Какие условия способствуют нарушениям опорно двигательного аппарата в школе

Обновлено: 05.07.2024

Отклонения в развитии у детей с такой патологией отличаются значительной разнообразностью и диссоциацией в степени выраженности. В зависимости от причины и времени действия вредных факторов отмечаются разные виды патологии опорно-двигательного аппарата. Уточнение роли различных факторов и механизмов формирования разных видов нарушения опорно-двигательного аппарата необходимо в большей степени для организации медико-социальной помощи этой категории детей.

Достаточное интеллектуальное развитие у этих детей часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, с ограниченной самостоятельностью, с повышенной внушаемостью. Личностная незрелость (инфантильность) проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни.

Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата задаются спецификой двигательных нарушений, а также спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса, отражаются в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые потребности, свойственные всем обучающимся с нарушениями ОДА (непрерывность коррекционно-развивающего процесса; использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных (1) технологий), индивидуализация обучения; обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды).

Для этой группы обучающихся обучение в общеобразовательной школе возможно при условии создания для них безбарьерной среды (2), обеспечения специальными приспособлениями и индивидуально адаптированным рабочим местом. Помимо этого дети с нарушениями ОДА нуждаются в различных видах помощи (в сопровождении на уроках, помощи в самообслуживании), что обеспечивает необходимые в период начального обучения щадящий режим, психологическую и коррекционно-педагогическую помощь.

Рекомендации родителям, воспитывающим ребенка с нарушениями опорно – двигательного аппарата:

  1. Никогда не жалейте ребенка из-за того, что он не такой, как все.
  2. Дарите ребенку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.
  3. Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя “жертвой”, отказываясь от своей личной жизни.
  4. Не ограждайте ребенка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.
  5. Предоставляйте ребенку максимально возможную самостоятельность в действиях и принятии решений.
  6. Следите за своей внешностью и поведением. Ребенок должен гордиться Вами.
  7. Не бойтесь отказать ребенку в чем-либо, если считаете его требования чрезмерными.
  8. Чаще разговаривайте с ребенком. Помните, что ни телевизор, ни игрушки, ни компьютер не заменят ему Вас.
  9. Не ограничивайте ребенка в общении со сверстниками.
  10. Чаще прибегайте к советам специалистов. Взаимодействуйте со специалистами, осуществляющими коррекцию двигательной сферы ребенка (массажистом, инструктором ЛФК).
  11. Приспособьтесь к двигательным возможностям ребенка, сделайте тренажеры и специальные приспособления для стимуляции развития двигательных навыков и облегчения передвижения ребенка. Познакомьтесь с приемами массажа и нормализации тонуса мышц.
  12. Общайтесь с семьями, где есть дети. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.
  13. Помните, что когда-нибудь ребенок повзрослеет, готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.

Уважаемы родители! Если вы получили заключение психолого-медико-педагогической комиссии о необходимости обучения Вашего ребенка по специальным программам, важно своевременно подобрать ребенку образовательную организацию (школу), в которой он будет проходить обучение. Если у вашего ребенка нарушения в области опорно-двигательного аппарата (НОДА), то Вам необходимо ознакомиться со списком специальных образовательных организаций для детей с такого рода нарушениями здоровья.

Если Вы ведете своего ребенка в обычную школу, то при собеседовании с руководителем образовательной организации, в которую Вы собираетесь привести Вашего ребенка, надо уточнить:

— реализуется ли в школе адаптированная образовательная программа (АОП) для таких детей;

— какие созданы условия для перемещения ребенка по школе, есть ли возможность у ребенка безбарьерно перемещаться внутри школы, а именно:

1) есть ли на территории образовательной организации плавные переходы (спуски) с одного уровня рельефа на другой, например, с тротуара на проезжую часть и другое;

2) есть ли пандус у входа в здание;

3) есть ли вдоль коридоров поручни по всему периметру, чтобы обучающийся с двигательной патологией, который плохо ходит, мог, держась за них, передвигаться по зданию; ширина дверных проемов должна быть не менее 80 — 85 см, иначе ребенок на коляске в них не пройдет;

7) каким образом для ребенка будет осуществлять внеурочная деятельность.

Также Вам необходимо знать, что обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата должно осуществляться на фоне лечебно-восстановительной работы, которая должна вестись в следующих направлениях: посильная медицинская коррекция двигательного дефекта, терапия нервно-психических отклонений, купирование соматических заболеваний. Педагоги и администрация организации должны регулярно запрашивать рекомендации к осуществлению лечебно-профилактического режима, учитывающие возрастные изменения.

Если образовательная организация (школа), в которую Вы планируете привести своего ребенка, соответствует Вашим требованиям с учетом особенностей обучения и воспитания, прописанных в ФГОС начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, то Вы смело можете записывать ребенка в такую школу.

(1) Ассистивные технологии — специальное компьютерное оборудование и программное обеспечение, улучшающее мобильность, слух, зрение и возможности для общения.

(2) Безбарьерная среда — это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.

Данный материал поможет узнать как создать комфортные условия для обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

ВложениеРазмер
osobennosti_sozdaniya_usloviy_dlya_uspeshnogo_obucheniya_rebenka_s_narusheniyami_oporno.docx 24 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности создания условий для успешного обучения ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

В моем классе обучается девочка с ДЦП, поэтому в своей работе я буду опираться на условия, которые желательно создать для учащегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Рассмотрим условия, которые необходимо учитывать при обучении ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

обеспечивать безбарьерную архитектурную среду;

соблюдать ортопедический режим;

соблюдать советы лечащего врача по определению режима урочных и внеурочных занятий, в планировании режима дня, смены видов деятельности на занятиях, выполнении физических упражнений;

проведение занятий с психологом по коррекции нарушенных психических процессов;

спланировать работу по формированию навыков самообслуживания и гигиены у детей с двигательными нарушениями;

оказывать логопедическую помощь по коррекции речевых расстройств;

осуществлять профессиональную подготовку или повышение квалификации

педагогов к работе с детьми с двигательной патологией;

подбирать мебель, которая соответствует потребностям ребенка;

предоставлять ребенку возможность передвигаться по организации тем способом, которым он может, и в доступном для него темпе;

проводить целенаправленную работу с родителями детей с ОВЗ, обучать их

доступным приемам коррекционно-развивающей работы;

формировать толерантное отношение к детям с ОВЗ у всех участников образовательного процесса;

привлекать персонал, оказывающий физическую помощь детям при передвижении по организации, принятии пищи, пользовании туалетом и др.;

привлекать детей с ОДА к участию в совместных досуговых и спортивно-массовых мероприятиях.

При включении ребенка с двигательными нарушениями в образовательный процесс организации обязательным условием является организация его систематического, адекватного, непрерывного психолого-медико-педагогического сопровождения.

Можно выделить основные формы организации обучения детей с ДЦП:

  • обучающие занятия с применением информационно-коммуникативных технологий;
  • обучающие занятия с применением компонентов исследовательской технологии;
  • практические занятия по изучению базисных информационно – коммуникативных технологий;
  • консультационные занятия;
  • участие во всевозможных конкурсах и марафонах;
  • презентация итогов собственной работы работы.

Особенные методики для занятий детей с ДЦП

На уроках использую следующие методические приемы:

  • Задания разъясняются поэтапно.
  • Задания выполняются последовательно.
  • Инструкции к выполнению задачи повторяются несколько раз.
  • Обучение обеспечивается всеми необходимыми техническими средствами.
  • Виды деятельности на уроках меняются и чередуются.
  • Физкультурные паузу и занятия чередуются.
  • Для завершения задания предоставляется вспомогательное время.
  • Для сдачи домашнего задания предоставляется вспомогательное время.
  • Ведется работа на компьютерном тренажере.
  • Применяются тестовые задания и видеоматериалы.

Условия для эффективной поддержки обучения детей с ОВЗ.

Образовательное учебного заведение - это один из наиболее существенных факторов социальной адаптации для человека с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим учебное заведение имеет основополагающее место в формировании видения у ребят с ДЦП о собственном будущем. У большей половины учеников с ДЦП встречаются трудности в изучении и запоминании обучающего материала, которые могут быть связаны с индивидуальными чертами их психики и нарушением развития речи.

Сложности в учебе также могут возникать из-за недостаточного формирования зрительно-моторной координации, что подразумевает, что руки и глаза работают не согласовано. Кроме того, зачастую влияет то, что у детей не сформирован анализ и синтез в пространстве.

Понимание того, что дети с ДЦП не являются ущербными по сравнению с другими учениками, является одним из существенных условий для педагога при обучении. Но, для реализации потенциальных возможностей этих детей необходимо создать индивидуальные условия для развития и использовать различный подход к каждому ученику, что выходит за рамки работы обычной школы. Важным фактором выступает то, что данные ученики не имеют возможность приспосабливаться к новым правилам места, где они находятся, а присоединяются к учебной деятельности на своих индивидуальных условиях, которые необходимо принять во внимание школе. Именно такая позиция педагога способствует снятию стресса и напряжения ребенка.

Кроме стандартных задач по развитию и социальной адаптации учеников выделяют специализированные: это исправление развития личности, которое было нарушено ранее, самоутверждение ребенка и установление гармонии во внутреннем мире ученика, формирование положительного отношения к учебе и общественно-полезной деятельности. Реализация перечисленных задач имеет смысл лишь при успешном установлении контакта с ребенком, когда создаются благоприятные условия для его деятельности, которая соответствует его способностям и принесет ему результат, а также с помощью выстраивания процесса обучения как реабилитацию.

В собственной практической деятельности применяю активные способы обучения. Способы, которые способствуют стремление детей заниматься мыслительной деятельностью, а также применять данные знания сразу на практике, называют активными методами обучения. Это предполагает применение таких методов, которые позволяют самостоятельно получать знания и навыки в ходе выполнения кейсовых заданий учащимися, не используя заранее прописанные задания и правила, которые необходимо просто заучивать и воспроизводить. Без применения данных методов мы не сможем двигаться дальше и получать знания, которые сразу можем применить на практике. Это дает возможность передать ученикам не только теоретические знания, но и способствовать формированию познавательного интереса и развитию стремления к самостоятельному умственному труду.

Рекомендации по построению обучения для детей с ДЦП, учитывая их познавательные возможности. На мой взгляд, большое значение имеют разные виды педагогической поддержки в процессе получения знаний:

  • Учебный процесс без использования принуждения, который основан на интересе, результате и доверии;
  • Учебные занятия как полноценная система становления и реабилитации ребенка, результатом чего у ребенка появляется возможность осознавать и чувствовать, что он может поступать разумно, определять цели и получать результат;
  • Полная адаптация и очищение от сложных моментов содержания учебных материалов;
  • В момент восприятия материала подключение сразу и работу органов слуха и зрения, а также моторики рук, тренировки памяти и мышления;
  • Применение ориентировочной базы действий;
  • Вспомогательные задания;
  • Подстройка темпа работы для полного усвоения материала

Для повышения продуктивности работы детей с ДЦП, применяются данные активные способы обучения:

В настоящее время система школьного образования находится в процессе реформирования, поиска новых адекватных современных технологий и методик обучения. Переходный период сам по себе несет определенные трудности для всей системы образования и для учащихся в особенности. причем наиболее заметным фактором в этом процессе является состояние здоровья современных школьников.

Сохранение и укрепление здоровья школьников – одна из актуальнейших проблем нашего времени. В настоящее время проблема профилактики и коррекции отклонений в состоянии здоровья детей приобрела особую актуальность. Это обусловлено, прежде всего, наличием большого числа школьников с различными отклонениями в состоянии здоровья. В то же время, ряд причин, среди которых повышенная профессиональная занятость родителей, строгий режим работы поликлиник и кабинетов лечебной физической культуры (ЛФК), низкий температурный режим условий Крайнего Севера препятствует своевременной реабилитации школьников.

Исследования свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают "двигательный дефицит", то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что и в образовательном учреждении, и дома дети большую часть времени в статичном положении (за столами, у компьютеров и телевизоров и т.д.). Это увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушения осанки, плоскостопие, задержку развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и т.д. Кроме того, в процессе роста организма по различным неблагоприятным причинам могут возникнуть деформации позвоночника, ног и стоп, что сегодня встречается более, чем часто. Неумение ребенка правильно держать своё тело влияет не только на внешний вид ребёнка, но и на состояние его внутренних органов, его здоровье. Дефекты осанки приводят к ухудшению работы органов и систем растущего организма, особенно это сказывается на функциях костно-мышечного аппарата, сердечно - сосудистой системы, дыхательного аппарата[6].

Нарушение осанки не является заболеванием — это изменение функционального состояния мышечно-связочного и опорно-двигательного аппаратов, которое (при своевременно начатых оздоровительных мероприятиях) не прогрессирует и является обратимым процессом.

Вместе с тем нарушение осанки постепенно приводит к снижению подвижности грудной клетки, диафрагмы, к ухудшению рессорной функции позвоночника, что, в свою очередь, негативно влияет на деятельность основных систем организма: центральную нервную, сердечно -сосудистую и дыхательную; сопутствует возникновению многих хронических заболеваний вследствие проявления общей функциональной слабости и дисбаланса в состоянии мышц и связочного аппарата ребенка.

Медицинская статистика говорит о том, что в последнее время увеличилось количество детей, имеющих различные нарушения опорно-двигательного аппарата (известно, что более 50% обучающихся начальной школы имеют нарушения осанки). В связи с этим возрастает значение организации работы профилактической и коррекционной направленности непосредственно в условиях образовательного учреждения, в частности, школы, где ребенок находится ежедневно и где, следовательно, имеется возможность обеспечить своевременность и регулярность профилактических и коррекционных воздействий. Такую работу осуществляет, в первую очередь, учитель физкультуры (в федеральном базисном учебном плане на предмет физической культуры в 1 – 4 классах выделяется 3 учебных часа в неделю, в нашей гимназии третьим часом проводится урок плавания). Она проводится непосредственно на уроках физкультуры и плавания, а также и во внеклассной работе. Само собой разумеется, что прежде чем начинать работу по профилактике данных нарушений, необходимо уяснить, что же такое нарушение осанки и плоскостопие.

Нормальная осанка школьника такова: плечи расположены горизонтально, лопатки прижаты к спине (не выступают); физиологические изгибы позвоночника выражены умеренно; выпячивание живота уменьшается, но передняя поверхность брюшной стенки расположена кпереди от грудной клетки; правая и левая половины туловища при осмотре спереди и сзади симметричны.

  • I степень — характеризуется небольшими изменениями осанки которые устраняются путем целенаправленной концентрации внимания ребенка.
  • II степень — характеризуется увеличением количества симптомов нарушения осанки, которые устраняются при разгрузочном положении позвоночника в горизонтальном положении или при подвешивании (за подмышечные впадины).
  • III степень — характеризуется серьезными нарушениями осанки, которые не устраняются при разгрузочном положении позвоночника.

Для детей дошкольного возраста наиболее характерны I — II степени нарушения осанки; для школьников — II —III степени.

В настоящее время различают семь видов нарушений осанки в сагиттальной и фронтальной плоскостях.

В сагиттальной плоскости различают 5 видов нарушений осанки вызванных увеличением (3 вида) или уменьшением (2 вида) физиологических изгибов (по И.Д. Ловейко, М. И. Фонареву, 1988).

При увеличении физиологических изгибов различают сутуловатость, круглую спину и кругло-вогнутую спину.

Сутуловатость характеризуется увеличением грудного кифоза при одновременном уменьшении или сглаживании поясничного лордоза. Голова наклонена вперед; плечи сведены вперед, лопатки выступают; ягодицы уплощены. Круглая спина, или кифотическая осанка, характеризуется увеличением грудного кифоза, с почти полным отсутствием поясничного лордоза. Отсюда и более емкое название — “тотальный” кифоз. Голова наклонена вперед; плечи опущены и приведены, лопатки “крыловидные”, ноги согнуты в коленях. Отмечаются западение грудной клетки и уплощение ягодиц; мышцы туловища ослаблены. Принятие правильной осанки возможно только на короткое время. Кругловогнутая спина, или кифолордотическая осанка, характеризуется увеличением всех изгибов позвоночника. Угол наклона таза больше нормы; голова и верхний плечевой пояс наклонены вперед; живот выступает вперед и свисает. Из-за недоразвития мышц брюшного пресса может наблюдаться опущение внутренних органов (висцероптоз). Ноги максимально разогнуты в коленных суставах — нередко с переразгибанием (рекурвация). Мышцы задней поверхности бедра и ягодичные мышцы растянуты и источены. На фоне косметических дефектов при данных видах нарушений осанки уменьшается экскурсия грудной клетки и диафрагмы, снижаются жизненная емкость легких и физиологические резервы систем дыхания и кровообращения. Резко ограничиваются ротационные движения, боковые сгибания и разгибания позвоночника. При уменьшении физиологических изгибов различают плоскую и плосковогнутую спину.

Плоская спина характеризуется сглаживанием всех физиологических изгибов (в большей степени — грудного кифоза). Грудная клетка смещена кпереди; появляются “крыловидные лопатки”. Наклон таза уменьшен; нижняя часть живота выступает вперед. Снижен тонус мышц туловища. Плосковогнутая спина характеризуется уменьшением грудного кифоза при нормальном или несколько увеличенном поясничном лордозе. Наблюдается при комбинированном изменении физиологических изгибов. Грудная клетка узкая. Мышцы живота ослаблены, угол наклона таза увеличен, при этом ягодицы отстают кзади; живот отвисает.

Косметические дефекты опорно-двигательного аппарата при данных видах нарушений осанки менее выражены: ухудшается рессорная функция позвоночника, что, в свою очередь, вызывает при движении постоянный микротравматизм головного мозга. Отмечаются повышенная утомляемость и головные боли. При уменьшении шейного и поясничного лордозов ограничиваются наклоны туловища вперед и назад (в меньшей степени), а также боковые наклоны. (Приложение № 1)

Во фронтальной плоскости различают два вида нарушений осанки.

Асимметричная, или сколиотическая, осанка характеризуется нарушением срединного расположения частей тела и отклонением остистых отростков от вертикальной оси. Голова отклонена вправо или влево; надплечья и углы лопаток расположены на разной высоте; отмечаются неравенство треугольников талии, асимметрия мышечного тонуса. Снижена общая и силовая выносливость мышц. В отличие от сколиоза, не возникает торсия позвонков, и при разгрузке позвоночника все виды асимметрии устраняются. Вялая осанка характеризуется общей слабостью мышечно-связочного аппарата, невозможностью длительно удерживать туловище в правильном положении, частой сменой положения тела в пространстве.

На формирование неправильной осанки большое влияние оказывает состояние нижних конечностей, в частности плоскостопие (Приложение № 1). При этом нарушении под влиянием длительных чрезмерных нагрузок опускается продольный или поперечный свод стопы. Причиной плоскостопия обычно становятся слабость мышц и связок (в первую очередь из-за недостатка двигательной активности), узкая и тесная обувь, толстая негнущаяся подошва, которая лишает стопу ее естественной гибкости. Плоскостопие служит причиной повышенной утомляемости при ходьбе и беге, а в дальнейшем может привести и к деформации стопы и пальцев ног.

Большое значение в правильности организации и методики проведения урока, создании необходимых условий в местах занятий физическими упражнениями, нормировании нагрузок имеют необходимые знания анатомо-физиологических особенностей учащихся.

Костная система детей 7-11 лет еще недостаточно прочна, связочный аппарат легко растягивается, суставы очень подвижны, и возможность искривления позвоночника в этот период наибольшая

Мышечная система не способна к длительной работе. особенно затруднены мелкие и точные двигательные акты и их координация. У младших школьников быстро закрепляются условные рефлексы, и они относительно легко овладевают двигательными навыками. мышцы нижних конечностей развиты слабее, чем мышцы туловища, поэтому очень большая нагрузка на мышцы ног может привести к развитию плоскостопия и другим деформациям. Сила мышц-сгибателей из-за их постоянного тонического напряжения, вызванного действием сил тяжести конечностей, опережает развитие мышц-разгибателей. В связи с этим в физическом воспитании важно подбирать упражнения, укрепляющие разгибательную мускулатуру, формирующие правильную осанку.

Вследствие недостаточного развития вегетативных систем и механизмов их управления дети младшего школьного возраста плохо справляются с максимальными (даже кратковременными) нагрузками, плохо переносят однообразные физические упражнения. ЦНС быстро утомляется, и снижается внимание при умственной и физической работе. Поэтому рекомендуется чаще вводить паузы между упражнениями и разнообразить средства и формы занятий [2]

Исходя из опыта работы, которая проводится в нашем образовательном учреждении, можно сказать, что основой профилактики и лечения нарушений осанки, особенно начальных степеней, является общая тренировка организма ослабленного ребенка Выработке правильной осанки помогают игры на координацию движений, равновесие (Приложение № 2). Упражнения в играх чередуются с дыхательными упражнениями (Приложение № 3). В процессе проведения подвижных игр надо добиваться тренировки навыков в удержании головы и туловища в правильном положении, правильной ходьбы. В играх могут быть использованы разнообразные исходные положения, в том числе положения лежа, стоя на четвереньках и т.д. Упражнения в таких играх должны выполняться в среднем и медленном темпе.

Для формирования правильной осанки полезны упражнения, выполняемые детьми у вертикальной плоскости (стены: касание спиной, затылком, ягодицами и пятками стены или гимнастической стенки); следующий вид - это упражнения с удержанием на голове предмета (мешочка, деревянного кубика, резинового мяча, деревянного или резинового кольца).

  • потягивания;
  • прогибание спины назад с отведением рук вверх - назад;
  • ходьба на носках с прогибанием спины;
  • прогибание спины, сидя на стуле или скамейке с
  • потягиванием;
  • прогибание спины, стоя на четвереньках и коленях;
  • наклоны назад с отведением рук в стороны;
  • наклоны вперед с доставанием носков;
  • упражнение “велосипед” в положении лежа на спине;
  • наклоны туловища вправо и влево;
  • сгибание ног и отведение в сторону, стоя спиной к вертикальной плоскости;
  • сгибание ног в положении лежа;
  • доставание носков ног в положении сидя на скамейке;
  • подтягивание бедер к груди из положения лежа на спине.
  • пружинящие наклоны вправо и влево;
  • поднимание вверх одной руки с отведением другой назад;
  • прогибание спины с отведением рук вверх, лежа на боку;
  • прогибание спины, стоя на коленях (Приложение № 4).

Использование различных исходных положений способствует укреплению опорно-двигательного аппарата, усилению мышечного “корсета” позвоночника. Стоит также отметить, что данные упражнения выполняются в медленном или среднем темпе; дозировка - 10-12 раз.

  • ходьба на носках и пятках;
  • босиком по неровной поверхности;
  • на наружных краях стоп;
  • по гимнастической палке и растянутому на полу канату;
  • собирание мелких предметов пальцами ног;
  • переноска мелких предметов пальцами ног на небольшое расстояние от себя из и.п. сидя на стуле, скамейке.
  • катание мяча пальцами ног.

Кроме этого не малое значение в профилактике и коррекции плоскостопия имеют игры развивающие координацию движений, чувство равновесия; укрепляющие мышцы туловища, связочно-мышечный аппарат стоп. (Приложение № 5).

  • индивидуально-дифференцированный подход с учетом физического здоровья;
  • постепенное нарастание трудностей в применяемых упражнениях.
  • нагрузка не превышающая функциональных возможностей школьников и не наносящая ущерба их здоровью;
  • они должны улучшать физическое развитие;
  • укрепляющие опорно-двигательный аппарат;
  • вырабатывающие правильную осанку;
  • формирующие связочно-мышечный свод стопы.

Данные упражнения могут использоваться как отдельные, в любой части урока, так и комплексы в вводной и заключительной части урока.

Большое влияние на формирование правильной осанки оказывают родители, с первых дней жизни ребенка выполняющие массаж и физические упражнения (в соответствии с возрастом), а в более старшем возрасте осуществляющие контроль за сохранением навыка правильной осанки в быту, при различных видах деятельности и во время отдыха. Задача педагогов помочь и подсказать как это сделать правильно, не навредив здоровью детей. Конечно же памятки для родителей самый доступный способ донести необходимую информацию (Приложение № 6).




Все родители хотят, чтобы их дети росли активными и крепкими. Но, к сожалению, в настоящее время особенно часто среди детей и подростков стали встречаться различные заболевания опорно-двигательного аппарата. Неумолимая медицинская статистика свидетельствует, что у 40% детей и подростков отмечаются патологии суставов, а у 80% школьников старших классов имеются нарушения осанки.

1. Плоская спина - формируется в том случае, если у ребёнка не выражены физиологические изгибы позвоночника. У такого пациента страдает амортизация при движениях и ходьбе, что является прямой причиной развития заболеваний межпозвоночных дисков. В этом случае помочь может лечебная физкультура, лечение позой и положением, а также специальные корсеты.

2. Вялая осанка - при этом виде нарушения у ребёнка опущены и сведены вперёд плечи, наблюдается переразгибание в пояснице, мышцы брюшного пояса ослаблены. При этом в начальных стадиях осанка исправляется при выведении плечевого пояса в нормальное положение. Это нарушение также хорошо корректируется занятиями физкультурой.

Стимулятором патологических процессов может выступать плоскостопие — изменение формы стопы . Если стопа не обеспечивает должную амортизацию взаимодействий с опорой , последнее приходится делать позвоночному столбу.

Отрицательно сказываются на позвоночных дисках нерациональная и несимметричная работа мышц позвоночника , а именно: при неправильных привычных позах, при недостаточной разминке, при ношении сумок на плече, при использовании мягких подушек и матрацев.

Ожирение — также способствует остеохондрозу позвоночника. Излишняя жировая ткань, откладываясь в разных местах, усложняет поддержку равновесия и перегружает межпозвоночные суставы.

Самое большое значение в развитии искривлений позвоночника, остеохондроза, плоскостопия имеет малоподвижный образ жизни детей. Дети ежедневно по 5-6 часов проводят сидя за партой в школе, затем, придя домой, еще в течение 3-4 часов выполняют домашние задания, а после этого усаживаются перед экраном телевизора или начинают играть в различные компьютерные игры. Ребенок не тренирует свои мышцы, не укрепляет мышечный корсет, помогающий позвоночнику находиться в правильном физиологическом положении. В результате нередко возникают боли в спине, шее, начинают беспокоить головные боли. Длительное пребывание за компьютером приводит к ущемлению нервов и появлению болей в плечевом или лучезапястном суставе.

Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата должна проводиться у детей систематически и в школе, и дома.

В школе основной мерой профилактики заболеваний опорно-двигательной системы являются уроки физкультуры.

Но основные действия по предотвращению развития патологических процессов в ОДА должны предприниматься в домашних условиях под тщательным контролем родителей. Для ребенка следует разработать режим дня, предусматривающий чередования видов деятельности. Данное расписание необходимо тщательно соблюдать.

- Во время занятий обращать внимание на правильную позу сидящего за столом ребенка, он не должен сутулиться, и изгибаться в сторону.

- Письменный стол и стул тщательно подбирают под рост ребенка.

- Правильное освещение стола и использование специальных подставок для книг помогает избежать появления сутулости.

- Немаловажно нормализовать питание ребенка, не допускать развития ожирения. В ежедневном рационе обязательно должны быть свежие фрукты и овощи, соки, хлеб грубого помола, крупы, молочные продукты. Очень полезно давать детям рыбу и морепродукты. А вот шоколад, кофе, крепкий чай, кока-кола, копченые колбасы, маринады должны употребляться как можно реже.

Утро ребенка обязательно нужно начинать с гимнастических упражнений, направленных на укрепление и активизацию различных отделов опорно-двигательного аппарата. Для позвоночника очень полезны висы на турнике, а для мальчиков висы дополняются подтягиваниями. Для растяжения позвоночника выполняют наклоны корпуса и головы вперед - назад, вправо - влево, вращательные движения телом.

Во время утренней зарядки ребенок должен выполнять и упражнения, направленные на укрепление мышц брюшного пресса. Заканчивать зарядку желательно водными процедурами, обладающими закаливающим действием.

Ребенку необходимо достаточно времени проводить на свежем воздухе, играя в подвижные и спортивные игры, бегая, прыгая. Такие действия не только укрепляют суставы и мышцы, но и улучшают общий обмен веществ, развивают ловкость, красоту движений.

Рекомендации и для детей и для взрослых:

1. - спать на жесткой постели, спать без подушки или на плоской и жесткой подушке;

2. - спать на животе;

4. - разрабатывать позвоночник активными движениями во всех направлениях;

6. - сидеть на жестком стуле или табурете, стараясь держать спину прямо;

7. - регулярно плавать (без конкретных указаний, каким именно стилем).

Для правильной осанки детям полезно:

1. Кататься на велосипеде с высоко поднятым рулем;

3. Стрелять из лука (если нет сколиоза);

4. Приседать, ползать на четвереньках;

5. Поднимать и спускаться по шведской стенке;

7. Носить ранец до 6-7 класса.

При соблюдении этих не хитрых правил, можно избежать больших проблем!

Читайте также: