Что такое атеизм определение кратко
Обновлено: 05.07.2024
Для атеизма характерна убеждённость в самодостаточности естественного мира (природы) [17] и в человеческом (не сверхъестественном) происхождении всех религий [17] , в том числе религий откровения. Многие из тех, кто считает себя атеистом, скептически относятся к наличию любых сверхъестественных существ, явлений и сил, указывая на отсутствие эмпирических свидетельств их существования. Другие приводят доводы в пользу атеизма, опираясь на философию, социологию или историю. Большая часть атеистов является сторонниками светских философий, таких как гуманизм [18] и натурализм [19] . Не существует единой идеологии или шаблона поведения, присущего всем атеистам [20] .
Атеизм это мировозрение, которое при столкновении с неизвестным не пытается объяснить его действиями неких сверхсил, а честно говорит - неизвестное неизвестно.
Также это отказ от патернатизма, когда обязательно должен быть авторитет: отец, Папа римский, начальник партии. Атеист может думать сам, принимать свои решения и отвечать за последствия.
Атеист просто рациональный человек, который не верит сказкам.
Большое спасибо за вопрос. Атеизм – это достаточно простая вещь. Он отвергает веру в любые факты, которые не доказаны наукой. Это мое определение атеизма. Иными словами, атеизм не утверждает, что Бога нет. Атеизм утверждает, что вера, не подкрепленная фактами, вредна для мышления человека. Само существование или несуществование Бога атеиста не волнует. Сегодня никаких. Читать далее
Отрицание веры в то, что не продемонстрировано, не доказано есть агностицизм.
Атеизм - это отсутствие веры в божество или божества. Поскольку когда мы говорим о божествах, то автоматически понимаем что речь идёт о сотворении мира, то атеизм должен, следовательно, предложить альтернативную концепцию сотворения мира или его существования (возможно предсуществования). Сделать он может это только научным методом. Что такое научный метод? Научный. Читать далее
1) атеизм это не только отсутствие веры в божества, но и полный отказ от теизма в любой форме. Отказ пользоваться. Читать дальше
атеизм - это вера в то что можно прожить и всё понять.Апоскольку человеку не дано всё понять , и скорее всего он принимает на веру всякие измышления, например т.н "науку", либо законы от каких либо людей , которые ему кажутся умными", т.е не противоречащими его мнению, то просто не хватает времени жизни чтобы всё понять и он возможно впадает в анабиоз, в котором его. Читать далее
Атеистами в древнем Риме называли христиан, поскольку они отрицали существование богов греческого пантеона. Впоследствии этот термин стал применяться к людям, которые отрицают существование любых богов. Таким образом, многих, даже религиозных людей (например буддистов) можно записать в атеисты.
Атеизм это научные (достоверные, подтверждаемые практикой) знания об окружающем нас материальном мире, в. Читать дальше
Атеизм - это отрицание существование Бога или любого другого существа, который создал человечество. Атеисты просто говорят: "Я не верю в Бога, его нет". Это не религия, это просто точка зрения.
Атеизм как раз таки религия, только противоположная. Если в привычной религии люди ВЕРЯТ, в атеизме наоброт НЕ. Читать дальше
Специалист в сфере средств охраны и безопасности, инф. безопасности. Адепт критического. · 22 нояб 2021
Многие верующие пытались поссорить атеистов, но этот вопрос просто заслуживает оскара! Такого спора я еще здесь не встречал.
С точки зрения научности и философской обоснованности ответ Никиты Котова - лучший. Так же согласен с Максимом Завьяловым.
Я не согласен, что в трактовках термина надо руководствоваться только авторитетами и только одного языка. Почему не приводить определения английских или китайских лингвистов?
Но эмоционально мне ближе атеизм в понимании Василия Ивановича и Алексея Несказова (хотя и не в такой резкой форме).
Я не имею таких глубоких знаний о атеизме, что бы высказаться более содержательно, чем в приведённых уже ответах. Могу отметить важное для меня: атеизм сейчас стал сложнее и в определении и в осознании, атеизм не имеет генеральных идей, большинство людей видят в атеистах - богоборцев, иноверцев, идолопоклонников.
Строго говоря, спор между теистами и атеистами заключается в решении вопроса: где находится пункт управления нашим миром. Если он расположен за пределами системы воспринимаемого нами мира - наш мир управляется извне (теизм). Кем или чем управляется - уже не столь важно. Всё зависит от той или иной культуры. Если же управляющее начало встроено в саму систему нашего мира - то наш мир самоуправляем (атеизм).
В рамках человеческих возможностей решить данный вопрос невозможно, так как человек плотно встроен в систему мира. А для решения данного вопроса нужно выйти за пределы этой системы. Мы можем лишь судить по косвенным признакам, которые, однако, могут трактоваться в равной степени как в пользу теизма, так и в пользу атеизма.
Простыми словами Атеизм это протестное направление, родственное например такому:
Люди утверждают, что в самом центре нашей Галактики - Млечного Пути находится черная дыра.
Есть небольшая группа верящих в это людей, которые занимаются звездами. Они уверены, что с вероятностью более 90% именно так и есть, все косвенные факты говорят им об этом. Это - верущие.
Большинству людей, у которых по жизни есть много других более важных проблем, эта Идея безразлична. Вернее, они считают что вероятность этого 50%, то есть может это и так, а может и нет. И они никак не демонстрируют это. Это - неопределившиеся из-за того, что сама тема их не сильно тревожит.
Но есть протестный сегмент людей, которые не только молча уверены на 100%, что там нет никакой черной дыры, но и активно выступают против этой теории. Эта тема для них очень важна.
Они готовы пробиваться ради этого на сцену (на сцену Яндекс-Кью например), чтобы изменить других людей. Чтобы остальные или отказались от идеи или перестали писать и говорить об этом. Это - Атеисты. А их движение - атеизм.
Мозаичный взгляд на теории, объясняющие появление мира и всех процессов в нем без Создателя - атеизм. Целостное мировоззрение от первоосновы - теизм. Несловарное определение.
АТЕИ́ЗМ (от греч. ἄθεος – безбожный), мировоззрение, отрицающее бытие Бога, а также существование сверхъестественного мира (ангелов, духов и т. п.); отрицание религии вообще. В европ. культуре под А. обычно понимается отрицание существования личного Бога (см. Теизм).
Многообразие историч. форм А. затрудняет его классификацию. Самая общая классификация А. предполагает разделение его на следующие типы: по феноменологическому и социологическому основаниям – на А. индивидуально-личностный и А. коллективный; по принадлежности к теоретич. или практич. сфере – на А. теоретический (по преимуществу философский) и А. практический, в котором отрицание Бога выражается в действиях одного человека или группы людей, включая и т. н. гос. А., проявляющийся в законодат. системе и правовой практике государства.
Для религ. и филос. мысли средних веков А. не характерен. Связь христианского богословия и философии исключала в теоретич. области саму возможность сомнения в существовании Бога. Еретич. учения, сопровождавшие христианство в течение всей его истории, хотя иногда и назывались атеистическими, а их последователи – атеистами (безбожниками), в действительности таковыми не являлись.
Возрождение с его антропоцентризмом и стремлением к созданию нового культурного пространства, включающего ценности и достижения античной языческой культуры, подготовило условия для распространения А. в Европе, однако в своей основе оставалось эпохой религиозной. Из числа разнообразных направлений филос. мысли эпохи Возрождения наиболее близким к А. оказывается пантеизм. Этого мировоззрения придерживались П. Помпонацци, Дж. Бруно, Т. Кампанелла, Дж. Ч. Ванини (1585–1619).
Широкое распространение теоретич. А. получил в 19–20 вв.; он связан с филос. направлениями своего времени – позитивизмом, антропологич. философией, анархизмом, материализмом, нигилизмом и философией жизни. Осн. представители этих филос. направлений – А. Шопенгауэр, Л. Фейербах, П. Ж. Прудон, К. Маркс, Ф. Ницше. Атеистич. взгляды разделяли отд. представители экзистенциализма (Ж. П. Сартр, А. Камю) и аналитич. психологии (З. Фрейд, Т. Райк, Э. Фромм). Агностиком считал себя философ-неопозитивист Б. Рассел.
В России теоретич. А. получил распространение лишь в 19 в. Большинство атеистич. учений в России берёт начало в европ. философии 18–19 вв. Такие течения, как позитивизм (Н. К. Михайловский), анархизм и нигилизм (М. А. Бакунин, Н. А. Добролюбов, С. Г. Нечаев, П. Н. Ткачёв), а также разл. направления социализма (Н. Г. Чернышевский, Г. В. Плеханов, В. И. Ленин) обозначили осн. вехи распространения А. в России.
Гос. А. представляет собой возведённую в ранг гос. политики идеологию; в той или иной форме он предполагает: ограничение гражд. и политич. прав верующих посредством законодательства или подзаконных актов, использование гос., политич. и общественных институтов для борьбы с религией и верующими, установление цензуры на религ. лит-ру, воспитание граждан в духе А. Гос. А. получил распространение в СССР, КНР, Камбодже и некоторых др. странах.
С распадом СССР и принятием Конституции РФ А. перестал играть роль гос. идеологии. В РФ он продолжает существовать в качестве мировоззрения определённой части общества, как одно из течений общественной мысли.
Атеи́зм (от греч. ἄθεος — безбожный, безбожник) — 1) направление философии, отрицающее существование Бога; 2) безбожность, отрицание Бога.
Атеизм можно рассматривать и как одну из форм самоубийства, т.к. атеисты сознательно отвергают Бога – Источник жизни. Приверженность человека атеизму делает его духовно слепым, ограничивает его жизненный горизонт физиологическим и душевным уровнями бытия, препятствует постижению высшего смысла жизни, реализации высшего предназначения.
По сути атеизм является верой, т.к. его фундаментальные положения научно недоказуемы и являются гипотезами.
И с точки зрения христианства, материалистический атеизм провозглашает свою противоположность религии лишь номинально. В действительности по своему содержанию он представляет лишь одну из форм религиозного сознания. Религиозность материалистического атеизма проявляется, прежде всего, в том, что материалистическая философия наделяет бытие тварного мира Божественными атрибутами. Напомним, что материалистическая философия провозглашает несотворимость и неуничтожимость, безначальность и беспредельность материи, наделяет ее творческими способностями создавать мир. Этому можно возразить следующим образом:
При этом вершиной религиозных представлений о материи становится приписывание ей способности к творческому целеполаганию и целеосуществлению. Эти представления выглядят абсурдно, поскольку безличное, лишенное ума и воли, материальное бытие по своим существенным характеристикам не способно к созданию прекрасного и гармоничного мироздания, увенчанного разумным и творческим существом – человеком.
С точки зрения христианства, материалистическая философия есть одна из форм языческой пантеистической философии. Подобно всем прочим формам языческой пантеистической философии, она усматривает первопринцип бытия в безличной природе, абсолютизирует безличное бытие природы, наделяет его Божественными свойствами. Как форму пантеистической философии материалистический атеизм рассматривали многие представители русской религиозно-философской мысли – Н. А. Бердяев, Н. О. Лосский, С. А. Левицкий, Л.А. Тихомиров и др.
Однако законами природы можно (теоретически) объяснить все, кроме существования самих законов природы. Достаточно задать атеисту вопрос о происхождении законов природы, как он должен будет ответить тавтологической, т. е. ничего не говорящей ссылкой на сами эти законы природы.
Иначе говоря, атеист должен будет перенести предикаты Абсолютного (первосущность, первопричинность, вечность, безусловность и т. п.) на сам мир или на законы, в нем царствующие.
Так, отрицание Абсолютного мстит за себя абсолютизацией относительного. Иначе говоря, способного к последовательному мышлению атеиста легко привести, при условии его интеллектуальной честности, к пантеизму как учению, обожествляющему мир в его целом.
Итак, атеизм есть бессознательный пантеизм; в качестве такового атеизм логически столь же несостоятелен, как и пантеизм.
Гордость не дает душе вступить на путь веры. Неверующему я даю такой совет: пусть он скажет: «Господи, если Ты есть, то просвети меня, и я послужу Тебе всем сердцем и душою”. И за такую смиренную мысль и готовность послужить Богу Господь непременно просветит… И тогда душа твоя почувствует Господа; почувствует, что Господь простил ее и любит ее, и это ты из опыта познаешь, и благодать Святого Духа будет свидетельствовать в душе твоей спасение, и захочешь тогда кричать на весь мир: “Как много нас любит Господь!”.
преподобный Силуан Афонский
Атеист – несчастный ребёнок, который напрасно пытается уверить себя, что у него нет отца.
Бенджамин Франклин
Что может быть жалче и безумнее людей, которые дерзают утверждать, будто все сущее произошло само собою, и все творение лишают промышления Божия?
святитель Иоанн Златоуст
Не слушай безбожников. Они ничего не знают, от них все сокрыто, как от слепых. Не разговорами постигают Бога и тайну будущей жизни, а подвигом, исполнением заповедей и глубоким искренним покаянием.
игумен Никон (Воробьёв)
В современном обществе ярко прослеживается две полярных моды: приверженность религии, принимающая форму фанатичности, и увлечение атеизмом. Последователи последнего течения не всегда могут точно выразить в чём его суть, но регулярно вступают с верующими людьми в жаркие дебаты, понять бессмысленность которых можно лишь разобравшись в сути понятия атеизм.
Атеизм: понятие и суть
В общем понимании атеизм — неверие в Бога. Но если рассматривать это понятие в более широком смысле, в него входит отрицание любой религии и сверхъестественных явлений.
Современные исследователи называют атеизм особым мировоззрением, имеющим под собой основания в области науки, морали и социальной жизни общества. К ним относятся следующие утверждения:
- Окружающий человека природный мир, организован по рациональным законам, которые человек может изучить в ходе экспериментальной научной деятельности. В философии это утверждение называется натурализмом.
- Антропоцентризм — это утверждение, что человек, являясь часть природного мира, благодаря наличию разума и сформированных личностных качеств занимает в нём особое положение. Оно позволяет людям чувствовать себя важнее любых социальных и религиозных институтов.
- Атеисты утверждают, что научное познание, заключающееся в изучении явлений и предметов окружающего мира с помощью математических и экспериментальных методов, позволяет раскрыть естественно-природную сущность таинственных и чудесных явлений. По мнению приверженцев атеистического мировоззрения, рационализм может объяснить любое сверхъестественное явление с объективной, логической точки зрения.
- К социальным основам атеистической мысли относится мнение о прогрессивном развитии человеческой цивилизации, которая в процессе существования накапливается знания, технический потенциал и степень личной свободы человека.
Интересно: современное понимание термина атеизм, дословно переводимого с греческого языка как безбожие, сложилось в начале текущей эры на основе библейского учения.
Виды атеизма
Исследователи выделяют различные виды атеизма на основе социологического и деятельностного критерия.
С социологической точки зрения атеизм делится на 2 вида:
- индивидуально-личностный;
- коллективный.
Деятельностный критерий подразумевает более сложную классификацию атеистических взглядов:
- теоретический атеизм заключается в разработке философской идей, лежащих в основе этого мировоззрения;
- практический атеизм выражается в деятельности, осуществляемой отдельным человеком или группой людей.
В свою очередь атеистическое мировоззрение практического типа делится на основе внешней активности носителя на два вида:
- пассивное отрицание существования Господа;
- активная деятельность, направленная на борьбу с религией и Церковью.
Верующие люди отмечают, что теоретический атеизм ищет ответ на вопрос о существовании Бога при помощи религиозной философии, основанной на том, что атеисты отрицают: вере в Бога и опыте религиозного познания.
Кто такие атеисты
В современном обществе многие люди называются атеистами. При этом в эту неоднородную категорию входят люди, обладающие разными мировоззренческими взглядами. К ним относятся:
- Люди, категорически отрицающие возможность бытия Бога, необходимость института Церкви и реальность любых сверхъестественных явлений. Эта категория атеистов весьма малочисленна и придерживается взглядов пассивного или теоретического мировоззрения.
- Ко второй категории атеистов относятся члены общества, враждебно настроенные к институту Церкви. К этой группе могут относиться люди с различным социальным и образовательным уровнем, но все они являются активными воинствующими атеистами, стремящимися любыми средствами очернить Церковь и доказать её отрицательное влияние на людей и историю человечества в целом.
Следует отметить, что эти люди не отрицают наличие сверхъестественного мира и Творца. Большинство современных атеистов относится к данной категории. - Большую долю атеистически настроенных людей составляют агностики, верящие только в то, что можно увидеть и исследовать. При этом их атеистические взгляды основываются на отсутствии доказательств как подтверждающих существования Бога, так и опровергающих этот факт.
Причины обращения к атеизму
Люди становятся атеистами по множеству причин. Самыми распространёнными являются следующие факты:
- недовольство поведением служителей церкви (благословение оружия, одобрение вооружённых конфликтов, участие в политической жизни, стяжательство);
- неудачные попытки найти утешение в религии в тяжёлом жизненном испытании (безвременная кончина близких людей, смерть ребёнка, тяжёлая болезнь);
- наличие традиций, требующих больших физических и эмоциональных затрат;
- наличие в обществе социальной несправедливости, преступности;
- наличие эпизодов навязывания религиозного мировоззрения;
- кровавые конфликты и агрессивные действия, совершаемые во имя религии;
- религиозный фанатизм, приводящий к ситуациям, опасным для жизни верующего человека и его семьи.
Каждый человек приходит к атеистическому мировоззрению своим путём.
Эпикурейцы не отрицали существование богов, но полагали, что она безразличны к людским заботам. Учение Эпикура обосновал и развил римский философ Тит Лукреций Кар, утверждающий, что боги не влияют на судьбы людей и окружающий мир. Он отрицал существование загробного мира и бессмертие души.
Большинство современных атеистических учений говорит об отсутствии необходимости для человека в Боге и религии. Их идеологии утверждают, что вера не имеет логического смысла, так как не может быть обоснована научными методами.
Становление в России
Атеистические идеи появились в середине XVIII столетия. Этому способствовало распространение среди российской аристократии произведений Вольтера. Под их влиянием оказалась императрица Екатерина Великая, планировавшая провести ряд религиозных преобразований, которые должны были ослабить влияние православной церкви на народ.
Однако события французской революции кардинально поменяли взгляды правительницы, заставив её обратиться к православию, как к инструменту поддержки русской монархии. Этой же линии придерживались все цари династии Романовых, поэтому до начала XX в. атеизм не получал развития в русском обществе.
Необходимо отметить, что многие представители, входящие в высшую российскую аристократию, разделяли идеи деизма. Они рассматривали церковь как инструмент воздействия на народные массы. Ведущая роль православия в Российской империи закреплял рад законов, запрещающий переход в другую религию и неимение вероисповедания.
С начала 90-х гг. православие вновь становится основной идеологией в российском обществе. Этот процесс активно поддерживается государством. К началу XXI в. активная позиция церкви в политической и социальной жизни государства приводит к увеличению числа атеистически настроенного населения.
Следует отметить, что большинство россиян, называющих себя атеистами, являются агностиками. Они допускают существование Господа, но категорически не согласны с деятельностью Русской Православной Церкви.
Известные атеисты
Среди людей, разделяющих атеистическое мировоззрение выделяются известные личности, имеющие определённое влияние в современном обществе. К ним относятся:
Распространение атеизма в современном обществе — реакция людей на стремление Церкви играть ведущую роль не только в духовной жизни, но в политических и социальных процессах государства. При этом исследования показывают, что в большинстве случаев современные атеисты — люди, которые ещё не определились со своим отношением к религии.
Читайте также: