Какие вещества передвигаются по растительному организму кратко

Обновлено: 02.07.2024

Какие вещества передвигаются по растительному организму?

По растительному организму передвигаются как органические, так и неорганические вещества.

Ещё по теме

Какие процессы жизнедеятельности вам известны?

Почему исчезают растения и животные на Земле?

Изучите лишайники вашей местности. Определите, какие формы лишайников здесь встречаются. Сделайте их рисунки и описания.

Почему насекомые являются самой многообразной группой современных животных?

Какие методы использует наука? В чём преимущество каждого из них?

Почему сложно назвать 2—3 типичных для России вида растений или животных? Для какой страны Евразии это сделать легко?

Какова роль простейших в природе?

Как передаются заразные болезни от одного человека к другому?

Каковы особенности строения и жизнедеятельности одноклеточных животных?

Почему при половом размножении потомство оказывается разнообразным?

Если материал понравился Вам и оказался для Вас полезным, поделитесь им со своими друзьями!

О сайте

На нашем сайте вы найдете множество полезных калькуляторов, конвертеров, таблиц, а также справочных материалов по основным дисциплинам.

Самый простой способ сделать расчеты в сети — это использовать подходящие онлайн инструменты. Воспользуйтесь поиском, чтобы найти подходящий инструмент на нашем сайте.

На сайте используется технология LaTeX.
Поэтому для корректного отображения формул и выражений
пожалуйста дождитесь полной загрузки страницы.

Организмы состоят из более 80 различных химических элементов. В их составе есть как органические (углеводы, белки, крахмал, нуклеиновые кислоты), так и неорганические вещества (минеральные соединения, вода, соли).

№ 2. Какие вещества передвигаются по растительному организму?

По растительному организму передвигаются органические и неорганические вещества. Из органических веществ это глюкоза, сахароза и прочие пластические вещества. Из неорганических – вода и растворенные в ней минеральные соединения.

Стр. 141. Вопросы после параграфа

№ 1. Какое значение имеет передвижение веществ в жизнедеятельности растительного организма?

Передвижение веществ в растительном организме происходит при помощи проводящей системы. Вода и минеральные вещества, растворенные в ней, перемещаются от корней к корням по сосудам, а в обратном порядке – по ситовидным трубкам. Таким образом, растительные организмы получают воду и минеральные вещества, которые необходимы им для роста и развития. При обратном движении корни получают органические вещества, которые образуются в процессе фотосинтеза в листьях.

№ 2. Сравните пути передвижения по растению минеральных и органических веществ.

Вода с растворенными в ней минеральными солями в растительном организме поднимаются по сосудам древесины снизу вверх, то есть, от корней к листьям. Восходящий ток определяется скоростью испарения воды листьями и силой всасывания ее корневыми волосками.

Добывая воду и минеральные вещества, корни снабжают ими другие части растения. Вода испаряется листьями, а вот соли остаются и накапливаются в клетках, а после вместе с продуктами фотосинтеза формируют сухое вещество.

У восходящего тока веществ очень важное значение. Он объединяет все части растения в единый целостный организм, а также необходим для нормального и полноценного водоснабжения всех клеток, осуществления фотосинтеза в листьях.

Образовавшиеся в листьях органические вещества (углеводы), поступают по ситовидным клеткам луба во все органы растения. При этом перемещение их возможно не только вверх, но и вниз, к корням, для снабжения их питательными соединениями, необходимыми для полноценной жизнедеятельности растительного организма.

№ 3. Какое значение имеет отложение органических веществ в запас?

Растительные организмы откладывают часть питательных веществ в запас, например, в корнеплодах (свекла), в семенах (морковь) и корневищах (ландыш), для того, чтобы в будущем обеспечить постоянное и полноценное питание для развивающегося зародыша. Накопленные запасы органических веществ в луковицах, ветвях и корневищах у многих растений служат для образования новых органов – листьев, побегов, цветков и т.д.

Стр. 141. Задание

№ 1. Используя рисунок 89, составьте рассказ о передвижении веществ у растений.

Воду и растворенные в ней минеральные вещества растения могут поглощать из почвы благодаря своим корням. Однако все эти неорганические соединения нужны не только корням, но и другим органам растения – листьям, побегам. Как и органические вещества, которые вырабатываются благодаря фотосинтезу в листьях, нужны также корням. Именно поэтому важно, чтобы в растениях все эти вещества могли перераспределяться, то есть, перемещаться от одних органов к другим. Происходит это при помощи проводящей системы.

Ток воды и минеральных веществ в растениях происходит снизу вверх по сосудам – мертвым клеткам, которые в местах соприкосновения не имеют перегородок. Сосуды тянутся через стебель от корней и заходят в каждый листик и т.д. Благодаря давлению вода в них может подниматься вверх и доставляться в фотосинтезирующие и другие органы растения.

Органические вещества, синтезированные в листьях, в другие органы растения доставляются по ситовидным трубкам, которые в отличие от сосудов являются живыми вытянутыми клетками, а места их соединения друг с другом пронизаны многочисленными порами. Больше всего органических веществ поступает к тем частям растения, которые растут и активно развиваются. Им они необходимы в большом количестве для быстрого деления клеток и роста.

№ 2. Используя дополнительные источники информации, объясните, какую роль в передвижении веществ у растений играют корневые волоски и устьица.

Благодаря корневым волоскам растения могут поглощать из почвы воду и растворенные в ней питательные вещества, необходимые для их роста и развития. Далее они по сосудам и за счет большего корневого и меньшего листового давления поступают во все остальные органы – листья, побеги, цветки, плоды.

При помощи устьиц, которые находятся в листьях и стебле, происходит испарение излишков влаги в растении. В результате постоянного испарения в клетках листа понижается осмотическое давление.

Стр. 141. Подумайте

Как можно спасти дерево с повреждённой корой?

Повреждение коры у деревьев – это явление весьма распространенное. Особенно, если учитывать, что все растения уходят в спячку на зиму с разной степенью подготовки. И если осенью они были ослаблены, то к весне в большей степени рискуют пробудиться с наличием различного рода поражениями коры.

При обнаружении неглубоких трещин на коре можно заделать их гашеной известью, садовым варом или глинистой замазкой, которые приобретают в специализированных магазинах. Если повреждение слишком большое, то участок очищают от мертвой коры до светлой кромки, обрабатывают поверхность раствором медного купороса из расчета 300 грамм вещества на одно ведро воды, либо другим дезинфицирующим средством, обмазывают садовым варом. Далее поврежденный участок обматывают мешковиной, чтобы предотвратить подсыхание тканей.

Если повреждено менее половины окружности ствола дерева, то можно использовать компрессы, которые готовятся их смеси глины и коровяка в пропорциях 1:1. Перед нанесением 10-сантиметрового слоя лечебной мази пораженную поверхность обязательно дезинфицируют, а после накладывают марлевую повязку. Чтобы предотвратить подсыхание компресса, повязку регулярно смачивают либо водой, либо раствором гетероауксина (2 таблетки на 10 литров воды).

Стр. 42. Моя лаборатория

Опыт 1. Срезали побег липы и поместили его в воду, подкрашенную чернилами (рис. 90,3 а). Через четыре дня сделали поперечный срез стебля. На срезе хорошо были видны окрашенные волокна – древесина, в которой находятся сосуды. Сделайте вывод о передвижении воды с растворёнными в ней минеральными веществами по растению.

Если в подкрашенную воду поместить веточку комнатного растения бальзамина, то можно увидеть, как вода поднимается по стеблю в листья, окрашивая их жилки (рис. 90, б).

В результате проведенного опыта можно сделать вывод, что вода вместе с растворенными в ней минеральными веществами, быстро поглощается растением. Она поднимается вверх от корней к листьям и другим органам. А так как в воде содержались чернила, то они более наглядно показали нам процесс передвижения минеральных веществ внутри растительного организма.

Опыт 2. Вырежьте кольцо с верхнего слоя коры древесной ветки. Поставьте ветку в воду. Через некоторое время над вырезом образуется наплыв. Это скопление органических веществ, которые не могут переместиться вниз через срезанное кольцо коры. Из наплыва развиваются придаточные корни (рис. 91).

О чём свидетельствует данный опыт? Сделайте вывод.

В процессе почвенного питания органические вещества в растении передвигаются по лубу от корней к верхней части через зону проведения. Также питательные вещества могут двигаться и вниз. Так как в наплыве образовались скопления органических веществ, которые обеспечивают рост растения, стали появляться и придаточные корни

Стр. 143. Задание

Незнакомое понятие – авитаминоз.

Авитаминоз – это паталогическое состояние организма, которое является следствием длительного и глубокого недостатка одного или нескольких витаминов в результате неполноценного питания. Это крайняя стадия гиповитаминоза.

В народе березовый сок считается панацеей от всех человеческих недугов. Это целая сокровищница минералов и витаминов. Он содержит соли калия, меди, магния, натрия, кальция, циркония, цинка, кремния и фосфора. Хлор, калий и натрий регулируют осмотическое давление и хорошо поддерживают солевой состав крови. Калий нужен для нормальной работы мышц и функционирования нервной системы, а кальций – для зубов и костей.

Также березовый сок богат на дубильные вещества, сапонины, органические кислоты, ферменты и фитонциды. Его следует употреблять, чтобы восстановить силы организма, например, после перенесенных простудных и других заболеваний. Березовый сок отлично помогает бороться с усталостью и весенней депрессией, повышает гемоглобин. Содержащиеся в нем фитонциды убивают бактерии и лучше всего защищают от вирусных инфекций.

Чрезвычайно полезен березовый сок при болезнях почек. Он способствует расщеплению и выведению камней и песка. Однако нужно быть осторожными и выпивать не более 2 литров сока в день, потому что камни могут начать двигаться и застрять в мочевыводящих путях.

Распространено использование березового сока в косметологии и для похудения. На его основе изготавливают различные уходовые средства для волос и кожи. А так как березовый сок улучшает обменные процессы, выводит шлаки из организма и положительно влияет на работу желудка, то его рекомендуется употреблять вместо кофе или чая, ведь в его составе всего 25 калорий на 100 грамм.

За сезон рекомендовано выпивать около 10 литров свежесобранного сока березы, чтобы в течение года оставаться здоровым. Заготавливать его принято ранней весной, а сам сезон длится с середины марта и до середины апреля, пока не распустятся почки дерева.

Если не знать, как правильно собирать березовый сок, то можно просто уничтожить дерево. Например, крупное дерево может давать в сутки до 7 литров сока, тогда как молодое намного меньше.

Итак, чтобы собрать сок, нужно последовательно выполнять следующие действия:

Выбрать немолодое дерево (лучше, если будет 10 и более лет);

На одном дереве достаточно будет одной точки для сборки сока;

Отверстие для сбора лучше всего делать на северной стороне – там больше сока;

Дырочки для вытекания сока важно делать при помощи сверла, аккуратно и ни в коем случае не топором;

После получения нужного количество сока прорезь в коре важно замазать садовым варом, воском или заткнуть глиной и мхом.

Проводящая ткань – вид тканей растений, служащих для передвижения по организму растворённых питательных веществ. У многих высших растений она представлена проводящими элементами (сосудами и ситовидными трубками).

Сосуды (трахеи) – длинные трубки, образованные одним рядом мёртвых клеток со сквозными отверстиями на поперечных стенках, по которым происходит передвижение веществ из корней в другие органы растений (восходящий ток веществ).

Ситовидные трубки – удлинённые живые клетки, по которым органические вещества передвигаются из листьев в другие органы растений (нисходящий ток веществ).

*Луб – проводящая ткань растений, в состав которой входят ситовидные трубки и другие виды клеток.

*Древесина – проводящая ткань растений, состоящая из сосудов и других видов клеток.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Биология. 5 – 6 класс. Линия жизни / В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, Г. Г. Швецов, З. Г. Гапонюк. – М.: Просвещение, 2018.
  2. Биология в схемах и таблицах / А. Ю. Ионцева, А. В. Торгалов.
  3. Введение в биологию. Неживые тела. Организмы: учеб. для уч - ся 5 – 6 кл. общеобразоват. учеб. заведений / А. И. Никишов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012.
  4. Биология. Живой организм. 5 – 6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе / Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, И. Я. Колесникова. – М.: Просвещение, 2013.
  5. Биология. Обо всем живом. 5 класс: учебник / С. Н. Ловягин, А. А. Вахрушев, А. С. Раутиан. – М.: Баласс, 2014.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

На сегодняшнем уроке мы продолжим изучение процессов жизнедеятельности живых организмов и познакомимся с тем, как осуществляется транспорт веществ.

Вы уже знаете, что в живых организмах происходят сложные процессы, в результате которых образуются разнообразные вещества. Обычно эти вещества могут передвигаться внутри клетки от одного органоида к другому или же между клетками одного организма, переходя от одной клетки к другой.

Вода с минеральными веществами поступает в растение из почвы через корневые волоски. Затем по клеткам коры этот раствор поступает в сосуды проводящей ткани, которые находятся в центральном цилиндре корня. Сосуды – это длинные трубки, которые образуются из многих клеток, поперечные стенки между которыми разрушаются, а внутреннее содержимое отмирает. Таким образом, сосуды – мертвые проводящие элементы. По сосудам, благодаря действию ряда факторов, вода и растворённые в ней вещества передвигаются по стеблю к листьям. Это направление движения растворов получило название восходящий поток веществ.

Органические вещества транспортируются от листьев по стеблю в направлении корневой системы. Передвижение этих веществ происходит сначала по ситовидным трубкам листа, а потом стебля. Ситовидные трубки – это живые клетки, поперечные стенки которых имеют много отверстий и похожи на сито. Отсюда и название этих проводящих элементов. Поток органических веществ по ситовидным трубкам от листа ко всем органам называют нисходящим.

Таким образом, восходящий поток обеспечивает транспорт неорганических веществ по сосудам, а нисходящий поток – транспорт органических веществ по ситовидным трубкам.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Закончите фразу.

Передвижение веществ в растении обеспечивает____________________.

В образовании органических веществ принимает участие__________________.

  1. Проводящая ткань
  2. Образовательная ткань
  3. Фотосинтезирующая ткань
  4. Покровная ткань
  5. Механическая
  6. Запасающая

Правильный вариант ответа:

Передвижение веществ в растении обеспечивает проводящая ткань.

В образовании органических веществ принимает участие фотосинтезирующая ткань.

Разбор типового контрольного задания

Задание 2. Заполните таблицу.

Поливаем растения правильно

Как не следует поливать растения

  1. Поливать водой комнатной температуры
  2. Рыхление почвы после полива
  3. Соблюдать режим полива, учитывая экологические характеристики растения
  4. Поливать можно любые растения 1 раз в день
  5. Воду из-под крана необходимо отстаивать
  6. Почву после полива не рыхлить
  7. Поливать водой из-под крана сразу
  8. Поливать нужно холодной водой

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

Насколько мне известно из ботаники,то именно вещество - хлорофил,который и если не ошибаюсь дает окраску именно зеленого цвета и не только.Но,совершенно точно это он.Он,словно кровь без которого растению - нельзя.Ну и конечно есть кислород,который поглощается из окружающей среды,а возвращается углекислым газом.Именно поэтому - нам некоторые растения могут вредить,а некоторые напротив - помогать.

Ответ полностью неверный. С точки зрения ботаники и биологии - такое количество ошибок просто возмутительно. Учите матчастьпрежде, чем давать подобные ответы, да ещё с ТАКИМИ ошибками:
1.Хлорофилл НЕ передвигается по растительному организму
2.Хлорофилл НЕ является "кровью растения"
3.У ЛЮБЫХ растений есть процесс поглащения кислорода с выделением углекислого газа, это происходит в теневую фазу фотосинтеза (у ВСЕХ растений).
4."вредить­ " или "помогать" растения НЕ могут, они НЕ разумны и не способны к совершению подобных действий. Растения могут ТОЛЬКО оказывать негативное или положительное влияние на человеческий или другой животный организм.

По растительному организму передвигаются следующие вещества:

  1. Вода и растворенные в ней минеральные вещества - движение осуществляется от корня к листьям по проводящей ткани - сосудам. Сосуды (ксилема) - полые трубки, состоящие из мертвых клеток.
  2. Органические вещества (глюкоза, сахароза и др. пластические вещества) - движение осуществляется от листьев ко всем частьям растения (в том числе и к корню)по проводящей ткани - ситовидным трубкам (ситовидные клетки и клетки-спутники). Ситовидные трубки (флоэма) - проводящая ткань, состоящая из живых клеток.


Это же один из самых крупных цветов в нашем мире!

Назван в честь ученого, который со своим помощником его открыли.

Этот цветок чем-то напоминает всем известные гуэрнии, но во много раз крупнее, имеет ужасный запах , запах падали и когда он раскрывается к нему слетаются все мухи в округе. Растёт низко у земли.

текст при наведении

Растения которые помогают не стареть это конечно же если говорить о женщине, то это цветы от мужчины, да еще и любимого, это цветы которые растут в вазоне, так как цветы поднимают настроение и морально наполняют душевное состояние. Растения которые растут в комнате и не напрягают живущих в квартире и будут приносить радость в дом и понимание полной гармонии в комнате. Все что не в тягость - то в радость!

Да это сейчас сплошь и рядом

Дело в том, что уменьшение агрессивности в ребенке, ведет к "тепличному" воспитанию но одновременно - к повышению уровня интеллекта

Или наоборот - повышение уровня интеллекта ведет к уменьшению агрессивности

Отсюда и тепличность

Мальчик который ходит после школы в музыкальную школу по классу игры на скрипке - наверняка вполне тепличный и мало агрессивный

Но потому или выбивается в банкиры-изобретатели или спивается

А вот "уличный хулиган" которого растят как настоящего мужчину - этот или в спорт отправляется, или в тюрьму.

Структуру социума не изменить

МУЖЧИНА в современном социуме - какой он?

Или это воин, с умением вовремя дать в репу, по делу и без дела - так было веками

Или это "тепличное растение" - управляющий финансами, врач, учитель, манагер. - но тогда и к мордобою у него склонности нет

Каким хочет видеть женщина и мать своего сына?

Полубандитом? - тогда на улицу с мячем

Музыкантом - тогда с бабушкой в музыкальную школу.

В сериале Ментовские войны был персонаж - Гера Моцарт

Он учился игре на скрипке, и у него во дворе хулиганы разломали скрипку.

И тогда он пошел в секцию бокса и в 90е стал бандитом.

Все можно изменить в своей жизни

Главное - это выбор.

к тому же и женщины - так безлимитно вступают в сексуальные отношения, что реально мужчине эта мужественность особо и не нужна)

Мужественный мужчина - хозяин и тиран

А разве современная женщина хочет в дом - тирана?

В самых первых числах июня бархатцы можно посеять в открытый грунт. Цветения дождётесь в начале августа и будете ими любоваться до самых первых заморозков. В середине и в конце июня бархатцы можно посеять на те грядки, где их потом можно закопать, как сидераты. Они очень хорошо оздоравливают почву, помогают бороться с вредителями и болезнями.

Прежде чем сеять однолетники в поздние сроки, то есть после мая, нужно просчитать цикл их развития и прикинуть, насколько целесообразно заниматься летними посевами. Многие однолетники, посеянные в первой декаде июня растут очень бурно, быстро набирают высоту и выбрасывают бутоны в предельно сжатые сроки, будто знают, что надо поторапливаться. Бархатцам - неделю на всходы и два месяца до начала цветения после появления всходов. Бархатцы, которые посеяли в конце весны - в начале лета, растут крепкими и здоровыми.

В июле, после 20-х чисел, сею бархатцы после уборки лука и чеснока, чтобы по осени перекопать их и заделать в почву.

Ответ дан, исходя из собственного опыта. Проживаю в пригороде Екатеринбурга, на Среднем Урале. Всегда сею бархатцы с начала мая и до самой середины июня, потому что семян собираю за сезон очень много, земельный участок большой. Сею везде, возле кустарников и плодовых деревьев, по грядкам с земляникой и огородными культурами. Очень люблю и уважаю бархатцы за их красоту и великую пользу для сада и огорода!

Семена бархатцев всходят очень быстро - до недели. Поэтому сроки посева нужно определять, исходя из ваших климатических условий. Если расти они будут на балконе, в контейнерах, можете высеять семена уже сейчас, и с наступлением теплых дней на балкон вы вынесете уже цветущие растения.

Если они предназначены для открытого грунта, с посевом можно повременить до 10-20 числа апреля. Растут они быстро, и 2-недельные сеянцы уже обзаведутся бутонами и будут прекрасно чувствовать себя на открытом воздухе.

В наших краях рассаду бархатцев высаживают в первой декаде мая, поэтому я для своего балкона буду сеять их в первых числах апреля.

Читайте также: