Чем луг сходен с лесом а чем отличается от него ответ 4 класс кратко

Обновлено: 06.07.2024

Аватар

И в лесном и в луговом сообществе есть такие компоненты, как растения, животные, грибы, бактерии. В обоих сообществах постоянно идет круговорот веществ. И лесное и луговое сообщества не могут жить без компонентов неживой природы (солнца, осадков, ветра, земной поверхности) и почвы.

Отличия луга и леса состоят в том, что основной растительностью леса являются деревья, а луга – травы. В лесу есть крупные животные, а на лугу – нет, потому что им негде прятаться.

Лес и луг - это сложное единство живой и неживой природы. Отличие леса и луга состоит в том, что главной растительностью леса являются деревья, а луга - травы. Деревья и кустарники, если и встречаются, то изредка. В лесу есть много крупных животных, а на лугу нет, так как им там негде прятаться. Зато много мелких животных. Особенно разнообразны насекомые.

Как написать хороший ответ? Как написать хороший ответ?

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.


Луг — царство трав

При упоминании луга перед моими глазами всплывает залитое солнцем открытое пространство, покрытое цветущими травами. Над ними вьются сотни насекомых: пчёл, стрекоз, бабочек, шмелей и различных жучков. Травы образуют сплошной разноцветный ковёр, по которому так и хочется пробежаться босиком. Но делать это нужно осторожно, чтобы не наступить на ящерицу и не спугнуть птиц. На лугу живут такие их виды:

  • жаворонки;
  • трясогузки;
  • горихвостки;
  • мухоловки;
  • перепёлки.

Ещё в луговом сообществе обитают разные земноводные и мелкие животные, которые питаются растениями и насекомыми.


Лес — владения деревьев

Если на лугу господствуют травы, то в лесу – деревья. Из-за того, что солнечные лучи плохо пробиваются к земле, трав в лесу значительно меньше, но зато есть ягоды.

Обитателей в лесу очень много. Среди них есть крупные хищники, встреча с которыми может быть опасна.

Это такие животные, как:

А ещё в лесу легко заблудиться, ведь за деревьями не видно окрестностей.


Чем похож и чем отличается луг от леса

Главное различие сразу бросается в глаза – на лугу не растут деревья. У этих двух природных сообществ разные требования к влажности почвы: луговые травы "любят" влажные почвы, а для деревьев избыток влаги вреден.



Но, несмотря на внешнюю несхожесть, у луга и леса есть и сходные черты, а именно такие:

  1. Главенствующую роль в обоих природных сообществах играют растения.
  2. Обе системы дают приют многим живым организмам, которые взаимосвязаны между собой пищевыми цепями.
  3. И в лесу, и на лугу происходит круговорот веществ и постоянное взаимодействие с неживой природой: почвой, влагой, ветром, солнцем.
  4. Корни деревьев и трав укрепляют почву.

Оба сообщества очень важны для человека, как источники кислорода, пищи, лекарственных растений, а так же, как места отдыха.

Я даже не знаю, что лучше: гулять летом по зеленому лугу, отмахиваясь от многочисленных бабочек, или осенью ходить за грибами в прохладном лесу. Сравнивать эти две местности тяжело, так как они различны по растительности и по своим обитателям. Но можно найти и схожести, рассматривая их климатические условия, рельефные составляющие и так далее.


Понятие леса в природе

Это система, которая состоит, по большей части, из деревьев. Её суммарная площадь превышает 38 миллионов км², и лишь 8 процентов посажены человеком. Но парадокс в том, что, с развитием современного мира, люди смогли "убить" 50 процентов всех лесных массивов. Для структуризации по климатическим поясам выделяются леса:

  • субтропические;
  • умеренные;
  • тропические.

Для каждого типа характерны свои обитатели, которые приспособились к конкретному климату и способу жизни. В лесной системе взаимодействуют и воздух, и почва с водой. Хочу сказать о степени сомкнутости, которая определяет расстояние между всеми насаждениями на местности. От неё зависит и дальность видимости, и почвенное плодородие, и другие факторы.


Что такое луг, и чем он похож на лес

Он понимается, как тип зональной растительности, но, в отличие от леса, в нем преобладают не деревья, а многочисленные травянистые представители. Они тоже бывают разных видов:

  • материковые;
  • горные;
  • пойменные.

Отличаются одни от других своим расположением. Но у всех них есть похожее свойство, которое характеризуется наличием дернины и травостоя, из-за чего почва полностью пронизывается травяными корнями.


Схожести у луга и леса очевидны: в обеих местах есть растительность и приятный свежий воздух. Для полей характерно наличие цветов на открытом пространстве, а в густой растительности леса намного больше животных. Если в лесу есть и птицы, и хищники, и мирные обитатели, то на лугах одни грызуны и травоядные. Но, в то же время, у них есть и общие представители: олени, ежи и др. На лугах нет деревьев, но в лесных чащах можно встретить и луговых представителей флоры: кусты, цветы и остальные полевые виды.

1) Опишите луг по фотографии.

Луг — это пространство, заросшее травами. На нём почти нет деревьев, зато там много трав и цветов. Из-за этого здесь всегда много насекомых, там гнездятся и охотятся птиц, плодятся грызуны.

2) Рассмотрите в гербарии растения луга. Определите их с помощью рисунка и атласа-определителя.

На лугу можно встретить травы, относящиеся к разным семействам. Например, тысячелистник относится к семейству сложноцветных. Мышиный горошек является представителем бобовых растений. Нивяник — представитель семейства сложноцветных, а мятлик, тимофеевка и лисохвост — злаки.

3) С помощью рисунка на с. 172 — 173 познакомьтесь с животными луга. Попробуйте сначала самостоятельно назвать их, закрыв полоской бумаги подписи, а затем проверьте себя.

Животный мир луга богат и разнообразен. На лугах водятся самые разные насекомые — бабочки, кузнечики, шмели, мухи, жуки. Здесь можно встретить птиц, которые питаются насекомыми или злаками — трясогузка, коростель, перепел. Водятся здесь земноводные, мелкие грызуны, дождевые черви.

По этому рисунку расскажите об экологических связях на лугу.

Пример экологических связей на лугу для 4 класса

Луг — это природное сообщество, жизнь которого проходит среди трав. Чтобы росла трава нужны солнце, воздух, вода, почва.

Трава является основным производителем, её листвой, плодами, цветами питаются различные насекомые, птицы, грызуны. Это потребители первого уровня

На втором уровне находятся хищники. Это птицы, которые питаются насекомыми, земноводные, хищные звери.

Высыхающая осенью трава попадает в землю, там же скапливаются отходы жизнедеятельности животных. Всё это измельчается некоторыми насекомыми, их личинками, червями, а потом перерабатывается бактериями и грибами, превращаясь в перегной и минеральные соли.

4) По своим наблюдениям расскажи, какие растения, животные, грибы встречаются на лугах вашего края.

Для Московской области характерно присутствие следующих многолетних трав: пырей, мятлик, горицвет, лисохвост, лютик, клевер, мышиный горошек, нивяник, пижма.

Животные лугов Московской области: стрекоза, бабочка, жук, кузнечик, муравей, шмель, крот, мышь, уж, жаба, жаворонок, перепел, трясогузка.

На лугах области растут грибы: опёнок луговой, негнеючник, говорушка.

5) Построй модель цепи питания, характерной для лугового сообщества вашего края.

Пример модели цепи питания на лугу для 4 класса

  • Мятлик — мышь полёвка — уж — орёл.
  • Клевер — бабочка — трясогузка.
  • Лисохвост — жаворонок — лунь.
  • Мышиный горошек — кузнечик — жаба.

Модель питания лугового сообщества

6) По приведённому на с. 165 плану дай характеристику лугового сообщества вашего края.

Характеристика сообщества луга для 4 класса

  1. Название — луговое сообщество.
  2. Организмы сообщества: травы, насекомые, птицы, земноводные, млекопитающие, черви.
  3. Экологические связи: солнце, воздух, вода и почва дают жизнь растениям. Растения служат кормом для насекомых, птиц, млекопитающих. Насекомыми питаются земноводные и птицы. Черви рыхлят землю и измельчают сухие травы. Микроорганизмы перерабатывают органические вещества в минеральные соли.
  4. Луг — прекрасное место для отдыха. Но человек использует их для пастбищ, для сенокоса.
  5. Влияние человека негативное — почвы лугов истощаются, погибают и исчезают различные растения и животные.
  6. Охрана: соблюдать правила поведения, многие животные и растения лугов внесены в Красную книгу.

Обсудим!

1) Сравните лес и луг.

Лес — это природное сообщество, образованное деревьями. Луг — природное сообщество, образованное травами.

2) Приведите примеры правильного и неправильного поведения людей на лугу. Как по вине человека могут нарушиться экологические связи в луговом сообществе?

Неправильное поведение человека на лугу: срывать цветы, топтать и жечь траву, ловить бабочек, разорять гнёзда шмелей.

Правильное поведение человека на лугу: любоваться красотой цветов, насекомыми, слушать звуки луга, фотографировать, дышать луговым воздухом.

Многие животные и растения луга внесены в Красную книгу. По вине человека они могут погибнуть, что нарушит экологические связи.

Использование лугов под пастбища также нарушает экологическое равновесие, ведь скот выедает травы, и лишает корма других обитателей.

3) Сравните схемы. Как должна двигаться косилка при скашивании трав: от краёв луга к центру или от центра к краям? Объясните причину.

Косилка должна двигаться от центра к краям, чтобы мелкие животные, обитатели луга могли убежать. Ведь если косилка станет двигаться к центру, то и животные будут бежать к центру, а оттуда им уже некуда деваться, и многие погибнут.

Проверь себя

1. Чем луг сходен с лесом, а чем отличается от него?

Сходства: Производителями в них являются растения, к их особенностям приспосабливаются другие живые организмы. Это природные сообщества, сложное единство живой и неживой природы.

Различия: растениями леса являются преимущественно деревья, а луга — травы.

2. Какие организмы составляют луговое сообщество?

Насекомые, птицы, грызуны, земноводные, черви.

3. Как нужно вести себя на лугу?

Нельзя топтать и жечь травы, рвать цветы, бегать и пугать обитателей, ловить бабочек, других насекомых, разорять гнёзда шмелей.

1. В тёплое время года понаблюдайте за жизнью луга. Воспользуйтесь атласом-определителем. Постарайтесь подметить экологические связи в луговом сообществе. Например, проведите на лугу наблюдения за насекомыми — опылителями: какие это насекомые, на какие цветки прилетают, сколько цветков облетает бабочка или шмель за 1 минуту.

Я наблюдала за тем, как опыляют луговые цветы два вида бабочек — Голубянка-Икар и Зорька.

Голубянка-Икар более мелкая бабочка, и она успевала за минуту побывать на пяти цветках.

Зорька — более крупная бабочка и она предпочитала медленно ползать по цветку. За минуту Зорька побывала на двух цветках.

А также я смотрела, как шмель опыляет клевер. Шмель довольно быстро покидает выбранный цветок и перелетает на соседний. За минуту шмель побывал на шести — семи цветках.

Поджигать сухую траву нельзя, потому что:

  1. Не лови бабочек и стрекоз.
  2. Не убивай насекомых, не дави гусениц, жуков, кузнечиков.
  3. Не разоряй гнезда птиц и шмелей
  4. Не рви луговые цветы.
  5. Не жги сухую траву.
  6. Не оставляй за собой мусор.

На следующем уроке

Вспомни, по своим наблюдениям, какие растения и животные встречаются в воде и у воды. Что интересного в их строении и образе жизни тебе удалось подметить?

У воды я часто встречала камыш, тростник, ряску, осоку, кувшинку. Эти растения живут либо в сильно увлажнённой почве, либо прямо на воде.

Из животных в воде встречаются лягушки, комары, личинки стрекоз, пиявки, улитки, слизни, различные птицы, ондатры, бобры.

Интересно наблюдать за жизнью бобров. Они строят плотины, чтобы поднять уровень водоёма, и хатки, в которых живут целыми семьями.

Читайте также: