Какие выставки бывают в школе

Обновлено: 03.07.2024

Организация и оформление тематической выставки. Важнейшее воспитательное значение имеет организация выставок, художественных работ школьников, конкурсов на лучшие рисунки, встреч с художниками, вечеров искусств. Участие в выставке, выступление с докладом на вечере искусства, право написать объявление о предстоящем конкурсе на лучший детский рисунок – всё это является эффективным средством поощрения детей, пробуждает интерес к искусству, художественным занятиям.

Школьные выставки детских рисунков находят своё дальнейшее развитие в районных, областных, республиканских, всероссийских и международных выставках детского художественного творчества.

Не ослабевает интерес детей и к организации школьных малых Третьяковок – выставок-галерей репродукций с произведений русских, советских и дореволюционных художников. Большой воспитательный эффект даёт и организация эпизодических выставок по жанрам, темам уроков, к юбилейным датам. Для успешного эстетического воздействия такой выставки необходимо соблюдение следующих условий:

отбор относительно крупных по размеру и качественных репродукций;

хорошее эстетическое оформление выставки— логический подбор репродукций, произведений одного или нескольких художников, белый или серый фон стендов, достаточное для самостоятельного выделения каждой репродукции расстояние между ними;

хорошее освещение выставки, помещение её в свободном, эстетически оформленном интерьере школы.

Выставки обычно устраиваются в конце учебного года как творческий отчёт о работе кружков. Выставки оформляются или в кабинете изобразительного искусства и черчения, или в зале, коридорах школы. При оформлении выставки надо помнить о важном значении для развития эстетического вкуса детей, распределение рисунков и подписей к ним на стендах. Лучше всего размещать рисунки на специальных стендах, не слишком близко друг к другу. Подписи аккуратно пишут на отдельных листочках бумаги. В начале экспозиции вывешивается плакат, в котором сообщается, учащиеся каких классов участвуют в выставке, какова тематика рисунков и т. д.

Такие выставки являются настоящим праздником для детей. Ребята долго и кропотливо готовятся к ним, зная высокие требования, которые предъявляют члены жюри отборочных комиссий к их работам.

Выставки в школе являются одной из широко распространенных форм наглядной агитации и пропаганды. Они имеют весьма важное значение, поскольку оказывают большое влияние на повышение уровня работы детских объединений, повышают заинтересованность учащихся в учёбе, содействуют развитию их творческой активности.

Задача выставки состоит в раскрытии конкретной формы в связи с современными насущными задачами. Выставка всегда представляет собой интерес, так как здесь, взаимодействуя и дополняя друг друга, участвуют многие средства воздействия на зрителя. Своим силуэтом, цветом, формой она должна ещё издали привлечь внимание. Хорошо организованная и глубоко продуманная выставка никогда не оставит зрителя равнодушным.

При оформлении выставки не следует делать её многословной, включать в экспозицию лишний текстовой материал, так как основное её достоинство— это наглядность, убедительность изображений и натуральных экспонатов. Тематическая выставка должна обращать на себя внимание своей эстетической выразительностью.

По содержанию выставки делятся на:

1. выставки, посвященные актуальным проблемам современности (Экологическая проблема, здоровый образ жизни, профилактика дорожно-транспортного травматизма и т. д.);

2. выставки к памятным датам (12 апреля, День Победы, и т. д.);

3. выставки, посвящённые жизни и творчеству выдающихся людей;

4. выставки творческих работ учащихся;

5. выставки в помощь учебному процессу (чтение, озом)

Каждой из выставок должно быть присуще своё оригинальное оформительское решение.

Процесс организации и оформления тематической выставки состоит из нескольких этапов:

1 . выбор темы выставки;

2. составление тематического и тематико-экспозиционного плана;

3. сбор экспонатов;

4. выбор места, где будет она расположена;

5. составление эскиза оформления выставки с учетом цветового решения.

Выставки бывают различные, как по своим масштабам, так и по тематическому назначению: от небольших стендов до значительных экспозиций, занимающих целый этаж, например, районная выставка.

Тематические выставки могут быть стационарными (постоянными) и лёгкими передвижными.

Тематика выставок планируется на основе учебно-воспитательных задач школы с учётом возрастных особенностей учащихся. Глубоко осмысленное содержание выставки может натолкнуть школьников на правильный выбор её художественного решения. Выставка всегда способствует формированию мировоззрения учащихся, основы которого закладываются на уроках литературы, истории, биологии, изобразительного искусства и др.

Учитывая возрастные особенности учащихся, тематику выставок следует подбирать так, чтобы она отражала их интересы.

При составлении тематического и тематико-экспозиционного планов, прежде всего, учитывают, из каких частей сложится выставка, в какой последовательности следует размещать материалы и отдельные экспонаты. В тематико – экспозиционном плане определяется общий заголовок выставки, заголовки отдельных стендов и подписи к ним, изобразительные средства: фотографии, рисунки, диаграммы, а также содержание текстов, относящимся к отдельным стендам и ко всей выставке в целом. Очень важно учитывать не только актуальность темы, но и своевременность экспозиции.

Чтобы лучше представить содержание выставки в целом, обычно сначала записывают на бумаге перечень имеющихся в наличии элементов и экспонатов выставки. Сбор экспонатов поручается учащимся. Сбор материала для тематической выставки должен носить организационный характер и вестись примерно в течение месяца до начала её оформления.

В актив организаторов выставки входят, кроме учащихся, учителя,

ведущие различные дисциплины, в том числе учитель труда и изобразительного искусства. Учащиеся под руководством учителя труда изготавливают в столярной мастерской необходимые подрамки, стенды и т. д.

Вопрос о выборе места для выставки решается совместно с администрацией и общественными организациями школы. Размещение выставки зависит от её размеров, актуальности темы, которой она посвящена. Выставка должна хорошо вписываться в интерьер школы, т. е. украшать её. В этом вопросе большая роль принадлежит учителю изобразительного искусства.

Следующим этапом является составление эскизов художественного оформления выставки. Работа над эскизом— это задача творческая. Здесь должны учитываться правила симметрии и асимметрии, правила создания композиционного равновесия, ритмики, особенности передачи лёгкости формы, стилевое единство и цветовое решение.

На рисунке 1 А показано статичное композиционное равновесие двух прямоугольников, расположенных симметрично и асимметрично. Длинный чёрный прямоугольник уравновешивается чёрным вертикально расположенным прямоугольником. На рисунке 1Б показана соразмерность двух элементов, входящих в композицию объекта. В верхнем рисунке большой квадрат сочетается с прямоугольником, расположенным горизонтально на высоте середины квадрата, опирающегося на пять вертикальных линий. Нижний рисунок состоит из прямоугольника меньшего размера, чем квадрат, и соизмеряется с горизонтально расположенным прямоугольником, опирающимся на вертикальные линии. И в том и в другом примере хорошо чувствуется соразмерность этих предметов.

РИС.1 А. Композиционное равновесие элементов. Соразмерность. РИС.1 Б.

Верхний квадрат как бы становится легче в сочетании с горизонтальным, а нижний прямоугольник, благодаря более длинной и широкой форме, придаёт гармоническое единство композиции. Стенды одинакового размера и одинаковой формы можно расположить по-разному: ритмическими рядами и в одну линию. И в том и в другом случае осуществляется композиционный принцип равновесия. Принципы равновесия применительно к решению оформительских задач имеют ту же трактовку, что и в изобразительном искусстве. Для лучшего понимания композиционных решений тематических выставок необходимо чаще посещать выставки, устраиваемые в городе, наблюдая и анализируя их художественные достоинства и недостатки. РИС.2. Эскиз оформления тематической выставки.

На рисунке представлен эскиз оформления тематической выставки. Здесь наглядно показано асимметричное расположение элементов, входящих в экспозицию. Название выставки помещено в верхнем правом углу, имеющем квадратную форму. Рисунки расположены асимметрично, вокруг большого рисунка, акцентирующей внимание зрителя. Иначе говоря, этот большой рисунок является центральным пятном экспозиции. Расположение текста намечено в двух местах: в верхнем левом углу и в нижнем правом. Для придания большей выразительности и динамичности всей композиции контуры рисунков с наружной стороны обведены трёхцветными полосками. Этот приём обводки создаёт ощущение целостности всей композиции и позволяет лучше рассматривать каждый рисунок в отдельности.

Если выставка посвящается годовщине какого-либо художника или писателя, то для создания более интересной экспозиции материал можно окантовать рамками. Затем рамки подвешивают на капроновых нитках к специальным креплениям, сделанным из дюралевых труб, закреплённых на верху крючками, вбитыми в стену. Выставка, сделанная на плоскостном материале, вызывают меньше интереса, чем выставка, составленная и из плоскостных и из объёмных материалов одновременно. С

Оформление выставок детского творчества с использованием природного материала: соломы; засушенных цветов, листьев и стеблей; растительного пуха; семян растений и др.

Несколько советов и рекомендаций по оформлению выставок:

*Цветы в букетах должны сохранять объём и естественное расположение лепестков, на них не должно быть повреждений, следов песка или ваты.

Сухие и некрасивые стебли, особенно у цветов в низких вазах. Прячут, прикрывая цветами букета или используют декоративный материал.

Нужное положение стеблей цветов в зимних букетах фиксируют различные держатели. Они тоже должны быть тщательно закрыты, замаскированы.

Букеты и композиции могут находиться в вазах – низких, высоких, напольных; в корзинах; на декоративных подносах и тарелках; на камнях, корягах, коре, древесных грибах. Они могут быть настенными, подвесными или размещаться на столах, тумбах, декоративных подставках.

Сухие зимние букеты никогда не ставят рядом с живыми цветами: они не выдерживают подобной конкуренции и сразу же теряют привлекательность.

* Выставки работ лучше проводить зимой, в декабре – январе, первой половине февраля. В скупое на живые краски время необычные композиции, яркие расцветки, нежные полутона удивляют и радуют людей. Помещение для выставки должно быть достаточно сухим, не следует отводить для этого комнаты, где есть бассейны, большие аквариумы, множество живых растений: высокая влажность губительно сказывается на работах.

*Немаловажно освещение зала: если оно недостаточно, композиции покажутся бледными, тусклыми. Свет люминесцентных ламп меняет окраску сухих цветов, придаёт блёклый голубовато-серый оттенок.

Меньше влияет на изменение цвета освещение обычными лампами накаливания.

*На выставке желательно представить самый разнообразный растительный материал и разнохарактерные композиции, поделки. Неплохо, если широко применяются вместо обычных ваз и подносов корзины, в том числе и самодельные, древесные срезы, коряги, куски коры.

*Силуэтно-графические композиции из веток без листьев, как мы уже говорили, желательно ставить на уровень зрения или чуть выше. Такие работы требуют определённого фона (однотонная штора, светлая окраска стены). Можно для выставки подготовить специальные ширмы, экраны, на фоне которых размещают графические композиции.

Некоторым оригинальным работам необходима подсветка: например стеблям с цветами гладиолусов, консервированным в глицерине веткам барбариса с красными ягодами.

Перед каждой работой ставят этикетку с фамилией, именем, отчеством автора, названием композиции. Лаконичное, удачно придуманное название помогает понять настроение работы, обращает внимание на растительный материал – основной элемент композиции.

Если в композицию включено необычное, достаточно редкое растение, указывают его название (напоминаем: речь идёт о растениях, редких в садах любителей Редкие и исчезающие дикорастущие растения находятся под охраной, дети не должны ими пользоваться).

1. Борисов В. П. Как оформить выставку в городе. – М., 1981.

3.Кузин В. С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах: Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1979.- 32л. ил.

4.Первушина О. М.,Столбова В. Г. Природа и творчество. В помощь начинающим флористам. – Пермь: Кн. изд-во, 1990.- 222с.

6.Титов Е. П. Методика организации и оформления тематической выставки в школе. – М., 1984.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе " Организация выставок в школе " отражены основные причины ,по которым этот вид внеурочной деятельности в школе необходим.Выставки работ учащихся по технологии позволяют заинтересовать учащихся в конечном результате своего труда,почуствовать гордость за качественно выполненную работу,стимулируют учащихся к дальнейшему совершенствованию своих навыков и умений.

Важнейшее воспитательное значение имеет организация выставок, художественных работ школьников, конкурсов на лучшие рисунки, встреч с художниками, вечеров искусств. Участие в выставке, выступление с докладом на вечере искусства, право написать объявление о предстоящем конкурсе на лучший детский рисунок – всё это является эффективным средством поощрения детей, пробуждает интерес к искусству, художественным занятиям.

Школьные выставки детских рисунков находят своё дальнейшее развитие в районных, областных, республиканских, всероссийских и международных выставках детского художественного творчества.

Для успешного эстетического воздействия выставки необходимо соблюдение следующих условий:

отбор относительно крупных по размеру и качественных репродукций;

хорошее эстетическое оформление выставки— логический подбор репродукций, произведений одного или нескольких художников, белый или серый фон стендов, достаточное для самостоятельного выделения каждой репродукции расстояние между ними;

хорошее освещение выставки, помещение её в свободном, эстетически оформленном интерьере школы.

Выставки в школе являются одной из широко распространенных форм наглядной агитации и пропаганды. Они имеют весьма важное значение, поскольку оказывают большое влияние на повышение уровня работы детских объединений, повышают заинтересованность учащихся в учёбе, содействуют развитию их творческой активности.

Задача выставки состоит в раскрытии конкретной формы в связи с современными насущными задачами. Выставка всегда представляет собой интерес, так как здесь, взаимодействуя и дополняя друг друга, участвуют многие средства воздействия на зрителя. Своим силуэтом, цветом, формой она должна ещё издали привлечь внимание. Хорошо организованная и глубоко продуманная выставка никогда не оставит зрителя равнодушным.

При оформлении выставки не следует делать её многословной, включать в экспозицию лишний текстовой материал, так как основное её достоинство— это наглядность, убедительность изображений и натуральных экспонатов. Тематическая выставка должна обращать на себя внимание своей эстетической выразительностью.

По содержанию выставки делятся на:

1. выставки, посвященные актуальным проблемам современности (Экологическая проблема, здоровый образ жизни, профилактика дорожно-транспортного травматизма и т. д.);

2. выставки к памятным датам (12 апреля, День Победы, и т. д.);

3. выставки, посвящённые жизни и творчеству выдающихся людей;

4. выставки творческих работ учащихся;

5. выставки в помощь учебному процессу (чтение, озом)

Каждой из выставок должно быть присуще своё оригинальное оформительское решение.

Процесс организации и оформления тематической выставки состоит из нескольких этапов:

1 . выбор темы выставки;

2. составление тематического и тематико-экспозиционного плана;

3. сбор экспонатов;

4. выбор места, где будет она расположена;

5. составление эскиза оформления выставки с учетом цветового решения.

Выставки бывают различные, как по своим масштабам, так и по тематическому назначению: от небольших стендов до значительных экспозиций, занимающих целый этаж, например, районная выставка.

Тематические выставки могут быть стационарными (постоянными) и лёгкими передвижными.

Тематика выставок планируется на основе учебно-воспитательных задач школы с учётом возрастных особенностей учащихся. Глубоко осмысленное содержание выставки может натолкнуть школьников на правильный выбор её художественного решения. Выставка всегда способствует формированию мировоззрения учащихся, основы которого закладываются на уроках литературы, истории, биологии, изобразительного искусства и др.

Учитывая возрастные особенности учащихся, тематику выставок следует подбирать так, чтобы она отражала их интересы.

При составлении тематического и тематико-экспозиционного планов, прежде всего, учитывают, из каких частей сложится выставка, в какой последовательности следует размещать материалы и отдельные экспонаты. В тематико – экспозиционном плане определяется общий заголовок выставки, заголовки отдельных стендов и подписи к ним, изобразительные средства: фотографии, рисунки, диаграммы, а также содержание текстов, относящимся к отдельным стендам и ко всей выставке в целом. Очень важно учитывать не только актуальность темы, но и своевременность экспозиции.

Чтобы лучше представить содержание выставки в целом, обычно сначала записывают на бумаге перечень имеющихся в наличии элементов и экспонатов выставки. Сбор экспонатов поручается учащимся. Сбор материала для тематической выставки должен носить организационный характер и вестись примерно в течение месяца до начала её оформления.

В актив организаторов выставки входят, кроме учащихся, учителя,ведущие различные дисциплины, в том числе учитель труда и изобразительного искусства. Учащиеся под руководством учителя труда изготавливают в столярной мастерской необходимые подрамки, стенды и т. д.

Вопрос о выборе места для выставки решается совместно с администрацией и общественными организациями школы. Размещение выставки зависит от её размеров, актуальности темы, которой она посвящена. Выставка должна хорошо вписываться в интерьер школы, т. е. украшать её. В этом вопросе большая роль принадлежит учителю изобразительного искусства.

Перед учителем, преподающим в школе изобразительное искусство, стоит много педагогических и методических проблем. Это обусловлено тем, что предмет требует от детей определенных способностей, не является главным в школьной программе и на его изучение отведен 1 час в неделю. Поэтому в воспитании устойчивого интереса школьников к познанию искусства и самого процесса художественной деятельности необходим собственный поиск и собственные решения педагога. Эти поиски направлены на совершенствование учебных и внеучебных форм деятельности школьников.

В своём методическом анализе я остановлюсь на проблеме технологии подготовки, организации и проведения школьных художественных выставок, на которых представляются результаты творческой деятельности школьников. Охарактеризуем основные направления этого процесса. Он начинается с воспитания положительной мотивации школьников.

Для этого учителю необходимо находить активные методы учебно-воспитательной работы убеждать детей в том, что искусство и все виды художественного творчества - это серьезный труд, требующий больших усилий, приносящий большую радость и пользу; формировать у школьников потребность ко всему красивому, стремление создавать прекрасное своими руками.

Таким образом, побуждение учеников к участию в выставках по художественно-эстетической деятельности и созданию выставочных работ является первоочередной задачей педагога.

Это первый этап процесса. Его сущностью является постановка цели, определение темы выставки и создание положительной мотивации, к созданию выставочных работ.

На следующем, втором этапе главным является сам процесс создания творческих работ, объединенных общей темой. Это самый сложный и трудоемкий этап. Его успешность зависит от целого ряда факторов:

  • их творческого потенциала;
  • склонности к различным видам художественной деятельности, различным жанрам и техникам;
  • наличия необходимых умений и навыков;

- наличия необходимых средств для выполнения творческой работы. Вместе с детьми идет обсуждение их художественных замыслов, идей, проектов. Под руководством учителя дети выполняют наброски, эскизы, обдумывают композицию. Важно, чтобы у ребенка возникла уверенность, что он может выполнить работу по данной теме. Процесс творчества индивидуализирован: некоторые успевают выполнить работу на занятии, другие - заканчивают ее дома.

На третьем этапе происходит коллективное обсуждение и отбор работ, под руководством педагога, но при активном участии самих школьников. Не всегда мнение учеников совпадает с мнением учителя. Поэтому последующее объяснение руководителя выставки, по той или иной работе, должно быть грамотно обосновано и в доступной форме донесено до учеников.

Во всем процессе создания выставки творческих работ получение знаний и умений выступает не как средство достижений честолюбивых целей, а как самоценная деятельность, важная для их развития. Ведущая роль в организации и проведении выставки принадлежит учителю, обладающему знаниями и умениями, как в области декоративно-оформительского искусства, так и в области психолого-педагогических дисциплин и методики преподавания. Но при этом важно привлечь самих учащихся к оформлению выставки.

На четвертом этапе происходит оформление самой выставки. Охарактеризуем этот процесс организации.

Существенным является выбор места и расположения работ.

Размещение выставки и самих работ подчиняется определенным законам.

В любом виде искусства композиционное мастерство является основой творческого процесса, где единство формы художественного произведения обусловлено его содержанием. Это относится и к выставкам, как целостному организму художественного творчества.

Равновесие объектов или частей любого предмета, различных элементов на плоскости или сооружения вызывает чувства покоя, уверенности, устойчивости.

Если элементы композиции зрительно сбалансированы между собой, дают яркую информацию об устойчивости, то здесь имеет место композиционное равновесие. Равновесие присуще многим объектам окружающего мира, в том числе животному и растительному. Так и выставка является объектом, кусочком мира, в котором мы трудимся и учимся.

Здесь должны действовать все те же законы изобразительного искусства. В размещении выставки и работ мы следуем законам симметрии и асимметрии; выбор того или иного вида композиции зависит от цели и поставленных задач, где главное значение приобретает содержание, характер материала и психологические особенности восприятия, выступающие в тесном взаимодействии. При размещении выставки должен учитываться фактор цвета; то или иное цветовое решение художественной работы, всего стенда в целом, позволяет лучше раскрыть их содержание.

Еели учесть еще тот факт, что система зрения, вориятия цвета и света самым существенным образом влияет на функции других органов чувств и психическую деятельность человека, можно понять, как важно знать основы цветоведения для правильного научно-обоснованного и эстетически полноценного использования цвета в решении окружающей среды.

Важно учесть соотношение выставки и окружающего пространства.

Возможно, что выставка в кабинете занимает какое-то ограниченное место; или уголок, или одну из стен; тогда пространство может быть разделено перегородками-подрамниками, обтянутыми тканью или бумагой, сквозными решетками, выполненными из деревянных реек, висящими на веревках или нитях экспонатами, столбами и колоннами, образованными свешивающимися сверху тканями без твердой основы. Для решения пространства могут быть использованы низкие и высокие объемные элементы (подставки, витрины и т.д.).

Важное значение в окружающей среде выставки имеет масштабность, то есть соотношение различных элементов между собой и размеров помещения.

В восприятии работ и выставки в целом огромно значение имеет свет. Он определяет восприятие формы и пространства, При этом очень важно учитывать не только направление лучей, но и расположение теней, которые не мешали бы зрительному восприятию выставки в целом и отдельным элементам.

Представление об общих закономерностях организации пространственной среды, средствах и свойствах композиции, цветоведения, воспитательных возможностях и психолого-педагогических аспектах деятельности дают возможность грамотно организовать работу учащихся по оформлению школьных выставок и интерьеров.

Таким образом, важно обратить пристальное внимание на средства и способы размещения детских работ, организующих пространство интерьера в целом.

Здесь особенно создаются благоприятные условия для художественно-творческой деятельности учащихся, благодаря разнообразию видов декоративно-оформительского искусства и художественных техник.

Это прекрасная возможность нравственного, эстетического и художественного воспитания детей!

Планомерно-тематическая работа учащихся может осуществляться непосредственно в кабинете изобразительного искусства и мастерских школы, исключив многие негативные явления, разнобой и низкий эстетический уровень художественного оформления окружающей среды.



довериеа

Выставка-словарь. Цель этой выставки – объяснить значение каких-либо терминов и понятий, а также представить дополнительную информацию о них. Для выставки-словаря могут быть выбраны самые разные понятия и термины – экономические, политические, искусствоведческие, литературоведческие.

Названиями разделов выставки становятся понятия и их определения, взятые из словаря и оформленные на отдельных листах бумаги как цитаты. Рядом располагаются книги, статьи из газет и журналов, содержащие подробную информацию об этих понятиях.

Здесь также важен не столько факт объяснения, сколько возможность приучить детей самостоятельно использовать справочные издания. Наиболее популярные из них представлены на выставке с закладками на соответствующих страницах. При этом можно поставить рядом примеры использования нового слова в контексте, раскрыв книгу на нужном месте или скопировав с увеличением фрагмент текста. Можно предложить зрителю найти использование нового слова на раскрытой странице.

1. Прототип – реальное лицо, послужившее автору для создания литературного героя, образа, типа.

2. Псевдоним – выдуманное имя или условный знак, которым автор подписывает свое произведение.

3. Пародия – комический образ художественного произведения, стиля, жанра.

4. Плагиат – литературное воровство, публикация чужого произведения или его части под своим именем.

Есть многое на свете, друг Горацио,

Что и не снилось нашим мудрецам.

Цель выставки – заинтересовать читателей загадочными и порой необъяснимыми явлениями, познакомить с разными точками зрения на них, вызвать желание поразмышлять на эту тему, высказать свое мнение.

Выставка-спор – этоспор двух или более точек зрения по определенному вопросу с активным использованием цитат из представленной на выставке литературы, предложением читателям высказать свою точку зрения (с помощью карандаша и бумаги) с цитатами, обращением к читателю. (Итог диспута – массовоемероприятие).

Выставка-диалог наиболее эффективна в работе с читателями-подростками и юношеством, которые в силу возрастных психологических особенностей не могут задать интересующие их вопросы библиотекарю устно. Темы для таких выставок могут быть самые разнообразные: дружба, любовь, межличностные отношения подростков со сверстниками, родителями, учителями, курение, алкоголизм, наркомания.

Выставка-досье.Данная выставка предполагает сбор фактических данных о чем-либо.

Выставка-бенефис читателя. Здесь обычно представлены любимые книги читателя библиотеки, его портрет, автобиография, ксерокопия формуляра, ответы на вопросы анкеты, высказывания о роли книги и библиотеки в его жизни, а также отзывы, мнения, впечатления о прочитанных книгах и сами книги, советы и рекомендации, обращения к другим читателям.

Выставка-вернисаж предполагает демонстрацию картин или репродукций. Вернисаж сопровождается экспозицией литературы о художниках-авторах, творчестве местных художников, о данном направлении в искусстве. Выставка может быть персональной или представлять школу художников, тему в изобразительном искусстве, предполагает достаточно большие площади для экспозиции художественных работ, использование света, цитат, антуража (краски, кисти, холсты). Оформляется с целью развития эстетического вкуса у подростков. Сложность данной выставки – в разнообразии иллюстративного материала.

Выставка-просмотр, (выставка новых поступлений). Цель выставки-просмотра – познакомить читателей с новой литературой по определенной теме.

Цель выставки новых поступлений – познакомить читателей с новыми документами,поступившими в библиотеку: книгами, газетами, журналами, аудио- и видеоматериалами.Выставки новых поступлений могут быть универсального характера (показывать все книги, поступившие в библиотеку, отдел).по отраслям знаний. по типам и видам изданий (например, все поступившие энциклопедии).

Следует различать выставку новых поступлений и новинок. Ведь среди вновь поступивших в библиотеку книг могут быть и переиздания, и новые экземпляры книг, уже имеющихся в библиотеке.

Выставки новых поступлений оформляются, как правило, весьма просто. Оформление состоит из заголовка и, если выставка большая, из подзаголовков, выделяющих основные отрасли знаний.

Друзья, потеснитесь немного,

Торжественный час настает.

Своей интересной, чудесной дорогой

К нам новая книга идет.

Выставки к знаменательным датам организуются, как правило, за десять дней, за неделю до события в расчете на то, что материал может понадобиться тем, кто готовит беседы, доклады, рефераты. Завершают экспонирование выставки при потере к ней интереса или когда основная литература со стендов выдана читателям.

Интересной получится выставка-хобби читателя, увлеченного какой-либо личностью, темой, проблемой (например, творчеством Владимира Высоцкого) и собирающего материал по этой теме. С его помощью можно оформить выставку, на которой представлены материалы и документы из личной коллекции читателя. Информация об этом обязательно должна быть на выставке, а читатель может проводить у выставки беседы. Ограничений при выборе читателя, увлечение которого представляется на выставке-хобби, нет. Это может быть читатель-ребенок, его родители, бабушка, дедушка, может быть и сам библиотекарь, а может – целая семья.

Живая выставка. На данной выставке экспонируются не только книги, статьи из журналов и газет, иллюстративные материалы, но и предполагается присутствие живых существ – это могут быть рыбки в аквариуме, попугай, хомячок, черепаха и др.

Выставка-почта.Выставка с элементами почты, помогающая установить обратную связь с ребенком на основе рекомендуемой литературы. Например, детям можно предложить написать письма литературным героям или авторам книг. Письма станут экспонатами выставки наряду с книгами. Положительный отклик такая выставка будет иметь у младших школьников.

Выставка-осуждение или антивыставка. На такой выставке могут быть представлены книги, испорченные и не возвращенные читателями (белый лист с муляжом каталожной карточки на нем).

Выставка-развал.Чаще всего это книги, сданные накануне читателями и размещаемые около выдачи или разложенные библиотекарем на столиках вблизи соответствующих разделов фонда.

Выставка-сказка. Выставка готовится вместе с читателями – младшими школьниками. Дети иллюстрируют сюжет сказки, лепят из пластилина сказочных героев, строят сказочный город. Все это с текстом сказки оформляется в единый композиционный ряд выставки.

Различие этих выставок – в методике их подготовки: выставка-персоналия делает акцент на творчестве, деятельности представляемой персоны (если это литератор, представляются его произведения).Задача выставки-портрета – больше раскрыть все стороны человека, как можно шире представить литературу о нем. Литература эта должна раскрывать личность, ее индивидуальность. Используется иллюстративный материал (фотографии, иллюстрации, предметы из профессиональной, личной жизни героя выставки).

Выставка одной иллюстрации. Вместо выставки одной книги или статьи в качестве смыслового и визуального центра выбирают не книгу, а иллюстрацию, таким образом, привлекая внимание читателя к публикациям, с ней связанным. Иногда эта связь может быть и не совсем прямой.

Выставка одной книги.Как правило, она посвящена книге с необычной судьбой, книге, популярной среди читателей.Я.В.Чирковасчитает, что в книге всё может стать поводом для интересной выставки.

Основой выставки может стать:

$1· оформление книги (можно представить несколько изданий одной книги, по-разному оформленных);

$1· формат книги (малый – выставка миниатюр, большой – выставка книг-великанов, огромный – выставка книг-гигантов);

$1· издательство (например, выставка-просмотр книг одного издательства);

$1· серия, в которой вышла книга (выставка книг этой серии);

$1· издание книги (сделать выставку нескольких изданий книги и «найти десять отличий;

$1· иллюстрации, выполненные разными художниками;

$1· фотокадры из фильмов-экранизаций, ноты, кассеты с записью музыки к фильмам и т.д.;

$1· рассказы об экранизации произведения, рассказы режиссера и актеров о работе над фильмом и д.;

$1· рассказы известных людей и читателей библиотеки о роли этой книги в их жизни;

$1· страна, где вышла книга (выставка «Страна и её писатели;

Цель данной выставки – заинтересовать читателей какой-то определенной книгой.Достичь этого можно, если представить на выставке разнообразный материал, который помогает раскрыть содержание книги и способствует более глубокому ее пониманию.

Очень важно для такой выставки правильно выбрать книгу. Она должна быть яркой, содержательной, интересной, не рядовой. Это может быть классика прошлых веков и современная.Целесообразно на таких выставках показывать книги, удостоенные Государственных, Нобелевских и иных премий.

Такие выставки очень актуальны не только потому, что способствуют взаимопониманию поколений. Они помогают вернуть современным детям так необходимые для их развития книги нравственно-этической направленности – произведения Владимира Железникова, Владислава Крапивина, Юрия Яковлева, Альберта Лиханова, Анатолия Алексина.

Выставка-декорация. Является основной и естественной декорацией массового мероприятия в библиотеке. На ее фоне мероприятие проводят, с нее берут в ходе действия книги и предметы, к ним обращаются.Она может жить и после массового мероприятия, как самостоятельная выставка.

Выставка-путешествие.Выставка-путешествие строится в форме экскурса по родному краю или стране, изучение языка и культуры которой составляет основу профиля школы. Левая ее часть – стенд со стилизованной картой своего края или другой страны. Флажками на ней отмечают места предстоящих заочных путешествий.Правая часть – это печатные издания краеведческой направленности или литература, в том числе художественная, отражающая культуру конкретной страны. В качестве обязательного элемента выставка включает разнообразный иллюстративный материал.

Иногда библиотеки сопровождают путешествия или прогулки аудио/видео материалами. Видеофильмы, музыкальное сопровождение и слайды помогают помимо получения ценной информации, создать эмоционально окрашенный образ города, местности, страны.

Выставка-викторина. Выставка-викторинапредполагает наличие вопросов викторины и экспозицию литературы, с помощью которой читателю предлагается ответить на вопросы этой викторины. Вопросы должны быть разной категории сложности, учитывающие категорию читателей, на которую рассчитана выставка.

Должно присутствовать обращение к читателю с приглашением принять участие в викторине.Можно использовать выставку-викторину для рекламы библиотечных услуг: указать, что литературу по теме выставки можно получить на дом (где и на каких условиях), информировать о наличии сценариев мероприятий по данной теме, дать заявки на проведение следующей выставки-викторины.

Выставка-конкурс. Цель – не только стимулирование интереса к чтению, но и воспитание культуры чтения.Конкурс, как правило, состоит из нескольких этапов, на каждом из которых детям предлагается выполнить разные задания. Вначале задания сравнительно просты: прочитать книги с выставки, ответить на вопросы.

Выставка-кроссворд (выставка-чайнворд) носит досугово-просветительский характер. Предназначается в основном для детей, хотя может привлечь и взрослых. В основе выставки – небольшой кроссворд, ответы на который содержатся в представленной на выставке литературе. Для удобства читателей можно сделать ксерокопии мини-кроссворда.

При этом из оформления выставки должно быть ясно, как, когда и кем проверяются ответы и что сулит правильный ответ. Если такая выставка является частью конкурса эрудитов или другого состязания, рядом с вопросами также указывают количество баллов, начисляемых за правильный ответ.Первому читателю, отгадавшему кроссворд, можно торжественно вручить сувенир.

Читайте также: