Какие три принципа школы жизни через жизнь открыл о декроли

Обновлено: 06.07.2024

Овид Декроли (1871—1932) — прогрессивный бельгийский педагог, видный представитель движения за “новое воспитание”, врач и психолог.

В 1901 г. в окрестностях Брюсселя Декроли открыл институт для умственно отсталых детей, а вскоре, в 1907 г., в Брюсселе — школу для нормальных детей от 3 до 18 лет, которая продолжает существовать и поныне.

Научные интересы Декроли были многогранны: он изучал особенности логического мышления, временных, числовых понятий у детей, разрабатывал методику обучения чтению и рисованию, создал оригинальную систему дидактических игр. Декроли — автор многочисленных коллективных и индивидуальных тестов для исследования развития детей различных социальных слоев общества.

Теоретической основой педагогики О. Декроли является его теория интересов и потребностей, которые у детей в конечном счете определяются инстинктами. Сущность педагогического процесса, по Декроли, состоит в удовлетворении этих интересов и потребностей (в питании, одежде, защите перед лицом. опасности, труде в общине и для общины и т. д.). Исходя из этой теории, Декроли разработал свой метод, комплексы — “центры интересов”.

Сущность метода “центров интересов состоит в том, что работа с детьми строится вокруг тем, которые Декроли разработал в соответствии с признанными им детскими потребностями. На этом основании изучение учебных предметов в школе, систематические и планомерные занятия детей в детских садах заменяются “центрами интересов детей, когда они наблюдают, читают, пишут, рисуют, лепят только то, что связано с данной темой. В результате уроки в школе, занятия в детском саду теряют последовательность и систематичность, теряют и свое обучающее значение. Педагог не дает детям знаний, они добывают их в процессе деятельности; он лишь помогает детям, консультирует их. Для проработки тем предлагается следующий, “психологический”, порядок: наблюдение, ассоциация, выражение.

Для наблюдения берется тот предмет или то явление, которые определяют содержание темы. Это реальные предметы и явления. Наблюдение предполагает их общее обозрение, измерение. Цель наблюдения — выявить имеющиеся у детей представления о данном предмете или явлении, обогатить их новыми ощущениями и представлениями.

Ассоциация имеет целью связать полученные путем наблюдения знания с имеющимися у ребенка представлениями, установить сходство и различия между предметами и явлениями; это — коллекционирование и классификация различного рода материалов, подведение детей к обобщению.

Выражение —выявление ребенком его представлений и мыслей в понятной для других форме, через различные виды деятельности: рисование, вырезание, лепку, моделирование, игру, драматизацию, письмо и т. д.

О. Декроли — автор широко известной серии дидактических игр,. куда входят: 1) сенсорные игры: зрительно-моторные и слухо-моторные; 2) арифметические; 3) игры, связанные с понятием времени; 4) игры, связанные с чтением; 5) игры грамматические и для развития речи. Декроли отводил игре в воспитательном процессе огромную роль, считал ее могучим побудителем духовного развития ребенка, стремился вскрыть динамику этого явления. Он писал: “Игра — это радость. Когда маленький ребенок играет, ему весело. В дальнейшем игра уступает место другим видам деятельности”.

В играх О. Декроли используются окружающие детей предметы и явления, а не абстрактные геометрические формы, как у Фребеля. По мнению Декроли, игры следует применять как средства повторения, закрепления, классификации и ассоциации имеющихся у детей наблюдений.

Как и другие представители “нового воспитания”, Декроли считал, что ребенок, обучаясь, должен сам делать открытия, а нс усваивать знания, преподносимые педагогом или учебником. Но в отличие от других представителей этого направления Декроли считал, что педагог должен быть все время с детьми, активно помогать им во всех затруднениях, жить их интересами,

улавливать их запросы.

Инициаторы организации специального образования и первый опыт их деятельности в области оказания помощи аномальным лицам.

Создание системы профилактики, ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии детей предполагает анализ и оценку опыта, накопленного на протяжении 30 лет за рубежом, и первых шагов, сделанных Россией на этом пути в настоящее время. Уже в начале 70-х гг. ХХ в. США и страны Европы перешли к практике создания различных систем и программ ранней помощи младенцам и их семьям. Первые создаваемые программы были ориентированы на удовлетворение социальных потребностей нормально развивающихся детей и детей с риском отставания в развитии от рождения до 3 лет. Это позволило характеризовать их как социально-педагогические программы ранней помощи или раннего вмешательства .

Создание государственной системы ранней помощи— перспектива в развитии специального образованияСопоставление зарубежного и отечественного опыта убедительно доказывает, что необходимо создание единой государственной системы выявления детей с нарушениями в развитии и обеспечения ее методами комплексной помощи. При этом ни в коем случае не предполагается отказ от ранее созданных учреждений: они будут реконструированы и обогащены на основе государственной системы, а их работа будет подлержана на переходном этапе. Таким образом, первоочередной задачей сегодняшнего дня становится задача разработки стратегии и тактики создания единой государственной системы раннего выявления и специальной помощи детям с отклонениями в развитии и их семьям. Промежуточным результатом работы должен стать проект Программы внедрения разработанной единой системы раннего выявления и помощи детям с нарушениями в развитии на всей территории Российской Федерации. Необходимо подчеркнуть, что реализация такой программы как нового приоритетного направления развития системы образования на государственном уровне возможна только при скоординированном взаимодействии Министерства образования РФ, Министерства здравоохранения РФ, других министерств, ведомств, различных структур, отдельных научно-исследовательских институтов, высших учебных заведений, групп исследователей и разных категорий специалистов. Опорным структурным элементом государственной системы должны стать региональные, городские и муниципальные центры и учреждения, создаваемые на основе семейно-ориентированного и междисциплинарного подходов к организации деятельности. Региональные центры должны быть максимально приближены к месту жительства семьи и организованы с учетом региональных экономических возможностей, местных условий и традиций. Им должно быть предоставлено право широкого вариативного выбора места размещения: на базе общеобразовательного или специализированного дошкольного учреждения, или учреждений здравоохранения (детских поликлиник или кабинетов по катамнезу при детских больницах), специализированных центров при психолого-медико-педагогических комиссиях

Годы жизни, место рождения Ж.О. Декроли. Педагогическая деятельность и произведения Ж.О. Декроли, их основные идеи. Развитие дошкольного воспитания. Актуальность идей педагога для современной теории и практики воспитания детей дошкольного возраста.

Рубрика Педагогика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 06.10.2013
Размер файла 29,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования г. Москвы

Педагогический колледж №5

Учебно-кадровый центр дополнительного образования

слушателя курсов профессиональной переподготовки

Храпаковой Галины Анатольевны

Карпюк Галина Андреевна

Жан Овид Декроли жил и работал в эпоху (1871-1932). Родился в середине XIX века в эпоху романтизма, культуры, великих реформ (период промышленной революции, утверждения и развития либерально-демократических институтов в политической организации общества). К концу XIX века завершился раздел мира между крупнейшими капиталистическими державами. Сформировалась колониальная система, ставшая одним из важнейших источников получения прибыли. Изменившиеся социально-экономические условия привели к существенным переменам во всех областях культуры - науке, литературе, искусстве. Бурный рост производства, необходимость его обслуживать дал толчок развитию научных фундаментальных и прикладных исследований, особенно естественных и технических.

Умер Жан Овид Декроли в начале XX века в эпоху насыщенной событиями, экономическими прорывами и научно-техническими изменениями, революциями и контрреволюциями, мировыми войнами, переделами мира, разделением однополюсного мира на многополюсный, борьбой различных систем, реваншами ведущей общественно-политической системы, кризисами и взлетами, победами и поражениями.

После окончания медицинского факультета Гентского университета занимался научной деятельностью, сначала в Берлине, а затем - в Париже. Вскоре переехал в Брюссель, где изучал душевнобольных. В 1901 г. он открыл вблизи Брюсселя (Бельгия) институт для детей с проблемами развития, в котором на основе собственных исследований применял новые методы обучения и воспитания частности, Ж.О. Декроли разработал собственный оригинальный метод обучения чтению, тесты для исследования представлений детей, опросник для родителей с целью психологического наблюдения детей.

Это заведение получил признание. Однако в годы Первой мировой войны значительное количество состоятельных семей вместе с детьми выехала из Бельгии, школу закрыли. Декроли занимался тогда помощью сиротам, организовывал для них в Брюсселе и провинции сиротские ячейки. Но уже в 1917 г. с помощью родительского комитета ему удалось возобновить деятельность школы.

Разрабатывая свою технологию, Декроли использовал достижения естественных наук последних десятилетий XIX в, философию витализма (лат vitalis - жизненный), признающее наличие в организмах нематериальной силы, которая влияет на жизненные явления. Он считал, что педагогическая деятельность должна способствовать осознанию ребенком самого себя, познанию среды обитания, где ей предстоит реализовать свои идеалы.

В эту эпоху огромный вклад, в дошкольное воспитание, внесли педагоги:

К.Д. Ушинский - основоположник народной школы в России, он внес ценнейший вклад в развитие мировой педагогической мысли. Ушинский глубоко проанализировал теорию и практику воспитания, в том числе дошкольного, и образования за рубежом, показал достижения и недостатки в этой области и тем самым подвел итоги развития педагогики других народов, автор большого количества учебных книг, но самые известные из них - “Родное слово” и “Детский мир”;

И другие немаловажные педагоги .

Жан Овид Декроли - бельгийский педагог, психолог и врач. Родился 23.07.1871 г. в середине XIX века в эпоху романтизма, культуры, великих реформ и промышленной революции. Умер 12.09.1932 г.в начале XX века в эпоху борьбы различных систем (Индустриализация , Первая мировая война, Распад империй, Октябрьская революция, создание СССР, построение социализма и попытка построения коммунизма и т.д) В эту эпоху свой вклад внесли Н. К. Крупская , К.Д. Ушинский , Л. Н. Толстой, Кергомар Полина, Мария Монтессори, и др.

· В 1901г. закончил медицинский факультет Гентского университета. Занимался научной деятельностью, сначала в Берлине, а затем - в Париже. Вскоре переехал в Брюссель.

· В 1913г. он стал профессором Высшей педагогической школы.

· Руководил курсами повышения квалификации учителей (1912г.).

· В 1920г. он стал профессором Брюссельского университета.

· Преподавал в высших учебных заведениях в т.ч. Брюссельском университете (1920г.).

· Создал систему дидактических игр, обеспечивающих сенсорное развитие детей.

Идеи отраженные в трудах Жанна Овида Декроли:

3. Биографическая справка

Жан Овид Декроли

4. Педагогическая деятельность

Результаты педагогической деятельности Декроли оформились в целостную новаторскую педагогическую технологию, которая привлекла к себе большой научный, профессиональный интерес педагогической общественности. На специальных курсах изучали ее теоретические и методологические основы, многие школы начали их внедрять, нередко приглашая в качестве консультантов сотрудников Декроли.

Масштабную работу проводили по созданию и апробации программ для учебно-воспитательных заведений, которые овладевали эту педагогическую технологию. В настоящее время Декроли начал преподавать в высших учебных заведениях. В 1913 г. он стал профессором Высшей педагогической школы, а через семь лет - профессором Брюссельского университета, в котором читал лекции по гигиене и детской психологии.

5. Педагогические произведения Ж.О. Декроли. Их основные идеи

Результаты его исследовательских поисков изложены в работах:

Ж.О. Декроли создал систему дидактических игр, обеспечивающих сенсорное развитие детей. Игра, по Ж.О. Декроли, - радостная творческая деятельность. Для развития мышления предложил систему классификации и коллекционирования. Выступал против: формализма в обучении и воспитании; оторванности школы от жизни; зубрёжки; игнорирования интересов детей.

Серии дидактических игр:

1) Сенсорные игры: зрительно-моторные и слухомоторные (направленные на развитие восприятия цвета, формы, направления внимания, двигательных способностей);

2)Арифметические (ориентированные на формирование элементарных арифметических действий, геометрических представлений. Ориентирование во времени);

3) Игры, связанные с понятием времени;

4) Игры, связанные с чтением; (направленные на подготовку ребенка к чтению и письму);

5) Игры грамматические и для развития речи ( способствуют развитию грамматической правильности речи);

6) Географические игры (эффективны при закреплении знаний по географии).

В играх Ж.О. Декроли используются окружающие детей предметы и явления, а не абстрактные геометрические формы, как у Фребеля. По мнению Декроли, игры следует применять как средства повторения, закрепления, классификации и ассоциации имеющихся у детей наблюдений.

Моторно-слуховые игры призваны способствовать развитию чувственных восприятий, внимания и моторной одаренности.

Именно Ж.О. Декроли разработал игры на распределение предметов, на составление картинок из цветных кубиков, на составление картинок с помощью отдельных фигурок.

Декроли считал, что, перед тем как ознакомиться с числами, ребенок должен понять отсутствие или наличие предметов, быть способным заметить разницу, считать знакомые ей предметы.

По его убеждению, ребенок почти бессознательно делает сравнение, сопоставление, поэтому игра для нее является деятельностью, которая побуждает делать выводы и высказывать суждения, а следовательно, важным средством сенсорного и духовного развития ребенка.

Идеи отраженные в трудах Жанна Овида Декроли:

декроли педагог дошкольный воспитание

2. Руководил курсами повышения квалификации учителей (1912г.).

4. Преподавал в высших учебных заведениях в т.ч. Брюссельском университете (1920г.).

5. Создал систему дидактических игр, обеспечивающих сенсорное развитие детей.

1. Коджаспирова Г. М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты.- М.,2003.- С.145.

2. История педагогики и образования: От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в./ Под ред. А.И. Пискунова.- М., 2001.

3. Поляк Г., Новая школа на Западе.

4. Педагогическая система Декроли, М., 1928.

5. Ноmaide A., La methode Decroly, Neuchatel (Suisse), 1939.

6. Le docteur Dccroly et quelquesuns de ces principes educatifs, 2 ed., Brux., 1947.

7. Gallien-Libois et Claret, Initiation a la methode Decroly, v.l, Brux., 1947.

8. Vоrmser О., L'Ecole Decroly de Bruxelles, "L'education nationale", 1958, annee 14, X" 4.

9. Педагогическая энциклопедия. Том 1. Гл. ред.- А.И. Каиров и Ф.Н. Петров. М.

10. Советская Энциклопедия, 1964. 832 столб. с илл., 7л. илл.

11. Российская педагогическая энциклопедия/Под ред. В. В. Давыдова.- М., 1993.- т. 1, -С. 249-250.

12. Педагогический энциклопедический словарь/Под ред Б. М. Бим-Бада. -- М., 2003. - С. 353.

13. Джуринский А. Н. История зурубежной педагогики: Учебное пособие.- М., 1998.

Подобные документы

Место физического воспитания детей дошкольного возраста в общей системе воспитания с учетом современных требований. Средства физического воспитания: гигиенические факторы, естественные силы природы. Единство физического и психического развития ребенка.

реферат [25,4 K], добавлен 22.12.2014

Цели, задачи экологического воспитания у дошкольников, его содержание. Развитие познавательной деятельности ребенка в процессе ознакомления с окружающим миром. Экологическая тропа как условие воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста.

курсовая работа [48,0 K], добавлен 08.05.2014

Актуальность экологического воспитания подрастающего поколения. Игра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка. Принципы воспитания экологической культуры у дошкольников.

дипломная работа [1,2 M], добавлен 11.03.2014

Обзор задач физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста. Программы нового поколения. Физическая культура в разные периоды жизни человека. Особенности методики физического воспитания детей в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте.

курсовая работа [56,0 K], добавлен 10.03.2015

Роль В.Г. Нечаевой в развитии теории и практики трудового воспитания дошкольников в Беларуси. Краткая характеристика ее педагогической системы. Пути улучшения современного трудового воспитания дошкольников с учетом наследия В.Г. Нечаевой 60-80-х гг.

Предназначение школы О. Декроли видел прежде всего в нравственном воспитании; обучать и воспитывать рекомендовал в тесной связи с природой, опираясь на деятельность и свободу ребенка. Школа должна работать, по его мнению, в тесном контакте с семьями учеников. Дети, считал Декроли, обладают от рождения некими эскизами и образами, обогащать которые должна школа. Важно привести обучение в соответствие с особенностями детского мышления, для чего необходимо вычленять в учебном процессе такие виды деятельности ученика, как наблюдение, измерение, нахождение ассоциативных связей. Наблюдение должно было ставить ребенка в контакт с материалом и фактом, измерение – сделать контакт осязаемым, ассоциативность – выработать абстрактное мышление, выражение – обеспечить формирование категориально-понятийного аппарата.

Например, в обучении родному языку Декроли использовал следующий метод. Дети изучали не отдельные слова, а фразы; на основе их анализировали грамматику, фонетику, синтаксис; материал для чтения составлялся из коротких историй, рассказанных самими детьми. По сравнению с обычным – фонетическим – такой метод оказался намного эффективнее.

Важным компонентом обучения, по мнению О. Декроли, является учебный материал, почерпнутый из окружающей ребенка среды – живой и неживой природы, школы, семьи, общества.

Однако в целом программа школы Декроли не обеспечивала развития у детей широкого кругозора и усвоения систематизированных знаний, а следование принципу свободы ребенка приводило к воспитанию в духе индивидуализма.

Педагогические опыты Декроли оказали влияние на деятельность массовой начальной школы Бельгии.

Литература

1. Джуринский, А.Н. Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития / А.Н. Джуринский. – М., 1993. – С. 132–133.

2. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века: учеб. пособие для пед. учеб, заведений / под ред. А.И. Пискунова. – М.: Сфера, 2001. – С. 392–393.

3. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Большая рос. энцикл., 1998. – Т. 1. – С. 249–250.

Школа Декроли - это школа, расположенная в Уккле , основанная в 1907 году Овидием Декроли . Школа известна своей педагогикой, основанной на новом образовании и активных методах . Школа является частью бесплатной субсидируемой внеконфессиональной сети и включает три основных цикла обучения : детский сад, начальную и среднюю школу .

Резюме

История

Декроли педагогика


Эволюция школы

В 1921 году под руководством Отделения детского здоровья, которому помогала Амели Хамайде, во Флориде была создана школа Декроли .

В 1930 году появляется весь вторичный цикл.

Во время Второй мировой войны школа пережила трудный период, и ядро ​​учителей присоединилось к Сопротивлению и запустило подпольную газету.

В 1979 году школа адаптировала структуру среднего образования к своей педагогике. Таким же образом, как были созданы курсы ранее: Наблюдение - измерение (наука и математика), Ассоциация (во времени и пространстве / история-география, включая гуманитарные науки), Абстрактное выражение (современные и древние языки, философия) и Конкретное выражение ( рисунок, графические приемы и модели), он предлагает систему опций, сохраняющих широкую неоднородность классов

Педагогика


В школе Декроли практикуется активная педагогика . Метод нейропсихиатра Овидия Декроли хочет развить ребенка с его собственными параметрами (интеллектуальными, физическими и социальными), рассматривая его как исполнителя его обучения; с этого момента он вовлекает его в индуктивный процесс (глобальное восприятие, анализ и обоснованная реконструкция). Школа основана на следующих принципах:

    Ребенок рассматривается как единое целое. Интеллектуальные аспекты обучения неотделимы от физического и социального развития; таким образом, конкретная деятельность по самовыражению и общественная деятельность являются неотъемлемой частью школьной программы для всех возрастов;

«Интеллектуальное развитие ребенка основано на согласованном использовании трех способностей. Первый - это наблюдение, отправная точка для любой деятельности, поскольку оно обеспечивает прямой и мотивирующий контакт с реальностью вещей и существ. Затем следует ассоциация, которая объединяет факты, отмеченные в предыдущих достижениях, и провоцирует новые исследования путем сравнений и поиска объяснительных гипотез. Выражение вмешивается в процесс вербального, графического и конкретного отражения, всегда индивидуализированное, постепенно уточняющееся. "

Читайте также: