От чего зависит нагрузка и двигательная активность на физкультурном занятии в детском саду

Обновлено: 04.07.2024

Движение – одна из основных физиологических потребностей растущего организма. Ограничение его чревато задержкой развития, снижением иммунитета и замедлением роста в целом. Разнообразие активности способствует совершенствованию механизмов адаптации и комплексному развитию всех систем. Рациональный двигательный режим – это необходимое условие для нормального формирования и развития детского организма.

Автор: Дмитриева Валентина Владимировна

Консультация для воспитателей.

Руководитель ФВ Дмитриева В.В.

Движение – одна из основных физиологических потребностей растущего организма. Ограничение его чревато задержкой развития, снижением иммунитета и замедлением роста в целом. Разнообразие активности способствует совершенствованию механизмов адаптации и комплексному развитию всех систем. Рациональный двигательный режим – это необходимое условие для нормального формирования и развития детского организма.

В настоящее время, в период обновления системы дошкольного образования, вопросам охраны и укрепления физического и психического здоровья детей , полноценного развития личности ребёнка уделяется особое внимание. Так ФГОС ДО направлен на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей , в т. ч. их эмоционального благополучия, формирование общей культуры личности детей , в т. ч. ценностей здорового образа жизни, развития их физических качеств.

Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ направлена на удовлетворение природной потребности детей в двигательной активности .

Мы знаем, что для растущего организма решающее значение имеет двигательная активность (ДА) . Согласно данным, современные дети двигаются в два раза меньше , чем это предусмотрено возрастной нормой. Недостаточная двигательная активность - гиподинамия отмечается не только у детей старшего дошкольного возраста, но и у малышей. Поэтому организация двигательного режима дошкольников является актуальной и занимает важное место в системе дошкольного образования.

Для педагогов детского сада не секрет, что основными причинами ухудшения здоровья детей является дефицит двигательной активности. Дошкольный возраст – это ответственный период жизни, когда закладываются основы физического, психического и личностного развития.

Движение – главное условие нормального роста и развития организма.

Потребность в движении, в двигательной активности учёные называют кинезофилией – врожденной биологической потребностью человеческого организма. Недостаточная двигательная активность отрицательно сказывается на здоровье, психофизическом благополучии детей, негативно влияет на двигательное и социальное развитие ребёнка. Движение является обязательным компонентом любого вида деятельности дошкольника, в том числе и игры, выступая в качестве её операционального состава. Низкий уровень двигательных умений, однообразие движений приводят к обеднению содержания игровой деятельности ребёнка и, наряду с другими причинами, ограничивают его возможности реализовать себя в игре со сверстниками. Игра и движения, объединяясь, становятся необходимым условием и средством разностороннего развития и воспитания дошкольника.

Целью формирования двигательной активности является не только удовлетворение биологической потребности, но и полноценное развитие способностей детей.

Двигательная активность влияет на физиологические функции всего организма. Активный ребенок лучше спит, чаще пребывает в хорошем настроении и обладает большей работоспособностью. Усиливается кровоснабжение скелетных мышц и внутренних органов, улучшается обмен веществ, совершенствуется нервная система.

• Повышению устойчивости организма к различным заболеваниям

• Росту физической работоспособности

• Нормализации деятельности отдельных органов и функциональных систем

• Формированию личностных качеств

• Улучшению психолого – эмоционального состояния

• Укреплению психического здоровья.

Таким образом, дети, регулярно занимающиеся физкультурой, имеют преимущества перед , малоподвижными : они лучше выглядят, здоровее психически, менее подвержены стрессу и напряжению, лучше спят, у них меньше проблем со здоровьем. Следует рационально организовывать двигательный режим с учетом дошкольного возраста, интересов, функциональных возможностей организма, индивидуальных особенностей ребенка.

Специалистами доказано, что основными причинами нервно – психических и соматических заболеваний детей дошкольного возраста, являются – интеллектуальные перегрузки и снижение двигательной активности как по объему , так и по интенсивности. Одна из важных проблем современного общества - это малоподвижный образ жизни.

ФГОС ДО определены целевые ориентиры по физическому развитию на этапе завершения ДО у ребенка . Развита мелкая и общая моторика, он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими. ЦО являются ориентирами для : - построения воспитательно – образовательной работы в ДОУ. Следовательно, задача педагогов ДОУ – создание всех необходимых условий для достижения ребенком дошкольного возраста ЦО.

Двигательная активность дошкольника должна соответствовать :

его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма. Поэтому педагогам необходимо позаботиться об организации детской двигательной деятельности , ее разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к ее содержанию.

Двигательный режим в ДОУ состоит из трех блоков :

1. Специально организованное обучение.

2. Совместная деятельность взрослых и детей в режимных моментах .

3. Свободная, самостоятельная деятельность детей .

Формы организации двигательной ДА в ДОУ в том числе нашем

Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно – оздоровительным занятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной деятельности: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой.

1. Физкультурно-оздоровительные занятия в ходе режимных моментов, это :

- динамические паузы м/ у занятиями

- П/и и физ. упражнения на прогулке

- гимнастика после сна

- гимнастика для глаз

- пальчиковая гимнастика - индивидуальная работа по физ. Воспитанию

Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной ДА детей. Предлагаем проводить занятия по физической культуре не менее трёх раз в неделю в первой половине дня (одно на воздухе) по подгруппам. Формирование подгрупп должно осуществляться с учётом трёх основных критериев : состояния здоровья, уровня ДА и физической подготовленности.

2. Организованная двигательная деятельность , включает в себя :

Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она даёт широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребёнка. Продолжительность её зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности, и поэтому педагогическое руководство самостоятельной деятельностью детей должно быть построено с учётом уровня ДА.

3. Самостоятельная двигательная деятельность : организуется в зависимости от инд. особенностей детей , проводится ежедневно в помещении и на открытом воздухе.

Самостоятельная двигательная деятельность — это деятельность, которая возникает по инициативе ребенка. Содержанием самостоятельной двигательной деятельности являются разнообразные движения. Преимущество ее заключается в том, что ребенок сам выбирает движения, двигается в своем темпе, делает паузы, чередует их. По данным физиологов (И. А. Аршавского, С. М. Громбах ), дети в этом виде деятельности в большей степени удовлетворяют свою потребность в движении, чем в организованной деятельности. В дошкольном возрасте самостоятельная двигательная деятельность имеет свою специфику.

В чем она заключается?

Двигательная деятельность малышей тесно связана с игрой, следовательно, с предметами, игрушками, пособиями.

Взрослые должны позаботиться о том, чтобы в распоряжении ребят были игрушки, пособия, стимулирующие двигательную активность, повышающие интерес к движениям. Задача взрослых — научить детей правильно и разнообразно их использовать. Постепенно, по мере овладения детьми действием с оборудованием, воспитатель приучает малышей действовать совместно с одним предметом, например, покатать мяч друг другу или прокатить его по очереди по дорожке.

Как мы отмечали выше, двигательный опыт у малышей еще невелик, поэтому самостоятельная двигательная деятельность должна проходить под наблюдением взрослого при непосредственном его участии. Наблюдая за детьми, играя с ними, родители, воспитатели видят, как формируются интересы малышей, к чему они больше склонны. Личное участие взрослого в играх детей активизирует малышей, создает у них радостное настроение. Взрослый помогает ребенку своевременно сменить вид деятельности, чтобы не допустить утомления.

Большие возможности для развития самостоятельной двигательной деятельности открываются на прогулке. Важно, чтобы на участке, помимо стационарных пособий, были и выносные пособия: мячи, ведерки, метелки, лопатки, санки, ледянки. Зимой самостоятельная двигательная деятельность будет более содержательной, если на участке есть снежные постройки: горки, снежные валы, тропинки из снега, ледяные дорожки, разноцветные льдинки, снеговик с обручем, в который дети могут бросить льдинки, снежки, легкие пластмассовые шайбы и т. п. В разное время года взрослые продумывают различные двигательные задания. Зимой можно пройти по снежному валу, перелезть через него, пройти по тропинке из снега, пройти след в след, перебросить снежок или льдинку через снежный вал, съехать с горки, подняться на горку (для детей первой младшей группы, т.к. она не заливается).

В самостоятельной двигательной активности детей обязательно должны учитываться индивидуальные особенности.

Так, детям с высоким уровнем ДА ( гиперактивные дети , как правило, присуща однообразная деятельность с большим количеством бесцельного бега. Эти дети отличаются неумением выполнять движения в умеренном темпе и нежеланием заниматься спокойными видами деятельности, чередовать активные действия с пассивными.

У детей с низким уровнем ДА (малоподвижные дети) преобладают игры низкой степени интенсивности. Эти дети, как правило, предпочитают играть в одиночку или вдвоем. Малоподвижные дети не желают участвовать в коллективных играх спортивного характера, так как постоянно испытывают неуверенность в своих действиях.

Для детей со средним уровнем ДА характерна разнообразная деятельность, насыщенная играми и спортивными упражнениями разной степени интенсивности.

Педагог должен влиять на выбор детьми соответствующих упражнений и игр, предоставляя в их распоряжение необходимый инвентарь, пособия, поясняя способы движений. Он учит детей играть сообща , побуждает более ловких детей , хорошо владеющих движениями, помогать своим сверстникам.

Наряду с перечисленными видами занятий по физической культуре немаловажное значение отводится активному отдыху, физкультурно-массовым мероприятиям, в которых могут принимать участие родители и дети соседнего ДОУ. К таким занятиям относятся неделя здоровья, физкультурный досуг, физкультурно-спортивные праздники на воздухе и воде, игры – соревнования, спартакиады.

4. Физкультурно – оздоровительная дея- ть : это

- неделя здоровья (2 раза в год)

- дни здоровья (раз в квартал)

- физкультурный досуг (раз в месяц)

- физкультурный спортивный праздник (2 раза в год)

5. Совместная физкультурно – оздоровительная работа ДОУ с семьями, подразумевает участие родителей (законных представителей) в физкультурно – оздоровительных массовых мероприятиях ДОУ

Все эти виды занятий по физической культуре, догоняя и обогащая друг друга, в совокупности обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребёнка в течение всего времени пребывания его в дошкольном учреждении. При этом следует помнить, что двигательная активность оптимальна в том случае, когда её основные параметры (объём, продолжительность, интенсивность) соответствуют индивидуальным данным физического развития и двигательной подготовленности детей, а также когда обеспечивается её соответствие условиям среды (природной, предметной, социальной, правилам чередования напряжений и отдыха, постепенного увеличения физических нагрузок.

ДА детей имеет ярко выраженные индивидуальные проявления, что в основном определяется индивидуально-типологическими особенностями нервной системы и физического развития, степенью самостоятельности, устойчивостью интересов к определенным играм, педагогическими воздействиями и прочее. Разброс индивидуальных показателей ДА детей в течение одного дня пребывания их в дошкольном учреждении составляет у четырехлетних детей - 8200-10800, у пятилеток - 10800-13600 движений, у шестилеток- 12500-15200 движений, у семилеток - от 13000 до 15500 движений.

В зависимости от степени подвижности детей необходимо распределить их на три основные подгруппы (высокая, средняя и низкая подвижность). С помощью разных педагогических приемов добиватся постепенного вовлечения малоподвижных детей в активную деятельность, а также переключения детей с высокой интенсивностью ДА с активной на более спокойную деятельность. Индивидуальную работу с детьми, отстающими в отдельных видах движений, можно проводить во время прогулки и в вечерние часы, когда спортивный зал свободен.

Содержание такой работы должно включать разнообразные двигательные задания, направленные на развитие и совершенствование недостаточно выраженных двигательных навыков и физических качеств детей. Двигательные задания предлагаются детям в виде игровых упражнений, которые подбираются с учетом уровня ДА детей. Так, детям с высоким уровням ДА предлагаются задания на развитие внимания, координации движений, ловкости, требующей точности выполнения действий. Детям с низким уровнем ДА - на развитие быстроты и скорости движений, на быстрое переключение с одного движения на другое. К детям со средним уровнем ДА предъявляются более высокие требования к качеству выполнения задания.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Консультация для воспитателей

Инструктор по физической культуре

пгт . Гвардейское, 2018г

Дата проведения: сентябрь 2018г.

Двигательная активность, физическая культура и спорт — эффективные средства сохранения и укрепления здоровья, гармоничного развития личности, профилактики заболеваний, обязательные условия здорового образа жизни.

Особенно большое количество движений требуется растущему организму. Неподвижность для маленьких детей утомительна, она приводит к замедлению роста, задержке умственного развития и снижению сопротивляемости инфекционным заболеваниям. В огромном количестве движений ребенка проявляется естественное стремление к физическому и психическому совершенствованию. Разнообразная мышечная деятельность благотворно сказывается на физиологических функциях всего. Двигательная активность, физическая культура и спорт — эффективные средства сохранения и укрепления здоровья, гармоничного развития личности, профилактики заболеваний, обязательные условия здорового образа жизни.

Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность (ДА) – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Исследования последних лет показывают, что функциональные возможности организма ребенка не реализуются на должном уровне в процессе разных видов занятий по физической культуре. Кроме того, двигательная активность дошкольников за время пребывания их в детском саду составляет менее 50% периода бодрствования, что не позволяет полностью обеспечить биологическую потребность ребенка в движении. Двигательная активность дошкольников является важным показателем физической готовности детей к обучению в школе.

Характеристика двигательной активности детей дошкольного возраста:

В детском возрасте двигательную активность можно условно разделить на 3 составные части: активность в процессе физического воспитания; физическая активность, осуществляемая во время обучения, общественно полезной и трудовой деятельности; спонтанная физическая активность в свободное время. Эти составляющие тесно связаны между собой.

Выделяют три уровня двигательной активности:

Высокий уровень . Для детей характерны высокая подвижность, высокий уровень развития основных видов движений, достаточно богатый двигательный опыт, позволяющий обогащать свою самостоятельную деятельность. Некоторые дети этой группы отличаются повышенной психомоторной возбудимостью, гиперактивностью.

Дети со средним уровнем двигательной активности имеют средние и высокие показатели физической подготовленности и высокий уровень развития двигательных качеств. Для них характерно разнообразие самостоятельной двигательной деятельности.

Низкий уровень двигательной активности - малоподвижные дети. У них наблюдается отставание показателей развития основных видов движений и физических качеств от возрастных нормативов, общая пассивность, застенчивость, обидчивость.

Взрывной . Дети с этим типом двигательной активности предпочитают быстрое, непродолжительное по времени движение;

Циклический. Дети циклическим типом двигательной активности склонны к длительным, монотонным движениям (лыжи, бег на длительной дистанции);

Пластический . Дети с пластическим типом движений предпочитают мягкие, плавные движения;

Силовой. Дети с силовым типом предпочитают силовые нагрузки.

В настоящее время общепринятыми критериями оценки суточной двигательной активности являются: ее продолжительность, объем и интенсивность. Индивидуальные различия в этих показателях настолько велики, что специалисты рекомендуют условно делить детей на группы большой, средней и малой подвижности. Это дает определенные ориентиры для руководства двигательной деятельностью детей.

Таким образом, оптимальная двигательная активность должна считаться важнейшим показателем двигательного развития дошкольника.

Средства, методы и приемы руководства двигательной активностью дошкольников:

Для развития двигательной активности детей дошкольного возраста используются различные средства. Основным средством являются физические упражнения, вспомогательными - естественные силы природы и гигиенические факторы.

Кроме того, на физическое воспитание детей влияют движения, входящие в различные виды деятельности (труд, лепка, рисование, конструирование, игра на музыкальных инструментах, процессы одевания, умывания и др.).

Методы, используемые при обучении детей движениям, собираются в соответствии с определяющими их источниками. К ним относятся объекты окружающей действительности, слово и практическая деятельность.

Осуществляя руководство двигательной активностью дошкольников используются: наглядные, словесные и практические, игровые, соревновательные методы обучения.

Каждый отдельный метод представляет собой определенную систему специфических приемов. В свою очередь система выражается в совокупности таких именно приемов, которые объединяются общностью задачи и единым подходом к ее решению .

1. Наглядные методические приемы. При обучении детей движениям используются различные приемы наглядности.

2. Словесные приемы. Слово, применяемое при обучении, направляет всю деятельность детей, придает ей осмысленность, облегчает понимание задачи и усвоение нового, вызывает умственное напряжение и активность мысли, содействует самостоятельности и произвольности выполнения детьми упражнений.

Формы работы:

При организации двигательного режима необходимо выполнять следующие требования: - общая продолжительность двигательной активности занимает не менее 50% периода бодрствования, при этом 90% - средней и малой интенсивности, 10-15% - большой. Выполнение этих требований обеспечит предупреждение утомления ребенка на протяжении всего дня, создаст условия для правильного физического развития.

Согласно нормативно-правовым документам, регламентирующим санитарно- эпидемиологические правилам и нормам для дошкольных образовательных учреждений, максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3-7 лет составляет 5,5 -6 часов , до 3 лет- в соответствии с медицинскими рекомендациями. Объем двигательной активности воспитанников 5-7 лет в организованных формах оздоровительно - воспитательной деятельности должен составлять 6-8 часов в неделю с учетом психофизиологических особенностей детей - За время пребывания ребенка в ДОУ использование разных форм физического воспитания должно обеспечивать двигательную активность в пределах от 9000 до 15 000 движений, что соответствует физиологическим потребностям организма детей.

Для реализации двигательной деятельности детей используется оборудование и инвентарь физкультурного зала, групповых помещений и спортивных площадок в соответствии с возрастом.

Содержанием двигательного режима является двигательная деятельность, разнообразная по составу движений, физическим упражнениям, периоды активности чередуются со “спокойными” видами деятельности; Определенная часть двигательного режима, в которую входят как физические упражнения и специально подобранные для формирования систем и функций организма, так и коррекционная работа, которые проходят через индивидуальные и организационные формы работы; Каждому ребенку необходимо дать возможность двигаться самостоятельно по собственному желанию, а не по принуждению. Обязательна умеренная и целесообразная двигательная деятельность до завтрака и перед непосредственно-образовательной деятельностью, требующее от детей умственной нагрузки.

Утренняя гимнастика. Является важнейшим компонентом двигательного режима, ее организация направлена на решение оздоровительных задач, поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Используются разные формы проведения гимнастики: традиционная (ОРУ с предметами и без предметов), игровая, музыкальная, сюжетная, оздоровительный бег, с использованием полосы препятствий, ритмическая гимнастика. Утренняя гимнастика включается в режим с 1 младшей группы и проводится ежедневно, до завтрака. В весенне - летнее время гимнастикой полезнее заниматься на открытом воздухе, на площадке. Необходимо так же позаботиться о музыкальном сопровождении. Развитию ритмичности и координированности детей способствуют удары в бубен, барабан и хорошо подобранное музыкальное сопровождение.

Занятия по физической культуре. Назначение занятий по физкультуре состоит в том, чтобы: - обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма; - формировать двигательные умения и навыки, физические качества; - создать условия для разностороннего развития детей. Формы проведения занятий по физической культуре разнообразны. Правильное чередование нагрузки и активного отдыха на занятии обеспечивает сохранение оптимальной возбудимости внимание и эмоций ребенка, предупреждает естественно развивающееся утомление. Интерес к занятиям в любой возрастной группе обеспечивается новизной упражнений и игр и постепенным усложнением задач, которые вызывают работу мысли, активизацию действий, положительные эмоции, желание достичь результата. Для того чтобы занятия физкультурой приносили еще большую пользу для здоровья, ежедневно используются упражнения для профилактики нарушения осанки и плоскостопия, проводится работа по укреплению дыхательной системы. Известно, чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики.

Прогулка . Самые высокие двигательно-физические нагрузки приходятся на время первой прогулки. Однако в те дни, когда проводятся физкультурные занятия, для прогулки подбираются подвижные игры средней интенсивности. Проводятся прогулки 2 раза в день: утром и вечером. Благоприятное время для организации самостоятельной деятельности детей. Подвижные игры и физические упражнения на прогулке являются формой оптимального двигательного режима.

На прогулке длительность игр и упражнений: - 10-12 минут низкой интенсивности в конце прогулки, если в этот день планируется непосредственно образовательная деятельность по физическому развитию, -30-40 минут в остальные дни - после утренней прогулки можно проводить дозированную ходьбу

-3 раза в неделю в конце прогулки в обычной сезонной одежде. Задается определенный маршрут: 2 мл.гр.- 300м., средняя- 400м., старшая – 800м., подготовительная – 1000м.

Не следует забывать: - об играх – эстафетах, хороводных играх. Необходимо планировать к прогулке подвижные и спортивные игры. Эта форма работы открывает широкие возможности для физического совершенствования детей, укрепления их здоровья и закаливания. Важно, чтобы в распоряжении детей был игровой материал, физкультурные пособия и инвентарь, стимулирующий двигательную активность.

Следует осторожно подходить к физическим нагрузкам после дневного сна. Лучше всего предоставить детям возможность двигаться самостоятельно, создав для этого условия.

Гимнастика после сна – это комплекс гимнастических упражнений (как традиционных и нетрадиционных), закаливающих и лечебно - профилактических мероприятий проводимых с целью подготовки детей к активной деятельности, оздоровления и физического развития. Это постепенный подъем, закаливающие процедуры, физические упражнения Закаливающие процедуры сочетаются с другими оздоровительными процедурами: дыхательной и звуковой гимнастикой, профилактикой и коррекцией нарушений осанки, плоскостопия, пальчиковой гимнастикой, самомассажем и другими упражнениями. Проведение оздоровительной гимнастики после дневного сна имеет примерно следующую схему: 1. Общеразвивающие и оздоровительные упражнения в постели (лежа и сидя), или стоя у кроватки, или сидя на стульчиках; 2. Упражнения, направленные на профилактику плоскостопия и нарушений осанки; 3. Закаливающие процедуры. Главное предназначение гимнастики после дневного сна – повысить жизнедеятельность всего организма для перехода к деятельному состоянию всего организма. В соответствии с требованиями возрастной адекватности гимнастика должна проводиться в виде игр и игровых упражнений во всех возрастных группах. Это может быть сюжетного или образного типа гимнастика, или гимнастика с элементами логоритмики.

Самостоятельная двигательная активность.

Важное значение имеет самостоятельная двигательная деятельность в течение дня. Занимаясь самостоятельно, ребенок сосредотачивает внимание на действиях, ведущих к достижению увлекающей его цели.

Модель самостоятельной деятельности детей в режимных моментах .

Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности.

Таким образом, важно учитывать, чтобы все формы двигательной активности и двигательной деятельности, реализуемые в процессе физического воспитания в дошкольных учреждениях, как организованные, так и самостоятельные, индивидуальные, благоприятно отразились на развитии моторики, на физическом и психическом здоровье детей.


Понятие “двигательный режим” включает в себя продолжительность, повторяемость и распределение всех видов физической деятельности в течение суток. (Сухарев А.Г.,1991).

Существуют приблизительные нормы объёма двигательной активности для детей в зависимости от их возраста. Зная эти требования можно рассчитать оптимальный двигательный режим, включая в него те формы работы, которые рассматриваются в конкретном случае как наиболее предпочтительные.

Основные требования к двигательному режиму.

1.Рациональное сочетание разных видов занятий.

Рациональное сочетание разных видов занятий и форм двигательной деятельности, осуществляемой под руководством педагога, должно представлять собой определенный двигательный режим, в котором общая продолжительность двигательной активности детей составляет не менее 60% от периода бодрствования.

КРУГИ Продолжительность ДА детей за период бодрствования должна составлять не менее 40 – 60 процентов времени. При этом 90% средней и малой интесивности, 10 большой.

2.Введение дополнительных занятий.

Оптимизация двигательной активности детей в режиме дня может быть достигнута за счет внесения наряду с общепринятыми формами работы дополнительных занятий по физической культуре:

- релаксационные упражнения;
- упражнения для развития мелкой моторики;
- динамические паузы между занятиями;
- прогулки-походы;
- дифференцированные двигательные задания, направленные на регулирование двигательной активности детей.

- дыхательная гимнастика;
- упражнения с использованием спортивных комплексов;
- ритмическая гимнастика;
- произвольное плавание и игры в бассейне;
- логоритмическая гимнастика;
3.Сочетание движений разной интенсивности.

Оздоровительный эффект разных комплексов физических упражнений и подвижных игр может быть обеспечен при целесообразном сочетании движений с разной степенью интенсивности.

4.Эффективная организация физкультурных занятий.(таблица на презентации)

Эффективность физкультурных занятий зависит от правильного распределения детей по уровню двигательной активности, условий проведения (в помещении или на улице), содержания занятий и методики педагогической работы, а также от индивидуальных особенностей детей. Важно обеспечить моторную плотность занятия в пределах оптимальных величин – 75-90%

1 –ая младшая

2 –ая младшая

Средняя

Старшая 5 -6

Старшая 6 - 7

В зависимости от программных задач изменяется моторная плотность

При ознакомлении 25 50% МП

При разучивании 35 – 55%

При закреплении 40 – 85%

При совершенствовании навыков 60 – 85%

При повторении 50 – 85%

Во время контроля 25 – 50%

5. Учет индивидуальных особенностей двигательной активности детей и самостоятельной деятельности. (таблица на презентации)

Высокая подвижность (дети с высокой ДА). Независимо от объёма и продолжительности ДА для них характерны ВАСОКАЯ ПОДВИЖНОСТЬ, ХОРОШИЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДВИЖЕНИЙ, ДОСТАТОЧНО БОГАТЫЙ ДВИГАТЕЛЬНЫЙ ОПЫТ Эти дети не отличаются достаточной ловкостью и координацией движений, бывают невнимательны при объяснении заданий.

Средняя подвижность. (Дети со средним уровнем ДА) ВЫСОКИЙ И СРЕДНИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ФИЗПОЗГОТОВЛЕННОСТИ, ХОРОШИЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ, ЭТО ДЕТИ ОТЛИЧАЮЩИЕСЯ УРАВНОВЕШЕННЫМ ПОВЕДЕНИЕМ, ХОРОШИМ НАСТРОЕНИЕМ, ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМИ ЭМОЦИЯМИ. ИМ СВОЙСТВЕННО САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ В ВЫБОРКЕ ИГР, ЯВЛЯЮТСЯ ИНИЦИАТОРАМИ КОЛЛЕКТИВНЫХ ИГР

Низкая (Это дети с низким объёмом ДА в сочетании с низкими и средними показателями продолжительности и интенсивности ДА) ОТМЕЧАЕТСЯ ОТСТАВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ, ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДВИЖЕНИЙ И ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ВОЗРАСТНЫХ НОРМАТИВОВ.
6.Проведение индивидуальной работы.

7.Организация активного отдыха детей.

Приоритеты форм двигательной активности в режиме дня

Придавая особую значимость роли двигательной активности в укреплении здоровья дошкольников, считаем необходимостью определить приоритеты в режиме дня.

Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно – оздоровительным мероприятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной деятельности:

•подвижные игры и физические упражнения во время прогулок;

•физкультминутки в совместной деятельности с умственной нагрузкой и т.д.

Второе место в двигательном режиме детей занимают занятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности детей.

Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей.

В двигательный режим также входит совместная физкультурно – оздоровительная работа дошкольного учреждения и семьи (участие родителей в физкультурно – оздоровительных массовых мероприятиях детского сада).

Все вышеописанные формы двигательной активности дополняют и обогащают друг друга, в совокупности обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребенка в течение всего времени пребывания его в детском саду.

Мы организовываем двигательную активность по этапам. Этап – это условное деление физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня, он имеет свои задачи, в соответствии с которыми необходимо подбирать средства, методы и формы двигательной активности дошкольников.
1-ый этап педагогического процесса - " Утро "- самый насыщенный воспитательно-оздоровительными задачами. Утром стараемся проводить игры малой или средней подвижности по желанию детей. Но в тоже время учитываем, какие занятия будут после завтрака. Если занятия связаны с длительной статической позой (математика, развитие речи, ИЗО), то проводим игры средней подвижности. Если предстоит физкультурное занятие, то планируем более спокойную игровую деятельность.

Утренняя гимнастика проводится перед завтраком в соответствии с распорядком дня и длительностью в соответствии учебной программой дошкольного образования:

1 – я младшая группа – 5 – 6 мин.;

2 – я младшая группа – 6 – 7 мин.;

средняя группа – 7 – 8 мин.;

старшая группа – 8 – 10 мин.;

Занятие по физической культуре – это основная форма развития оптимальной ДА детей. Особенностью этих занятий является то, что здесь планомерно формируются новые двигательные умения и навыки, развиваются физические качества в процессе оптимальной тренировки всех систем и функций организма. Недостаточное развитие какого-либо умения снижает способность ребенка к усвоению новых двигательных действий и навыков, а также его ДА.

Для предупреждения утомляемости и снижения работоспособности проводим динамические паузы между занятиями статического характера. Длительность которых составляет 10 – 12 минут.

Также по мере необходимости проводим физкультминутки и пальчиковые игры на занятиях познавательного цикла длительность которых составляет 2 – 3 минуты.

2-ой этап педагогического процесса – "Прогулка". В течение дня прогулка организуется дважды: утром и вечером. Прогулка благоприятное время для проведения индивидуальных работ с детьми и организации их самостоятельной двигательной активности.
К планированию прогулки воспитатели относятся ответственно, тщательно подбирая игры для прогулок с учётом возраста детей. Игры должны включать различные виды движений (бег, метание, прыжки и т.д.) и содержать интересные двигательные игровые задания. Дети дошкольного возраста с удовольствием играют в сюжетные игры и игры с предметами. У старших дошкольников пользуются популярностью игры- эстафеты, игры с правилами, элементами соревнования.

Длительность подвижных игр и физических упражнений на прогулке:

1 – я младшая группа – 10 – 15 мин.;

2 – я младшая группа – 20 мин.;

средняя группа – 20 - 25 мин.;

старшая группа – 30 мин.;

3-ий этап педагогического процесса "Вторая половина дня".
Основная педагогическая задача этого периода – вызвать желание у детей завтра снова прийти в детский сад. Для её реализации воспитатель создаёт в группе положительный эмоциональный настрой. Дети просыпаются постепенно встают и идут по "дорожкам здоровья ", расположенным на полу.

Во вторую половину дня стараемся больше времени отводить самостоятельной двигательной деятельности детей. Здесь нам помогают физкультурные уголки, которые есть во всех группах.
Самостоятельные движения детей всех возрастов должны составлять не менее ⅔объема их общей ДА.

В процессе самостоятельной двигательной деятельности важно обеспечить разнообразие видов и способов движений с различными игрушками, пособиями.
Руководство самостоятельной двигательной деятельностью предусматривает следующие обязательные моменты:

· организацию физкультурно-игровой среды: достаточное место для движений; оптимальное количество, разнообразие, сменяемость пособий;
· закрепление в режиме дня времени для самостоятельной двигательной деятельности детей в обязательном порядке во время утреннего приема, до и между занятиями, на прогулке, после сна, в вечернее время;
владение воспитателями специальными (опосредованными) методами активизации движений детей.

Заключение

Если проанализировать работу по оптимизации двигательной активности в нашем детском саду можно отметить положительные изменения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье раскрываются методы и приемы, используемые в ДОУ для повышения двигательной активности детей.

Повышение двигательной активности на физзанятиях

Д.В. Хухлаева писала, что нагрузка, с одной стороны, выражается в величине воздействия физических упражнений на организм и интенсивности выполнения их, что повышает функциональные процессы организма; с другой в воздействии на динамику психологических функций, проявляющихся в умственной деятельности ребенка.

Специфические и общепедагогические методы физического воспитания

Под методами физического воспитания понимаются способы применения физических упражнений . В физическом воспитании применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса физического воспитания) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).

К специфическим методам физического воспитания относятся:

методы строго регламентированного упражнения;

игровой метод (использование упражнений в игровой форме)

соревновательный метод (использование упражнений в соревновательной форме).

С помощью этих методов решаются конкретные задачи, связанные с обучением технике выполнения физических упражнений и воспитанием физических качеств.

Общепедагогические методы включают в себя:

методы наглядного действия;

Л.П. Матвеев, Д.В. Хухлаева, Э.Я. Степаненкова и др. отмечают, что ни одним из методов нельзя ограничиться в методике физического воспитания как наилучшим. Только оптимальное сочетание названных методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач физического воспитания.

Методы строго регламентированного упражнения реализуются с возможно полной регламентацией, которая предполагает соблюдение следующих условий (по Э.Я. Степаненковой):

наличие твердо предписанной программы движений (по подбору упражнений, их связкам, комбинациям, очередности выполнения и т.д.);

точное нормирование нагрузки, по объему и интенсивности, управление ее динамикой в зависимости от психофизического состояния занимающихся и решаемых задач;

точное дозирование интервалов отдыха между частями нагрузки;

создание внешних условий, облегчающих управление действиями ребенка (распределение групп на местах занятий, использование пособий, снарядов, способствующих выполнению учебных заданий и т.д.).

Метод регламентации направлен на обеспечение оптимальных условий для освоения двигательных умений и навыков, развитие психофизических качеств .

« Используя игровой метод с соответствующими установками, - считает Г.Г. Попов, - можно довольно точно дозировать нагрузку, как по объему, так и по интенсивности, и, что очень важно, в игре на фоне положительных эмоций даже самая высокая двигательная интенсивность, переносится детьми без значительных волевых усилий.

Л.М. Коровина отмечает, что элементы соревнования и творческие задания способствуют выработке прочных, осознанных, достаточно гибких двигательных навыков, умения применять их в новых условиях, самостоятельно придумывать и проводить игры со сверстниками, подводят к самостоятельной организации досуга, что необходимо для подготовки ребенка к школе.

Применение соревнования в работе с детьми в целях их всестороннего развития возможно, по мнению Л.М. Коровиной, лишь при соблюдении ряда условий:

достаточное овладение детьми движениями;

строгое соблюдение принципа постепенности;

учет уровня развития движений, физиологической, психологической и эмоциональной характеристики формирующегося навыка;

Методические приемы

Приемы наглядного метода разнообразны. Так, наглядно - зрительные приемы (по Д.В. Хухлаевой) заключаются в правильном, четком показе образца движения или его отдельных элементов; в подражании образам окружающей жизни; в использовании зрительных ориентиров для формирования пространственной ориентировки; использований кино-, видеофильмов, фотографий, графиков, рисунков и т.д. Тактильно - мышечная наглядность выражается в непосредственной помощи воспитателя, уточняющего положение отдельных частей тела ребенка (например, выпрямление осанки путем прикосновения руки, вызывающее ощущение правильного мышечного тонуса).

Приемы словесного метода играют важную роль в обучении ребенка движению: краткое одновременное описание и объяснение новых движений, с опорой на имеющийся жизненный опыт и представления ребенка; пояснение, которое сопровождает показ движений или его элементов; указание о выполнение движений; беседа, предваряющая введение новых физических упражнений и подвижных игр; уточнение сюжета подвижных игр; вопросы детям, которые задаются до начала выполнения физических упражнений для выяснения осознанности последовательного выполнения двигательных действий или проверки имеющихся представлений об образах сюжетной подвижной игры и т.д.; команды, распоряжения, сигналы, требующие различной интонации, динамики и выразительности; считалки короткие рифмованные стихи, применяемые детьми для определения ведущего, или распределения ролей в игре; образный сюжетный рассказ применяется в целях развития выразительности движений и лучшего перевоплощения в игровой образ.

Практические методы побуждают ребенка к воспроизведению упражнений, их вариативному использованию, выполнению игровых ролей, участию в соревнованиях, выполнению ролей судей при проведении соревновательных игр, повышают интерес к самосовершенствованию, побуждают к целенаправленному, заинтересованному упражнению в круговой тренировке .

Э.Я. Степаненкова добавляет к вышеперечисленным следующие методы обучения: информационно - рецептивный, репродуктивный, проблемного обучения, формирования (развития) творчества.

Информационно - рецептивный метод характеризуется взаимосвязью и взаимозависимостью между деятельностью педагога и ребенка. В этом совместном процессе он позволяет комплексно использовать различные способы обучения; воспитателю четко, конкретно, образно донести знания, а ребенку - осознанно их запомнить и усвоить.

Полноценное усвоение двигательных действий обеспечивает репродуктивный метод (т.е. воспроизведение способов деятельности). Этот метод повышает усвоение знаний и навыков, позволяет использовать и варьировать их в разнообразных ситуациях.

Метод проблемного обучения рассматривается как элемент, составная часть целостной системы обучения. Обучение, в котором отсутствует в качестве составной части проблемное обучение, нельзя считать полноценным, т.к. оно не может научить ребенка мыслить, развить до необходимого уровня его способности к творческой деятельности.

С этой целью психолог В.Т.Кудрявцев и педагог Б.Б. Егоров предлагают специальные игровые задания:

на преодоление стереотипа действия (движения) с предметом;

на придумывание новых способов применения предметов;

на придумывание названий выполняемым движениям.

По мнению многих педагогов (Д.В. Хухлаева, Т.И. Осокина, Э.Я. Степаненкова и д.р.), все методы и приемы обучения играют важнейшую роль в формировании двигательных навыков и должны применяться в комплексе.

Физическая нагрузка зависит от многих причин: от характера упражнений и игр, сочетания разных видов движений, их интенсивности, продолжительности, количества повторений, темпа и амплитуды, условий проведения упражнений, уровня усвоения, степени двигательной активности ребенка и его эмоционального состояния .

Эффективность занятия зависит от соответствия объема и содержания возрасту детей, состоянию здоровья и физической подготовленности, особенностям индивидуальной работоспособности.

Различают общую и моторную плотность занятий физической культурой. (Д.В.Хухлаева, Т.И. Осокина).

Общая плотность характеризуется отношением педагогически оправданного времени занятия (восприятие детьми объяснений, указаний, показа воспитателя, проделывание упражнений, наблюдение и анализ, установка и уборка пособий и т.д.) к продолжительности всего занятия. Моторная плотность характеризует объем непосредственной двигательной деятельности ребенка на занятии. Она выражается отношением времени, затраченного на выполнение физических упражнений и игры, ко всей продолжительности занятия.

Способы повышения двигательной активности детей на занятиях рассмотрены в работах Д.В. Хухлаевой, Т.И. Осокиной, Э.Я. Степаненковой, В.А. Шишкиной, М.А. Руновой, Н. Аксеновой и др.

Плотность занятия. Способы повышения плотности занятия

На плотность занятия влияет его содержание, в котором упражнения должны сочетаться по характеру, сложности, длительности выполнения, эмоциональности воздействия.

Рациональное использование времени, занятия во многом зависит от способов организации детей для выполнения упражнений. Основными из них являются фронтальный, поточный, сменный, групповой и индивидуальный (Т.И. Осокина).

При фронтальном способе организации группы упражнения выполняются сразу всеми детьми. Этот способ эффективен для достижения высокой плотности занятия и обеспечения большой активности детей, он широко применяется при ознакомлении с учебным материалом и его закреплением.

Э.Я. Степаненкова отмечает, что при фронтальном способе: педагог не может удержать в поле зрения всех детей; ребенок не имеет возможности наблюдать за действиями других детей; применим к движениям, не требующим подстраховки от травматизма.

Поточный способ заключается в выполнении одного и того же упражнения по очереди, беспрерывным потоком. Применение этого способа целесообразно с детьми старшей и подготовительной групп. Чаще применяется для закрепления и совершенствования умений и навыков, воспитания физических качеств.

Способ выполнения упражнений сменами заключается в распределение детей на группы - смены, которые по очереди проделывают упражнения. При сменном способе воспитателю удобно следить за выполнением задания; обращать внимание детей на требования к правильности движения. Этот способ эффективен при разучивании учебного материала.

При групповом способе дети распределяются на группы, каждая из которых выполняет самостоятельное задание воспитателя. Этот способ позволяет: рационально использовать время занятия; воспитывать самостоятельность, сознательность, ответственность, сдержанность; сохранять высокую двигательную активность и плотность занятия; одновременно разучивать 2-3 вида упражнений; углубленно разучивать движения одной подгруппой.

Индивидуальный способ заключается в выполнении упражнения каждым ребенком отдельно. Остальные наблюдают за ним. Ценность индивидуального выполнения в том, что оно позволяет обратить внимание каждого на качество движения, увидеть основные недостатки.

Э.Я. Степаненкова отмечает, что при этом способе снижается активность детей и физиологическая нагрузка, повышается отвлекаемость детей.

Методы руководства, рациональное сочетание показа и объяснения воспитателя также оказывают влияние на плотность занятий.

Старшим дошкольникам можно давать сокращенное объяснение, обращая внимание лишь на ведущие детали, ограничиться беглым показом, напоминанием основных способов его выполнения. Объяснения должны быть краткими, четкими, выразительными, с тем, чтобы представления о движениях у детей создавались точные и правильные.

Участие воспитателя в играх и упражнениях повышает эмоциональный настрой детей, влияет на их двигательную активность. Поддержание строгой дисциплины на занятиях необходимо в связи со сложностью их организации и обеспечением безопасности детей. Но порядок не доложен носить формальный характер, - считает Т.И.Осокина.

Отличительными особенностями старших дошкольников являются познавательная активность, интерес ко всему новому, яркому, высокая эмоциональность. Поэтому, считает М.А.Рунова, во время занятий должна быть четкая дисциплина, основанная на точном соблюдении заданий, команд, указаний воспитателя. В то же время детям должны предоставляться определенная свобода и самостоятельность действий, стимулирующих их творчество и инициативу.

В.И. Шишкина дает советы по предупреждению дисциплинированности детей:

Оптимальная физическая нагрузка на занятии - залог дисциплины. Следует до деталей продумывать организацию деятельности детей на занятии (например, участие всех детей в расстановке оборудования, что повышает показатель моторной плотности занятий)

Высокая умственная активность. В.И. Шишкина предлагает специальные приемы:

использовать в полной мере имеющееся разнообразие видов и способов движений, их темп и амплитуду, методику подачи, ритмического сопровождения, необычную расстановку пособий и оборудования;

назвать упражнения самые сложные, легкие, интересные и аргументировать выбор, сосчитать их и т.д.

чаще использовать упражнения на ориентировку в пространстве, пространственную терминологию, фольклор, увлекать и завораживать детей каждой мелочью.

Важным средством повышения плотности занятия является их музыкальное сопровождение.

Чтобы физкультурные занятия отвечали поставленным воспитательно -образовательным и оздоровительным задачам, по мнению Д.В. Хухлаевой, они должны быть интересны, вызывать у детей определенный эмоциональный подъем. Это обеспечивается «новизной упражнений и игр и постепенным усложнением задач, которые вызывают работу мысли, активность движений, положительные эмоции, желание достичь результата.

Н. Аксенова пишет, что увлекательность предстоящей деятельности позволяет повысить моторную плотность занятия. В старшем дошкольном возрасте, по ее мнению, повышению интереса к движениям и , следовательно, двигательной активности способствует использование соревновательных моментов.

Для достижения оптимальной двигательной активности (ДА) детей во время занятий по физической культуре, - считает М.А. Рунова , -необходимо:

запрограммировать оптимальный объем, продолжительность и интенсивность ДА; распределить ее с учетом состояния здоровья детей и их физической подготовленности, индивидуальных возможностей;

осуществлять планирование программного содержания занятий в течение всего года с учетом уровня развития ДА детей;

поддерживать положительный эмоциональный настрой и интерес у детей во время занятий за счет новизны упражнений и вариативности игр, постепенного усложнения задач, самостоятельного выполнения упражнений;

при подготовке к занятию продумать задачи и программное содержание в соответствии с принципами обучения, а также индивидуальными особенностями детей;

предусмотреть достаточную площадь, рациональное размещение пособий, санитарно - гигиенические требования, одежду и обувь.

в водной части занятия не допускать длительных бесцельных движений, давать четкие лаконичные указания, продумать музыкальное сопровождение, которое должно создавать положительный эмоциональный настрой;

во время выполнения комплекса упражнений общеразвивающего воздействия особое внимание обращать на осанку детей и их дыхание.

Предусмотреть название упражнений, смену исходных положений для каждого упражнения, разнообразное использование методов (показ воспитателем или ребенком, словесное объяснение и т.д.), ритмическое сопровождение (музыка, звук, счет, слово).

В физическом воспитании применяются две группы методов: специфические (метод строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательные методы); общепедагогические(словесные, наглядные, практические).

Ряд ученых (Д.В. Хухлаева, Т.И. Осокина, Э.Я. Степаненкова и др.) отмечают, что только комплексное применение методов в соответствии с методическими принципами, обеспечит эффективность обучения.

Опираясь на исследования Д.В.Хухлаевой, Т.И.Осокиной, Э.Я.Степаненковой, М.А.Руновой, Н.Аксеновой и др., мы считаем с целью повышения двигательной активности детей во время занятий, необходимо использовать следующие методы и приемы:

использование упражнений преимущественно динамического характера, направленных на развитие различных групп мышц; требующих координации движений, ловкости и выносливости;

соответствие содержания игр и упражнений возрастным и индивидуальным двигательным возможностям детей;

применение разных способов организации детей;

рациональное использование окружающей среды и пространства, оборудования и пособий;

стимулирование индивидуальных возможностей каждого ребенка;

активизация мыслительной деятельности ребенка, самостоятельности и развитие творческих двигательных способностей;

создание благоприятных условий для положительных эмоциональных и нравственно- волевых проявлений ребенка;

лаконичное объяснение заданий и четкий показ упражнений;

создание специальных ситуаций для проявления таких качеств ребенка, как решительность, смелость, находчивость;

использование музыкального сопровождения во время разминки, упражнений на расслабление, хорошо знакомых детям двигательных заданий и игр;

Читайте также: