

Влияние церковной культуры на развитие образования

Возникновение и развитие средневекового образования связывается обычно с развитием церковной культуры, которая использовала его как для проповедования церковной догматики, так и для борьбы с еретиками.

Впервые вопрос о необходимости разработки программы церковного обучения в целях внедрения идей христианства был поставлен еще философом и богословом поздней ан­тичности Аврелием Августином (Блаженным) (353—430), который одним из первых выступил против использования языческих элементов в христианском воспитании.

В начале VII в. на территории Ирландии и Британии благо­даря активности монашества появляются первые церковные школы. Открытию школ при монастырях благоприятствовало то, что там сохранились древние рукописи, служившие учеб­ными пособиями. Содержание образования в монастырских школах опиралось главным образом на сочинения Августина. Его образовательная программа предусматривала использова­ние только тех светских знаний, которые необходимы хрис­тианскому проповеднику, — знание языков, истории, диа­лектики, риторики, основ математики, способствующих, по его мнению, углубленному пониманию религии.

Основной книгой для обучения грамоте служил Псалтырь. Обучение начиналось с механического заучивания наизусть на ставшем языком науки латинском языке молитв и всех 150 псалмов, после чего переходили к изучению латинской азбуки, чтению и письму. Позже появились специально раз­работанные для школ учебные пособия от грамматических руководств (например, Присциана и Доната), латинских раз­говорников (Эльфрика) до словарей и хрестоматий. А со­ставленные Северином Боэцием (ок. 480—524) учебники ло­гики, арифметики и музыки служили в школе в качестве учебных пособий вплоть до XIII в.




Пик развития монастырских школ пришелся на период правления франкского короля Карла Великого в начале IX в., указами которого повелевалось повсюду расширять сеть школ' открывая их при каждой церкви.

Следует заметить, что на протяжении всего средневеко­вья школа способствовала социальному продвижению лю­дей даже низкого происхождения. Вместе с тем образование служило и средством укрепления установившегося государ­ственного и церковного порядка.

В течение нескольких столетий сочинения Фомы Аквинского служили основным источником при изучении богосло­вия в европейских школах повышенного типа — коллегиях и университетах. Развитие схоластики и приспособленных к ней учебных заведений привело к упадку старой церковной шко­лы с преимущественным изучением грамматики и риторики, которые были вытеснены изучением формальной логи­ки и нового латинского языка. В этой связи требовала пере­смотра и организация обучения: почти при каждом монас­тыре учреждались школы средней ступени, а для заверше­ния образования — школы высшей ступени.

Курс обучения в школах' был рассчитан на 6—8 лет. Пер­вые два года посвящались изучению философии, два следую­щих года — богословия, церковной истории и права, два пос­ледних — углубленному изучению богословия. Через 13 лет, получив предварительно степень бакалавра, выпускники мог­ли стать магистрами богословия.

Появление со второй половины XII в. многочисленных сочинений, посвященных вопросам воспитания и образова­ния, свидетельствовало о возникновении тенденции к выде­лению педагогической проблематики в специальную отрасль знания.

Помимо распространения церковных и светских школ сред­невековье сохранило и такую форму обучения, как учениче­ство, которое было принято в семьях торговцев и ремесленников. В ремесленной и торговой среде этот вид образования осу­ществлялся следующим образом: мастер брал к себе в обучение одного-двух учеников за определенную плату. Об умении мас­тера учить судили представители ремесленного или гильдейского цеха. Выучка у мастера давала возможность ученику по прохождении полного курса, продолжавшегося от 2 до 6 и бо­лее лет, работать подмастерьем до тех пор, пока он не зарабо­тает себе средств на открытие собственной мастерской.

Девочки из знатных семей воспитывались преимуществен­но дома или в монастырях. В программу их обучения входило освоение грамоты, изучение иностранных языков, рукоде­лие, музыка, чтение религиозных книг. Обычно же девочки получали домашнее воспитание.

Начало западноевропейского средневековья связано с распадом Римской империи. В этот период, начавшийся с конца V в., на смену изжившему себя рабовладельческому обществу приходит новый жизненный уклад, связанный с зарождением феодальных отношений, оплотом которого стало христианство.

Культурное наследие средних веков в истории человечества чрезвычайно богато. Известны великолепные образцы иконопи­си этого периода, появление готического и романского стилей в архитектуре, непревзойденные шедевры живописи Леонардо да Винчи, Микеланджело и других художников, поэзия Петрарки и Данте. Именно в средние века появляется категория погло­щенных знаниями людей — профессиональных ученых.

Влияние церковной культуры на развитие образования

Возникновение и развитие средневекового образования связывается обычно с развитием церковной культуры, которая использовала его как для проповедования церковной догматики, так и для борьбы с еретиками.

Впервые вопрос о необходимости разработки программы церковного обучения в целях внедрения идей христианства был поставлен еще философом и богословом поздней ан­тичности Аврелием Августином (Блаженным) (353—430), который одним из первых выступил против использования языческих элементов в христианском воспитании.

В начале VII в. на территории Ирландии и Британии благо­даря активности монашества появляются первые церковные школы. Открытию школ при монастырях благоприятствовало то, что там сохранились древние рукописи, служившие учеб­ными пособиями. Содержание образования в монастырских школах опиралось главным образом на сочинения Августина. Его образовательная программа предусматривала использова­ние только тех светских знаний, которые необходимы хрис­тианскому проповеднику, — знание языков, истории, диа­лектики, риторики, основ математики, способствующих, по его мнению, углубленному пониманию религии.

Основной книгой для обучения грамоте служил Псалтырь. Обучение начиналось с механического заучивания наизусть на ставшем языком науки латинском языке молитв и всех 150 псалмов, после чего переходили к изучению латинской азбуки, чтению и письму. Позже появились специально раз­работанные для школ учебные пособия от грамматических руководств (например, Присциана и Доната), латинских раз­говорников (Эльфрика) до словарей и хрестоматий. А со­ставленные Северином Боэцием (ок. 480—524) учебники ло­гики, арифметики и музыки служили в школе в качестве учебных пособий вплоть до XIII в.

Пик развития монастырских школ пришелся на период правления франкского короля Карла Великого в начале IX в., указами которого повелевалось повсюду расширять сеть школ' открывая их при каждой церкви.

Следует заметить, что на протяжении всего средневеко­вья школа способствовала социальному продвижению лю­дей даже низкого происхождения. Вместе с тем образование служило и средством укрепления установившегося государ­ственного и церковного порядка.

В течение нескольких столетий сочинения Фомы Аквинского служили основным источником при изучении богосло­вия в европейских школах повышенного типа — коллегиях и университетах. Развитие схоластики и приспособленных к ней учебных заведений привело к упадку старой церковной шко­лы с преимущественным изучением грамматики и риторики, которые были вытеснены изучением формальной логи­ки и нового латинского языка. В этой связи требовала пере­смотра и организация обучения: почти при каждом монас­тыре учреждались школы средней ступени, а для заверше­ния образования — школы высшей ступени.

Курс обучения в школах' был рассчитан на 6—8 лет. Пер­вые два года посвящались изучению философии, два следую­щих года — богословия, церковной истории и права, два пос­ледних — углубленному изучению богословия. Через 13 лет, получив предварительно степень бакалавра, выпускники мог­ли стать магистрами богословия.

Появление со второй половины XII в. многочисленных сочинений, посвященных вопросам воспитания и образова­ния, свидетельствовало о возникновении тенденции к выде­лению педагогической проблематики в специальную отрасль знания.

Помимо распространения церковных и светских школ сред­невековье сохранило и такую форму обучения, как учениче­ство, которое было принято в семьях торговцев и ремесленников. В ремесленной и торговой среде этот вид образования осу­ществлялся следующим образом: мастер брал к себе в обучение одного-двух учеников за определенную плату. Об умении мас­тера учить судили представители ремесленного или гильдейского цеха. Выучка у мастера давала возможность ученику по прохождении полного курса, продолжавшегося от 2 до 6 и бо­лее лет, работать подмастерьем до тех пор, пока он не зарабо­тает себе средств на открытие собственной мастерской.

Девочки из знатных семей воспитывались преимуществен­но дома или в монастырях. В программу их обучения входило освоение грамоты, изучение иностранных языков, рукоде­лие, музыка, чтение религиозных книг. Обычно же девочки получали домашнее воспитание.

ВложениеРазмер
istoriya_pedagogiki.docx 21.58 КБ

Предварительный просмотр:

Модуль: Теория и история педагогики

Тема: Воспитание, школа и педагогическая мысль

в Западной Европе в эпоху средневековья

и эпоху Возрождения

Они владели основным источником богатства и властью в эту эпоху — огромными земельными наделами.

С установлением монополии церкви на образование в Западной Европе основными типами школ стали:

приходские (при церковном приходе), в которых священники готовили себе помощников из мирян;

монастырские, предназначавшиеся для мальчиков, готовящихся к пострижению в монахи: в этих школах осуществлялась также подготовка низшего духовного персонала;

соборные или кафедральные — они открывались при епископских резиденциях.

С Развитием мануфактур, ремесла и торговли, с ростом городов стали возникать в XIII—XIV вв. новые типы учебных заведений:

Цеховые школы давали начальное образование сыновьям городских ремесленников.

Гильдейские школы создавались объединениями купцов — гильдиями. Эти школы были платными, в них учились дети состоятельных родителей.

В школах указанного типа, содержание образования приобрело практическую направленность для будущих торговцев и ремесленников. Основой обучения в этих школах являлся родной язык.

В XII—XIII вв. в результате расширения торговых связей, развития мануфактур в духовную жизнь Западной Европы стала проникать арабская культура стали возникать учебные заведения светского типа, сочетающие общее образование со специальным, появляются первые университеты.

Развитие капиталистических отношений, прогресс науки и культуры вызвали в XIV—XVI вв., в эпоху Возрождения, рост интереса к знаниям, к культурному наследию античных народов (возрождение интереса к нему и дало название эпохе), усилили потребность в новом характере и направлении образования. Это находит свое выражение в процессе его гуманизации , в решительном отказе от характерной средневековой школе суровой палочной дисциплины, целой системы телесных наказаний, жесткого режима.

К эпохе Возрождения относится возникновение нового типа общего среднего образования — классического . Оно было порождено возросшим в эту эпоху интересом к духовной культуре античного мира. Поэтому ведущим направлением классического образования стало изучение латинского и греческого языков, античной литературы. Основным учебным заведением, в котором молодежь получала такое образование, становится гимназия .

Ян Амос Коменский

Чешский педагог - гуманист , писатель, общественный деятель, епископ Чешскобратской церкви , основоположник научной педагогики , систематизатор и популяризатор классно-урочной системы .

Делит жизнь подрастающего поколения на четыре возрастных периода (по шесть лет каждый):

  1. От рождения до 6 лет – детство
  2. От 6 до 12 – отрочество
  3. От 12 до 18 – юность
  4. От 18 до 24 – возмужалость.

Для детей 6 лет предлагал материнскую школу. Для отрочества – школа родного языка. Для юношества – латинская школа, гимназия. Для возмужалых людей – академия, с факультетами: богословский, юридический и медицинский.

Выступал против механической зубрёжки, за сознательное учение.

Настаивал на систематичности обучения . Говорил, что надо идти от конкретного к абстрактному, от легкого к трудному.

Большое значение придавал последовательности обучения : изучению нового материала должно быть подготовлено предыдущими знаниями.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

 ВОСПИТАНИЕ, ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В СРЕДНИЕ ВЕКА

Описание презентации по отдельным слайдам:

 ВОСПИТАНИЕ, ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В СРЕДНИЕ ВЕКА

ВОСПИТАНИЕ, ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В СРЕДНИЕ ВЕКА

Воспитание, школа и педагогическая мысль в Западной Европе в средние века Пла.

Воспитание, школа и педагогическая мысль в Западной Европе в средние века План 1. Воспитание и школа в Византии. 2. Религиозно-сословный характер обучения и воспитания в Западной Европе в средние века. 3. Типы средневековых школ в Западной Европе.

Литература для самостоятельного изучения

Литература для самостоятельного изучения

В 395 г. Римская империя распалась на Западную и Восточную (Византийскую). Ви.

В 395 г. Римская империя распалась на Западную и Восточную (Византийскую). Византия была прямой наследницей эллинско-римской культуры и образованности

Система образования в Византии 1-я ступень – элементарное образование Оно сущ.

Система образования в Византии 1-я ступень – элементарное образование Оно существовало фактически повсеместно, начиналось в 5–7-летнем возрасте и длилось 2–3 года. Такое образование давалось в школах грамоты.

Система образования в Византии 2-я ступень – образование выше элементарного.

Система образования в Византии 2-я ступень – образование выше элементарного. Его давали грамматические школы, которые могли быть церковными и светскими, частными и государственными. В школах обучались дети с 10–12 лет до 16–17-летнего возраста, т.е. 5–6 лет.

Система образования в Византии 3-я ступень обучения – высшая школа. Была откр.

Система образования в Византии 3-я ступень обучения – высшая школа. Была открыта в Константинополе в 425 г. и называлась Аудиториум (от лат. audire – слушать). С IX в. Ее стали именовать Магнавра (Золотая палата), по названию одного из помещений императорского дворца. Школа находилась в полном подчинении императору. Ведущим направлением константинопольской высшей школы было освоение античного наследия. Занятия проводились в форме публичных диспутов.

Система образования в Византии

Система образования в Византии

Византийские мыслители и просветители Василий Кесарийский Максим Исповедник К.

Византийские мыслители и просветители Василий Кесарийский Максим Исповедник Кирилл и Мефодий Иоанн Дамаскин Иоанн Златоуст Михаил Пселл

Учебные книги в Западной Европе периода раннего средневековья Абецедарий – бу.

Учебные книги в Западной Европе периода раннего средневековья Абецедарий – букварь, содержащий только буквы и слоги Псалтирь – книга псалмов

Педагогические сочинения по вопросам воспитания религиозных деятелей Пьер Абе.

Педагогические сочинения по вопросам воспитания религиозных деятелей Гуго Сен.

Педагогические сочинения по вопросам воспитания религиозных деятелей Винсент.

Система рыцарского воспитания Рыцарское воспитание включало обучение семи рыц.

Система рыцарского воспитания Рыцарское воспитание включало обучение семи рыцарским добродетелям: верховой езде; фехтованию; владению копьем и луком (арбалетом); плаванию; соколиной охоте; сложению стихов в честь дамы сердца; игре в шахматы; а также придворному этикету.

Система рыцарского воспитания В 21 год рыцарь принимал посвящение Слава требо.

Система рыцарского воспитания В 21 год рыцарь принимал посвящение Слава требовала постоянного подтверждения, преодоления все новых и новых испытаний и подвигов: войн, охот, участий и побед в рыцарских турнирах.

Средневековые школы в Западной Европе Приходские школы Представляли собой неб.

Средневековые школы в Западной Европе Приходские школы Представляли собой небольшую группу мальчиков, которых за плату священник или причетник обучал закону божию (чтению богослужебных книг) на латинском языке, письму и церковному пению.

Средневековые школы в Западной Европе Монастырские школы Курс обучения в школ.

Средневековые школы в Западной Европе Монастырские школы Курс обучения в школах состоял из грамматики, риторики, начатков религиозной философии. Позже в него были включены арифметика, геометрия, астрономия, музыка.

Средневековые школы в Западной Европе Соборные школы Преподавался полный курс.

Средневековые школы в Западной Европе Обучение во всех типах средневековых шк.

Средневековые школы в Западной Европе Цеховые школы Возникли в Западной Европ.

Средневековые школы в Западной Европе Цеховые школы Возникли в Западной Европе в XIII–XIV вв. для удовлетворения потребностей ремесленников в образовании. Давали начальное образование. Обучение ремеслу осуществлялось в семьях ремесленников или же в процессе цехового ученичества.

Средневековые школы в Западной Европе Гильдейские школы Создавались в Западно.

Средневековые школы в Западной Европе Гильдейские школы Создавались в Западной Европе в XIII–XIV вв. объединениями купцов (гильдиями). Школы были платные. Содержание образования носило практическую направленность.

Особенности воспитания и обучения в период раннего Средневековья

На данном временном промежутке в воспитании и обучении реализовывались языческие, христианские и античные традиции. Основой воспитания детей служило семейное воспитание, по достижении детьми определённого возраста, обучение и воспитание осуществлялось по половому признаку.

Девочек матери обучали вести хозяйство и устраивать быт. Для мальчиков было предусмотрено ученичество и рыцарское воспитание. Ученичество как форма воспитания и обучения детей доминировало в семьях ремесленников. Мальчиков брал в свою семью ремесленник, иногда количество учеников достигало 2-3, шло обучение ремеслу в течение 7-8 лет. В качестве платы за обучение дети осуществляли работу по хозяйству, позже – помогали в ремесленном деле. После окончания ученичества, ученики получали статус подмастерья и получали за работу плату. Получив достаточную квалификацию, подмастерье мог открыть своё дело. Кроме ремесла ремесленник мог обучать подопечных грамоте, либо давал разрешение на посещение соответствующих учебных заведений.

Светские феодалы отдавали своих детей в школы, где те осваивали грамоту и счёт, а затем получали рыцарское воспитание. В процессе рыцарского воспитания дети учились владеть копьём, получали навыки фехтования, езды верхом, плавания, охоты, игры в шахматы, пения стихов собственного сочинения, игре на музыкальном инструменте. В приоритете было получение военных навыков. Важным считалось нравственное воспитание, в процессе которого дети усваивали идеи превосходства рыцарей над низшим сословием, важность личной свободы, жертвенности и героизма. По завершении рыцарского воспитания, в 21-летнем возрасте, осуществлялось посвящение в рыцари. Данный обряд включал в себя благословение освящённым мечом, кроме того, проводились разнообразные физические испытания и рыцарские турниры. В качестве учителей использовалась дворовая челядь.

Школы в период раннего Средневековья

Исчезновение античного общества привело в VII в. К исчезновению школ античного типа. Но в новых церковных школах, которые начали действовать на территории стран Западной Европы, нашло отражение традиций античной культуры, в частности, обязательным являлось изучение латинского языка, который использовался активно в общении и переписке.

Готовые работы на аналогичную тему

В V–VII вв. произошёл сильный упадок в образовании детей. Церковные школы не набирали достаточного количества учеников, в результате чего большая часть населения, включая знать, оставались безграмотными.

В эпоху раннего Средневековья выделялись два типа церковных школ: дети обучались в епископальных (кафедральных) и монастырских школах, одним из создателей которых был Кассиодор (настоятель монастыря). Церковные школы делились также на внутренние (выпускали служителей культа) и внешние (обучение детей высших сословий). До обучения допускались только лица мужского пола.

В малых церковных школах обучение шло с 7-10 лет, детям давалось элементарное образование. Характерным для данных школ являлось наличие одного учителя, который обучал всем предметам, церковному пению учил специальный учитель – кантор. После окончания малой школы, была возможность поступить в большую школу, где давался более высокий уровень образования.

В X веке во Франции действовали епископальные школы, самые крупные из которых находились в Реймсе, Шартре, Париже.

В монастырских школах в основном шло изучение Библии и богословской литературы. Отсутствовало физическое воспитание, каникулы, в качестве выходных дней были дни веселья и различные церковные праздники. Методы воспитания отличались суровостью и жёсткостью, использовались физические наказания, карцер, лишение пищи. В церковных школах дети получали элементарное образование, в малочисленных школах, где давался повышенный уровень образования, программа обучения предусматривала освоение семи свободных искусств.

В XII–XV вв. начали работать городские школы и университеты, в них обучение строилось на светской основе. Некоторые из таких школ организовывались для девочек. По окончании школы получалось звание клирика, после чего молодые люди становились либо учителями, либо священнослужителями. В таких школах проходили обучение дети высших сословий, дети изучали грамоту, счёт, латынь. В результате трансформации школ (цеховые, гильдейские, школы счёта) в XIII веке появились городские школы. В этих школах изучалась:

  • арифметика;
  • элементы делопроизводства;
  • география;
  • техника;
  • естественные науки.

В XVI–XV вв. ознаменовалось возникновением коллегий во Франции, которые являлись связующими между получением начального и высшего образования.

В XI–XII вв. возникли первые университеты:

  • Парижский университет (Сорбонна) (1200),
  • в Неаполе (1224),
  • в Оксфорде (1206),
  • в Кембридже (1231),
  • в Лиссабоне (1290).

В университетах учились люди любого сословия. Обучение в университете начиналось в 13-14-летнем возрасте и продолжалось 3-7 лет. Детей обучали семи свободным искусствам.

Читайте также: