Какие возникли новые формы проведения досуга кратко

Обновлено: 06.07.2024

В развивающих формах досуга, прежде всего следует учитывать уровень гра­мотности населения. Распространение грамотности в нашем обществе в разные периоды было неодинаковым. В XIV в. многие горожане были грамотны, о чем свидетельствуют новгородские берестяные грамоты. Затем в течение долгого периода уровень грамотности снижался, осо­бенно среди крестьян, городской бедноты. Жители национальных окра­ин также чаще всего были неграмотными.

Посещение общественных музеев, библиотек, театров, чтение художественной литературы — наиболее распространенные виды досуговых занятий, представителей интеллигенции и членов их семей. На ру­беже XIX и XX вв. представители высокооплачиваемой части интеллигенции стали выезжать в западноевропейские страны на отдых или для посещения музеев.

Постепенно ситуация менялась и в других слоях. Поскольку обще­ство становилось на путь индустриального развития, то требовалось уве­личение грамотных работников. Начиная с середины XIX в. в России па­раллельно с государственными учебными заведениями создавались част­ные, корпоративные, земские и муниципальные. Общественная инициатива на уровне муниципальных образований стимулировала начальную и среднепрофессиональную подготовку детей и юношей низших сословий, обучение немассовым профессиям, образование девочек. Важную роль в организации частного и общественного образования играли местные круги профессионалов, заинтересованные многодетные семьи, а также энтузиасты, бравшие на себя роль организаторов и попечителей. В круп­ных городах появились учебные центры и высшие учебные заведения, которые на определенных условиях (сравнительно доступная плата, бла­готворительные стипендии и др.) принимали всех желающих получить образование. Таким был Институт Шанявского в Санкт-Петербурге.

Массовые праздничные гулянья, ярмарки и рождение современных массово-демократических форм проведения досуга.Развитие общественного досуга, связанного с массовыми праздничными гулянь­ями и ярмарками, берет начало в далеком прошлом. Но на рубеже XIX-XX вв. массовые формы досуга интегрируют в себе много новых форм. В это время общенародные гулянья, ярмарки, праздники, которых в иное время насчитывалось более 30 в год, приобретали в России красочный, живой характер, сохраняя связь с народными зрелищами и развлечени­ями. Обычными видами развлечений для широких слоев населения были карусели, зверинцы, балаганы, цирки, народный театр. Публика смот­рела выступления артистов в небольших помещениях временного типа. Уже на улице всех желающих приглашали посетить представление спе­циальные мастера устной рекламы — зазывалы, речь которых была на­сыщена фольклорными образами и оценками. Зимой организовывались катания с ледяных гор.

Накануне революции 1917 г. массовые развлечения в городах Рос­сии носили во многом уже современный характер как по содержанию, так и формам организации. Ряд особенностей художественно-эстетичес­ких процессов и массового спроса на зрелища свидетельствовал о том, что страна переживала этап становления индустриальной культуры.

В этот период широкая публика в столичных городах России с удовольствием ходила в театры, но массовая аудитория серьезным пьесам предпочитала оперетту, На эстраде царил романс — клас­сический, цыганский, городской. За откидное место на концерте певицы Анастасии Вяльцевой платили по 25 рублей (в то время это были немалые деньги). Начинал входить в моду кинематограф. В 1914-1916 гг. популярны были киноактеры Вера Холодная, Иван Мозжухин, Осип Рунич.

Демократические формы общественного питания долгий пери­од развивались на городских улицах через торговлю в разнос, а так­же в форме дешевых питейных заведений, харчевен, трактиров. Посещение ресторанов как своеобразной формы проведения сво­бодного времени стало возможным лишь в XIX в. и было поначалу доступно представителям высших и богатых сословий.

Эти виды досуговой деятельности с современными элементами организации развивались в дореволюционной России в столицах и крупных городах — административных или культурных центрах. Русская провинция, тем более национальные окраины (кроме городских центров Польши, отчасти Северного Кавказа), оставались во власти традицион­ных культур народов России.

Зарождение досуговых форм деятельности у восточных славян и их развитие в 10-17 веках.

Досуг как социальное явление восходит своими истоками к периоду каменного века, когда большим праздником отмечалось возвращение охотника с добычей. Становление системы праздников на Руси обусловлено особенностью с-хоз. Труда: сменой времен года, продолжительностью дня, сроками начала и конца работ. Мифы и легенды, былины и сказки служат свидетельством того, что праздники были всеобщим явлением для населения планеты.

При княжеском же дворе устраивались пышные пиры по поводу значимых событий (победа в сражении, приезд купца и др.) Показатель княжеской щедрости – накормить и напоить гостей допьяна. В княжеских пирах нередко блистали умом и женщины. Любимой забавой высшей знати становилась звериная и птичья охота.

С принятием Русью христианства положение резко изменилось. Прежде всего, новая религия претендовала на то, чтобы изменить мировоззрение людей, их восприятие всей жизни, а значит и представлений о красоте, художественном творчестве, эстетическом влиянии. Однако христианство, оказав сильнейшее воздействие на русскую культуру, особенно в области литературы, архитектуры, искусства, развития грамотности, школьного дела, библиотек - на те области, которые были теснейшим образом связаны с жизнью церкви, с религией, так и не смогло преодолеть народных истоков русской культуры. Долгими годами на Руси сохранялось двоеверие: официальная религия, которая преобладала в городах, и язычество, которое ушло в тень, но по-прежнему существовало в отдаленных частях Руси, особенно на северо-востоке, сохраняло свои позиции в сельской местности, развитие русской культуры отразило эту двойственность в духовной жизни общества, в народном быту. Языческие духовные традиции, народные в своей основе, оказывали глубокое воздействие на все развитие русской культуры раннего средневековья.

В период татаро-монгольского ига традиции народной жизни сохранялись на незанятых татарами территориях – Новгороде, Пскове, Смоленске… С 14 века Русь начала оправляться от постигших ее бед, рождались ремесла и торговля, развивалось зодчество. Увеличилось число церквей на Руси, церковная трапезная нередко становилась местом общинных сходок и праздничных церемоний. Церковь давала возможность приобщиться посредством богослужения к лучшим образцам зодчества, живописи, музыки, печатного слова.

Массовые праздники и гуляния в городах перестали нести в себе религиозную основу, так как труд ремесленников и торговцев не был связан с капризами природы. Обряды все больше приобретали характер игровых зрелищ. В городах устраивались ярмарки и базары, на которых можно было пообщаться, завязать знакомство, обменяться новостями. Городские площади, ярмарки и базары привлекали бродячих артистов: музыканты, танцоры, фокусники, дрессировщики животных разыгрывали там веселые представления.

К 15 веку в городах имелись харчевни, корчмы, позднее появились кабаки. Эти заведения помимо прямой своей функции также служили местом общения и развлечения горожан в свободные часы.

Развивались формы деревянной и каменной архитектуры. причем деревянное строительство явно преобладало и оказывало значительное влияние на каменное. Основной строительный материал на Руси – дерево – использовался для строительства всех видов сооружений – жилых домов, городских укреплений, дворцовых зданий, церквей. Город Древней Руси вплоть до ХVII века оставался в основном деревянным. Из дерева делали всё – и мебель, и корзину, и ступу, и сани, и колыбель для ребёнка. Часто эти бытовые предметы из дерева расписывали. Мастер думал не только о том, чтобы эти вещи были удобны, хорошо служили своему назначению, но заботился об их красоте, о том, чтобы они радовали людей, превращая работу, даже самую тяжёлую, в праздник. В каждой местности одевались по-разному, но основные предметы крестьянского костюма были одинаковыми. Одежда резко делилась на будничную и праздничную. Будничная одежда была простой, часто её почти никак не украшали. А праздничная демонстрировала всё, на что были способны её хозяева.

различных сословий российского общества

в 18 – начале 20 веков.

Досуговые занятия и развлечения дворянства.

К началу 19 века в дворянских домах стали собираться личные библиотеки, дворяне читали переводные романы или сами брались за перо. «Домашние « образцы поэзии и прозы составляли содержание литературных альбомов. Альбомы пополнялись сочинениями гостей, родственников. Именно домашние формы творчества создали основу для салонов и кружков. В круг чтения дворян входили также газеты и журналы.

В период падения силы и могущества русского дворянства рамки сословий стали размываться. Это изменило и коллективные формы дворянского досуга. Начались поиски новых, более камерных форм досуга аристократического сословия (кружки по интересам, спортивные занятия, офицерские клубы). Среднее и мелкое дворянство допускало в свою среду богатых купцов и почетных граждан, представителей интеллигенции. Возросло число людей, посвящавших свой досуг общественной работе (комитеты и общества грамотности).

Способы проведения свободного времени

в купеческой и мещанской среде.

Культурно-досуговая деятельность в 1917 – 1941 годах.

Революционные события и гражданская война изменили содержание культурно-досуговой деятельности. Театры, музеи, библиотеки, кинотеатры, коллекции произведений искусств были переданы государству. Церковь отделили от государства, школу – от церкви. Важное значение стало придаваться просвещению и образованию людей. Руководство КДУ осуществляли Внешкольный отдел при Наркомпросе и местные органы народного образования. Учреждениям культуры отводилась большая роль в деле просвещения, пропаганды, в борьбе за здоровый образ жизни, создании новой обрядности, развитию народно-художественного творчества. В библиотеках, народных домах, клубах, народных университетах создавались пункты ликбез.

Интенсивно развивалась художественная самодеятельность, кружки создавались в воинских частях, клубах, народных домах. Популярны были интермедии, сатирические сценки, песни, частушки и даже танцы политической тематики. В годы гражданской войны появились первые передвижные КДУ – агитпоезды, агиттеплоходы, при воинских частях создавались агитпункты. В конце 20-х годов были созданы первые Дома культуры, в начале 30-х – Дворцы культуры, колхозные и совхозные клубы и библиотеки. К концу 30-х годов стали появляться районные Дома культуры и библиотеки.

С 1932 года в стране стали регулярно проводиться олимпиады и смотры народного творчества. Средства на строительство КДУ помимо государства стали выделять предприятия, колхозы и совхозы. В городах росло количество Домов и Дворцов культуры, киноустановок и библиотек, сельские избы-читальни реорганизовывались в клубы и брались на содержание колхозов и совхозов. В 1928 году был основан новый вид КДУ – ЦПКиО в Москве.

В 30-е года расширились книгоиздательство, распространение радио. Вошли в жизнь передвижные КДУ (библиотеки, кино- и радиопередвижки, выставки, агитповозки, агитмашины) для обслуживания отдаленных и сельскохозяйственных районов страны. Был открыт Московский библиотечный институт, библиотечные отделения в педучилищах, курсы клубных работников. В Наркомпросах возникли управления и отделы, отвечающие за отдельные направления КДД.

Социальные потрясения этих лет повлияли на досуговую деятельность населения, наличие богатства или принадлежность к сословиям перестали определять способы проведения свободного времени. Получили развитие общественные и массовые формы досуга, КДД рабочих и крестьян обогащалась культурным содержанием, чему способствовало повышение уровня их образованности.

Деятельность культурно-досуговых учреждений в годы Великой Отечественной Войны

Основной формой работы с населением стали беседы, читки газет, небольшие концерты (в госпиталях, в цехах между сменами), встречи с фронтовиками. Работали разнообразные передвижные учреждения культуры – походные клубы, агитэскадрильи, агитпоезда, агитпункты, передвижные библиотеки (использовался опыт работы в период гражданской войны).

Основными направлениями деятельности клубов и библиотек стали: агитационно-пропагандистская, оборонно-массовая работа, участие в обучении женщин и детей массовым профессиям (на замену мужчинам), развитие художественной самодеятельности как средства духовной мобилизации народа на борьбу с врагом, организация отдыха людей в условиях тяжелого труда. Для разъяснительной работы широко использовались сводки Совинформбюро. Культработники шли с беседами и разъяснительной работой в поля, цеха, на фермы. Любовью пользовались писатели-фронтовики (Тихонов, Симонов, Шолохов). Клубные работники организовывали работникам тыла встречи с фронтовиками.

В госпиталях, помимо концертной работы, работники культуры читали раненым книги и газеты, писали за них письма, проводили беседы, обзоры литературы. Сельские клубы вели работу по сбору теплых вещей для солдат, устраивали вечера, на которых женщины пряли шерсть, вязали носки и варежки.

В начале войны были созданы фронтовые и армейские Дома Красной Армии, дивизионные клубы, клубы частей, полков. В зимнее время оборудовались клубы-землянки. Для обслуживания фронта был создан агитпоезд. По фронту ездили агитмашины во главе с лектором, оборудованные киноустановкой, радиоприемником, библиотечкой художественной и военной литературы, музыкальными инструментами и наглядной агитацией. Фронтовые ансамбли песни и пляски проводили семинары запевал, гармонистов, помогали в организации вечеров худ. сам-ти, оказывали метод. помощь.

За годы войны уничтожено 427 музеев, 44 тысячи зданий КДУ, пострадали книжные фонды библиотек. Но русская культура выдержала испытание войной и стала оружием в борьбе за победу.

Культурно-досуговая деятельность в 1946 – 1997 годах

В послевоенный период в силу сокращения рабочего дня, роста доходов и улучшения жизненного уровня населения, развития СМИ и появления телевидения, изменились культурные потребности людей. Возросли затраты на КДД. Больше времени людьми стало уделяться чтению газет, журналов, слушанию радио и просмотру ТВ-программ, посещению кино, театра, концертных и выставочных залов, а также самообразованию. Близ мест проживания или на дому стали собираться компании разных возрастов, стали вновь популярны загородные прогулки.

После войны страна активно восстанавливала сеть КДУ, строились новые объекты, часто благодаря безвозмездной помощи молодежи. В пустующих помещениях открывались клубы, читальни, красные уголки. С 50-х годов, когда строительство приобрело массовый характер, в него включились и колхозы, взяв многие объекты на свое содержание. С 1965 года сельские клубы были преобразованы в Дома культуры. В пределах районного центра открывались комплексы КДУ (ДК, кинотеатр, ДМШ, музей, библиотека, ПКиО и др.) В городах строительство велось за счет государственных средств и фондов предприятий. На общественных началах самодеятельные хоры, театры, оркестры, оперные, балетные студии, филармонии.

Для подготовки кадров в созданных еще во время войны библиотечных институтах началась подготовка специалистов по художественным специализациям и культ.-просвет. Работе. В 1964 году библ. Институты были переименованы в институты культуры (к 1971 году их было 8). Развивалась система образования в сфере досуга (культ.-просвет. училища), в с-хоз и пед. вузах открылись факультеты общественных профессий (подготовка руководителей худ. самодеятельности). В досуговые учреждения направлялись на работу выпускники консерваторий, театральных институтов, муз. Училищ и школ.

С середины 50-х получили распространение агитбригады. На рубеже 50-60-х годов появились первые КСП, эстрадные коллективы, оркестры народных инструментов, спортивно-художественные кружки (акробатические, худож. гимнастики). В 60-е годы появились ансамбли бального танца, ВИА, эстрадно-цирковые ансамбли. Расширились масштабы изобразительного и декоративно-прикладного искусства (больше самобытности и связи с фольклором).

Большую роли в организации КДД играли профсоюзные, комсомольские организации, органы общественного самоуправления (советы, комиссии, комитеты). На многих предприятиях после работы проводились лекции, экскурсии, коллективные выходы в театр или кино, устраивались концерты и вечера отдыха. При предприятиях действовали спортивные секции и клубы здоровья, кружки художественной самодеятельности.

Интенсивно развивается туризм. Это связано с увеличением количества транспортных средств, находящихся во владении граждан. Параллельно огромную популярность приобретают барды и КСП . Туристические походы и экскурсии приобретают все большую значимость как формы семейного досуга.

Появились новые общественно-организованные формы культурной деятельности – фонды и центры молодежной инициативы, молодежные культурные центры в крупных городах (учредители – местные молодежные организации), впоследствии они были реорганизованы в Молодежные центры досуга.

С середины 70-х начало развиваться самодеятельное фольклорное движение в городах и сельской местности (фольклорные ансамбли, любительские фольклорные объединения). Продолжает формироваться в районах сеть КДУ, в том числе передвижных. На селе начали создаваться централизованные клубные системы (ЦКС), в которых сельские Дома культуры наделялись руководящими функциями по отношению к клубам и красным уголкам на территории сельсоветов, хозяйств. С 1975 года в селах возникают культурные комплексы (КК) , объединявшие на добровольной основе культурно-воспитательные, образовательные, спортивные, оздоровительные и иногда бытовые учреждения. Они именовались сельскими или городскими социально-культурными, социально-педагогическими, культурно-бытовыми, культурно-спортивными комплексами. Их смысл состоял в совместной организации КДД, исключении дублирования культурных акций, установлении тесных контактов между работниками сферы досуга. Одновременно происходила централизация библиотек – в масштабе района, области или края создавались централизованные системы с единым книжным фондом, справочно-библиографическим материалом и штатом работников. С 1974 года начался процесс централизации музеев (музейные объединения).

Структурные изменения в системе КДУ привели к оживлению КДД, увеличению объема проводимых мероприятий, росту числа любительских объединений. Но отсутствие кадров и нехватка транспорта, предусмотренного для нормального функционирования клубных систем, снизили эффективность их работы. Централизация библиотек привела к неравномерному распределению книжного фонда, сосредоточению большей и лучшей части в центральных городах. Сельские поселения в области культуры значительно отставали от города. Лишены культурной базы были микрорайоны больших городов. К 80-м годам в культурно-досуговой сфере наступил кризис, связано это было с сосредоточением очагов культуры в больших городах и обделенностью культурой периферии. Клубные, библиотечные и музейные объединения отличала текучесть кадров. Из-за плохих условий проживания не хватало специалистов в сфере досуга на селе. Снизился уровень зарплаты работников культуры. К 90-м годам уменьшилось количество бесплатных мероприятий.


Развлечения эпохи Нового времени не сильно отличались от досуга Средневековья и Ренессанса, но некоторые причудливые новшества тогда всё-таки появились.

Развлечения эпохи Нового времени: были ли отличия от предыдущих эпох?

История общественного досуга на протяжении второго тысячелетия нашей эры в первой своей половине развивалась не особо динамично. Если развлечения элиты и претерпевали отдельные изменения, то досуг простого народа вплоть до XVIII столетия особо не менялся.

Знать всё так же любила охоту и пышные пиры, прогулки и поэзию. Тем временем простой народ посещал ярмарки, пел песни и плясал под музыку на светских и церковных праздниках. Но постепенно в низшие слои населения пробивается театральная культура и цирковые представления. Ещё в XVI столетии во Франции на городских праздниках, карнавалах появляются циркачи с фокусниками и театральные труппы, которые ставили мистерии, фаблио, сатиры и т. п.

По-прежнему и в XVII веке в Европе была популярна игра в мяч, хоть она и была травмоопасна. Французы, например, в это же время открывали в залах для игры в мяч и помещения для бильярда. Ярым фанатом этой игры был сам кардинал Ришелье, по приказу которого выпускники Королевской академии должны были сдавать экзамен на наличие навыков игры в бильярд.

Но постепенно ситуация менялась: в программы обучения университетов стали включать хореографию и танцевальное мастерство чтобы студиозусы приобщались к светской культуре.

Азартные игры. Источник: Wikimedia Commons

XVIII столетие постепенно приносит изменения в массовый и элитарный досуг европейского общества. В первой четверти XVIII века в Париже на праздниках гости французской столицы были удивлены тем, что на бесплатных спектаклях непросвещённый народ аплодирует в нужном месте. Набирают популярность азартные карточные игры, также постепенно входят в моду настольные игры.

Досуг и развлечения: Россия после Петра

Если говорить о кардинальных переменах в развлечениях и досуге, то безусловно нужно обратить внимание на петровскую эпоху в российской истории. На селе, конечно, по-прежнему существовали традиционные для Руси формы досуга: например, гостевание.

После посещения европейских стран Петр I основательно берётся за обновление светского досуга элиты. Первое, что приходит на ум — это ассамблеи. Вечера для знати с танцами и настольными играми, которые позднее превратились уже в дворянские балы.

Россия с петровской эпохи приобщается к карнавалам и маскарадам. Красочные шествия сопровождались танцами и салютами. Первые подобные мероприятия, как полагают исследователи, прошли во время празднования по случаю заключения Ништадтского мира в 1721 году в Петербурге и в 1722 году в Москве.

Русская знать играет в карты. Источник: Pinterest

Вплоть до начала XX века на периферии Российской империи в городах и сёлах центральными событиями в культурной и развлекательной жизни были светские и церковные праздники.

Русская ярмарка. Источник: Pinterest

Они, как правило, сопровождались массовыми народными гуляниями. Ярмарки на городских площадях радовали местную публику всевозможными балаганами, кукольными представлениями, похождениями медведчиков с учёными медведями, катаниями на качелях.

Карусель. Источник: Pinterest

Ближе к концу XIX столетия появляются карусели и профессиональные цирковые коллективы, которые выступают на празднествах, и даже кинематограф. Грамотность населения росла, а с ней росли и запросы в плоскости досуга и развлечений.

Досуг и развлечения: популярные игры в XVIII-XIX столетиях

В XVIII столетии получило распространение лото (в Россию оно попало из Италии). Эта игра стала пользоваться успехом не только на светских вечерах, но и в семейном кругу. В 1840-е гг. в России уже появились целые клубы для игры в лото, где победитель получал денежное вознаграждение. Именно в это время появляются привычные современному человеку настольные игры с фигурками и правилами, в которые до сих пор играют люди всех возрастов.

Подвижные игры детей. Источник: Pinterest

Английский картограф Джон Спилсбери в 1760 году с помощью географической карты и клея изобрёл пазлы или пузеля (так их называли ранее). Сбор целой картины из небольших элементов и частичек пришёлся по вкусу европейцам, и вскоре игра стала развлечением для светских салонов.

Источники

  • Ле Гофф, Жак. Цивилизация средневекового Запада. – М., 1992.
  • Глаголева, Е.В. Повседневная жизнь европейских студентов от Средневековья до эпохи Просвещения. -— М.: Молодая гвардия, 2014.
  • Дуков, Е. Развлекательная культура России ХVIII-Х1Х веков [Текст] / Е. Дуков - Спб., 2000.
  • Лотман, Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века). Санкт-Петербург 'Искусство - СПБ' 1994.

Материалы по теме

После трудов по изменению России Пётр Великий развлекался, устраивая грандиозные пьянки. На отдых царя, как и на его реформы, подданные взирали с ужасом…

Традиция праздничных новогодних ночей появилась в советской России лишь в 1930-х годах. Запретив религию и празднование Рождества, советская власть решила все же устраивать альтернативный праздник — Новый Год. В первую очередь для того, чтобы дети могли получить подарки. В СССР переняли главный атрибут Рождества — нарядную елку.

А вот ещё:

Малый ледниковый период и голод в Русском царстве


Несколько столетий назад мороз мог наступить даже летом. Люди голодали из-за погибших урожаев и становились жертвами эпидемий.

Малый ледниковый период

Погода преподносила европейцам сюрпризы с 14-го по 19-й век. Учёные до сих пор спорят о причинах Малого ледникового периода. По мнению ряда исследователей, холода наступили из-за замедления течения Гольфстрим. Это произошло около 1300 года. В 1976-м эксперты также обратили внимание на пониженную солнечную активность в этот период. Говорили и о повышенной активности вулканов — в атмосферу после извержений попадают аэрозоли, на которых рассеивается солнечный свет. Сернокислые аэрозоли распространяются как покрывало по всей планете.

Это может приводить к похолоданию. Так, например, в 1815 году извержение вулкана на индонезийском острове привело к снижению температуры в некоторых областях на 3−5 градусов. В результате этих событий в Европе мороз грянул в середине июля.

В ходе Малого ледникового периода изменение температуры и высокий уровень осадков приводили к гибели урожая. В 1326-м замёрзло Средиземное море. В Германии и Шотландии прекратилось производство вин. В начале 14-го века в Европе начался Великий голод, жертвами которого стали миллионы людей. В 1315—1322 годах в городах распространился каннибализм. По мнению некоторых специалистов, холода стали косвенной причиной эпидемии чумы: крысы начали селиться ближе к людям. В 1420-м во Франции стояли страшные морозы; волки проникали в города, чтобы поживиться добычей.

Замёрзшая Темза. Источник: thesun. co. u

Голод в Русском царстве

Крестьяне промышляли грабежом, от голода и эпидемий в 1601—1603 годах погибли больше 100 тысяч человек. Часть населения переместилась на восточные и южные земли.

Ледниковый период в миниатюре

В США из-за дождей погиб урожай кукурузы. В Индии началась эпидемия холеры. В Китае из-за трёх лет без лета приступили к выращиванию неприхотливого опиумного мака. В 1840-м началась Первая Опиумная война.

Развлечения Нового времени не сильно отличались от досуга Средневековья, но некоторые причудливые новшества тогда всё-таки появились.

Новые развлечения эпохи

Знать всё так же любила охоту и пышные пиры, прогулки и поэзию. Тем временем простой народ посещал ярмарки, пел и плясал под музыку на светских и церковных праздниках. Но постепенно в низшие слои населения пробивается театральная культура и цирковые представления. Ещё в 16-м столетии во Франции на городских праздниках и карнавалах появляются циркачи с фокусниками и театральные труппы, которые ставили мистерии, фаблио, сатиры

1.jpg

В 17-м веке в Европе была популярна игра в мяч, хоть она и являлась травмоопасной. Французы, например, в это же время открывали в залах для игры в мяч и помещения для бильярда. Ярым фанатом этой игры был сам кардинал Ришельё, по приказу которого выпускники Королевской академии должны были сдавать экзамен на наличие навыков игры в бильярд.

Но постепенно ситуация менялась: в программы обучения университетов стали включать хореографию, чтобы студиозусы приобщались к светской культуре.

2.jpg

Досуг и развлечения в России после Петра

Если говорить о кардинальных переменах в досуге, то, безусловно, нужно обратить внимание на петровскую эпоху в российской истории. На селе, конечно, по-прежнему существовали традиционные для Руси развлечения: например, гостевание.

После посещения европейских стран Пётр I основательно берётся за обновление светского досуга элиты. Первое, что приходит на ум, — это ассамблеи. Вечера для знати с танцами и настольными играми, которые позднее превратились уже в дворянские балы.

Россия с петровской эпохи приобщается к карнавалам и маскарадам. Красочные шествия сопровождались танцами и салютами. Первые подобные мероприятия, как полагают исследователи, прошли во время празднования по случаю заключения Ништадтского мира в 1721 году в Петербурге и в 1722 году в Москве.

3.jpg

Вплоть до начала 20-го века на периферии Российской империи в городах и сёлах центральными событиями в культурной жизни были светские и церковные праздники.

4.jpg

Они, как правило, сопровождались массовыми народными гуляниями. Ярмарки на городских площадях радовали местную публику всевозможными балаганами, кукольными представлениями, похождениями медведчиков с учёными медведями, катаниями на качелях.

5.jpg

Ближе к концу 19-го столетия появляются карусели и профессиональные цирковые коллективы, которые выступают на празднествах, и даже кинематограф. Грамотность населения росла, а с ней и запросы в плоскости досуга и развлечений.

Популярные игры в 18−19 столетиях

6.jpg

Английский картограф Джон Спилсбери в 1760 году с помощью географической карты и клея изобрёл пазлы или пузеля (так их называли ранее). Сбор целой картины из небольших элементов и частичек пришёлся по вкусу европейцам, и вскоре игра стала развлечением для светских салонов.

Читайте также: