Какие виды искусства получили развитие на кубани в первой половине 19 века ответ кратко

Обновлено: 07.07.2024

Большинство казачьих поселений возникло в результате заселения Кубани в первой половине XIX в. В Черномории они вначале назывались куренями, с 1809 г. - куренными селениями, а с 1842 г. - станицами. Станицы, особенно линейных казаков, отличались строгой планировкой, широкими улицами. В центре станицы обязательно была площадь с церковью. Здесь проводились важнейшие станичные мероприятия, торжества, проводы казаков на службу. Дома у черноморских казаков (хаты) были обычно глинобитными или саманными, т. е. из кирпича-сырца, который производился из глины с примесью соломы. В линейных станицах дома были, как правило, деревянные. В каждом доме был обязательно "красный" угол - своеобразный духовный центр жилища, обращенный к юго-востоку. Здесь стоял обеденный стол, висели иконы, украшенные рушниками (вышитыми полотенцами).

Сначала у черноморцев не было единой военной формы, хотя определенное единообразие в их одежде просматривалось. Они носили синие шаровары, но уже не такие необъятные, как у запорожцев, блестяще изображенных мастерским пером Н. В. Гоголя. Верхняя часть одежды состояла из кафтана красного цвета и синего кунтуша (куртки). Линейные казаки предпочитали одежду черкесского образца. К середине XIX в. к этой красивой и в то же время удобной для военного быта одежде перешли и черноморцы. Женская одежда линейных казачек несла в себе донские традиции, черноморских - украинские.

У адыгов распространенным типом поселения был небольшой аул из 10-20 дворов, принадлежавших семьям, связанным кровным родством. Такой тип поселения назывался "хабль".

Были и многодворные поселения, которые адыги называли "куадж" и "чилэ". Как правило, они носили имя своего владетельного князя. В центре такого аула располагалась княжеская усадьба, обнесенная изгородью. Такие поселения насчитывали по 100 и более дворов.

Традиционной оставалась одежда адыгов. У мужчин прежде всего черкеска. Обязательными были пояс, представлявший собой узкий ремешок с серебряными украшениями, и кинжал. Одежда демонстрировала социальное положение ее владельца. Об этом свидетельствовал даже цвет обуви. У князей обувь была красного цвета, у менее знатных - желтого, у простых черкесов - из темной кожи. Черкешенки носили две рубашки: более короткую - нижнюю - и более длинную - верхнюю. Поверх рубашки надевали кафтанчик. В ходу были также длинные широкие штаны. Как и у мужчин, основной обувью были кожаные чувяки, точно подогнанные под форму ноги, и туфли.

С переселением на Кубань казаки думали не только о хозяйственном благоустройстве, но и об образовании детей. По сведениям крупнейшего знатока истории казачества Ф. А. Щербины, уже в 1794 г. в курене Пластуновском пытались учить детей грамоте. Очевидно, местные грамотеи, обычно из дьячков, учили ребят азам грамоты и в других станицах, но появление учебных заведений на Кубани следует датировать 1803 годом. В этом году на частные пожертвования в Екатеринодаре была открыта казачья школа, преобразованная вскоре в войсковое училище. К 1810 г. в Черномории уже было 10 приходских школ и 1 войсковое училище. В соотношении с численностью населения это был высокий показатель даже для центральных губерний России.

Организатором первых школ в Черномории был войсковой священник Кирилл Васильевич Россинский (1775- 1825) - личность, оставившая заметный след в истории Кубани. Просветитель, ученый, поэт, публицист, педагог, он внес громадный вклад в культурную жизнь казачьего края. Не без его благотворного влияния начала формироваться местная интеллигенция. Благодаря его усилиям на Кубани были заложены основы военного, музыкального, сельскохозяйственного образования, созданы предпосылки для становления библиотечного и музейного дела. Но больше всего усилий К. В. Россинский затратил на развитие просвещения. К 1820-м годам в Черномории одних училищ было 11, из которых 10 было открыто благодаря стараниям войскового священника. Он же был и инициатором открытия в г. Екатеринодаре в 1819-1820 гг. первой в Черномории гимназии. Будучи старшим по чину священником (протоиереем) в войске, К. В. Россинский много делал для духовного и нравственного воспитания казачества. Понимая, какую большую роль в этом играет православная церковь, немало уделял внимания росту местного духовенства. По его инициативе в 1811 г. был создан войсковой певческий хор, украшавший своим искусством церковные богослужения. На средства, собранные среди казаков К. В. Россинским, в Черномории было построено 27 церквей.

Несколько по-иному развивалась система образования у линейных казаков. Первые школы у них стали появляться лишь в 1830-х годах. Обучение велось в основном при полках, где священники и писари учили детей грамоте. Наиболее способные продолжали обучение в войсковой канцелярии, где к основным предметам добавлялась военная подготовка.

Для образования горских детей русское правительство распорядилось выделять места в училищах и гимназиях Екатеринодара и Ставрополя, а лучших направлять в учебные заведения Центральной России.

Развитие образования было невозможно без книг, а следовательно, и библиотек. У запорожцев была своя богатая библиотека в Межигорском монастыре, но последний был упразднен в 1786 г., а его книги разошлись по всей России. Черноморцы предприняли энергичные поиски утраченных реликвий и книг. Для этого был составлен даже учетный список под названием "Сколько и чего именно пограблено значит было и чего из оных похищенных вещей и книг за поимкою воров сыскано". К 1804 г. значительная часть межигорских книг была доставлена на Кубань, поступив в церкви и в войсковое училище. Однако до 1840-х годов на Кубани не было специальных общественных библиотек, хотя было немало людей, имевших неплохие личные библиотеки. Солидные коллекции книг были у декабриста М. М. Нарышкина, генерала Я. Г. Кухаренко, чиновника И. Барвинского и др. Адмирал JI. М. Серебряков в 1841 г. организовал Новороссийскую общественную библиотеку. В 1843 г. все укрепления Черноморской береговой линии получили типовые библиотеки по 170 книг. В 1821 г. в Екатеринодаре открылась своя типография, но долгое время она печатала главным образом канцелярские документы. У адыгов привилегированных сословий дети изучали арабскую письменность в духовных мусульманских школах (медресе).

В начале XIX в. адыгейский просветитель Магомет Шеретлуков разработал адыгейский алфавит, но под давлением мусульманского духовенства сжег свой труд. В 1829 г. преподаватель Санкт-Петербургского университета Грацилевский на основе русской графики составил адыгейский алфавит. С его помощью он обучал адыгов, служивших в российской столице. Французский ученый JI. Я. Люлье издал в 1846 г. грамматику адыгейского языка на русской графической основе. И все же грамотных в то время как среди казаков, так и среди горцев было очень мало.

Однако развивавшаяся местная интеллигенция выдвинула из своей среды целую плеяду замечательных писателей-краеведов и просветителей. Среди казаков это прежде всего А. М. Туренко, В. Ф. Золотаренко, которого биографы называли "интеллигентным черноморцем 40-х гг.", и особенно Яков Герасимович Кухаренко (1799-1862) - писатель, историк, этнограф, атаман Черноморского казачьего войска. Его наставником в Екатеринодарском училище был К. В. Россинский. Перу Я. Г. Кухаренко принадлежат очерки о Черноморском войске, о казачьем быте, о пластунах, сказка-притча "Вороной конь", поэма "Харько, запорожский кошевой" и другие произведения. Большая дружба связывала Я. Г. Кухаренко и великого украинского поэта Т. Г. Шевченко.

В первой половине XIX в. развивались адыгейская национальная литература и историография. Одним из первых просветителей был Шора Ногмов (1801 —1844). Он долго служил в русской армии, затем работал учителем в Нальчике. В совершенстве владел русским, турецким, персидским, арабским и татарским языками. Разработал "Начальные правила адыгейской грамматики". Крупнейший его труд "История адыгейского народа, составленная по преданиям кабардинцев" - не только историческое произведение, но и замечательный памятник фольклорной литературы. Не случайно, что он был опубликован на Кавказе, в Петербурге, в Москве, а в 1866 г. вышел на немецком языке в Лейпциге.

Такими же привлекательными для читателей были и его произведения, наполненные исторической правдой и героической романтикой.

Не менее талантливым писателем был и сослуживец С. Хан-Гирея Султан Казы-Гирей (1808—1863). Как и Хан-Гирей, он рано осиротел, в 18 лет поступил на военную службу, принял участие в русско-иранской войне 1826—1828 гг. Нередко в атаку ходил вместе с братом А. С. Пушкина Львом, с декабристами, служившими на Кавказе. Во время пребывания в Петербурге познакомился с А. С. Пушкиным, у которого в 1836 г. в журнале "Современник" опубликовал свой рассказ "Долина Ажитугай". Великий русский поэт написал к нему одобрительное послесловие.

А. С. Пушкин вообще был неравнодушен к Кавказу, в том числе и Кубани, которую он посетил в августе 1820 г. Выехав 5 августа с семьей генерала Н. Н. Раевского из Пятигорска, он проехал Прочноокопскую, Темижбекскую, Кавказскую, Тифлисскую, Ладожскую, Усть-Лабинскую и другие станицы. 10 августа посетил Екатеринодар, откуда отправился на Тамань, чтобы морем отбыть в Крым. Известно, что в это время А. С. Пушкин писал путевые заметки, к сожалению не сохранившиеся. Об этом он сообщал брату Л. С. Пушкину: "Когда-нибудь прочту тебе мои замечания на черноморских и донских казаков. " И в том же письме свидетельствовал: "Видел я берега Кубани и сторожевые станицы - любовался нашими казаками. Вечно верхом; вечно готовы драться; в вечной предосторожности!".

В декабре 1825 г. проездом на Кубани был другой поэт Александр Сергеевич Грибоедов, автор бессмертной комедии в стихах "Горе от ума". Кубанские степи произвели на него неизгладимое впечатление, о чем он писал в своем дневнике.

Существенный след в культурной жизни Кубани оставили декабристы, особенно писатель А. А. Бестужев-Марлинс кий и поэт А. И. Одоевский.

В 1837 г. на Кубань прибыл М. Ю. Лермонтов, отправленный в действующую армию за стихотворение "Смерть Поэта". Он побывал в Екатеринодаре, Копыле (ныне Славянск-на-Кубани), Темрюке, Тамани. В Тамани Лермонтов пережил необыкновенное приключение, которое описал в повести "Тамань". Местные контрабандисты у него действительно похитили документы, деньги и письмо родителей Н. С. Мартынова к сыну - будущему убийце поэта. В конце сентября М. Ю. Лермонтов встретился в Ольгинке с Н. С. Мартыновым и передал ему свои 300 рублей взамен украденных. В конце 1840 - начале 1841 гг. М. Ю. Лермонтов служил в Тенгинском полку на Кубани. Подолгу бывал в Анапе, в станице Ивановской и других местах края. По его словам, он "изъездил линию вдоль от Кизляра до Тамани. одетый по-черкесски, с ружьем за плечами; ночевал в чистом поле, засыпал под крик шакалов".

Осенью 1847 г. на Кубани был выдающийся хирург Н. И. Пирогов. Несколько позже он писал об этом: "По пути между Тифлисом и Ставрополем мы осмотрели Владикавказский и Екатеринодарский военные госпитали. Из них последний особенно устроен прекрасно, лежит на высоком месте, просторен, светел и чист. Здание госпиталя совершенно новое и выстроено недавно". На Кубани Н. И. Пирогов провел ряд операций, впервые применив эфирный наркоз.

Как видим, с Кубанью в силу разных причин были связаны судьбы многих великих сынов России. Кубанская тематика нашла отражение в их произведениях, воспоминаниях и письмах.

Одной из замечательных особенностей культуры Кубани были певческие и танцевальные традиции. Кубанцы любили петь дома, на улице, и, как правило, коллективно. В станицах появились полковые, школьные, самодеятельные хоры и танцевальные группы. Песни и танцы как душа народа всегда сопровождали жителей и степных станиц, и горных аулов. Когда танцевали кубанские казачки, казалось, что возникал искрометный хоровод полевых цветов, где все были хороши по-своему: алые маки и желтые лютики, голубые незабудки и белые колокольчики, розовые фиалки и ярко-пестрые анютины глазки. Танцы горянок отражали величие и спокойствие гор. Стройные и гибкие черкешенки танцевали так, как будто не касались земли, а парили над ней. И казаки, и горцы демонстрировали в танцах бесшабашную удаль, искусство владения холодным оружием и высокую физическую подготовку.

Особую роль в пропаганде музыкального и певческого искусства играли созданные в 1811 г. музыкантский (по ходатайству атамана Ф. Я. Бурсака) и певческий (стараниями К. В. Российского) хоры. Наряду с произведениями духовной музыки (сочинениями В. А. Моцарта, Д. С. Бортнянского и др.) хоры исполняли народные песни в обработке местных авторов. В первой половине XIX в. зарождалось на Кубани и театральное искусство. В казачьих полках было принято организовывать спектакли силами местного гарнизона. Инициаторами, как правило, были жены офицеров, а костюмы и реквизит делали всем миром. В конце 1840-х гг. в Екатеринодар стали приезжать и профессиональные частные театры, вызывавшие большой интерес местной публики.

К середине XIX в. стал меняться и облик кубанских городов, прежде всего Екатеринодара. На смену деревянным шли капитальные каменные строения. Так, в 1837-1842 гг. в Екатеринодарской богадельне (в нынешней Первой городской больнице Краснодара) была построена каменная церковь Божьей Матери Всех Скорбящих, выполненная в духе классицизма. Для подготовки собственных архитекторов и художников Черноморское войско направляло учиться в Академию художеств в Санкт-Петербург оплачиваемых войском стипендиатов. Один из них - Иван Денисович Черник - после успешного окончания Академии был направлен на стажировку в Италию, а затем работал в российской столице, где дослужился до генеральского чина и был избран академиком. Его брат Елисей Денисович, а также П. А. Шамрай вернулись после обучения в Академии на Кубань, много сделав для улучшения архитектурного облика Екатеринодара.

Таким образом, в первой половине XIX в. продолжала развиваться традиционная бытовая культура казаков и горцев. Наряду с этим происходило становление и профессиональной культуры (школ, публичных библиотек, музыкальных и певческих хоров и т. д.), тесно связанной с общекультурными процессами, протекавшими в России.

Август 1820 г. — А. С. Пушкин с семьей генерала Н. Н. Раевского проезжает по линии прикубанских станиц на Тамань.

Апрель 1837 г. — пребывание М. Ю. Лермонтова в Геленджике и Абинском укреплении.

Сентябрь 1837 г. — через Черноморию (с остановкой в Тамани) в действующую армию на Кавказ проследовал М. Ю. Лермонтов.

Конец 1840 — начало 1841 гг. — М. Ю. Лермонтов служил в Тенгинском полку, штаб которого располагался в Анапе.

С 80-х годов 19 века на Кубани возникали объединения любителей искусства. Артистические общества, общества любителей изящных искусств. Музыкально-драматические кружки создавались как в городах, так и в сельской местности. Широкое распространение получило театральное любительство.

Развитие профессионального художественного творчества на Кубани тесно связанно с деятельностью коллекционера Ф. А. Коваленко, создавшего в 1904 году картинную галерею в Екатеринодаре. По его инициативе, с 1905 г. в галерее наряду с постоянными стали проводиться периодические выставки картин, в которых участвовали художники со всей России.

В конце 19 начало 20 века на Кубани возникли художественные учебные заведения. В 1900 году Е. И. Посполитаки основал художественную школу в Екатеринодаре .

В 1909 г. В Екатеринодаре появляется музыкальное училище. Значительное место в становлении музыкальной культуры Кубани принадлежит оркестру и хору Кубанского казачьего войска, основанном еще в 1811 г. 2 К началу 20 века войсковой оркестр, пройдя почти вековой этап обслуживания вечеров в Войсковом собрании превратился в интересный высококвалифицированный симфонический коллектив.

Важным элементом художественной жизни Кубани были гастроли творческих коллективов и отдельных исполнителей. Начало им было положено еще в 70 е годы 19 века. В первые годы 20 в. Поток гастролеров по сравнению с прежними временами значительно увеличился. Этому способствовали как рост интереса к искусству среди населения, так и появления специальных театральных помещений. Гастролировали на Кубани знаменитые певцы Л. Собинов, Ф. Шаляпин, Н. Плевицкая, А. Вяльцева, скрипачи Л. Ауэр, Е. Цимбалист, М. Эрденко, пианисты А. Зилоти, С. Рахманинов, А. Скрябин, А. Рубинштейн.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Изобразительное искусство Кубани в конце XIX – начале XX века Презентацию под.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Изобразительное искусство Кубани в конце XIX – начале XX века Презентацию под.

Традиционная культура Кубани Разнообразием и богатством отличалась традиционн.

Традиционная культура Кубани Разнообразием и богатством отличалась традиционная народная культура Кубани второй половины XIX – начала XX в. Духовное наследие кубанского казачества было самобытным и оригинальным. Все заметные события духовной жизни кубанских казаков были так или иначе связаны с православной верой. Благодаря устной традиции передачи информации от деда к отцу, от отца к сыну, кубанцы сохраняли свою культуру. Так и ковалась эта живая цепочка казачьей истории и культуры.

Изобразительное искусство Мастера изобразительного искусства вносили важный в.

Изобразительное искусство Мастера изобразительного искусства вносили важный вклад в развитие художественной культуры Кубани. Центрами изобразительного искусства в Кубанской области в начале XX в. стали школа рисования Е.И. Посполитаки и Екатеринодарская картинная галерея. Школа Посполитаки была первым частным учебным заведением на Кубани, где учились не только рисованию, но и ремеслу. Основу Екатеринодарской картинной галереи составила коллекция местного любителя живописи Федора Акимовича Коваленко. Ф.А.Ко-валенко Е.И. Пос-политаки

Пётр Сысоевич Косолап Самобытным художником-реалистом того времени был Петр С.

Александр Александрович Киселёв Регулярно бывал на Черноморском побережье Кав.

Илья Ефимович Репин По совету историка запорожского казачества Д .И. Яворницк.

Архитектура Архитектурный облик кубанских городов менялся в пореформенный пер.

Архитектура Архитектурный облик кубанских городов менялся в пореформенный период. Если в 1870 — 1890 годах основным стилевым направлением являлся эклектизм, то к началу XX столетия он уступил место модерну. модерн эклектизм

Иван Клементьевич Мальгерб Заметный вклад в архитектуру Екатеринодара внес Ив.

Иван Клементьевич Мальгерб Заметный вклад в архитектуру Екатеринодара внес Иван Клементьевич Мальгерб. В качестве городского архитектора он руководил постройкой зданий мужской гимназии, епархиального женского училища, коммерческого училища. Бесценными творениями Мальгерба стали Свято-Екатерининский кафедральный собор и проект Свято-Троицкой церкви. Свято-Екатерининский кафедральный собор

Александр Петрович Косякин Выдающимся кубанским архитектором был Александр Пе.

Кубанский Мариинский институт Храм во имя Святой Троицы станицы Казанской

Кубанский Мариинский институт Храм во имя Святой Троицы станицы Казанской

Вывод Подводя итоги, можно констатировать, что развитие кубанской культуры в.

+

8 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 8

+

120614 1630 1 ИССКУССТВО КУБАНИАктуальность проблемы исследования определяется глобальными изменениями во всех сферах жизнедеятельности человека, в том числе и духовной. В условиях обновления и демократизации общества большое научно-теоретическое и практическое значение приобретает исследование основных закономерностей и особенностей формирования искусства в социокультурном пространстве конкретного региона.

В современных условиях значительно вырос интерес к феномену культуры, что обусловлено поиском ценностного гуманитарного содержания и смысла жизни. Современной наукой установлено, что человек конца XX века подчиняется законам культурной коммуникации. Осмысление и реконструкция человеку найти опору в тех культурных ценностях, которые лежат в основе будущего развития и совершенствования культуры.

Культура понимается нами как совокупный и продукт человеческой деятельности, реализующейся в процессах опредмечивания и распредмечивания, и предстающей в связывающей эти предметы форме, а изобразительное искусство как особый тип освоения человеком мира, образная модель мироздания и самосознание культуры.

Изучение искусства в контексте культуры проводится нами с позиций влияния типа культуры на общее развитие искусства. Общетеоретическая концепция типологического развития культуры по отношению к кубанской культуре и искусству позволяет выделить характерное преобладание канонической культуры в конце XVIII середине XIX в., а динамической во второй половине XIX начале XX в. Отсюда, в каждый из указанных периодов, господствовал определенный тип художественной деятельности: в начале народное искусство, а затем профессиональное.

Ответ

+

Ответ

+

5. Художественные обьединения 1920-е годов: Левый фронт искусств или ЛЕФ (приемники футуризма, которые были намерены избавиться от старых канонов искусств и сделать искусство бытовым), Ассоциация художников революционной России (осуждали ЛЕФ, придерживались традиций реализма и творчества передвижников). Борьба группировок – ЛЕФ и АХРР боролись между собой, соперничали, так как их идеи были полярны. Использовали такие средства соперничества как заявления, статьи, манифесты.

6. Ощущение властей к радикальному искусству в 1920е годы не могло быть положительным, потому что партия не принимала тот же ЛЕФ, в большей степени, потому, что не понимала. Партия не вмешивалась в борьбу ЛЕФа и АХРРа до Сталина, когда цензура усилилась, а неблагожелательные отправлялись на Калыму.

7. Особенность спортивного движения в послереволюционное десятилетие заключалась в том, что спорт – а точнее, физическая культура – пропитала собой воздух, и все советские люди, как достойные комсомольцы, должны были заниматься физической культурой. Это был настоящий культ, сопровождающийся парадами, атрибутами, спортивными организациями и соревнованиями.

Читайте также: